Первичная обработка овощей 5 класс технология

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 21.09.2024

Какие бутерброды представлены на фото 1…, 2…, 3… ?

1. Кофе

Установи соответствие между фото и текстом.

1. Этот напиток получают из семян шоколадного дерева. 2. Тонизирующий напиток, очень сильно стимулирующий физическую и психическую деятельность человека. 3. Бывает зеленый, красный, желтый, но не светофор.

Рациональное питание людей невозможно без овощей и плодов

Классификация овощей

Корнеплоды клубнеплоды капуста тыквенные

Луковичные листовые пасленовые бобовые

Из истории овощей

Родиной огурца считают Индию, где до сих пор встречается один из его диких видов Морковь - древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тысячи лет Родиной петрушки считается Испания и Средиземноморье, где она растет в диком виде Родиной капусты является Средиземноморье. Родиной картофеля – Центральная и Южная Америка и ее завез в Россию Петр l из Голландии. Родиной томата – Южная и Центральная Америка. Горох был широко распространен в Древней Индии и в Древнем Китае, где являлся символом плодородия и богатства

Луковичные культуры – двулетние, многолетние травянистые растения. Лук содержит эфирные масла, сахар, витамины, калий, фосфор, кальций, железо и т.д. Существует много видов лука: лук-батун, лук-порей, многоярусный лук. Самый распространенный вид лука – репчатый. Это ценнейшая овощная культура. Он хорошо сохраняется всю зиму, не высыхает и не портится благодаря золотистой кожице.

Капуста

Капусту начали возделывать с 3-го тысячелетия до н.э. Ее, как и лук, наши предки считали лечебной. Ею лечили свежие раны, нарывы. Капуста отличается высокими пищевыми качествами, очень богата витаминами, минеральными солями. Витамина С в ней даже больше, чем в лимонах. Есть в капусте каротин, витамины группы В. Родина капусты – берега Средиземного моря.

Морковь

4 тысячи лет морковь употребляют в пищу. Родина моркови – средиземноморье. Она очень полезна, так как содержащийся в ней каротин в организме человека, превращается в витамин А – витамин роста. Морковный сок назначают как лечебное питание при различных заболеваниях. Морковь жарят, варят, тушат, пассируют, но особенно полезна она в сыром виде.

Обработка овощей

ПЕРВИЧНАЯ Нарезка Мойка Сортировка Промывание Очистка

ВИДЫ НАРЕЗКИ Соломка Кубики Кольца и полукольца Кружочки Брусочки Ломтики

Тест Первичная обработка овощей

1.Сначала овощи . по размеру 2. Далее овощи . 3. Морковь, картофель . 4. В картофеле . глазки 5. При обработке капусты . верхние грязные листья 6. А затем овощи . Ответы: вырезают нарезают сортируют очищают удаляют моют

Кубики полукольца соломка кольца брусочки

Виды нарезки овощей

Виды нарезки овощей

Ломтики дольки кружочки шашечки

Карвинг - фигурная резка по овощам и фруктам

Сложные виды нарезки овощей

Инструменты и приспособления для нарезки овощей

Терка для соломки ножи нож фигурный для нарезки брусочками нож-овощерезка

Нарезка овощей

Напиши как нарезают картофель для приготовления следующих блюд:

Запомни

В салате овощи должны быть одинаково нарезанными. При обработке следует пользоваться ножом из нержавеющей стали, т.к. при соприкосновении с железом витамин С разрушается. Чем свежее овощи, тем больше в них содержится витамина С. Овощи очищают и нарезают за 1-2 часа до подачи.

Санитарно-гигиенические требования

1. Приступая к работе, надень фартук, волосы убери под косынку или шапочку.

2. Рукава одежды не должны соприкасаться с продуктами и посудой, поэтому их надо закатать.

3. Руки следует мыть с мылом, ногти должны быть коротко острижены.

4. Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно перевязать бинтом или надеть напальчник.

З а п о м н и п р а в и л а

1. Салат из свежих овощей готовят перед подачей. 2. Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них – первичную и тепловую. 3. Овощи моют под проточной водой. 4. Не соединяй теплые и холодные овощи. 5.Заправлять и оформлять салат нужно прямо перед подачей. 6.Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической посуде.

Использованная литература:

Учебник Технология 5 класс под ред. В.Д.Симоненко, Вентана Граф,2009 г. С.Э. Маркуцкая Тесты по технологии Обслуживающий труд, 5-7 классы, М., 2009 г Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М., 2005 г.

Первичная обработка овощей

№ слайда 1

Первичная обработка овощей

Сортировка овощей Цель сортировки — удалить загнившие, побитые экземпляры, посто

№ слайда 2

Сортировка овощей Цель сортировки — удалить загнившие, побитые экземпляры, посторонние предметы, а также распределить продукты по качеству и размерам. По качеству овощи сортируют для более правильного использования каждого сорта. По размерам овощи сортируют для более правильного проведения технологического процесса, так как одинаковые по размерам продукты при тепловой обработке доходят до готовности одновременно. При сортировке картофеля и корнеплодов по размерам уменьшается количество отходов при механической очистке. Сортируют зелень, корнеплоды и другие овощи, за исключением картофеля, вручную, а картофель при помощи механических сит, барабанов и т. п.

Обмывание овощей Овощи и зелень после переборки и сортировки обмывают в холодной

№ слайда 3

Обмывание овощей Овощи и зелень после переборки и сортировки обмывают в холодной воде для удаления земли, песка, пыли. Обмывание продуктов обеспечивает, прежде всего, соблюдение санитарно-гигиенического режима при приготовлении блюд. Кроме того, из отходов тщательно обмытого картофеля крахмал получается более высокого качества. Картофель обмывают холодной водой в моечных машинах, картофелечистках с диском, не имеющим кремниевой облицовки, или в ваннах, бочках.

Салат, шпинат, лук, листья петрушки, укроп и другую зелень промывают после переб

№ слайда 4

Салат, шпинат, лук, листья петрушки, укроп и другую зелень промывают после переборки, удаления корней и загнивших листьев. Перебранную зелень кладут в холодную воду на 20—30 минут, чтобы отмокли приставшие к ней песок и земля. После этого зелень промывают в большом количестве воды (10 л воды на 1 кг зелени), чтобы земля и песок свободно оседали на дно. Салат, шпинат, лук, листья петрушки, укроп и другую зелень промывают после переборки, удаления корней и загнивших листьев. Перебранную зелень кладут в холодную воду на 20—30 минут, чтобы отмокли приставшие к ней песок и земля. После этого зелень промывают в большом количестве воды (10 л воды на 1 кг зелени), чтобы земля и песок свободно оседали на дно. Воду меняют два-три раза, при этом зелень каждый раз перекладывают на решето, в ванну или в котел с водой. Листья петрушки, сельдерея, салата, используемые для украшения блюд, иногда кладут в холодную воду на 20—30 минут, чтобы они были более свежими.

Очистка овощей Картофель после сортировки и обмывания очищают в картофелечистках

№ слайда 5

Очистка овощей Картофель после сортировки и обмывания очищают в картофелечистках или вручную. При очистке в машине на клубнях остаются глазки, которые затем дочищают вручную желобковым ножом. При очистке картофеля вручную желобковым ножом одновременно очищают кожицу и удаляют глазки.

Стручковый перец (сладкий), предназначенный для фарширования, обмывают, после че

№ слайда 6

Стручковый перец (сладкий), предназначенный для фарширования, обмывают, после чего прорезают мякоть вокруг стебля и удаляют его вместе с сердцевиной и семенами. Очищенный и обмытый перец замачивают в холодной воде в течение часа для удаления излишней горечи. Стручковый перец (сладкий), предназначенный для фарширования, обмывают, после чего прорезают мякоть вокруг стебля и удаляют его вместе с сердцевиной и семенами. Очищенный и обмытый перец замачивают в холодной воде в течение часа для удаления излишней горечи. Помидоры обрабатывают после обмывания: вырезают плодоножку и, если помидоры предназначены для фарширования, то удаляют семена вместе с соком.

Репчатый лук очищают, срезая у луковицы шейку, донце и снимая сухие листья (руба

№ слайда 7

Репчатый лук очищают, срезая у луковицы шейку, донце и снимая сухие листья (рубашку). Репчатый лук очищают, срезая у луковицы шейку, донце и снимая сухие листья (рубашку). Зеленый лук очищают от загнивших и пожелтевших перьев, отрезают корешки и промывают. Чеснок после удаления донца разделяют на части (зубки), которые очищают от чешуек. Огурцы свежие грядовые, используемые в салатах, в винегретах и т. п., очищают от кожицы, если она горькая, грубая или пожелтевшая. Свежие парниковые, ранние грядовые, маринованные мелкие (нежинские) огурцы и корнишоны не очищают от кожицы, семена из этих огурцов также не удаляют.

ovoshhi-pervichnaya-obrabotka-ovoshhey-formyi-narezki-ovoshhey

прививать навыки культуры труда и аккуратности, уважительное отношение к труду, чувство коллективизма.

Метод объяснения : объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, разделочные столы, доски, ножи, посуда.

Наглядные пособия: презентация, овощи, заготовка форм нарезки овощей в композиции.

I . Организационный момент.

1.Проверка наличия обучающихся.

2.Проверка психологической готовности обучающихся к уроку.

4. 2 урока – конкурса, разделить класс на две команды. Команды группируются. Выбирают капитана. Каждой команде предлагается придумать название, девиз, связанный с темой урока…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания об овощных растениях; познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией; познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.

- актуализировать знания о пищевой ценности овощей; значении для здоровья человека; способах их кулинарного использования овощей; о первичной обработке овощей, способах нарезки овощей, способах украшения блюд из овощей;

- познакомиться с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами

- сформировать навыки по определению качества овощей, навыки простой нарезки овощей;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать интерес к предмету.

Ι. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, посещаемости. Приветственное слово.

Устный опрос по изученной ранее теме:

- Какие вы знаете правила санитарии и гигиены на кухне?

- Кулинария, питание, белки, жиры, углеводы, витамины, правильное питание, кратность приема пищи.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Как мы с вами уже выяснили, правильное питание – это основа здоровья и долголетия человека.

Проблемный вопрос: А что нужно употреблять в пищу, чтобы оставаться здоровым, бодрым и жизнерадостным?

Совершенно верно, главной составляющей правильного питания являются именно овощи. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о них. Записываем тему урока.

ΙѴ. Изучение нового материала

Овощи – это основной поставщик витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки.

-Вспомним все известные нам витамины.

(Дети перечисляют и поясняют для чего они нужны нашему организму)

-А какие овощи вам известны?

Все овощи можно разделить на несколько групп. Давайте посмотрим на таблицу и начертим ее в тетради. А затем будем заполнять.

Дети называют овощ и группу, к которой он может относиться.

- Например, свекла – Что из свеклы мы употребляем в пищу листву или сам корень? Конечно, корень, следовательно свекла относиться к группе – корнеплоды.

И так заполняется вся таблица.

Свекла, репа, морковь

Бело, краснокочанная капуста, кольраби

Тыква, огурец, кабачок

Фасоль, горох, соя

Томаты, перец, баклажан

Тмин, укроп, корица, гвоздика

Солнце спит, солнце спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало

Всем лучи свои послало.

Вдруг какой-то ветерок

Небо тучей заволок.

И деревья раскачал.

Дождь по крыше застучал.

Барабанит дождь по крыше,

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи.

Ни один не виден лучик.

Учащиеся выполняют упражнения.

Ѵ. Закрепление полученных знаний.

-Я буду показывать вам овощ, а вы говорить его название и группу.

Задание: выберите из предложенных условий те, при которых овощи нужно хранить. (Учащиеся выдвигают предположения и обосновывают свой ответ.)

Правильный вариант записывают в тетрадь.

ѴΙ. Изучение нового материала (часть2)

- Правильно выбранные условия позволяют сохранить овощи в надлежащем состоянии. Что нужно сделать с овощами, чтобы приготовить салат? А чтобы к примеру, отварить картофель, что предварительно нужно с ним сделать?

Все что вы назвали называется – первичная обработка. Давайте рассмотрим ее последовательность. Запишем к себе в тетрадь.

СОРТИРОВКА МОЙКА ОЧИСТКА ДОЧИСТКА

МОЙКА НАРЕЗКА

Сортировка – по сорту, по состоянию (гниль удалить).

Мойка - в проточной воде с содой.

Очистка – удаление кожуры, плодоножки.

Дочистка – удаление глазков, остатков кожуры.

Мойка - в проточной воде.

Нарезка – ножом или специальным инструментом.

(Учащиеся фиксируют все в тетрадь.)

Задание: Определите последовательность обработки овощей.

Инструменты для ручной обработки овощей : кухонный нож, желобковый нож, нож для чистки овощей, друшлаг, терка.

Задание: Выделите жёлтым цветом инструменты для нарезки овощей, синим цветом – приспособления.

Кастрюля Тёрка Ложка Дуршлаг Кухонный нож Овощечистка Шумовка

На нарезке остановимся подробно и рассмотрим два ее вида.

Нарезка может быть фигурной и простой.

Примеры простой нарезки: кубики, кружочки, брусочки.

Задание: зарисовать их в тетради с названием.

То же самое задание выполняют дети с фигурной нарезкой.

Инструктаж по ТБ перед началом работы.

При выполнению кулинарных работ возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных факторов:

• порезы рук ножом при неаккуратном обращении с ним;

• травмирование пальцев рук при работе с мясорубкой и теркой;

• ожоги горячей жидкостью или паром;

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку (колпак).

Правильно держать нож при нарезании продуктов, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской.

Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки продуктов

Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.

При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить учителю

Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.

Переходим к практической работе. .Записываем этапы ее выполнения в тетради. Надеваем рабочую одежду и соблюдая правила ТБ переходим к выполнению.

Во время выполнения работы учитель осуществляет консультации, контроль.

ѴΙΙ. Подведение итогов урока.

Что нового сегодня вы узнали? Где пригодятся вам полученные сегодня знания?

Читайте также: