Зелень травы и деревьев чернела

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информации;закрепить правописание числительных.

ВложениеРазмер
chislitelnoe_otpravka_2.zip 20.91 КБ
urok_k_otpravke.docx 20.55 КБ
kraevedenie_10_klass.pptx 191.62 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Шиткинская СОШ

Учитель: Олейникова Н.А.

Тема: комплексное повторение .Сложные предложения.

Цели урока : повторение

и углубление сведений о сложном предложении; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; повторение орфографии и пунктуации, развитие коммуникативной компетенции учащихся.

а) Какое предложение мы называем сложным?

б) На какие группы делятся сложные предложения?

в) Какие предложения называются сложносочинёнными?

г) Как делятся сложносочинённые предложения по союзам и значению?

д) Какие предложения называются сложноподчинёнными?

1.Зелень травы и деревьев чернела, покрываясь росой. ( Характеристика предложения).

а)Д е ре вь ев, р о сой.

б)Чернела – глаг., несов.в.,изъяв.накл.,1 спр.,ж.р.,ед.ч.

2. В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. ( Объяснить знаки препинания ).

3.Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Схема.

Индивидуальная работа с учащимися, которые пропускают занятия по болезни: Германова Мария, Креер Иван, Мальчиков Павел.

4. Орфографическая пятиминутка.

Цель: написать грамотно, выделить орфограммы.

Рассматривать репродукции, раздаваться в тишине, тихий шёпот, проложить шоссе, ошибаться при решении задач, расположение батареи, вырастить крыжовник, на этой неделе.

Физминутка. Висит, болтается-всяк за него хватается?

1.Комментарий, 2.комментатор, 3.популярный.

1)Объяснение, толкование какого-нибудь текста; рассуждение, пояснительные и критические замечания о чём-либо; 2) Человек, который озвучивает и объясняет события;3) Известный.

Спортивный комментатор, комментарий периодич.,изменени.печати.

Из каких частей состоит словосочетание?

1.Какая связь слов у словосочетаний?

2.Способы связи- согласование, управление, примыкание.

Докажите, что это текст (это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически).

Каких предложений больше в тексте простых или сложных. Какую роль играют сложные предложения в нашей речи?

(Наша речь становится богаче, разностороннее, сложное предложение несёт больше информации).

Всегда ли ставится запятая в ССП? (нет).

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (об.,вт.,чл.,пр.).

Он знак подаст-и все хохочут.(значение резултативности, быстрой смены действий).

Вывод по уроку (дети) !

Д/З. повт.параграф 3-4.,выписать 5 предложений ССП из худ.литературы.

Задание: выпишите предложения в таком порядке:1) с сочинительными союзами; 2)с подчинительными союзами;3)без союзов. Укажите их грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Пурга не страшна если человек не будет её бояться.

2.С земли ещё не сошёл снег а в душу уже просится весна.

3.Звёзды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. 4.Солнце пряталось за холодные вершины беловатый туман начинал расходиться в долинах. 5. Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.

Задание: вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы (и, а, но, же). Расставьте знаки препинания.

  1. Полным кругом выкатилось над луговой стороной солнце…другой высокий берег оживился.
  2. Издалека пробежал по макушкам берёз испуганный шорох…всё задвигалось заговорило в смятении.
  3. Теперь я в Ницце и пробуду здесь до января в Россию… вернусь вместе с пернатыми птицами в начале апреля.
  4. Солнце светит уже по –весеннему…в доме пасмурно.
  5. Погода прекрасная жаркая жизнерадостная и возбуждающая… нет дождя, … всё сохнет.

Список использованной литературы


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Центральная Районная Библиотека. Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа. Лейбниц Г. 2013 год Подготовили учащиеся 10 класса

С апреля 1947 года по ноябрь 1949 года- Червячкова Клавдия Николаевна. В 1949- Якушонок Лия Ивановна. В этом же году по направлению, после окончания библиотечных курсов, приезжает Ярцева Анна. Она как специалист приступает к созданию первого каталога. В это время библиотеке дают новое здание по ул. Партизанская. Фонд делят на детского и взрослого читателя. В это время здесь же работает библиотекарем Буянова Таисия. В детском отделение заведование принимает Червячкова Клавдия Николаевна. В 1951 году взрослая библиотека переезжает в здание по улице Кирова, где и сейчас находится и принимает статус районной библиотеки.

В наше время… В библиотеке нас ждёт абонемент , в котором можно найти литературу по всем отраслям знаний начиная от науки и техники до фантастики и краеведения. Читальный зал, в котором можно поработать с любой литературой, газетами и журналами. А также можно принять участие в литературных вечерах, диспутах и конкурсах.

Вхожу я в храм, В котором не иконы, Со мной богоподобно говорят, А книжные тома С времён исконных передо мною Выстроились в ряд…

Цель урока: повторение и углубление сведений о сложном предложении, известных учащимся по курсу V—VIII классов.

I. Лексико-орфографическая работа.

1. Запись в словарь слов колосс, колоссальный.

2. Запись в тетрадях: колосс — статуя громадных размеров.

— Какое устойчивое выражение с данным словом вы знаете? (Колосс на глиняных ногах.)

— Что оно означает? Каково его происхождение? (Выражение употребляется, когда речь идет о чем-нибудь величественном с виду, но по существу слабом. Возникло из Библии, из рассказа о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах; камень, оторвавшийся от горы, ударил в глиняные ноги истукана и разбил их (символ его царства, которому суждено разрушиться).)1

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа по карточкам у доски.

Введите известными вам способами высказывание Н. Карамзина как цитату (письменно).

Богатство языка есть богатство мыслей.

Введите известными вам способами высказывание Л. Н. Толстого как цитату (письменно). Раскройте скобки, объясните написание не.

(Не)ясность слова есть (не)изменный признак (не)ясности мысли.

Вопрос классу: какой темой объединены высказывания?

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1) Зима в..сит на хвойных лапах, (по)праздничному хороша. (А. Тарковский.)

2) Еще (по)зимнему бл..стящий снег, но небо сине..т ярко, (по)весеннему, сквозь облачные с..яющие пары. (И. Бунин.)

3) (По)весеннему небу медленно-медленно плывут облака.

Разберите по составу слово (по)весеннему из второго и третьего предложений.

Данные карточки могут быть использованы для индивидуальной работы и на последующих уроках.

IV. Предлагается несколько вариантов повторения и закрепления сведений о сложном предложении, известных учащимся.

Выбор варианта зависит от того, какие навыки по данной теме отработаны девятиклассниками в предшествующие годы обучения. Разумеется, учитель может использовать и другие варианты. В любом случае надо обратить внимание учащихся на то, что сложное предложение более информативно, чем два простых, входящих в его состав. Ср. первое предложение упр. 51: Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. (А. Чехов.) — Было уже часов десять вечера. Над садом светила полная луна. В первом случае вторая часть предложения как бы добавляет значение следствия к содержанию первой части.

Сложное предложение не является механической суммой двух простых предложений, ибо возникает дополнительная информация. Она богаче, сложнее того, что передается с помощью простых предложений, входящих в сложное. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче, разностороннее. Весьма разнообразны и смысловые отношения между частями сложного.

2. Анализ предложений: выделение грамматических основ; определение их количества, способов связи простых предложений в составе сложного (при помощи интонации, без союзов и союзных слов, при помощи интонации и союзов или союзных слов); составление схем предложений2; определение видов сложных предложений.

1) Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Анализ четверостишия должен показать школьникам богатые возможности сложных предложений. Следует обратить их внимание на то, что в четверостишии, представляющем собой всего одно сложное предложение, мастерски передается, как сливается в единое целое состояние природы и человека.

— Каким мотивом пронизано все четверостишие? (Мотивом грусти.)

— Какие средства выразительности использует для этого автор?

(Подбор лексических средств, которые помогают передать грустные думы о былом (печальные, вспомнишь былое, что давно прошло, позабытое); состояние героя передается через цветовую гамму — седое утро (где прилагательное — эпитет, как и печальные нивы); синтаксические средства — использование однотипных по структуре предложений, содержащих перечисления, повтор; инверсия.)

Можно сообщить учащимся, что романс, написанный на эти слова,— самый популярный из всех музыкальных произведений на стихи И. Тургенева, и предложить выучить (по желанию) наизусть все стихотворение.

2) Зелень травы и деревьев чернела, покрываясь росой. 3) В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. 4) Налетает ветер, и через минуту-другую все скрывается в темноте. 5) Ломоносов справедливо сравнивал русский язык с морем, которое едва ли и пределы имеет. (А. Югов.) 6) Когда стемнело, в комнате зажгли свечи. 7) Я знал: удар судьбы меня не обойдет. (М. Лермонтов.) 8) Последние клочки туч беспорядочно неслись еще по небу; море стихало, колыхаясь и как будто стыдясь своего ночного разгула. (В. Короленко.) 9) Холодно, руки стынут, поясницу не разогнешь, неудобно поворачиваться.

В процессе анализа 2—4 предложений выясняется роль союза и для связи членов предложения и частей сложного предложения. После записи сложноподчиненных предложений анализируется, каковы различия в смысловых отношениях сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. (В сложносочиненном отношения между частями сложного равноправны, в сложноподчиненном нет.)

В результате наблюдений учащиеся должны ответить на вопросы:

— Какие виды сложных предложений вам известны?

— Что общего и в чем разница между этими сложными предложениями?

Домашнее задание: упр. 48, 52.

1 См.: Ашукин М. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова.— М., 1998.

2 Авторы учебника предлагают горизонтальные схемы. Мы в своей работе используем так называемые традиционные схемы. (См.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе.— Любое издание.)

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


Двенадцатого июля капитан Хлопов, в эполетах и шашке - форма, в которой со времени моего приезда на Кавказ я еще не видал его, - вошел в низкую дверь моей землянки. - Я прямо от полковника, - сказал он, отвечая на вопросительный взгляд, которым я его встретил: - завтра батальон наш выступает. - Куда? - спросил я. - В NN. Там назначен сбор войскам. - А оттуда, верно, будет какое-нибудь движение? - Должно быть. - Куда же? как вы думаете? - Что думать? Я вам говорю, что знаю. Прискакал вчера ночью татарин от генерала - привез приказ, чтобы батальону выступать и взять с собою на два дня сухарей; а куда, зачем, надолго ли? этого, батюшка, не спрашивают: велено итти и довольно. - Однако, если сухарей берут только на два дня, стало, и войска продержат не долее. - Ну, это еще ничего не значит. - Да как же так? - спросил я с удивлением. - Да так же! В Дарги ходили, на неделю сухарей взяли, а пробыли чуть не месяц! - А мне можно будет с вами итти? - спросил я, помолчав немного. - Можно-то можно, да мой совет лучше не ходить. Из чего вам рисковать. - Нет уж, позвольте мне не послушаться вашего совета: я целый месяц жил здесь только затем, чтобы дождаться случая видеть дело, - и вы хотите, чтобы я пропустил его. - Пожалуй, идите; только, право, не лучше ли бы вам остаться? Вы бы тут нас подождали, охотились бы; а мы бы пошли с Богом. И славно бы! - сказал он таким убедительным тоном, что мне в первую минуту действительно показалось, что это было бы славно; однако я решительно сказал, что ни за что не останусь. - И чего вы не видали там? - продолжал убеждать меня капитан. - Хочется вам узнать, какие сражения бывают? прочтите Михайловского-Данилевского 'Описание Войны' - прекрасная книга: там всё подробно описано, - и где какой корпус стоял, и как сражения происходят. - Напротив, это-то меня и не занимает, - отвечал я. - Ну, так что же? вам просто хочется, видно, посмотреть, как людей убивают. Вот, в тридцать втором году был тут тоже неслужащий какой-то, из испанцев, кажется. Два похода с нами ходил, в синем плаще в каком-то. таки ухлопали молодца. Здесь, батюшка, никого не удивишь. Как мне ни совестно было, что капитан так дурно объяснял мое намерение, я и не покушался разуверять его. - Что, он храбрый был? - спросил я его. - А Бог его знает: всё, бывало, впереди ездит; где перестрелка, там и он. - Так, стало быть, храбрый, - сказал я. - Нет, это не значит храбрый, что суется туда, где его не спрашивают. - Что же вы называете храбрым? - Храбрый? храбрый? - повторил капитан с видом человека, которому в первый раз представляется подобный вопрос: - храбрый тот, который ведет себя как следует, сказал он, подумав немного. Я вспомнил, что Платон определяет храбрость знанием того, чего нужно и чего не нужно бояться, и, несмотря на общность и неясность выражения в определении капитана, я подумал, что основная мысль обоих не так различна, как могло бы показаться, и что даже определение капитана вернее определения греческого философа, потому что, если бы он мог выражаться так же, как Платон, он, верно, сказал бы, что храбр тот, кто боится только того, чего следует бояться, а не того, чего не нужно бояться. Мне хотелось объяснить свою мысль капитану. - Да, - сказал я: - мне кажется, что в каждой опасности есть выбор, и выбор, сделанный под влиянием, например, чувства долга, есть храбрость, а выбор, сделанный под влиянием низкого чувства, - трусость: поэтому человека, который из тщеславия, или из любопытства, или из алчности рискует жизнию, нельзя назвать храбрым, и, наоборот, человека, который под влиянием честного чувства семейной обязанности или просто убеждения откажется от опасности, нельзя назвать трусом. Капитан с каким-то странным выражением смотрел на меня в то время, как я говорил. - Ну, уж этого не умею вам доказать, - сказал он, накладывая трубку: - а вот у нас есть юнкер, так тот любит пофилософствовать. Вы с ним поговорите. Он и стихи пишет. Я только на Кавказе познакомился с капитаном, но еще в России знал его. Мать его, Марья Ивановна Хлопова, мелкопоместная помещица, живет в двух верстах от моего имения. Перед отъездом моим на Кавказ я был у нее: старушка очень обрадовалась, что я увижу ее Пашеньку (как она называла старого, седого капитана) и - живая грамота - могу рассказать ему про ее житье-бытье и передать посылочку. Накормив меня славным пирогом и полотками, Марья Ивановна вышла в свою спальню и возвратилась оттуда с черной, довольно большой ладанкой, к которой была пришита такая же шелковая ленточка. - Вот это неопалимой купины наша матушка-заступница, - сказала она, с крестом поцаловав изображение Божией Матери и передавая мне в руки: - потрудитесь, батюшка, доставьте ему. Видите ли: как он поехал на Капказ, я отслужила молебен и дала обещание, коли он будет жив и невредим, заказать этот образок Божией Матери. Вот уж восемнадцать лет, как Заступница и угодники святые милуют его: ни разу ранен не был, а уж в каких, кажется, сражениях не был. Как мне Михайло, что с ним был, порассказал, так, верите ли, волос дыбом становится. Ведь я что и знаю про него, так только от чужих: он мне, мой голубчик, ничего про свои походы не пишет - меня напугать боится. (Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что он был четыре раза тяжело ранен и, само собою разумеется, как о ранах, так и о походах ничего не писал своей матери.) - Так пусть теперь он это святое изображение на себе носит, - продолжала она: я его им благословляю. Заступница Пресвятая защитит его! Особенно в сражениях, чтобы он всегда его на себе имел. Так и скажи, мой батюшка, что мать твоя так тебе велела. Я обещался в точности исполнить поручение. - Я знаю, вы его полюбите, моего Пашеньку, - продолжала старушка: - он такой славный! Верите ли, году не проходит, чтобы он мне денег не присылал, и Аннушке, моей дочери, тоже много помогает; а всё из одного жалованья! Истинно век благодарю Бога, - заключила она со слезами на глазах: - что дал Он мне такое дитя. - Часто он вам пишет? - спросил я. - Редко, батюшка: нечто в год раз, и то когда с деньгами, так словечко напишет, а то нет. Ежели, говорит, маменька, я вам не пишу, значит жив и здоров, а коли что, избави Бог, случится, так и без меня напишут. Когда я отдал капитану подарок матери (это было на моей квартире), он попросил оберточной бумажки, тщательно завернул его и спрятал. Я много говорил ему о подробностях жизни его матери; капитан молчал. Когда я кончил, он отошел в угол и что-то очень долго накладывал трубку. - Да, славная старуха, - сказал он оттуда несколько глухим голосом: - приведет ли еще Бог свидеться. В этих простых словах выражалось очень много любви и печали. - Зачем вы здесь служите? - сказал я. - Надо же служить, - отвечал он с убеждением. - А двойные жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит. Капитан жил бережливо: в карты не играл, кутил редко и курил простой табак, который он, неизвестно почему, называл не тютюн, а самброталический табак. Капитан еще прежде нравился мне: у него была одна из тех простых, спокойных русских физиономий, которым приятно и легко смотреть прямо в глаза; но после этого разговора я почувствовал к нему истинное уважение.

В четыре часа утра на другой день капитан заехал за мной. На нем были старый, истертый сюртук без эполет, лезгинские широкие штаны, белая попашка, с опустившимся пожелтевшим курпеем, 1 и незавидная азиятская шашка через плечо. Беленький маштачок, 2 на котором он ехал, шел понуря голову, мелкой иноходью и беспрестанно взмахивал жиденьким хвостом. Несмотря на то, что в фигуре доброго капитана было не только мало воинственного, но и красивого, в ней выражалось так много равнодушия ко всему окружающему, что она внушала невольное уважение. Я ни минуты не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь, и мы вместе выехали за ворота крепости. Батальон был уже сажен двести впереди нас и казался какою-то черной сплошной колеблющейся массой. Можно было догадаться, что это была пехота, только потому, что, как частые длинные иглы, виднелись штыки, и изредка долетали до слуха звуки солдатской песни, барабана и прелестного тенора, подголоска шестой роты, которым я не раз восхищался еще в укреплении. Дорога шла серединой глубокой и широкой балки, 3 подле берега небольшой речки, которая в это время играла, то есть была в разливе. Стада диких голубей вились около нее: то садились на каменный берег, то, поворачиваясь на воздухе и делая быстрые круги, улетали из вида. Солнца еще не было видно, но верхушка правой стороны балки начинала освещаться. Серые и беловатые камни, желто- зеленый Мох, покрытые росой кусты держидерева, кизила и карагача обозначались с чрезвычайной ясностию и выпуклостию на прозрачном, золотистом свете восхода; зато другая сторона и лощина, покрытая густым туманом, который волновался дымчатыми неровными слоями, были сыры, мрачны и представляли неуловимую смесь цветов: бледно-лилового, почти черного, темно-зеленого и белого. Прямо

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Ответ

+

1. 1) основа: послышался (сказуемое), 2) мы (подлежащее), увидели (сказуемое); шорох - дополнение, в глубине дупла - обстоятельство, вдруг - обстоятельство, там - обстоятельство, змею - дополнение, толстую - определение, свернувшуюся в огромное кольцо - определение.

Предложение сложносочинённое, повествовательное, невосклицательное, союзное, осложнённое обособленным определением.

Схема: основа первого предложения +запятая+союз+основа второго предложения.

2. 1) основа: стемнело (сказуемое), 2) зажгли (сказуемое),
когда - союз, свечи - дополнение, в комнате - обстоятельство.

Предложение сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное, союзное.

Схема: когда+основа первого предложения +запятая+основа второго преложения.

Читайте также: