При скрещивании растений томата с округлыми плодами и нормальными листьями
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 20.09.2024
При скрещивании высокорослого растения томата с округлыми плодами с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, всё потомство было единообразно и имело высокий рост и округлые плоды. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами в потомстве наблюдалось появление двух фенотипических групп растений: 50 % высокорослые с округлыми плодами и 50 % карликовые с грушевидными плодами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и гибридов в каждом случае. Объясните результаты этих скрещиваний. Как определяются в данном случае доминантные и рецессивные признаки?
Задача №3. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
В первом скрещивании все имеют гладкие плоды, значит -это доминантный признак (А), а ребристость - рецессивный ген (а).
Во втором скрещивании все потомство имеет нормальную высоту значит это доминантный признак (В), а карликовость -рецессивный признак (в)
Дано:
В- гладкие плоды,
в -pебристые плоды.
Р1: карликовые с ребристыми плодами х норм. с гладкими
F1- норм. высота, гладкие и карликовые , гладкие
Р2: карлик. ребристые х норм.высота ребристые
F1- все норм. высота, ребристые плоды.
Найти: 1) генотипы Р-?
Решение:
Первое скрещивание
P аавв x ААBb
карл. ребр. норм. глад.
G аb AB, Ab
F1 AABb AAbb
Второе скрещивание
P aaвв x ААвв
карл. Ребр. норм. ребр
G aв Ав
F1 Аaвв
Ответ: 1) 1 скрещивание: генотипы Р: аавв (ребр. карл. ), ААBв (глад. норм. ).
Генотипы потомства: AABb - норм., гладкие AAbb -карл.гладкие
2) 2 скрещивание: генотипы Р: aaвв - карл. с ребр, ААвв- норм. глад.
Генотипы потомства: Аaвв - норм ребрист.
3) В первом скрещивании проявляется третий закон Менделя (закон независимого расщепления). Во втором скрещивании – 1 закон Менделя по наследованию высоты растения.
Задача №4. При скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 - кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Решение: В первом скрещивании наблюдается единообразие плоских венчиков, значит, это доминантный признак, а воронковидный- рецессивный признак.
Во втором скрещивании наблюдается единообразие по белой окраске, значит это- доминантный признак, кремовая окраска -рецессивный признак.
Дано:ген - признак
а- кремовый цвет
В- плоский венчик
в - воронковидный венчик
Р1: белые, воронковидные х кремовые плоские. Потомство: белые плоские (38), кремовые плоские (40)
Р2: белые, воронковидные х кремовые плоские. Потомство: белые воронковидные , белые плоские
Найти: 1) генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. 2) закон - ?
1) Первое скрещивание: Расщепление произошло по окраске, значит растение с белой окраской гетерозиготно. По венчикам-гомозиготны.
Р Аавв х ааВВ
бел. воронк. крем. плоский
G Ав, аваВ
F1 АаВв ааВв
бел. плос 38 крем. плос 40
2) Второе скрещивание: Расщепление произошло по венчикам, значит растение с плоским венчиком гетерозиготно. По окраске -гомозиготны.
Р ААвв х ааВв
бел. воронк. крем. плоский
G Ав аВ ав
F1 АаВв Аавв
бел.плос бел. воронк
3) Третий закон Менделя -закон независимого наследования ( по каждой паре признаков)
Ответ: 1) генотипы родителей Р1: Аавв(бел. воронк.) ааВВ (крем.плоск). Генотипы потомства: АаВв(бел. плос ), ааВв (крем. плос).
2) 1) генотипы родителей Р2: ААвв(бел. воронк.) ааВв (крем.плоск). Генотипы потомства: АаВв(бел. плос ), Аавв (бел.воронк.).
3) Третий закон Менделя -закон независимого наследования ( по каждой паре признаков)
С6. У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хв -коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Дано:
А – наличие хохолка,
а – нет хохолка.
XB – зеленое оперение,
Xв – коричневое оперение.
♀- хохлатая с зеленым оперением АаXBY.
♂- без хохолка с зеленым оперением (гетерозигота) - ааXВXв
F1:хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые.
Найти:1) генотипы Р- ?, 2) генотипы F1, пол потомства -? 3) Схема скрещивания? Закон?
Решение:Наличие расщепления в первом поколении, равное 1: 1:1:1, говорит о гетерозиготности хохлатой самки
Р: ♀ АаXBYх ♂ ааXВXв
ГаметыАXB, аХВ, АY, аYаХВ, аXв.
F1
AXВ | aXВ | АУ | аУ | |
аХВ | AaXВXВ ♂хохлатый зеленый | аaXВXВ ♂ без хохла зеленый | AaXBУ ♀хохлатая зеленая | aaXВУ ♀ без хохла зеленая |
aXв | AaXВXв ♂ хохлатый зеленый | aaXВXв ♂ без хохла зеленый | AaХвУ ♀хохлатая коричневая | aaXвY ♀ без хохла коричневая |
Ответ: 1) генотип самки- АаXBY, генотип самца- ааXВXв
2) Генотипы, фенотипы, пол F1: AaXВXВ (♂хохлатый зеленый), аaXВXВ (♂ без хохла зеленый),
AaXBУ ( ♀хохлатая зеленая), aaXВУ (♀ без хохла зеленая), AaXВXв (♂ хохлатый зеленый),
aaXВXв (♂ без хохла зеленый), AaХвУ( ♀хохлатая коричневая), aaXвY (♀ без хохла коричневая).
3) В данном случае проявился закон независимого наследования (третий закон Менделя).
С6. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом.
Ответ: 1) признак рецессивный, так как отсутствует у родителей, а проявляется в 1 поколении.
2) признак сцеплен с полом, так как передается только по мужской линии.
3) Генотип мамы: ХАХа, генотип папы –ХАУ
Генотипы детей в F1: №1-сын-ХАУ, №2-дочь- ХАХА или ХАХа, №3-дочь- ХАХА или ХАХа, №4-сын-ХаУ.
Носителем гена является мама, дочь (№2), внучка (№6).
С6. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
С6. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма - д) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
Дано:
В – нормальный слух,
b – глухота.
XD – нормальное зрение,
Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение- bbXDX_.
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник - BBXdY.
Девочка-дальтоник XdXd получила одну Xd от отца, а вторую от матери, следовательно, мать- bbXDXd.
P ♀ bbXDXd x ♂ BBXdY
глух. норма норма, дальтоник
G bXD, bXd BXd, BY
F1
BXd | BY | |
bXD | BbXDXd девочки с норм. слухом и зрением | BbXDY мальчики с норм. слухом и зрением |
bXd | BbXdXd девочки с норм. слухом, дальтоники | BbXdY мальчики с норм. слухом, дальтоники |
Ответ:1) Генотип мамы- bbXDXd, генотип папы- BBXdY. 2) Генотип дочери- BbXdXd. 3) Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.
С6. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
Решение:
1) В первом скрещивании: 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.
Розовая окраска — промежуточный признак: BB - красная окраска; Bb - розовая; bb - белая.
При скрещивании двух растений томатов
с круглыми плодами и желтыми цветами
получено следующее потомство: 187 с
круглыми плодами и желтыми цветами; 67
растений с круглыми плодами и белыми
цветами, 65 растений с овальными плодами
и желтыми цветами; 22 растения с овальными
плодами и белыми цветами. Определите
генотипы родителей и потомства.
187 : 67 : 65 : 22 = 9 : 3 : 3 : 1
АаВв х АаВв
187 (ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв)
67 (ААвв, Аавв)
65 (ааВВ, ааВв)
22 (аавв)
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
А – гладкие семена, а – морщинистые семена, B – наличие усиков, b – отсутствие усиков, АВ сцеплены
гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков
гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков
aabb - гладкие семена, с усиками,aabb – морщинистые семена, без усиков.
генотипы и фенотипы потомков:
aabb - гладкие семена, с усиками;aabb - морщинистые семена, без усиков.
соотношение особей в потомстве по генотипу и фенотипу 1:1
проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. гены двух признаков сцеплены и находятся в одной хромосоме.
При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
А – фиолетовые цветки, а – красные цветки, B – овальная пыльца, b – круглая пыльца
фиол. цветки, овал. пыльца красн. цветки, кругл. пыльца
G AB, Аb, aB, ab ab
F1 51 АаBb – с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой;
15 Ааbb – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой;
12 ааBb – с красными цветками, овальной пыльцой;
59 ааbb – с красными цветками, круглой пыльцой;
генотипы родителей:АaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой
генотипы потомства f1:AaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; Aabb - фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; aaBb - с красными цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой.
присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов A и B, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.
Воробьёв, имеющих длинные крылья и серую окраску тела, скрестили с воробьями (самцами), имеющими черную окраску тела и короткие крылья. В первом поколении все воробьи были серые и длиннокрылые. При скрещивании гибридов первого поколения с самцом из первого скрещивания во втором поколении получили 18 с серым телом и длинными крыльями, 1 с черным телом и длинными крыльями, 21 с черным телом и короткими крыльями и 2 с серым телом и короткими крыльями. Определите генотипы родителей в первом и втором скрещиваниях, генотипы потомков во втором скрещивании. Составьте схему решения задачи.
Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
А – длинные крылья, а – короткие крылья, B- серое тело, b – черное тело.
длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело
длинные крылья, серое тело
Р ♀ AaBb х ♂ aabb
длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело
G AB, Ab, aB, ab ab
AaBb - длинные крылья, серое тело - 18
Aabb - длинные крылья, чёрное тело - 1
aaBb - короткие крылья, серое тело - 2
aabb - короткие крылья, чёрное тело - 21
генотипы родителей в первом скрещивании: ♀ aabb, ♂aabb;генотипы родителей во втором скрещивании: ♀ aabb, ♂ aabb.
генотипы потомков во втором скрещивании:aabb - длинные крылья, серое телоaabb – длинные крылья, чёрное телоaabb – короткие крылья, серое телоaabb - короткие крылья, чёрное тело
проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. доминантные и рецессивные гены попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме, гаметы ab и ab образуются в результате кроссинговера.
При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1 : 1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.
А – норм. высота, а – карлик. рост, B- круг. плоды, b – овал. плоды.
норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды
норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды
генотипы родителей: ааbb (гаметы ав, аb) и ааbb (гаметы аb);
генотипы и фенотипы потомства: ааbb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);
появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.
Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% − извитую шерсть нормальной длины, 10% − прямую нормальной длины и 10% − извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае? Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
А — прямая шерсть
а — извитая шерсть
В — нормальная длина шерсти
b — длинная шерсть
извитая нормальной длины шерсть прямая длинная шерсть
прямая шерсть нормальной длины
Р ♀ АаВb х ♂ ааbb
прямая шерсть нормальной длины извитая длинная шерсть
G АВ, аВ, Аb, аb аb
10% прямая шерсть нормальной длины
40% извитая шерсть нормальной длины
40% прямая шерсть, длинная шерсть
10% извитая шерсть, длинная шерсть
родители в первом скрещивании имеют генотипы аавв, ааbb; их потомство имеет генотип аавв.
родители во втором скрещивании имеют генотипы: самка - аавb, самец - ааbb. генотипы потомков во втором скрещивании: аавb, аавb, ааbb, ааbb.
в данном случае проявляется закон сцепленного наследования признаков, так как гены a и b, a и b попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме. гаметы ав и аb появились в результате кроссинговера.
Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит, анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).
Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.
32. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их
потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей,
гибридов первого поколения и тип наследования признака.
ОТВЕТ: Появление промежуточного признака в потомстве показывает на неполное
доминирование признака. Генотипы родительских растений (Р): АА и аа. Гаметы: А и а.
Генотипы первого поколения : Аа.
33. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования
признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен
или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.
ОТВЕТ: 1) Признак доминантный, так как передается всегда потомству, не сцеплен с
полом, так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. 2) генотипы
детей в F
женщины – аа и Аа
Мужчины – аа и Аа. Генотипы потомков F
мужчина – Аа. Генотипы родителей:
женщина: аа, мужчина Аа.
34. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и
томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным
стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми
плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей,
потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
ОТВЕТ: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB
и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F
Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в
пурпурный стебель, красные плоды – 1
пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.
35. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления
признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом.
Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
Читайте также: