Выберите из предложенных промыслов названия художественных промыслов росписи по дереву

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Материал можно использовать, как целое занятие, при первоначальном знакомстве с промыслами. Взять часть при более подробном знакомстве с каждым из промыслов, а можно использовать частично материал для развлечения.

Возраст детей: старшая группа

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, (Хохлома, Городец, Дымка, Гжель)

1. Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров, особенностях росписи (гжель, городец, дымка, хохлома).

2.Развивать сенсорные умения: подбор цветовой гаммы для каждого вида росписи.

3. Закреплять знание цифр, математических знаков, умение правильно оперировать ими.

Художественно - эстетическое развитие:

1. Развивать творческое воображение.

2. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы создания узоров по мотивам народных промыслов.

3. Совершенствовать умение выполнять узор в определённой последовательности.

4. Развивать эстетические чувства, чувство ритма и композиции, мелкую моторику рук

5. Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.

1. Совершенствовать умение отвечать на вопросы, работать в группе.

3. Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, развивать умение отгадывать загадки.

1. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

1. Развивать потребность в двигательной активности.

«Сегодня я хочу воспеть и восславить

Сердце доброе, щедрость да разум,

Руки искусные народа русского”

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Все виды народного искусства,словно старинная песня: слова её неизменны, но каждый человек и каждое поколение поёт её по-своему.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

И сейчас мы вам покажем презентацию совместной деятельности по ознакомлению детей с четырьмя народными промыслами: Дымка, Гжель, Городец и Хохлома

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ:

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идёт.

Ход занятия:

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья.И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – Искусница.

Прослушал о Марье, Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья – Искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в селе Дымково.

Другое перышко упало в местечке Хохлома.

Третье перышко упало в городе Городец. А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.

Отправляемся в путешествие.

На пути нас ожидает четыре остановки.

Воспитатель:сначала отгадаем загадку:

Веселая, белая глина кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня.

А ну отгадайте: кто я?

-Кто отгадал название этой росписи, закройте глаза.

Как называется эта роспись?

Дети: дымковская роспись

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом -голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение-слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов.Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов. На белом фоне мастера рисовали простой узор. Это кружочки, кольца, точки, полоски, клеточки, волнистые линии.

Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

Использовали дымковские мастера красный, синий, жёлтый и зелёный цвета.

Воспитатель: какие цвета используют в дымковской росписи?

Дети: красный, синий, желтый, зеленый.

Воспитатель: Каким узором дымковские мастера расписывают свои игрушки?

Дети: кружочки, точки, полоски…

Ай да девица-душа!

Как ты чудо хороша!

На полосках точки,

А вокруг кружочки

Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Голосисты эти птицы,

И нарядны, словно ситцы!

Беседа с детьми о том, кому какая игрушка понравилась, почему?

Упражнения с движениями:

Цок, цок. Цок, цок!

Я лошадка- красный бок!

Я копытцем постучу!

Если хочешь прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Воспитатель: послушайте еще загадку-

Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы, как будто полушалки.

Там лихо скачут кони, жар-птицы ввысь летят.

Розаны и купавки на солнышке блестят.

Коль на досточке девица, иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица, это значит …

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью, творец,

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Есть на Волге в Нижегородской области старинный городок Городец. Делают в Городце игрушки из дерева и глины. Городецкая роспись- это искусство оформления плоских поверхностей, которые не закаливаются в печи, а поливаются блестящей глазурью.

Воспитатель: Используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета,а также их оттенки: разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. Важная часть росписи - умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками. Оживку рисовали белым и черным цветами.

В этой росписи присутствуют элементы: бутоны, розаны, листья. Все эти цветы придуманы художниками. Такие цветы называются декоративными. Чтобы создать узоры, мастера объединяют их в гирлянды. Гирлянда- это расположение цветов друг за другом. Самый крупный цветок находится в середине гирлянды. Слева и справа расположены цветы поменьше, а в конце гирлянды рисуют маленькие бутоны. Между бутонами и цветами располагаются листья.

-Какие предметы украшались Городецкой росписью?

Дети: посуда, мебель, глиняные игрушки, доски, сундуки, шкатулки, корзины.

- Назовите наиболее характерный фон для этой росписи?

Дети: это жёлто-лимонный цвет.

Какие элементы узора присущи этой росписи?

Дети: бутоны, розаны, листья.

Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса.

Городецкие узоры, тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Кто рисует Городец, ах, какой он молодец.

И листочки и цветы, это все для красоты.

Коль букет, как солнце ясный, очень яркие тона -

Цвет зеленый, синий, красный, вновь работа их видна!

Наши красные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Воспитатель: третья загадка

Эта роспись на белом фарфоре – синее небо, синее море.

Синь васильков, колокольчиков звонких,

Синие птицы на веточках тонких.

Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая …

Воспитатель: Расскажу вам бело-голубую сказку

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”,которое имеет прямое отношение к промыслу –изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду, и расписывать ее. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

При виде гжельских изделий глаза разбегаются. Уж очень они хороши!Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

Воспитатель: Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. Секреты красоты таятся в самой природе. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек синей краской различных оттенков. Синий самый главный цвет, который использовали гжельские мастера. Вначале на белом фоне художники рисовали узор из декоративных цветов, листьев и травы, а потом обжигали это в печи. Гжель называют синим чудом. Синее небо отражается в каждом узоре, роспись получается нарядная, праздничная. Смотришь на гжельские узоры и понимаешь, как прекрасна наша Россия, ощущаешь тепло, нежность, любовь.

-Какой цвет используют в работе гжельские мастера?

Дети: синий, голубой.

Воспитатель: последняя загадка.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? …

Воспитатель: Хохлома! – какое странное и веселое слово. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.

Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица – Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Как волшебница Жар-птица, не выходит из ума,

Чародейка-мастерица, золотая хохлома.

И богата, и красива, гостю рада от души,

Кубки, чашки и ковши-

И чего здесь только нет: гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета, и ромашки луговин.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым засияла, поднялась

Сладким соком налилась.

А трава как бахрома, золотая Хохлома!

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится (сжимание и разжимание пальцев в кулак)

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черный цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным. Так же рисунки делают и на черном, красном фоне, тогда как сам узор остается золотым.

Вы не знаете, ребята, от чего и почему,

Очень часто называют Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты в ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют Золотые терема?

Деревянная, резная расписная Хохлома!

Удивительной посудой, - вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь, и хотел бы, да не смог.

В росписи используют такие элементы, как травинки, капельки, усики, завитки, кустики, листочки да ягодки. Для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку, чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная

- Какой цвет может использоваться для фона?

Дети: фон может быть жёлтым, красным, чёрным.

Какие цвета использовали художники в этой росписи?

Дети:В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую.

Из каких элементов состоит узор?

Дети: травка, завиток, лист, ягодка, цветок.

Народные промыслы и ремесла России.

с. Гжель;Московская область:

Гончарное дело. Художественная керамика. Посуда.

Основан в XIV в.

г. Городец,Нижегородская область:

Резьба и роспись по дереву. Игрушки.

Основан в XIV в.

с. Дымково; Кировская область

Расписные глиняные Игрушки.

Основан в XIX в.

с. Филимоново; Тульская область

Расписные глиняные игрушки.

г. Семенов, г. Сергиев Посад, Московская область

Матрешки. Роспись по дереву (ложки, посуда).

г. Павловский Посад, Московская область

Основан в XIX в.

с. Жостово,Московская область:

Роспись по металлу. Подносы.

Основан в XVIII в.

с. Хохлома,Нижегородская область:

Роспись по дереву. Лаковая живопись.

Основан в XVII в.

пос. Палех,Ивановская область:

Роспись по дереву. Лаковая живопись.

Основан в XVII в.

г. Гусь-Хрустальный,Владимирская область:

Хрусталь. Стеклянная посуда

Основан в XVII в.

г. Торжок,Тверская область:

Кружевное шитье.Глиняная игрушка:

Основан в XII в.

г. Тула,Тульская область:

Производство самоваров, пряников. Производство оружия.

Основан в XII в

Прикреплённые файлы:

Презентация на тему: " Народные промыслы России Проверочная работа. Запишите названия народных промыслов от 1 до 10." — Транскрипт:

1 Народные промыслы России Проверочная работа

2 Запишите названия народных промыслов от 1 до 10.

12 11. О каком промысле идет речь? Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

13 Роспись возникла на основе иконописного промысла. Бытовые, фольклорные, исторические сюжеты, выполненные яркими локальными красками по черному фону. Очень популярны шкатулки на сказочные сюжеты. 12. О каком промысле идет речь?

14 Образцом для промысла послужила японская фигурка мудреца. 13. О каком промысле идет речь?

15 14. О каком промысле идет речь? Обработка материала имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота

16 15. О каком промысле идет речь? Местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняют роспись красками красного, желтого, зеленого, синего цветов.

17 16. О каком промысле идет речь? На подносах располагается роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько приемов.

18 17. О каком промысле идет речь? Удлиненные пропорции объясняются свойствами местной глины. Глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры

19 О каком промысле идет речь? Изделия небольшого размера (солонка, сундучок для детских игрушек), а иногда и мебель, как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. Основные элементы розан и купавка.

13. Полхов-Майданская роспись. Ряд деревень в Нижегородской области. Игрушечная фабрика, но больше семейный промысел. С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

14. Ракульская роспись. Красноборский район Архангельской области. Д. Ульяновская. Ныне без места. В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века и стал затухать в 1930-е годы.
По дереву с лаком (лаковая миниатюра)
15. Мстерская миниатюра. Село Мстеры Владимирской области. Центр иконописи. Вроде есть фабрика. Живопись имеет отвлечённый характер своеобразного панно. Характерная особенность Мстёрской живописи — ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма — голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.
16. Палехская миниатюра. Село Палех Ивановской области. Центр иконописи. Фабрика и училище, но вообще в упадке. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства[1]. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

33. Великоустюжское чернение по серебру. Великий Устюг, Вологодская область. Серебряные изделия. Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.
34. Каслинское литье. Г. Касли Челябинская область. Изделия из чугуна. Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта — голландская сажа) сложились в XIX веке.

42. Кадомский вениз. Пос. Кадом Рязанской обл. Ныне фабрика. Вид русской игольчатой вышивки белым по белому, совмещённой с кружевом. На швейной машинке делаются валики, а затем вручную вырезаются бриды, стягивающие валики. На этих бридах ведётся плетение кружева. В этом главное отличие от плетения на коклюшках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям ИЗО.технологии, педагогам дополнительного образования.

Вопросы к тесту:


1. Из чего делают гжельскую посуду?
А. глина
Б. дерево
В. Бумага


2. Основные узоры хохломской росписи.
А. звери, птицы
Б. растительные узоры, травка, ягоды
В .геометрические узоры


3.Краски гжели с каким временем года можем сравнить?
А. осень
Б. зима
В. Весна


4.Первая дымковская игрушка.
А. кукла
Б. свистулька
В. Лошадка


5.Роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом.
А. промысел жостово
Б. промысел гжель
В. промысел хохлома


6.Основа Городецкого цветка.
А. круг
Б. овал
В. Завиток


7.Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера?
А. красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный
Б. белый, голубой, синий
В. золотой, красный, чёрный


8.Родина дымковской игрушки.
А. Нижегородская область с. Хохлома
Б. Кировская область с. Дымково
В. Московская область с. Гжель


9.Роспись в сине-голубых тонах.
А. хохлома
Б. жостово
В. Гжель


11. В современном производстве при лужении хохломской посуды используют:
А. олово
Б. серебро
В.алюминиевый порошок


12. Элемент росписи дымковской игрушки.
А. геометрические узоры
Б. звери, птицы
В.. растительные узоры, травка, ягоды


13. Из чего делали дымковскую игрушку?
А. солома
Б. глина
В. Дерево


14.Из чего делают жостовские подносы?
А. железо
Б. дерево
В. Фарфор


15. Этапы городецкой росписи включали:
А подмалёвок, оттенёвку, разживку
Б подмалёвок, моделировку, оживку
В подмалёвок, тенёвку, разбел, бликовку, чертёжку


16.Традиционные цвета городецкой росписи.
А. белый, голубой, синий
Б. желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.
В. золотой, красный, чёрный


Ключ к тесту:
1 А; 2 Б; 3 Б; 4 Б; 5 В; 6 А; 7 А; 8 Б; 9 В; 10 А; 11 В; 12 А; 13 Б; 14 А; 15 А; 16 Б.


Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов[1,c.145].

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций.

Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами.

Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества.

За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета[3,c.54].

Сегодня народное творчество представлено в России в двух основных формах — в продукции ремесленных мастерских, а также работах, созданных одаренными людьми, работающими дома.

Сегодня наибольшей популярностью в России пользуются: резьба и роспись по дереву. Каждый вид народного искусства неизменно отражает богатство души русского народа и великолепие произведений, созданных его руками.

Одним из наиболее древних промыслов в России является художественная роспись по дереву. Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды- Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять "что от них требуется".

Так например волнистая линия по ободу горшка не позволяла злокозненным духам проникнуть в сосуд.

Вышивка по рукавам защищала руки, обереги - шею и тело- Расписанные предметы отгоняли нечисть от дома. Красивые вещи подносились добрым духам, с просьбой о защите, помощи. А символы несли определённое значение[4,c.67].

Солярные знаки или Солнечные знаки - круговые и крестообразные изображения, символизировали Солнце, огонь. Одни из самых почитаемых символов.

Материал на тему Роль художественной росписи по дереву в декоративно-прикладном искусстве России

Громовой знак - шестилучевые розетки. Связаны с древним святилищем бога грозы и воинских дружин Перуна. Свастика - движущийся крест, знак движения Солнца. Конь - символ богатства, а так же восхода Солнца.

Птица - символ счастья, успеха. Русалка - хранительница вод. Цветы - символ здоровья и успехов в делах. Единорог или индрик - знак луны, целомудрия, женского начала.

Древо жизни - Мать природа, единство всего сущего. Весь рисунок в целом - это пожелание успехов, здоровья, счастья, отображение картины мира.

Особенность российского декоративного искусства - его массовость, "артельность". Русское декоративное искусство по преимуществу анонимно, более известны фирмы, чем художники.

Роспись под руководством талантливых мастеров, создали шедевры русского декоративно-прикладного искусства. Художественное производство России создало великие ценности во многих областях.

Роспись по деревуявляется одним из самых древних живописных промыслов нашей страны.

Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям.

Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом[15,c.72].

Роспись занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны.

Лучше всего сохранилась роспись крестьянских интерьеров в областях русского Севера. В XIX веке, а часто еще и в первые десятилетия XX века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы.

Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами - оживками.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера.

по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе.

Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Роль художественной росписи по дереву в декоративно-прикладном искусстве России.

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов[1,c.145].

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета[3,c.54].

Сегодня народное творчество представлено в России в двух основных формах — в продукции ремесленных мастерских, а также работах, созданных одаренными людьми, работающими дома.

Сегодня наибольшей популярностью в России пользуются: резьба и роспись по дереву. Каждый вид народного искусства неизменно отражает богатство души русского народа и великолепие произведений, созданных его руками.

Одним из наиболее древних промыслов в России является художественная роспись по дереву. Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды- Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять "что от них требуется". Так например волнистая линия по ободу горшка не позволяла злокозненным духам проникнуть в сосуд. Вышивка по рукавам защищала руки, обереги - шею и тело- Расписанные предметы отгоняли нечисть от дома. Красивые вещи подносились добрым духам, с просьбой о защите, помощи. А символы несли определённое значение[4,c.67].

Солярные знаки или Солнечные знаки - круговые и крестообразные изображения, символизировали Солнце, огонь. Одни из самых почитаемых символов. Громовой знак - шестилучевые розетки. Связаны с древним святилищем бога грозы и воинских дружин Перуна. Свастика - движущийся крест, знак движения Солнца. Конь - символ богатства, а так же восхода Солнца. Птица - символ счастья, успеха. Русалка - хранительница вод. Цветы - символ здоровья и успехов в делах. Единорог или индрик - знак луны, целомудрия, женского начала. Древо жизни - Мать природа, единство всего сущего. Весь рисунок в целом - это пожелание успехов, здоровья, счастья, отображение картины мира.

Особенность российского декоративного искусства - его массовость, "артельность". Русское декоративное искусство по преимуществу анонимно, более известны фирмы, чем художники. Роспись под руководством талантливых мастеров, создали шедевры русского декоративно-прикладного искусства. Художественное производство России создало великие ценности во многих областях.

Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом[15,c.72].

Роспись занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны. Лучше всего сохранилась роспись крестьянских интерьеров в областях русского Севера. В XIX веке, а часто еще и в первые десятилетия XX века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами - оживками.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета[19,c.62].

Каждый предмет в крестьянском хозяйстве украшался традиционной росписью. Узор составляли из самых простых элементов: черточек, кружков, крестиков и полосок. Сначала наносился черный контур, а середина заполнялась суриком. Роспись покрывали олифой, золотистый тон которой придавал всему колориту собранность и благородство. Теплый красный цвет, который является ведущим в росписи, мягко сочетается с белым фоном. Очень интересны сюжетные композиции, которые превосходно вписываются в растительный узор и не нарушают его цветового ритма.

Красочные картины народных гуляний или цветочные орнаменты не только являются знаками высокого мастерства народных художников, но и несут позитивный заряд радости и положительной энергии[38,c.129].

Сейчас интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи. Открываются все новые и новые школы художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву. Работы наших мастеров по художественной росписи по дереву сейчас широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами по всему миру.

Читайте также: