С вишневого дерева выросшего на голове оленя барон мюнхгаузен собрал 168 кг вишни
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Барон Мюнхгаузен постоянно рассказывает знакомым истории, которые кажутся выдумкой.
Истории о вишнёвом дереве на голове оленя, выросшем от выстрела вишнёвой косточкой, или о том, как барон вытащил сам себя из болота за волосы вызывают смех и недоверие. Но сам рассказчик утверждает, что всегда говорит правду. Жители города, где живёт знаменитый барон Мюнхгаузен, уже привыкли к этим рассказам.
Все в доме барона живут по его странным правилам, и считают это нормальным. Мюнхгаузен сам устанавливает время выстрелами, и ему верят больше, чем часам. В доме барона царят счастье и веселье.
Однажды барон пригласил очередного пастора, чтобы оформить развод и жениться на Марте.
Герцог наконец разрешил Мюнхгаузену развестись. Но бывшая жена и сын против. Они приходят к герцогу и пытаются убедить его, что барон сумасшедший. В доказательство они показывают герцогу план барона на день. В числе дел — разгон облаков, подвиг и война с Англией.
И герцог объявляет мобилизацию. А заодно приказывает арестовать барона. Великий выдумщик заразил фантазиями весь город. Человек, делающий ночь, свой календарь и подвиги на это способен. На бракоразводном процессе барон заявляет, что дарит городу 32 мая. Но развод не состоялся, а значит, не будет и венчания. Марта устала ждать и покидает барона.
На приёме у герцога Мюнхгаузен объясняет, что хотел подарить городу лишний весенний день. Герцог уговаривает барона быть правильным, отречься от фантазий. И тогда его обвенчают с Мартой. Барон согласен подписать документ, в котором откажется от своих фантазий. Но обещает последнюю шутку. Барон застрелился. Стать обычным человеком для него подобно смерти.
Прошло три года. Город скорбит о бароне и собирается поставить ему памятник. Но на самом деле фантазёр жив, только теперь он садовник.
Мюнхгаузен возвращается в город. Он решил воскреснуть. Но жители города против, и пытаются убедить всех и самих себя, что барон — самозванец. Его приговорили к испытанию. Барон должен полететь на ядре. Жители признали его настоящим Мюнхгаузеном. Но барон поднимается по верёвочной лестнице, бесконечной, как мир фантазий.
В чём смысл фильма Тот самый Мюнхгаузен
Смысл фильма в том, что барон отличается от других людей. Благодаря фантазиям жизнь его интересна.
Самый правдивый
Барон верит в свои истории, верит в них и его верный слуга. Мюнхгаузен действительно уверен в своей правдивости. В своих фантазиях барон свободен. Он может летать на ядре, выращивать вишневый сад на голове оленя, ходить на охоту без ружья и даже разговаривать с Сократом.
Другой
Мюнхгаузен не похож на жителей города, он необычный человек, сделать его обычным — значит, убить его. А горожане хотели, чтобы барон стал таким, как все. Великий фантазёр предпочёл умереть. Городу нужна лишь слава барона, память о нём, а живой Мюнхгаузен не нужен им. Людям нужна легенда.
Жестокий мир
Ещё одна важная проблема затронута — проблема отношений человека и общества. Жестокие люди вынуждают барона отказаться от своей яркой индивидуальности. Общество при жизни не принимало барона, зато готово восхищаться им после смерти.
Автор считает, что непримиримость к меньшей части общества должна исчезнуть, уникальных людей нужно беречь, иначе жизнь будет скучна и бесцветна.
Надёжно спрятана в фильме о великом фантазёре и ещё одна мысль. Люди не ценят близких при жизни и начинают делать это только после смерти.
Сила любви
В фильме барон раскрывает силу истинной любви. Тот, кто действительно любит, способен на любой подвиг. Для Мюнхгаузена любовь — теорема, которую нужно доказывать каждый день. Не нужно избитых признаний в любви, не нужно чувства в традиционном земном понимании. Отдать жизнь за подвиг любви — смысл жизни великого фантазёра.
Живая душа
Главная мысль фильма в том что важно сохранить живую, яркую душу, свободную, как сам барон Мюнхгаузен. Её нельзя запереть в клетке, её не сдержат оковы. Душа должна радоваться жизни и свободе, а без этого жизнь не может быть яркой и интересной.
Жители города и семья барона сожалеют о смерти Мюнхгаузена. Они потеряли нечто важное с его смертью. И теперь пытаются подражать знаменитому соотечественнику. Например, пробуют вытянуть себя за волосы. Их души тоже требуют свободы и радости.
Философское начало
Не обошлось в фильме и без философии. Барон относится к жизни легко, он принимает её такой, какая она есть. Он не переделывает жизнь, он только раскрашивает её в яркие краски своей неудержимой фантазии.
Мюнхгаузен стирает грань между реальностью и выдумкой, и это хорошо. Иначе жизнь будет очень скучной.
Смысл финала
В конце фильма о великом фантазёре барон Мюнхгаузен советует всем не делать серьёзных лиц и чаще улыбаться. Ведь все глупости в мире совершаются с серьёзным лицом.
И совет великого выдумщика актуален во все времена. Невозможно прожить без улыбки, без неё жизнь скучна и неинтересна. Барон взбирается вверх по бесконечно длинной лестнице, которая символизирует такую же бесконечную память истории о великом фантазёре, придумавшем 32 мая — еще один весенний день.
Это же любовница, давайте уточним: имеешь любовницу — на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на ней жениться, это аморально!
— К сожалению, при живой жене вы не можете жениться вторично. — При живой? Вы предлагаете её убить?
— Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен! Вас приказано арестовать. В случае сопротивления приказано применить силу. — Кому? — Что кому? — Кому применить силу в случае сопротивления, вам или мне? — Не понял… — Так, может, послать вестового переспросить? — Это невозможно. — Правильно. Будем оба выполнять приказ. Логично?
Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.
— Такова судьба всех великих людей — современники их не понимают. — Современники — возможно. Но мы-то родственники!
— Год назад в этих самых краях, представляете, встречаюсь с оленем. Скидываю ружье — оказывается, патронов нет. Ничего нет, кроме вишни. Заряжаю ружью вишневой косточкой, тьфу! — стреляю и попадаю оленю в лоб. Он убегает. А этой весной в этих самых краях, представьте себе, встречаюсь с моим красавцем-оленем, на голове которого растет роскошное вишневое дерево. — Дерево? На голове оленя? Скажите лучше: вишневый сад! — Если бы вырос сад, я б сказал сад. А поскольку выросло дерево, зачем же мне врать?
— И когда медведь бросился на него, господин барон схватил его за передние лапы и держал до тех пор, пока тот не умер. — А от чего же он умер-то? — От голода. Медведь, как известно, питается тем, что сосёт свою лапу, а поскольку господин барон лишил его этой возможности…
— Баронесса, как вам идет этот костюм амазонки! Рамкопф, вы, как всегда, очаровательны! Как дела, корнет? Вижу, что хорошо! — Судя по обилию комплиментов, вы опять с плохой новостью.
Впрочем, со мной случались чудеса и почище. Иду я как-то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями, которые купил по дороге.
И вдруг прямо передо мной – олень! Стройный, красивый, с огромными ветвистыми рогами!
А у меня, как назло, ни одной пули!
Олень стоит и преспокойно глядит на меня, словно знает, что у меня ружьё не заряжено.
К счастью, у меня осталось ещё несколько вишен, и я зарядил ружьё вместо пули вишнёвой косточкой. Да, да, не смейтесь, обыкновенной вишнёвой косточкой.
Раздался выстрел, но олень только головой помотал. Косточка попала ему в лоб и не причинила никакого вреда. В одно мгновение он скрылся в лесной чаще.
Я очень жалел, что упустил такого прекрасного зверя.
Год спустя я снова охотился в том же лесу. Конечно, к тому времени я совсем позабыл об истории с вишнёвой косточкой.
Каково же было моё изумление, когда из чащи леса прямо на меня выпрыгнул великолепный олень, у которого между рогами росло высокое, развесистое вишнёвое дерево! Ах, поверьте, это было очень красиво: стройный олень и на голове у него – стройное дерево! Я сразу догадался, что это дерево выросло из той маленькой косточки, которая в прошлом году послужила мне пулей. На этот раз у меня не было недостатка в зарядах. Я прицелился, выстрелил, и олень замертво грохнулся на землю. Таким образом, с одного выстрела я сразу получил и жаркое и вишнёвый компот, потому что дерево было покрыто крупными, спелыми вишнями.
Должен сознаться, что более вкусных вишен я не пробовал за всю свою жизнь.
Портрет Карл Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена (1752)
С именем персонажа барона Мюнхгаузена навсегда связаны занимательные небылицы о вишнёвом дереве, выросшем на голове оленя, передвижениях во времени, путешествии на Луну и другие невероятные рассказы. Однако существовал настоящий барон, которому хоть и не посчастливилось полетать на пушечном ядре, но зато удалось завоевать любовь читателей по всему миру.
Герб рода Мюнхгаузенов, на котором изображен монах с посохом и мешочком, в котором лежит книга
Родина барона – небольшой городок Боденвердер. В 1737 году Мюнхгаузен оказался в России, где в это время процветала служба немцев в русской армии и при императорском дворе.
Центр города Боденвердера - родины Мюнхгаузена
Мюнхгаузен дослужился до высоких чинов, но после очередного дворцового переворота был вынужден уехать в Германию. С тех пор в Россию он не возвращался, зато все деловые бумаги подписывал как ротмистр русской службы.
Олень, на голове которого выросло вишневое дерево. Илл. Гюстава Доре
Всеми любимый лжец
Иллюстрация к одному из самых знаменитых приключений барона - полету на пушечном ядре
В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.
Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.
Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями. Илл. Гюстава Доре
Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.
Последняя шутка
Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.
Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере
Мюнхгаузен в России
Обложки популярнейшего в России пересказа Чуковским книги Распе
Марта. Тебе грозит тюрьма.
Мюнхгаузен. Чудное место! Там Овидий и Сервантес, мы будем перестукиваться.
Москва. Центральный театр Советской Армии. Сцена из спектакля "Комическая фантазия". Режиссер Ростислав Горяев. Бургомистр - актер Юрий Комиссаров (слева), Мюнхгаузен - актер Владимир Зельдин (справа). Михаил Строков/Фотохроника ТАСС
Театральный или киношный Мюнхгаузен?
Олег Янковский в образе барона Мюнхгаузена
Мюнхгаузен, созданный Владимиром Зельдиным, абсолютно другой. Он значительно старше (это человек на пороге старости, лет шестидесяти). Он – аристократ, который не способен производить какие-то невероятные приключения. Он даже и не помышляет о конфликте с властью или церковью. Этот Мюнхгаузен живет в другом мире, верит в него и искренне недоумевает, когда вокруг него назревает интрига. Мюнхгаузен Зельдина не столько отрицает мир, как в фильме, сколько мир не может принять его. Здесь сталкивается вера героя с окружающим рационализмом. Среди всех других героев нет верующих людей. Они все – рационалисты, включая служителей культа. Барон искренен в своих чувствах, чем-то напоминает Дон Кихота, лишенного своей острой пики и не защищенного латами, и от того предстающего интеллигентным, ироничным, искренним большим ребенком, которого рациональные, целиком погруженные в заботы мира сего люди фактически заставляют уйти из мира – забраться по лестнице на Луну.
Образ барона Мюнхгаузена – один из самых известных популярных в мировой литературе. Ему посвящены кинофильмы и мультфильмы, поставлены несколько памятников. Существует несколько музеев барона Мюнхгаузена.
Любой читатель и зритель, познакомившись с образом Мюнхгаузена, испытывает к нему искреннюю симпатию. И даже если верующий человек читает об этих остроумных выдуманных приключениях, он не ощущает антипатии к добродушному фантазеру, в котором фантазии гораздо больше, чем лжи. А все почему? Да потому что вокруг слишком много холодного рационализма и равнодушия, а мир барона Мюнхгаузена - это мир, где возможно настоящее чудо, где человек рисует собственную жизнь яркими красками, которых всегда так не хватает.
- Всё шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Говорят ведь юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, — продлевает. Тому, кто острит, — укорачивает. Вот так вот.
Читайте также: