Помидор покрытосеменное растение или нет

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 21.09.2024

Питание и дыхание

Размножение и спорообразование

Представители
и их значение

Прокариотические (доядерные) одноклеточные или колониальные клетки имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу из полисахаридов; в цитоплазме расположен нуклеоид (ядерная зона) с кольцевой молекулой ДНК (плазмиды); в цитоплазме также есть рибосомы, фотосинтетические мембраны (только у автотрофных фотосинтезирующих) и мезосома (органелла дыхания); оболочка клеток может иметь выросты – жгутики и пили (органеллы движения)

Автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических):
а) фотосинтезирующие синезелёные и пурпурные бактерии; б) хемосинтезирующие железобактерии и нитрифицирующие бактерии. Гетеротрофы (используют готовые органические вещества):
а) сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами (бактерии гниения и брожения);
б) симбионты органические вещества получают в результате симбиоза с другими организмами (клубеньковые бактерии);
в) паразиты питаются органическими веществами живых организмов (болезнетворные бактерии или микробы). Аэробы – используют для дыхания атмосферный кислород (бактерии гниения); анаэробы живут в отсутствии кислорода (бактерии ботулизма)

Размножаются только бесполым путём, прямым делением на двое (амитоз), происходящим при благоприятных условиях каждые 20 мин; бесполому размножению может предшествовать половой процесс (конъюгация, трансдукция или трансформация), приводящие к генетической рекомбинации дочерних клеток. При неблагоприятных условиях (отсутствие влаги, пищи, положительной температуры и др.) переходят к спорообразованию: из одной клетки образуется одна крупная эндоспора, покрытая толстой защитной оболочкой, способная выдерживать, высушивание, кипячение, замораживание и др.

Обеспечивают круговорот веществ в природе и участвуют в образовании перегноя – плодородного слоя почвы (бактерии гниения); связывают атмосфер-ный азот в виде доступных для растений нитратов и нитритов (клубеньковые бактерии). Используются в промышленности для получения простокваши, йогурта, силоса (молочнокислые бактерии), антибиотиков (актиномицеты, стрептомицеты), кормового белка (водородные бактерии). Возбудители опасных заболеваний человека (чума, холера, дифтерия, ангина и др.), животных и растений (ожог коры яблонь)

Таблица 14. Характеристика основных представителей грибов

Представители

Особенности строения

Способ питания

Особенности размножения

Грибница (мицелий) бесцветный, многоядерный с ризоидами, на мицелии развиваются спорангии на ножках

Сапрофит (питается мёртвыми органическими веществами). Развивается на хлебе

При помощи спор, образующихся в шаровидных чёрного цвета спорангиях; при истощении питательной среды переходит к половому размножению

Порча пищевых продуктов

Мицелий многоклеточный, зеленоватый, с перегородками между клетками; на концах нитей мицелия (гифы) образуются кисточки (конидии), несущие споры

Сапрофит. Развивается на овощах, фруктах, варенье

При помощи спор, образующихся на конидиях; при истощении питательной среды переходит к половому размножению

Клетки мицелия вырабатывают пенициллин – антибиотик, подавляющий рост бактерий стафилококков. Открыл это семейство А.Флеминг в 1929 г.

Дрожжевые грибы: хлебные дрожжи

Одноклеточные микроскопические, не имеющие мицелия, образующие колонии из овальных клеток

Сапрофиты. Питаются путём сбраживания сахаров в спирт и углекислый газ с выделением тепла

При благоприятных условиях размножаются вегетативно – почкованием; при истощении питательной среды переходят к половому размножению

Известны только в культуре, широко используются в хлебопечении

Паразитические грибы: спорынья

На мицелии, развивающемся в колосьях хлебных злаков, вырастают тёмные рожки, содержащие ядовитые вещества – галлюциногены

Паразит хлебных злаков

Мука, приготовленная из заражённых колосьев, может быть причиной сильного отравления, сопровождающегося гангреной и судорогами

Паразит хлебных злаков

Споры гриба в момент цветения злаков разносятся ветром и, попадая на пестики цветков, заражают новые растения

Вызывает заболевание злаков – пыльную, пузырчатую, стеблевую и твёрдую головню

Шляпочные грибы: белый гриб, подберёзовик, подосиновик, сыроежки, лисички и др.

На многоклеточном мицелии в благоприятных условиях (тепло, влага) развиваются плодовые тела (спорофоры), состоящие из шляпки и ножки; на нижней стороне шляпки в спороносном слое (гименофор) трубчатого или пластинчатого вида развиваются споры

Сапрофиты: шампиньоны. Симбионты: большинство шляпочных грибов, образуют микоризу с корнями высших растений. Паразиты: трутовик, опята

При помощи спор; при помощи гамет, образуемых на концах мицелия; вегетативно; при помощи кусочков грибницы

Разрушают древесину (трутовики, опята); используются в пищу человеком и животными

Схема 6. Схема биологической системы растений (основные таксономические единицы)
Таблица 15. Общая характеристика лишайников

Местообитание и представители

Питание и размножение

Значение в природе и жизни человека

На камнях (графис, леканора), на стволах и ветвях деревьев (пармелия, уснея), на почве (кладония, цетрария), на обработанной древесине (рамалия, алектория), в воде (гидротирия, дермакарпон)

По внешнему виду слоевища различают: накипные, или корковые (графис), листовые (пармелия), кустистые (кладония)

Слоевище состоит из верхней и нижней коры, сердцевины, образованной гифами гриба, и слоя клеток водорослей (гонидиальный слой)

Водоросль снабжает лишайник органическими веществами, образованными при фотосинтезе, а гриб – минеральными солями и водой. Размножается вегетативно кусочками слоевища, группами клеток, оплетённых гифами гриба, выдуваемыми через отверстия в коре (соредии)

Разрушают горные породы и образуют почвенный слой (пионеры растительности). Слагают напочвенный покров тундры и служат пищей северным оленям (ягель). Используются в промышленности для фиксации запаха духов, получения красителей, индикаторов и др.

Таблица 16. Основные жизненные формы (по К.Раункиеру)

Жизненная форма

Характеристика

Примеры растений

Растения, у которых почки возобновления находятся на некотором расстоянии от поверхности почвы (выше 25 см). Эта жизненная форма растений абсолютно доминирует (96%) во влажных тропических лесах (гилеях), а также значительно представлена в субтропических лесных формациях (65%)

Сосна сибирская, клён ясенелистный, берёза повислая, ольха клейкая

Низкорослые суккуленты, травы (стелющиеся), почки возобновления которых расположены низко над поверхностью почвы (ниже 25 см). Встречаются в тундрах, высокогорьях и аридных районах

Брусника, черника, вереск, касандра

Растения, у которых почки возобновления в неблагоприятный для вегетации период года сохраняются на уровне почвы и защищены отмершими листьями или снежным покровом. Преобладает в составе растительности тундры (60%) и степей (63%)

Лютик едкий, одуванчик лекарственный, колокольчик раскидистый, некоторые злаки

Многолетние травянистые растения, у которых почки возобновления закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему они защищены от прямого воздействия среды. Надземные органы этих трав отмирают с наступлением периода, неблагоприятного для вегетации, и восстанавливаются в дальнейшем из скрытых под землёй почек возобновления, имеющихся на корневищах и других многолетних подземных органах растений

Ветреница лютичная, тюльпан, гусиный лук

Однолетние растения, полностью отмирающие к зиме, но сохраняющие жизнеспособные семена. Эти однолетние травы господствуют в полупустынях и пустынях (73%), в сухих степях

Мак самосейка, марь белая, желтушник левкойный, икотник серый

Таблица 17. Основные растения – индикаторы загрязнения атмосферного воздуха

Компоненты загрязнения

Важнейшие древесные породы

Сельскохозяйственные и декоративные растения

Ель (европейская, сербская), пихта европейская, сосна обыкновенная, ясень американский

Пшеница, ячмень, люцерна, клевер, хлопчатник, фиалки

Ель европейская, пихта европейская, орех грецкий

Виноград, абрикос, гладиолус, ландыш, нарцисс, тюльпан, рододендрон

Граб обыкновенный, липа сердцевидная

Ель европейская, лиственница европейская, лещина обыкновенная, ольха клейкая

Плоды отличаются по строению, размерам, внешнему виду. Их разнообразие обусловлено формированием у растений приспособлений для распространения семян и расселения.

По особенностям околоплодника плоды делят на сочные и сухие . В околоплоднике зрелых сочных плодов есть сочная мякоть. В созревших сухих плодах сочных частей нет.

таблица плодыaugļu tabulatable fetus.jpg


Ягода — сочный плод с тонкой наружной кожицей. Внутри ягод клюквы, черники, томатов, винограда много мелких семян. У некоторых растений в ягоде находится одно семя. Так устроены ягоды финиковой пальмы и барбариса.

Яблоко — сочный плод, внутри которого есть плёнчатые семенные камеры. Образуется не только из завязи, но и из сильно разросшегося цветоложа и других частей цветка. Так устроены плоды у яблони, груши, айвы.

Тыквина — сочный плод, у которого околоплодник имеет довольно твёрдый наружный слой. Такой тип плода образуется у тыквы, кабачка, огурца.


Костянка — сочный плод с тонкой кожицей снаружи и твёрдой косточкой внутри. Костянки образуются у черешни, сливы, персика, черёмухи, оливки. Бывают костянки, содержащие несколько семян (у бузины, крушины).

Многокостянка — сборный плод, состоящий из большого числа мелких костянок. Такой вид плода у ежевики, малины.

Орех — сухой плод с жёстким прочным околоплодником. Семя внутри ореха располагается свободно. Плод орех образуется у фундука и орешника (лещины), а орешек (маленький орех) — у гречихи.

Жёлудь — сухой плод, у которого по сравнению с орехом более тонкий околоплодник; у основания имеется защитный покров. Такой плод у дуба.

Семянка — сухой плод, у которого семя окружено околоплодником, но не срастается с ним. Семянки образуются у сложноцветных (подсолнечника, астры, одуванчика).

Зерновка — сухой плод с кожистым околоплодником, сросшимся с оболочками семени. Зерновки у злаков: ржи, ячменя, кукурузы, пырея.

Боб — сухой плод, у которого семена прикреплены к створкам. У созревшего плода створки вскрываются от верхушки к основанию. Плод боб у фасоли, арахиса, гороха, сои, акации.

Стручок похож на боб. У него тоже есть створки, но между ними находится перегородка и семена прикреплены к ней, а не к створкам. Плод стручок у редьки, капусты, горчицы, редиса, репы, левкоя.

Коробочки различаются в основном по способу вскрывания. У некоторых растений они разделяются на створки (например, у ириса, лилии). У других растений коробочки открываются крышечкой (у белены) или дырочками (у мака). Коробочки развиваются также у льна, хлопчатника, фиалки, табака.

1. Какие растения называют цветковыми?
Цветковыми называют такие покрытосеменные растения, органом семенного размножения которых является цветок.

2. Какие цветковые растения вы знаете?
К цветковым растениям относятся все цветущие деревья, кустарники и травы: клен, береза, липа, сирень, черемуха, яблоня, вишня, шиповник, клубника, картофель и многие другие.

3. Где растут цветковые растения?
Цветковые растения растут во всех частях нашей планеты от Арктики до Антарктиды. Их можно встретить на суше и в воде, в горах и в пустынях, в лесах и в степях.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?
Покрытосеменные растения относятся к высшим растениям. Их органом размножения является цветок. После того, как цветок отцветет, на его месте образуется плод, внутри которого и созревает семя. Так как семена защищены от внешнего воздействия стенками плода, то растения и получили название покрытосеменные.

2. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
У голосеменных растений семена открыто лежат на поверхности шишек, в то время как у покрытосеменных семена развиваются внутри плода.

3. На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?
Покрытосеменные растения отличаются своим многообразием. Это можно увидеть по тому, что они:
• делятся по типу произрастания (деревья, кусты и травы),
• по продолжительности жизненного цикла (однолетние и многолетние),
• по среде обитания (водные и наземные),
• по климатическим зонам (северные, южные, средних широт),
• по условиям произрастания (горные, степные, лесные, тундровые, пустынные),
• по размерам,
• по способам питания и условиям размножения и многим другим факторам.

Подумайте

На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти ¾ их – покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?
Покрытосеменные растения заняли господствующее положение в растительном мире по многим причинам:
• их семена в процессе созревания хорошо защищены, что позволяет их лучше сохранить от неблагоприятных факторов внешней среды,
• способы распространения покрытосеменных растений наиболее разнообразны (ветер, вода, животные и птицы),
• разнообразие способов опыления (ветер, насекомые) и оплодотворения(двойное) помогает им эффективнее размножаться,
• способность адаптироваться и выживать в разных климатических условиях.

Задания

1. Рассмотрите рисунок 81 и объясните, какие растения называют однолетними, двухлетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.
К однолетним покрытосеменным растениям относятся такие растения, жизненный цикл которых длится не более одного года. Практически все они являются травянистыми. Яркий пример однолетних растений – огородные культуры (огурцы, томаты, перец, картофель, горох) и многие сельскохозяйственные травы (рожь, пшеница, ячмень).
К двулетним покрытосеменным растениям относятся растения, жизненный цикл которых составляет два года (репчатый лук, петрушка, морковь, свекла).
К многолетним покрытосеменным растениям относятся растения, жизненный цикл которых длится более двух лет. В основном это деревья и кустарники. Но есть и много садовых многолетних растений (земляника, тюльпаны, нарциссы, ирисы, пионы).

2. Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.


1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?

1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме

2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.

1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).

3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?

1) початок это женское соцветие, а метелка мужское соцветие;
2) пыльца с мужского соцветия переносится на женское соцветие, где происходит двойное оплодотворение и образование плодов - зерновок;
3) не все цветы початка опыляются и оплодотворяются, из-за этого часть початка остаётся пустозёрной

4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.



5. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

6. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.

1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата



7. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.

1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), местро образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм

8. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.

1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений



9. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.

1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику



10. Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов семени пшеницы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

11. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.

1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия

12. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?

1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость

Читайте также: