Зощенко елка краткое описание

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Чему учит рассказ "Елка"
Рассказ учит быть щедрым, гостеприимным, радушным. Учит никогда не жадничать, не бить слабого, не отнимать чужое. Учит ничего не брать без спросу. Учит делиться тем, что имеешь с другими. Учит тому, что одиночество для человека страшнее всего.

Отзыв на рассказ "Елка"
Мне понравился этот рассказ, хотя поведение детей я, конечно, осуждаю. Что Минька, что Леля вели себя очень некрасиво. Они не только обидели всех гостей, они испортили праздник и себе, и людям. А виной всему обычное детское непослушание, жадность и зависть.

Пословицы к рассказу "Елка"
Звал гостей, а накупил костей.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
В одну лапу всего не сгребешь.
Берут завидки на чужие пожитки.
На чужую кучу нечего глаза пучить.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Елка"
Когда Миньке было всего пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. Для мальчика это был большой праздник.
И вот в канун праздника Минька и его сестра Леля проникли в гостиную, где стояла наряженная елка. Под елкой лежали разные подарки, а на елке висели бусы, фонарики, пастилки и крымские яблоки.
Леля сразу сказала Миньке, что подарки они смотреть не будут, а вот с елки можно что-нибудь съесть. Она сорвала пастилку и тут же отправила ее в рот.
Минка сказал, что раз Леля съела пастилку, то и он что-нибудь съест, и откусил кусок яблока.
А Леля сказала, что она тогда съест еще пастилку и вдобавок конфету.
Леля была высокой девочкой и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.
Увидев это, Леля съела третью пастилку и взяла себе в подарок хлопушку и орех. Минька чуть не заревел и стал тянуть к елке стул, чтобы достать что-нибудь выше яблока. Но стул опрокинулся и упал на подарки. У одной фарфоровой куклы оказался отбита ручка.
Тут послышались шаги мамы и дети быстро убежали.
Потом пришли гости, взрослые и много детей. И мама сказала, чтобы все дети к ней подходили и давала каждому подарок и что-нибудь вкусное с елки.
Но вот мама нашла обкусанное яблоко и подозвала детей. Леля и Минька стали валить вину друг на друга, а мама сказала, что поставит Лелю в угол, а паровозик, который хотела подарить Миньке отдаст мальчику, которому чуть не отдала надкусанное яблоко.
Мальчик взял паровозик и сразу стал с ним играть, а Минька обиделся и ударил его по руке. Мальчик заплакал, а его мама сказала, что они сейчас уйдут. И Минька обрадовался, что тогда паровозик останется ему.
Мама мальчика сказала, что Минька настоящий разбойник, а Минькина мама назвала ее ребенка золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.
Тут возмутилась еще одна мама, дочке которой досталась кукла с отломанной ручкой и собралась уходить. Леля сказала, чтобы она уходила с золотушным ребенком, а кукла тогда достанется ей. А Минька крикнул, что все могут уходить, а игрушки останутся им.
И все гости разошлись, а удивленная мама осталась в пустой комнате.
И тут пришел папа. Он сказал, что не хочет чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей. Потому что тогда они умрут в одиночестве. Потом он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям.
С тех прошло почти сорок лет и Минька вырос. Но больше никогда не брал чужого и никогда не ударил слабого.

В этом рассказе автор (Михаил Зощенко) предстаёт не столько сатириком, сколько мудрым человеком, вспоминающим своё детство. Это практический детский рассказ, хотя и не без юмора – о детях и для детей, но взрослым он тоже может быть очень полезен. Здесь автор вспоминает свои детские ощущения перед Новым годом. Не забудет он, как они с сестрой разорили ёлку, почти поругались из-за этого, как после были наказаны, как перед чужими взрослыми их всё-таки защищала мама… И как маленькому Михаилу (Миньке) впервые было стыдно за свои поступки.

Чему учит: Действительно, перед Новым годом брат с сестрой съели конфеты и яблоки с ёлки, открыли чужие подарки, за это и были наказаны. Однако самое серьезное наказание – стыд, который они не забудут.

Сюжет

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга. Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

Зощенко. Краткие содержания произведений

  • Аристократка
  • Бабушкин подарок
  • Беда
  • Бедный Федя
  • Великие путешественники
  • Встреча
  • Галоша
  • Галоши и мороженое
  • Глупая история
  • Голубая книга
  • Елка
  • Золотые слова
  • История болезни
  • Карусель
  • Колдун
  • Любовь
  • Находка
  • Не надо врать
  • Не надо иметь родственников
  • Нервные люди
  • Обезьяний язык
  • Самое главное
  • Трусишка Вася
  • Ученая обезьянка

Главные герои

Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:

Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.

Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.

Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.

Ёлка читать

В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

Она мне однажды сказала: — Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит: — Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю: — Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.

Лёля говорит: — Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.

Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

Я говорю: — Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.

Лёля говорит: — Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

Я ей говорю: — А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.

Леля говорит: — Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.

Лёля говорит: — Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет. Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала: — Все входите.

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.

Наша мама говорит: — Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала: — Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

Лёля сказала: — Это Минькина работа.

Я дёрнул Лелю за косичку и сказал: — Это меня Лёлька научила.

Мама говорит: — Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала: — С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

И я сказал: — Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

И та мама удивилась моим словам и сказала: — Наверное, ваш мальчик будет разбойник.

И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме: — Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

И та мама сказала: — Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.

И тогда ещё одна, третья мама сказала: — И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

И моя сестрёнка Лёля закричала: — Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.

И тогда я, сидя на маминых руках, закричал: — Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

И тогда все гости стали уходить.

И наша мама удивилась, что мы остались одни.

Но вдруг в комнату вошёл наш папа.

Он сказал: — Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал: — Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

(Илл. А.С.Андреева)

Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 564

Вывод (моё мнение)

Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.

Воспользовавшись тем, что мама ушла на кухню, дети зашли в комнату, где стояла елка. Леля сказала, что подарки они трогать не будут, но она решила съесть одну из пастилок, что висели на елке. Минька не мог дотянуться до пастилок, и он надкусил одно из яблок, висевших на елке.

Увидев это, Леля съела еще одну пастилку и взяла с елки конфету. В ответ Минька еще раз откусил яблоко. Тогда Леля решила съесть третью пастилку и взять с елки хлопушку и орех. Раззадоренный Минька, который мог дотянуться только до яблока, взял стул, чтобы взобраться повыше. Но не справился со стулом и уронил его на подарки, лежавшие под елкой. У фарфоровой куклы от удара отлетела рука. Услышав мамины шаги, брат с сестрой убежали в другую комнату.

В это время пришли гости со своими детьми, и мама Миньки и Лели зажгла на елке свечи, после чего пригласила всех в комнату, где стояла новогодняя елка. Мама стала дарить пришедшим детям подарки и угощала их сладостями и фруктами, снятыми с елки.

Заметив надкушенное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю к себе и спросила, кто надкусил яблоко? Леля сказала, что это сделал Минька, а он ответил, что Леля его на это подговорила. Мама решила наказать своих детей за проступок и отдала игрушку, предназначавшуюся Миньке, одному из мальчиков, пришедшему в гости. Минька рассердился и ударил этого мальчика по руке.

Мать обиженного мальчика начала возмущаться и назвала Миньку разбойником. За Миньку вступилась его мама и между взрослыми началась перепалка. В результате все гости ушли, а в комнату пришел папа Миньки и Лели. Он потушил на елке свечи и сказал, что отдаст все игрушки другим детям. После этого он велел Миньке и Леле идти спать.

С тех пор Минька больше никогда в жизни не брал ничего чужого и никогда не обижал тех, кто слабее его.

Таково краткое содержание рассказа.

Рассказ учит не поддаваться на чужие уговоры и соблазны, а думать своим умом. Минька, глядя на то, как Леля поедает пастилки, не удержался и тоже попытался достать что-нибудь с елки, сломав при этом фарфоровую куклу. Отсутствие силы воли у Лели и Миньки, их чрезмерное любопытство привели к тому, что на новогоднем празднике случился конфликт.

Живи всяк своим умом. За чужим погонишься – свое потеряешь.

Рассказчик и персонажи

В роли рассказчика выступает взрослый человек, который делится случаями из собственного детства. Между ним и Зощенко имеется сходство. В частности, у них совпадают имена и профессия (писатель). Несмотря на это, полного совпадения нет, ведь речь рассказчика отлична от речи автора.

Как многие братья и сестры Минька и Леля соперничают друг с другом. Кстати, не в последнюю очередь именно из-за этого соперничества их шалость обернулась большими неприятностями. Кроме того, Леля и Минька эгоистичны, им не хочется делится подарками с другими детьми. Минька вдобавок еще и позволил себе ударить пришедшего к ним в гости ребенка, который был младше его. За то, что у Лели и Миньки есть все эти недостатки, следует винить в первую очередь их родителей, так как они не дали детям должного воспитания.

Основные персонажи

Леля и Минька

  • Минька — 5-летний жадный и обидчивый парень;
  • Леля — 7-летняя сестра мальчика, хитрая обманщица;
  • мама — очень добрая и заботливая женщина, которая постоянно заступается за своих детей;
  • отец — строгий, но справедливый мужчина.

В повествовании писатель рассказывает историю, как он с сестрой разорил новогоднюю елку. После этого папа наказал их, но мама, несмотря ни на что, старалась выгородить своих чад.

Начало событий

В начале произведения писатель готовился к новогодним праздникам, которые он будет отмечать в сороковой раз. Он вспоминал, как в раннем детстве не понимал сути елки, хотя мать, держа его на своих руках, всегда выносила мальчика к ней. Однако в 5-летнем возрасте это нарядное дерево воспринималось автором совершенно по-иному. Он восторгался и сильно радовался ему. Рассказчик постоянно с нетерпением ждал наступления новогодних праздников.

Елку всегда наряжала мать, а дети лишь подглядывали в дверную щель за тем, как женщина это делала. Сестре писателя в то время исполнилось уже 7 лет, и она была очень резвой девочкой. В один из дней она предложила мальчику зайти в комнату, в которой стояло новогоднее дерево, чтобы полюбоваться им. Они осторожно пробрались туда, увидели красивую елку и многочисленные подарки, лежащие под ней.

Девочка предложила съесть по одной конфете

Девочка предложила съесть по одной конфете, висевших на елке, а мальчик захотел еще надкусить и яблоко. Леля обиделась на брата, схватила пастилку, несколько орехов и хлопушку. Последовав примеру сестры, Минька подставил стул к дереву, но неожиданно упал с него на коробки с подарками. Затем выяснилось, что у куклы из фарфора была отбита рука. Дети были вынуждены сбежать в собственную комнату, потому что услышали шаги матери.

Однако ничего изменить уже было нельзя, так как уже собрались гости и мать позвала присутствующих к елке. Она сказала, что дети по одному обязаны подходить к ней, чтобы получить сладости и свои подарки.

Поначалу все были довольны, но когда женщина обнаружила надкушенное яблоко, то сразу позвала своих малышей, чтобы узнать правду.

Наказание за содеянное

Леля даже не задумываясь сразу сказала, что это все сделал Минька. В ответ на это он поведал, что его всему научила сестра. Услышав рассказ своих детей, мать ответила, что накажет обоих. Женщина решила отдать подарок сына ребенку, которому она хотела дать яблоко. Это был игрушечный паровозик, о котором главный герой давно мечтал.

Минька ударил мальчика

Наблюдая за тем, как чужой парень играет с игрушкой, которая предназначалась Миньке, тот сильно ударил мальчика. Его мама возмутилась после такого поступка и стала ругать героя. В итоге поссорились не только дети, но и взрослые. Мать обиженного парня назвала Миньку разбойником, но родители стали на защиту своего чада. Затем оказалось, что остальные присутствующие были недовольны испорченными подарками, поэтому хотят уйти. Брат с сестрой начали выгонять взрослых, чтобы забрать себе все игрушки.

Потом в комнату зашел отец и сказал, что подобное воспитание только губит малышей. Он затушил горевшие свечи и отправил всех спать. Подарки мужчина хотел раздать детям на следующее утро. С того времени прошло уже много лет, однако, писатель постоянно вспоминал эти события.

После того случая он больше никогда не брал чужих вещей и всегда защищал слабых. По этой причине окружающие думали, что рассказчик был веселой и добродушной личностью.

Анализ и план пересказа

Это произведение Михаила Зощенко обладает глубоким смыслом и несет в себе полезные уроки для маленьких детей. Писатель, применяя эпитеты и метафоры, ярко описал внешний вид елки и то, как главный герой ждет новогоднего чуда. Родители очень старались, чтобы устроить своим чадам прекрасный праздник. Читать рассказ очень приятно, потому что читатель полностью погружается в новогоднюю атмосферу.

Однако праздник нарушил очень эгоистичный поступок, совершенный детьми. Они не только без спроса зашли в комнату с деревом, но и съели угощения, предназначенные для гостей. Стул, упавший из-под мальчика, сломал игрушки, которые были куплены для других детей.

Из-за скверного поведения сестры и брата новогодний праздник был полностью испорчен. Писатель сделал акцент на том, что в концовке произведения герои сделали необходимые выводы. Они больше никогда в жизни не делали поступки, от которых могли бы пострадать окружающие.

  • ожидание праздника и разорение елки;
  • поломанные подарки и приход гостей;
  • признание сестры и лишение игрушки;
  • ссора взрослых и действия папы;
  • выводы рассказчика.

Отзывы читателей

Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Описанные события разворачиваются в новогодние праздники, которые должны были быть волшебными, а получились довольно трагичными. Из-за своей жадности мальчик лишился желаемого подарка и стал причиной ссоры взрослых. По этой причине стоит оценивать последствия своих действий.

Этот рассказ является автобиографическим и очень быстро запоминается. В нем автор ярко отражает особенности детской психологии. Произведение наполнено добротой и тонким юмором. Оно учит ребенка тому, что всегда необходимо нести ответственность за собственные поступки.

Новый год у людей ассоциируется с праздником. Но в рассказе Зощенко описана очень поучительная история о маленьком мальчике, который смог испортить всем настроение. Из-за его недальновидного поступка у всех пропало праздничное настроение. Стоит прочитать это произведение своим детям, чтобы они поняли, что эгоизм не приводит ни к чему хорошему.

ёлка

В автобиографических историях о маленьком Миньке и его сестре Лёле писатель повествует о том, что происходило с ним самим в раннем возрасте, и из забавных произведений нельзя в то же время не извлечь серьезных уроков. Ошибки, допущенные главными героями, заставляют сделать выводы о том, как не следует себя вести, чтобы не обидеть других людей и не причинить вреда самому себе.

Пятилетний Минька с огромным нетерпением дожидается наступления Нового года, предвкушая прекрасное времяпровождение вокруг ёлки. Накануне желанного празднества мальчик и его старшая сестра, семилетняя Лёля, тайком проникают в гостиную, где находится уже полностью украшенная для торжества ёлка.

Девочка сразу же сообщает младшему брату о том, что им нельзя даже прикасаться к тем подаркам, которые располагаются под деревом, однако, как утверждает Лёля, они имеют право попробовать гостинцы, висящие на ёлке. Минька дважды откусывает от яблока, а его более высокая сестра съедает две пастилки и конфету.

Девочка, не желая отставать от брата, срывает и третью пастилку, она также завладевает орехом и хлопушкой. Минька чувствует себя крайне обиженным столь несправедливым делением угощения, он подтягивает стул, желая достать сладости с верхних ветвей ёлки. Однако стул падает непосредственно на подарки, приготовленные для ожидаемых гостей, и разбивает руку фарфоровой куклы. Внезапно раздаются шаги матери, и дети поспешно убегают из гостиной.

Когда появляются приглашенные, мама Лёли и Миньки просит всех подойти к ней. Женщина с удовольствием вручает детям презенты и гостинцы с ёлки, но вскоре она замечает, что одно из яблок надкусано. Мать начинает расспрашивать о случившемся дочь и сына, но брат и сестра лишь пытаются свалить всю вину друг на друга.

Пострадавший ребенок начинает плакать, и его мать объявляет, что она немедленно уводит своего сынишку домой, поскольку отпрыск хозяев оказался настоящим разбойником. Мама Миньки в ответ называет ребенка этой женщины золотушным и рекомендует малышу и его родительнице более не посещать их дом.
В ситуацию вмешивается еще одна мать, дочери которой досталась кукла со сломавшейся рукой. Лёля и Минька радостно объявляют во всеуслышание, что абсолютно все гости могут расходиться, и тогда все игрушки останутся у брата и сестры. Через некоторое время в доме действительно остаются лишь Минька, Лёля и их старшие родственники.

Отец сурово замечает сыну и дочке, что он категорически не желает, чтобы его наследники устраивали ссоры и прогоняли гостей, в противном случае им предстоит умереть в полнейшем одиночестве. Мужчина требует, чтобы Лёля и Минька сейчас же отправлялись спать, подчеркнув, что на следующий день он обязательно вернет все подарки детям, которые были приглашены на торжество. После этой истории, по словам автора, миновало около 40 лет, однако Минька прекрасно усвоил полученный урок и в дальнейшем никогда не поднимал руку на кого-либо из окружающих и не позволял себе присваивать чужие вещи.

Маленькие персонажи рассказа, попав в чрезвычайно неприятную и унизительную для них ситуацию, понимают, что праздник оказался испорченным из-за их собственной жадности, завистливости и неумения соблюдать определенные правила поведения. Сестра и брат навсегда убеждаются в том, что недопустимо проявлять агрессию по отношению к более слабому человеку и пытаться завладеть тем, что принадлежит другим людям.

Анализ произведения

Читательский дневник

Анализ произведения

В рассказе описана семья, в которой дети испортили подарки, предназначавшиеся не им. Когда пришли гости, произошла ссора, отчего праздник не состоялся. Но папа преподал урок своим чадам, его слова они запомнили на всю жизнь.

Краткое содержание

Краткое содержание

Дети с нетерпением ждали праздника. В гостиной комнате стояла красивая наряженная елка с подарками. Минька и его сестра Леля смотрели на нее, разглядывая бусы, вкусные украшения и фонарики. Девочка сразу сказала, что не стоит трогать подарки, так как они предназначены для гостей. Дети решили полакомиться сладостями, которые висели на елке. Леля съела пастилу, а Минька откусил яблоко. Так как девочка была выше брата, то могла достать больше вкусностей. Она съела вдобавок конфету, еще одну пастилу, а потом сняла орех и хлопушку.

Минька был разочарован такой несправедливостью, даже хотел разреветься от обиды. Но передумал, вместо этого приставил стул к красавице елке, и уже было собрался полезть за вкусностями повыше, но стул упал на подарки и разбил ручку фарфоровой кукле.

Вдруг дети услышали шаги и сразу же убежали.

Немного погодя пришли гости, мама позвала всех к елке. Она хотела раздать подарки. Взяв яблоко, женщина увидела, что оно надкусано, и сразу же позвала своих детей. Брат с сестрой начали обвинять друг друга в случившемся. Тогда мама сказала, что поставит девочку в угол, а паровозик, который предназначался Миньке, подарит другому ребенку. Увидев, что с его подарком кто-то играет, мальчик ударил малыша, а тот расплакался. Другой ребенок расстроился, что ему досталась кукла со сломанной ручкой. В итоге мамы детей поругались, гости ушли.

Минька с Лелей обрадовались такому событию, так как теперь все подарки достались им.

Папа был недоволен их поведением. Он сказал, что детям нельзя ссориться и прогонять гостей, иначе они умрут в одиночестве, а утром подарки будут переданы их владельцам. С тех пор прошло много лет, а Минька никогда больше никого не бил, не обижал и не брал чужого.

План пересказа

По краткому содержанию рассказа можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

План пересказа

  1. Красавица елка.
  2. Подарки под ней.
  3. Дети и сладости.
  4. Разорение подарков.
  5. Встреча гостей.
  6. Разоблачение детей.
  7. Паровозик и фарфоровая кукла.
  8. Ссора и уход гостей.
  9. Беседа с папой.

Описание героев и главная мысль

  • жадные;
  • эгоистичные;
  • обидчивые;
  • хитрые.

Описание героев и главная мысль

Мама этих ребят — добродушная и заботливая женщина. Она всегда заступается за них. Папа — справедливый и строгий человек.

На примере детей автор показал, что нельзя быть эгоистичным и жадным, иначе можно остаться в одиночестве. Главной мыслью этого произведения является то, что к людям нужно относиться, как к самому себе, быть справедливым, честным, внимательным. Капризы и жадность ни к чему хорошему не приведут. Также необходимо быть радушным и гостеприимным человеком.

Отзывы о книге

Читайте также: