По какому закону по мнению татарина жил лука выберите

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Лука — старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии — тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

Сконфуженный Барон отвечает:

Ну, чего там? Я ведь.. шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нету… То есть, я имею бумаги… но — они никуда не годятся.

И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука — лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя — все исповедуются ему — так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

Господа, если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой.

Читаемое в разделе:

  • 1. Смысл финального эпизода: – Финальный эпизод имеет в произведении большое значение. Им завершается сюжет, в нём так или иначе разрешаются конфликты. Финалы бывают.

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В девятнадцать лет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет трехчастную.

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы раздела:

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В.

Благодаря ряду положительных качеств привлекает дядю Василисы и Наташи, Медведева, занимающего должность в правоохранительных органах. До этого она несколько раз состояла в браке, но неудачное замужество сыграло свою роль. Ее последний муж погибает, и женщина обещает себе, что больше никогда не выйдет замуж. Автор объясняет причину подобного решения, на протяжении восьми лет супруг жестоко издевался над ней и бил. Для нее замужество становится настоящей клеткой и заточением, молодым девушкам она советует избегать подобной авантюры и жить, полагаясь только на себя. Это подтверждают ее слова «Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно…”.

Ее внешняя оболочка стала черствой из-за постоянных избиений и издевательств, она часто использует грубые слова и оскорбляет окружающих, но ее внутренний человек остается нежным и беззащитным, требующим ласки и заботы, способным проявлять доброту к окружающим людям. Трудности и испытания не смогли сломить ее непоколебимый дух. Сильная и независимая женщина, которая привыкла полагаться только на себя и самостоятельно заботиться о собственных нуждах. Она не покладая рук работает, что позволяет ей сводить концы с концами и не зависеть от окружающих.

Хотя жизнь в ночлежке трудно назвать простой и безоблачной, но Квашня привыкла бороться. Медведев приходит в восторг от крепости духа женщины, способной самостоятельно противостоять жизненным невзгодам и трудностям. Сразу после первого знакомства 50-летний полицейский предлагает ей руку и сердце, но наученная горьким опытом и жестоким обращением, она отказывается.

Но время делает свое дело, постоянные ухаживания растапливают ее загрубевшее сердце и к концу произведения читатель узнает, что Квашня съезжается с Медведевым. Женщина, которая смогла противостоять обстоятельствам и принимать самостоятельные решения, заслужила настоящее счастье рядом с сильным мужчиной, способным о ней заботиться. Но обретет ли она радость рядом с Медведевым? Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав произведение полностью.

Сочинение Образ Квашни

Вскоре на Квашне захочет жениться один человек, чьи племянники Василиса вместе с Наташей. Его фамилия Медведев. Он работает полицейским, ему пятьдесят лет. Однако Квашня не собирается выходить за него замуж и отказывает ему.

Однажды, когда-то давно, у Квашни был муж. Но их жизнь на самом деле сложилась неудачно, как казалось им с первого взгляда. Её любящий муж умер и она больше ни за кого не хотела выходить замуж второй раз в жизни, после смерти мужа. Как говорила сама героиня, что, если баба выйдет замуж, то это, то же самое, как будто зимой в проруби оказаться, потому что как один раз вышла, на всю жизнь после запомнится. Квашня хотя внешне возможно и была груба и черства с некоторыми личностями, всё-таки у неё ещё осталось сопереживание и доброе, нежное и любящее человека сердце. Исходя из характера и натуры, она достаточно сильна, смела и не боится трудностей и неприятностей, встречающихся на её жизненном пути. Напротив, она стремится всей силой воли преодолеть их, во что бы то ни стало.

Также у героини огромный опыт работы и просто жизненных случаев. Она научилась вполне самостоятельно работать и зарабатывать себе денежные средства, живя одинокой и абсолютно ни от чьей подмоги не завися. Её трудный и невыносимый процесс проживания, который был раньше, ушёл далеко в прошлое и уже не вернётся, так как она научилась выживать в суровых условиях жизни и выполнять любую трудную работу.

Популярные сочинения

Вариант 3

Это социально-бытовая драма, название полностью отражает всю композицию произведения. Она заключена в описании жизни обитателей ночлежки. Все действующие лица, а это проститутки, воры, пьяницы, чернорабочие, в тяжелых жизненных ситуациях. Они отчаялись, очерствели, забыли о положительных эмоциях, о доброте, взаимопомощи. Автор еще видит в своих героях что-то хорошее, но души их уже пусты и серы. Ведь смирились со своей судьбой, и даже не пытаются что-то изменить.

Квашня – еще не совсем пропиталась серостью и безысходностью ночлежки, в ней есть стержень, она самостоятельна и добра, единственная кто пытался помочь умирающей Анне.

Вариант 2

Квашня одна из тех, кто живет в ночлежке, которая принадлежит старику Костылеву и его жене Василисе Костылевой. Квашня торгует пельменями. Она добра, это видно по отношению к смертельно больной девушке Анне. Она приносит девушке пельмени, заботится о ней.

Квашня – сильная и независимая женщина, которая может о себе позаботится. Она много работает, выполняя даже самую трудную работу, дабы заработать себе на жизнь. Раньше она уже была замужем, а теперь считает себя свободной женщиной. Прожила в несчастном браке 8 лет. Она нелестно отзывается о своём муже, так как он бил её и всячески издевался. Жизнь её была ужасной даже в ночлежке, но она не сдается. Квашня не доверяет мужчинам. Но к ней в женихи набивается родственник хозяйки ночлежки, в которой проживает Квашня. Это служитель закона пятидесятилетний полицейский Медведев. Квашня отклонила предложение Медведева, ссылаясь на то, что она уже была замужем, и с неё хватило одного раза. Это решение было принято ею после смерти мужа — деспота. Несмотря на резкие слова, на внешнее бессердечие Квашня смогла остаться доброй и умеющей сострадать.

После смерти Костылева, она всё же соглашается выйти замуж за Медведева. Но и в этом замужестве её постигла неудача. Медведев якобы стал пить из-за того, что все узнали, что она его избила. А Квашня говорила, что Медведев вместо того, чтобы помогать ей стал пить. Из-за этого не совсем ясна точная причина, по которой Медведев стал пить.

Тест с ответами: М.Горький “На дне”

I вариант.

1. Какой герой гордится своим дворянским происхождением? а) Сатин б) Барон + в) Клещ г) Васька Пепел

2. Кто из героев хочет попасть в бесплатную лечебницу для алкоголиков? а) Лука б) Сатин в) Квашня г) Актер+

3. Кто становится мужем Квашни? а) Лука б) Медведев + в) Барон г) Сатин

4. Чьи это слова: “Человек! Это звучит … гордо”? а) Луке б) Сатину + в) Барону г) Актеру

5. В самом начале пьесы герои спорят о том, кто должен: а) покрасить стены б) подмести пол + в) помыть окна г) сходить за водой

6. Какая героиня серьезно больна и умирает по ходу пьесы? а) Квашня б) Настя в) Василиса г) Анна+

7. Имя хозяина ночлежки, в которой проходит действие пьесы? а) Сатин б) Бубнов в) Костылев + г) Пепел

8. Как на самом деле зовут Сатина? а) Константин + б) Михаил в) Максим г) Александр

9. Какой герой является профессиональным шулером? а) Лука б) Костылев в) Сатин + г) Татарин

10. Кого хочет взять в жены Васька Пепел? а) Василису б) Настю в) Анну г) Наталью+

11. Кто из героев сидел в тюрьме за убийство? а) Сатин + б) Барон в) Наташа г) Медведев

12. Кто убивает себя в конце пьесы? а) Лука б) Сатин в) Барон г) Актер+

13. Кто предложил Ваське Пеплу убить Костылева? а) Наташа б) Василиса + в) Сатин г) Барон

14. Чья сестра Наталья: а) Василисы + б) Насти в) Квашни г) Анны

15. Чья это фраза: “…В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать…”? а) Ваське + б) Пеплу в) Луке г) Сатину д) Клещу

16. Какой герой будучи молодым служил на телеграфе? а) Лука б) Клещ в) Татарин г) Сатин+

17. Кому принадлежит эта фраза: “…талант – это вера в себя, в свою силу…”? а) Лука б) Актер + в) Костылев г) Василиса

18. Кто из героев говорит о себе так: “…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…”? а) Васька + б) Пепел в) Сатин г) Лука д) Татарин

19. Кто сказал эти слова: “…Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”? а) Костылеву б) Василисе в) Луке + г) Бубнову

20. Какая героиня читает книгу “Роковая любовь”? а) Наташа б) Василиса в) Квашня г) Настя+

II вариант.

1. Вспомните, кто из героев отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство? а) Сатин+ б) Барон в) Наташа г) Медведев

2. Определите, кто из героев надеется попасть в бесплатную лечебницу для алкоголиков? а) Лука б) Сатин в) Квашня г) Актер +

4. Васька Пепел хочет жениться на: а) Василисе б) Насте в) Анне г) Наталье+

6. Вспомните, кто становится мужем Квашни в конце пьесы? а) Лука б) Медведев+ в) Барон г) Сатин

7. Наталья является сестрой: а) Василисы+ б) Насти в) Квашни г) Анны

8. Определите, каким образом Сатин попал в ночлежку? а) Сатин обокрал местного чиновника и прятался в ночлежке от судебного пристава, изменив имя; б) Сатин попал в тюрьму из-за обидчика сестры, после чего перед ним все дороги оказались закрыты;+ в) У Сатина сгорело все имущество, и ему негде было жить, кроме как в ночлежке; г) Сатин был известным картежником.

9. По мнению Костылева, хорошими людьми являются: а) Творческие люди, желающие преобразить и украсить мир; б) Мудрецы и священники, люди религии; в) Люди, занимающие высокие чины; г) Люди, живущие по правилам, у которых есть паспорт+

10. Вспомните, как зовут хозяина ночлежки, в которой происходит действие пьесы? а) Сатин б) Бубнов в) Костылев+ г) Пепел

11. Выберите героя пьесы, который считал, что жизнь хороша, когда труд — удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство? а) Пепел; б) Сатин;+ в) Актер; г) Костылев.

12. Определите, какая из героинь тяжело болеет и умирает в течение пьесы? а) Квашня б) Настя в) Василиса г) Анна +

14. Отметьте того, кто является профессиональным шулером? а) Лука б) Костылев в) Сатин+ г) Татарин

15. Определите, кому из героев принадлежат слова: “…Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”? а) Костылеву б) Василисе в) Луке+ г) Бубнову

18. Кто в конце пьесы кончает жизнь самоубийством? а) Лука б) Сатин в) Барон г) Актер +

19. Кому принадлежат слова: “Человек! Это звучит … гордо”? а) Луке б) Сатину+ в) Барону г) Актеру

20. Кто из героев в молодости на телеграфе служил? а) Лука б) Клещ в) Татарин г) Сатин+

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

(2 курс Фортепиано, ИНО, ОДиУИ, ОХД, СХНП)

1. В каком веке зародился романтизм?

2. В какой стране зародился романтизм?

3. Что характерно для романтизма?

а) Культ разума и цивилизации.

б) Культ отрицания всех проявлений религии.

в) Культ единения природы и чувств человека.

4. Ценность чего провозгласил романтизм?

а) человеческой личности;

б) материальную ценность;

5. Основная тематика пушкинской лирики ("Вольность", "Узник", "Во глубине сибирских руд"):

б) гражданская лирика;

в) любовная лирика;

а) Металлов тверже он и выше пирамид.

б) К нему не зарастет народная тропа.

в) Времени полет его не разрушит.

г) От тлена убежав, посмертно будет жить.

7. Какая сказка А. С. Пушкина начинается со строки: "У лукоморья дуб зеленый.."?

а) "Сказка о золотом петушке";

б) "Сказка о золотой рыбке";

в) "Руслан и Людмила";

г) "Сказка о мертвой царевне. ".

8. Какое стихотворение принесло известность М.Ю.Лермонтову?

9. Какое произведение принесло Н.В.Гоголю известность?

а) жизнь помещиков;

б) жизнь чиновников;

в) жизнь всех слоёв населения.

а) тема Петербурга;

в) тема добра и зла.

12. Указать, какое событие обусловило необратимые демократические процессы, которые произошли в России во второй половине XIX века?
а) отмена крепостного права;

в) арест Чернышевского.

а) А. П. Чехов, А. Н. Островский, Н. Г. Чернышевский, И. И. Тургенев;
б) Ф. Достоевский, М. Салтыков – Щедрин, И. С. Тургенев, А. И. Гончаров;
в) А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, Ф. Достоевский.

а) А.Н. Добролюбов;

в) Н.Г. Чернышевский;

16. Какое событие является кульминацией произведения?

а) первое свидание Катерины с Борисом;

б) измена Катерины;

в) самоубийство Катерины;

г) признание Катерины мужу и Кабанихе о своём грехе.

а) венчанием Варвары и Кудряша;

б) гибелью Катерины;

в) возвращением Бориса;

г) примирением Катерины и Тихона

20. Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова?

а) Андрей Штольц;

б) Владимир Ленский;

г) Акакий Башмачкин.

г) описание дружеских отношений Обломова и Штольца.

22. Что мешает Илье Ильичу Обломову быть деятельным человеком?
а) отсутствие цели в жизни;

б) воспитание и закономерности современной ему жизни;

г) болезненное состояние.

а) между помещиками и крепостными крестьянами;

б) между разночинцами-демократами и либеральными дворянами;

в) между Базаровым и Одинцовой;

г) между Николаем Петровичем и Аркадием Кирсановыми.

24. Будущая специальность Базарова:

25. Чем закончилась дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем?

а) смертью Базарова;

б) смертью Кирсанова;

в) никто не пострадал;

г) Павел Петрович был ранен.

26. Из-за чего умер Базаров?

б) от потери крови;

в) от заражения крови.

б) Братья Губины;

а) её всегда и во всём везло;

б) ей помогает её твёрдый характер, настойчивость, ум;

в) в трудной ситуации ей помогала губернаторша;

г) у неё хороший муж, который её берёг и защищал.

б) Павлуша Веретенников;

в) Гриша Добросклонов;

а) был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника;

б) часто посещал распивочные;

в) жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома;

г) был строен и хорош собою;

д) задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней;

е) выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.

32. Согласно теории Раскольникова?

а) все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд);

б) обыкновенные люди совершают преступления;

в) все люди имеют право совершать преступления;

г) обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно;

е) необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

33. Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента?

а) университета юридического факультета;

б) университета философского факультета;

в) университета факультета словесности;

г) духовной семинарии.

34. С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился?

а) в распивочной;

в) на похоронах его жены;

35. Раскольников убил Лизавету из-за того, что она?

а) вызывала у него отвращение;

б) не любили его сестру;

в) оказалась свидетелем другого убийства;

г) не вернула ему карточный долг.

36. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о?

а) Давиде и Голиафе;

б) великом потопе;

в) воскресении Лазаря;

г) сотворении мира.

37. В конце романа Свидригайлов?

а) женился на Соне Мармеладовой;

б) умер от тяжёлой болезни;

в) уехал в Америку;

г) застрелился из револьвера.

38. За своё преступление Раскольников был?

а) приговорён к смертной казни;

б) осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири;

в) сослан на остров Сахалин;

г) подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

39. Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых?

а) он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи;

б) он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны;

в) он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место;

г) он устроил похороны Катерины Ивановны и усыновил её детей.

а) в доме Болконских;

б) в доме Пьера Безухова;

в) в императорском дворце;

г) у фрейлины Шерер.

41. Зачем князь Андрей Болконских собирается на войну?

б) воздать долг Отчизне;

в) защитить родных и близких;

42. Что делает Василий Курагин вместе с княжнами после смерти старого графа, узнав, что своим главным наследником он сделал Пьера Безухова?

а) пытаются убить Пьера;

б) пытаются выкрасть портфель с завещанием;

в) подделывают завещание;

г) похищают Пьера.

43. На ком женился Пьер Безухов в 1 раз?

а) Наташа Ростова;

б) Марья Болконская;

в) Элен Курагина;

44. Что произошло с Николаем Ростовым в Шенграбенском сражении?

а) был взят в плен;

г) сбежал с поля боя.

45. Что сказал Наполеон, глядя на Андрея Болконского на поле боя?

46. Что сделал Пьер Безухов, приехав в Петербург после тяжёлого объяснения со своей женой?

а) начал пьянствовать;

б) отправился воевать;

в) вступил в масонскую ложу;

г) стал ухаживать за Наташей Ростовой.

47. После чего для Андрея Болконского, который замкнулся в себе, началась новая жизнь?

а) после встречи с Наташей Ростовой;

б) после встречи с Пьером;

в) после рождения сына;

г) после смерти отца.

48. Где Андрей Болконский понял, что влюблен в Наташу Ростову?

г) на званном ужине у Ростовых

49. Кем увлеклась Наташа, пока Андрей Болконский был заграницей?

а) Василием Денисовым;

б) Борисом Друбецким;

в) Анатолем Курагиным;

г) Фёдором Долоховым.

50. Почему Андрей Болконский мог жениться на Наташе только через один год?

а) нужно было развестись с предыдущей женой;

б) хотел вначале отдать сына в пансион;

в) нужно было дослужить в армии;

г) это было условием его отца.

51. Пьеса “Вишневый сад” стала для А.П. Чехова?

а) последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России;

б) его дебютным произведением;

в) средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.

52. Что именно угрожает вишневому саду Раневской?

а) вспыхнувший из-за засухи пожар;

б) вырубка браконьерами;

в) продажа с торгов за долги.

53. Какое именно решение проблемы с вишневым садом предлагает Лопахин Раневской?

а) выйти за него, Лопахина, замуж и воспользоваться его деньгами для покрытия долга;

б) поскорее и поудачнее выдать дочерей замуж за богатых женихов;

в) сдать территорию сада под дачи и получать с этого прибыль.

54. Для всех в семье Раневской вишневый сад крайне важен. И все же один человек утверждает обратное и готов к новой жизни за его пределами. Это?

а) сама Раневская;

55. Кто при отъезде оказывается забыт в доме?

56. Откуда приехала Раневская?

58. Как звали главного героя произведения?

г) имя не называется.

59. Как назывался пароход, на котором путешествовал герой?

б) тема отношений отцов и детей;

в) тема трагической любви.

61. Мануйлиху с внучкой выгнали из деревни за то, что:
а) Мануйлиха воровала у людей овощи с огородов;

б) Мануйлиха колдовала;

в) Мануйлиху невзлюбили за ее скверный характер.

62. Что случилось с Олесей, когда девушка пошла в церковь?
а) после службы Олеся решила отречься от колдовства и стать монахиней;
б) после службы девушку окружили местные и начали ее оскорблять и осмеивать;
в) девушка потеряла сознание во время службы.

63. Что осталось Ивану Тимофеевичу на память об Олесиной любви?
а) деревянная ступка;

б) медное колечко;

в) нитка красных бус.

б) Вера Николаевна Шеина;

г) Людмила Львовна Дурасова.

а) генерал Аносов;

в) Николай Николаевич;

66. Как Желтков подписал свое письмо?

а) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г.С.Ж.;

б) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга) Желтков;

в) С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.;

г) С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.

67. Когда сформировался символизм в России?

а) в 1890-1900-е годы;

б) в 1903-1904-е годы;

в) в 1910-1912-е годы.

68. Каковы были три главных элемента нового искусства?

а) мистическое содержание;

в) расширение художественной впечатлительности;

г) передача мимолетных впечатлений.

69. Назовите старших символистов:

70. Кто относился к младосимволистам?

а) Андрей Белый (Б.Бугаев);

д) Эллис (Л.Кобылинский).

72. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью :

73. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

г) О. Мандельштам.

74. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

76. Первая декларация футуристов, которая вышла в 1912 году, называлась?

77. Кто из поэтов не входил в группу футуристов?

78. В чем состоит особенность композиции произведения М. Горького «Старуха Изергиль?

79. Кто был отец Ларры?

80. Чем был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость по отношению к другим людям?

а) внешним уродством;

81. Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники собрались с силами и пошли за ним дальше?

а) произнес воодушевляющую речь, и сердца людей зажглись;

б) вырвал собственное сердце и освещал им дорогу;

в) попросил местного ведуна призвать солнечную погоду.

82. Что случилось с сердцем Данко, когда люди вышли к простору степи?
а) кто-то наступил на сердце юноши;

б) сердце Данко превратилось в голубя;

83. Что произошло с Ларрой, про которого собиралась поведать автору старуха Изергиль?

а) он ушел в Страну солнца;

б) он превратился в прах;

в) он превратился в тень.

85. По мнению Татарина, Лука жил по закону?

86. Фразу: “…талант – это вера в себя, в свою силу…” произносит?

87. Кому из героев принадлежат слова: “…Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…” ?

88. Жанр произведения М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” ?

89. Как окончилась жизнь литератора-критика Берлиоза ?

а) упал с обрыва;

б) захлебнулся абрикосовой водой;

в) отрезало голову трамваем.

90. Где состоялась первая встреча поэта Бездомного и Воланда?

а) Патриарши пруды;

б) Воробьевы горы;

в) Застенчивые ивы.

91. Свита Воланда состояла из:

а) кот Бегемот, Азазелло, Фрида, Коровьев;

б) Азазелло, кот Бегемот, Гелла, Коровьев;

в) Маргарита, Мастер, кот Бегемот, Гелла.

92. Продолжите фразу “Рукописи не…”:

93. Кто такой Понтий Пилат?

б) Прокуратор Иудеи;

в) философ летописец.

94. Какая просьба была у Маргариты к Воланду после бала?

а) чтобы вместо осени наступила весна;

б) чтобы Берлиозу вернули голову;

в) чтобы Фриде перестали подавать платок.

95. Какой порок Воланд считает самым тяжким?

96. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите тот мир, которого не существует в романе:

Найдите четвёртое лишнее.

а) Древний ершалаимский;

б) Вечный потусторонний;

г) Современный московский.

существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств

в) Ивану Бездомному;

98. Что в конце романа приобрели Мастер и Маргарита?

99. Жанр романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”:
а) роман – биография;


б) роман потока сознания;

в) роман – эпопея.

100. Историческое событие, не описанное в этом романе:
а) Вторая мировая война;

б) Первая мировая война;

в) Гражданская война в России;

г) Революция 1917 года.

101. Кому из героев удалось за время действия романа, воевать на стороне белогвардейцев, большевиком и казацких повстанцев?
а) Григорий Мелехов;

б) Евгений Листницкий;

в) Степан Астахов.

102. Какова была смерть Аксиньи Астаховой?

а) Аксинью расстреляли как жену контрреволюционера;

б) её смертельно ранили, когда они с Григорием направлялись на Кубань;

в) во время тяжелых родов.

103. Назовите премию, которой был награждён этот роман?

а) Нобелевской премией мира;

б) Премией имени Сталина по литературе;

в) Нобелевской премией по литературе.

104. Имя героя, у которого сложная судьба?

б) Григорий Мелехов;

в) Михаил Кошевой;

г) Михаил Коршунов.

105. Чей образ выразил идею всепрощающей, жертвенной любви в романе?

106. С какой целью вводит М. Шолохов батальные сцены?

а) показать героизм народа;

б) показать, что делает с человеком война;

в) показать бессмысленность войны;

г) поднять дух народа.

107. Где служил герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин?

а) в артиллерийских войсках;

б) в пехотной роте;

108. Какую войну прошел Василий Теркин?

а) Первую мировую;

в) Польскую кампанию.

109. За что Теркину вручают орден?

а) за то, что он вычислил немецкого шпиона;

б) за то, что он вынес нескольких раненых солдат из-под огня;

в) за то, что он сбил самолет из винтовки.

110. Кто подарил гармонь Теркину?

б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

в) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

112. Что можно посчитать трагическим предзнаменованием событий, свершившихся в рассказе?

а) пропажу колченогой кошки;

б) потерю дома и всего, что с ним связано;

в) разлад в отношениях с сёстрами.

113. При изображении плача родственниц по погибшей Матрёне, автор:

а) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

б) показывает трагичность событий;

в) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

114. Как умерла Матрена?

а) Матрена сильно заболела после отделения горницы, слегла и через несколько дней умерла;

б) Матрену покалечила испуганная лошадь;

в) На сани с горницей, которую Матрена помогала везти, налетел паровоз;

г) Матрена умерла от старости.

Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальная исследовательская работа, мультимедиа-презентация.

План урока

  • Кто из этих героев (Данко, Лука, Сатин) более симпатичен Горькому?
  • Кто из них несет черты самого писателя?

13. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.
14. Домашнее задание. Сочинение на тему: "Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может" (И.Ф. Анненский).

1. Погружение (постановка проблемного вопроса и определение цели урока-расследования) Слайд №2

– Итак, сегодня нам предстоит выяснить, как трактовался и как воспринимается сейчас этот противоречивый образ. Сегодня мы занимаемся расследованием: изучением свидетельств, поиском собственного отношения и истолкования к герою пьесы.

2. Интерпретация образа Луки на сцене. Слайд №4

– К сегодняшнему уроку вы получили индивидуальные задания: найти информацию по отдельным вопросам. Первое задание – сценическая интерпретация образа Луки. Каким представляли Луку на сцене режиссеры и актеры, исполняющие эту роль? Наши исследователи воспользовались сетью Интернет, нашли там рецензии, воспоминания очевидцев о спектаклях и сейчас расскажут нам о своих открытиях. (Индивидуальное задание: см. Приложение 2)

– Как видим, уйти от трактовки Луки как доброго, сострадательного человека трудно. Почему же сам Горький категорически настаивал, что его герой должен быть показан отрицательным, вызывающим неодобрение?

3. Определение темы-проблемы урока, задания. Слайд №9

Интерпретация образа Луки. Кто он: шарлатан или мудрый утешитель?

– Каким увидим Луку мы с вами? Какую трактовку выберем? Поскольку мы сегодня занимаемся расследованием, получим определенные результаты его, очень важно эти результаты обобщить и сделать вывод – у каждого он будет свой. Слайд №10

– Не только писатели думают над выбором имени для своего героя. Нередко люди уже во взрослые годы получают новое имя. Кто-то из-за неблагозвучия старого, кто-то в конспиративных целях. А священнослужители получают, помимо мирского, еще и церковное имя. Был в нашей российской истории такой человек, врач по образованию и священник по призванию. Это превосходный хирург, ученый Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, спасший немало жизней. Он же архиепископ Лука, после смерти причисленный к лику святых. И на том, и на другом поприще проявил он себя человеком, который не на словах, а на деле проявляет доброту, заботу о других людях.

5. Оценка Луки обитателями ночлежки. Слайд №14

– Нельзя нам обойтись без свидетельств тех людей, которые лично были знакомы с этим таинственным старцем, на себе испытали его влияние. Найдите в тексте, как отзывались о Луке до и после его ухода другие персонажи?

Пепел: Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…
Барон: …Шельма ты!
Василиса: Прохожий…тоже! Говорил бы – проходимец…все ближе к правде-то…
Анна: Гляжу я на тебя…на отца ты похож моего…на батюшку…такой же ласковый…мягкий…
Пепел: Старик! Зачем ты все врешь. Там у тебя хорошо, здесь хорошо…ведь врешь! На что?
Бубнов: …много он врет…и без всякой пользы для себя…Старик уж…Зачем бы ему?
Актер: А – где старичок…милый старикашка.
Наташа: Добрый ты, дедушка…Отчего ты – такой добрый?
Костылев: А ты…какой ты странник. Пачпорта не имеешь…Хороший человек должен иметь пачпорт…Все хорошие люди пачпорта имеют…да.
Сатин: Какой ты любопытный, старикашка! Все бы тебе знать…а – зачем?
Настя: Хороший был старичок…Он все видел, все понимал…
Клещ: Он…жалостливый был…
Татарин: Старик хорош был…закон душе имел!
Сатит: …для многих был… как мякиш для беззубых..
Барон: как пластырь для нарывов…
Сатин: Это все старик…навинтил Актера…понимаешь, Барон.
Барон: Старик – глуп…
Сатин: Старая дрожжа, проквасил нам сожителей…
Клещ: Поманил их куда-то…а сам – дорогу не сказал…
Барон: Старик – шарлатан…
Клещ: Правды он …не любил, старик-то… Очень против правды восставал…

*** В связи с этим мне хочется рассказать вам реальную историю, произошедшую с уже знакомым вам Архиепископом-врачом Лукой.
Сохранились свидетельства очевидцев его разговора с главой Ташкентской ЧК Петерсом, имевшим репутацию свирепого человека, руки которого были обагрены кровью. Петерс спросил профессора:
– Как это вы, Войно-Ясенецкий, ночью молитесь, а днем режете людей?
– Я режу людей во имя их спасения, – ответил священник, – а во имя чего их режете вы?
– Но как вы можете верить в Бога? Разве Вы Его видели?
– Нет, не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет?

Интересная история к вопросу о вере, истине и их доказательствах, не правда ли?

Актер – лечебница для алкоголиков.
Пепел – возможность заново построить честную жизнь в Сибири, где можно найти работу.

– Сейчас еще одно очень интересное свидетельство – ранний рассказ Горького, не известный широкому читателю, но весьма любопытный для нас с вами сегодня.
– Всегда ли уважаемый писатель считал людей, пытающихся помочь ближнему, показав ему красивое будущее, жуликами?

7. Сатин о Луке. Слайд №15

– Есть в этом произведении герой, свидетельства которого откроют нам глаза на многое. Что это за герой?

Анализ эпизода – монологи Сатина. Выразительное чтение монологов Сатина.

8. Горький и Ницше. Идея Сверхчеловека. Слайд №16

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

9. Актер

– Итак, думаю, мы уже достаточно получили Свидетельств и уже можем вынести каждый свой Вердикт.

– А сейчас провокационный вопрос, господа присяжные заседатели.
– Кто из этих героев (Данко, Лука, Сатин) более симпатичен Горькому?
– Кто из них несет черты самого писателя?

13. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся

14. Домашнее задание. Слайд №21

– Вы расстаетесь с героями пьесы совсем не надолго. Дома вам предстоит еще раз наедине с собой поразмышлять над теми философскими проблемами, которые поставил в ней Максим Горький. Ваше домашнее задание – написать сочинение на тему: "Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может" (И.Ф. Анненский).
Это уже иная сторона обсуждаемой нами сегодня проблемы, но, думаю, вам найдется, о чем поразмышлять в своем сочинении. Успеха!

Читайте также: