В нашем лесу растет чудо дерево береза

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники-перелески.

Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой роще. Как хороши молодые березовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдет день-другой – и все березы покроются молодой густой свежей листвою.

В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.

В народных песнях и сказках часто упоминалась береза. Простые деревенские люди ласково называли березу березонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни. Березами обсаживались в старину большие проезжие дороги – большаки. Из коры берез на севере нашей страны плели легкие лапти, удобные кошели, в которых носили на дальние пожни одежду и воду. Из коры берез гнали душистый деготь, делали красивые высокие туески.

Каждый знает это самое распространенное в наших местах дерево, покрытое зеленой хвоею. В противоположность сухолюбивой и светолюбивой сосне ель обычно растет на влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды собрать здесь летом много грибов. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики-гнезда проворные белки. В глубоких и теплых гнездах в зимнюю лютую стужу выводят и выкармливают своих птенцов красногрудые клесты.

Особенно хороша ель зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки.

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают в городах для детей праздничные елки, украшают их красивыми подарками, а возле украшенной ели разгуливает Дед Мороз с привязанной длинной седой бородою.

Но особенно хороша ель в лесу на свободе. В зимние звездные и лунные ночи блестит на ее ветвях снег. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих звездный и лунный свет.

В еловых и смешанных лесах живут рябчики, вьют гнезда хлопотливые дрозды. В урожайные годы, когда еловыми шишками увешаны ветви и вершины елей, остаются зимовать в лесу белки. Забравшись на сучок дерева, держа в передних лапках шишку, они сгрызают и сыплют на снег ее чешую, поедают смолистые семечки.

Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк. Очень красивы, веселы молодые елочки. Они растут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку. Только немногие из этих молодых деревцев остаются в живых. Сильные побеждают, затеняют слабых, и молодой лес разрастается.

Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь или едешь, бывало, по старому сосновому бору, – точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. Через малонаезженную песчаную дорогу протянулись длинные узластые корни. Седым мягким мохом поросли невысокие кочки. Кое-где зеленеют листочки брусники. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолой и землею. Тихо в сосновом старом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кудрявые вершины.

Логопед: Посмотрите на картинки. Назовите те, которые понравятся Лёне. Почему вы выбрали их? А теперь назовите картинки, которые понравятся Юле.

ЗАНЯТИЕ 44

Тема: Дифференциация букв Е - Ю.

Цели и задачи: закреплять знания детей о буквах Ё - Ю;

учить соотносить буквы занятия с символами, дифференцировать гласные Ё - Ю в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

развивать навыки языкового анализа и синтеза.

Оборудование: буквы Ё - Ю (запись на доске); предметные картинки с изображением девочки и мальчика; изображение наложенных друг на друга предметов одежды и по-
суды; запись предложений на карточках.

Ход занятия
I. Оргмомент

1. Припоминание характеристик гласных буквы Ё - Ю.

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Развитие зрительного восприятия.

Картинки: кастрюля, терка, рюмка, блюдце, брюки.

Логопед: Какой предмет лишний и почему? (Брюки - это одежда, а все остальное — посуда.)

2.Развитие зрительного внимания, дифференциация букв занятия на уровне словосочетания (задание 5. с. 11).
Логопед: Лёня и Юля выполняли домашнее задание. Каждый из них старался вставить как можно больше своих любимых букв. Найдите ошибки Лёни и Юли. Запишите словосочетания правильно.

КОЛЁЧИЙ ЮЖИК ЗЕЛЮНАЯ ЮЛКА

ВЕСЮЛАЯ ЁЛЯ ЗЕЛЮНАЯ ЁЛА

ЧЮРНЫЙ ИЗЁМ ТЮПЛЫЙ ИЁЛЬ

3.Физминутка (см. занятие 43).

4.Развитие языкового анализа и синтеза. Работа на уровне предложения и текста (задание 6.с. 11-12).

Логопед: Лёня и Юля приготовили вам задание - они записали для вас необычный рассказ. Прочитайте его, заменяя картинки словами. Перепишите рассказ. Укажите в словах буквы Ю - Ё. Слова в скобках заменены картинками.

Наш лес большой. Там растут (березы), (сосны), и (рябины). В лесу гуляют дети. Они ищут (грибы). Леня и Андрюша нашли в лесу (ежик). Они положили в корзину и принесли его (дом). Дети хотели с ним поиграть. Но (ежик) уколол Леню, потом фыркнул и свернулся клубком. Дети принесли молоко. Зверек высунул мордочку, понюхал молочко, потом полакал из (блюдце) и вновь свернулся в клубок. Ребята решили отнести (ежик) обратно в лес.

III. Итог занятия
Логопед: Назовите из рассказа слова для Лёни, а затем для Юли.

1. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания, пользуясь схемами из предыдущих упражнений.

Какое русское какое милое дерево — берёза. Ни одно из деревьев не вм..щает столько национальных понятий не р..ждает столько образов и сравнений.

Берёза это воистину крестьянское дерево, в ней есть всё и бабий ситцевый платок и побелённая хата и русская пе(ч, чь) и х..лщовая рубаха и курочка ряба.

Смотри(ш, шь) на берёзу и всп..минае(ш, шь) д..лёкие деревенские песни звуки гармоники балалаечные вариации, обязательно вспомни(ш, шь) Есенина юность и детство.

2. К словам с пропущенными буквами подберите проверочные, корни обозначьте.

3. Письменно ответьте, в каких случаях в конце слов после шипящих пишется ь. Приведите примеры.

4. Подчеркните однородные члены предложения.

5. Составьте схему третьего предложения, указывая в ней однородные члены.

Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.Сел баран на пароход
И поехал в огород.В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное! Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки! Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки, А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево! Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги! Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете? Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!

Читайте также: