Выжигание по дереву на уроках технологии

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Меня зовут Роман Иванович, сегодня будем проходить новую тему: Выжигание, выпиливание, лакирование изделий из дерева.

Цель нашего занятия: познакомиться с инструментами для выжигания, выпиливания, лакирования изделий из дерева, научиться основным приёмам работы с ними.

Наверно, вы уже все видели электровыжигатели, лобзики, а некоторые из вас пробовали работать с ними. Если нет, то вы можете познакомиться с основными инструментами для выжигания, выпиливания и лакирования с помощью этой презентации.

Инструменты для выжигания, выпиливания, лакирования изделий из дерева

Вы познакомились с инструментами для выжигания, выпиливания и лакирования изделий из дерева. А сейчас вы познакомитесь с приемами и видами выжигания, выпиливания, лакирования.

После того, как вы познакомились с инструментами, с приемами и видами для выжигания, выпиливания, лакирования, я предлагаю вам посмотреть готовые работы.

Изделия после выжигания и лакирования

Также, вы можете посмотреть и узнать для себя что-то новое из Вики статьи на тему " Выжигания, выпиливания и лакирования изделий из дерева ".

Техника безопасности при выжигании :

- Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать.

- Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.

- При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.

- Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.

- После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.

Техника безопасности при выпиливании лобзиком:

- Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками.

- Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.

- Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.

- Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

Здравствуйте ребята! Сегодня вы познакомитесь с новой для вас техникой – техника выжигания по дереву. Какие бывают виды приборов для выжигания. Приемы перевода рисунка на фанеру.

Выжигание по дереву возникло в древности как способ украшательства предметов быта. Позже на основе ремесла возникло искусство пирографии (рисование огнем). Сегодня во многих странах мира популярно как народный промысел и детское творчество. Выжженными композициями украшают мебель, шкатулки, панно, кухонную утварь, элементы интерьера (багеты, арки, ставни, карнизы).

Виды приборов

- Трансформаторные с насадками из нихромовой проволоки (с температурной регуляцией);

- Паяльниковые с насадками из латуни (без регулятора температуры).

Профессиональные пирографисты часто дорабатывают инструмент под индивидуальные потребности или изготавливают выжигатель с нуля самостоятельно.

Перевод рисунка

Перед началом работы с пирографом требуется сделать на дереве набросок будущей картинки. Существует около десятка способов перевести контуры с бумажного эскиза: с помощью копировальной бумаги, мягкого простого карандаша, нагретого каллиграфического пера, уайт-спирита, фотоувеличителя, шила, расчерчивания по клеткам. Каждый метод имеет достоинства и недостатки, от затраченного времени до качества полученного изображения и удобства процесса.

Техника безопасности при выжигании:

- Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать.

- Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.

- При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.

- Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.

- После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.

Порядок работы

1. Расположить электровыжигатель со стороны рабочей руки (обычно правой) и включить в сеть.

2. Установить холст под небольшим наклоном на расстоянии 35 см от глаз.

3. Держать ручку нагревателя как обычный пишущий предмет, опираясь локтем на стол.

4. Поставить точки на эскизных линиях, затем соединить.

5. Оформить сначала внешние контуры, затем внутренние, выполнить тонировку и затенение.

6. Каждые 5-7 минуты нужно отключать электроприбор, давая остыть.

Подготовительные упражнения

Новичкам-пирографистам следует набить руку на черновых дощечках, прежде чем приниматься за сложные композиции. На некоторое время придётся представить себя первоклашкой, который тренирует в прописях палочки и крючки. Понадобится выполнить различные по глубине штрихи, прямые и извилистые контуры, пунктиры и затенения, различные насадки (ножевидные и фигурные наконечники). Для правильного выполнения штриховки можно потренироваться на бумаге карандашом.

Основные приёмы

Для начала нужно освоить простые пироприемы.

Контурная техника подразумевает нанесение точек и небольших штрихов, соединяющихся в сплошной контур.

Силуэтное рисование – очертания объектов производят сплошными движениями.

Простое тонирование – передача свето-тени с помощью штриховок и точек.

Плавные переходы и тени

Для придания картинке выразительности стоит научиться переходам от света к тени. Затенение можно выполнять штрихами и точками различной глубины внутри основного контура. Штриховка выполняется в одном направлении, пунктир – с разной степенью густоты. Большой участок удобно заполнять фигурными наконечниками (треугольники, квадраты и другие элементы). Исходя из законов композиции и перспективы, ближние фигуры должны выглядеть темнее, дальние – светлее. Чёрных объектов должно быть как можно меньше.

Пирография бывает контактной и бесконтактной. В первом случае речь идет об использовании выжигателя, второй вариант – рисование потоком пламени из газовой горелки. Направляя огонь на нужные участки деревянного холста, можно создавать чёрный, а при определенной сноровке и другого цвета фон. Благодаря тонировке картина выглядит гораздо профессиональнее и привлекательнее.

Правильная техника

Тонкие линии создают быстрым передвижением пера, толстые – медленным, очень толстые – проведением в несколько слоёв. В конце линии перо следует отрывать быстро, иначе получится жирная точка. Силу нажима регулируют в зависимости от направления древесных волокон: вдоль волокон – меньше, поперёк – больше. Накаленный шрифт можно держать перпендикулярно к поверхности (для получения точек и кривых, или под углом, как при письме ручкой (для ровных прямых). Резкие движения исключены, иначе штрихи будут получаться разной ширины.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 1)

Приемы работы с экологическим букварем (часть 1) 1. Начать работу следует с отметки погоды и изменений природных явлений (солнце взошло, полдень, заход солнца – причем разного цвета)..

Приемы работы с экологическим букварем (часть 2)

Приемы работы с экологическим букварем (часть 2) 11. Использование цепей питания животных, птиц, насекомых, используя карточки. 12. Рассказы детей о повадках птиц, зверей, их питании и.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)

Приемы работы с экологическим букварем (часть 3) Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание.

Для придания картинке выразительности стоит научиться переходам от света к тени. Затенение можно выполнять штрихами и точками различной глубины внутри основного контура. Штриховка выполняется в одном направлении, пунктир – с разной степенью густоты. Большой участок удобно заполнять фигурными наконечниками (треугольники, квадраты и другие элементы). Исходя из законов композиции и перспективы, ближние фигуры должны выглядеть темнее, дальние – светлее. Чёрных объектов должно быть как можно меньше.

Чёрный фон

Пирография бывает контактной и бесконтактной. В первом случае речь идет об использовании выжигателя, второй вариант – рисование потоком пламени из газовой горелки. Направляя огонь на нужные участки деревянного холста, можно создавать чёрный, а при определенной сноровке и другого цвета фон. Благодаря тонировке картина выглядит гораздо профессиональнее и привлекательнее.

Правильная техника

Тонкие линии создают быстрым передвижением пера, толстые – медленным, очень толстые – проведением в несколько слоёв. В конце линии перо следует отрывать быстро, иначе получится жирная точка. Силу нажима регулируют в зависимости от направления древесных волокон: вдоль волокон – меньше, поперёк – больше. Накаленный шрифт можно держать перпендикулярно к поверхности (для получения точек и кривых), или под углом, как при письме ручкой (для ровных прямых). Резкие движения исключены, иначе штрихи будут получаться разной ширины.

Ликтенбергские фигуры. Молнии

Самый зрелищный вид пирографии – рисунки с помощью трансформаторного блока (обычно достают из старой микроволновой печи). Два высоковольтных провода подключают к дощечке, смоченной водой, с противоположных углов и включают в сеть. Под напряжением на доске начинают появляться бороздки в виде разветвленных молний. Мастер не может направлять рисунок, только наблюдать за творением со стороны. Главное соблюдать безопасность и избегать контакта с доской во время работы электричества, дабы уберечься от поражения током.

Выжигание + роспись

Интересный вариант поделок – совмещение выжигания и росписи. Правильный алгоритм работы – сначала выжечь рисунок, затем раскрасить красками. При обратном порядке действий есть два существенных недостатка: приходится дышать парами нагретой краски, линии получаются неравномерно окрашенными. Для колорирования можно использовать краски на водной, акриловой или масляной основе, маркеры и фломастеры, восковые мелки. В конце композицию лучше покрыть лаком.

Со временем можно научиться делать объёмные изображения, используя передний, средний и задний планы. Отличным продолжением увлечения и творческого развития будет освоение альтернативных техник художественного выжига: горячее тиснение и кислотное выжигание, работа по ткани и коже.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовил уже несколько разных картин. Их можно подарить маме или друзьям на день рождения, ими можно украсить квартиру.

Проблема : В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.

Проектные шаги

планированию этапов своих действий;

выбор материала и способа действия;

Изделие для выставки

Изделие на продажу



Изделие для школы

Изделие для дома





Изделие для себя


Изделие-подарок

Изделие на заказ

1.2. Цели и задачи проекта

изучить историю выжигания по дереву

изучить основные приемы и правила выжигания по дереву

сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Узнать исторические сведения о пирографии.


Научиться основным приемам и правилам выжигания по дереву




1.3. Историческая справка

Выжигание, или правильнее сказать пирография- это рисование огнём, в переводе с древнегреческого. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н.э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в 9 - 10 веках. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

В конце 19 века , в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.

В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.

Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры — ткани, кожи, бумаге, картону и др .

Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

Приемы и способы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Читайте также: