Есть ли цветки у таких покрытосеменных растений как дуб береза пальма кактус капуста
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 20.09.2024
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Эпиграфы к уроку:
( Я.А.Коменский)
Корень учения горек, да плод сладок. (Пословица)
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями организации, происхождения и многообразием покрытосеменных растений.
образовательные:
формирование представлений о единстве органического мира,
развивающие:
создание условий для формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры; продолжить развитие умений отвечать на вопросы, выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развитие у учащихся сенсорного восприятия, интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферы, повышение познавательного интереса к предмету.
воспитательные:
создание условий для увлеченного учения, воспитание чувства ответственности и гордости за результат познавательной деятельности; развитие экологической грамотности.
Методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии, раздаточный дидактический материал, корзина, подносы, муляжи фруктов и овощей.
Тип урока: Комбинированный.
I . Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которым мы всегда очень рады.
Прозвенел и смолк звонок,
Все друг другу повернулись
Все друг другу улыбнулись.
Повернувшись и ко мне,
Улыбнитесь-ка и мне.
Начинаем наш урок,
Запасаем знаний впрок!
- Ну, что же, пожалуй, приступим! Сегодня вы работаете в группах по четыре человека.
II. Актуализация опорных знаний.
- Пока участники № 1 проходят биологические лабиринты по пройденной теме, остальные работают устно.
Устный фронтальный опрос.
- Какие царства живых организмов существуют в природе?
- Кто такие прокариоты и эукариоты? Представители каких царств к ним относятся?
- Перечислите характерные признаки царства растений.
- На какие подцарства подразделяется царство растений?
- К какому подцарству растений относятся водоросли? Почему?
- Что такое эволюция?
- Установите в правильной хронологической последовательности следующие группы растений: Моховидные, Водоросли, Голосеменные, Папоротниковидные, Псилофиты .
Работа 1-2 учащихся с рисунками у доски.
- Представители каких отделов растений представлены на рисунке? (Слайды)
- Какое растение представлено на рисунке под № 8? (Мать-и-мачеха.)
- К какому отделу растений относится это растение? (Учащиеся затрудняются ответить.)
III. Определение темы и целей и задач урока.
- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, попробуйте отгадать загадку:
Есть чашечка, да не разобьешь,
Есть венок, да не разовьешь,
Есть тычины, да очень хрупки,
Есть пестик, да без ступки:
И все это-вместе
Да на своем месте. (Строение цветка.)
- Действительно, речь в загадке идет о цветке. Сегодня на уроке мы начинаем изучать самую молодую, но самую многочисленную и богатую видами группу растений, насчитывающую около 250 тыс. видов растений – Цветковые.
Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях.
- Ребята, попробуйте сформулировать основные цели нашего урока.
(Возможный вариант ответа: Изучить новый отдел растений –Покрытосеменные; выявить их отличительные признаки, особенности строения; узнать об их происхождении и значении в природе и жизни человека.)
IY. Изучение нового материала.
1. Происхождение Покрытосеменных.
Первые цветковые растения появились около 135 миллионов лет назад ,
в мезозойскую эру, в конце юрского - начале мелового. Вопрос о предке Покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым, но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.
2. Органы цветковых растений.
- Какие органы имеются у растений, представленных на гербариях? (Корень, побег: стебель и лист, цветок, плод с семенами.)
- Какие органы есть у растений, представленных на гербариях, которых не было у других растений, ранее вами изученных? (Цветы и плоды.)
- Какие органы растения относятся к вегетативным и какую функцию они выполняют? ( Это корни и побеги. Они выполняющие функцию питания и обмена веществ с окружающей средой, а также опорную функцию. )
- Какие органы растения относятся к генеративным (репродуктивным)? (Это цветки, плоды, семена. Они служат для семенного (полового) размножения.)
- К каким органам относятся овощи, находящиеся на ваших подносах?
(Картофель – видоизмененный побег; свекла и морковь, репа – видоизмененные корни (корнеплоды); луковица – видоизмененный побег; капуста белокочанная – видоизмененный побег.)
Есть травка с загадкой,
С хищной повадкой:
Комара и мушку
Заманит в ловушку. (Растение-хищник – росянка)
- Какие органы растения играют роль ловчего аппарата у росянки? (Листья.)
У нас, ребята, в классе,
Всё глядит в окошко,
Он ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Голова без шапки
От холода ёжится?
- Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)
- Какие органы представляют колючки кактуса, в связи с чем они появились? (Листья. Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении и защищаться от поедания животными.)
3. Строение цветка. Конструкторское бюро.
- Ребята, как вы думаете, какие части цветка являются главными? (Пестик и тычинки.)
- Каково биологическое значение цветка ? ( Цветок – это орган, служащий для генеративного (полового) размножения растений.)
- Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив условные обозначения. Вспомнив, условные обозначения, попробуйте составить формулу цветка вишни по описанию: Цветок правильный; чашелистиков – 5, сросшихся; лепестков – 5, свободных; тычинок много; пестик – 1. ( *Ч (5 ) Л 5 Т ∞ П 1 )
- Как правило, цветки у большинства Покрытосеменных растений располагаются не по одиночке, а группами, в определенном порядке, образуя соцветия. Каково биологическое значение соцветий?
( Соцветия привлекают насекомых для опыления и более успешно опыляются ветром .)
- Раз уж мы затронули опыление, назовите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений . (Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или соцветия, они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом. Ветроопыляемые растения имеют мелкие невзрачные цветки, собранные в соцветия, мелкую, легкую и сухую пыльцу.)
Работа с раздаточным материалом: Определить типы соцветия по предложенным схемам и приведите примеры растений с данным видом соцветий.
1 группа: кисть, зонтик.
2 группа: колос, сложный колос.
3 группа: головка, корзинка.
4 группа: початок, метелка (сложная кисть).
(Кисть – ландыш, черемуха, смородина; зонтик – вишня, яблоня, герань; колос - подорожник, осока, орхидея; сложный колос – пшеница, рожь, ячмень; головка – клевер, люцерна; корзинка – ромашка, подсолнечник, одуванчик; початок – кукуруза, аир болотный; метелка (сложная кисть) – сирень, виноград, овес, рис; щиток – герань, земляника лесная, груша)
- Ребята, как вы считаете почему второе название отдела Цветковых растений – Покрытосеменные? (Потому, что их семена защищены, располагаются внутри плода.)
- Из какой части цветка образуется плод и из чего он состоит ? (Плод развивается из завязи цветка. Состоит из семян и околоплодника. )
- Каково биологическое значение плодов? (Плоды обеспечивают защиту и созревание семян; участвуют в расселении растений.)
Осень в гости к нам пришла,
Урожай нам принесла.
А вот и лукошко.
Осень в него сложила
Свои плоды немножко.
- Ребята, ваша задача – определить виды плодов, находящихся в корзине.
(Томат, виноград, перец и баклажан – ягода; огурец и патисон – тыквина; яблоко и груша – яблоко; персик, вишня и слива – костянка; апельсин и лимон – померанец; пшеница – зерновка; подсолнечник – семянка, лещина – орех.)
6. Систематика Покрытосеменных. Классы Двудольные и Однодольные.
- В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения. Попробуйте выявить их отличительные особенности.
Работа с раздаточным и гербарным материалом. Заполнение таблицы.
Отличительные признаки одно- и двудольных растений.
Однодольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых зародыш c емени состоит из одной семядоли. Примерами таких растений являются пшеница, лилия, тюльпан, осока, пальма.
Двудольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых зародыш семени состоит из двух семядолей. Характерными представителями класса являются дуб, клен, береза, лавр, виноград, картофель, подсолнечник.
7. Жизненные формы.
- Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных представлены разными жизненными формами: деревьями, кустарниками и травами. (Слайд)
- Вспомните характерные признаки разных жизненных форм.
Y . Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
* узнал ли я что-то новое,
* смогу ли применить эти знания на практике,
* достаточно ли активно работал на уроке.
- И, в завершении, осталось поставить оценку нашей совместной деятельности.
* Понравился ли вам урок?
* Интересно ли вам было на уроке?
* Понятными ли для вас были все действия на уроке?
Поднимите руки, кто оценил нашу совместную деятельность на “5”, на “4”, на “3”.
Приложение
Физкультминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)
Ветер сильный прилетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперед-назад)
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Мы размялись от души
Вновь за парты сесть спешим .
(Дети садятся за парты).
Дерево — жизненная форма деревянистых растений с единственной, отчётливо выраженной, многолетней, главной осью — стволом.
В России — 640 млрд деревьев - 1-е место в мире.
Растения - биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения.
Цветковые растения или Покрытосеменные (лат. Magnoliophyta или Angiospermae - сосуд, - семя) - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки, расположенной внутри завязи (откуда и появилось название покрытосеменные).
Цветок (лат. flos) - сложная система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.
Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор и гамет (половые клетки), а также для проведения полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами.
Строение цветка
Важнейшая особенность цветковых растений — наличие специализированного генеративного органа — цветка, берущего на себя функции полового размножения и привлечения агентов опыления. Цветковые растения заключают свои семязачатки (семяпочки) в полость завязи, которая образована срастанием открытого плодолистика. Стенки завязи после оплодотворения разрастаются и видоизменяются, давая образование под названием плод.
-
Двудольные (лат. Magnoliopsida).
Двудольные характеризуются наличием у зародыша двух семядолей.
Многообразие цветковых растений удивительно велико. Чтобы разобраться в этом многообразии, ботаники объединяют все виды растений в группы, которые в свою очередь объединяют в более крупные группы. Для установления таких групп растений используют признаки их сходства и различия, по которым можно судить о степени родства растений между собой.
Цветковые растения имеют строение более совершенное, чем строение других групп. Только у покрытосеменных образуются цветки, а в цветках - пестики. В завязях пестиков расположены семязачатки. Цветковые разных покрытосеменных различаются величиной, формой, окраской, строением; цветки одних покрытосеменных приспособлены к опылению ветром, других - к опылению насекомыми. Но при любом способе опыления пыльцевые зерна попадают на рыльца пестиков, где образуются пыльцевые трубки.
Пыльцевые трубки со спермиями дорастают до семязачатков и врастают в них, где и происходит оплодотворение, характерное только для цветковых растений. При этом из зиготы, возникающей при слиянии гамет, формируется зародыш. Самая крупная клетка после слияния со вторым спермием разрастается, делится, и образуется эндосперм, запасающий питательные вещества для зародыша. Из семязачатков развиваются семена, а из стенки завязи - околоплодник.
Итак, семена у цветковых растений развиваются внутри плода. Поэтому цветковые растения называют покрытосеменными. В настоящее время покрытосеменные господствуют среди растений, населяющих сушу Земли.
Рассмотрим растения, цветущие осенью, например, анютины глазки, или фиалку трехцветную. Это растение, как и большинство других, имеют органы:
корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками . Видоизмененные подземные побеги - это корневища, клубни и луковицы.На побегах могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми.
Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны.
Цветок - это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем.
Строение цветка
Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе; на нем формируются все остальные части цветка.
Ярко окрашенный венчик состоит из лепестков. Ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков - чашелистиков. Венчик и чашечка - это околоцветник, который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых - опылителей.
Главные части цветка - пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть - завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. Только у немногих растений цветки располагаются поодиночке. У большинства же цветки собраны в соцветия.
Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды. Плоды образуются из завязей. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название околоплодника. Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.
Различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть. Созревшие сухие плоды мякоти не имеют.
Семена растений различают по форме и размерам. Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелек, почечку с листочками.
Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. У двудольных растений, это видно из названия, семя имеет две семядоли. Запас питательных веществ может находится в семядолях или в особой запасающей ткани - эндосперме. Из зародыша семени развивается новое растение. Семя - это зачаток будущего растения.
Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями. Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трех групп: деревьям, кустарникам и травам.
Деревья - это обычно крупные растения с многолетними деревенистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, ветви, ветви деревьев образуют их кроны. Всем знакомы береза, осина, липа, клен, ясень. Среди деревьев есть настоящие великаны, например эвкалипты, достигающие в высоту более 100 метров.
Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинается почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как у деревьев, а несколько стволиков, отходящих от общего основания. Широко распространены кустарники: орешник-лещина, сирень, жимолость, бузина.
Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зеленые сочные стебли; они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Но банан, например, достигает в высоту 7 метров, и некоторые борщевики бывают выше роста человека. Существуют крошечные травянистые растения. На поверхности водоемов живет ряска; размер каждого растения - несколько миллиметров.
Деревья и кустарники - многолетние растения. Например, некоторые дубы живут больше тысячи лет. Среди трав встречаются как многолетние, так и однолетние и двулетние.
Из многолетних трав хорошо известны ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива. Надземные части большинства таких травянистых растений отмирают осенью. Весной они развиваются заново, так как в почве под снегом у этих растений сохраняются корни и другие подземные органы с почками.
Однолетние растения, такие, как фиалки, лебеда, левкой, редис, гречиха, овес, пшеница, весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают.
Двухлетние растения живут почти два года. У свеклы, редьки, капусты в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья. На второй год эти растения развивают новые побеги, цветут и дают плоды с семенами, а к осени отмирают.
Урок соответстует ФГОС. Тип урока-урок усвоения новых знаний.Уроук содержит лабораторную работу.
Технологическая карта урока по формированию УУД.
Предмет: биология.
Класс: 6 класс.
Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
Познавательных:
Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
Коммуникативных:
Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
Через организацию работы в микрогруппах;
Социально - трудовых, посредством развития умения самоорганизации;
Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
Усвоение учащимися строения , многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
Развивать на уроке активную речевую практику;
Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-что цветок-это видоизмененный побег;
-строение цветка и его главные части;
-функциональные особенности частей цветка;
- биологическая роль цветка как генеративного органа;
- принципы классификации цветков и их классификация.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать схемы, рисунки, тексты;
-сопоставлять рисунки и схемы;
-сворачивать и разворачивать текст.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Условные обозначения: Л-личностные УУД, К- коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД.
Содержание урока:
Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. - Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А как сегодня ваше настроение? У каждого из вас на парте лежать смайлики, покажите, какой из них соответствует вашему настроению?
-Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)
-Уважительно относиться к учители(Л)
-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)
-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)
5. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.
Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…
Вы сейчас, немного подумав, должны решить проблему нашего урока. Какую тему мы будем изучать? Вам даны названия животных и растений, по первым буквам прочтите слово
Слон Тритон Рысь Ондатра Енот Нанду Ирбис Ель
Цапля Выпь Ежевика Тополь Кактус Астра
- Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?
Стебель - часть побега, выносящая листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды.
Корень - орган растения, с помощью которого растение укрепляется в почве и получает воду с растворенными в ней питательными веществами.
Почка – зачаточный побег.
Лист – орган цветкового растения, участвует в процессе фотосинтеза.
Ответьте на вопросы:
Какие органы растений вы знаете? (корень, побег, цветок, плод с семенами)
Звучит музыка вальс цветов.
- Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас. Цветы возникли еще задолго до появления человечества. Но цветок у растений появился совсем не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же при виде цветков мы восхищаемся их красотой…
Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви
Угадайте названия цветка?
Легенда о подснежнике.
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, поэтому этот цветок стал символом надежды. Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались Зимы и поникли, но этот цветок выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило его. Согрело землю и открыло дорогу Весне.
Легенда о лилии.
В истории Франции эти цветы занимают особое место. Король Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли эти цветы. С тех пор знамёна Франции украшают три цветка этого вида. Хорошо всем известной французской героине Жанне Д,Арк за воинские подвиги в защиту Родины присвоена фамилия Дю-Ли-Лилейная. А в детских сказках в цветках этого цветка живут маленькие лесные человечки – эльфы.
Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. В древности верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство.
Легенда о ландыше.
Если верить древнерусской легенде, то появление растения связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. В некоторых деревнях говорят, что мягкий аромат цветков этого растения выманивает соловья из его гнезда и ведет к невесте.
- Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)
Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка(Слайд7-19)
Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях - цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.
Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков.
ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК
У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).
Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым, а в котором есть чашечка и венчик называется двойным.
Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.
Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза). Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.
У огурца, тыквы, а также кукурузы, ольхи, орешника, дуба однополые пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении. Такие растения называют однодомными. Но есть растения (тополь, осина, хмель, ива, крапива), у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Их называют двудомными. Так, у тополя весной мужские деревья пылят – рассыпают пыльцу, а позже, летом, женские деревья разбрасывают белый пух – летучие семена растения.
Выполняется в группах. (Звучит тихая музыка)
Задание.1) Зарисуйте цветок и обозначьте части.
Учитель: А сейчас проверим друг друга. Далее группы оценивают работу друг друга.
Тест-контроль.
Физкультминутка.
Учитель: Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей.
Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или (сидячие). Простые соцветия более разнообразны:
Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:
Значение цветов в природе и жизни человека
А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод).
Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).
Какое значение имеют цветы в жизни человека?
Употребление в пищу (из лепестков роз делают варенье, из цветов одуванчиков готовят салат)
Медоносы (растение, посещаемое пчёлами для сбора нектара, пыльцы с цветков и клейкого вещества с молодых листьев и побегов)
Лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик)
Самое важное значение цветов для человека, конечно же, эстетическое. Цветы украшают нашу жизнь, поднимают настроение, приятно получить букет цветов в подарок… и вот многие возвращаются из поездки на природу, неся домой букеты полевых цветов. Можно ли так делать? Почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).
Учитель: Продолжите,пожалуйста,предложение:
• Сегодня мне урок понравился потому, что … (высказывания детей).
• Оцените свое самочувствие на уроке (раздать листочки зеленые)
Учитель: Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот - великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры для наших внуков и правнуков. А для этого…
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Финал урока: учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.
- Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л)
-Уважительно относиться к учители (Л)
-Уважительно относиться к одноклассникам (Л)
-Умение организовать выполнение задания учителя (Р)
-Умение делать выводы по результатам работы (Р)
-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р)
-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов (К)
-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К)
Читайте также: