Работа с деревом на уроках технологии

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

3 ЦЕЛИ: Образовательные: систематизация ранее полученных знаний по теме Технология обработки древесины, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия. Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно принимать решения. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону. Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе работы; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

4 ЗАДАЧИ: продолжить формирование основных технологических понятий; выделить свойства и средства обработки древесины; отработать навыки соединения на гвоздях; продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделке (художественное оформление). Предполагаемый результат: Учащиеся должны знать: разметку, проведение линий. свойства и средства обработки древесины. приемы соединения на гвоздях. разнообразие использования декоративной отделки деревянных изделий.

5 Место урока в учебном плане. Тема Изготовление домика с использованием приспособления рассматривается в разделе Технология обработки древесины, как урок закрепления знаний. Эта тема расширяет кругозор учащихся, позволяет отработать навыки, дает более глубинное понимание структуры материи, формирует художественный вкус. Основное содержание изучаемого материала предложено в виде творческого задания (моделирование объекта) и в учебной программе не является обязательным минимумом содержания образования по труду.

6 Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Повторение ранее изученного материала 3.Повторение правил техники безопасности перед практической работой 4.Практическая работа: используя заготовки, учащиеся должны изготовить домик с целью отработки навыка и закрепления знаний по изготовлению изделия с соединением на гвоздях. Оценивать различные конструкции, выбирать и обосновывать использование данного изделия в практических целях, проявлять фантазию и вкус при художественном оформлении изделия. 5.Рефлексия и подведение итогов урока. 6.Домашнее задание и инструкции по его выполнению.

7 Средства обучения: классная доска, интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация [электронный ресурс], верстаки, заготовки, образцы готовых изделий.

8 Задача – эмоционально настроить на учебную деятельность Ход урока: 1.Организационный этап : Задача – эмоционально настроить на учебную деятельность Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. Все готовы к уроку? Молодцы!

9 2.Повторение изученного материала: Учащиеся отвечают на следующие вопросы: 1.С какой целью размечают заготовку? 2.Для чего служит измерительная линейка, столярный угольник? 3.Что такое пиление? 4.Как правильно выполнить запил? 5.Какие приспособления используют при пилении? 6.Назовите правила безопасной работы при пилении и зачистке.

10 3.Повторение правил техники безопасности перед практической работой Текущий инструктаж 1.Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом. 2. Следует надежно закреплять заготовки в зажимах верстака. 3.Следует быть осторожным при работе с ножовкой, молотком и гвоздями. 4.Нельзя сдувать стружки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой- сметкой.

11 4.Практическая работа Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, От которой затем ведут разметку и обработку. На сегодняшнем уроке при обработке древесины, мы используем следующие операции : разметка, пиление, соединение деталей и их отделка. Каждая из указанных операций состоит из ряда приемов, которые выполняются предназначенными для этого инструментами и, следовательно, требуют специальных умений.

12 Для того, чтобы дети точно выполнили задание было изготовлено и предложено приспособление для запиливания и сборки деталей на гвоздях.

13 Разметка. С этой операции обычно начинается обработка деталей из древесины. Чтобы дети со всей серьезностью отнеслись к овладению приемами разметки, необходимо рассказать им, какое значение имеет эта операция для точности будущего изделия. Качество разметки зависит от правильности приемов работы. Учащиеся часто проводят риски неточно, так как карандаш или шило уходят в сторону по волокнам, риски, проведенные карандашом, получаются широкими, так как карандаш заточен неправильно, либо неправильно держат его в процессе работы.

14 Обучая разметке, очень важно создать у учащихся представление о том, как здесь можно добиться экономного расходования материала. Поэтому целесообразно формулировать задания так, чтобы ребята были вынуждены искать возможности наиболее экономного раскроя заготовки.

15 Пиление. Важное место в обучении операции пиления занимает подготовка инструмента к работе.. Большое внимание я уделяю правильной рабочей позе при пилении. Работа ножовкой начинается с запиливания. Задача моя состоит в том, чтобы не допускать ошибок в работе учащихся, которые приводят к неисправимому браку

16 Объяснение приемов работы с ножовкой.

17 Отработка навыков пиления.

18 Следующий этап практической работы, использование молотка и гвоздей. Обучая учащихся правилам выполнения этого соединения, важно изменить сложившееся у многих из них представление, что забить гвоздь - дело немудреное. Выбирать надо гвозди, которые отвечают размерам заготовки с учетом требований к прочности соединения и требований эстетики. Отработка навыков соединения изделия на гвоздях

19 Изготавливая изделия, учащиеся совершенствуют умения и навыки по выполнению трудовых операций, приобретенные ранее, применяют их, учитывая свойства обрабатываемого материала, требуемую точность, конфигурацию изделия и некоторые другие факторы Закрепление с помощью степлера деталей крыши домика. Предложение по доработке и преобразованию домика

20 Было предложено несколько идей преобразования домиков, например, в часы или ключницу. Дети предложили свои идеи доработки в ночник и в кукольный домик. Все идеи были воплощены в жизнь. Заготовка под часы (один из примеров)

21 Было предложено несколько идей преобразования домиков, например, в часы или ключницу. Дети предложили свои идеи доработки в ночник и в кукольный домик. Все идеи были воплощены в жизнь. Заготовка под ключницу (один из примеров)

22 Последний этап практической работы: оформление изделий, демонстрация их в классе.

24 5.Рефлексия и подведение итогов урока. В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

25 6.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению. используя варианты художественной отделки домика, проявить свое творчество и создать эскиз своего варианта дизайна домика.

Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция); беседа; самостоятельная работа учащихся с литературой; телевидение, звукозапись.

Наглядные методы обучения:

Демонстрация наглядных пособий, применение информационных технологий; показ трудовых приёмов; самостоятельные наблюдения учащихся; производственные экскурсии;

Практические методы обучения:

Упражнения по выполнению приёмов, операций; самостоятельные работы; тренажёры; лабораторно-практические работы; управление технологическими процессами.

Рассмотрим особенности каждого из методов.

В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приёмов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приёмы работы с инструментами. Учебная демонстрация помогает при классификации инструментов по группам. Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно - образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этот метод обучения применяется в старших классах.

Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний.

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся ещё не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций, которыми следует руководствоваться:

  • - информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
  • - организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
  • - позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
  • - стараться, чтобы важнейшие особенности предметом производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
  • - позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:

  • - фронтальная,
  • - групповая,
  • - индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать её этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приёмов у других, поиску выхода из затруднений за счёт обмена опытом.

Групповая форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе.

Индивидуальная форма организации работы - выполнение каждым учащимся различного задания - применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учёбы, дать возможность отстающим по каким - либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.

При обучении учащихся станочным операциям и при ознакомлении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем труда, кроме общих учебно-воспитательных задач трудового обучения, ставятся следующие основные задачи:

  • - раскрыть преимущества машинного труда по сравнению с ручным;
  • - познакомить с общим устройством сверлильного, токарного и фрезерного станков и дать на этой основе представление о технологической машине;
  • - сформировать основные понятия о детали, механизме, машине. Дать представление о классификации машин;
  • - обучить работе на деревообрабатывающих и металлорежущих станках. Дать представление об обработке материалов снятием стружки;
  • - познакомить на базе деревообрабатывающих и металлорежущих станков с типовыми деталями машин, видами их соединений и механизмов;
  • - познакомить с процессом разборки и сборки машин и отдельных сборочных единиц.

Учебной программой по труду в V--VII классах по соображениям дидактики на обработку материалов вручную отводится больше времени, чем на обработку материалов на станках. Чтобы у учащихся не сложилось на этом основании неправильное представление о главенствующей роли ручной обработки материалов в условиях современного промышленного производства, учитель должен дать учащимся понятие о преимуществах машинного труда и показать его место в народном хозяйстве. Для этой цели обработка материалов на станках сопоставляется с обработкой материалов вручную по показателям, которые позволяют убедиться в её преимуществе, а именно: производительность труда, точность обработки, трудоёмкость процесса изготовления детали.

Раскрывая преимущества машинной обработки материалов по сравнению с ручной, следует в то же время предостеречь учащихся от недооценки значения слесарной и столярной профессий для народного хозяйства. Поэтому учитель, с одной стороны, подчеркивает, что ручная обработка не утратила и ещё долго не утратит своего самостоятельного значения, а с другой стороны, показывает на примерах что, владея приёмами ручной обработки, легче научиться работе на станках.

Задачи политехнического образования требуют, чтобы учащиеся имели общие понятия о машине, детали, механизме и т. п. На базе этих понятий можно систематизировать знания учащихся по машиноведению.

Для этого нужно, прежде всего, указать на некоторые из качеств деревообрабатывающих и металлорежущих станков, характерные для любой машины: более высокую, чем при ручных видах работ, производительность труда и облегчение труда рабочего. В V классе учащиеся знакомятся с устройством сверлильного станка и выполняют на нём обработку древесины и металлов. Учащиеся узнают, из каких частей состоит сверлильный станок, приобретают умения по управлению станком и выполнению на нём основных трудовых приёмов. Однако станок по-прежнему не рассматривается ещё как технологическая машина.

В настоящее время машины принято делить на две большие группы. Это машины-орудия и машины-двигатели. В свою очередь, среди машин-орудий различают машины технологические, а также машины транспортные и транспортирующие. На занятиях в мастерских учащиеся знакомятся достаточно подробно и глубоко с технологическими машинами. Знакомятся они также с электрическими машинами. К этому нужно добавить знания учащихся о двигателях внутреннего сгорания, а также их знания на базе жизненного опыта о назначении и устройстве транспортных машин. Если все это учесть, то становится очевидной подготовленность учащихся к формированию некоторого представления о классификации машин.

Формирование представлений о классификации машин строится на основе сопоставления различных машин по назначению и конструкции. При этом ставится задача показать, что при всем своем многообразии машины имеют много общего. Именно поэтому не обязательно знакомиться со всеми машинами (что практически и невозможно), чтобы составить себе представление о них. Достаточно рассмотреть наиболее типичные машины, по которым можно судить о родственных машинах, близких к типовым по своему назначению и конструкции. Например, опираясь на знания об устройстве токарного станка, можно создать у учащихся представление о металлорежущем оборудовании в целом.

Формируются умения по разборке и сборке. В качестве объектов работы используются сборочные единицы токарного станка.

Обобщаются знания учащихся по обработке металлов на станках. Для этой цели сопоставляются различные виды обработки и характерные для них режущие инструменты. На базе знаний учащихся по физике рассматривается процесс образования стружки. Учащиеся знакомятся с видами работ по изготовлению деталей машин на металлорежущих станках.

Сопоставляются металлорежущие станки с тем, чтобы выявить в них типичные черты, характерные для технологической машины. Таким образом, учебный материал по изучению элементов машиноведения и обработки материалов на станках взаимосвязан. И от того, насколько умело будет обеспечена такая взаимосвязь в учебном процессе, зависит успех в решении тех задач, которые поставлены перед учителем в связи с обучением учащихся машинной технике и труду.

Знакомство учащихся с машинной обработкой древесины на занятиях в мастерских ограничивается главным образом изучением сверлильного, токарного и фрезерного станков. На производстве же применяется много других станков. Поэтому учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы учащиеся на примере сверлильного, токарного и фрезерного станков получили общее представление о станках и обработке материалов на них. Для этого нужно рассматривать каждый станок и вид обработки не сам по себе, а в связи с другими станками и другими видами обработки.

Знакомя учащихся с устройством и работой настольного сверлильного станка, следует обратить их внимание, прежде всего на основные части и типовые механизмы станка и не загружать память учащихся второстепенными вопросами.

Объяснение устройства вертикально-фрезерного станка целесообразно проводить по такому плану:

  • а) рассказ о назначении и применении вертикально-фрезерных станков;
  • б) показ и объяснение устройства основных частей станка: станины, стола, электродвигателя, пускового устройства;
  • в) демонстрация и объяснение устройства и работы передаточного механизма и его деталей: ведущий вал электродвигателя; ведущий шкив ремённой передачи; ремень; ведомый шкив ремённой передачи; шпиндель (ведомый вал);
  • г) демонстрация и объяснение устройства механизма подачи резца;
  • д) обобщение сведений об устройстве и работе вертикально-фрезерного станка: закрепление детали; закрепление фрезы; передача движения резания; передача движения подачи; фрезерование.

Аналогично строится изучение устройства и работы токарного и фрезерного станков.

На примере токарного станка можно интересно и убедительно проиллюстрировать развитие орудий труда. Для этого следует познакомить учащихся с простейшими приспособлениями, применявшимися с незапамятных времен для обработки отверстий в камне, в которых приводом служил охотничий лук. На базе этого приспособления возник токарный станок с ручным лучковым приводом. Указанные конструкции описываются в литературе по истории техники.

Обзор развития орудий труда завершается формированием у учащихся представления об автоматизации технологических процессов. С механизацией труда учащиеся встречаются на занятиях в мастерских неоднократно. С автоматизацией учащиеся малознакомы; чаще всего их знания в этой области ограничиваются общими представлениями об автоматах по продаже газированной воды, почтовых открыток и т. п. Опираясь на эти представления, целесообразно показать, в чём заключается автоматизация работы на токарном станке. Для этого можно рассмотреть технологию изготовления болта и наметить вместе с учащимися, какие элементы работы станочника могут быть автоматизированы, а затем в общих чертах объяснить по схеме устройство простейшего токарного станка-автомата. На экскурсии или с помощью кинофильма желательно показать учащимся станок-автомат в действии.

Применение письменных инструкций даёт возможность повысить активность и самостоятельность учащихся, приблизить занятия в учебных мастерских к условиям производства. Инструкция должна быть лаконичной и вместе с тем содержать все необходимые сведения для выполнения практической работы


2.Какое движение в станке называют главным?
(Вращательное)
2.Как называют вспомогательное движение?
(Поступательное)
3. Какое назначение имеют передняя и задняя бабки токарного станка?
(Передняя бабка придает вращательное движение заготовке, а задняя служит для поджатия заготовки при вращении).

4 Основные правила безопасносной работы
- не включать станок без разрешения учителя;
- не включать станок без огражденной ременной передачи;
- не класть инструменты и другие предметы на станок;
- обо всех неисправностях немедленно сообщать учителю.
- не опираться на станок



Большое значение имеет подготовка заготовки для точения. Если торец заготовки имеет форму квадрата (А=Б), то для нахождения центра на торцах проводят диагонали. Затем с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.


На одном торце заготовки делается запил глубиной 2-3 мм для трезубца. После этого заготовку закрепляют на станке, при этом учитывая, что расстояние между заготовкой и подручником должен быть минимальным (2-3 мм)

2. Виды и назначение стамесок
Точение заготовки производят с помощью специальных стамесок.


Полукруглые стамески (а, б) применяют для черновой профильной обработки древесины, а стамески с косыми (угловыми) режущими кромками (в) - для чистовой обработки поверхностей, а также для вытачивания конусов и подрезания торцов. Стамески должны быть остро заточенными и с неповрежденными ручками.
Заточку стамесок выполняет только учитель!

3. Технологическая карта.
Прежде чем начинать точение, изучают технологическую карту обработки изделия. Технологическая карта может быть выполнена в виде таблицы и содержит последовательность выполнения работ, изображения в виде чертежа или рисунка, а также могут указываться виды оборудования и инструментов.
Пример выполнения технологической карты



4.Правила работы на станке (желательно возле станка с практической демонстрацией процесса)
Работа на токарном станке выполняется в защитных очках. После включения станка берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и сверху левой рукой прижимают к подручнику (фото выше).
Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. При этом медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и плавными перемещениями стамески влево и вправо снимают стружку.
Чистовое точение выполняется косой стамеской. При этом стамеску опирают ребром на подручник со стороны тупого угла.



Нельзя допускать врезания острого угла стамески в заготовку- это может привести к выбросу стамески и нанести травму!
Контроль размеров заготовки осуществляется после отключения станка и полной остановки шпинделя. При необходимости деталь обрабатывают с помощью шлифовальной колодки.


Литература
Технология. Технический труд , 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко 2013год.

Инструменты для работы с древесиной. Хабибуллин Тимур 5в

Пила● Для отпила доски или бруска понадобится пила. Но прежде чем отрезать, нужно правильно отмерить, используйте для этого линейку или рулетку. Если хотите наметить контуры отпила, то возьмите линейку или лекало. Нужно сделать распил строго под определенным углом – понадобится стусло или угольник.



стамеска. Там, где не подобраться пилой или рубанком, – поможет стамеска. Стамески отличаются друг от друга по профилю (прямые, полукруглые, угловые) и по размеру режущей части (от узкой до достаточно широкой). Также бывают они цельнометаллическими либо с рукояткой из пластика или дерева. Работая с последними, желательно использовать деревянный плотницкий молоток-киянку, чтобы не разбить рукоятку. Чтобы инструмент хорошо работал, лезвие стамески должно быть всегда остро заточено под определенным углом.


Рубанок. Гладкую и ровную поверхность доски или бруса получают с помощью рубанка. Хорошо иметь под рукой несколько рубанков: маленький для непрочных, тонких, небольших деталей и большой рубанок или фуганок – для длинных досок, стоек, рам, больших косяков. Для чистовой обработки лучше всего взять двойной рубанок: встроенный стружколом и острые лезвия позволяют получить очень ровную поверхность.

Читайте также: