Гибридологический метод менделя основан на межвидовом скрещивании растений гороха

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

Генетика – это наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.

Наследственность – способность организмов порождать себе подобных и передавать свои признаки и качества из поколения в поколение; свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями.

Изменчивость – появление различий между организмами (частями организма или группами организмов) по отдельным признакам; это существование признаков в различных формах (вариантах).

Ген – это участок молекулы ДНК (участок хромосомы), определяющий возможность развития отдельного элементарного признака (содержащий информацию о первичной структуре белка).

Аллельные гены – различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологических хромосом.

Аллели определяют варианты развития одного и того же признака. В диплоидной клетке могут присутствовать не более двух аллелей одного локуса одновременно. В одной гамете два аллеля находиться не могут.

Генотип – это совокупность всех генов организма.

Фенотип – совокупность всех признаков организма.

Доминантный ген – признак, подавляющий развития другого признака.

Рецессивный признак – подавляемый признак.

Гибридизация – это скрещивание организмов.

Гибридологический метод основан на скрещивании гибридов и гибридизации. Основу генетического анализа составляет гибридологический метод, основанный на анализе наследования признаков при скрещиваниях. Гибридологический анализ, основы которого разработал основатель современной генетики Г. Мендель, основан на следующих принципах:

1. Использование в качестве исходных особей (родителей, форм), не дающих расщепления при скрещивании, т. е. константных форм.

2. Анализ наследования отдельных пар альтернативных признаков, то есть признаков, представленных двумя взаимоисключающими вариантами.

3. Количественный учет форм в ходе последовательных скрещиваний и использование математических методов при обработке результатов.

4. Индивидуальный анализ потомства от каждой родительской особи.

5. На основании результатов скрещивания составляется и анализируется схема скрещиваний.

Основным объектом исследования в опытах Менделя были различные сорта посевного

Ученые, вновь переоткрывшие законы Менделя

Основоположник науки генетики

Какой метод Г. Мендель использовал в своих исследованиях?

Г. Мендель при получении чистых линий гороха использовал опыление

Свойство организма передавать свои признаки строения и особенности развития из поколения в поколение

Способность живых организмов приобретать новые признаки

Наука, изучающая такие свойства живых организмов, как наследственность и изменчивость


В данном видеоуроке вашиученики познакомятся с работами австрийского биолога-монаха Грегора Менделя, его законами. Изучат гибридологический метод Менделя. Также познакомятся с правилом единообразия гибридов первого поколения. С законом частоты гамет и с правилом расщепления гибридов во втором поколении. В данном уроке приводятся следующие понятия: гибридологический метод, чистые линии, аллели.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "История развития генетики. Гибридологический метод"

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Люди с давних времён задумывались над тем, почему дети похожи на своих родителей. Они замечали, что организмы передают признаки и свойства своим потомкам. Однако понять почему так происходит учёные тех лет не могли.


Великий учёный и врач Древней Греции – Гиппократ одним из первых пытался объяснить закономерности наследования признаков.


Он полагал что семя мужчины и семя женщины, из которых при слиянии возникает ребёнок, изготавливаются во всех частях организма родителей и поэтому несут в себе информацию об этих частях. При слиянии семени происходит борьба между признаками отца и матери, и от того, кто победит, зависит пол ребёнка и то на кого он будет похож.

Демокрит считал, что мужской и женский пол равноправны в наследственности, благодаря материальным частицам, передаваемым как отцом, так и матерью.


По Аристотелю, материю для развития организма в виде пассивного начала даёт мать. Нематериальное начало в виде духа, вносится со стороны отца.


Однако приблизится к истине наследования смог монах-учёный Грегор Мендель.

Он экспериментировал со скрещиванием гороха и других растений, и даже не догадывался что открывает совершенно новое направление в биологии.


Грегор Мендель изучал закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение. Проводя опыты по скрещиванию различных сортов гороха, он установил ряд законов наследования, положивших начало генетике.


Однако работы Менделя опередили своё время, и были оценены по достоинству только через 35 лет когда их работы подтвердили несколько учёных. Которые независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. В ряду этих учёных был Хуго де Фриз, Карл Эрих Корренс и Эрих Чермак.


Результаты их работ доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Менделем. Поэтому 1900 год считается официальной датой рождения науки генетики.

Познакомимся с Грегором Менделем и его работами.

Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в крестьянской семье в маленьком сельском городке Хейнцендорф (Чехия).


Проучившись два года в философских классах института, в 1843 году он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и взял имя Грегор.

С 1844 по 1848 год Грегор Мендель учился в Брюннском богословском институте.

В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук.

Позднее, с 1868 г Мендель был настоятелем августинского монастыря в чешском городе Брно и одновременно преподавал в школе естественную историю и физику.

Основой работы Менделя был – гибридологический метод.

Суть его заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, которые отличаются друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства.

Для своих первых опытов Мендель выбирал растения, чётко различающиеся по какой-либо паре признаков, например, такие, как форма и цвет семян, цвет соцветий и высота растения.


Ставя опыты, Мендель придерживался нескольких правил.

Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал растения, которые относятся к различным сортам.

Например, у одного сорта горошины всегда жёлтые, а у другого всегда зелёные.

Так как горох самоопыляемое растение то в природных условиях эти сорта не скрещиваются. При самоопылении горох даёт генетически идентичное и морфологически сходное потомство. Такие сорта называют чистыми линиями.

Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа законов наследственности, Мендель работал не с одной, а с несколькими парами гороха.

В-третьих, он намеренно упростил задачу и наблюдал не за всеми наследуемыми признаками сразу, а только за одним ─ за цветом семян гороха, например.

В-четвертых. Для обработки данных Мендель применял количественные методы. Он не просто замечал, каков цвет семян гороха у потомства, но и точно подсчитывал, сколько таких семян появилось.

Если скрещивать организмы, которые будут отличаться только по одному признаку (например, по цвету семян или только по форме семян), за который отвечают аллели одного гена, то такое скрещивание называют моногибридным.


Мендель начал свои исследования закономерностей наследования с моногибридного скрещивания. Он выбрал две чистые линии растений гороха, которые отличались только по одному признаку. У одних окраска горошин была всегда жёлтая, а других всегда зелёная. (При условии самоопыления).

Если пользоваться терминами, которые появились через много лет после работ Менделя, то можно сказать, что клетки растений гороха одного сорта содержат по два гена только жёлтой окраски, а гены растений другого сорта – по два гена только зелёной окраски.

Гены ответственные за развитие только одного признака (например, цвет семян) получили название аллельных генов.

Аллели — это различные формы одного и того же гена, которые расположены в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяют противоположные варианты развития одного и того же признака.


Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена жёлтого цвета семян) то такие организмы называют гомозиготными.

Если же аллельные гены различны (то есть один из них определяет жёлтую, а другой зелёную окраску семян), то такие организмы называют гетерозиготными.


Правило единообразия гибридов первого поколения

Горох — это самоопыляющееся растение в его цветках пестик и пыльники, надёжно прикрыты лепестком лодочкой. Сюда не может проникнуть пыльца с другого растения.

Но опытным путём можно опылять растение пыльцой другого растения, то есть перекрёстно. Что и сделал Мендель. Из цветков одних растений он удалил все пыльники.

Затем с растений, приносящих семена другого цвета он собрал пыльцу и опылил цветки, лишённые пыльников. Семена гороха опылённого опытным путём были жёлтые.

Затем Мендель скрестил растения с пурпурными и белыми цветками. В результате получились гибриды с пурпурными цветками.


При скрещивании гороха с гладкими и морщинистыми семенами, наследовалась гладкая форма семян.

Преобладающие признаки (желтизну семян, пурпурный окрас цветков и гладкость семян) Мендель назвал доминантными. Так как данные признаки доминировали над подавляемыми признаками. А подавляемые признаки (зелёный цвет семян, белый окрас цветков и морщинистость семян) – он назвал рецессивными. (от лат. recessus - отступление).

Доминантные признаки принято обозначать прописными латинскими буквами (АBC), а рецессивные – строчными (а b c).


Исходя из данных опытов Мендель сформулировал правило единообразия гибридов первого поколения, который гласит что при скрещивании двух гомозиготных организмов, которые отличаются друг от друга одним признаком, все гибриды 1-го поколения будут иметь признак одного из родителей и поколение по данному признаку будет единообразным.


Вспомним символы, принятые в традиционной генетике.

Символом зеркало Венеры обозначается женский организм, символом копье Марса мужской, знак – скрещивания, (Р) – родительское поколение, (F1) − первое поколение потомков, а (F2) – второе поколение потомков.

F 3 – третье поколение потомков.

А-большое, B-большое, C-большое – доминантные гены.

а – малое, b-малое, c-малое – рецессивные гены.

АA, BB, CC – генотипы организмов моногомозиготных по доминантному признаку.

аа, bb, cc – генотипы рецессивных особей.

Аа, Bb, Cc – генотипы моногетерозиготных особей.

Буквой Ж (G) –обозначают гаметы, записываются они в кружках.


Закон частоты гамет


В оплодотворённую яйцеклетку попали оба гена. Но почему же проявился только жёлтый цвет. Куда исчез зелёный?

Что бы выяснить это Мендель посеял семена первого поколения. Теперь оплодотворение происходило как обычно – самоопылением.

Какими же будут семена у второго поколения гибридов? Среди жёлтых горошин оказались зелёные.


Проследим каким образом получается такое соотношение.

При скрещивании гибридов первого поколения образуются такие сочетания АA Аа Аа аа.

Сочетание где есть доминантный ген даёт жёлтую горошину. И только при сочетании рецессивных генов (а-малое, а-малое) – зелёную горошину.

Значит рецессивный ген, отвечающий за зелёный цвет семян не исчезал совсем. А был подавлен.

Мендель сорвал все бобы гороха. И подсчитал все горошины. Получилось, что 6022 горошины были жёлтого цвета, а 2001 зелёного. То есть соотношение жёлтых и зелёных семян получилось три к одному (3:1).

Явление, при котором скрещивание приводит к образованию потомства частично с доминантными, частично с рецессивными признаками, получило название расщепления.

И Мендель сформулировал правила расщепления гибридов во втором поколении: при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются организмы с рецессивными признаками. Они составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения.

Посмотрим, как происходит наследование признаков.

Выделим гомологичную пару хромосом. Обозначим гены (отвечающие за жёлтую окраску семян) на хромосомах условно точкой.


Перед мейозом каждая хромосома удваивается. Во время первого деления гомологичные хромосомы расходятся к полюсам. Образуется две клетки.


В результате второго деления мейоза они снова делятся. Получаются 4 половые клетки – гаметы. Каждая гамета содержит только один ген, который обуславливает жёлтую окраску семян.


Таким же образом получаются гаметы, которые содержат гены зелёной окраски семян.

При слиянии женской и мужской гамет образуется оплодотворённая яйцеклетка зигота. В ней восстанавливается двойной набор генов. Теперь зигота несёт гены и жёлтой и зелёной окраски семян. Зигота развивается в гибридное растение.


На будущий год во время цветения вновь происходит мейоз.

И вновь образуются гаметы. Каждая хромосома несёт либо жёлтый, либо зелёный ген окраски семян.


Далее при слиянии женских и мужских гамет могут образоваться такие сочетания. В трёх из них присутствуют доминантные гены. И лишь в одном оба гена рецессивные. Дающие зелёные семена.

Таким образом цитологические данные подтвердили идею Менделя о чистоте гамет.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели занятия: 1. совершенствование знаний по основным понятиям генетики; 2. з.

Цели занятия: 1. совершенствование знаний по основным понятиям генетики; 2. закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования.

Тест для контроля исходных знаний. (Записать ответы в тетради) 1. Генетика –.

Тест для контроля исходных знаний. (Записать ответы в тетради) 1. Генетика – это наука о: а) селекции организмов; б) наследственности и изменчивости организмов; в) эволюции органического мира; г) генной инженерии.

 2.Ген человека – это часть молекулы: а) белка б) углевода в) ДНК г) и-РНК

2.Ген человека – это часть молекулы: а) белка б) углевода в) ДНК г) и-РНК

3.Чистой линией называется: а) потомство, не дающее расщепления по изучаемом.

3.Чистой линией называется: а) потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку; б) разнообразное потомство, полученное от скрещивания разных особей; в) пара родителей отличающихся друг от друга одним признаком; г) особи одного вида.

4.Генотип организма – это: а) совокупность всех генов данного организма; б) в.

4.Генотип организма – это: а) совокупность всех генов данного организма; б) внешний облик организма; в) совокупность всех признаков организма; г) пара генов, отвечающих за развитие признака.

5.Гомозигота – это пара только: а) рецессивных аллельных генов; б) доминантны.

5.Гомозигота – это пара только: а) рецессивных аллельных генов; б) доминантных аллельных генов; в) неаллельных генов; г) одинаковых по проявлению аллельных генов.

6.Локус – это: а) пара аллельных генов; б) пара неаллельных генов; в) сцеплен.

6.Локус – это: а) пара аллельных генов; б) пара неаллельных генов; в) сцепленные гены; г) расположение гена в хромосоме.

7.Заслуга Г.Менделя заключается в выявлении: а) распределения хромосом по гам.

7.Заслуга Г.Менделя заключается в выявлении: а) распределения хромосом по гаметам в процессе мейоза; б) закономерностей наследования родительских признаков; в) изучения сцепленного наследования; г) выявлении взаимосвязи генетики и эволюции.

8.Гибридологический метод Г.Менделя основан на: а) межвидовом скрещивании рас.

8.Гибридологический метод Г.Менделя основан на: а) межвидовом скрещивании растений гороха; б) выращивании растений в различных условиях; в) скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определенным признакам; г) цитологическом анализе хромосомного набора.

9.Анализирующее скрещивание проводят для: а) выявления доминантного аллеля; б.

9.Анализирующее скрещивание проводят для: а) выявления доминантного аллеля; б) того, чтобы выяснить, какой аллель рецессивен; в) выведения чистой линии; г) обнаружения гетерозиготности организма по определяемому признаку.

10.В соответствиями с законами Г.Менделя сочетания гамет при оплодотворении.

10.В соответствиями с законами Г.Менделя сочетания гамет при оплодотворении: а) носят случайный характер; б) не случайны; в) зависят от процессов митоза; г) зависят от вида организма.

Общие требования к оформлению записей условий задачи и ее решения А,В,С и т.д.

Вспомним Первый закон Менделя Второй закон Менделя

Вспомним Первый закон Менделя Второй закон Менделя

Внимание, задача! У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над желто.

Внимание, задача! У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над желтой окраской. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод. В первом поколении получили 310 растений. При дальнейшем самоопылении гибридов первого поколения получили 1184 растения. Определите генотипы и фенотипы гибридов. Сколько растений с желтым и сколько с оранжевым корнеплодом будет во втором поколении.

https://www.youtube.com/watch?v=XlO9821M1lA Просмотреть и записать решение з.

Задача 2. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке, у отца которой г.

Задача 2. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке, у отца которой глаза были голубые. От этого брака родился кареглазый ребенок. Каков генотип ребенка? (Сведения об альтернативных признаках см. в табл. 1.)

Доминантный признак Рецессивный признак Человек 1. Курчавые волосы (у гетеро.

Доминантный признак Рецессивный признак Человек 1. Курчавые волосы (у гетерозигот волнистые) 2. Раннее облысение 3. Не рыжие волосы 4. Карий цвет глаз 5. Веснушки 6. Карликовость 7. Полидактилия (лишние пальцы) 8. Темные волосы 9. Резус-положительный фактор крови 10. Праворукость 1. Прямые волосы 2. Норма 3. Рыжие волосы 4. Голубой или серый цвет глаз 5. Отсутствие веснушек 6. Нормальный рост 7. Нормальное число пальцев 8. Светлые волосы 9. Резус-отрицательный фактор крови 10. Леворукость

Алгоритм решения прямых задач Под прямой задачей подразумевается такая задача.

Алгоритм решения прямых задач Под прямой задачей подразумевается такая задача, в которой известен генотип родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства в первом и втором поколениях. План действий Пример решения задачи 1. Прочтите условие задачи 1. Задача.При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушённой кожицей вF1 все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1). Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридовF1 между собой?

План действий Пример решения задачи 2. Введите буквенное обозначение доминан.

План действий Пример решения задачи 2. Введите буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака 2. Решение.Если в результате скрещивания всё потомство имело гладкую кожицу, то этот признак –доминантный(А),аопушённая кожица – рецессивный признак (а). 3. Запишите схему 1-ого скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей 3.Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители былигомозиготными. Р:(фенотип)гладкаяХ опушённая кожицакожица (генотип)ААаа 4. Запишите гаметы, которые образуются у родителей 4.G:(гаметы)Аа Гомозиготные особи дают только один тип гамет. 5. Определите генотипы и фенотипы потомстваF1 5.F1:(генотип)Аа (фенотип)гладкая кожица

Пландействий Пример решения задачи 6. Составьте схему 2-го скрещиванияF2 6.Р.

Пландействий Пример решения задачи 6. Составьте схему 2-го скрещиванияF2 6.Р:(фенотип)гладкая Х гладкая (генотип)кожицакожица 7. Определите гаметы, которые даёт каждая особь 7.G:(гаметы)А ,аА, а Гетерозиготные особи дают два типа гамет. 8. Составьте решёткуПеннетаи определите генотипы и фенотипы потомковF2 8.F2генотипы фенотипы 3 части (75%) – плоды с гладкой кожицей (1 АА; 2Аа) 1 часть (25%) – плоды с опущённой кожицей (аа) 9. Запишите ответ на все вопросы задачи. А а А АА Аа а Аа аа

Алгоритм решения обратных задач Под обратной задачей имеется в виду такая зад.

Алгоритм решения обратных задач Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства. План действий Пример решения задачи 1. Прочтите условие задачи 1. Задача.При скрещивании двух мух с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства?

План действий Пример решениязадачи 2. По результатам скрещиванияF1 илиF2 опре.

План действий Пример решениязадачи 2. По результатам скрещиванияF1 илиF2 определите доминантный и рецессивный признаки и введите обозначение 2. Решение.Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с укороченными крыльями. Следовательно,нормальные крылья –доминантный признак(А),аукороченные крылья –рецессивный признак(а). 3. Запишите схему скрещивания и запишите генотип особей с рецессивным признакомилиособей с известным по условию задачи генотипом 3. Р:(фенотип)норм. Х норм. крыльякрылья (генотип)А - А – F1:(фенотип)88 норм. : 32укороч. крыльякрылья (генотип)А -аа

План действий Примеррешения задачи 4. Определите гаметы, которые может образо.

План действий Примеррешения задачи 4. Определите гаметы, которые может образовать каждая родительская особь 4.Родительские особи обязательно (по задаче) образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком,значит,у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком.Родители –гетерозиготы. Р: норм. Х норм. крыльякрылья А - А – АаАа G: А, а А, а F:88 норм. : 32укороч. крыльякрылья А -аа

План действий Пример решения задачи 5. Определите по фенотипу родителей и пот.

План действий Пример решения задачи 5. Определите по фенотипу родителей и потомков первого поколения генотипы особей с доминантными признаками, учитывая, что каждый из потомков наследует по одному гену от каждого родителя 5.Родительские особи по генотипугетерозиготны(Аа) и содержат один доминантный и один рецессивный ген. Потомство с нормальными крыльями может быть какгетерозиготами(Аа), так игомозиготами(АА). 6. Запишите окончательную схему скрещивания 6. Р: норм. Х норм. крыльякрылья А - А – АаАа G: А, а А, а F:88 норм. : 32укороч. крыльякрылья А -аа В данной задаче – образце наблюдается проявлениеIIзакона Г. Менделя. В потомстве произошло расщепление по фенотипу – 3:1; а по генотипу – 1АА:2Аа:1аа.

Домашнее задание: 1. Решить задачи стр. 50 №5, стр. 56 № 7 в рабочей тетради

Домашнее задание: 1. Решить задачи стр. 50 №5, стр. 56 № 7 в рабочей тетради

Гост

ГОСТ

Гибридологический метод – это метод генетики, основанный на исследовании гибридных форм организмов по ключевым признакам.

Сущность гибридологического метода

Отличительная особенность данной области знания заключается в том, что она легла в основу развития возможности создания новых пород животных и сортов растений. Дарвин особым образом интерпретировал указанные феномены. Наследственность выступает решающим фактором в системе передачи признаков последующим поколениям. Именно поэтому представители одного вида похожи между собой.

Наследственность дает возможность растениям, животным, микроорганизмам сохранять базовые характерные черты и передавать их из поколения в поколение. Наследование признаков становится возможным благодаря свойству живого – размножению. В ходе полового размножения особи появляются после оплодотворения. В связи с этим можно сделать вывод о том, что основа наследственности заложена в половых клетках. Такая закономерность характерна для представителей всех царств живой природы.

Изменчивость дает возможность организму приобрести совершенно новые признаки и уникальные свойства индивидуального развития. Именно она доказывает тот факт, что каждая особь внутри вида уникальна. Изменчивость бывает различных типов (наследственная и ненаследственная), но в каждом конкретном случае она вносит уникальный вклад в развитие эволюции органического мира.

Генетика имеет целый ряд уникальных методов исследования. При этом особую роль в данном комплексе занимает гибридологический метод.

Гибридологический метод генетики – это метод, который заключается в изучении наследственности и изменчивости соматических клеток.

Основой метода является размножение организмов в искусственно созданных условиях. В рамках гибридологического метода используют:

  • анализ процессов генетических клеток;
  • анализ генетических закономерностей всего организма в целом;
  • выявление конкретны аллелей и их наследования в ходе генетической реализации одного или нескольких признаков.

Готовые работы на аналогичную тему

Возможности применения гибридологического метода

Гибридологический метод позволил точно диагностировать целый ряд наследственных заболеваний в рамках пренатального периода развития организма. Данный метод был разработан Г. Менделем. Его основная сущность заключается в том, что проводится анализ наследования по автономным признакам, передающимся в течение нескольких поколений и формирование системы точного, количественного учета наследования альтернативного признака и характера потомства гибридов.

Мендель проводил исследования на примере гороха, выбирая желтые и зеленые семена. Горох размножается самоопылением, а изменчивость окраски наблюдается в пределах одного сорта. Мендель производил искусственное опыление и скрещивал сорта, чьи семена отличаются по окраске.

При окончании эксперимента был выявлен тот факт, что сорт материнского растения не играет ключевой роли. Гибриды растений получали исключительно желтый окрас. Это говорит о доминирующем влиянии одного признака. В связи с этим подавленный признак был назван рецессивным. Явление доминирования одного признака над другим и его подавление в ста процентов случаев было названо Менделем единообразием.

Согласно дальнейшему скрещиванию, ученый выявил расщепление по окраске в соотношении 3: 1. Также Мендель выявил тот факт, что в ходе дигибридного скрещивания гибридов первого поколения происходит независимое наследование признаков и может проявиться их различное сочетание у гибридов второго поколения.

Законы Менделя используются и в современной практике и не теряют собственной значимости ввиду того, что являются базовыми фундаментальными основами установления закономерностей соотношения наследственности и изменчивости.

Среди достоинств гибридологического метода можно выделить:

  • относительная легкость исследования и широта возможностей организации эксперимента;
  • наглядность. Такой метод дает возможность увидеть зависимость одного признака от другого или установить, каким образом наследуется тот или иной признак;
  • выявление дискретности наследственных признаков;
  • высокая математическая точность расчётов наследственной информации;
  • полученные открытия стали толчком к стремительному развитию науки в области наследственности и изменчивости организмов.

Мендель также установил, что каждый отдельный ген кодирует одну полипептидную цепь. Комбинация одного гена именуется аллелью. В ходе полового размножения гамета содержит одну вариацию генома по каждому аллели.

Гибридологический метод изучения наследственности имеет ряд важных особенностей:

  • наблюдение происходит за наследованием контрастных признаков, альтернативных, взаимоисключающих признаков. Например, можно оценивать рост растений высокий или низкий;
  • вторая особенность заключается в том, что происходит количественный учет пар альтернативных признаков в ряду нескольких поколений;
  • также гибридологический метод является универсальны и используется в различных областях генетики при организации прикладных и фундаментальных исследований.

Именно математическая обработка полученных в результате использования данного метода признаков расширила возможности исследования количественных закономерностей анализируемых признаков.

Как уже отмечалось ранее, гибридологический метод лег в основу актуальной современной генетики. Но при использовании данного метода тщательно подбираются родителей, которые различаются по одной или двум парам признаков. Также ведется количественный учет закономерностей наследования признаков среди всех полученных гибридов.

Таким образом, с помощью скрещивания можно установить: генотип организмов, расстояние между генами, явление генного сцепления. Следует отметить, что гибридологический метод не подходит для человека с точки зрения этики и морали, а также позднего полового созревания. В связи с этим для изучения генетики человека применяют косвенные методы.

Читайте также: