Разрешение на санитарную обрезку деревьев

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Зачем нужно кронирование и зачем рубить деревья

Кронирование – предполагает обрезку кроны деревьев (например, опиловку части веток), а вырубка – полный спил дерева.
Деревья – источник повышенной опасности. Ветки деревьев (как и сами стволы деревьев) могут упасть на жителей, транспортные средства, элементы инфраструктуры внутридомового благоустройства.

В средней полосе во дворах встречаются следующие основные деревья: липы, березы, тополя, осины (реже), американский клен, клен, каштан, рябина. Очень редко можно встретить ясень и дуб, а также сосну, ель или тую (кипарис). Наиболее безопасные для двора деревья (из лиственных) – это липа, береза клен, а также ель или туя (из хвойных).

Специфика американского клена состоит в том, что достигнув определенного возраста он начинает изгибаться под тяжестью собственного веса. Тополя растут очень быстро, однако имеют элементы ломучести, а кроме того, они создают проблемы для аллергиков тополиным пухом (при всех фитосанитарных плюсах данного дерева). Наибольшую опасность для двора представляют ивы: они растут чрезвычайно быстро, полностью неприхотливы, но чрезвычайно ломучи. Падение ивы, вовремя не кронированной – создает реальную опасность и угрозу для жителей.
Для того, чтобы не допустить угрозы дворовому пространству от деревьев, осуществляется кронирование или опиловка. Эти действия предполагают обрезку ствола дерева с одновременным срезом веток, потенциально угрожающих падению во дворе.

В определенном смысле кронирование – это санитарная чистка придомовой территории. Для того, чтобы кронирование осуществлялось как можно реже, управляющей организации необходимо планировать дворовую флору на перспективу:
- не сажать деревья, которые являются потенциально нежелательными (например, ивы или пушащиеся тополя);
- сажать деревья, которые будут расти очень долго (например, тот же дуб) или по своей природе являются стройными (например, пирамидальные и лавролистные тополя, березы);
- не допускать посадки на придомовой территории опасных кустарников (например, шиповника, т.к. об него могут пораниться и дети, и взрослые).

Кто должен кронировать или вырубать

Кронирует (рубит) всегда собственник земельного участка, на котором находится зеленое насаждение. Если местоположение дерева на границе земельного участка, то желательно позвать кадастрового инженера и сделать выноску из кадастрового плана по точкам на местность. Это позволит определить фактическое обязанное лицо (которое желательно уведомить об угрозе падения дерева или факте его сухостойности).

Прежде, чем начинать процедуру кронирования необходимо провести полный осмотр всех зеленых насаждений на придомовой (а также прилегающей) территории на предмет элементов сухостойности или болезни дерева. Регулярные осмотры зеленых насаждений позволяют сформировать профилактику потенциального ущерба от дерева в случае его падения.

В результате оказания услуги выдается:
- разрешение (распоряжение) на вырубку, кронирование, посадку и пересадку деревьев, кустарников, снос газона;
- акт обследования зеленых насаждений с заключением об аварийности деревьев и кустарников;
- или уведомление об отказе в разрешении на вырубку, кронирование, посадку и пересадку деревьев, кустарников, снос газона.

В дальнейшем разрешение является основанием для проведению работ по кронированию или вырубке зеленых насаждений.
Самовольная спилка деревьев может повлечь негативные последствия для виновного лица.

В другом случае (Брянск) суд делает довольно странный вывод о том, что решение о вырубке деревьев принимается общим собранием собственников многоквартирного дома. Спиливание деревьев, обрезание веток, выявление гнилых деревьев и спиливание гнилых деревьев осуществляются управляющей организацией на основании протоколов и решений общих собраний собственников в многоквартирном доме и производятся за счет средств собственников и при наличии денежных средств на лицевом счете многоквартирного жилого дома (дело № А09-8703/2019).

Фактически нужно исходить из особенностей регулирования процедуры вырубки и кронирования в каждом городе и принятых муниципальных правилах благоустройства.

Как управляющей организации заставить третьи лица провести кронирование

Опиловка деревьев (особенно взрослых) – дело очень затратное. Кронирование с одновременной вырубкой крупного дерева и последующим вывозом порубочных остатков может иметь диапазон цен от 50 до 200 тысяч рублей. Дело усложняется, если ветви деревьев упираются в провода и есть риски обрыва при пилке.

Вместе с тем, есть некоторые лайфхаки, которые позволяют управляющей организации заставить третьи лица провести кронирование своим средствами, обеспечив собственную экономию.

1.Охранная зона теплотрассы.
Если по земельному участку многоквартирного дома проходит линия сетей теплоснабжения (под землей или по воздуху), то рядом с такими сетями образуются охранные зоны.
Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охрана тепловых сетей осуществляется собственником тепловых сетей (п. 1 и 2 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные Приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197, далее – Типовые правила).
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей, или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (п. 6 и 4 Типовых правил).

Таким образом, если на придомовой территории многоквартирного дома в охранной зоне теплотрассы имеются деревья, то управляющая организация вправе потребовать от собственника тепловых сетей приведения охранной зоны в соответствие с Типовыми правилами.

Социальный аспект кронирования

Необходимость кронирования деревьев никто не оспаривает. Тема актуальна в равной степени для плодовых деревьев в индивидуальном хозяйстве и декоративных зеленых насаждений в условиях города. Если в первом случае обрезка - это вопрос улучшения урожайности, то во втором это вопросы красоты городских улиц, безопасности людей, транспорта и энергетических коммуникаций. Как грамотно кронировать деревья и кустарники, кто должен этим заниматься и в какие сроки, какие нормы и законодательные ограничения существуют на этот счет – рассмотрим далее.

фото кронирования деревьев

Что такое кронирование

  • Санитарная обрезка. Это необходимая процедура для очистки дерева от больных и поврежденных ветвей и сучьев. Помогает оздоровить крону, улучшает прохождение света и воздуха.
  • Превентивное кронирование – одна из мер безопасности. Уменьшает риск падения дерева на людей, строения и транспорт. Заключается в удалении сухих и слабых веток, а также поросли, задевающей крыши домов, линии электропередач и т.д. Во время работ специалисты соблюдают нормы кронирования и обрезки деревьев, утвержденные законодательными актами.
  • Формирование кроны. Проводится ежегодно для придания зеленым насаждениям ухоженного вида.
  • Максимально допустимая обрезка делается, если нужно пересадить большое дерево. Это нужно для лучшей приживаемости корней и меньшего расхода энергии растения на верхнюю часть.
  • Глубокая омолаживающая обрезка, или топпинг – это удаление большей части кроны для омолаживания дерева. В результате отрастают молодые побеги, формирующие новую крону.

Резать или нет: как принимаются решения

кронированые деревья

Кроме эстетических потребностей, решающими должны быть такие моменты:

  • Опасность падения дерева при сильном ветре.
  • Соприкосновение ветвей с линиями электропередачи или других коммуникаций.
  • Угроза обламывания ветвей под тяжестью снега или из-за старости.
  • Низкое нависание деревьев над проезжей частью или тротуаром, мешающее движению.
  • Сильное затенение окон близлежащих домов.

Наконец, нужно знать, что кронирование деревьев законодательство РФ позволяет производить только по разрешению администрации города. Приоритет в выполнении работ отдается фирмам и компаниям, специализирующимся на этих видах работ. Если речь идет о вырубке или обрезке деревьев на придомовой территории, то заявление на кронирование пишется сначала в домоуправление. А разрешение выдается уже в администрации, в департаменте природопользования. Условиями предусматривается, что подрядчик обязан по окончании работ убрать территорию и вывезти древесину.

Правовая составляющая при обрезке деревьев

кронирование деревьев

Почему нужно доверить обрезку деревьев профессионалам

Многие думают, что в обрезке деревьев нет ничего сложного. А это целая наука. Специалист, или арборист, имеет технические навыки. Он приспособлен верхолазным работам, умеет обращаться не только с садовым инструментом, но и с бензопилой, которая в руках неопытного человека может нести большой риск здоровью и жизни человека. У профессиональных арбористов в наличии есть альпинистское снаряжение, которое предохраняет от падения.

Кроме собственной безопасности, есть свои тонкости и в самой процедуре кронирования деревьев. Разрешение на этот вид работ предписывает соблюдать сроки, когда можно обрезать ветви – они зависят от особенностей конкретного дерева. Так, дубы, сосны, березы можно обрезать только осенью, и удалять можно не более 1-2 скелетных ветвей. Эти деревья болезненно реагируют на обрезку, в отличие от клена, вяза, карагача или тополя. Садовые деревья обрезают ранней весной, до начала сокодвижения.

Например, в два этапа надо спиливать крупные скелетные ветви. Спил должен быть перпендикулярным земле или под острым углом, чтобы на срезе не скапливалась вода и не происходило загнивания дерева. Спил необходимо обрабатывать садовым варом или масляной краской.

В равной степени недопустимы как варварская обрезка зеленых насаждений, так и доведение их до запущенного состояния. Заросшие ветви деревьев и кустарников не только портят вид городских и сельских улиц, но и мешают движению людей и транспорта, затрудняют проникновение света в дома. А главное – они могут быть источником повышенной опасности. Сильно разросшиеся ветви могут задевать электропровода, троллейбусные и трамвайные линии под напряжением. Крупные ветви и целые стволы часто падают под напором ветра и снега, неся огромный риск для людей и транспорта.

Однако недопустимо самовольно вырубать деревья или производить их кронирование, не имея на то разрешения и допуска. Этим должны заниматься только профессионалы. Доверьте им свою безопасность и эстетику городских улиц.

от 30 апреля 2019 года N 930

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ОКАЗАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ПОРУБОЧНОГО БИЛЕТА И (ИЛИ) РАЗРЕШЕНИЯ НА ПЕРЕСАДКУ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ

(с изменениями на 9 марта 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными на основании

1. Утвердить прилагаемый административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников.

3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования в газете "Ульяновск сегодня".

Утвержден
распоряжением
администрации города Ульяновска
от 30 апреля 2019 года N 930

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ОКАЗАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ПОРУБОЧНОГО БИЛЕТА И (ИЛИ) РАЗРЕШЕНИЯ НА ПЕРЕСАДКУ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящий административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников (далее - административный регламент) разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления данной муниципальной услуги, определяет сроки, последовательность действий (административных процедур) по предоставлению муниципальной услуги.

1.1.1. Зеленый фонд городских округов, городских и сельских поселений Ульяновской области является основной частью природного комплекса городских округов, городских и сельских поселений Ульяновской области и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах территорий городских округов, городских и сельских поселений Ульяновской области, а также озелененные территории, лесные территории за пределами территории городских округов, городских и сельских поселений Ульяновской области, если эти территории решениями федеральных органов власти или органов власти Ульяновской области переданы в ведение органов местного самоуправления для экологической защиты и организации рекреации населения.

1.1.2. Выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту, режимам использования и способам хозяйствования:

озелененная территория общего пользования - озелененная территория, предназначенная для различных форм отдыха (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, леса поселений);

озелененная территория ограниченного пользования - озелененная территория лечебных, детских учебных и научных учреждений, предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов;

озелененная территория специального назначения - озелененная территория санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, особо охраняемых природных территорий местного значения, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, ботанические, зоологические и плодовые сады, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства.

1.1.3. Зеленые насаждения - это древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность как искусственного, так и естественного происхождения.

1.1.4. Снос зеленых насаждений - действия по вырубке деревьев, кустарников на основании выданного порубочного билета.

1.1.5. Обрезка деревьев - частичное или полное удаление ветвей и побегов. Различают следующие виды обрезки:

санитарная обрезка кроны - удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей;

омолаживающая обрезка - глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону;

формовочная обрезка - придание и сохранение заданной формы кроны, выравнивание высоты растений, достижение равномерного расположения скелетных ветвей.

1.2. Снос (пересадку), обрезку зеленых насаждений допускается проводить только при наличии порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, выдаваемого в соответствии с настоящим административным регламентом.

1.3. Получателями муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников (далее - муниципальная услуга) являются физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, намеренные осуществить снос (пересадку), обрезку зеленых насаждений (далее - заявители).

От имени получателя муниципальной услуги вправе обратиться его представитель, действующий в интересах заявителя в силу закона, полномочия которого основаны на доверенности, оформленной в порядке, установленном статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации либо акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

В случае, если для предоставления муниципальной услуги необходимы документы и информация об ином лице, не являющемся заявителем, за исключением лиц, признанных безвестно отсутствующими, и разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при обращении за получением муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц (приложение 5), а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган, предоставляющий муниципальную услугу, или орган и организацию, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.

1.4. Требования к порядку получения информации заявителями по вопросам предоставления муниципальных услуг, необходимых и обязательных для предоставления указанных услуг, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Информация по вопросам предоставления муниципальной услуги размещается на официальном сайте администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", в местах нахождения органов, предоставляющих муниципальную услугу, на информационных стендах.

1.4.1. Муниципальную услугу предоставляет структурное подразделение администрации города Ульяновска - управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска (далее - управление). За предоставлением муниципальной услуги заявитель обращается с заявлением на имя Главы города Ульяновска.

Администрация города Ульяновска:

адрес: 432970, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, д. 7.

Режим работы администрации города Ульяновска по приему граждан:

понедельник: с 8.00 часов до 12.00 часов;

среда: с 8.00 часов до 12.00 часов;

четверг: с 13.00 часов до 17.00 часов;

суббота (последняя каждого месяца, кроме праздничных дней): с 10.00 часов до 12.00 часов и с 13.00 часов до 17.00 часов;

Консультации граждан специалистами администрации города Ульяновска проводятся по телефону (8 8422) 73-75-80.

1.4.2. Структурным подразделением администрации города Ульяновска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска.

Управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска:

адрес: 432600, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 48.

Режим работы управления:

с 8.00 часов до 12.00 часов и с 13.00 часов до 17.00 часов;

перерыв: с 12.00 часов до 13.00 часов;

суббота, воскресенье - выходные.

Справочные телефоны управления: (8422) 27-14-83, (8422) 27-15-83, факс: (8422) 27-40-33.

Структурные подразделения администрации города Ульяновска, участвующие в предоставлении муниципальной услуги:

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска:

адрес: 432063, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 38/8,

телефон приемной: (8422) 27-26-06, факс: (8422) 27-29-11.

Управление планирования, бюджетного учета и отчетности администрации города Ульяновска (далее - управление планирования):

адрес: 432970, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, д. 7.

Режим работы управления планирования:

с 8.00 часов до 12.00 часов и с 13.00 часов до 17.00 часов;

перерыв: с 12.00 до 13.00 часов;

суббота, воскресенье - выходные.

Организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги:

Областное государственное казенное учреждение "Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области" (далее - ОГКУ "Правительство для граждан").

Местонахождение ОГКУ "Правительство для граждан":

432017, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 36/9, тел. (8422) 37-13-13 (доб. 2300),

график работы: понедельник - пятница с 9.00 часов до 20.00 часов; суббота с 9.00 часов до 19.00 часов;

432059, г. Ульяновск, пр-кт Созидателей, д. 116, тел. (8422) 37-13-13 (доб. 2000),

график работы: понедельник - пятница с 9.00 часов до 20.00 часов; суббота с 9.00 часов до 19.00 часов;

432013, г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 54Г, тел. (8422) 37-13-13 (доб. 2200),

график работы: понедельник - пятница с 9.00 часов до 20.00 часов; суббота с 9.00 часов до 19.00 часов;

432012, г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д. 85, тел. (8422) 37-13-13 (доб. 2100),

график работы: понедельник - пятница с 9.00 часов до 20.00 часов; суббота с 9.00 часов до 19.00 часов.

Муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" (далее - МБУ "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска").

адрес: 432012, г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д. 85.

Режим работы МБУ "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска":

Самостоятельно спилить ветки дерева, растущего на территории многоквартирного дома, нельзя. Если они находятся рядом с окнами, царапают стекла либо могут отломаться или упасть, то необходимо спилить дерево или обрезать ветки.

Но, согласно постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пересадить или срубить деревья и кустарники, в том числе сухостойные и больные, без соответствующего разрешения нельзя. За сохранность деревьев отвечают организации по обслуживанию жилищного фонда или специализированные организации.


На каком расстоянии должны расти деревья?

Согласно действующим санитарным правилам, зеленые насаждения должны расти на расстоянии:

  • при диаметре кроны не более 5 м — на расстоянии 5 м от ствола до стены дома;
  • если диаметр составляет больше 5 м, ствол должен быть удален от стены более чем на 5 метров;
  • кустарник не должен быть выше нижнего края окна квартиры, располагающейся на первом этаже.

При расположении деревьев и кустарников на более близком расстоянии может снижаться освещенность помещений. Кроме того, растения могут быть ветхими и создавать угрозу для жильцов дома.

Можно ли срезать ветки, если из-за них в комнате недостаточно света?

Можно, но для замера освещенности помещения нужно пригласить сотрудников Роспотребнадзора. Специалисты с помощью люксметра оценят отсутствие или недостаток необходимого естественного освещения и выдадут решение.


Что делать, если дерево действительно загораживает свет?

Кто должен обрезать деревья во дворе?

Если земля принадлежит жильцам многоквартирного дома, то за ее содержание отвечает УК или ТСЖ. Заявки на спил веток дерева на придомовой территории многоквартирного дома управляющие компании делают в муниципальные компании по благоустройству и озеленению. Если необходимо спилить ветви, в заявлении нужно указать:

  • адрес дома;
  • адрес квартиры;
  • ФИО и ряд других контактных данных;
  • причины, по которым требуется обрезка или спил.

Управляющая компания обязана вам ответить в течение 10 дней.

Если территория принадлежит муниципалитету, обязательства по ее содержанию ложатся на местный отдел администрации. Он может называться по-разному, например, отдел по озеленению и благоустройству. Поэтому заявление нужно подавать в соответствующий орган управления зеленым фондом.


Куда жаловаться, если на заявление об обрезке веток не отреагировали?

Если в УК, ТСЖ или в отделе по озеленению и благоустройству не отреагировали на заявление, можно написать жалобу в местную администрацию. В заявлении сошлитесь на нормы освещенности, а также укажите тот факт, что ответственные органы нарушили порядок рассмотрения жалоб и не ответили в установленные сроки.

А что будет, если самому спилить дерево или обрезать ветки?

За обрезку веток (корчевание растения), а также за спил дерева без разрешительных документов предусмотрено административное наказание.

Читайте также: