Клава ловко лук полола

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и называют боковым.

Постановка и отработка правильного звука Л делится на несколько этапов.

Подготовительные упражнения при постановкой твёрдого звука [Л]:

Улыбка-Хоботок: чередование положений губ (сначала ребёнок улыбается, а потом делается губы хоботком);

Окошко: открыть рот, держать его открытым 5-7 секунд, закрыть, затем снова открыть на 5-7 секунд и снова закрыть;

Накажем непослушный язычок: выполняется упражнение "Окошко”, язык просовывается между зубами, и кончик языка легонько прикусывается 4-5 раз;

Пароход гудит: губы в улыбке, зубы сомкнуты, произносим звук Ы;

Вкусное варенье: улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю и нижнюю губу, не убирая языка в рот;

Качели: положение губ, как при артикуляции звука А, кончиком языка попеременно дотрагиваться до верхней и нижней губы;

Лопатка: рот приоткрыт, расслабленный язык положить на нижнюю губу;

Чашечка: губы в улыбке, кончик языка упирается в верхнюю челюсть и имеет форму чашечки.

Постановка твёрдого звука [Л]:

1) от межзубного [Л]. Это один из самых распространённых способов, осуществляется в несколько этапов:

2) по подражанию – выполнять постановку перед зеркалом с опорой на зрительно-слуховой и при возможности на тактильно вибрационный контроль;

3) От гласных: губы в улыбке, ребёнок бьет кончиком языка в верхние резцы, произнося А, должно получиться ЛА. То же самое проделывается и с другими гласными: У, Ы, Э, О;

Итак если у ребенка получается правильный звук Л, можно переходить к его автоматизации.

1. Сел и всё съел.
2. Около кола колокола.
3. Метил в цель, а попал в пень.
4. У ёлки иголки колки.
5. Лежал, лежал да и побежал.

6. Клала Клава уголь в левый угол.
7. Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
8. Ломали лёд, ломали мы, летели клочья от зимы.
9. Молодчина эта Лина, лепит всё из пластилина.
10. Галка села на палку, палка стукнула галку.
11. Наш Полкан попал в капкан.
12. Полет в поле Поля, ловит Толю Коля.
13. В уголок Алёнка села, у Алёнки много дела.
14. Ну, подумаешь, укол! Укололи, и — пошёл.
15. Жил-был кот, мышей ловил, молоко из блюдца пил.
16. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
17. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
18. Кот молоко лакал, а Коля булку в молоко макал.
19. Алёша Ульяне сигнал подаёт,
Ульяна услышит — Алёшу найдёт.
20. Маланья-болтунья молоко болтала-болтала и всё выболтала.
21. Клала Клава лук на полку, увидала на полке иголку.
22. Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
23. Лена искала булавку,
а булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
искала булавку весь день.
24. Белый снег, белый мел,
белый заяц тоже бел.
Только белка не бела, даже белой не была.
25. Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,
В пути не скучно было, и каждый напевал.
26. Ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло, греет солнышко тепло.
Лу-лу-лу, рада Милочка теплу.
Лы-лы-лы, песни Милочке милы.
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела.
27. Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
Мила мыло не любила, Миле в глаз попало мыло.
— Что ты плачешь, наша Мила?
— Я выплакиваю мыло.
28. Уголек в уголок принеси,
В уголке уголек погаси!
29. Мы ели, ели, ели
Ершей у ели.
Их еле-еле у ели
Доели.
30. — Вымыли ли вы куклу Милу?
— Мы Милу намылили и вымыли.
31. На мели мы налима ловили.
32. Полили ли лилию?
Видели ли Лидию?
Полили лилию.
Видели Лидию.
33. Поле-то не полото,
Поле-то не полито,
Просит полюшко попить
— Нужно полюшко полить.
34. Каждый вечер я из лейки
Поливаю тополь клейкий.
Листопад, листопад, листья желтые летят.
35. Тополиный пух
Над калиной, над малиной
Пух летает тополиный.
Клены, пихты, ивы, ели.
Дуб и пихта побелели.
36. Улитка
Как-то летом у калитки
Мы увидели улитку.
Путь недлинный еле-еле
одолела за неделю.
37. Метели
Гудели метели,
Гудели метели,
Гудели метели,
Над нами, пыля,
Одели метели,
Одели метели,
Одели метели,
Долины, поля.
38. Лепим мы из пластилина,
Льва и львенка лепит Лина,
Лепит олененка Оля,
А павлина лепит Коля.
Для павлина слепим ветку,
А полянку — для оленя,
Не посадим мы их в клетку —
Ни дельфина, ни тюленя.
Не узнают львы неволи, —
Пусть гуляют все на воле!
39. Вот сегодня и суббота
Вот сегодня и суббота,
Будем маме помогать,
Ведь-нелегкая работа —
Мыть, - готовить, убирать!
Мыли, мыли, мыли, мыли,
— Мы избавились от пыли!

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке

1) Произносить слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

3) Произносить слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

4) Произносить слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

6) Произносить слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

7) Произносить слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

8) Произносить слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

9) Произносить слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

10) Произносить словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.
  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села - у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: "Ай, какой ты шалун, Беляк!".

15) Произносить стихотворения

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лала,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света,
Ела сладкие конфеты.

- Заяц белый,
Заяц белый!
Ты куда
За лыком бегал?
Заяц белый
Отвечал:
- Я не бегал,
Я скакал.

16) Произносить) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так:
Ломом копал, лопатой ломал.
Долотом шил, иглой долбил.
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мёл

Мягкий звук [Л`] (или [Ль]) обычно легко ставится по подражанию. При произнесении слогов необходимо соблюдать правило длительности.

Звук [Л`] (или [Ль]) окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

1) Произносить слоги со звуком ЛЬ__

Слоги произносятся длительно

Образец: АЛЬ__, ОЛЬ__, УЛЬ__, ЫЛЬ__, ЭЛЬ__, ИЛЬ__, ЕЛЬ__, ЁЛЬ__, ЮЛЬ__, ЯЛЬ__

Звук Л. Логопедические стихи, скороговорки и чистоговорки

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.

Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.

Коля и две Оли
В поле лук пололи.

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел
проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.

Съел Филимон
С улыбкой лимон.

У крокодилёнка родители – (Л,Р)
Крокодители.

Улитка открыла калитку. (Л,Р)
Манят просторы улитку.

Улитка – пирамидка (Л,Р)
Ползёт не прытко.

для автоматизации и дифференциации звуков

Аквариум. (р,рь,л,ль)

Вот в аквариуме рыбки –
Шаловливые улыбки.
Рыбки в крапинку, в горошек,
С плавниками, но без ножек.
Есть в полоску, есть цветные,
Черно – белые, любые.

Белые медведи.(л,ль).

Букашки в ромашках. (р,л,ль)

На крыше – ромашки.
В ромашках – букашки.
Зачем же букашки
Залезли в ромашки?
Ведь если положим
Ромашки в кармашки,
То эти букашки
Залезут в рубашки.

Бурундук. (р,л,)

Полосатый бурундук
Разгрызал орех фундук.
В норке у бурундука
Килограммы фундука.

Весна.(р,рь,л,ль)

Ласковый солнечный лучик
Стылую землю согрел.
Выглянул маленький ключик,
Ожил, от таял, за пел.
Ключик хрустальный полился
Все веселей, веселей,
Не замолкая, струился
И превратился в ручей.
В облаке лучик умылся,
С лапок еловых скользнул,
Ярко в ручье отразился,
К дятлу в дупло заглянул.
Дятел стучал, не заметил,
Как наступила весна,
Как этот лучик был светел,
Как заблестела сосна.
Словно от белой метели
Дятел увидел следы –
Ландыша капли смотрелись
В лужицу талой воды.

Ветер. (р,л,)

Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик пошел до утра.
Ветер промок, рассердился, задул ,
Тучи прогнал и спокойно заснул.

Вол и волк.(л)

Вол тянул тяжелый плуг,
Распахал огромный луг.
Сеял свеклу,сеял лук –
Этот вол не так уж глуп.
Волк дружил с таким волом.
Через чащу напролом
В гости волк к волу ходил,
Волка волхалвой кормил.

Волк.(Л)

Белый волк на свете жил,
Часто лапы с мылом мыл,
Чистоплотный очень был,
И без мыла долго выл.

Воробей. (р,рь,л)

Он не вор и не злодей –
Серогрудыйворобей.
Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.

Гитары. (р,л,ль)

Поиграйте на гитарах
В одиночку или в парах,
И шестерка струн гитарных
Пропоет вам благодарно.

Голубь Пикассо. (л,ль)

Гуля, гуля, голубок !
Был у гули белый бок,
Да еще белым – бела
Голова его была.
Головою он кивал,
Все подсолнухи клевал.
По лугам летал, летал,
В луже пил и в поле спал,
Как-то к людям залетел:
Булки с хлебом захотел.
Тут художник подглядел,
Вмиг его запечатлел
И цветочек в клювик дал –
Гуля на плакат попал.
Нынче голубь знаменит –
Это он с листа глядит.

Горный орел. .(р,рь,л,ль)

Я рассвет встречаю
на вершинах горных,
Как и подобает
Горному орлу.
Распахну я пару
Крыльев сине-черных
И упругий ветер
Грудью разорву.
Скоро, скоро солнце
Все вокруг наполнит,
И потухнет пламя
Рыжего костра,
А на остром крае
Пропасти бездонной
Задрожит от страха
Юная трава.

Грибное.(л,ль).

В лес пойдем грибы искать,
Но не будем собирать
Мухоморы и поганки ,
А поищем на полянке,
Где попрятались волнушки,
Где капризные горькушки,
Где под елкою стоит
Крепкий, толстый боровик.

Гуля.(л,ль).

Шла голубка сквозь лесок,
Увидала бел песок
И оставила следы
от песочка до воды.
Гуля лапки в луже мыла
Без мочалки и без мыла.
Молча голову склонила,
В колокольчик позвонила,
Звон лилового цветка
Слышен был издалека.
В гости к гуле на песок
Сел зеленыйголубок.

Декабрьское. (рь,ль)

В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю ее переклевали,
А за ними — снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвари –
Вот их сколько ,посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы во дворе.
Залетайте поскорей:
С вами зимы веселей!

Дятел.(л)

Дятел выдолбил дупло.
Было дятлу в нем тепло.
Жил он вместе с папой
Под еловой лапой.
Долго бил еловый ствол,
Сделал стены, сделал пол,
Лампочку повесил,
Окна занавесил.
И соседок звал на бал
И со всеми танцевал.
Белок угощал он
Шишками и салом.

Йогурт. (р,рь,л)

Йогурт клубничный –
Сладкий, отличный –
Купит Иришка
Роме – братишке.

Как птицы кота проучили. (р,рь,л,ль)

Кот крадется вдоль забора.
Этот кот – большой обжора.
Переловит всех подряд:
Воробьев и воронят,
Снегирей грачей синиц.
Он – гроза и крыс и птиц.
Раз вороны сговорились –
Проучить врага решились.
Налетели с трех сторон –
Нет отбоя от ворон.
Все в крови: и шерсть, и нос.
Кот бежит, задравши хвост.
С той поры он стал иной –
Птиц обходит стороной!

Карась. (р,л,ль)

Карл и Клара. (р,рь,л,ль)

Клара играла на белом рояле,
Карлу отправили черный рояль.
У Клары цветы на рояле стояли,
У Карла лежала огромная шаль.

Клен. .(л,ль)

Я влез на клен для славных дел:
Я с клена спрыгнуть захотел.
Но клен понять меня не смог,
И я упал на левый бок.

Колобок. (л,ль)

На поляне колобок
Нитки сматывал в клубок.
Ниток белых, желтыхалых
Намотал клубков немало
И пошел домой устало,
И залез под одеяло.
Отлежал себе бока!
Ох, и жалко колобка!

Колобок и пенек.(л,ль).

Колобок упал с пенька.
Жаль, беднягу Колобка:
Долго лез он на пенек –
Колобку ведь невдомек,
Что без лапок и без ног
Не залезешь на пенек
Он крутился и пыхтел:
Очень уж залезть хотел.
Наконец, залез и был
Он так счастлив, что забыл
Удержаться наверху
И скатился по пеньку.
Левый бок себе отбил.
Буд-то кто его побил.
Пятый раз упал с пенька!
Жаль глупышку Колобка…

Компания. (р,рь,л)

На работе у Раисы
Вырос кустик барбариса.
А вот Брат ее Борис
Видел в парке кипарис.
А подруга их Лариса
Посадила три ириса.

Корова. (р,рь,л,ль)

Нарисую я корову
Круторогу, черноброву.
Я рога закрашу серым,
Бурым – бок, а ноги белым.
Пусть гуляет на пригорке,
Ест траву из рук Егорки.
Много дарит молока,
Сыра, масла ,творога.

Кот.(р,рь,л,ль)

После ливня кот гулял
Мокрый, юный и лохматый.
Кот природу изучал,
Лица луж он трогал лапой.
Лужи хмурились в ответ,
Но ему и дела мало,
И, расплескивая свет,
Отражение дрожало.

Крот. (р,л,)

Подружился с крысой крот,
Проводил ее в свой грот,
Накормил подругу он
Виноградом и зерном,
На прощание дал ромашку,
Чмокнул в серую мордашку.
Попрощался, стало грустно,
Крот уныло грыз капусту.

Кротик. (р,л,)

Черныйкротик вырыл норку,
Проглотил от булки корку,
Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку.

Ласточка и стриж. (р,рь,л,ль)

Как-то быстрый юный стриж
Ласточку засватал,
Пригласил ее в Париж
Он к родному брату.
Вот во Францию летят,
Вот уже в Париже,
Вот стрижа встречает брат,
Подлетает ближе.
Черный фрак на нем влитой,
Щебет по — французски,
Дарит розы молодой
Он невесте русской.
Над пространствами парит
Что за стриж – не наш ли?
Песня ласточки звучит
С Эйфелевой башни.

Лесной бал.(л,ль).

Плакала белка – она на балу
Лапки испачкала в желтом мелу.
Милую белочку лось пожалел:
Лапки погладил – и мел облетел.
Белка атласное платье надела
С длинным подолом и поясом белым.
Ах, как волшебно она танцевала –
С елки на елку пушинкой летала.
Лапы еловые белку качали,
Песню веселую дятлы стучали,
Клювами дупла долбя по стволам.
Милое дело летать по балам.

Лягушка и крокодил.(р,рь,л,ль)

Малютка Алла. .(л,ль)

Мила.(л,ль)

Мила яблоко слепила,
Куклу мила угостила.
Кукла яблок не любила,
Кукла Милы любит сливы.

Мишутка. .(л,ль)

Был мишутка косолап,
Шел по лесу неуклюже,
И под весом толстых лап
Лед кололся в мелких лужах.
Что-то стало холодать,
Пчелы спят и листьев нету,
Надо лапу пососать
Под валежником до лета.

Муравейник. .(р,рь,л,ль)

В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их – сказочный дворец,
Каждый житель в нем боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу – мать.
А царица не прядет –
Яйца белые кладет.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.

Николка.(л).

Сидел Николка
В желтой футболке.
Для белой лайки
Играл на балалайке.

Одеяло.(л,ль).

Почему-то одеяло
на полу у нас лежало.
Алла даже не видала,
Как оно туда попало:
То лепила, то вязала,
то на улице гуляла,
Одеяло заскучало
И с постели убежало.

Оркестр на пруду. .(р,рь,л,ль)

К раку каракатица
На карете катится.
Только вечер наступает –
На гитаре рак играет.
У рояля стрекоза –
Изумрудные глаза.
Водомерка – первой скрипкой,
Дирижирует улитка,
А солируют лягушки –
Три зеленые подружки.

Отара. (р,рь,ль)

Триста тридцать три барана
Шли на речку утром рано.
Шерсть у них в колечки свита,
Сострижешь – и свяжешь свитер.

Поросенок. (р,рь,л,ль)

Про кошек.(л,ль)

Молоко лакали кошки
Из большой зеленой плошки.
Без тарелки и без ложки –
Языком лакали кошки.
Плошка хоть и велика,
Только мала молока.
Смотрят кошки в облака –
Вот бы столько молока!

Про трех червей. .(р,рь,л,ль)

Два румяных червяка
Поцарапали бока,
Вылезая спозаранку
Из пустой консервной банки.
Третий друг в траве лежал –
Двух румяных поджидал.
И отправились втроем
Через рощу в водоем.
Там в пруду бока отмыли –
Прямо к рыбам угодили.

Радуга. .(р,рь,л,ль)

Радуга яркая, радуга летняя,
Добрая память дождя.
Руки раскинула врозь семицветные,
До горизонта дойдя.

Рита и дождь. (р,рь,л,ль)

Барабанил мелкий дождь –
Пробирала Риту дрожь.
Рита долго не дрожала:
Быстро – быстро побежала.
И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождь.

Ротвейлер и лайка. (р,л,ль)

Черная спинка и рыжий живот,
Сторож – ротвейлер у дома живет.
Лайка – красотка с ротвейлером дружит
Голову бедному кружит и кружит.

Рыбак и морж. (р,рь,л,ль)

Свиристели. (р,рь,л,ль)

К нам на прошлой неделе
Прилетели свиристели.
Как они засвиристели –
Все рябины облетели.

Слон и белка. (л,ль)

Был веселый толстый слон
В белку юную влюблен.
Белка с елки соскочила
И скакать слона учила.
Слон пытался, да не смог,
Лоб ушиб и толстый бок.
Дал шалунье он в ответ
Белых ландышей букет.

Слониха. (р,рь,л,ль)

Купил слонихе платье слон
И выбрал розовое он.
Была слониха в нем легка,
Как луч зари на облаках.

Сорокина брошка. (р,рь,л,ль)

Старый ворон, черный Прошка,
Подарил сороке брошку,
Бриллиантом брошь сверкала,
А сорока стрекотала.

Стари –грибник. (р,рь,л)

Раз бродил старик с корзинкой,
Заблудился в трех осинках.
И тропинку потерял,
И внучка на помощь звал.

Тепло.(л).

На дворе белым-бело
В доме спряталось тепло.
Отогрелося оно
И весною к нам пришло.

Тополиный пух.(ль)

Слетает с тополя метель,
Белеют клен, ольха и ель.
На липких листьях наших лип
Пушок от тополя налип.

Три бобра. (р,рь,л,ль)

Замерзали три бобра:
Дом топить давно пора.
Только братцам было лень
Вылезать в холодный день.
Дрожь пробрала трех бобров.
Кто бобрам принес бы дров?
Кто бы дров им нарубил?
Кто бы печку растопил?
Пожалел их старый бобр –
Был он сед и очень добр.
Вынул он из брюк ремень
И прогнал боброву лень.
Побежали три бобра,
Принесли домой дрова.
Как дровишки разгорелись,
Сразу все бобры согрелись.

Фигуры. (р,рь,л,ль)

Фиалка.(Л)

Хозяюшки.(ль)

Лиля, Валя, две Галины
Ели ягоды малины.
Киселем из слив запили,
И пельменей положили.

Цапля.(л,ль)

Чебурашкины мурашки. (р,рь,л,ль)

По спине у Чебурашки
Так и бегают мурашки:
Знать, старуха Шапокляк
Пошутила страшно так –
И за шиворот рубашки
Сыпанула три мурашки.
Ах, как чешетсяона,
Чебурашкина спина.
И мурашку за мурашкой
Ловит бедный Чебурашка.

Четыре рака. (р,рь,л,ль)

Собрались четыре рака.
Значит, скоро будет драка,
Потому что каждый рак –
Царь и бог среди коряг.
Черных, серых красных рыбок
Рак за жабры схватит живо.
Все враги, проникнув в пруд,
Быстро смерть свою найдут.
Но вот родственника – рака
Усмиряет лишь атака,
И с клешней наперевес,
Рак на рака драться лез.
Хорошо ли братцы раки,
Жить от драки и до драки?
Может, лучше вам дружить,
Раку с раком в мире жить?

Шаровары у Варвары. .(р,рь,л,ль)

Средний рыжий брат Егорка
С младшим Ромой ехал с горки.
А у старшей их сестры
Шаровары так пестры,
Что рябит в глазах ребят,
И в сугроб они летят.
И зачем сестра Варвара
Ходит в этих шароварах?

Черный кот и кошка Грета. .(р,рь,л,ль)

Ла-ла-ла — девочка спала.
Ло-ло-ло — у сосны дупло.
Лу-лу-лу — дайте мне пилу.
Лы-лы-лы — чистые полы.
Ал-ал-ал — я иду в подвал.
Ол-ол-ол — у осины ствол.
Ул-ул-ул — вот высокий стул.
Ил-ил-ил — дед на свете жил.

дал, зал, жа л, пи - сал, ст у - чал, сп ал, сы - пал, са - мос - вал.

ОЛ : гол, пол, у - кол, фут - бол, ствол, че - хол, ще - го л.

УЛ : мул, по - дул, а - ул, тя - нул, ки - ну л, стул, ус - нул, зев - нул, шеп - нул,

ИЛ : мил, пил, ку - пил, Ми - ха - ил, ко - сил, но - сил, у - чил, т а - щил, гос - тил,

ЕЛ : мел, пел, у - мел, хо - тел, дя - тел, П а - вел, си - дел, ши - пел.

ЯЛ : мял, го - нял, м е - нял, под - нял, та - ял, си - ял, снял, сто - ял, се - ял.

Пол, кол, ба л, зал, пел, жил, уго л, укол, упал, спал, стул, сеял, к анал,

обвал, чехо л, соко л, дятел, котёл, в окзал, мет алл, футбо л, подвал,

мускул, качн ул, вы садил, вытащи л, выноси л, стукн ул, ущипнул,

выскочил, б окал, баске тбол, дятел, вокзал, буй вол, Пав ел, канал, сокол,

пепел, капи тал, ствол, узел, стол, факел, обв ал, угол, к озёл, овал, укол,

ГЛА: гла - за, гла - зок, гла - дить, глаз - ки, гладь, гла д - кий, глас - ный , со -

ГЛУ: глубь, глушь, глу - хар ь, глу - пы ш, глу - би - на, глу - бо - к о, глу - бо - кий;

ПЛА: план, плащ, п ла - ток, пла - ф он, пла - кат, пла - тить, п ла - тье, пла - не -

ПЛО: пло т, плод, плом - ба, пло - ти - на, плот - ник, плош - ка;

ФЛА: флаг, ф ла - ги, фла - к он, фла - нел ь, фла - мин - го;

ВЛА: вла - га, в ласть, влаж - ный, вла - де - ни - е, Вла д, Вла - дик, Вла - дис -

ЗЛА: зла - ки, Зла - то - вл ас - ка, Зла - то - гл а - ва - я;

ЗЛО: зло - ба, зло - дей, зло - д ей - ка, зло й, злость, з лоб - ный;

СЛА: Сла - ва, сла - бый, не - сла, па - сла, слад - кий, слав - ный, скла - ды -

Бланк, блок, блокн от, облако, о бласть, обломок, яблоко, яблоня,

Глаза, глав а, гланды, гладкий, игла, мгла, главны й, глад иолус,

гладить, гло бус, гл упый, глубин а, глушь, с муглый, глы бы.ма сло, баллон,

Клава, клави ши, кл асс, кладовая, клад, кукла, закладка, клапан, клок,

клоун, накл он, пекло, стекло, кл уб, клумба, клубок, клубника,

Пламя, план, плаф он, плавать, плавник , пластинк а, пластмасса,

пластик, зап латка, плат ок, платье, плакат, пла та, плат ан, плакать,

планета, пла щ, поп лавок, пловцы, плов, плод, плот, плотно, плохо,

пломба, пл ощадь, дупло, тепло, плуг, плут, плутовк а, плыть.

Слава, сла дкий, слабый, слазит ь, выслать, масло, слон, весло, слово,

1) Произн осить (читать ) сл ова со звуко м [л] в сере дине . Обр азец :

2) Произн осить (читать ) слова со стечением согласны х со звуком

Ло - ла, ло - мал, дол - бил, гла - дил, пл а - вал, мол - ча л, де - лал, по - лол, ко -

лол, ко - ло - ко - ла, гла - ди - о - л ус, у - лыб - н ул - ся, Вла - дис - лав.

1) Произн осить (читать ) слова с двумя зв ука ми [л] . Образ ец : ф -

10) Прои зносить (читать ) словосоч етания. О бразец : О БРАЗЕЦ: Бе -

2) Произн осить (читать ) предло жения. Образе ц: Ми - л__а пи - л__амо -

У Милы б ыл котик. Он был совсем бел ый. Мила наз вала его Бе ляк.

Беляк был бо льшой шалун. Одн ажды мама вя зала Мил е новые н оски. На

столе ле жал клубок . Мама вышл а из комна ты, а клу бок остави ла на

столе. Б еляк скок н а стул, со стула на ст ол и давай кл убок лапкам и

толкать. Бе ляк тол кал, толкал к лубок и спутал все нитк и. Мила вошла в

комнату, увидела клу бок на полу и сказала: "Ай, какой ты шалун, Бел як!".

Начните пре дложение, а ребенок б удет заканчив ать по карт инке .

У Аллы была кукла. Алла звала кук лу Ладой. У куклы – голубые г лаза

и длинные во лосы. Алла катала к уклу на велосипеде. Кукла уп ала в луж у

и испачкал ась. Алла долг о мыла Ла ду мылом, одела на н её голубое

Отец служи л на флот е и плавал на п одводной л одке.

Купила мама Луше куклу. К укла Луше понравилас ь. Голубые г лаза,

Светлые во лосы, бело е платье, белые баш маки. Луша н азвала к уклу

Милой. Очень уж кукла мила. Це лые дни Лу ша была с Милой. Од евала

ее и обувал а. Мыла ей голову и расчесывал а волосы. Укладывала к уклу

спать и б аюкала. Л уша берег ла куклу. Как - то Луша улож ила куклу спать.

Мама позвал а Лушу об едать, а к уклу унесл а собака. Он а таскал а куклу и

Читайте также: