С вишневого дерева выросшего на голове оленя барон мюнхгаузен собрал 168 кг вишни

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Барон Мюнхгаузен постоянно рассказывает знакомым истории, которые кажутся выдумкой.

Истории о вишнёвом дереве на голове оленя, выросшем от выстрела вишнёвой косточкой, или о том, как барон вытащил сам себя из болота за волосы вызывают смех и недоверие. Но сам рассказчик утверждает, что всегда говорит правду. Жители города, где живёт знаменитый барон Мюнхгаузен, уже привыкли к этим рассказам.

Все в доме барона живут по его странным правилам, и считают это нормальным. Мюнхгаузен сам устанавливает время выстрелами, и ему верят больше, чем часам. В доме барона царят счастье и веселье.

Однажды барон пригласил очередного пастора, чтобы оформить развод и жениться на Марте.

Герцог наконец разрешил Мюнхгаузену развестись. Но бывшая жена и сын против. Они приходят к герцогу и пытаются убедить его, что барон сумасшедший. В доказательство они показывают герцогу план барона на день. В числе дел — разгон облаков, подвиг и война с Англией.

И герцог объявляет мобилизацию. А заодно приказывает арестовать барона. Великий выдумщик заразил фантазиями весь город. Человек, делающий ночь, свой календарь и подвиги на это способен. На бракоразводном процессе барон заявляет, что дарит городу 32 мая. Но развод не состоялся, а значит, не будет и венчания. Марта устала ждать и покидает барона.

На приёме у герцога Мюнхгаузен объясняет, что хотел подарить городу лишний весенний день. Герцог уговаривает барона быть правильным, отречься от фантазий. И тогда его обвенчают с Мартой. Барон согласен подписать документ, в котором откажется от своих фантазий. Но обещает последнюю шутку. Барон застрелился. Стать обычным человеком для него подобно смерти.

Прошло три года. Город скорбит о бароне и собирается поставить ему памятник. Но на самом деле фантазёр жив, только теперь он садовник.

Мюнхгаузен возвращается в город. Он решил воскреснуть. Но жители города против, и пытаются убедить всех и самих себя, что барон — самозванец. Его приговорили к испытанию. Барон должен полететь на ядре. Жители признали его настоящим Мюнхгаузеном. Но барон поднимается по верёвочной лестнице, бесконечной, как мир фантазий.

В чём смысл фильма Тот самый Мюнхгаузен

Смысл фильма в том, что барон отличается от других людей. Благодаря фантазиям жизнь его интересна.

Самый правдивый

Барон верит в свои истории, верит в них и его верный слуга. Мюнхгаузен действительно уверен в своей правдивости. В своих фантазиях барон свободен. Он может летать на ядре, выращивать вишневый сад на голове оленя, ходить на охоту без ружья и даже разговаривать с Сократом.

Другой

Мюнхгаузен не похож на жителей города, он необычный человек, сделать его обычным — значит, убить его. А горожане хотели, чтобы барон стал таким, как все. Великий фантазёр предпочёл умереть. Городу нужна лишь слава барона, память о нём, а живой Мюнхгаузен не нужен им. Людям нужна легенда.

Жестокий мир

Ещё одна важная проблема затронута — проблема отношений человека и общества. Жестокие люди вынуждают барона отказаться от своей яркой индивидуальности. Общество при жизни не принимало барона, зато готово восхищаться им после смерти.

Автор считает, что непримиримость к меньшей части общества должна исчезнуть, уникальных людей нужно беречь, иначе жизнь будет скучна и бесцветна.

Надёжно спрятана в фильме о великом фантазёре и ещё одна мысль. Люди не ценят близких при жизни и начинают делать это только после смерти.

Сила любви

В фильме барон раскрывает силу истинной любви. Тот, кто действительно любит, способен на любой подвиг. Для Мюнхгаузена любовь — теорема, которую нужно доказывать каждый день. Не нужно избитых признаний в любви, не нужно чувства в традиционном земном понимании. Отдать жизнь за подвиг любви — смысл жизни великого фантазёра.

Живая душа

Главная мысль фильма в том что важно сохранить живую, яркую душу, свободную, как сам барон Мюнхгаузен. Её нельзя запереть в клетке, её не сдержат оковы. Душа должна радоваться жизни и свободе, а без этого жизнь не может быть яркой и интересной.

Жители города и семья барона сожалеют о смерти Мюнхгаузена. Они потеряли нечто важное с его смертью. И теперь пытаются подражать знаменитому соотечественнику. Например, пробуют вытянуть себя за волосы. Их души тоже требуют свободы и радости.

Философское начало

Не обошлось в фильме и без философии. Барон относится к жизни легко, он принимает её такой, какая она есть. Он не переделывает жизнь, он только раскрашивает её в яркие краски своей неудержимой фантазии.

Мюнхгаузен стирает грань между реальностью и выдумкой, и это хорошо. Иначе жизнь будет очень скучной.

Смысл финала

В конце фильма о великом фантазёре барон Мюнхгаузен советует всем не делать серьёзных лиц и чаще улыбаться. Ведь все глупости в мире совершаются с серьёзным лицом.

И совет великого выдумщика актуален во все времена. Невозможно прожить без улыбки, без неё жизнь скучна и неинтересна. Барон взбирается вверх по бесконечно длинной лестнице, которая символизирует такую же бесконечную память истории о великом фантазёре, придумавшем 32 мая — еще один весенний день.

Это же любовница, давайте уточним: имеешь любовницу — на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на ней жениться, это аморально!

— К сожалению, при живой жене вы не можете жениться вторично. — При живой? Вы предлагаете её убить?

— Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен! Вас приказано арестовать. В случае сопротивления приказано применить силу. — Кому? — Что кому? — Кому применить силу в случае сопротивления, вам или мне? — Не понял… — Так, может, послать вестового переспросить? — Это невозможно. — Правильно. Будем оба выполнять приказ. Логично?

Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.

— Такова судьба всех великих людей — современники их не понимают. — Современники — возможно. Но мы-то родственники!

— Год назад в этих самых краях, представляете, встречаюсь с оленем. Скидываю ружье — оказывается, патронов нет. Ничего нет, кроме вишни. Заряжаю ружью вишневой косточкой, тьфу! — стреляю и попадаю оленю в лоб. Он убегает. А этой весной в этих самых краях, представьте себе, встречаюсь с моим красавцем-оленем, на голове которого растет роскошное вишневое дерево. — Дерево? На голове оленя? Скажите лучше: вишневый сад! — Если бы вырос сад, я б сказал сад. А поскольку выросло дерево, зачем же мне врать?

— И когда медведь бросился на него, господин барон схватил его за передние лапы и держал до тех пор, пока тот не умер. — А от чего же он умер-то? — От голода. Медведь, как известно, питается тем, что сосёт свою лапу, а поскольку господин барон лишил его этой возможности…

— Баронесса, как вам идет этот костюм амазонки! Рамкопф, вы, как всегда, очаровательны! Как дела, корнет? Вижу, что хорошо! — Судя по обилию комплиментов, вы опять с плохой новостью.

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Впрочем, со мной случались чудеса и почище. Иду я как-то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями, которые купил по дороге.

И вдруг прямо передо мной – олень! Стройный, красивый, с огромными ветвистыми рогами!

А у меня, как назло, ни одной пули!

Олень стоит и преспокойно глядит на меня, словно знает, что у меня ружьё не заряжено.

К счастью, у меня осталось ещё несколько вишен, и я зарядил ружьё вместо пули вишнёвой косточкой. Да, да, не смейтесь, обыкновенной вишнёвой косточкой.

Раздался выстрел, но олень только головой помотал. Косточка попала ему в лоб и не причинила никакого вреда. В одно мгновение он скрылся в лесной чаще.

Я очень жалел, что упустил такого прекрасного зверя.

Год спустя я снова охотился в том же лесу. Конечно, к тому времени я совсем позабыл об истории с вишнёвой косточкой.

Каково же было моё изумление, когда из чащи леса прямо на меня выпрыгнул великолепный олень, у которого между рогами росло высокое, развесистое вишнёвое дерево! Ах, поверьте, это было очень красиво: стройный олень и на голове у него – стройное дерево! Я сразу догадался, что это дерево выросло из той маленькой косточки, которая в прошлом году послужила мне пулей. На этот раз у меня не было недостатка в зарядах. Я прицелился, выстрелил, и олень замертво грохнулся на землю. Таким образом, с одного выстрела я сразу получил и жаркое и вишнёвый компот, потому что дерево было покрыто крупными, спелыми вишнями.

Должен сознаться, что более вкусных вишен я не пробовал за всю свою жизнь.

Тот самый Мюнхгаузен?

Портрет Карл Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена (1752)

С именем персонажа барона Мюнхгаузена навсегда связаны занимательные небылицы о вишнёвом дереве, выросшем на голове оленя, передвижениях во времени, путешествии на Луну и другие невероятные рассказы. Однако существовал настоящий барон, которому хоть и не посчастливилось полетать на пушечном ядре, но зато удалось завоевать любовь читателей по всему миру.

Тот самый Мюнхгаузен?

Герб рода Мюнхгаузенов, на котором изображен монах с посохом и мешочком, в котором лежит книга

Родина барона – небольшой городок Боденвердер. В 1737 году Мюнхгаузен оказался в России, где в это время процветала служба немцев в русской армии и при императорском дворе.

Тот самый Мюнхгаузен?

Центр города Боденвердера - родины Мюнхгаузена

Мюнхгаузен дослужился до высоких чинов, но после очередного дворцового переворота был вынужден уехать в Германию. С тех пор в Россию он не возвращался, зато все деловые бумаги подписывал как ротмистр русской службы.

Тот самый Мюнхгаузен?

Олень, на голове которого выросло вишневое дерево. Илл. Гюстава Доре

Всеми любимый лжец

Тот самый Мюнхгаузен?

Иллюстрация к одному из самых знаменитых приключений барона - полету на пушечном ядре

В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.

Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.

Тот самый Мюнхгаузен?

Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями. Илл. Гюстава Доре

Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.

Последняя шутка

Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.

Тот самый Мюнхгаузен?

Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере

Мюнхгаузен в России

Тот самый Мюнхгаузен?

Обложки популярнейшего в России пересказа Чуковским книги Распе

Марта. Тебе грозит тюрьма.

Мюнхгаузен. Чудное место! Там Овидий и Сервантес, мы будем перестукиваться.

Тот самый Мюнхгаузен?

Москва. Центральный театр Советской Армии. Сцена из спектакля "Комическая фантазия". Режиссер Ростислав Горяев. Бургомистр - актер Юрий Комиссаров (слева), Мюнхгаузен - актер Владимир Зельдин (справа). Михаил Строков/Фотохроника ТАСС

Театральный или киношный Мюнхгаузен?

Тот самый Мюнхгаузен?

Олег Янковский в образе барона Мюнхгаузена

Мюнхгаузен, созданный Владимиром Зельдиным, абсолютно другой. Он значительно старше (это человек на пороге старости, лет шестидесяти). Он – аристократ, который не способен производить какие-то невероятные приключения. Он даже и не помышляет о конфликте с властью или церковью. Этот Мюнхгаузен живет в другом мире, верит в него и искренне недоумевает, когда вокруг него назревает интрига. Мюнхгаузен Зельдина не столько отрицает мир, как в фильме, сколько мир не может принять его. Здесь сталкивается вера героя с окружающим рационализмом. Среди всех других героев нет верующих людей. Они все – рационалисты, включая служителей культа. Барон искренен в своих чувствах, чем-то напоминает Дон Кихота, лишенного своей острой пики и не защищенного латами, и от того предстающего интеллигентным, ироничным, искренним большим ребенком, которого рациональные, целиком погруженные в заботы мира сего люди фактически заставляют уйти из мира – забраться по лестнице на Луну.

Образ барона Мюнхгаузена – один из самых известных популярных в мировой литературе. Ему посвящены кинофильмы и мультфильмы, поставлены несколько памятников. Существует несколько музеев барона Мюнхгаузена.

Любой читатель и зритель, познакомившись с образом Мюнхгаузена, испытывает к нему искреннюю симпатию. И даже если верующий человек читает об этих остроумных выдуманных приключениях, он не ощущает антипатии к добродушному фантазеру, в котором фантазии гораздо больше, чем лжи. А все почему? Да потому что вокруг слишком много холодного рационализма и равнодушия, а мир барона Мюнхгаузена - это мир, где возможно настоящее чудо, где человек рисует собственную жизнь яркими красками, которых всегда так не хватает.

- Всё шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Говорят ведь юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, — продлевает. Тому, кто острит, — укорачивает. Вот так вот.

Читайте также: