Подготовка почвы для посадки картофеля конспект урока

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.09.2024

Цель урока: расширение знаний об овощной культуре картофель, формирование осознания значимости картофеля в жизни человека.
Задачи:
• Закреплять строение растения картофель, его особенности, строение клубней картофеля.
• Развивать мелкую моторику, умение анализировать и сравнивать объекты; корригировать память, внимание, мелкую моторику в ходе выполнения упражнений, устную речь через беседу и ответы на вопросы.
• Воспитывать положительную мотивацию к изучаемому предмету, усидчивость, аккуратность при выполнении практических упражнений, умение работать в парах.

Оценить 858 0

Конспект урока по сельскохозяйственному труду в 5 классе

Цель урока:расширение знаний об овощной культуре картофель, формирование осознания значимости картофеля в жизни человека.

Закреплять строение растения картофель, его особенности, строение клубней картофеля.

Развивать мелкую моторику, умение анализировать и сравнивать объекты; корригировать память, внимание, мелкую моторику в ходе выполнения упражнений, устную речь через беседу и ответы на вопросы.

Воспитывать положительную мотивацию к изучаемому предмету, усидчивость, аккуратность при выполнении практических упражнений.

Тип урока: урок закрепление.

Форма проведения:урок – путешествие.

I. Организационный момент.

Все вы слышали звонок? (Да)

Можно начитать урок? (Да)

Хотите новое познать? (Да)

Тихо за парты сядем сейчас,

И я урок начну для вас.

II. Введение в тему урока

2. Загадки: 1).Что копали из земли, жарили, варили,

Что в земле мы напекли, ели да хвалили?

2). Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет….

3). В поле большом под зеленым кустом

Лежат в земле яички, снесли их не птички. (картофель)

III. Обобщение изученного материала

В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!

Происхождение картофеля.

Родина картофеля — Южная Америка, где до сих пор можно встретить дикорастущий картофель.

Введение картофеля в культуру было начато примерно 14 тыс. лет назад, индейцами Южной Америки. Они не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему, считая одушевлённым существом.

В Европу картофель впервые был завезён в 1551 году. Сначала картофель был принят в Европе за декоративное растение. Агрономом, обнаружившим, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, а вовсе не ядовит, как считалось ранее, является Антуан-Огюст Пармантье.

Появление в России

Появление в России картофеля связано с именем Петра I, который в конце 16 века прислал в столицу мешок клубней из Голландии для рассылки по губерниям для выращивания. Но картофель не получил распространения в России во времена Петра I. Начало широкого распространения положил указ Сената в 1765 году, в период правления Екатерины II.

Вопросы: - Откуда завезли картофель?

- Что вначале использовали люди?

- Почему картофель не пользовался популярностью вначале?

1. Работа у доски

Они расположены в верхнем слое почвы (корни)

Ядовитое вещество, которое находится в позеленевших клубнях картофеля (соланин)

Его получают из измельченной картофельной массы, путем промывания (крахмал)

Подземные стебли, на которых образуются клубни картофеля (столоны)

Место прикрепления клубня к столону (пуповина)

Отходы после получения крахмала (мезга)

Он сложный, состоит из нескольких пластинок (лист)

Подпишите строение растения картофель. (Приложение 4)

3.Физминутка

Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Мы водой прохладной грядки поливали!

выполняют имитирующие
движения.

Клубни картошки в землю мы сажали
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

- наклоны вперед
- повороты вправо – влево

Обхватив ядро ногами,

Он несется над врагами.

Все секреты подсмотрел

И обратно полетел.(Барон Мюнхгаузен.) (Приложение 5)

- Сейчас вы узнаете еще одну интересную историю, которая с ним произошла.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ С МЮНХАУЗЕНОМ

Разные со мной происходили случаи и смешные и грустные. Но в один раз обстоятельства сложились неаккуратно. Одним словом, расстроиться пришлось в полном смысле этого слова, оказался я в заброшенном доме без пищи, но не один, а с мелкими грызунами. Стал я обследовать обстановку, где бы найти поесть. Смотрю в углу лежат крупные, позеленевшие плоды, вспомнил, что моя бабушка из похожих вкусные кушанья готовила. А называла она их “тартуффели”. Ну, думаю, съем их сырыми. Мыши бегают, не едят, но может они кушать не хотят, а я хочу. И съел. И тут началось. Одним словом, пришлось раствориться…

- Что за плоды? Почему Мюнхаузен получил пищевое отравление? (соланин)

- Откуда в картофеле берется ядовитое вещество соланин? Можно ли позеленевший картофель давать домашним животным?

5. Практическая часть

1. Строение клубня картофеля.

Рассмотрите клубни картофеля, определите, где находится верхушка, глазки, пуповина?

2. Зарисуйте клубень картофеля в тетрадь и подпишите его строение. Раскрасьте клубни картофеля. От чего будет зависеть их цвет? (от сорта)

Подпишите названия сорта, пользуясь форзацем № 2.

7. Самостоятельная работа (Приложение 7)

1. Листья картофеля ….

2. Подземные стебли картофеля, на которых образуются клубни называются

3. В картофеле содержится большое количество питательных веществ …

4. Сорта картофеля отличаются друг от друга

по мякоти клубней

5. Кожура картофеля может быть …

IV. Рефлексия

- Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, а вам понравился он?

Что понравилось больше всего?

- Так почему же картофель называют вторым хлебом?

- Какие блюда готовят из картофеля?

V. Итог. Выставление оценок.

Я и в супе, и в салате,

В пирогах я и в оладьях.

Ты меня попробуй, крошка,

Я – всем нужная картошка!

Подарки для жюри и для детей: нашим гостям рецепты блюд из картофеля.

VI. Домашнее задание: зарисовать клубни картофеля, которые есть у вас дома и подписать их сорта.

Спасибо за урок!

Прянишников Дмитрий Николаевич

Строение растения картофель

1. Листья картофеля ….

2. Подземные стебли картофеля, на которых образуются клубни называются

3. В картофеле содержится большое количество питательных веществ …

4. Сорта картофеля отличаются друг от друга

по мякоти клубней

5. Кожура картофеля может быть …

Рецепты блюд из картофеля

Зразы картофельные с яйцами

9 шт. картофеля, 1 яйцо, 5 ст. ложек масла, 3—4 ст. ложки панировочных сухарей, соль.

Для фарша: 3 луковицы, 2 яйца.

Отварной картофель протереть, добавить яйцо, перемешать, посолить. Из картофельной массы сделать круглые лепешки и на их середину положить фарш. Края лепешки завернуть, придать ей овальную форму, запанировать в сухарях и поджарить. Для приготовления фарша яйца отварить, мелко нарезать, перемешать с поджаренным луком, а затем снова поджарить.

При подаче на стол картофельные зразы с яйцами можно полить маслом или сметаной.

Картофельная запеканка

Вам потребуется 6 картофелин, отваренных в мундире

1 пуч. зеленого лука

2 ст. л. растительного масла

6 ст.л. овсяных хлопьев

Морковку натереть на терке и спассеровать, добавить тонко нарезнную капусту и жарить до полуготовности. Добавить бульон, тушить 10 минут, потом добавить сметану и 4 ст. ложки овсяных хлопьев. Поперчить, посолить по вкусу. Готовить еще 10 минут.

Картофель нарезеть кружочками. Половину нарезанного картофеля выложить слоем в форму для запекания, потом выложить всю начинку и закрыть все это слоем картофеля. Посыпать натертым сыром и оставшимися овсяными хлопьями.

Запекать 20 минут.

Картофель, запеченный в горшочке

*соль, перец, лавровый лист.

Горшочек заполнить некрупно нарезанным картофелем на две трети. Залить кипятком, едва покрыв картофель, посолить, поперчить, добавить лавровый лист и поставить, не накрывая, в духовку.

Спассеровать лук на сливочном масле, добавить 2-3 ст. ложки сметаны, закипятить и залить наполовину сваренный картофель (вода в горшочке к этому времени значительно выпарилась). Горшочек снова поставить в духовку и продолжать запекать до готовности.

Подать блюдо в горшочке, отдельно подать овощи.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересное начало урока. Использование разных видов работ.Присутствует связь изучаемого материала с . Подробнее.

Предлагаемые тестовые задания позволяют быстро и эффективно оценить уровень знаний учащихся по русск. Подробнее.

Интересный урок. Все этапы урока соблюдены. Содержание урока соответствует заявленной теме, поставле. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор Ковдря О.И.
Дата 13.10.2014
Формат doc
Изображения Есть

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

работать над коррекцией речи, внимания;

воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.

Тип урока: обобщение

II. Обобщение изученного материала

1. Загадки: 1).Что копали из земли, жарили, варили,

Что в земле мы напекли, ели да хвалили?

2). Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет….

3). В поле большом под зеленым кустом

Лежат в земле яички, снесли их не птички. (картофель)

Вопросы: - Откуда завезли картофель?

- Что вначале использовали люди?

- Почему картофель не пользовался популярностью вначале?

- Почему сейчас картофель называют вторым хлебом?

Грабли в руки взяли, грядки причесали,

Мы водой прохладной грядки поливали!

Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

( выполняют имитирующие движения.)

Семена редиса в землю мы сажали

Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

- повороты вправо - влево

- Как подготовить клубни картофеля для посадки?

- Что такое пуповина?

- Назовите способы посадки картофеля?

- Какие болезни картофеля вы знаете?

- От чего зависит урожай картофеля?

- Какое расстояние должно быть между клубнями картофеля во время посадки?

- Какой вред наносят болезни картофелю?

- Какие меры борьбы с колорадским жуком вы знаете?

- В какие сроки лучше всего сажать картофель?

- Какое удобрение считается лучшим для выращивания картофеля?

Определите порядок выполнения операций по уходу за картофелем. (каждому ученику раздаются рисунки с операциями по уходу за картофелем)

1.Образуются на подземных побегах столонах. (клубни)

2. Углубления на поверхности клубня. (глазки)

3. На ней расположена большая часть глазков. (верхушка)

4. Он состоит из отдельных пластинок. (лист)

5. Они располагаются в верхнем слое почвы. (корни)

6. Болезнь картофеля (фитофтороз)

7. На поверхность почвы при прорастании клубня образуются… (стебли)

8. У картофеля они ядовитые. (плод).

III. Итог урока. Вставление оценок.

IV. Дом.задание: подготовить рассказ об одном из сортов картофеля.

Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.

Сейчас три растения считаются кормилицами человечества - пшеница, рис и индейская кукуруза.

Была у индейцев еще и другая кормилица - папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа - картошка…. Тут начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку - холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка - "Чертово яблоко", сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку - всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб

Когда ученые открыли, что из клубней можно получить крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые, а затем и каучуковые заводы.

Картофель стал называться технической культурой. Он был всем нужен. Но он болел, и его болезни оборачивались народной бедой. Первой это испытала Ирландия.

"Фитофтора" - по-гречески "пожиратель растений". В 1845 - 46 годах грибок-паразит фитофтора по всей Ирландии погубил урожай картофеля на корню. И страна опустела. От голода вымирали целые деревни.

В ХХ веке та же история постигла Данию. Она могла прийти и в любую другую страну. Чтобы оздоровить картофель, надо было его обновить. В 1928 году в Южную Америку отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля ВИРа. Она помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. "Русские второй раз открыли картофель" - писали за рубежом.

В годы Отечественной войны часть коллекции осталась в осажденном фашистами Ленинграде. И сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли.

Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт "лорх" - детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт "камераз" выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом.

Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом.

(Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! - М.: Малыш, 1989., С. 13 - 15)

Уход за картофелем.

При появлении одиночных всходов разрыхлить граблями верхний слой почвы поперек рядов.

При появлении всходов, когда образуются рядки, провести рыхление почвы в междурядьях мотыгой. Глубина первого рыхления 5- 6 см, следующих - 10 см. Одновременно с рыхлением подрезать сорняки.

Хорошо разрыхлить почву возле растения картофеля и привалить разрыхленную почву к стеблям со всех сторон. При окучивании вдоль ряда образуется довольно высокая грядка, а в середине междурядья - углубление. Почву углубления рыхлить.

Ф.И. ученика ____________________

1. Листья картофеля ….

a) простые; b) сложные.

2. Подземные стебли картофеля, на которых образуются клубни называются

a) корни; b) столоны; c) пуповина

3. В картофеле содержится большое количество питательных веществ …

a) белок; b) крахмал; c) жиры; d) витамины

4. Перед посадкой картофель надо …

a) удалить отростки; b) прогреть; c) удалить больные клубни

5. Посадку картофеля начинают …

a)в начале мая; b)в середине мая; c)в конце мая; d)после весенних заморозков

6.Способы посадки картофеля …

a) ленточный; b) широкорядный; c) рядовой

7. Уход за картофелем состоит …

a) в прополке; b)в поливе; c)в бороновании ; d)в окучивании;

8. Большой вред картофелю наносит …

a) колорадский жук; b) луковая муха

Подпишите строение растения картофель.

Конспект урока по сельскохозяйственному труду в 5 классе

обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; работать над коррекцией речи, внимания, мелкой моторикой;

воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.

Тип урока: обобщающий

II. Обобщение изученного материала

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

- Что принесла хозяйка? Как это все можно назвать одним словом?(овощи)

- а какие овощи вы знаете?

1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покапай немножко: под кустом … (картофель)

2. В землю - блошкой, а из земли - лепешкой. (репа)

3. Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке. (капуста)

4. Если любите вы щи, там найдете … (овощи)

5. Хотя и сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (свекла)

6. Кругла, черна как уголек,

Горька на вкус. Что за овощ? Невдомек? (редька)

7. За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (морковь)

3. Работа по технологическим картам

- Укажите порядок выполнения операций по уборке: 1вариант - моркови,

____ Обрезать ботву

____ Сложить в рядок

____ Сложить в корзину

___ Сложить в корзину

___ Вытащить из почвы

___ Обрезать ботву

Проверка: 1 ученик из каждого варианта называет ответ

4. Работа с учебником. (стр. 12. рис.6)

Расскажите, почему собранный урожай моркови и свеклы необходимо сортировать?

Какую свеклу и морковь нельзя брать на хранение?

Какова температура хранения этих овощей?

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

2) Знакомство с технологической картой.

1. Разложите корнеплоды на парте.

2. Внимательно их осмотри.

3. Отберите мелкие и поврежденные корнеплоды.

4. Отбери крупные корнеплоды без повреждений.

5. Уберите рабочее место.

(2 бригады выполняют переборку моркови: отбирают крупный и мелкий)

7. Работа по карточке.

в) Мелкие, поврежденные

1. Выберите из перечисленных овощей корнеплоды …

a) морковь; b) огурец; c)свекла; d) картофель

2. При уборке моркови её надо …

a) подкапывать; b)выдергивать; c)вытаскивать

3. При сортировке овощи необходимо …

a)отделять здоровые корнеплоды от больных; b)отделять по цвету;

c) отделять по величине

4. При уборке моркови используют

a)грабли; b)лопату; c)мотыгу

III. Подведение итогов урока.

Понравился ли вам, ребята, урок? Какие задания вам понравились больше всего?

Технология подготовки почвы под посадку картофеля включает основную, или зяблевую, и предпосевную обработки. Основная обработка почвы проводится в летне-осенний период и состоит из глубокой зяблевой вспашки.

Вспашка в развал за четыре прохода: (для агрегатов с тракторами МТЗ-80, МТЗ-82) Прокладывают развальную борозду за два прохода. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности почвы, а последний вспахивал борозду глубиной 10-12 см. При втором проходе пашут в развал, заглубив на 3-4см последний корпус.

Затем плуг устанавливают на полную глубину пахоты всеми корпусами и выполняют третий и четвертый проходы. Агрегат ведут как при обычной пахоте, чтобы за два прохода засыпать развальную борозду, образовав свальный гребень.

Отпашка за три прохода: Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности, а последний пахал на заданную глубину. При втором проходе плуг должен пахать всеми корпусами на полную глубину. Трактор ведут по полосе, вспаханной за первым проходом смещая плуг на один корпус в сторону поля и чтобы частично засыпать открытую при первом проходе борозду. Третий проход выполняют как при обычной пахоте, окончательно засыпая первую борозду и образуя при этом свальный гребень.

При зяблевой обработке, как правило, вносят основные минеральные удобрения (калий, фосфор). Органические удобрения предпочтительнее вносить под предшествующую культуру.

Весенняя предпосевная подготовка почвы предусматривает сохранение влаги, накопленной почвой за осенне-зимний период, создание мелкокомковатого рыхлого пахотного слоя с выровненной поверхностью, борьбу с сорняками.

Почва должна иметь влажность от 6 до 25% и температуру не ниже 2 °С, быть рыхлой с мелкокомковатой структурой, не иметь свальных и развальных борозд и камней свыше 150 мм в диаметре, уклон поля не должен превышать 2°. На краях поля помечают поворотные полосы шириной 15м и границы посадки. Посадочный материал должен быть рассортирован на фракции массой 25-50, 50-60 и 80-120 г. Клубни массой более 120г используют после резки вместе с целыми массой до 120 г.

Минеральные удобрения применяют в гранулированном виде, их влажность не должна быть выше 20%, а комки должны проходить через сито с отверстиями не более 2 мм.

Посадка картофеля

После загрузки бункера сажалки клубнями начинают первый рабочий проход. При первом рабочем проходе регулируют уровень заполнения ковшей-питателей, окончательно устанавливают норму высадки клубней, регулируют глубину хода сошников и глубину заделки клубней.

Посадку осуществляют с опущенным левым и правым маркером. При такой работе первый агрегат оставляет маркерный след справа для второго агрегата, который в свою очередь оставляет след справа для себя, а слева для третьего агрегата и т.д.

Подготовка машин к посадке

Подготовка картофелепосадочных машин к посадке проводится в соответствии с требованиями.

Прежде всего, проводят комплексность машины, затем агрегатируют сажалку с трактором и устанавливают агрегат на ровную площадку с твердым покрытием. Проверяют люфт ходовых и опорных колес и при необходимости отрегулировать их. Проверяют наличие смазки в редукторах, проверяют натяжение цепей и ремней.

Затем проводят основные технологические регулировки: заданную глубину и густоту посадки.

Глубину посадки клубней регулируется изменением положения опорных и копирующих колес.

Густоту посадки регулируют заменой звездочек привода высаживающих аппаратов. Величину основных междурядий регулируют точной установкой сошников и заделывающих дисков на заданную глубину

Схема движения картофелепосадочных агрегатов при групповой работе

Рисунок 3.1. Схема движения картофелепосадочных агрегатов при групповой работе: а - при установке маркера с левой стороны трактора; б - при установке с двух сторон

Если у вас появился земельный участок, то, скорее всего, вы на нем либо уже выращивали картофель, либо собираетесь это делать. Данный корнеплод настолько популярен, что все стремятся его посадить, полагая, что особо заморачиваться с ним не придется, почва для картофеля подойдет любая, а урожай будет в любом случае.

На самом деле картошка является весьма капризным овощем. Это только на первый взгляд все просто: выкопал лунку, кинул туда клубень, засыпал землей – и вся технология. Но привередливая культура не во всякой почве урожай даст, и бросовым местом на участке довольствоваться тоже не будет.

Cорта картофеля для разных типов почв

Вырастить здоровый картофель с хорошей урожайностью совершенно непросто. Тут важен комплексный подход, включающий подбор места высадки, внесение удобрений, выбор семян и борьбу с вредителями. Начнем, пожалуй, с основ.

Какая почва нужна картофелю?

Если вы интересовались ранее данным вопросом, то во всех источниках сообщалась одна информация: картофель любит легкую и рыхлую почву. Идеальные грунты для выращивания овощей, конечно, есть, но скорее всего, ваш участок не входит в их число. Почва под картофель хороша суглинистая или супесчаная. Отличного урожая картошки можно добиться, если грунт торфяной или черноземный.

Почва для картофеля не годится, если она тяжелая глинистая. Определить ее легко – на поверхности застаивается вода в период таяния снега или после обильных ливней. Песчаный грунт тоже не благоприятен для овоща. Однако на такой земле тоже можно высадить корнеплоды и получить довольно неплохой урожай, требуется лишь кропотливая предпосадочная подготовка по облагораживанию и более тщательный уход.

Посадка картошки на глинистых грунтах

Относительно места расположения картофельного поля – тут стоит выбирать участок, свободный от густой тени; такой, куда солнце не заглядывает совершенно – не подойдет, потому что растения могут пожелтеть, выгнать в рост, дать плохое цветение. Вы получите или небольшой урожай, или слишком мелкие клубни. Идеально, если открытую солнечную плантацию защищает с севера или северо-востока кустарник.

Кроме этого, идеальная почва для картофеля — слабокислая. Определить степень кислотности нам помогут… сорняки на участке. Не удивляйтесь, они отличный индикатор качества плодородного слоя. На любимом картошкой грунте отлично себя чувствуют одуванчик, пырей, клевер, ромашка, мать-и-мачеха.

Как определить кислотность почвы

Итак, мы выяснили, что при большом желании картофель можно вырастить на любом грунте, только трудозатраты будут разные при одинаковом желании получить урожай.

Как подготовить почву под посадку

Картофель хорошо плодоносит, если земля рыхлая, влажная и хорошо проветривается воздухом, поэтому будем исходить из данных параметров как идеальных для почвы под картофель.

Обработку места посадки стоит начать еще осенью. Выбранный участок освобождают от ботвы предыдущих растений и сорняков. Затем его тщательно перекапывают с переворачиванием пласта земли. Копать следует на полный штык лопаты. Разравнивать пахоту не следует, это делается специально для того, чтобы в зимний период вредители, окопавшиеся в земле, погибли от холодов.

Подготовка участка для посадки картофеля

Дополнительно можно соорудить неглубокие борозды для стока лишней влаги ранней весной, особенно это актуально для глинистых почв.

Весной участок разрыхляют граблями, этот процесс делают, когда земля подсохнет и начнет крошиться. После этого почва под картофель сохранит весеннюю влагу. Когда солнце достаточно прогреет верхний слой, участок перекапывают, рыхлят и разравнивают. Легкие почвы можно весной не копать, достаточно будет взрыхлить землю, насытив ее кислородом.

Нужно помнить, что цель весенней обработки – это создание рыхлой почвы под картофель, уничтожение сорняков, вредителей и сохранение ценной весенней влаги. Другой аспект обработки – это внесение удобрений и размещение их на нужной глубине пласта.

Подготовка грунта для посадки

Картофель требователен к почве в отношении плодородия. Он вытягивает из грунта различное количество микроэлементов, необходимых ему для нормального роста и урожайности. На различных типах почв вам потребуется и разное внесение удобрений. Также свою роль играет и фактор предварительной обработки почвы для картофеля: если вы отлично взрыхлили землю с соблюдением вышеописанных правил, то растению для роста и развития на начальном этапе потребуется меньше питательных веществ, ибо вы исключили неблагоприятные факторы, препятствующие нормальному развитию овоща.

Внесение удобрений во время перекопки

Мы приведем приблизительные нормы удобрений из расчета на 1 сотку:

  • При плодородной почве потребуется около 2 центнеров навоза, который успешно может заменить компост, 1,5-2 кг сульфата аммония, около 2 кг суперфосфата и не более 1,5 кг калийных удобрений.
  • Если земля недостаточно удобрена, бедна минералами, то в почву под картофель вносим большее количество удобрений. Количество навоза увеличиваем в 2 раза, также приблизительно в 1,5 раза больше добавляем всех перечисленных удобрений.
  • На торфяниках снижается количество навоза до 1-2 центнеров, но повышается суперфосфат (до 3-4 кг) и калийные удобрения (2-2,5 кг), дополнительно вносим в почву для картофеля небольшое количество борной кислоты, достаточно 30-50 г.

Хорошо действует на прибавку урожая древесная зола, ее можно вносить на любые типы почв. Достаточно 5-10 кг на сотку, чтобы почва для картофеля обогатилась целым ансамблем полезных веществ и минералов.

Удобрения при подготовке участка

Навоз или компост, а также суперфосфат требуется вносить в почву под картофель при перекопке весной. Эти удобрения закладывают на глубину приблизительно в половину лопаты.

Азотные удобрения или другие, выбранные вами, вносят не все сразу, а в несколько этапов. Половина нормы уходит в почву для картофеля с боронованием после перекопки. Оставшуюся часть следует разделить пополам и внести перед окучиванием кустов, когда они достигнут 15-20 см и повторно – в период бутонизации.

Cорта картофеля для разных типов почв

Успешная подготовка почвы под картофель – это еще не все нюансы выращивания овоща. Стоит позаботиться о выборе правильного посадочного материала, иными словами, выбрать сорт, который даст хороший урожай на вашем типе почв.

Мы приведем несколько наиболее распространенных сортов с их градацией высадки на разный грунт:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Я хорошо знаю, какой должна быть идеальная почва для картофеля, так как пробовал разные варианты подготовки места под посадку и нашел самые удачные решения. Процесс не отличается сложностью, но нужно помнить и соблюдать ряд важных моментов.

Каким должен быть грунт и место посадки

Подготовка поля обеспечивает хороший рост и развитие растений

Подготовка поля обеспечивает хороший рост и развитие растений

Какую почву любит картофель:

  1. Оптимальный тип почвы – суглинок или супесь, также неплохо подходят черноземы, торфяники и дерново-подзолистые грунты. Песчаный вариант не так хорош, но при правильной подготовке также обеспечивает хорошую урожайности. Меньше всего подходит глинистая почва, она плохо пропускает влагу и воздух, но и на ней можно выращивать картошку, правда придется затратить намного больше сил на уход.
  2. Картофель любит легкие, воздухопроницаемые почвы с большим количеством питательных веществ. Такая земля попадается редко, но за счет правильной подготовки можно довести ее до нормального состояния, обеспечивающего хорошие условия выращивания для культуры.
  3. Кислотность грунта должна быть низкой или нормальной. Чтобы определить кислотность не нужны приборы, достаточно посмотреть, какие сорняки растут на участке. Если на грядке есть пырей, клевер или одуванчик, то и картошка будет чувствовать себя хорошо. При повышенной кислотности в грунт вносится гашеная известь или доломитовая мука.
  1. Поле должно хорошо освещаться солнцем. В тени культура развивается плохо, у нее либо вытягиваются стебли, либо вырастают только мелкие клубни. Насаждения должны нормально освещаться как минимум половину светового дня. Поэтому выбираются участки подальше от строений, высоких деревьев или густых кустарников.
  2. Влажность почвы не должна превышать 75%. Если он больше, то заложенный семенной материал начнет загнивать, что крайне нежелательно. Также нежелательно сажать картошку в низинах, так как в периоды затяжных дождей там будет застаиваться вода и картофель испортится – станет водянистым и будет массово гнить после закладки на хранение.
  3. Нужно соблюдать правила севооборота. Картофель нельзя высаживать после пасленовых – томатов, перца и т.д. У этих растений общие вредители и болезни и из грунта они забирают одни и те же микроэлементы. Хорошо культура растет после корнеплодов, зелени или овощных культур, злаки – идеальные предшественники.
  4. Стараться не сажать картошку в одном и том же месте несколько раз подряд. Но если нет другого выхода, то подготовке уделяется особое внимание. Обязательно вносятся все необходимые удобрение и проводится обработка от сорняков и заболеваний.

Автор видео обращает внимание, что для наилучших результатов почву нужно обрабатывать весной на глубину 25-30 см.

Выбрать сорт под свой тип почвы

От того, в какую землю сажать картофель зависит выбор сорта.

Плохо удерживает влагу. Не отличается большим содержанием перегноя.

В отличие от песка лучше удерживает в себе и влагу, и питательные компоненты.

Плодородная почва, хорошо удерживающая влагу. Содержит больше глины, чем песка.

Содержит немного минеральных компонентов. Влагу удерживает неплохо.

Плохо пропускает и воду, и воздух. Тяжелая и плотная почва.

Небогата на минералы и питание. После дождей на поверхности образуется корка.

Провести осеннюю подготовку

Осенью нужно проводить такие работы:

Это особенно важно, если картофель выращивается на одном месте два и более года подряд. Вся ботва собирается и вывозится. Но и другие остатки лучше убрать и утилизировать или заложить в компостную яму.

Если на участке много сорной травы, лучше осенью использовать специальный состав. Наибольшей популярностью среди огородников пользуется Раундап, но есть много других средств с подобным действием.

Это позволит повысить урожайность за счет насыщения полезными веществами. Культур много, можно использовать любую, главное – чтобы был хотя бы месяц до холодов и растений успели немного подрасти.

Глубина вспашки примерно 25 см. Важно закрыть сидераты пластом грунта, чтобы они там гнили и насыщали почву.

Подготовить грунт в весенний период

Обработка почвы перед посадкой весной:

В первую очередь использовать органику. Подойдет только перепревший навоз или компост. Норма – примерно 200 кг на сотку, распределить равномерным слоем.

Нужно ли копать землю, если она обрабатывалась осенью? Конечно, ведь заправляются удобрения и пласты переворачиваются, чтобы питательные вещества оказались выше.

Это не только упрощает посадочные работы, но и снижает испарение влаги. Заодно убираются все корни и камешки, если они есть.

Вначале делаются метки специальным приспособлением. Потом лопатой или плугом готовится борозда под посадку.

Отзывы огородников

Ирина, Барнаул

Владимир, Тверь

Кислотность надо контролировать и не бояться минеральных удобрений. Злоупотреблять не стоит, а необходимый минимум в почве должен быть.

Читайте также: