Скрещивание деревьев в исламе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

В заключение отметим, что предварительный анализ полученных материалов подтверждает региональную специфику исследуемой традиции, состоящую в том, что культ святых мест в современной киргизской культуре сочетает в себе несколько в диахронической перспективе разноуровневых составляющих: обычай почитания природных объектов и традицию поклонения улие.

Библиография Стасевич И.В. Почитания природных объектов в религиозной практике казахов // Радловский сборник. СПб., 2011. С. 46–51.

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ДЕРЕВЕ В КОРАНЕ

Несмотря на универсальный характер образа дерева и, несомненно, крайне архаичные формы его почитания, приход ислама в Центральную Азию, очевидно, привнес в испокон веку практиковавшуюся традицию поклонения силам природы специфические черты. В условиях смены мировоззренческих установок и официального религиозного фона почитание деревьев не исчезло, но обрело новое идеологическое осмысление.

Всего в Коране дерево упоминается более 40 раз, однако в большинстве случаев этот образ лишен какого бы то ни было символического оттенка; более чем в 20 случаях речь идет о финиковой пальме, и по большей части данные упоминания носят хозяйственно-бытовой характер. Между тем среди мусульманских философов и мистиков, а также в исламском искусстве и архитектуре дерево стало одним из наиболее развитых символов.

Образ дерева Заккум, ожидающего в аду грешников, наиболее однозначен:

Кораническое Запретное Дерево райского сада не идентично Древу познания в иудаизме. В нем смешиваются мотивы Древа познания и Древа бессмертия, однако, в первую очередь, его образ является метафорой непослушания человека Аллаху [Reat 1975: 24]. В Коране Иблис Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им.

В отличие от Змия в иудаизме, Иблис лжет, искушая человека, в то время как Змий губит его правдой. Эффект от съеденного запретного плода оказывается не тем, что обещал Иблис, и Адам с Евой, устыдившись, укрывают свои тела листьями. Не вполне понятно, является ли это стыдом за свою наготу или же стыдом за непослушание Аллаху.

В любом случае, они изгоняются из рая:

В частности в одном из хадисов, приведенном и ал-Бухари, и Муслимом, говорится:

В известном хадисе, рассказывающем о мирадже, пророк говорит, что когда Джибраил взял его на небеса, то по повелению Аллаха он переходил от одной небесной сферы к другой, покуда не достиг седьмой.

Он говорит:

Причина, по которой это дерево называется Сидрат ал-Мунтаха, изложена в хадисе Муслима от Ибн Мас‘уда:

Ан-Навави говорил:

Именно в хадисах мусульманское Мировое древо ат-Туба обретает свой облик, отчасти совпадающий с описанием коранического лотосового дерева Сидрат ал-Мунтаха. В двух хадисах, возводимых Ибн Ханбалем к Абу Хурайре, дерево, в тени которого можно ехать верхом в течение сотни лет, называется Древом вечности. Несомненно, вечность здесь относится исключительно к бессмертию в загробной жизни, а не к возможности обретения бесконечности земного существования, которое обычно является прерогативой Древа жизни (бессмертия).

В Исламе покорность воле Аллаха является одной из главных добродетелей, поэтому обретение земного бессмертия представляется немыслимым. В суфизме подчинение воле Бога означает полную аннигиляцию собственного эго, в метафорическом смысле — смерть.

Между тем это Древо познания не является однозначно тем же самым, что и запретное дерево в кораническом райском саду, а равно и не напоминает Древо познания в иудейской традиции, которое даже в постбиблейских сочинениях часто сохраняет свою карающую природу.

Суммируя вышесказанное, можно заметить, что в Коране имеется одно запретное дерево в райском саду. Иблис называет его Древом вечности. Позже оно широко стало именоваться Древом познания, возможно, в силу своей схожести с иудейским Древом познания. В хадисах Древо вечности, более не запретное, приравнивается к кораническому лотосовому дереву крайнего предела, являющемуся моделью мусульманского Мирового древа, которое в конечном итоге получает имя дерева ат-Туба.

Древо познания не упоминается ни в Коране, ни в хадисах. Тем не менее мистики, склонные к гностике, продолжают говорить о Древе познания и Древе вечности, однако, подобно Руми, склонны ставить между ними знак равенства и наделять их характеристиками Мирового древа.

Мифологические образы деревьев, приведенные в Коране, были позже развиты в преданиях о пророках и особенно в философских сочинениях мусульманских мистиков. Они, несомненно, оказывали влияние на мировосприятие населения мусульманского мира и вошли составной частью в древнюю традицию почитания деревьев, практиковавшуюся еще в доисламский период.

Библиография Chittick W.C. The Su Path of Love. The Spiritual Teachings of Rumi. Albany, 1983.

Reat N.R. The Tree Symbol in Islam // Studies in Comparative Religion. 1975.

Rippin A. Sidrat al Muntaha. Encyclopaedia of Islam (CD-ROM Edition v. 1.0).

Koninklijke Brill NV. Leiden, 1999.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Человек – высшее творение Всевышнего. Аллах создал его из земли и поселил на земле. Всевышний сделал человека своим наместником на земле:

В то же время Священный Коран напоминает, что человек – лишь маленькая частица Вселенной, а создание небес и земли – процесс гораздо более сложный, чем создание человека:

Исходя из этого, существование человека зависит от его взаимосвязи со всем мирозданием, в том числе от земной экосистемы. Человек – одно из божьих творений, живущих бок о бок с другими существами в мире, созданном Всевышним в гармонии и идеальном порядке. Высокомерие человека, его ложное представление, что именно он является царём природы – это большой грех в Исламе. В Коране сказано:

Всё, что создано Аллахом на земле – создано для блага человека:

Приблизительно 750 аятов Священного Корана призывают нас размышлять над природными явлениями и изучать отношения между творениями Всевышнего, чтобы люди использовали свой разум для поддержания равновесия и порядка, существующих во вселенной:

Даровав человеку бесчисленные блага: землю, горы, воду, воздух, цветы, овощи, фрукты, животных, насекомых, птиц и многое другое, Единый Творец подчёркивает, что всё это дано человеку на временное пользование. Земля с её уникальными возможностями полноценной жизни не даёт человеку права считать себя её хозяином. Абсолютная власть принадлежит лишь Аллаху. Человек же имеет право пользоваться всеми благами, благодарить за них Всевышнего, размышлять о Его Величии. Кроме того, именно на человека возложена ответственность за сохранение божьего творения – земли:

Человек может обнаружить знамения Бога во всех явлениях, происходящих вокруг него. Размышления над ними, он может постичь многие божественные законы, к которым относятся и законы создания Им природы. В этой связи Коран призывает нас задуматься над сменой дня и ночи, дождевой водой, которая низводится с неба и оживляет безжизненную землю, сменой ветров, горами, которые уходят глубоко в землю своими корнями и удерживают её от колебаний. Разнообразие форм жизни – это чудо, дарованное Господом всех миров. Все виды существ имеют право жить и процветать на земле. Они – подобны нам, они – создания Творца. Всемилостивый говорит:

Аллах также свидетельствует:

Бережное отношение к природе в Исламе является обязанностью. Об этом говорят Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах в Коране обращается к обладающим разумом, показывая все чудесные блага на земле, всю красоту и гармонию, призывая поразмыслить над величием Его творений и беречь то, что дано человеку лишь на время:

Человек обязан беречь воду, лес, растения, животных. Ислам предписывает многие ограничения в использовании природных богатств. Так, излишнее расходование воды во время тахарата (малого омовения) является макрухом (порицаемым действием). Загрязнение водоёмов также запрещено шари’атом. Необходимость бережного отношения к водным ресурсам в исламе объясняется тем, что существование всех живых существ на земле связано с водой:

(сура «Ан-Анбийа; 30)

Таким образом, согласно исламскому вероучению, защита природы – обязанность каждого верующего человека. Мало только избегать разрушительных для экологии действий. Мусульманин должен активно защищать окружающую среду.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) велел посадить росток финиковой пальмы в землю, даже если уже наступает Судный день. Мусульмане обязаны садить деревья, очищать воду, воздух, спасать животных, беречь землю, участвовать в научных экологических разработках и программах, создавать экологические общества. Ислам – религия мира. Мир должен быть во всём: в наших душах, в жизни, в семье, в обществе, в стране, в окружающей нас природе, во всей Вселенной. К этому нас призывает Всевышний Аллах, сотворивший всё это ради счастья в обоих Мирах.

Различные деревья и растения, которые упоминаются в Коране и Сунне

Различные деревья и растения, которые упоминаются в Коране и Сунне

1. Пальма

Аллах Всевышний сказал: "Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу" (Ибрахим, 14:24).

2. Оливковое дерево

Аллах Всевышний сказал:
"Аллах - Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает. Аллах приводит людям притчи, и Аллах знает о всякой вещи" (ан-Нур, 24:35).

Аллах Всевышний также сказал:
"Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай и дает масло и приправу для вкушающих" (аль-Муъминун, 23:20).

Братья, подключитесь к теме и дополните кто чем сможет.
БаракаЛлаху фийкум!

Дерево Заккум

3. Адское дерево Заккум

Сказал Всевышний Аллах:

"Вот Мы сказали тебе: "Воистину, твой Господь объемлет людей". Мы сделали показанное тебе видение и дерево,
проклятое в Коране, искушением для людей. Мы устрашаем их, но это лишь увеличивает их великую непокорность"
Сура "аль-Исра", 17:60

Аллах объемлет людей своим знанием и могуществом. Нет такого убежища, где они могут скрыться от Аллаха или спастись от Его наказания. И этого достаточно, чтобы любой благоразумный человек воздержался от совершения грехов, которые ненавистны Господу.
Затем Всевышний Аллах поведал о видении, которое было показано Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и стало испытанием для людей. Большинство толкователей Корана считало, что в этом откровении речь идет о ночном путешествии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Что же касается дерева, которое проклято в Коране, то это – дерево заккум, которое растет из самых глубин Преисподней. Смысл этого откровения заключается в том, что ночное путешествие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и дерево в Преисподней заставляют неверующих еще сильнее укорениться в собственном неверии и приумножают их нечестие, а маловеров побуждают вообще отречься от истины. Это объясняется тем, что множество удивительных и невообразимых событий, которые произошли во время ночного путешествия из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, и откровение о существование дерева, которое растет из самых глубин Преисподней, подталкивают несправедливых людей к отрицанию истины.
А как бы поступили неверующие, если бы они стали очевидцами востребованных ими великих знамений и чудес.
Разве это не приумножило бы их злобу и неверие?!
Вот почему Аллах смилостивился над ними и не показал им этих знамений. Из этого становится ясно, почему в коранических откровениях и достоверных хадисах не описываются подробно события, которые происходили в далеком прошлом. Это приносит людям больше пользы, потому что события, подобных которым люди не видели воочию, могут быть отвергнуты их разумом. Они могут поселить сомнения в сердцах некоторых правоверных, помешать некоторым желающим обратиться в ислам и отдалить людей от религии Аллаха, тогда как ниспосланные Им общие сведения помогают людям добиться всего, что от них требуется.
А лучше всего об этом известно Аллаху. Он устрашает рабов знамениями, однако это лишь приумножает непокорность и беззаконие некоторых из них. Это – самое ужасное проявление того, как можно любить зло и совершать его, ненавидя и отвергая добро.

Изображение

Также сказал Всевышний Аллах:

"Это угощение лучше или дерево заккум? Мы сделали его искушением для беззаконников.
Это – дерево, которое растет из основания Ада. Плоды его – словно головы дьяволов.
Они будут пожирать их и наполнять ими свои животы.
Потом они (плоды заккума) будут смешаны для них с кипятком"
Сура "ас-Саффат", 37:62-67

Разве райское блаженство не лучше, чем мучительное наказание в Геенне? Какое угощение лучше: изысканные райские яства или дерево заккум, плодами которого будут питаться обитатели Ада? Господь сделал это дерево наказанием для грешников, которые увязали в неверии и неповиновении Аллаху.
Оно растет в самой середине Ада, и его корни берут начало из адских недр. Это – самая скверная и самая отвратительная почва, а следовательно и произрастающее на ней дерево должно быть самым отвратительным. Именно это разъяснил Всевышний, когда вначале упомянул о происхождении дерева, а затем – его плодах.
Если они имеют такой скверный вид, то нет необходимости говорить об их мерзком вкусе и о том, что будет происходить в животах адских мучеников. Они не смогут избежать наказания – у них просто не будет другого выбора. Как же ужасна еда обитателей Ада, и как же ужасно их питье! Они будут запивать плоды дерева заккум кипящей водой, которая будет раздирать их внутренности.
Всевышний сказал: "Если они станут просить о помощи (или о дожде), то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо" - (сура "аль-Кахф", 18:29).

Изображение

Также сказал Всевышний Аллах:

"Воистину, дерево заккум будет пищей грешника. Подобно осадку масла (или расплавленной меди),
оно будет кипеть в животах так, как кипит кипяток"
Сура "ад-Духан", 44:43-46

После упоминания о Судном дне и том, что люди будут разделены на обитателей Рая и Ада, Всевышний возвестил о том, что неверующие и грешники будут страдать в пламени Геенны, а их едой будет дерево заккум. Это – самое страшное и отвратительное из деревьев, вкус которого напоминает гной со скверным запахом и вкусом, который к тому же невероятно горяч и бурлит во чреве так, как кипит кипяток.
Мученику скажут: "Ты считал себя великим, благородным мужем! Если ты был так велик, отчего ты не защитил себя от наказания? Если ты был так благороден, отчего тебя постигла Божья кара? Сегодня тебе стало ясно, что ты был презренным и ничтожным".

Изображение

Также сказал Всевышний Аллах:

"Тогда вы, о заблудшие, считающие лжецами посланников, непременно вкусите от дерева заккум.
Вы будете набивать ими животы и запивать их кипятком, как пьют больные верблюды,
которые не могут спастись от жажды"
Сура "аль-Уакия", 56:51-53

В этот день нечестивцы, которые отказались от прямого пути и последовали путем погибели, отвергли Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и принесенную им истину и не уверовали в вознаграждение и наказание своего Господа, непременно будут вкушать плоды дерева заккум.
Это – самое отвратительное и скверное дерево, которое издает зловонный запах и имеет ужасный вид. Из-за невообразимого голода грешники будут набивать свои чрева плодами заккума, не взирая на их отвратительный вид. Но от плодов адского дерева будут сгорать их печени и разрываться сердца. Вот такими яствами будут утолять голод мученики, но эти яства не прибавят им веса и не избавят их от голода.
А что касается питья в огненной Геенне, то это – самое скверное питье, которым мученики запивают отвратительные адские плоды. Это – кипяток, который будет вскипать и клокотать во чревах грешников, но, несмотря на это, они будут жадно поглощать его, подобно больным, истомленным жаждой верблюдам.

4. Смоковница (Инжир)

Толкование ас-Саади: “Смоковница - это широко распространенное дерево, плоды которого носят название смоквы или инжира. Олива - это маслина. Аллах поклялся этими деревьями из-за той огромной пользы, которую приносят эти деревья и их плоды. Именно эти растения господствуют на земле Шама, где пророчествовал Иса, сын Марьям”.

5. Лотос крайнего предела (сидрат аль-мунтаха)

". А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела /сидрат aль-мунтаха/, и оказалось, что плоды его (по размерам) подобны кувшинам из Хаджара , а его листья − слоновьим ушам. (Джибриль) сказал: “Это − лотос крайнего предела”. (аль-Бухари №3887)

Это дерево находится на седьмом небе, как об этом сказано в хадисе, который передал имам Муслим №173 со слов Ибн Мас'уда.

6. Гъаркъад - дерево иудеев

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Этот хадис передал услим (2922).

7. Туба - райское дерево

14. Камфорное дерево
Нафи’ говорил: “Воскуряя благовония, Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), использовал дерево алоэ, не смешанное ни с какими другими благовониями, и камфарное дерево, куски которого поджигал вместе с алоэ, после чего говорил: “Так воскурял благовония Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Муслим 2254.

Уже даже можно целую статью отдельную делать)
А вообще, мне кажется лучше было бы назвать тему "Различные деревья и растения , упомянутые в Коране и Сунне".
В таком случае ветка могла ещё сильнее пополниться)

67vkX3xlGyA.jpg

· Человека, заснувшего под инжирным деревом, унесут черти.

· Живущих под деревом грецкого ореха унесут черти.

· Если на поле будет совершено прелюбодеяние, то не будет изобилия.

· Если дети съедят косточки винограда или арбуза, то осиротеют.

· Олива считается святым растением.

· Спать одному под большим деревом считается дурным признаком.

· Человеку, идущему сеять или косить, если он искупается или совершит омовение, будет сопутствовать удача.

· Человек, лежащий под деревом грецкого ореха, будет неудачником.

· Считается, что дерево грецкого ореха, как рисунок: запоминает внутри себя все, что происходило рядом с ним, и это можно увидеть в стволе, если срубить дерево.

· Если пеленки, в которые пеленают ребенка, бросить на дикорастущее дерево, то ребенок будет нелюдимым.

· Нельзя бросать на землю зерна граната, потому что гранат райское дерево.

· Если в молоко или айран, при передаче его постороннему человеку, не бросить листик, то корову сглазят.

· Нельзя лежать или сидеть под тутовым деревом, джинны повлияют на этого человека.

· Если при размешивании ингредиентов для теста кусочек упадет на землю, то это признак того, что придут гости.

Читайте также: