Схема для описания дерева

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

С помощью этих материалов Вы сможете познакомить своего ребенка со строением дерева.

Всем известный факт, что дерево состоит из нескольких частей — это ствол, крона, и корни.

Каждый день Ваш малыш гуляя на улице, в парке или в лесу видит вокруг себя множество деревьев. Деревья не только восхищают детей своей необычностью и красотой, но и насыщают нас кислородом, очищают наш воздух от грязи. С помощью этой статьи Ваш ребенок познакомиться со строением дерева, веточками деревьев и плодами деревьев, расширит свой кругозор, узнает какие деревья находятся в уголках нашей планеты.

Плакат-картинка

Здесь Вы можете бесплатно скачать строение дерева — нажмите на картинку ниже, чтобы распечатать:

Дерево состоит из ствола, кроны и корней.

Крона дерева в свою очередь состоит из веток и листьев. Это верхняя часть дерева, являющаяся ответвлением от ствола до самой высокой точки дерева. Кроны бывают разными по форме и плотности.

Ствол дерева является основой для кроны. Снаружи он покрывается слоем коры.

Корни деревьев — это особая часть дерева, которая соединяет со стволом и находится под землей. Основная цель корней дерева впитать в себя все необходимые вещества и передать их к стволу.

Веточки деревьев

Дерево берёза — картинка дерева и ее веточки:

Шиповник и его веточки с плодами:

Эти материалы помогут познакомить Ваших детей с веточками деревьев и со строением дерева.

Вы можете их использовать как для индивидуальных занятий дома, так и для занятий в детских садах и школах раннего развития.

Какие бывают деревья?

С помощью этих карточек Вы можете рассказать ребенку, что деревья делятся на:

  • хвойные — это сосны, ели, пихты, лиственницы и др. (у них есть хвойные листья в виде игл),
  • широколиственные — бук, береза, ясень, клен и др. ( у них широкие и плоские листочки).

Кроме того, по сроком существования листьев деревья также делятся на:

  • вечнозеленые (т. е. те деревья, которые остаются зелеными круглый год, например, елка),
  • листопадные (т.е. деревья, чьи листья опадают, например, клен)

Также деревья делят на:

  • плодовые — это те деревья, которые растут в наших садах (например, яблоня, вишня, слива)
  • ценные — это те деревья, чья древесина используется в производстве
  • корабельные — это те деревья, чья древесина используется в кораблестроении,
  • тропические,
  • северные.

Хильда и птичий парад книга

моторика рук малыша

у козы теперь козленок и мик ищет друга книги

раннее развитие малыша

Оранж беби детский клуб

Спасибо за Ваш сайт! Второй день я пытаюсь просмотреть его полностью,но куда не гляну все ооочень интересное! Я в восторге неописуемом! Редко можно найти такой сайт чтобы в одном месте было практически все и с интересными играми и карточками и плакатами. Спасибо.

Пожалуйста! Я очень рада, что Вам нравиться!Заходите и пользуйтесь с удовольствием.

Огромное Вам спасибо и творческих успехов. Столько полезного.

Спасибо большое за комментарий Елена!
Присылайте на нашу почту, будем рады выложить и дополнить эту статью!

Карточки для занятий в детском саду и дома для детей 4-6 лет.

БЕРЁЗА

Расскажите детям о деревьях


В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,
С зелеными сережками.

(А. Прокофьев)
Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни,стихи: Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла.
Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром,

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.

Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы — малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли.

Белая кора березы — береста — отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.

Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, которым 700-800 лет, сохранились до наших дней.

Береза и в наши дни приносит пользу. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.

Стоит над горой.

Расскажите детям о деревьях

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Ведь до поздней осени

Значит, я выносливый,

Дуб считали священным деревом и славяне, его посвящали богу молнии и грома — Перуну.
Дуб — деревьев всех король,

У него большая роль.

В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400-500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст — около 1400 лет.

Дуб — дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения.

Цветут дубы в мае. Плоды — желуди — созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная, с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. . .
(Желудь)

Расскажите детям о деревьях

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(А. Рождественская)
Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-
научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр.

У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели — стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская — самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров.
Ели на опушке — до небес макушки —

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата-елочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.
Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, —лиственница.

В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири — ель сибирская, на Дальнем Востоке — ель корейская, на Кавказе — ель восточная, в Карелии — ель финская. Вот сколько видов!

На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина — Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет.

Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Зимой и летом одним цветом.

У нее одежки колки —

Всё иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя Еж

Расскажите детям о деревьях

Сядем здесь у этой ивы

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Струй дрожащего стекла.

Разные виды ивы получили в народе собственные, запоминающиеся названия: верба, ракита, ветла, чернотал, белотал.

Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге — это огромные 30-метровые деревья.

Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов, каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.

Если вы увидите дерево ивы, то знайте — где-то совсем рядом есть вода — пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз — значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами.

Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева.

Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком — корешком, а вверх поднимается стебелек.

Молодыми побегами ивы питаются многиеживотные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне — лоси. Ивовые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки.
ЗАГАДКА

А кожа на ветке —

Расскажите детям о деревьях


Солнце встало рано,

Заглянуло в дом.

Конский каштан — величественное дерево с раскидистой, плотной, равномерной высокосводчатой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. В высоту это дерево достигает 25-30 метров.

Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделенные на 5-7 листочков.

В начале мая каштан цветет. Цветочки у него очень красивые — пирамидальные метелки высотой до 30 сантиметров, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, напоминающие свечи на новогодней елке, придают дереву неповторимый облик. Привлекательно выглядят и плоды каштана: зеленые, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1-3 блестящих, темно-коричневых семени.

В южных районах растет каштан посевной благородный. Он так сильно отличается от каштана конского, что ученые относят их к разным семействам. Похожи они только внешне, у обоих видов блестящие, коричневые, словно отполированные орешки, заключенные в почти одинаковые оболочки, только у съедобного она бурая с шипами, а у конского каштана — ярко-зеленая с бугорками. Точно сказать, почему каштан стали называть конским, сложно. Существуют две версии. По одной из них, после опадения листа на месте прикрепления черешка к ветке остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы. Согласно второй, на темно-коричневой поверхности плода есть серое пятно, похожее на отпечаток конского копыта.

Древесину конского каштана используют в мебельном производстве для изготовления высококачественных бочек. Экстракт, приготовленный из коры, используют для дубления кожи, окраски хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей в темно-коричневый и оливковый цвет. Из молодых ветвей плетут корзины.

Расскажите детям о деревьях


Начнем с того, что дерево, которое все называют кедром и с которого собирают кедровые орешки, на самом деле вовсе не кедр. Это кедровая сосна, или сибирский кедр.

Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры.

Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола — 1,5-2 метров. Крона у молодых деревьев пирамидальная, у взрослых — раскидистая.

Сибирский кедр — настоящее дерево-комбинат, практически все его части используются человеком. Сок применяют в медицине. Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты и карандаши. Дубильные вещества из коры используют в производстве изделий из кожи. Хвою перерабатывают для получения витаминной муки для животноводства.

В урожайный год одно крупное дерево дает до 1000-1500 шишек. В природе семена сибирского кедра распространяются кедровкой, бурундуком, белкой, соболем и другими животными, которые питаются кедровыми орешками. Кедровые орешки очень питательны, они содержат 65 процентов масла, богаты белком и витаминами.

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Картинки-планы для систематизации знаний детей и обучению составлению рассказов на следующие темы: растения, посуда, дикие животные, домашние животные, деревья, мебель, фрукты-овощи, дома, птицы.

Использование опорных рисунков (картинок, схем) увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.

Чтобы научиться рисовать деревья нужно понять несколько принципов, которые помогут увидеть закономерности в строении деревьев. Приведённые ниже схемы и рисунки позволяют увидеть всё это наглядно. А дальше нужно наблюдать за природой и регулярно делать зарисовки. Только постоянно практикуясь в рисовании можно овладеть необходимыми навыками. Итак, какие принципы нужно понять, чтобы научиться рисовать деревья?

1. Цилиндрическая форма ствола и веток дерева.

001 Как рисовать дерево. Цилиндр

2. Структура коры дерева чаще всего представляет собой трещины.

002 Как рисовать дерево. Кора

3. Форма ствола и веток. Направление ветвей.

003 Как рисовать дерево. Ветви

Кроме этого, есть ещё один аспект о котором многие люди забывают. Часто начинающие художники рисуют ветки слева и справа от ствола, забывая о том, что ветви ещё растут вперёд и назад, окружая ствол со всех сторон. Если ветка растет вперёд, то она будет загораживать ствол и другие ветви. Таким образом в рисунке дерева образуются планы: первый, второй, третий… Ветви первого плана будут закрывать ветви второго плана и т. д.

4. Фрактальный принцип иерархии веток дерева.

004 Как рисовать дерево. Размеры веток

Фрактал — это повторяющееся самоподобие. Если внимательно понаблюдать за деревьями, то можно увидеть, как похожи друг на друга мелкие и крупные ветви, а также ствол. Действительно, крона дерева состоит из иерархии ветвей: очень мелкие, малые, средние, крупные, очень крупные и сам ствол дерева. В их основе лежит одна и та же форма. Словно взяли одну ветку и сделали с неё множество копий все большего и большего размера. Зная этот принцип, рисовать дерево будет значительно проще.

5. Ствол дерева виден не везде: он — то появляется, то прячется в листве.

6. Светотень на всей кроне дерева в целом.

006 Как рисовать дерево. Светотень на всей массе дерева

Вся масса ветвей и листьев дерева без нижней части ствола называется кроной. Она имеет объём. То есть на всей этой массе в целом есть свет, полутень, тень и рефлекс. Например, часто солнечный свет падает на крону сверху. Это значит, что верхушка дерева будет светлее, чем его нижняя часть. Однако, крона дерева состоит из скоплений листвы, между которыми есть промежутки, сквозь которые видны небо или теневая внутренняя часть кроны. Сами эти скопления или группы веток, также освещаются солнечным светом по-разному. А значит крона дерева не будет изображаться в рисунке сплошным силуэтом. Поэтому мы приходим к изучению следующего важного принципа.

7. Листва и ветви деревьев объединяются в группы.

007 Как рисовать дерево. Светотень на группах листвы

Огромное множество листочков дерева, а также ветки на которых они растут объединяются в группы, образуя скопления. Крона дерева это не сплошная масса листвы. Крона состоит из множества групп веток и листьев. Причем эти группы также различаются по размеру и форме. Они не одинаковые. Каждая группа освещена дневным светом, а значит каждая отдельная масса листвы имеет свой свет, свою тень, свои рефлексы и полутени. Т. е. как в рисунке гипсового шара студенты передают светотень, так и в рисунке дерева, в каждой отдельной массе или группе веток и листьев нужно передать светотень. Однако, вместе с этим нужно помнить, что светотень отдельных групп будет подчинена общей светотени всей кроны (о чем я писал в предыдущем подзаголовке). Но как это воплотить в рисунке? Например, солнце светит сверху. Самая светлая точка на дереве будет на его верхушке. Самая тёмная точка — снизу. Но крона состоит из вышеупомянутых групп веток. Значит на каждой группе есть своя светотень. Предположим, на верхушке дерева расположена одна группа, а в нижней части дерева — другая. Так вот, свет на верхней группе будет светлее, чем свет на нижней группе. Также и тень на верхней группе будет светлее, чем тень на нижней группе (на рисунке они под номером №1 и №2). Получается, что частное подчиняется общему. Светотень отдельных групп веток подчиняется общей светотени всей кроны дерева. Но в данном правиле есть исключения. Если группа листьев из нижней теневой части дерева будет выступать больше и на неё будет падать больше света, то она может быть такой же светлой как и та, что на самом верху (из нашего примера).

8. Имитация листвы посредством штриховки.

9. Просветы в массе листвы.

009 Как рисовать дерево. Просветы в массе листвы

Крона дерева не монолитная и, как я писал выше, состоит из веток и листьев, объединённых в группы. Следовательно между этими группами будут образовываться промежутки, через которые может просвечиваться небо или внутренняя, теневая часть дерева.

Поэтому крона дерева будет выглядеть не как сплошная масса листвы, а как рыхлая структура пронизанная ветками и имеющая просветы между скоплениями листвы.

10. Не шаблонный подход.

010 Как рисовать дерево. Клен. Рисунок карандашом

010а Как рисовать дерево. Дуб. Рисунок карандашом

Для того чтобы понять, как применить вышеупомянутую теорию на практике, привожу два своих рисунка деревьев. В первом изображён клен, а во втором — дуб. Попробуйте проследить в этих рисунках девять принципов изложенных выше. Сразу оговорюсь, что есть разные виды рисунка: линейные, тоновые, быстрые зарисовки и многочасовые подробные рисунки. Данные рисунки клёна и дуба являются быстрыми зарисовками. А в таких набросках художники не всё прорисовывают. Поэтому где-то Вы можете обнаружить некоторые отступления от того, что прочли выше. Здесь как раз видно, что я не пользовался шаблонным подходом, а руководствовался именно принципами, размышляя как их лучше всего применить. Поэтому в заключении добавлю, что художник должен добавлять к теоретическим знаниям творчество, фантазию и интуицию. Тогда рисунок будет более выразительным и лишённым однообразия шаблонного подхода.

На этой странице представлены карточки – схемы или алгоритмы рассказа, которые помогут ребенку легко составлять рассказ описание по теме.

Эти схемы ребенок должен держать у себя в голове, и когда ему предстоит рассказать на определенную тему, он мысленно представляет себе эту таблицу и производит описание.

Что же такое алгоритм рассказа?


Алгоритм – это точное представление у ребенка того что надо сказать, и в какой последовательности это надо говорить.

Например, просим ребенка рассказать вот об этом предмете. Опираясь на мнемотаблицу.

алгоритм рассказа длядетей

Примерно, мы должны услышать следующее:

Это посуда, кастрюля, кастрюля красного цвета в белый горошек, она среднего размера и сделана из железа, у нее есть две ручки и крышка, кастрюля нужна для того чтобы готовить суп, кашу или компот.

Все просто! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Сейчас у многих детей отсутствует умение связно составить рассказ на заданную тему.

Это один из трудно дающихся видов речи у детей. Так как в силу возраста не хватает словарного запаса и знаний у детей.

Этому навыку обучают воспитатели в детских садах, но часто бывает так, что для ребенка этого недостаточно. Ребенку постоянно нужна практика, поэтому родители тоже должны включиться в этот процесс, если хотят, чтобы ребенок к школе мог легко и просто рассказать о любом животном, овоще или фрукте, явлении природы и т.п. Чтобы у ребенка была красивая и связная речь.

В процессе освоения монологического рассказа, на помощь приходят мнемотаблицы, по – другому, можно назвать, алгоритмы рассказа или схемы.

О пользе, и как работать, и что делать, более подробно читайте тут Мнемотехника для детей.

Коротко о том, что надо сделать.

Надо распечатать таблицы и иногда просить ребенка, рассказать Вам, о какой либо игрушке, ягоде, грибе, смотря на таблицу.

Познакомить ребенка с таблицей:

  1. Прочитайте вопрос из ячейки, показывая пальцем на тот квадрат, где он написан.
  2. Спросите, все ли ему понятно?
  3. Если нет, то доступно объясните ребенку непонятные для него вещи.
  4. Покажите на- примере, как пользоваться таблицей.
  5. Попросите ребенка, чтобы он попробовал.

Такие таблицы составляются на разные темы (животные, семья, времена года, животные, грибы, ягоды, деревья, птицы, овощи и фрукты и т.д)

Цель занятий с алгоритмами рассказов, это развитие связной речи у ребенка. Делайте успехи вместе с ребенком, играйте и развивайте его словарный запас.

Благодаря мнемотаблицам ребенок научится выстраивать логические цепочки и излагать свои мысли.

Выбирайте алгоритмы рассказа.

Схема рассказа о Грибах

алгоритм рассказа о грибах

Схема рассказа о Ягодах

алгоритм рассказа мнемотаблица о ягодах

Схема рассказа о Деревьях


Схема рассказа о Фруктах, Овощах.

Читайте также: