Далеко в полумраке луками убегает на запад река как называется художественное описание природы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.

– Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

В1. Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского романа.

В2. Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа.)

В3. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.

В4. Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

В5. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?

В6. Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?

В7. Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?

Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

С1. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12; C3–С4.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

В8.«Далеко, в полумраке, луками //Убегает на запад река…". Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В9. К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым , облака"?

В10. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?

В11. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "в померкшем лугу" и т.п.).

В12. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер" (без указания количества стоп)?

Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

С3. Почему А.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

Часть 3

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Из третей строки выпишите эпитет.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Как называется прием, использованный автором:

Какая ночь! Все звёзды до единой…

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

Из четвертой строки выпишите метафору.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Какой прием использует в своем стихотворении Фет:

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец

а) За недостойное дворянина поведение
б) Из-за ссоры с отцом, который лишил его титула и наследства
в) За участие в восстании декабристов
г) Из-за слишком позднего православного венчания своих родителей

  • Правильный ответ
    • г) Из-за слишком позднего православного венчания своих родителей

    3. С помощью чего Фет пытался вернуть себе утраченный дворянский титул?

    а) Писем императору
    б) Военной службы
    в) Пересмотра метрических записей
    г) Подкупа вышестоящих чиновников

    4. Какая фамилия была возвращена Фету вместе с титулом?

    а) Шеншин
    б) Каховский
    в) Грановский
    г) Огарёв

    а) Татьяна Ларина
    б) Мария Лазич
    в) Софья Ковалевская
    г) Ольга Левинштейн

    6. Какое классическое произведение переведено на русский язык Фетом?

    7. Какое прозаическое произведение принадлежит Фету?

    8. Автором какого известного палиндрома (фраза, построенная так, что ее можно читать и справа, и слева, сохраняя смысл) является Фет?

    а) А роза упала на лапу Азора
    б) Я иду с мечем судия
    в) Рад я ем змея дар
    г) Бел хлеб

    9. Творческий дебют А.А. Фета состоялся в:

    а) 1840
    б) 1839
    в) 1845
    г) 1843

    а) чувство одиночества
    б) ощущение безысходности и душевной пустоты
    в) ощущение единства и даже слияния с природой
    г) ощущение радости и восторга

    • Правильный ответ
      • в) ощущение единства и даже слияния с природой

      а) соловей
      б) воробей
      в) жаворонок
      г) ворона

      а) ароматом весенних цветов
      б) душистым липовым мёдом
      в) запахом лесной зелени
      г) запахом лесной ягоды

      а) звуки, издаваемые птицей
      б) звуки грома
      в) звуки дождевых капель
      г) звуки лесного гомона

      а) антитеза
      б) олицетворение
      в) метафора
      г) эпитет

      а) сравнение
      б) метафора
      в) эпитет
      г) анафора

      16. В стихотворении птичка является символом:

      а) смелости, стойкости
      б) беззащитности, трусости
      в) безразличия
      г) живой природы

      17. Осенняя буря у Фета – это:

      а) осенний пейзаж
      б) проявление стихии
      в) символ человеческой жизни с ее трудностями и противоречиями
      г) замирание жизни перед зимой

      • Правильный ответ
        • в) символ человеческой жизни с ее трудностями и противоречиями

        18. Основная мысль стихотворения:

        а) антитеза
        б) олицетворение
        в) метафора
        г) эпитет

        а) в уютном
        б) в тёплом
        в) в маленьком
        г) в длинном

        21. Какое искусство в стихотворениях А.А. Фета приближено к словесному искусству и обеспечивает динамичность безглагольных стихотворений поэта?
        Эти ивы и березы,
        Эти капли — эти слезы,
        Этот пух — не лист,
        Эти горы, эти долы,
        Эти мошки, эти пчелы,
        Этот зык и свист.

        а) музыка
        б) звук
        в) пение
        г) слово

        22. Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью которого А.А. Фет создает поэтическую картину природы?
        Далеко, в полумраке, луками
        Убегает на запад река.
        Погорев золотыми каймами,
        Разлетелись, как дым, облака.

        а) зарисовка
        б) пейзаж
        в) описание
        г) портрет

        а) метафору
        б) олицетворение
        в) антитезу
        г) символ

        а) эпитет
        б) метафора
        в) олицетворение
        г) антитеза

        а) фрагмент
        б) абзац
        в) строфа
        г) четверостишие

        а) противопоставление
        б) сравнение
        в) сопоставление
        г) антитеза

        а) ямб
        б) хорей
        в) дактиль
        г) анапест

        а) рассвет
        б) восход
        в) закат
        г) заход

        а) разлука
        б) одиночество
        в) любовь
        г) дружба

        30. Имя, отчество Фета

        а) Афанасий Андреевич
        б) Афанасий Афанасьевич
        в) Андрей Афанасьевич
        г) Афанасий Александрович

        Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
        заявку

        Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

        Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

        Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

        Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
        выдана департаментом образования г. Москвы


        Контрольная работа по литературе (в 2-х вариантах) 11 класс

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        по литературе для 11 класса

        учитель русского языка и литературы

        Данилина Галина Олеговна

        Вариант 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

        Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

        Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями. Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем.

        И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

        А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова

        Прозвучало над ясной рекою,

        Прозвенело в померкшем лугу,

        Прокатилось над рощей немою,

        Засветилось на том берегу.

        Далеко, в полумраке, луками

        Убегает на запад река.

        Погорев золотыми каймами,

        Разлетелись, как дым, облака.

        На пригорке то сыро, то жарко,

        Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

        Но зарница уж теплится ярко

        Голубым и зеленым огнем.

        В1. «Далеко, в полумраке, луками

        Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

        В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

        Литература 11 класс

        Вариант 2. Прочитайте текст. Выполните задания.

        Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

        Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

        — Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. — Ведь балконные-то решётки на замках?

        — Решётки-то на замках, — подтвердил "гость, — но Прасковья Федоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

        — Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.

        — Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?

        — Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

        — Да. — тут гость встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

        — Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображённый поэт.

        — Основание? — строго спросил гость.

        — Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.

        — Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками. Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

        Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

        — Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.

        — Ох, как мне не везёт! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?

        — Эх, эх. — сказал гость, морщась.

        — А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.

        — Ужасно не нравятся.

        — А вы какие читали?

        — Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.

        — А как же вы говорите?

        — Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем. разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

        — Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

        — Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

        — Обещаю и клянусь! — торжественно произнёс Иван.

        Клятву скрепили рукопожатием.

        А 4. В начале приведенного фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

        Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

        Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

        Или что увидел? Или что услышал?

        Словно за деревню погулять ты вышел.

        И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

        Утонул в сугробе, приморозил ногу.

        Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

        Не дойду до дома с дружеской попойки.

        Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

        Распевал им песни под метель о лете.

        Сам себе казался я таким же клёном,

        Только не опавшим, а вовсю зелёным.

        И, утратив скромность, одуревши в доску,

        Как жену чужую, обнимал берёзку.

        С. А. Есенин, 1925

        В1.Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина.

        В2.Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединённые общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.

        В 5. Как называется речь главного героя, обращенная к самому себе или к другим, но не зависящая от реплик?


        Литература

        Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

        Прозвучало над ясной рекою,

        Прозвенело в померкшем лугу,

        Прокатилось над рощей немою,

        Засветилось на том берегу.

        Далеко, в полумраке, луками

        Убегает на запад река.

        Погорев золотыми каймами,

        Разлетелись, как дым, облака.

        На пригорке то сыро, то жарко,

        Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

        Но зарница уж теплится ярко

        Голубым и зеленым огнем.

        1. «Далеко, в полумраке, луками //Убегает на запад река…". Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

        2. К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"?

        3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?

        4. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "в померкшем лугу" и т.п.).

        5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер" (без указания количества стоп)?

        Физика

        Какие заряд Z и массовое число А будет иметь ядро элемента, получившегося из ядра изотопа Po после одного α-распада и одного электронного β-распада?

        География

        1. Какие почвы характерны для таежных лесов?

        2. В каком море расположен остров Сицилия?

        Русский язык

        1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

        1) пред..явитель, неот..емлемый, трех..язычный

        2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

        3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

        4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

        2. В каком варианте ответа указано слово, где пропущена буква Е?

        Правильные ответы

        Литература

        3. - метафора олицетворение

        Физика

        Правильный ответ - 2

        География

        Правильный ответ 1 и 4

        Русский язык

        Возрастная категория сайта 18 +

        Читайте также: