Персики и груши поль сезанн описание картины

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.09.2024

Пока Клод Моне путешествовал в поисках новых впечатлений, другой художник Поль Сезанн обосновался в окрестностях Прованса.

Сезанну не нравился импрессионизм, в своих картинах он стремился показать не изменчивые категории, а, напротив, постоянство. И сделать это он стремился минимальными средствами. Все сложные формы, котрые нас окружают, говорил Сезанн, состоят из простых. Изображая предметы, художник подчёркивал их геометрическую основу, став таким образом предшественником кубистов.

" Я потрясу Париж морковью и яблоком ", - говорил Сезанн, работая в мастерской над натюрмортами из фруктов.

"Персики и груши" — картина Поля Сезанна, написанная 1895 году, из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сезанна считали перфекционистом, тратящим на свои картины, а именно натюрморты, около ста дней. Гоген, например, говорил о том, что писал натюрморты, когда уставал, Мане писал картины с фруктами в конце жизни, когда болел и уже не мог писать большие полотна. Но Поль Сезанн открыл натюрморт для нас по-новому.

Перед написанием натюрморта художник долго расставлял предметы на столе. Поль Сезанн подкладывал монетки номиналом в один су под фрукты, чтобы приподнять их или развернуть.

Для художника не являлось обязательным правилом использовать настоящие фрукты, его устраивали и бутафорские, которые могли переходить из одного натюрморта в другой. Часть этих вещей сохранилась и экспонируется в мастерской-музее художника в Эксе. Поля Сезанна и других художников-постимпрессионистов интересовали не одномоментные состояния, а неизменные свойства объектов.

Гладя на натюрморт Сезанна, можно заметить, что расположение предметов в пространстве является необычным. Например, левая и правая стороны стола находятся в разных плоскостях, а кувшин виден сверху, в анфас и в панорамном образе. Это происходит потому, что художник использует метод обратной перспективы, то есть изображает более далекие предметы более крупными.

Поль Сезанн нередко применял этот метод в своих натюрмортах. Современники и критики говорят о том, что во время работы он смотрел на предметы из разных точек студии, вставал на лестницу. Таким образом художник уходил от стереотипного восприятия мира, как у большинства импрессионистов.

Динамику картине придает не только обратная перспектива, но и сами предметы, которые Поль Сезанн специально ставил неровно. Фон также усиливает эту динамику. Линия между полом и стеной задает направление для восприятия, а именно слева направо и снизу вверх, пространство словно растягивается, помогая нам все разглядеть.

О том, как Сезанн разыгрывал трагедии между персиками и кувшином, говорил арт-критик Роджер Фрай:

Поль Сезанн. Вехи творчества

Весьма любопытен тот факт, что работая бок о бок с Клодом Моне , Сезанн писал совершенно отличные от первого пейзажи. Это объясняется абсолютно разными подходами к передаче света. Импрессионисты разлагали свет,а Сезанн его синтезировал. Первое впечатление для Сезанна тоже было важно, по позже он всё внимательно выстраивал на холсте.

Поль Сезанн. Картины в Москве

Почти все работы в коллекции ГМИИ происходят из собрания Ивана Морозова. Это захватывающий диалог темпераментов — очень терпеливый, спокойный и вдумчивый Морозов и Поль Сезанн, который работал невероятно медленно и был в состоянии создавать единственную композицию в своей студии целый месяц.
Сезанн стал отправной точкой отсчёта для искусства ХХ века, что во многом объясняется его вниманием к конструктивной организации композиции.

Поль Сезанн


Очень хорошо сравнить эту работу с работами голландских мастеров натюрморта, на которых вы увидите бархатную поверхность персиков и сочные груши, виноград, который выглядит настолько натурально, что хочется их съесть. Сезанн же не показывает разницу в текстуре фруктов, в их поверхности. Для него все фрукты лишь материал. Он даже никогда не использовал настоящих персиков или груш, только муляжи из папье-маше. Любой настоящий фрукт испортился бы задолго до окончания работы, настолько медленно рисовал Сезанн. Для художника персики — это сферы, кувшин — это цилиндр, сахарница — полусфера.

Весьма забавная история произошла, когда богатый фабрикант заказал Сезанну портрет своего любимого кота. Но когда он пришел к художнику за картиной, то увидел, что портрет совсем не похож на модель. Заводчик указал на это Сезанну, и заметил, что кот не выглядит настоящим, на что мастер ответил, что это кот делает настоящих котов, а художник делает искусство.

Поль Сезанн

Неподвижными кулисами стоят деревья по берегам. Мост вдалеке надёжен и прочен. Гамма красок сдержанно-холодноватая, вместо дробного импрессионистического мазка можно видеть отдельные пятна цвета, составляющие структуру живописного слоя, сквозь который кое-где проглядывает белая грунтовка холста.
Такой композицией художник возносит логику и гармонию Вселенной.

Поль Сезанн

Пьеро и Арлекин — одна из самых знаменитых картин Сезанна. (Всё самое лучшее — в нашем музее — лучший натюрморт, один из лучших пейзажей и самый знаменитый портрет. Благодаря нашим коллекционерам в собрании находятся 14 полотен Сезанна и эта коллекция работ мастера считается самой качественной в мире).

Здесь Поль Сезанн художественными средствами показывает разницу в противоположных темпераментах. Его Пьеро меланхоличен и и задумчив. Кажется, что его хрупкое, бьющееся тело сделана из хрупкого гипса. Фигура Пьеро противопоставлена живому, шустрому, проворному Арлекину.
Интересно заметить, что моделями для картины были сын Поля — тоже Поль и друг его сына.

Поль Сезанн. Автопортрет

И снова самым ярчайшим образом Поль Сезанн подчёркивает, что в живописи его больше всего интересовала форма предмета. Именно отсюда идёт такая фундаментальность его композиций, они словно вырублены из куска скалы.

Особенно это заметно автопортрете мастера. Художник пишет портрет как будто не с живого человека, а с его скульптуры. Таким Сезанн здесь и получился — рисунок со скульптуры.
И ещё здесь очень важно показать знаменитую сезанновскую трёхцветку:
— охристый (цвет земли);
— зелень (цвет зелени);
— голубой (цвет неба).

Поль Сезанн

Один из любимых мотивов в творчестве Сезанна — изображение горы святой Виктории. В нашем собрании хранится два разных вида этой горы, написаные в разные периоды творчества мастера. Здесь — залитое солнцем бесконечная равнина. Преобладание оранжево — охристых тонов как нельзя лучше передают ощущение знойного летнего полдня.
На первом плане отсутствуют детали, поэтому внимание сразу сосредотачивается на очертаниях горы, которая покрыта сиреневой дымкой.


Одна из работ Сезанна в нашей коллекции – натюрморт, в котором явно видны полосы. На одной из выставок присутствовал натюрморт Эжен Делакура , который приобрёл друг Сезанна, таможенный офицер Виктор Шоке. Сезанну же Шоке дал этот натюрморт перерисовать. Почти уже закончив работу, Сезанн его сорвал, смял и бросил, считая, что у него ничего не получилось. Известный коммерсант Амруаз Воллар подобрал эту работу, распрямил, отреставрировал и продал Щукину.

Поль Сезанн в искусстве

Сезанн действительно великий художник и его очень трудно комментировать. Он несомненно был реформатором. Он очень трудный мастер.В 1937 году американскй исследователь Э. Лоран издал монографию, посвященную творчеству Сезанна, и с тех пор ничего существенно нового высказано не было, все остальные просто цитируют и повторяют Лорана. Вот одна из цитат, характеризующая манеру мастера:

Умер Сезанн в 1906 году. В том же году Пикассо написал свою первую кубистическую картину.

Если у вас будет возможность побывать в Киеве, не пропустите собрание живописи в столице Украины. Благодаря украинским меценатам Терещенко и Ханенко в Киеве находится два блестящих музея русской и западноевропейской живописи. Вопрос с размещением на Украине решается очень просто. Есть гостиницы, апартаменты и квартиры в Донецке.
Постимпрессионизм в ГМИИ

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Изображение в информационном окне.

Эта картина входила в коллекцию Ивана Морозова , купившего ее в 1912 году у Амбруаза Воллара . Весной 1918 года по указу Ленина собрание Морозова было национализировано и передано в Музей современного западного искусства в Москве до 1948 года, когда собрание было разделено между Эрмитажем и ГМИИ. Таким образом, эта картина находится в ГМИИ с 1948 года. Выставлялась в 1926 году в Москве, в 1936 году в Оранжерее в Париже , в 1955 году в Москве, в 1956 году в Ленинграде .

Этот натюрморт похож на натюрморт, который Сезанн написал в то же время и который сегодня хранится в Nasjonalmuseet в Осло .

Читайте также: