Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют некрасов

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Цели: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить постановку двоеточия в простых предложениях и предложениях с прямой речью.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание 2—3 творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

Прочитайте предложения, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. Скажите, каким общим смыслом объединены простые предложения в составе данных бессоюзных сложных. Составьте схемы предложений.

1) Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок (М. Горький). 2) Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою (И. Тургенев).

III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Для бессоюзных предложений, в которых вторая часть поясняет первую в каком-либо отношении (указывает на причину того, о чём говорится в первом, раскрывает его содержание, содержит пояснение изъяснительного характера), характерна особая изъяснительная интонация: в конце первой части голос с резким напряжением понижается, перед второй частью делается пауза, предупреждающая, что дальше будет дано разъяснение. В этих случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие.

IV. Изучение нового материала

1. Наблюдение над языковым материалом (карточки разложены на каждой парте)

а) Запишите предложения. Выделите в них грамматические основы и докажите, что эти предложения сложные. В каждом бессоюзном сложном предложении укажите части, определите смысловые отношения между ними.

1) Любите книгу: она поможет разобраться вам в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький). 2) Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг (А. Толстой). 3) Я убедился на своем опыте: книга — умный и честный советчик в жизни (И. Палачев).

Сделайте вывод о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины.

б) Запишите предложения, определите значения между частями. Устно замените бессоюзные сложные предложения сложноподчиненными с придаточными изъяснительными.

1) Помни: все хорошее на земле от человека (М. Горький). 2) Я поднял глаза и увидел: высоко в небе пролетает клин журавлей. 3) Я знаю: книга — лучший советчик и друг. 4) Мне было очень интересно: я впервые увидел дельфина-акробата.

Сделайте вывод о постановке знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях со значением пояснения, изъяснения.

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

3. Коллективная работа над составлением схем

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (интонация пояснения)

потому что, так как

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

Прочитайте. По какому принципу сгруппированы данные предложения? Предложения какой группы нельзя заменить союзными?

а) 1) В страду одна забота: не стала бы работа. 2) 9 мая 1945 года. В этот день по всей стране пронеслась весть: война окончена.

б) 1) Герой никогда не умрет: он вечно в народе живет. 2) Осенью журавли улетают на юг: у нас им холодно. 3) Скворцы — желанные гости леса: много вредных насекомых переловят они за лето.

в) 1) Трудно уловить лесные шорохи: треснет ствол, отломится и упадет на землю ветка, заденет крылом колючую ель желтоглазый филин, взлетит на вершину и тревожно гукнет в серую мглу (В. Песков). 2) Собираясь в школу, школьник должен тщательно проверить портфель: все ли в порядке, не забыты ли учебники, тетради, положены ли ручки и карандаш.

2. Практическая работа

Перепишите, вставляя пропущенные знаки препинания (двоеточия, запятые, кавычки и др.). Устно объясните употребление того или иного знака.

1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют (Н. Некрасов). 2) Я мог заметить что она понемногу приходила в волнение её губы подёргивало бледные её щеки слабо заалелись (И. Тургенев). 3) Что-то зачернело впереди на дне узкой ложбины то был Пегас (И. Тургенев). 4) Полюбуйся весна наступает журавли караваном летят в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят (И. Никитин). 5) Весь луг пестрел цветами желтыми лютиками синими колокольчиками белой ромашкой. 6) Везде были видны работающие люди и на полях и на лугах и в садах. 7) Коновалов спросил меня ты читать умеешь (М. Горький). 8) Тренер сказал ребята завтра все должны явиться на тренировку через неделю начнутся межрайонные соревнования по легкой атлетике. 9) Мы не могли двигаться дальше горная речка так разлилась что затопила все дороги и тропинки.

3. Конструирование предложений

Образуйте сложные бессоюзные предложения с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения.

Галя не пришла на занятия.

Вся площадка перед школой пестреет цветами.

Я взглянул на реку и увидел.

Разведчик приложил ухо к земле и услышал.

Собака громко залаяла.

4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются двоеточием?

• Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?

• С какой интонацией произносятся бессоюзные сложные предложения, если в них стоит двоеточие?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выписать из произведений художественной литературы 4-5 бессоюзных сложных предложений со значениями пояснения, причины.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Текст: Ольга Лапенкова

  • Не видя слёз, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоило себе насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца.
  • Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.

Творческий путь

  • Слышь ты, смолоду, сударь, она
  • В барском доме была учена
  • Вместе с барышней разным наукам,
  • Понимаешь-ста, шить и вязать,
  • На варгане играть и читать —
  • Всем дворянским манерам и штукам.
  • Одевалась не то, что у нас
  • На селе сарафанницы наши,
  • А, примерно представить, в атлас;
  • Ела вдоволь и мёду и каши…
  • Поживёшь и попразднуешь вволю,
  • Будет жизнь и полна и легка…
  • Да не то тебе пало на долю:
  • За неряху пойдёшь мужика.
  • Завязавши под мышки передник,
  • Перетянешь уродливо грудь,
  • Будет бить тебя муж-привередник
  • И свекровь в три погибели гнуть…
  • Ветер несёт им печальный ответ:
  • — Вашему пахарю моченьки нет.
  • Знал, для чего и пахал он и сеял,
  • Да не по силам работу затеял.
  • Плохо бедняге — не ест и не пьёт,
  • Червь ему сердце больное сосёт,
  • Руки, что вывели борозды эти,
  • Высохли в щепку, повисли, как плети.

Кто строил эту дорогу?

  • Ваня (в кучерском армячке).
  • Папаша! кто строил эту дорогу?
  • Папаша (в пальто на красной подкладке),
  • Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька!
  • Разговор в вагоне

Но какую награду получили строители Николаевской железной дороги за то, что подорвали здоровье? Что произошло в конторе, где работники надеялись получить хоть какую-то зарплату?

В этом стихотворении главный герой рассказывает о тяжелом труде рабочих, строивших железную дорогу (часть II):

"Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную.

Вынес достаточно русский народ,

Вынес эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе."

Примечания

✍ Примеры

"Зашло солнце, стало темнеть. По линии железной дороги там и сям зажглись огни, зеленые, красные. Варя остановилась и, глядя на эти огни, стала читать:

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты,

А по бокам-то всё косточки русские.

Сколько их.

— Как дальше? Ах, боже мой, забыла всё!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Она читала великолепным грудным голосом, с чувством, на лице у нее загорелся живой румянец, и на глазах показались слезы. Это была прежняя Варя, Варя-курсистка, и, слушая ее, Подгорин думал о прошлом и вспоминал, что и сам он, когда был студентом, знал наизусть много хороших стихов и любил читать их.

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит.

Но дальше Варя не помнила. Она замолчала и слабо и вяло улыбнулась, и после ее чтения зеленые и красные огни стали казаться печальными.

— Эх, забыла.

Зато Подгорин вдруг вспомнил, — как-то случайно уцелело у него в памяти со студенчества, — и прочел тихо, вполголоса:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную, —

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только.

— Жаль только, — перебила его Варя, вспомнив, — жаль только, жить в эту пору прекрасную уже не придется ни мне, ни тебе!

И она засмеялась и хлопнула его рукой по плечу."

С близким значением

🖌 Будущее в руках богов (Futura sunt in manibus deorum)

Древнее латинское выражение о неопределенности будущего.

🖌 Все в мире творится не нашим умом, а божьим судом

Русская пословица о том, что ход событий определяет Бог, а не человек; о непредсказуемости будущего.

🖌 Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах

Слова американского актера и режиссера Вуди Аллена (Woody Allen, рожд. 1935 г.).

🖌 Неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот

Цитата из повести "Тарас Бульба" книги "Миргород" (1835 г.), русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852), гл. V.

🖌 От тюрьмы и от сумы не зарекайся

1) В жизни все возможно (обычно, о плохом); 2) Не стоит считать себя надежно защищённым от какого-либо несчастья (русская пословица).

🖌 Пути господни неисповедимы

Источником для выражения является фраза из Библии , произнесенная Апостолом Павлом в Послании к Римлянам Святого Апостола Павла (глава 11, строка 33).

🖌 Человек предполагает, а Бог располагает

Человек не может предвидеть будущее. Будущее зависит от множества не предсказуемых случайностей (русская пословица).

С тропинки сбилась я: в глуши
Не слышно было ни души,
И сосны лишь да ели
Вершинами шумели.

В тени густой угрюмых сосен.

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.

Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе.

Вдали темно и чащи строги.
Под красной мачтой, под сосной
Стою и медлю — на пороге
В мир позабытый, но родной.
Достойны ль мы своих наследий?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей
Уводят к сказочным тропам.

Несменяемая зелень вызывает ассоциации
хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы: “. И дремлют ели гробовые” (В.Жуковский); “И дикая краса угрюмо спит” (А.Кольцов); “И тихо дремлет бор зелёный” (И.Бунин).

С осны и ели означают не только покой сна, но и покой смерти. Если дуб, выросший над могилой, — символ вечной жизни, преодолевающей смерть, то сосна воспринимается как надгробье, воздвигнутое самой природой над человеком и подтверждающее безысходность кончины.

И здесь спокойно спят под сенью гробовою —
И скромный памятник, в приюте сосн
густых.

(В.Жуковский)

В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.

Вспомним, что и Ленский у Пушкина похоронен под соснами:

Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.

Стоит под сосной, чуть живая,
Без думы, без стона, без слёз.
В лесу тишина гробовая —
День светел, крепчает мороз.

Сосна означает здесь сон, переходящий границы самой жизни: “. а Дарья стояла и стыла // В своём заколдованном сне”. Похоже изображает смерть крестьянской девушки, соблазнённой баричем, А.Майков:

“Сынок, не буди меня: клонит старуху ко сну.
Сруби мне два дерева — ель да рудую сосну”.
— Ин, ель на постель, а сосну? —

“А её на кровать:

На бархате смольном в гробу золотом
почивать. ”

В духов день берёзку ставят в угол горниц,
Вносят в церковь божью, в келии затворниц.
От тебя ж отрезки по дороге пыльной
Мечут, устилая ими путь могильный,
И где путь тот ельником означат,
Там, идя за гробом, добры люди плачут.

Из этого значения хвойных деревьев вытекает отрицательная эмоциональная их окраска у ряда поэтов. Вечная зелень представляется равнодушием, безразличием к жизни, неучастием в её радостях и тревогах.

Тютчев противопоставляет краткую жизнь листьев и вечную мертвенность игл:

Т о, что иглы не желтеют, не старятся, означает отсутствие у них молодости. Вообще спор хвойных и лиственных деревьев — один из устойчивых мотивов русской поэзии. Фет и Мей, вслед за Тютчевым, отдают предпочтение лиственным деревьям, испытывающим все превратности времени, но не сторонящимся жизни с её болями и бедами, расцветом и увяданьем, тогда как хвойные покупают бессмертие ценой отказа от жизни (потому они и бессмертны, что мертвенны; потому не умирают, что не живут).

Средь клёнов девственных и плачущих берёз
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грёз,
И трезвый вид мне их несносен.
В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.
Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны
и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.

Однако эта “непобедимость” хвойных деревьев вызывает и сочувственное к ним отношение. У Некрасова хвойные деревья — это бессмертие, достигнутое и воплощённое на земле: “Счастливы сосны и ели, // Вечно они зеленеют, // Гибели им не приносят метели, // Смертью морозы не веют”.

Наряду с общими признаками у сосны и ели отмечаются и совершенно разные поэтические свойства и значения.

Сосна выделяется стройностью и высотой, которая позволяет ей “собеседовать” с ветром. Один из самых устойчивых поэтических мотивов — сосны, раскачиваемые ветром наподобие колоколов, отчего по всему лесу идёт звон. Действительно, в переплесках хвои на ветру слышится не просто шум, но какие-то звонкие переливы. Пожалуй, впервые образ звенящих сосен появляется у Бунина в 1898 году: “Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен”. Развитие этот момент получает у Бальмонта, Клюева, Есенина: “Гудящий ветр средь сосен многозвонных. ” (К.Бальмонт); “. Люблю я сосен перезвон, молитвословящий пустыне”, “Глянь-ка, заря бахрому // Весит на звонницы сосен” (Н.Клюев); “Пляшет колдунья под звон сосняка. ” (С.Есенин).

Стройность сосновых стволов даёт основание сравнивать их с колоннами и струнами: “Ещё стройней его колонны” (И.Бунин); “сосен грубые колонны” (Д.Самойлов); “Ветер качает зелёные струны, // Ветки поющие, терпкие сосны” (К.Бальмонт); “Ворон канул на сосну, // Тронул сонную струну” (А.Блок); “Туда, на север, где стволы поют, как с струнами дуга” (В.Хлебников); “Эти сосны как медные струны // От земли до холодных небес” (А.Жигулин). “Звонность” и “струнность” придают какую-то чистоту и ясность поэтическому облику сосен, словно омытых и озвученных ветром.

Моя душа проста. Солёный ветер
Морей и смольный дух сосны
Её питал.
.
И волосы, смолистые как сосны,
В отливах синих падали на плечи.

Убегая от возлюбленного, героиня “пропала в соснах, // Когда их заплела ночная синь”, — как бы растворилась в том мире, откуда пришла, которому была подобна, в той ночной сини, которая отливами лежала на её волосах.

У Пастернака сосны олицетворяют свободу от земных страстей и невзгод:

Сравните у Фета:

Кроны сосен столь высоки, что между стволами легко умещается даль, входящая как бы в объём самого соснового леса, — и оттого за деревьями всё время мерещится какой-то бескрайний, похожий на море, простор — сосны скрывают низкие земные строения и распахивают ширь и высь.

Если стройные сосны выпрямляют всё окружающее пространство, то ели своей мохнатостью искривляют его, вызывают мысли о нечистой силе, живущей на отшибе, в глухомани:

В тени косматой ели
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой.
.
Над верхом чёрной ели
Хохочет голубой:
“Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой”.
.
Взлечу я выше ели
И лбом о землю трах.
Качай же, чёрт, качели,
Всё выше, выше. ах!

Знаменателен образ качелей, как бы связующий “ель” и “чёрта”, выражающий шаткость, неустойчивость ситуации, поколебленной присутствием демонической силы. “Качели” и “ели” сочетаются между собой не только рифменным, но и смысловым созвучием: движению разлапистых ели как бы вторят, усиливая его, взмахи качелей.

И там в развесистую ель
Я доску клал и с нею реял,
И таяла моя качель,
И сонный ветер тихо веял.

Сходный образ, связующий ели и качели (уже видимо, по мотивам сологубовского стихотворения), у О.Мандельштама:

Горячей головы качанье
И нежный лёд руки чужой,
И тёмных елей очертанья,
Ещё не виданные мной.

Спутанные иглы хвои чем-то напоминают бред, смутные видения; дремучесть елового леса переходит в мотив дрёмы, засыпания разума, в котором пробуждаются признаки бессознательного. “Тёмных елей очертанья” — как бы пейзаж самого подсознания. Если качели — образ физической, пространственной неустойчивости, то “туманный бред” добавляет к этому психологическое состояние зыбкости, смутности.

Всё это вместе в нерасчленённом виде — как опьянение, и как качание, и как призрак какого-то фантастического существа — было “предугадано” ещё в стихотворении Фета 1859 года:

Здесь имеются в виду не только сами ели, но и тени, отброшенные ими от костра и усиливающие призрачность их лохматых, рваных очертаний. Тени мечутся, колышутся, разрастаются — так создаётся образ пьяно шатающихся гигантов. Характерно, что Фет, назвавший сосны “трезвыми” (“и трезвый вид мне их несносен”), наделяет ели прямо противоположным эпитетом — “пьяные”, что подтверждается последующим развитием этого мотива у Блока, Сологуба, Мандельштама, где с елями связано представление о физической и психической зыбкости, о качелях и туманных видениях. Если строго очерченные сосны воспринимаются как твёрдо “стоящие на своих ногах”, упирающиеся в землю, то разлапистые, пушистые, взлохмаченные ели кажутся воплощением тёмных, спутанных зарослей души, выражением бредового, дремучего состояния мира.

О днако у ели наряду с этим “демоническим” значением есть и прямо противоположное. Широкие еловые ветви, поперечные стволу, напоминают крест, что влечёт за собой череду поэтических образов.

То не ели, не тонкие ели
На закате подъемлют кресты.

. У лосиного лога
Чётки елей кресты.

Над избою кресты благосенных вершин.

Ель моя, Ель — словно Спас-на-крови,
твой силуэт отдалённый,
будто бы след удивлённой любви,
вспыхнувшей, неутолённой.

Р оль ёлки в новогоднем обряде — особая тема, нашедшая отражение в поэзии последних десятилетий (Б.Пастернак, А.Вознесенский, Б.Окуджава и др.). Ель как новогоднее дерево сравнительно поздно пришла в Россию — в конце XVIII века из Германии, но постепенно, с упразднением многих традиционных обрядов, этот обычай наряжать ель становится едва ли не самым распространённым. Еловое дерево, украшенное свечами, конфетами, блестящими игрушками, серебряными нитями, хлопушками, яблоками и мандаринами, становится символом грядущего, чаемого великолепия, своего рода райским древом жизни. Ещё у И.Никитина ёлка, по-новогоднему украшенная, знаменует какой-то особый, лучший мир, счастливое преображение:

Попав из глухого леса в дом, на новогодний праздник, эта “стыдливая скромница // В фольге лиловой и синей финифти // Вам до скончания века запомнится” (Б.Пастернак); “А ёлочное буйство, // как женщина впотьмах — // вся в будущем, вся в бусах, // и иглы на губах” (А.Вознесенский); собравшиеся под Новый год вокруг ёлки — это её рыцари, кавалеры: “Мы в пух и прах наряжали тебя, // Мы тебе верно служили” (Б.Окуджава). В празднике зимних, белых святок узнаётся мотив зелёных святок, переряживание дерева в женщину. Но весенний обряд символизирует пробуждение сил плодородия, рождение новой жизни, зимний — скорее выступает как праздник воскресения, ёлка — пророчица сказочного будущего:

Хоровод, который водят вокруг ёлки, — знак почитания в ней вечного древа жизни, озаряющего мир своим светом, оделяющего людей своими плодами, вечно зеленеющего. Ёлка посреди комнаты — как неопалимая купина, куст горящий и не сгорающий. Граница между двумя временами, отмечающая новогодье, — это как бы способ задержаться вне времени, впустить вечное в свою повседневную жизнь. В этом сущность праздника — прерывается ход времени, воцаряется вечность, “здесь и сейчас”:

 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №1
 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №2
 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №3
 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №4
 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №5
 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №6
 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №7
 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №8

Вы можете ознакомиться и скачать Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. . Презентация содержит 8 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку.

Слайд 1

 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не смог чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда.

Слайд 2

1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не смог чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда.

 1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. 3) Глубже пахать больше хлеба видать. 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба. 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. 6) Будешь книги читать будешь всё знать. 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки.

Слайд 3

1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. 3) Глубже пахать больше хлеба видать. 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба. 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. 6) Будешь книги читать будешь всё знать. 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки.

 1) За мной гнались я духом не смутился. 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. 8) Есть закон служить до срока службы труд солдат не гость. Есть отбой уснул глубоко есть подъём вскочил как гвоздь.

Слайд 4

1) За мной гнались я духом не смутился. 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. 8) Есть закон служить до срока службы труд солдат не гость. Есть отбой уснул глубоко есть подъём вскочил как гвоздь.

 Расставить знаки препинания и пояснить их постановку. , слайд №5

Слайд 5

 1) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют. 1) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО), однородные простые предложения. 2) Мне стало совестно, и я не мог докончить начатой речи. Сложносочиненное предложение. 3) Это была песня. Прислушиваюсь, напев стройный: то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь - никого нет кругом, прислушиваюсь - снова звуки как будто падают с неба. Сложносочиненное предложение; второе предложение поясняет первое; однородные члены предложения; быстрая смена событий, однородные предложения. 4) Взойдёт красно солнце - прощай светел месяц! В первом предложении указывается на время (можно вставить союз КОГДА). 5) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить слова И УВИДЕЛ). 6) Успокойтесь: рана не опасная. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). 7) Шестнадцать лет служу - такого со мной не было. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз) 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло, вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать, но не смог: чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда. Однородные члены предложения; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).

Слайд 6

1) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют. 1) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО), однородные простые предложения. 2) Мне стало совестно, и я не мог докончить начатой речи. Сложносочиненное предложение. 3) Это была песня. Прислушиваюсь, напев стройный: то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь - никого нет кругом, прислушиваюсь - снова звуки как будто падают с неба. Сложносочиненное предложение; второе предложение поясняет первое; однородные члены предложения; быстрая смена событий, однородные предложения. 4) Взойдёт красно солнце - прощай светел месяц! В первом предложении указывается на время (можно вставить союз КОГДА). 5) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить слова И УВИДЕЛ). 6) Успокойтесь: рана не опасная. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). 7) Шестнадцать лет служу - такого со мной не было. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз) 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло, вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать, но не смог: чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда. Однородные члены предложения; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).

 1) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист. 1) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист. Сложносочиненное предложение. 2) Поздней осенью, перед самой зимой, степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик : птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны, кочевники, едут на зимнее стойбище. Уточняющее обстоятельство; второе предложение поясняет первое; обособленное приложение. 3) Глубже пахать - больше хлеба видать. В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ) 4) Я люблю лес, как бродяга: для меня он родной, он дороже мне всего: дороже моря и неба. Сравнительный оборот; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО); обобщающее слово при однородных членах предложения. 5) По лопухам, по крапиве - по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. Обобщающее слово при однородных членах предложения; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). 6) Будешь книги читать - будешь всё знать. В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ) 7) Уля попыталась поймать вожжи, но не смогла дотянуться: кони, едва не налетев грудью на бричку впереди, взмыли на дыбы и рванули в сторону, чуть не оборвав постромки. Противительный союз; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО), деепричастные обороты.

Слайд 7

1) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист. 1) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист. Сложносочиненное предложение. 2) Поздней осенью, перед самой зимой, степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик : птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны, кочевники, едут на зимнее стойбище. Уточняющее обстоятельство; второе предложение поясняет первое; обособленное приложение. 3) Глубже пахать - больше хлеба видать. В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ) 4) Я люблю лес, как бродяга: для меня он родной, он дороже мне всего: дороже моря и неба. Сравнительный оборот; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО); обобщающее слово при однородных членах предложения. 5) По лопухам, по крапиве - по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. Обобщающее слово при однородных членах предложения; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). 6) Будешь книги читать - будешь всё знать. В первом предложение содержится условие (можно вставить союз ЕСЛИ) 7) Уля попыталась поймать вожжи, но не смогла дотянуться: кони, едва не налетев грудью на бричку впереди, взмыли на дыбы и рванули в сторону, чуть не оборвав постромки. Противительный союз; второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО), деепричастные обороты.

 1) За мной гнались - я духом не смутился. 1) За мной гнались - я духом не смутился. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз) 2) Равнина была пустынна и печальна - сжималось сердце. Второе предложение содержит следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ) 3) Везде тишь: ни собака не тявкнет, ни голос человеческий не откликнется. Второе предложение поясняет первое; однородные предложения. 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни : это горит прошлогодняя трава. Второе предложение поясняет первое 5) Пишу жизнь - выходит роман, пишу роман - выходит жизнь. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз); однородные члены предложения. 6) Снег падал медленно, тяжёлыми пушистыми хлопьями, превращая дорогу в сугробы; он наклонял своею тяжестью деревья. Однородные члены предложения; деепричастный оборот; перечисление фактов. 7) Было так : из тьмы глубокой, огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересёк наискосок. Второе предложение поясняет первое; деепричастный оборот. 8) Есть закон : служить до срока службы, труд солдат не гость. Есть отбой - уснул глубоко, есть подъём - вскочил как гвоздь. Второе предложение поясняет первое; сложносочиненное предложение; второе предложение содержит следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ).

Слайд 8

1) За мной гнались - я духом не смутился. 1) За мной гнались - я духом не смутился. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз) 2) Равнина была пустынна и печальна - сжималось сердце. Второе предложение содержит следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ) 3) Везде тишь: ни собака не тявкнет, ни голос человеческий не откликнется. Второе предложение поясняет первое; однородные предложения. 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни : это горит прошлогодняя трава. Второе предложение поясняет первое 5) Пишу жизнь - выходит роман, пишу роман - выходит жизнь. Второе предложение противоречит первому (можно вставить противительный союз); однородные члены предложения. 6) Снег падал медленно, тяжёлыми пушистыми хлопьями, превращая дорогу в сугробы; он наклонял своею тяжестью деревья. Однородные члены предложения; деепричастный оборот; перечисление фактов. 7) Было так : из тьмы глубокой, огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересёк наискосок. Второе предложение поясняет первое; деепричастный оборот. 8) Есть закон : служить до срока службы, труд солдат не гость. Есть отбой - уснул глубоко, есть подъём - вскочил как гвоздь. Второе предложение поясняет первое; сложносочиненное предложение; второе предложение содержит следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ).

Читайте также: