Тициан описание картины мадонна с вишнями

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Вазари в своем известном труде "Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих" писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
"Мадонна с младенцем" также имеет второе название – "Мадонна Лохиса" - по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была. Сейчас эта работа хранится в Академии Каррара в Бергамо.

"Крещение Христа" (1512 год)

Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На картине три персонажа – сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель, а по диагонали от него – мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого "мистического брака между Богом и человеком" была общим местом в теологии времен Возрождения.
Эту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллино и Джорджоне. Кроме того, в этой работе ему удалость достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев.
До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.

"Флора" (1515 год)

Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является квинтэссенцией того, что принято называть "тициановской красотой", чувственной и полнокровной. Кто изображен на картине – загадка. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева, или же искусная куртизанка. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – "Женщина перед зеркалом" (Лувр) и "Саломея" (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.

"Портрет Томмазо или Винченцо Мости" (1520-1526 годы)

Портрет-загадка, существуют разные предположения относительного того, кто запечатлен на картине - согласно надписи на обороте на ней изображен Томмазо Мости. Однако, поскольку он был духовным лицом, а портретируемый одет в светскую одежду, было сделано предположение, что на самом деле это его брат Винченцо, фаворит герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д'Эсте. Сейчас находится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

La Bella/"Красавица" (1536 год)

На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы. Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как "Дама в синем". Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.

"Портрет Джулио Романо" (1536 год)

На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви.
После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – "Форнарина" или "Дама за туалетом" как еще называют эту работу (зал №7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).

"Портрет Антонио Порчия" (1535-1540 годы)

Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Эта картина - типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. И к тому же один из самых больших его портретов. Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, "воздуха" картине добавляет пейзаж за окном.
Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею - Пинакотеке Брера, где картина хранится и по сей день.

"Даная" (1544-46 годы)

Даная – героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в "Илиаде". Тициан также изображает "кульминационный момент" истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее. Более всего похожи между собой "Данаи" из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.
В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.

"Распятие" (1558 год)

"Распятие" было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону.
Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста – Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся.
На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет, и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Вазари описывал этот стиль "позднего Тициана", как "сделанный из пятен" краски. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.

"Благовещение" (1564 год)

Это часть алтарного образа (Тициан кроме "Благовещения" работал также над еще одним образом в этой же церкви - "Преображением Господним"), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту "Благовещение" за "грязные цвета", сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.

"Венера, завязывающая глаза Амуру" (1565 год)

Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки "Россия-Европа-Россия". С "Флорой" "Венеру" разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов, похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. По легенде, его нашли на полу мертвым с кистью в руке.
Подготовили Наталья Попова и Светлана Янкина

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мадонны Тициана

Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.

Мадонна с младенцем, Святой Екатериной и кроликом, 1530 Лувр, Париж

Мадонна Гипси, 1511 Вена, Исторический Музей

Мадонна и дитя, 1565-70 Национальная Галерея, Лондон

Благовещение Мадонны. Часть полиптиха Воскрешение Христа, 1520 Галерея Санти Назаро Е Целсо, Брешиа, Италия
Мать Долороса, 1553-1554. Музей Прадо, Мадрид
Матерь Долороса, 1555 Музей Прадо, Мадрид
Мадонна с младенцем и святыми, 1530 Лондонская Национальная Галерея
Благовещение, 1535 Галерея Скуоло Гранде ди Сан Россо, Венеция, Италия
Мадонна с младенцем, 1545 Коллекция Тиссен Борнемицца, Педралбес, Испания
Мадонна с младенцем на фоне вечернего пейзажа. 1562-1565 Альт Пинакотека, Мюнхен
Вишневая Мадонна. 1515 Исторический Музей, Вена
Мадонна во славе, с младенцем Иисусом, Святым Франциском и Альвесом, 1520 Музей Цивицо, Анкона

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 281 561
  • КНИГИ 667 549
  • СЕРИИ 25 709
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 619 862

Несмотря на то, что мастер прожил почти сто лет, до последнего дня сохраняя ясность восприятия, мышления, ума, зоркость зрения и удивительную трудоспособность, благодаря чему он не выпускал кисть из рук до конца своих дней. Тициан оставил обширное художественное наследие. Его творчество приходится на период наивысшего расцвета Венеции, ее могущества и славы, время глобальных исторических событий.

Тициан Вечеллио - i_001.jpg

Начальный период творчества

Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Способности к рисованию мальчик проявил в возрасте десяти лет, и был отправлен родителями в Венецию на обучение. Он постигал основы изобразительного искусства в мастерской Джованни Беллини, который познакомил его с уже известным тогда живописцем Джорджоне. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Именно это событие послужило тому, что о художнике заговорили очень рано, тем более уже первые его работы отличает весьма реалистическая передача деталей, что в молодом возрасте редко кому удавалось.

Первый период творчества Тициана приходится на время, когда Венеция, благодаря мощному флоту, прочным торговым связям и довольно развитой экономике, жила в спокойствии и благополучии. Поэты, писатели, музыканты и художники изображали счастливого человека на лоне безмятежной природы, а основными темами произведений искусства, представленными в аллегорической форме, что было особенно близко молодому Тициану, стали любовь, красота, поэзия отношений.

Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом. Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Выбирая для работы время суток, он отдавал предпочтение часам перед закатом, когда небо озарено густым цветом, а любимым временем года для него была осень с буйством и многоцветием красок. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира.

Однако в этой удивительно поэтичной атмосфере есть место прозе жизни, от которой невозможно укрыться: на заднем плане справа, под густыми кронами деревьев, бредет пастух со своим стадом овец. В глубине виднеются также крыши домов, в которых живут люди, не подозревающие о существовании такого райского уголка природы. Хотя герой еще не начал играть на лютне, создается ощущение, что чарующие звуки уже успели заполнить пространство. В картине прослеживается влияние приемов Джорджоне — изображение идеального мира, наполненного иллюзиями и как будто существующего вне времени. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.

Тициан Вечеллио - i_002.jpg

Как-то мы уже знакомились с творчеством этого великого художника.Но совсем недавно ,посмотрев несколько оригиналов его картин,мне захотелось вновь вернуться и ещё раз поговорить о замечательном мастере и его любимых женщинах.


Тициан Вечеллио да Кадоре- один из величайших художников всех времён и народов.Он является наряду с Леонардо,Рафаэлем и Микеланджело -одним из четырёх титанов итальянского Возрождения.


Дом в Пьеве ди Кадоре,где родился Тициан.Провинция Беллуно.Италия.


Женщина перед зеркалом 1515г

"Королём живописцев и живописцем королей" называли его при жизни.Среди его почитателей Рубенс ,Ван-Дейк,Рембрант и Веласкес.Дали ,а также многие русские художники 19 века.


Тициан был величайшем портретистом своего времени,а его портреты на многие века стали эталоном для подражания и восхищения.Считалось,что быть запечатлённым кистью Тициана-значило обрести бессмертие.


Так оно и случилось.Дела многих его современников канули в вечность вместе с их смертью,но лица и имена продолжают жить в веках,благодаря Тициано.


Под его взглядом женщина становилась прекрасной.Вокруг тициановских женщин ощущали горячую страсть и атмосферу.Для полного оживления людям на его портретах не хватало только дыхания.


Портрет Изабеллы д’Эсте 1536г



Портрет Изабеллы Португальской 1548г.



Венера Урбинская , 1538

Венецианская красавица" всегда полновата . У нее белоснежная кожа, что сразу выделяет ее среди смуглых итальянок, живущих в солнечной стране. А еще у нее особенный золотисто-рыжеватый оттенок волос.


Его даже называют "тициановским" – в честь мастера. Однако цвет этот неестественный – чтобы добиться его, венецианки мазали волосы различными веществами, например, смесью лимона и шафрана и на долгие часы выставляли голову под палящие лучи солнца, чтобы волосы выгорели. Таково и большинство дам на полотнах Тициана.

Любовь земная и Любовь небесная,1514

Им создано около сотни портретов: прекрасные женщины,гордые и пытливые мужчины,дожи,инквизиторы ,герцоги ,императоры,короли.Их королей было много,а Тициан был один.


Потрет Павла III 1543г

Большую часть своей жизни он был окружён роскошью и славой.Ему покровительствовали короли и герцоги.Император Карл Пятый вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением.Он не раз говорил: "Я могу создать герцога,но где я возьму второго Тициана".Когда однажды художник уронил кисть,Карл поднял её и сказал:"Услужить Тициану почётно даже императору".

И испанский, и французский короли приглашали Тициана к себе,поселиться при дворе,но художник выполнив заказы,всегда возвращался в родную Венецию.


Портрет Филиппа II в доспехах1551г

В Венеции у него был свой дом и мастерская,где работало множество его учеников.

В 1525 году Тициано женился на Чичилии,которая служила вего доме .От него у Чечилии было уже двое детей.Он был прекрасным семянином.

В браке он пожил всего 5 лет,потом его жена умерла.Он пережил своих сына и дочь.


Портрет Карла V с собакой 1533г

Мастер умер во время эпидемии чумы,заразившись от своего больного сына,за которым он ухаживал.Его нашли мертвым с кистью в руке 27 августа 1576года.

Времена были тяжёлые,но похоронили его со всеми почестями в церкви Санта Мария деи Фрари,что было против его воли.Он хотел быть похороненным в своей родовой усыпальнице Вачеллио в местечке Пьеве ди Кадоре.В этот день не было никого из его родных.Хотя существует и другая версия.

После его смерти дом в Венеции,где свирепствовала эпидемия чумы , был разграблен.

Из своих троих детей отец очень любил свою дочь Лавинию.Которая умерла во время родов .Мы можем увидеть её на многих портретах.




Портрет дочери художника относится к позднему периоду его творчества. Тициан изобразил Лавинию примерно за год до ее смерти - она умерла в 1561 году при рождении своего шестого ребенка. На портрете ей около 30 лет.

Пристальное вглядывание дает возможность заметить несвойственные прежде искусству Тициана тревожную взволнованность и нежность в передаче душевного мира модели. Естественная, свободная поза Лавинии сочетается с отстраненностью от зрителя, полнота и величие форм - с изысканностью проработки деталей; передача зрелой женской красоты - с почти полным отсутствием в ней здоровых жизненных сил.


В центре памятника статуя Тициана,слева от него Природа,справа -Знание.Фигуры возле колонн:слева от Тициана :Живопись и Скульптура,справа-Графика и Архитектура.Две скульптуры внизу императоров: Фердинанда Австрийского и Карла Пятого.

Величайший венецианский живописец Тициано Вачеллио прожил почти девяностолетнюю жизнь.Не всегда его путь был безоблачным,но до последнего мгновения жизни Тициан был счастлив своим талантом,никогда ему не изменявшим,никогда не знавшим старческой немощи.


Несколько раз была на могиле художника в церкви Санта Мария деи Фрари.Венеция.

Теперь,бывая во многих крупных музеях ,я всегда ищу работы Тициана.Наверное многие из вас видели картины этого художника в оригинале.Они всегда поражают мастерством и талантом.

Читайте также: