Покрытосеменные растения ель яблоня сфагнум огурец горох улотрикс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

В2 Найдите соответствие между группами растений и их представителями:


В3 Допишите предложения:

С1. Перечислите значение растений в природе.


5 класс Контроль знаний по теме: Растения. 2 вариант.

К голосеменным относят: А) березу бородавчатую, Б) папоротник щитовник, В) ель сибирскую, Г) хвощ полевой

Каменный уголь образуют: А) водоросли Б) мхи В) голосеменные г) папоротники

Наука о растениях: А) ботаника Б) зоология В) анатомия Г) экология

Жизненная форма банана: А) дерево Б) кустарник В) кустарничек Г) трава

Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием : А) семян Б) цветков В) листьев Г) корней

Семенами размножается: А) ламинария Б) кактус В) кочедыжник Г) сфагнум

К кормовым растениям относятся: А) подсолнечник, лен Б) тюльпан, пион В) яблоня, рис Г) клевер, свекла

К покрытосеменным растениям относится: А) гинкго Б) боярышник В) эвкалипт Г) лиственница

В Красную книгу занесены: А) подорожник Б) венерин башмачок В) зверобой Г) василек

Дикорастущее растение – это: А) астра Б) кукуруза В) лопух Г) хлопчатник

В1 Выберите три правильных ответа. Из предложенных растений выберите те, которые относятся к отделу Покрытосеменные

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Тест для 5 класса "Растения"

5 класс Контроль знаний по теме: Растения. 1 вариант.

К голосеменным относится : А) сосна обыкновенная, Б) липа мелколистная, В) хвощ полевой , Г) папоротник орляк

Торф образуют: А) водоросли Б) мхи В) голосеменные г) папоротники

Организмы, способные к фотосинтезу – А) водоросли Б) животные В) бактерии г) грибы

Жизненная форма шиповника: А) дерево Б) кустарник В) кустарничек Г) трава

Папоротники отличаются от мхов наличием: А) цветков Б) корней В) листьев Г) плодов

Спорами размножается: А) сосна Б) ковыль В) мак Г) сфагнум

К техническим растениям относятся: А) подсолнечник, лен Б) тюльпан, пион В) яблоня, рис Г) клевер, свекла

К покрытосеменным растениям относится: А) дуб Б) кедр В) туя Г) кипарис

В Красную книгу занесены: А) лотос орехоносный Б) шиповник В) рябина Г) одуванчик

Культурное растения – это: А) полынь Б) молочай В) череда Г) малина

В 1 Выберите три правильных ответа. Из предложенных растений выберите те, которые относятся к отделу Покрытосеменные А) ель, Б) яблоня, В) сфагнум, Г) огурец, Д) горох, Е) улотрикс

В2 Найдите соответствие между группами растений и их представителями:

В3 Допишите предложения:

С1. Перечислите значение растений в природе.

5 класс Контроль знаний по теме: Растения. 2 вариант.

К голосеменным относят: А) березу бородавчатую, Б) папоротник щитовник, В) е ль сибирскую, Г) хвощ полевой

Каменный уголь образуют : А) водоросли Б) мхи В) голосеменные г) папоротники

Наука о растениях: А) ботаника Б) зоология В) анатомия Г) экология

Жизненная форма банана: А) дерево Б) кустарник В) кустарничек Г) трава

Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием : А) семян Б) цветков В) листьев Г) корней

Семенами размножается: А) ламинария Б) кактус В) кочедыжник Г) сфагнум

К кормовым растениям относятся: А) подсолнечник, лен Б) тюльпан, пион В) яблоня, рис Г) клевер, свекла

К покрытосеменным растениям относится: А) гинкго Б) боярышник В) эвкалипт Г) лиственница

В Красную книгу занесены: А) подорожник Б) венерин башмачок В) зверобой Г) василек

Дикорастущее растение – это: А) астра Б) кукуруза В) лопух Г) хлопчатник

В 1 Выберите три правильных ответа. Из предложенных растений выберите те, которые относятся к отделу Покрытосеменные

1. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Споры образуются при мейотическом делении диплоидной материнской клетки спор. Споры гаплоидные. Гаметы образуются на гаметофите путем митоза. Гаметы гаплоидные.

2. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке (спорогона) у мха кукушкина льна? Объясните, в результате какого деления и из каких исходных клеток образуются эти органы.

1) Клетки листьев - это часть гаметофита. Гаметофит образуется из споры путем митоза. Спора, а следовательно и гаметофит, имеют одинарный набор хромосом.
2) Коробочка на ножке - это спорофит. Он образуется из зиготы путем митоза. Зигота, а следовательно и спорофит, имеют двойной набор хромосом.

3. Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуек мужской шишки и микроспоры ели? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) в клетках чешуек мужских шишек набор хромосом – 2n (диплоидный), в микроспоре – n (гаплоидный);
2) мужские шишки развиваются из клеток спорофита путем митоза;
3) микроспоры образуются из клеток спорангия в мужских шишках в результате мейоза

4. Какой хромосомный набор характерен для клеток спорофита и клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) Клетки спорофита папоротника диплоидные (2n), образуются из диплоидной зиготы митозом.
2) Клетки заростка гаплоидные (n), образуются из гаплоидной споры митозом.

5. Какой хромосомный набор характерен для яйцеклетки и спермия цветкового растения? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) хромосомный набор яйцеклетки и спермия гаплоидный (n);
2) яйцеклетка образуется в результате митоза гаплоидной мегаспоры, спермий – в результате митоза гаплоидной генеративной клетки.

6. У зеленой водоросли улотрикса преобладающим поколением является гаметофит. Какой хромосомный набор имеют клетки взрослого организма и спорофита? Объясните, чем представлен спорофит, из каких исходных клеток и в результате какого процесса образуются взрослый организм и спорофит.

1) хромосомный набор в клетках взрослого организма – n (гаплоидный), спорофита – 2n (диплоидный);
2) взрослый организм образуется из гаплоидной споры путем митоза;
3) спорофит – это зигота, образуется при слиянии гамет в процессе оплодотворения

7. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

1) клетки пыльцевого зерна имеют одинарный набор хромосом (n), образуются из гаплоидной споры митозом;
2) спермии сосны имеют одинарный набор хромосом (n), развиваются из генеративной клетки пыльцевого зерна митозом

8. Какой хромосомный набор характерен для клеток взрослого растения и споры сфагнума? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) хромосомный набор в клетках взрослого растения сфагнума гаплоидный (n);
2) хромосомный набор споры гаплоидный (n);
3) клетки взрослого растения образуются из гаплоидной споры при делении митозом;
4) спора образуется при делении мейозом клеток спорангия

9. Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени, яйцеклетки и корня цветкового растения? Ответ поясните.

1) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом, он образуется при слиянии двух ядер центральной клетки (2n) и одного спермия (n);
2) в яйцеклетке гаплоидный набор хромосом (n), так как яйцеклетка образуется при делении митозом гаплоидной мегаспоры;
3) клетки корня имеют диплоидный набор хромосом (2n), как и все соматические клетки цветкового растения

10. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

1) хромосомный набор споры – гаплоидный (n), споры образуются из диплоидной зиготы путем мейоза;
2) хромосомный набор гамет – гаплоидный (n), гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путем митоза

11. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток гаплоидный (n), они образуются путем митоза при прорастании гаплоидной споры;
2) хромосомный набор спермиев гаплоидный (n), они образуются из генеративной клетки путем митоза

12. Какой хромосомный набор содержат клетки зародыша и эндосперма семени диплоидного цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) Клетки зародыша имеют диплоидный набор хромосом. Они получились из зиготы путем митоза.
2) Клетки эндосперма имеют триплоидный набор хромосом. Они получились путем митоза из клетки, образовавшейся при слиянии центральной диплоидной клетки и спермия.

13. Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуй женских шишек и макроспоры (женской споры) ели? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются клетки шишки и макроспора ели.

1) в клетках чешуй женских шишек диплоидный набор хромосом – 2n;
2) в макроспоре гаплоидный набор хромосом – n;
3) женские шишки развиваются из зиготы (диплоидных клеток спорофита, взрослого растения) в результате митоза;
4) макроспора образуется из клетки (спорогенной клетки) семязачатка в женской шишке в результате мейоза

14. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и спор папоротника? Объясните, из какой исходной клетки и в результате какого деления формируются клетки этих органов.

1) в клетках листа папоротника диплоидный набор хромосом – 2n;
2) лист папоротника развивается из зиготы (зародыша) путем митоза
3) в споре папоротника гаплоидный набор хромосом – n;
4) споры образуются из клеток спорангия в результате редукционного деления (мейоза)

15. В чем различие строения семени и споры у цветковых растений? Укажите, что развивается из споры и семени в жизненном цикле этих растений.

1) спора – одна клетка, а семя – многоклеточная структура (орган), состоящая из семенной кожуры, зародыша и эндосперма;
2) из спор образуются женский и мужской гаметофиты (зародышевый мешок и пыльцевое зерно);
3) из семени развивается новое растение (спорофит).

16. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и клеток корневища щитовника мужского? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) клетки заростка папоротника имеют n (гаплоидный) набор хромосом;
2) заросток – гаметофит, развивается из гаплоидной споры в результате деления митозом;
3) клетки корневища папоротника имеют 2n (диплоидный) набор хромосом;
4) корневище (как и все взрослое растение) развивается из диплоидной зиготы (клеток зародыша) в результате деления митозом.

17. Определите число хромосом (n) и число молекул ДНК (с) в заростке папоротника перед началом образования сперматозоидов и перед первым делением зиготы. Ответ обоснуйте.

1) число хромосом перед началом образования сперматозоидов (митозом) – n, число молекул ДНК – 2c;
2) это наблюдается потому, что заросток (гаметофит) гаплоидный, а число молекул ДНК перед делением удваивается;
3) число хромосом перед первым делением зиготы – 2n, число молекул ДНК – 4c;
4) это наблюдается потому, что зигота диплоидна, а число молекул ДНК перед делением удваивается.

18. Определите число хромосом (n) и число молекул ДНК (с) при формировании пыльцевого зерна сосны перед началом деления материнской клетки микроспор и каждой клетки тетрады микроспор. Ответ обоснуйте.

1) число хромосом перед началом деления материнской клетки микроспор – 2n, число молекул ДНК – 4с;
2) это наблюдается потому, что клетка относится к спорофиту (диплоидна), а число молекул ДНК перед делением удваивается;
3) число хромосом в каждой клетке тетрады микроспор – n, число молекул ДНК – с;
4) это наблюдается потому, что тетрада микроспор образуется из диплоидной материнской клетки микроспор в результате мейоза.

19. Определите число хромосом (n) и число молекул ДНК (с) при образовании споры кукушкина льна в начале деления спорогония и после первого деления. Ответ обоснуйте.

1) число хромосом перед началом деления спорогония – 2n, число молекул ДНК – 4с;
2) это наблюдается потому, что спорогоний относится к спорофиту (диплоиден), а число молекул ДНК перед делением удваивается;
3) число хромосом после первого деления спорогония (мейозом) – n, число молекул ДНК – 2с;
4) это наблюдается потому, что спорогоний делится мейозом, после первого (редукционного) деления число хромосом и число молекул ДНК уменьшается вдвое, хромосомы двухроматидные.

20. Какой хромосомный набор (n) характерен для макроспоры, из которой в дальнейшем формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются макроспора и яйцеклетка.

1) набор хромосом макроспоры гаплоидный – n;
2) макроспора образуется из диплоидной клетки (материнской клетки макроспоры) семязачатка (макроспорангия) путем мейоза;
3) набор хромосом яйцеклетки тоже гаплоидный – n;
4) яйцеклетка образуется из гаплоидной макроспоры путем митоза.

21. Какой хромосомный набор (n) характерен для гамет (яйцеклетки и сперматозоидов) и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) набор хромосом в гаметах гаплоидный – n;
2) гаметы образуются из гаплоидных клеток заростка (гаметофита) в результате митоза;
3) набор хромосом в спорах также гаплоидный – n;
4) споры образуются из диплоидных клеток спорангия в результате мейоза.

22. Какие клетки и каким способом деления образуются в тычинках покрытосеменных растений из материнских клеток спор? Каким клеткам и в результате какого деления дают начало образовавшиеся клетки?

1) Из материнских клеток спор пыльцевого мешка образуются микроспоры.
2) Они образуются путём мейоза
3) Они дают начало мужским гаметофитам — пыльцевым зёрнам, образующимся в результате митоза микроспор.

23. Какими способами деления, и в каких органах растения образуются споры мха Кукушкин лён и его гаметы. В результате какого процесса образуется спорофит мха?

1) Споры мха кукушкин лён образуются в результате мейоза материнских клеток спорангия.
2) Гаметы образуются на гаметофитах в антеридиях и архегониях путём митоза.
3) Спорофит образуется в результате оплодотворения яйцеклетки на женском растении мха.

24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Процесс формирования половых клеток у цветковых растений подразделяется на два этапа — спорогенез и гаметогенез. (2) Споры образуются у растений путём митотического деления материнских клеток спор. (3) Процесс образования микроспор или пыльцевых зерен у растений называют микроспорогенезом, а процесс образования мегаспор — макроспорогенезом. (4) Из микроспоры в результате мейоза образуются вегетативное и генеративное ядра. (5) Генеративное ядро делится митозом и образует два спермия. (6) Макроспора в результате двойного митотического деления образует восьмиядерный зародышевый мешок. (7) Зародышевый мешок — это женский гаметофит цветкового растения.

2) Споры растений образуются путём мейоза.
4) Вегетативное и генеративное ядра образуются в результате митотического деления микроспоры.
6) Из макроспоры образуется зародышевый мешок в результате трёх митотических делений.

25. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Из каких исходных клеток развиваются взрослые особи и гаметы? В результате какого деления формируются гаметы?

1) хромосомный набор взрослого организма – n (гаплоидный);
2) хромосомный набор гамет – n (гаплоидный);
3) взрослый организм развивается из гаплоидной споры;
4) гаметы образуются из клетки взрослого организма;
5) гаметы образуются путём митоза

26. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры и спермия цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) клетки микроспоры имеют гаплоидный набор (n);
2) клетки спермия имеют гаплоидный набор хромосом (n);
3) микроспора образуется из диплоидных клеток спорангия (клеток спорогенной ткани);
4) микроспора образуется в результате мейоза;
5) спермий образуется из генеративной клетки пыльцевого зерна (споры);
6) спермий образуется в результате митоза



27. Все представленные на рисунках 1–4 объекты относятся к одной стадии жизненных циклов растений различных отделов. Как называют эту стадию?



28. Какие клетки в схеме размножения улотрикса обозначены цифрами 1, 2, 3? Какой набор хромосом они имеют, из каких клеток и в результате какого процесса они образуются?

1) цифрой 1 обозначен гаметофит – взрослое растение, имеет гаплоидный набор хромосом, образуется из спор путем митотических делений;
2) цифрой 2 обозначена зигота, она диплоидна, образуется при слиянии гамет;
3) цифрой 3 образуются гаметы, они гаплоидны, образуются в результате митоза на гаметофите



29. Рассмотрите рисунок жизненного цикла хламидомонады и укажите названия стадий, обозначенных цифрами 1 и 2. В результате какого деления образовались клетки, обозначенные цифрой 1? Чем представлены гаметофит и спорофит этой зеленой водоросли?

1) 1 – стадия бесполого размножения, 2 – стадия зиготы
2) Клетки, обозначенные цифрой 1 (споры), образовались в результате мейоза
3) У хламидомонады гаметофитом является само растение, а спорофитом является зигота

30. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) в клетках зародыша набор хромосом – 2n (диплоидный), в спорах – n (гаплоидный);
2) зародыш развивается из зиготы в результате митоза;
3) споры образуются из клеток спорангия в результате мейоза

31. Какой хромосомный набор характерен для клеток спорогона (коробочки на ножке) и спор сфагнума? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) в клетках спорогона (коробочке на ножке) диплоидный набор хромосом (2n);
2) в спорах сфагнума гаплоидный набор хромосом (n);
3) спорогон (коробочка на ножке) развивается из зиготы;
4) клетки спорогона развиваются в результате митоза;
5) споры развиваются из клеток спорогенной ткани (спорангия, спорофита);
6) споры образуются в результате мейоза

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: