Плоды овощи сложное прилагательное

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.09.2024

самых нужных профессий много ,и каждая из них нам всем необходима.без врачей мы бы не могли лечиться,без строителей построить дома,без учёных мы не могли узнавать много нового.

Запахи леса. оттаяли в лесу запахи. где ползком, где на легких струйках несутся (что делают? ) они над землей. запахи сочатся (что делают? ) отовсюду: сквозь первую щетину земли, сквозь первые цветы. с первых клейких листочков берез стекаются (что делают? ) струйки березового сока. торопятся (что делают? ) напиться (что сделать? ) нектара первые пчелы. мчатся (что делают? ) к цветкам и первые бабочки. скоро весь воздух в лесу превратится (что сделает? ) в сплошной запах. и даже первая зеленая дымка над березами покажется (что сделает? ) не цветком, а запахом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

- умение отличать простые прилагательные от сложных;

- усвоение правила написания сложных прилагательных (в каких случаях пишется слитно, в каких – через дефис);

- понимание алгоритма действий при выборе правильного написания прилагательного; умение обосновать свой выбор;

- умение применять на практике полученные на уроке знания;

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с одноклассниками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы на основе сравнения.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания слов, а каких именно, мы скоро узнаем.

Имя прилагательное – это часть речи? (да)

Имена прилагательные отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (нет)

Имена прилагательные обозначают признак предмета? (да)

Имя прилагательное связано с именем существительным? (да)

Имена прилагательные в предложении являются только сказуемыми? (нет)

ЧТО ТАКОЕ СЛОЖНЫЕ СЛОВА? (выберите верный ответ на вопрос)

Все непонятные слова называются сложными.

Все длинные слова называются сложными.

Слова, в которых два корня, называются сложными.

3. Постановка учебной задачи.

А как правильно написать это слово?

Небольшой словарный диктант (на листочках)

Паровоз, юго-восток, северо-западный, сельскохозяйственный, плащ-палатка, чёрно-белый, умный-преумный, четырехэтажный, литературно-музыкальный, словообразование, горнолыжный, ярко-желтый.

-При написании этих слов, какие правила пришлось вспомнить? (правописание сложных имен существительных)

-Проверьте себя по эталону. Кто допустил ошибки?

Паровоз, юго-восток, северо-западный, сельскохозяйственный, плащ-палатка, ярко-желтый, чёрно-белый, умный-преумный, четырехэтажный, литературно-музыкальный, горнолыжный, словообразование.

-Какие слова у вас вызвали затруднение? (северо-западный, умный-преумный, литературно-музыкальный, ярко-желтый, горнолыжный, черно-белый, сельскохозяйственный)

-Почему? Чего не знаем? (это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель, используя опорные слова, записанные на доске:

Цель урока: 1) познакомиться с …(правописанием сложных имен прилагательных);

2) учиться находить …(орфограмму) и правильно … (писать сложные имена прилагательные).

- А где и как мы можем узнать правила? (в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).

- А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).

- Составим план выхода из затруднения? (1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы).

5. Реализация построенного проекта.

Возвращаемся к записанным словам. Предлагаю провести исследование и понаблюдать за словами. Посмотрите на слова.

ярко-желтый северо-западный сельскохозяйственный чёрно-белый умный-преумный четырехэтажный литературно-музыкальный горнолыжный

- Посмотрите и подумайте, как пишутся сложные прилагательные. Кто что увидел, заметил? ( умный- преумный слова повторяются.)

-Правильно. Т.е. слова, которые образовались повтором слов, пишутся через дефис.

- Черно-белый . Что обозначает слово? Есть еще подобные слова? (цвет, оттенок цвета)

-Следовательно, слова, обозначающие оттенок цвета, тоже пишутся через дефис.

- Северо-западный . (Мы знаем, что слово северо-запад – сложное существительное, обозначает сторону света. Оно пишется через дефис. А северо-западный - это прилагательное, и оно, наверное, так же пишется через дефис.)

-Итак, прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис, тоже пишется так же, через дефис.

- Посмотрите на слово литературно-музыкальный. Почему оно пишется через дефис? Никакие вышеуказанные правила не работают. Обратимся за помощью к учебнику стр.182 , 2 пункт правила.

- Попробуем составить алгоритм

Условия слитного и дефисного написания сложных имен прилагательных

можно заменить обозначает образовано от состоит из повтор

словосочетанием оттенок цвета существительного двух само-

которое пишется стоятельных

ПИШУ ↓ через дефис слов ↓

↓ ПИШУ ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Горнолыжный ярко-желтый юго-восточный плодово-ягодный умный-преумный

Образуйте все возможные сложные прилагательные. Красный, черный, яркий, белый, светлый, синий, голубой, темный.

(Брусника – это вечнозеленый полукустарник семейства брусничных, в высоту он достигает 20—25 см, имеет очередные, кожистые, толстые, зимующие листья. Цветки брусники очень мелкие, колокольчатые, бело-розового цвета с приятным слабым запахом. Плоды имеют правильную шаровидную форму, достигают 8 мм в диаметре. Ягодки ярко-красные, с блестящей глянцевой поверхностью.
Эта красивая красная ягодка любит смешанные хвойные сухие леса, торфяные болота и кустарники, реже ее можно встретить в болотистых лесах северной России.)

Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки . Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах .Кроны сосен темнеют на фоне неба . Со всех сторон слышится пение птиц.

Настали весенние дни. В прошлогодней желто-коричневой траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Юго-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах.Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.

Опять вокзал. Перрон и суета.

Шипенье пара, крики паровозов.

И где-то за пролетами моста

Закат вечерний золотисто-розов.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с упражнением учебника № 219. По цепочке проговариваем правописание слов. Например, бледно-зелёный пишется через дефис, потому что обозначается оттенок цвета.

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

(Темно)синяя туча, (задумчивая и мечтательная) девушка, (военный и полевой) госпиталь, (проводит нефть) труба, (пепельно) серый дым, (высокая гора) ущелье, (двадцать пять этажей) дом.

Задание: образуйте сложные прилагательные, пишите их слитно или через дефис.

Темно-синяя туча, задумчиво- мечтательная девушка, военно-полевой госпиталь, нефтепроводная труба, пепельно-серый дым, высокогорное ущелье, двадцатипятиэтажный дом.

8. Включение в систему знаний и проверка знаний.

А 1. Выбери правильный ответ:

1) Сложные прилагательные могут быть написаны как раздельно, так и слитно.

2) Сложные прилагательные никогда не пишутся раздельно.

3) Сложные прилагательные могут быть написаны слитно, раздельно и через дефис.

А 2. Дефис не пишется в слове:

3) (северо) восточный;

А 3. Слово пишется через дефис:

1) (глубоко) уважаемый;

2) (плодово) ягодный;

А 4. Слова пишутся только слитно:

1) (бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3) (кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

А 5. Слова пишутся только через дефис:

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3) (премьер) министр, (русско) английский, (хитрый) прехитрый.

В 1. Какое словосочетание в каждом ряду лишнее?

1) (Сельско)хозяйственный труд, (русско)удмуртский словарь, (железно)дорожный путь.

2) (Древне)русские города, город (Санкт)Петербург, на (северо)западе страны.

3) (Культурно)хозяйственный план, (дет)садовский дворик, (тысяче)летний юбилей.

А 1. (2) А 4. (2)

А 2. (1) А 5. (3)

А 3. (2) В 1. 1. Русско-удмуртский словарь

2. Древнерусские города

3. Культурно-хозяйственный план

9. Рефлексия.

- Сегодня я понял____________.

- Сегодня я научился_________ .

- Какие затруднения испытали на уроке?

- Зачем нужно изучать эту тему?

Я вам прочитаю стихотворение, а вы на слух попробуйте определить

- сколько в нем сложных прилагательных

- сделайте вывод о том, насколько важны знания, полученные на уроке

Темно-русый паренек

Шел на северо-восток.

Так он к вечеру устал

Аж лимонно-желтым стал,

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок,

Скажет каждый педагог:

«Этот парень – голова,

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Подсчитайте количество полученных в ходе урока билетиков! (данные внесите в билет)

Какие себе оценки поставили? (Оценочные карточки)

10. Домашнее задание на карточках.

Образуйте из предложенных слов сложные имена прилагательные и составьте с ними словосочетания.

Сложные имена прилагательные пишутся либо слитно, либо через дефис.

Слитные сложные прилагательные

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные на основе словосочетаний, например, легкоатлетический – легкая атлетика, древнерусский – Древняя Русь,
железнодорожный – железная дорога.

Сложные прилагательные через дефис

Сложные прилагательные пишутся через дефис, если

Чтобы применить описанные выше правила, следует рассуждать следующим образом:

Журнально(газетный) — это сложное прилагательное, образованно из двух независимых друг от друга слов журнальный и газетный, между ними можно вставить союз и. Значит, это слово надо писать через дефис: журнально-газетный.

(Сельско)хозяйственный — это сложное слово, образованное из сочетания слов, в которых одно подчинено другому (сельское хозяйство). Следовательно, слово нужно писать слитно: сельскохозяйственный.

Сложные прилагательные

Сложные прилагательные примеры

Выполним следующее упражнений:

Спиши, письменно объясняя условия выбора слитного или дефисного написания сложных прилагательных. Графически обозначь изучаемую орфограмму.

Образец записи: садово-огородный участок – садовый и огородный, старорусские обряды – старая Русь.

  • Белоствольная береза – белый ствол,
  • общественно-политический – общество и политика,
  • ясное-ясное утро – ясное и ясное утро,
  • судоремонтный завод — завод для ремонта судов,
  • шахматно-шашечные соревнования – шахматный и шашечный,
  • бледно-розовый – бледный и розовый,
  • сердечно-сосудистая система – сердечная и сосудистая,
  • бледнолицый – бледное лицо,
  • информационно-аналитическая программа – информационная и аналитическая,
  • розоволицый – розовое лицо,
  • поисково-спасательная служба – поисковая и спасательная,
  • русско-французский – русский и французский,
  • целлюлозно-бумажный – целлюлозный и бумажный,
  • образно-поэтический язык – образный и поэтический,
  • длинноногие журавли – длинные ноги,
  • западно-еврейская живопись – западная и еврейская,
  • ярко- зеленые листья – яркие и зеленые,

Тест — сложные прилагательные 6 класс

А теперь для закрепления материала, предлагаем пройти тест по теме: Правописание сложных прилагательных. После выбора того или иного ответа на экране будут правильный ответ, а также пояснения к нему.

Сложные прилагательные могут писаться ~ слитно ~ и через дефис.


Сложные прилагательные могут писаться ~ слитно ~ и через дефис.

Слитно пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от словосочетания (при этом между словами нельзя поставить союз и). Например:

латиноамериканский ← Латинская Америка

Прилагательное латиноамериканский образовано от словосочетания Латинская Америка. Значит, оно пишется слитно.

воднолыжный аттракцион ← водные лыжи

Прилагательное воднолыжный образовано от словосочетания водные лыжи. Значит, оно пишется слитно.

2) Слитно пишутся также сложные прилагательные образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно. Например:

Прилагательное водопроводный образовано от существительного водопровод, которое пишется слитно. Значит, прилагательное также пишется слитно.

Прилагательное тысячелетний образовано от существительного тысячелетие, которое пишется слитно. Значит, прилагательное также пишется слитно.

3) Слитно пишутся также сложные прилагательные с первой частью верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, позднее-, обще-. Например:

общедоступный, средневековый, древневосточный, раннецветущий

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от равноправных слов, между которыми можно поставить союз и. Например:

Военно-исторический война и история

Прилагательное военно-исторический образовано от двух равноправных слов война и история. Значит, оно пишется через дефис.

мясо-молочный ←мясо и молоко

Прилагательное мясо-молочный образовано от двух равноправных слов мясо и молоко. Значит, оно пишется через дефис.

2) Через дефис также пишутся сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис. Например:

Прилагательное нью-йоркский образовано от существительного Нью-Йорк, которое пишется через дефис. Значит, прилагательное также пишется через дефис.

3) Через дефис также пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов. Например:

светло-серый, золотисто-синий, чёрно-белый

Повторим

Слитно пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от словосочетания (при этом между словами нельзя поставить союз и).

2) образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно.

3) с первой частью~ верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, позднее-, обще-.

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от равноправных слов, между которыми можно поставить союз и.

2) образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис.

3) обозначающие оттенки цветов.

2) образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно.

3) с первой частью верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, позднее-, обще-.

1) образованные от равноправных слов, между которыми можно поставить союз и.

2) образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис.

Читайте также: