Что изменилось в жизни ночлежников после смерти костылева и ухода луки

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

Далеко не случайно Лука рассказывает притчу о том, как некий человек верил в то, что где-то есть праведная земля. И когда вера была разрушена ученым, который сумел доказать, что земли этой не существует, человек повесился. Он не смог пережить крушения своих надежд. Старик уверен в том, что ложь может нести спасение, а правда, напротив, опасна и жестока.

Жизнь ночлежников до появления Луки (сочинение)

Первое действие пьесы чрезвычайно важно для понимания всей пьесы. Насыщенность действия проявляется в людских столкновениях. Стремление героев вырваться из пут дна, появление надежды, нарастающее ощущение у каждого из обитателей дна невозможности жить так, как жили до сих пор, – всё это подготавливает появление странника Луки, сумевшего укрепить эту иллюзорную веру.

Лука умирающей жене Клеща Анне рассказывает, что она не должна бояться смерти, и что ей скоро будет хорошо на Небесах с Богом. Актеру он дарит надежду на город, в котором бесплатно лечат алкоголиков, правда, он забыл название города, но обещал обязательно вспомнить.

Несчастным жителям ночлежки ничего не оставалось больше, как только верить его словам, которые хоть и звучали неправдоподобно, но дарили веру, как лучики солнца в кромешной тьме.

Появление Луки в ночлежке

М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Как появляется Лука в пьесе?

Лука входит в ночлежку с Наташей.

Важно ли его появление в пьесе? Почему?

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.

Какое описание мы можем дать этому герою?

Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.

Какое первое впечатление от Луки? Как он сразу же называет ночлежников?

Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.

Какой принцип отношения к людям показывает Горький в Луке?

Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.

По душе ли приходится Лука ночлежникам?

С самого начала мы видим жизненную позицию этого человека. Найдите в тексте цитаты.

Какая жизнь была в ночлежке до появления Луки? Как попали люди в ночлежку?

Где мы видим нравственную деградацию героев?

Кто особенно восприимчив к утешениям Луки?

( верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?

Главные герои пьесы - обитатели ночлежки, несчастные, обиженные судьбой люди, положение которых глубоко тра­гично: всем им нет выхода из жизненного тупика. Герои пьесы знают об этом и со всем смирились, понимая своё бессилие и никчемность.

Здесь искали:

  • что привнес в жизнь актера и других ночлежников странник лука
  • но после исчезновения Луки так и не узнав название местоположения больницы актер теряет надежду веру в свое спасение и решает уйти из жизни
  • что обещает лука ночлежникам

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

Предварительный просмотр:

Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.

Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

- В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

Кто из персонажей противопоставлен остальным?

Какая сцена является завязкой конфликта?

Каким образом Лука действует на ночлежников?

Что мы знаем о Луке?

Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки?

Врал ли ночлежникам Лука?

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?

На какие группы можно разделить героев пьесы?

Анна верит в Бога. Клещ уже ни во что не верит.

Татарин – в Аллаха. Бубнов не верил никогда и ничему.

Настя – в роковую любовь.

Барон – в свое прошлое, возможно, придуманное.

(Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)

Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?

(Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.)

В чем причина быстрого угасания веры?

(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)

Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

(Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)

Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Что понимают под правдой герои пьесы?

(Это слово многозначное. См. словарь.

Подготовиться к сочинению по творчеству М.Горького.

О.В. Смирнова

Урок 1. Комментированное чтение

Диалоги, которые происходят на сцене, друг с другом вроде бы не связаны. Две пары героев переговариваются друг с другом, не обращая внимания на соседей (Барон – с Настей, Клещ – с Квашней). И еще Сатин иногда рычит. По ходу дела мы увидим, что диалоги связаны по смыслу. В данном случае они об одном и том же, иногда какие-то реплики будут звучать, как комментарий к совсем другому разговору. И это тоже необычная техника в драме: обычно в пьесах разговаривали по очереди.

В этой драме, как мы увидим, для Горького главное – мысль. И он ее будет всячески подчеркивать, чтоб недогадливые зрители не пропустили ничего важного. Например, обратим внимание на первый диалог Актера с Сатиным:

А. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

С. Потому что – дважды убить нельзя.

А. (помолчав). Не понимаю… Почему - нельзя?

Чего уж тут не понять? Однако реплика Сатина ударная, ее должны осмыслить зрители, а потому Актер и задает свои дурацкие вопросы: внимание привлекает. Можно переспросить класс: о чем тут речь? – Вероятно, о том, что обитатели ночлежки чувствуют себя выброшенными из жизни – то есть мертвыми. Уже убитыми однажды.

Следующий момент, на который обращаю внимание (или он был чуть раньше?), - перебранка Квашни с Клещом:

Квашня. Ты вон заездил жену-то до полусмерти…

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое это дело…

Квашня. А-а! Не терпишь правды!

На самом деле начался, конечно, скандал. Но, кроме того, реплика Барона возвещает, что началась дискуссия о правде – главная линия этой пьесы. Эффектная такая двусмысленность.

Дальше встает проблема Д/З . В зависимости от возможностей класса я задавала очень разные вещи. Бывали сильные классы, которым я предлагала сразу, без предварительных обсуждений, обрисовать систему образов: разделить героев на какие-то группы и обосновать свои построения. Обсуждать их выкладки, конечно, было интересно. Добросовестным классам я предлагала из первых двух действий повыписывать афоризмы на тему чести, совести, правды и лжи. В три столбца: что об этом думают ночлежники, хозяева и Лука (и те, кто с ним согласны). Облегченный вариант того же задания: найти и выписать реплики о том, каким должен быть человек (за что ценится человек) с точки зрения а) хозяев, б) ночлежников, в) Луки. Возможно, это самый удобный вариант Д/З. Если класс настроен совсем безнадежно, пусть просто читают дальше и пытаются определить, какой в этой пьесе конфликт (или какие тут конфликты) и о чем идет дискуссия.

Урок 2. Конфликт и система образов

О чем идет спор в этой пьесе, все более или менее догадываются, - о правде и лжи. Это и есть дискуссия , которая в интеллектуальной драме заменяет традиционный конфликт. Какую роль при этом играет сюжет ? – Он служит своего рода наглядной иллюстрацией к мнениям сторон, участвующих в дискуссии. Точнее, действующей моделью, на которой можно демонстрировать, как на самом деле происходит то, о чем спорят герои. Значит, чтобы разобраться в этой пьесе, надо увидеть, как дискуссия о правде соотносится с событиями и судьбами ночлежников. Отталкиваться можно как от дискуссии (абстрактных формулировок), так и от реального течения событий. Второе даже интереснее, но это путь для тех, кто готов сразу и самостоятельно осмыслить систему образов.

Для начала спросим, сколько мнений сталкивается в этом споре. Или по-другому: какие конфликты видны в этой пьесе? Сложность в том, что позиций не две, а больше. То же и с конфликтами. Для начала стоит аккуратно отделить ту ветвь дискуссии, которая лежит на поверхности и редко кого теперь интересует: это спор ночлежников и хозяев о традиционной морали. И, соответственно, конфликт хозяев и ночлежников. Он достаточно важен, да и остроты в нем хватает.

Отношение к закону, чести и совести .

Хозяева считают, что люди должны подчиняться законам, не нарушать общественного порядка и поступать честно.

Лояльность к властям, в частности, подчинение паспортному режиму.

Для Горького это очень личный мотив (он сам бродил по Руси и вызывал у властей сильное раздражение). Но в нем тоже есть элемент политической программы: свободный человек имеет право свободно перемещаться, куда его душе угодно.

А вот все прочие ночлежники хотели бы стать странниками и уйти из этого притона хоть на край света, хоть на четвереньках уползти, но им недостает для этого свободы (главным образом внутренней). Хотя желание уйти, вырваться – лейтмотив пьесы и ее главный сюжет.

Убежденные ночлежники работать даже не пытаются. Их позицию выражает Сатин: если судить по работе, то лошадь лучше всякого человека: работает и молчит. Эта реплика в 1902 году имела огромный успех, поскольку намекала на стачки рабочих, которые мало того, что прекратили работать, так еще и не молчали.

Ночлежники начинающие (Клещ, Татарин) согласны с хозяевами: надо работать, чтобы сохранить уважение к самому себе. Но оба в итоге работу потеряют.

Тишина и шум

Хозяева хотят, чтобы люди вели себя тихо и смирно. Шум – это беспорядок, а беспорядок может превратиться и в бесчинство, в мятеж и бунт.

Ночлежники , наоборот, шумят: рычат, кашляют, скрипят, ругаются, стихи декламируют, поют. И это своего рода форма сопротивления, демонстрация протеста. А если и нет, если крик просто привлекает внимание к ужасному положению, в которое попали эти люди, - хозяевам он все равно мешает.

Когда мы это осознали (и заодно отделили от главной дискуссии спор ночлежников с хозяевами), можно заняться все-таки системой образов . Если не было такого Д/З, то предложить прямо на уроке разделить всех действующих лиц на какие-то осмысленные группы. Сначала, может быть, кто-то пойдет по линии наименьшего сопротивления и предложит разделить всех на хозяев и ночлежников. Но мы эту линию уже отработали, и она нам больше не нужна. Поэтому, если класс сам не предлагает более здравых версий, можно задавать провокационные вопросы:

- Кто может уйти из ночлежки, кто – нет? – Оказывается, может уйти один Лука . Все остальные к ней как-то прикованы, и это не зависит от их социального статуса. Лука же все время находится вне этого мира, над ним. Самый свободный герой, воистину – странник.

- Кому из ночлежников Лука дарит надежду и утешение? – Анне, Актеру , Наташе и Пеплу . Для каждого он находит свой вариант поддержки, поэтому говорить о них надо подробно – о каждом.

Костылев считал себя неуязвимым – в итоге он убит.

Медведев помогал ему – в итоге уволен из полиции и пополнил ряды ночлежников.

Василиса рассчитывала, что Василий убьет ее мужа, а она станет свободной и богатой. В итоге в убийстве обвиняют их обоих, и ее ждет тюрьма.

Вывод? – Ночлежка никого не отпускает. Всякая попытка выбраться из нее – иллюзия, которая рано или поздно развеется. Потому-то, вероятно, часть ночлежников и не пытается из нее выбраться. Одни – потому что ясно видят ужас своего положения. В этом – по Горькому – их сила. Они не боятся правды, хотя онасовершенно убийственна. К этим героям Лука даже не пытается приближаться со своими разговорами. Другие – потому что не смеют ни на что надеяться. Слишком слабы для надежды, хотя рады были бы надеяться. Вот им-то и Лука пытается помочь.

Урок 3. Два взгляда на Луку.

Ход урока зависит от того, как делали Д/З. Если сами – просто выслушать нескольких отвечающих. Если по вопросам, так и будем идти по вопросам. Первое непредсказуемо, запишу второе.

1. Сначала пусть расскажут, что случилось с теми, кому помогал Лука. Что он им предлагал и что из этого вышло.

Анне – загробный покой.

Василию и Наташе – честную жизнь в Сибири.

Актеру – лечебницу для алкоголиков.

Закончились эти эксперименты трагически. Что общего у всех этих обещаний? – Они исполнимы при условии веры . Как говорит Лука Наташе: ты Василию чаще напоминай, что он хороший, он и исправится. А вором он стал потому, что все ему внушали: Васька – сын вора и сам вор. Или внушение Актеру: я, мол, вспомню, где лечебница, а ты пока не пей. Кстати, история Актера иногда вызывала у ребят возмущение: действие ведь происходит в Москве, где о. Алексей Мечев действительно спасал алкоголиков. Но, в самом деле, надо было поверить и пойти к нему. Так что Горький не так уж и погрешил против истины. И Лука тоже.

О загробной судьбе Анны мы ничего не знаем (Горький не верит в жизнь после смерти). Лука ее утешил и облегчил последние дни – спасибо ему.

Василий в тюрьме, его обвиняют в убийстве Костылева.

Наташе Василиса обварила ноги, и Наташа куда-то сгинула.

Актер повесился исключительно по вине Луки: он обманул проснувшуюся веру и надежду. Удержаться только за счет своих внутренних сил Актер не мог: он слабый человек.

Народ может тут поспорить: Лука (лукавый) не сочиняет откровенных небылиц, он дарит надежду и предлагает человеку опереться на себя, свои внутренние силы, свои мечты, в конце концов.

Об этом могли бы сказать те, кто самостоятельно взялись бы защищать Луку. Какие могут быть против такой защиты возражения ?

Вере людской противостоит реальная действительность, которая способна своей грубой силой уничтожить все благие человеческие порывы. Как Василиса уничтожила попытку Васьки и Наташи начать новую жизнь. И с этой реальностью как-то (и кому-то – что главное) нужно бороться, иначе люди не станут лучше и счастливее. Одной веры тут вроде бы мало. По крайней мере, веры в себя и свои силы.

Лука никогда не берет на себя ответственность за тех людей, которых он поманил надеждой. И никогда в открытую не идет против суровой и жестокой реальности. Кроме как словом и советом, он никому не помогает. Разве что по мелочам: пол подмести, Анну из сеней привести в тепло.

Второй вопрос вспомогательный, его можно и не предъявлять, если дети сами ответят на первый. Обычно класс отвечает, что помогает он им в основном из жалости . Может быть, он пытается дать некоторым хоть какой-то, но шанс – вдруг получится? (Не Анне – Пеплу). А что дает его жалость безнадежным? – Возможность дотерпеть жизнь до конца и при этом чуть меньше страдать. Очевидно, что именно для этого он утешает Анну и Настю. Возможно, так же он отнесся и к Актеру, а тот – натура артистическая и горячая – себя переоценил и принял все за чистую монету. Сам Лука едва ли верит в то, что кто-то из ночлежников сумеет вырваться на волю. Хотя он-то умеет быть свободным.

Специалисты по творчеству Горького считают, что прототипом Луки был Л.Н. Толстой. Горького возмущала его проповедь, он считал толстовство ложью, уводящей от реальности и революционной борьбы. Впрочем, для понимания пьесы это едва ли важно.

Ради чего, в понимании Луки, люди живут на свете? И на что похожа его

Все эти разговоры хорошо бы привести в систему минут за 5 - 7 до окончания урока. Итак, нам надо осмыслить двойственность авторского отношения к Луке. Для этого можно использовать один простой прием: сравнить Луку и Данко (героя, любимого автором безоговорочно). Заодно напомним алгоритм сравнения.

Урок 4. Позиция Сатина. Художественное своеобразие пьесы.

Сначала они обсуждают самого старика.

Первый монолог о лжи и правде . Читаем его и отмечаем по ходу дела знаменитые афоризмы и то, как они связаны с событиями в пьесе.

Впрочем, Сатин к нему еще вернется во втором большом монологе – про Человека. Этот сатинский монолог еще ни у кого из моих учеников не вызвал никаких чувств, кроме глубокого возмущения его нелогичностью и невнятностью. Если Горький хотел реалистически изобразить речь подвыпившего демагога – тогда да, надо признать, что ему это удалось. Если же он думал, что разрешил наконец все философские вопросы и утер нос Толстому с Достоевским… А именно такая сверхзадача тут, судя по всему, и ставилась.

5. Жанр . Тут есть несколько аспектов, которые нужно проговорить.

- Драма или трагедия ? – Принято считать, что драма. В чем отличие? – Вовсе не в том, кто погибнет в конце, а кто уцелеет (в этой пьесе главного героя и вовсе нет). Самое существенное отличие в уровне конфликта. Если конфликт вселенский (герой и судьба, человечество и несправедливые боги, любовь и смерть и т.п.) – это трагедия. Если более частный (горячее сердце и бездушный мирок, где живет герой) – то драма. В данном случае ночлежники сталкиваются не со вселенским злом, а с социальным. Это действительно драма. Хотя И.Ф. Анненский считал иначе: по его мнению, ночлежка тут играет роль судьбы, злого рока, от которого никому не дано уйти. Мы еще вникнем в его рассуждения чуть позже, но пока учтем, что составители ЕГЭ с ним не согласны.

Подозреваю, что где-то здесь урок должен закончиться и можно будет задать на дом осмысление композиции. Д/З могло бы состоять из двух вопросов: 1) перечислите все сюжетные линии, какие есть в пьесе (сюжетная линия – это некоторое законченное действие: что-то началось, происходило и чем-то закончилось; если с героем ничего не происходит и в нем ничего не меняется, то это персонаж внесюжетный), еще разок обдумайте их логику; 2) найдите (начертите, нарисуйте) двойную схему развития действия: классическую (завязка, кульминации, развязка) и эмоциональную (лирическую). Их имеет смысл сопоставить.

Урок 5. Художественное своеобразие пьесы (окончание). Зачетная работа.

7. Композиция . Разбираемся с Д/З.

Строго говоря, в драме Горького нет ни обычного начала, ни традиционной развязки. Начало – это пробуждение ночлежки. Вся ночлежка будто родится в момент поднятия занавеса. Ночь давала ее обитателям непререкаемую иллюзию, ночью, во время сна, самое существование этого ада являлось будто химерой.

Я говорил выше о несколько мистическом характере судьбы, которая делает людей бывшими. Прежде судьба выбирала себе царственные жертвы: ей нужны были то седина Лира, то лилии Корделии. Теперь она разглядела, что игра может быть не лишена пикантности и с экземплярами менее редкими, и ей стало довольно и каких-нибудь Клещей и Сатиных.

Конец в пьесе удивительный. Если хотите, это примирение души бывшего человека с судьбой. Судьба берет, конечно, свое: мстя бывшему человеку за бунт, она приобщает к своим жертвам три новеньких. Во-первых, Клещ, который с этого дня не будет уже говорить о честном труде, во-вторых, Татарин. Третья жертва – комическая. Это развенчанный властитель Медведев, который сменил сегодня свисток будочника на женину кофту, становясь тоже бывшим человеком.

Для Луки все люди в конце концов стали хороши, но это тот же Горький: он никого не любит и не полюбит. Даже не самые люди его интересуют. Да и зачем возиться долго с одним и тем же людом, если земля широка и всякого человека на ней много.

Лука любит не людей, а то, что таится за людьми. Скептик и созерцатель, Лука заметил, что на навозе похвалы всякая душа распускается и больше себя показывает. Лука привык врать, да без этого в его деле и нельзя… В том мире, где его носит, без лжи, как без водки, люди не могли бы, пожалуй, и водиться.

…Горький приоткрывает нам завесу совсем нового миропорядка – будущего безлюбия людей, то есть их истинной свободы и чистой идейности… Читая его, думаешь не о действительности и о прошлом, а об этике и будущем.

Далеко не случайно Лука рассказывает притчу о том, как некий человек верил в то, что где-то есть праведная земля. И когда вера была разрушена ученым, который сумел доказать, что земли этой не существует, человек повесился. Он не смог пережить крушения своих надежд. Старик уверен в том, что ложь может нести спасение, а правда, напротив, опасна и жестока.

До появления Луки обитатели ночлежки живут привычной жизнью:
грызутся и ругаются между собой, напиваются, ненавидят,
издеваются друг над другом, некоторые мечтают вырваться
из этого дна и начать жизнь заново.
Старик сразу обращает на себя внимание своей незлобивостью,
шутками-прибаутками, ласковым обращением, желанием помочь.
Он для всех этих обиженных жизнью людей находит нужные
слова, которые успокаивают людей или дают иллюзию получить
для себя другую судьбу. Он даёт понять, что для него все люди
одинаковы:
Особенно восприимчива к речам Луки умирающая Анна.
Этот проходящий мимо и совсем не знакомый для неё человек,
единственный из всех обитателей ночлежки был готов выслушать
эту несчастную женщину. Выслушать и пожалеть, утешить,
убедить её в том, что скоро ей не будет больно.

Актёру он даёт другую надежду - вылечится от пьянства.
Вот есть де, где-то больница, да бесплатная для таких
как Актёр, вот только название города забыл.
Бывший артист воодушевляется и готов мечтать, как он
выберется из этой грязи и снова вернётся на подмостки.
Даже удачливый вор Пепел, который с осторожностью
относится к Луке.
Он слушает его рассказы о Сибири и даже пытается
уговорить Наташу ехать с ним. Он готов поверить в
слова этого странного старика;
готов попробовать ради любимой девушки изменить
и её жизнь и свою.
Лука и для пропащей Насти находит ласковые слова.
Лука каким-то странным образом смог взбаламутить это "дно ",
хоть не на долго, но подарить людям надежду, пусть и
иллюзорную. А как жить, не имея ни веры, ни надежды?
После ухода Луки Клещ негодует:" Поманил их куда-то. а сам-
дорогу не сказал. "

После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали
герои и в чем убеждал их Лука.
Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный
поселенец, а как каторжник, обвиненный в убийстве Костылева.
Актер, потерявший веру в свои силы, в точности повторит судьбу
героя притчи о праведной земле, рассказанную Лукой.
Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись
в существовании праведной земли, удавился, полагает,
что человека нельзя лишать надежды, пусть иллюзорной.
Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и
зрителя в том, что именно ложная надежда может привести
человека к петле.
Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их души ложную
надежду.
Ho ведь он и не обещал вывести их со “дна” жизни - он просто
вселил в них надежду на то, что выход есть и что он не заказан
для них. Ta вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников,
оказалась слишком непрочна и с исчезновением старика,
который способен был разбудить ее, тут же и угасла.
Дело в слабости обитателей ночлежки, в неспособности и
нежелании их сделать хоть немногое для того, чтобы
противостоять безжалостным социальным обстоятельствам,
обрекающим их на ночлежку Костылевых.
Надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их
характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима
внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом
смысле человека, как “беспачпортный” Лука.

Какой и как изображена жизнь ночлежников до появления Луки?

Как сделать анализ 1 сцены пьесы М.Горького "На дне"?

Жизнь обитателей ночлежки воспринимается читателем и зрителем как последняя степень человеческой деградации. Так, в самом начале пьесы Барон называет Настю "дурой", увидев, что она читает роман, а сам через пару минут одевает на себя коромысло с корзинками, чтобы идти на рынок, как будто он рабочая лошадь.

Чуть позже Клещ предлагает Костылеву "накинуть на него петлю да задавить":



Все эти крошечные сценки задают тон пьесы, в которой люди опускаются, привыкая поступать жестоко и бесчеловечно. Привыкнув унижаться, они унижают и друг друга, создавая условия, в которых действуют законы животного мира - выживает сильнейший. Теснясь как животные в одном загоне, они не могут его покинуть, так как вместе легче выжить, но и не хотят видеть ничего и никого вокруг.

Жизнь обитателей ночлежки в пьесе Горького "На дне" показана автором во всей ее неприглядности.

Мы видим людей, которые опустились на самое дно существования, на дно. откуда уже нет выхода наверх, только на кладбище. Мы видим людей, которые мечтают о пяточке, чтобы тут же его пропить. Которые смеются друг над другом, не замечая, что смеются над собой.

Смертельно больная женщина не вызывает у них никакого сочувствия, а воспринимается как досадная помеха. Они ругаются и обзывают друг друга. Они одинаково ненавидят хозяев ночлежки, хотя старик Костылев играет среди них скорее роль шута.

Жизнь на дне оказывается безрадостной, полной унижений и скорби. Люди потеряли веру и надежду на лучшее, они просто существуют, мечтая как-то прожить очередной день. На дне нет солнца, вечный полумрак, где люди как тени.

М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.

Какое описание мы можем дать этому герою?

Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.

Какое первое впечатление от Луки? Как он сразу же называет ночлежников?

Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.

Какой принцип отношения к людям показывает Горький в Луке?

Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.

По душе ли приходится Лука ночлежникам?

С самого начала мы видим жизненную позицию этого человека. Найдите в тексте цитаты.

Какая жизнь была в ночлежке до появления Луки? Как попали люди в ночлежку?

Жители ночлежки ненавидят друг друга, В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать "бывшими людьми", то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь.

Где мы видим нравственную деградацию героев?

Кто особенно восприимчив к утешениям Луки?

Актёр ( верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Какую смысловую нагрузку и смысл несет стихотворение?

В чем суть рассказа про праведную землю?(стр. 387 – 389 зачитываем по ролям)

Какая надежда вселяется в души ночлежников после рассказа о праведной земле?

Кто из ночлежников не верит ни одному слову Луки?

Конечно, события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей. Актёр все же заработал какие – то деньги и умудрился не пропить их, Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

К чему призывает Лука ночлежников? Найдите цитаты.

Что происходит с героями дальше?

Пепел всё же попал в Сибирь, но не в качестве рабочего, а в качестве каторжника ( Мог ли Лука повлиять на ход событий? Да, мог. Он слышал, как Василиса просила Пепла убить Костылёва)

Актёр, обретший надежду на спасение, повесился. (Почему?

С исчезновением Луки все его мечты на выздоровление рухнули, так как Лука так и не указал путь в лечебницу)

как лука и его проповеди повлияли на судьбы ночлежников? Горький "на дне"

Лука призван рассеять мрак безнадежности у обитателей ночлежки, наполнить их жизнь добротой. душевным теплом и светом. Существенную роль в мировоззрении и характере Луки играет религия. Образ Луки - это образ смиренного бродячего народного мудреца и философа. Его советы - это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки.
Он призывает их не к примирению с обстоятельствами, а к действию. Он апеллирует к потенциальным возможностям человека, призывая людей к преодолению пассивности и отчаяния. Сострадание и внимание Луки к людям действенное. Под именем "праведной земли" Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, защитить его, дать ему такую же отраду, какую имел человек из рассказанной им притчи. Пепел спрашивает - есть ли Бог; Лука отвечает : "Коли веришь - есть, не веришь - нет". Проще говоря, если ты веришь. то все будет - и Бог, и праведная земля, которую отвергает ученый.
Лука в своих проповедях и советах не обманывает, он сам верит в то, что говорит и просто дает людям надежду.
Анна: настолько привыкла к мучениям на этом свете, что способна верить в то. что и на том свете будет так же. Чтобы облегчить Анне последние шаги в этой жизни, Лука выдумывает ей "праведную землю", загробную жизнь, где Бог встретит ее "кротко-ласково" и прикажет отвести в рай.
Актер: и ему Лука протягивает "праведную землю" в виде совета начать жизнь сначала, вылечится от алкогольной зависимости, говорит о лечебницах. К слову сказать, Лука не обманывал Актера, в то время, как Горький писал эту пьесу, лечебницы такие на самом деле строились.
Пепел и Наташа: их Лука успокаивает картиной вольной жизни в Сибири и предлагает уходить туда и начать там новую жизнь; там, где Пепла никто не знает, как сына вора они вполне могли бы все начать заново.
Настя: еще до прихода Луки нашла себе "возвышающий обман", который заключается в отождествлении себя с героиней любимой книги. Она хочет верить в то, что такое было с ней, и эту свою иллюзию она отчаянно защищает. Лука же ее поддерживает в этом, говоря: "Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит - была она! "

Ну хотя бы как утешение, причём каждому своё. Они дают слабый лучик надежды на что-то не такое грязное и беспросветное.

Он дал надежду, но не тем людям и не в тех условиях. Нам учитель объяснял, что Лука проповедовал ложный гуманизм. То есть зарождал в людях веру в несбыточное.

лука дает правильные советы обитателем ночлежки, но они сами неправильно восприняли это

Автор бегло знакомит читателя с предшествующей жизнью персонажей, но прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток. Это ярко проявляется в их поведении и манере речи.

Чётко выраженный сюжет в пьесе отсутствует, и движущей силой становится противостояние общественных и философских воззрений персонажей. Между героями пьесы нередко возникают горячие споры.

Неприглядные картины, подобные тем, что изображены в пьесе Горького, можно встретить и более чем столетие спустя, в наши дни. Ничуть не устарели и образы героев пьесы, взятые драматургом век назад из современной ему действительности. Полные жизненной правды, эти образы ещё долго будут привлекать к произведению внимание читателей.

Читайте также: