Урок scratch для 2 3 классов кот собирает яблоки

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 24.09.2024

Если ваш ребенок любит компьютерные игры, познакомьте его со Scratch! Это визуальный язык программирования, на котором можно создавать любые игры: нужно просто добавить свои картинки и составить для них программу. Создавать игры на Scratch можно уже с 8 лет: в этой среде программа строится из блоков, напоминающих Lego.

Мы уже делились пошаговыми уроками по освоению Scratch для самых начинающих. Теперь мы окунемся в творчество и сделаем оригинальные проекты: воплотим популярную игру Among Us, создадим игру по мотивам "Звездных войн" и Minecraft и многое другое.

1. Охота за привидениями

Приступим к первой игре! В этом проекте игроку предстоит стрелять по привидениям и набирать баллы. Мы создадим фон, выберем спрайты и напишем для них программу.

2. Гонки на двоих

Гонки — классика игр! Мы создадим трассу, на которой будут соревноваться две машины. Кто окажется первым на финише? Давайте создадим программу и узнаем!

3. "Звездные войны"

С этой игрой дети проникнутся атмосферой "Звездных войн"! Мы запрограммируем космический корабль так, чтобы он стрелял во вражеские корабли. За каждого подбитого врага нам будут начисляться очки, за каждое поражение — отниматься жизни.

4. Головоломка Minecraft

Скретч интересен тем, что здесь можно воссоздавать свои любимые игры. Например, сделать мини-вселенную Minecraft. В этой игре нужно за наименьшее количество шагов добраться до сундука. Если игрок совершает ошибку, то снимаются жизни.

5. Among Us. Часть 1

Наверняка вы слышали от своих детей про игру Among Us (Амонг Ас), ведь за последний год она захватила всех! В ней члены экипажа должны вычислить самозванца среди своих и выполнить задания. Что может быть увлекательнее для ребенка, чем создать свою любимую игру? В 1-й части мы сделаем карту, запрограммируем героя и добавим ему задание с проводами.

6. Among Us. Часть 2

Во 2-й части мы усовершенствуем карту, добавим звуковые эффекты и создадим еще одно задание — на этот раз члену экипажа предстоит сбить астероиды.

7. Раннер

Раннер — еще один классический жанр игр. В нашем проекте герою нужно пробежать как можно дольше, не наткнувшись на призрака. При соприкосновении с призраком герой падает и у него отнимается жизнь. В конце можно посмотреть, какое время вы пробежали и попытаться побить свой рекорд.

8. Paint3D

С этим проектом мы протестируем возможности Скретч: соберем программу, которая будет создавать трехмерные фигуры. Будьте внимательны: мы зададим несколько переменных и добавим много условий. Будет интересно!

9. Мультиплеерная игра

Как сделать так, чтобы при перемещении игрока в одном браузере он двигался и в другом? Мы поможем ответить на этот вопрос, создав сетевую игру. А еще расскажем вам про облачные переменные и как их задавать в Скретч.

10. Игра Brawl Stars (Бравл Старс)

Как насчет того, чтобы создать популярную игру "Бравл Старс"? Да, даже такую непростую игру можно сделать на Скретч всего за 45 минут.

11. Как сделать игровое меню на Скретч

На Скретч игру или проект можно запускать разными способами. Самый распространенный — просто при нажатии на зеленый флажок. Но возможности Скретч настолько велики, что можно сделать полноценное игровое меню (лобби). Тогда в начале игры вы сможете выбирать, за какого персонажа играть.

12. Как сделать игру в Скретч за 15 минут

На этот раз мы сделаем игру в жанре платформер. Наш котик будет проходить препятствия, прыгать на батуте и ускоряться. Всего мы добавим в игру 6 уровней.

Как сделать Flappy Bird на Scratch

Любите забавную игру-платформер с птичкой? Мы покажем, как создать ее на Scratch! Наша птичка должна летать между препятствиями, не задевая их. За каждую пройденную преграду нам будут начисляться очки. Давайте полетаем?

Плейлисты с видеоуроками продолжают пополняться, подписывайтесь на наш YouTube-канал , чтобы следить за выходом новых видео и открывать для себя мир IT-технологий!

Если же вам нужен наставник, загляните в Школу программирования для детей “Пиксель”: запишитесь на полный курс по программированию в Scratch .

Конспект урока и презентация для знакомства со средой программирования Scretch. 3 класс. Внеурочное занятие.

ВложениеРазмер
Знакомство со Scretch 2.19 МБ
материал для урока 10.05 КБ
Конспект 11.78 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели и задачи: Цель : организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности . Задачи : а) образовательная: -расширять кругозор учащихся . - Познакомить учеников с понятиями “алгоритм действия”, “команда алгоритма”, со средой программирования скрэтч . Научить составлять и выполнять алгоритмы. б) развивающие: - развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию. в ) воспитательные: -воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения . -развитие умения работать в команде. - формирование мотивации учения в школьном возрасте.

Инновационность проекта Задача программирования на языке Scratch - научить ребенка алгоритмическому мышлению в игровой форме . Работая со Scratch , дети получают представление о таких математических понятиях, как координаты, переменные и случайные числа. Все эти знания дети получают в игровой форме, и применяют их в своих проектах с пониманием и осмыслением . Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний . Методы обучения: Словесный, наглядный, элементы частично-поискового. Оборудование: К оманды для составления алгоритма; Компьютеры, интерактивная доска. Робот из конструктора EV3. ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная Место проведения: проводится в классе.

План урока. Организационное начало урока (2 мин .). Основная часть: - мотивация постановка проблемы з накомство с новыми понятиями п ервичное закрепление новых знаний (групповая самостоятельная работа) п роверка (фронтальная) з накомство со средой программирования Scretch ф изкультминутка с персонажем из Scretch с оставление первой программы III. Рефлексия.

Основные вопросы. Вводим понятие – Алгоритм. Кто такие программисты? Может ли робот или компьютер сам что-то сделать без помощи человека? Что управляет действиями робота или компьютера? Как вы делаете уроки ? Что такое план действий? Что такое алгоритм? Какими алгоритмами дети пользуются в жизни?

Проверка (фронтальная) Разобрать готовые алгоритмы на ошибки. Составить правильный. Проверить по образцу.

Знакомство со средой программирования Scretch . 1.Включаем компьютеры. 2.Получаем инструкцию, как пользоваться мышкой. 3. Знакомство с интерфейсом программы Scretch . 4 . Физкультминутка с котенком (персонаж из программы) 5.Создание первой программы на движение персонажа - котенка.

Рефлексия Ребят если вы считаете что у вас многое получилось, то выберете зеленый цвет, и поместите на роботе. Если считаете что не получилось, тогда выберете красный цвет.

Жажда нового

У меня хорошая новость для тех, кто не любит выстукивать на клавиатуре буковки!

Обычная программа — это текст. Но есть язык, в котором программа собирается из блоков, как собирается игрушка из кубиков Лего.

Если Скретч -приложение ещё не установлено у вас на компьютере, пройдите в раздел Установка Скретч.

Откройте Скретч -приложение , и вы увидите на экране:

  • исполнителя (кота);
  • среду исполнителя (белое поле);
  • СКИ — набор команд, записанных на блоках;
  • поле для сборки программы.
  • исполнитель
  • среда исполнителя
  • СКИ
  • поле для сборки программы

Исполнитель может работать в двух режимах: и .

В командном режиме исполнитель получает команду, выполняет её и ждёт следующую. Чтобы задать команду на исполнение, нужно щёлкнуть на ней в СКИ.

Задание . Щёлкните в СКИ на команде , и вы увидите, как кот сместится на 10 шагов.

В программном режиме исполнитель получает программу — последовательность команд и выполняет по порядку все команды в неё входящие.

Программы собираются из блоков в поле программы, и именно этот режим интересен для нас — программистов!

Для начала повторяйте за мной!

  1. Перетащите мышкой блок с командой в поле для сборки программы. Щёлкните на этом блоке. Программа (состоящая из одной команды) сработает, кот сместится на 10 шагов.
  1. А если нужно сделать 20 шагов? Перетащите ещё одну команду и соедините два блока вместе. Щелчок на нашей программе (на любом блоке), и кот смещается на 20 шагов.
  1. На самом деле второй блок не нужен. В белом окошке любого блока можно менять значение.

Сбросьте нижний блок назад в область СКИ (так из программы удаляется последняя команда), щёлкните на белом окошке в оставшейся команде (в нём появится мигающий текстовый курсор) и исправьте значение 10 на 20.

Щёлкаем, кот смещается на 20 шагов.

  1. Воспользуемся блоком . Он расположен в СКИ в группе Управление . Этот блок резиновый! В него можно поместить сколько угодно блоков, и то, что им охвачено, повторяется непрерывно.

Добавьте в начало программы блок . Он расположен в СКИ в группе События .

Посмотрите, над средой исполнителя расположены две кнопки: — зелёный флажок и красный восьмиугольник.

Флажок запускает программу, если она начинается с блока . Восьмиугольник останавливает выполнение.

Щёлкаем на флажке!

  1. Жалко кота! Добавим в программу ещё одну команду: . Она расположена в группе Движение .
  1. Упс! Почему справа налево кот идёт вверх ногами? Дело в том, что когда кот отталкивается, он поворачивается. Стиль поворота задаётся в паспорте исполнителя.

Чтобы открыть паспорт кота, нажмите в разделе Спрайты , и измените стиль вращения:

Теперь кот не будет ходить подобно мухе по потолку! Проверьте.

Сохраним работу на диске ( Файл/Сохранить как ) и продолжим.

Спрайты, костюмы, скрипты, звуки

Спрайт — газированный напиток, со вкусом лайма и лимона, принадлежащий американской компании The Coca-Cola Company.

А у нас в Роботландии предпочитают чай с сухариками!

Но… Дело в том, что исполнитель в Скретч (тот самый кот, которого мы заставили бегать туда-сюда) является спрайтом !

Спрайт (англ. Sprite — фея; эльф) — графический объект в компьютерной графике. Спрайт может свободно перемещаться по экрану под управлением программы.

Если вы думаете, что исполнителем в среде Скретч может быть только фирменный кот, вы ошибаетесь!

Удалим кота и назначим исполнителем летучую мышь.

Удалить спрайт из среды можно разными способами.

  1. Можно взять инструмент Ножницы и щёлкнуть этим инструментом на коте:
  1. Можно открыть контекстное меню на исполнителе и выбрать в нём позицию Удалить :
  1. Можно открыть контекстное меню на паспорте исполнителя и выбрать в нём позицию Удалить :

Важно! При удалении спрайта программа, которая для него написана, тоже будет удалена.

Итак, кот удалён (вместе со своей программой). Выбрать новый спрайт можно разными способами:

Выбрать спрайт можно из библиотеки, нарисовать в редакторе, загрузить из файла, получить с видеокамеры компьютера

Выбираем в библиотеке спрайтов в группе Животные изображение летучей мыши.

Задача 2 ( 2 кука ). Изобразить полёт летучей мыши.

Можно заставить спрайт мыши, как ранее спрайт кота, двигаться в среде, отталкиваться от краёв и поворачиваться в сторону движения.

Программа, составленная для кота, будет прекрасно работать и для мыши! Тогда зачем мы её удалили вместе с котом?

Но такое движение далеко от реального! Почему? Кот, когда идёт, должен двигать лапками, а мышь — крыльями!

Вы, конечно, знаете, как устроены мультики — нам показывают друг за другом несколько фаз движения, глаз не успевает разглядеть их по отдельности, и рисунки сливаются в мультик.

Отдельные фазы движения персонажа. При быстрой смене фаз отдельные картинки сливаются, и мы видим бегущего зайца

Чтобы показать полёт, нужно иметь не одно, а несколько изображений, с разными положениями крыльев!

Откройте вкладку Костюмы . Оказывается у летучей мыши уже предусмотрено два костюма:

Костюм спрайта — это один из предусмотренных вариантов его изображений. При помощи смены костюмов удобно программировать мультипликацию

Теперь легко собрать код, отвечающий за смену костюмов.

Сколько времени будет ждать исполнитель по команде ? Если вы не знакомы с десятичными дробями, то вот краткое пояснение.

Запись Что означает
1 секунда одна секунда
0.1 секунды одна десятая часть секунды
0.2 секунды две десятых частей секунды
0.3 секунды три десятых частей секунды
0.4 секунды четыре десятых частей секунды

Число 0.2 в два раза больше числа 0.1 и в два раза меньше числа 0.4 .

Обе части программы запускает флажок, и они работают одновременно или, как говорят программисты, параллельно . Подробнее о параллельности (когда она нужна, а когда нет) будет рассказано в уроке 2.

Задача 3 ( 1 кук ). Добавить в мультик бегемота на водопое.

Для бегемота нарисовано 6 костюмов, картинки эти находятся в папке practical/sprlib/ . Имена файлов: hippo1.jpg , hippo2.jpg ,… hippo6.jpg :

Посмотрите: водопой бегемота правдоподобнее полёта мыши! Почему так? .

А можно ли добавить ещё одного исполнителя в среду? Да!

Скретч допускает сколько угодно исполнителей-спрайтов в среде, и для каждого спрайта записывается собственная программа работы.

  1. Загружаем новый спрайт с адреса practical/sprlib/hippo1.jpg . Эта картинка автоматически становится первым костюмом.
  2. Переходим на вкладку Костюмы и загружаем оставшиеся 5 костюмов.

Загружаем спрайт бегемота из 6 костюмов.
Устанавливаем исполнителя-мышь слева сверху, а исполнителя-бегемота справа внизу

Заметим, что загрузить все 5 костюмов можно, как обычно при работе с файлами, за один раз, выделяя нужные картинки.

Если файлы в поле выбора идут не подряд, то щёлкаем по первому, выделяя его, затем добавляем к выделению другие файлы щелчками с нажатой клавишей Ctrl .

Анимированный gif — это графический файл с расширением gif , содержащий набор картинок одинакового размера и сценарий смены этих картинок при показе на экране.

Если загрузить анимированный gif в качестве спрайта, он автоматически будет разделён на составляющие картинки-костюмы.

Часть программы полёта мыши, отвечающая за смену костюмов, вполне подойдёт и для бегемота. Копируем её:

Выделяем паспорт мыши. На вкладке Скрипты перетаскиваем нужный код мыши на паспорт бегемота (отпускаем, когда курсор мыши оказывается на паспорте бегемота)

Проверяем, выполнилось ли копирование:

Запускаем мультик, нажимая зелёный флажок.

Мышь летит, бегемот пьёт. Красота! У вас получилось?

Ещё раз отметим:

  • Каждым спрайтом управляет отдельная программа.
  • Программа может состоять из нескольких частей.
  • Программы находятся на вкладке Скрипты .
  • Чтобы увидеть программу спрайта, нужно щёлкнуть на паспорте этого спрайта (выделить паспорт).

Задача 4 ( 1 кук ). Пусть дополнительно мышь и бегемот, когда на них щёлкают, издают звуки.

Сначала займёмся мышью.

  1. Выделяем паспорт мыши.
  2. На вкладке Звуки выбираем пиктограмму Выбрать звук из библиотеки ( ).
  3. Выбираем в библиотеке звуков в группе Эффекты звук boing .

1. Выделяем паспорт мыши
2. Открываем библиотеку звуков
3. Выбираем звук для мыши (нажимая , можно прослушать звук)

Дополним программу мыши ещё одним фрагментом:

Новый фрагмент будет играть звук, когда щёлкают на исполнителе.
Звук в блоке Играть звук выбираем из выпадающего списка

Мы уже видели, что программа спрайта может состоять не из одного, а нескольких фрагментов.

Каждый из них начинает работать при наступлении события , обозначенного в его заголовке.

Первые два фрагмента начинают работать после щелчка на зелёном флажке ( ), третий — после щелчка на спрайте в среде.

Отдельные фрагменты, из которых состоит программа, называют в Скретч .

Пора заняться бегемотом. Перетаскиваем созданный для мыши скрипт на паспорт бегемота — так можно копировать скрипты от одного исполнителя к другому.

Остаётся загрузить для бегемота другой звук, например, wah beatbox и установить его в команде:

Сохраним работу на диске ( Файл/Сохранить как ).

  1. Прочитайте, что сегодня узнали (чтобы знания хорошо уложились в голове).
  2. Выполните зачёт (проверим, как знания уложились).
  3. Приступайте к практике (заставим знания работать).

Освоить любой предмет без практики невозможно. Освоить без практики программирование — просто немыслимо. Поэтому Кукарача настоятельно рекомендует выполнять задания, собранные в учебнике на специальных страницах Проекты.

Кроме того, в описания проектов будут выноситься важные технические подробности, без знакомства с которыми невозможно получить качественную программу.

— Ребята! В проектах учебника важны не только условия. Не пропустите важные моменты! Они могут быть.

Самое важное про Скретч :

№ Что узнали 1 Исполнителем может быть любой рисунок, свободно перемещаемый по среде.

Исполнителя в Скретч называют спрайтом . 2 Среда — прямоугольное поле, в котором находится исполнитель.

Поле-среду в Скретч называют сценой (ведь в среде, как на сцене действуют исполнители-спрайты). 3 Исполнителей может быть много. 4 Программа составляется для каждого исполнителя отдельно . 5 Программа состоит из скриптов . 6 Скрипт запускается по событию .

Cобытие задаётся в первом блоке скрипта (блок-шапочка). 7 Два события являются особенными: нажатие на зелёный флажок и нажатие на красный восьмиугольник.

Флажок считается командой запуска всего проекта (кроме того, флажок останавливает все скрипты проекта, если они работали до момента его нажатия).

Скретч — это бесплатный язык программирования и одновременно программа, предоставляющая визуальный интерфейс для создания игр и анимаций. Одним из главных достоинств среды программирования Scratch, является доступность и понятность абсолютно всем. Основная целевая аудитория это дети от 8 до 16 лет. Главная цель разработчиков языка обучить молодежь: мыслить логически, раскрыть ее творческий потенциал и научить взаимодействию с другими единомышленниками. Любой сделанный вами проект, может быть отправлен на обозрение сообщества сформированного вокруг Скретч.

Введение

лого

Программа Scratch была разработана специально для юных программистов, но на первых этапах обучения работы с ней, у детей возникает множество вопросов. Именно идея помочь детям, послужила вдохновением для создания этого сайта. Здесь были собраны все версии программы, видео уроки и подробная инструкция, которая поможет втянуться начинающему программисту. Вы также можете попробовать онлайн версию Скретч на официальном сайте. Помимо онлайн версии, была придумана специальная оффлайн версия программы с полным набором функций, за исключением возможности опубликовать свою работу для обозрения сообщества.

На заметку: После окончания создания приложения, просто сохраните завершенный проект. Запустите онлайн версию, загрузите проект в интернет.

На сайте выложены Scratch offline editor 1.4 и 2.0 русские версии, которые можно скачать бесплатно. Вы сможете поупражняться программированию и создать свой первый творческий проект: мультфильм или мини игру.

Как установить программу?

Внимание!: для установки программы на компьютере должен быть установлен adobe air.

Как запустить Scratch на русском языке?

При установке программы, языком по умолчанию будет английский, но не стоит переживать, всего несколько кликов отделяют вас от выбора перевода. Запустите программу, в верхней панели увидите глобус.Нажмите на глобус и в выпадающем меню выберете интересующий вас язык.Если вы не видите русского, просто подведите мышку к белой стрелочке внизу выпадающего меню, панель с языками начнет прокручиваться. Теперь можно использовать Scratch не только бесплатно, но и на русском языке.

Возможности языка программирования

Язык программирования Скретч имеет множество возможностей, таких как : создание игр, создание анимаций, открыток, мультфильмов и даже роботов. Для начинающих в информатике, среда программирования Scratch будет отличным инструментов, который поможет развить навыки мышления. Вы только посмотрите как дети 5 класс на уроке восторженно изучают программу.

Конструктор на чипсете Arduino

Существует серия конструктора Lego, специально разработанная для создание роботов, которые будут управляться через телефон или планшет, программой написанной на языке Scratch для чипсета Arduino. Для детей это будет не только не заменимый опыт программирования, который пригодится в будущем, но и море удовольствия. Для этого нужно установить модификацию языка Скретч S4A на компьютер и на плату Arduino. Как это сделать:

Для пользователей windows должны быть установлены драйвера Arduino

Как создать игру в Scratch?

Спрайт на сцене

Одним из самых интересных занятий в Скретч является создание игр. Давайте попробуем создать небольшую игру про кота футболиста, который будет набивать футбольный мяч. Итак, вы открыли среду программирования и видите на главном экране кота. Полотно на котором будет все происходить называется сцена, а картинки, в данном случае кот, называются спрайты (sprite англ.)

Анимация движения

Движение вправо

Движение влево

Выбираем фон

Добавляем новый спрайт

Создание анимации мяча в Скретч

Приступаем к самому интересному, созданию полноценной анимации на Scratch. Предыдущий пример описывал набор действий кота, теперь нужно написать алгоритм работы мяча.

Анимация падения

Добавляем цикл

Остановка и запуск программы

Задаем стартовые координаты

Запомните: Действия каждой связки блоков происходят по очереди, сверху вниз. Если на очереди желтый блок цикла, сначала выполнятся все действия внутри него, в том количестве раз, которое предусмотрено циклом. Затем, действия идущие после блока цикла.

Создание переменных в Скретч

Подсказка: Если в имени присутствует несколько слов, один из вариантов писать каждое новое слово с заглавной буквы без пробелов.

Используем переменные

Взаимодействие с другими объектами

Условия

Столкновение с краями сцены

Операторы

Завершение игры

В первом случае это позволит коту отбивать мяч не сразу, а с задержкой в 0.1 секунды. А во втором, мяч попав в стену, не будет менять направление множество раз в секунду, а поменяет его 1 раз. Потом у него будет 1 секунда чтобы вылететь из стены и уже после просчет цикла продолжиться. На этом создание нашей игры заканчивается. Попробуйте ее доработать, поэкспериментируйте с блоками, добавьте очки за каждый удар, добавьте условие проигрыша. Возможности Скретч если не безграничны, то достаточно обширны.

О Scratch 3.0

Дополнительные спрайты для Скретч

пак замок

Мы подобрали наборы спрайтов для Scratch 1.4, 2.0, 3.0. С их помощью вы сможете создать интересные игры и анимации. Экспериментируйте!
Набор спрайтов замок, поможет сделать мини игру про осаду замка, персонажи и стилистика похожи на майнкрафт:

космос

Набор картинок для игры про космос:

спрайты персонажей

Набор персонажей, с разными анимациями:

набор с животными

Спрайты с мордашками милых животных:

набор спрайтов пираты

Корабли и пираты:

спрайты для танков

Спрайты для игры танчики:

Готовые проекты

Видео уроки

В нашем руководстве мы рассказали лишь некоторые особенности Scratch offline editor, для более глубокого погружения, вы можете посмотреть эти видео уроки:

Еще один канал с обучением:

Скачиваем программу Scratch

К завершению статьи мы подготовили ссылки на скачивание бесплатной версии Scratch offline editor на русском языке. Здесь присутствуют версии для Mac OS и всех разновидностей Windows. Если вы хотите скачать программу через торрент, придется немного подождать, данный вид ссылок будет добавлен в самое ближайшее время. Программа не имеет ограничений для детей. Пользуйтесь, развивайтесь, впереди много творческих открытий!

Подходит для слабых компьютеров, хоть и имеет меньший функционал. Совместима с Windows XP.

На данный момент самая последняя версия программы. Подходит под Windows 7, Windows 8, Windows 10.

Читайте также: