Профессия резчик по дереву описание

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Специалист начинает свою работу с выполнения изделия в эскизах в глине или пластилине, подготовки наброска на бумаге. Только после этого резчик начинает работать с деревом. Для разметки и нанесения рисунка резчик использует линейку, угольник, циркуль, шило, стамески. При этом резчик подбирает стамески так, чтобы их выгиб соответствовал бы кривизне той части узора, которую он собирается выпиливать. Искусно используя три точных движения - поступательное, боковое, изгиб, которые резчик выполняет одновременно, ему удается получить изогнутый срез.

Профессионально важные качества работника

Высокий уровень концентрации и переключения внимания, эмоционально-психологическая устойчивость, хорошо развитая долговременная и кратковременная память, моторная память, хорошее зрение, физическая выносливость, особая чувствительность пальцев, развитость тактильных ощущений.

Аккуратность, трудолюбие, работоспособность, наблюдательность и сосредоточенность, усидчивость, энергичность и деловитость, развитый эстетический вкус

Резчик по дереву должен иметь прочные знания по основным свойствам разных пород древесины, способам ее заготовки, хранения и обработки, художественным промыслам (вышивка, кружевоплетение, миниатюрная живопись и т.д.), правилам хранения и обращения с инструментами, иметь хорошо сформированные чертежные и столярные навыки. Знать и выполнять правила противопожарной безопасности.

знание по основным свойствам разных пород древесины знание способов заготовки древесины художественные промыслы чертежные навыки столярные навыки правила противопожарной безопасности

Резчик по дереву работает в мастерской за специальным верстаком. Резьбу выполняет главным образом при помощи различных стамесок, которых у резчика накапливается до сотни и более.

Заболевания органов опорно-двигательного аппарата, приводящие к нарушению координации движений, серьезные нарушения зрения, деформации пальцев.

Занимаемый сегмент на рынке труда

Специалист может заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, может участвовать в предпринимательской деятельности, создав частную мастерскую.

весло для Камеди

Пользователей: 0, Гостей: 3

Поисковые боты: 0

Приглашаю к сотрудничеству ландшафтных дизайнеров.
Есть много нереализованных идей, проектов парков, детских площадок, городков, зон отдыха. Поделюсь своими идеями для реализации проектов.

Резьба по дереву


Резьба по дереву - это не только наша работа, но и любимое дело. Как раз тот случай, когда любимое с детства занятие резьбой по дереву из хобби превратилось в основную работу, нисколько не утратив своей привлекательности. И теперь, кроме огромного творческого и морального удовлетворения от выполненных работ, присутствует и существенная материальная составляющая.

Мы по крупице собирали свои знания и навыки, перелопачивая горы литературы, изучая творческое наследие прошлого и работы резчиков по дереву современности. Пробовали, ошибались и снова пробовали, не обращая особого внимания на занозы и синяки.

Резчик по дереву немного даже больше, чем художник - сюжет будущей работы необходимо сначала придумать, затем сделать массу набросков на бумаге со всевозможными доработками и переработками, а если резное изделие предполагается объемным, то частенько приходится изготавливать варианты его макетов из пластилина, и только потом резчик приступает непосредственно к самому процессу резки из дерева.

Резьба Дерева РУ


Ручная резьба по дереву – это прикладное искусство, которое не терпит скучной монотонности и конвейерной повторяемости. В каждое изделие из дерева мастер-резчик вкладывает частичку своей души, все работы уникальны - и по сути, и по содержанию.

Машинная резьба по дереву, конечно же, тоже поражает своей филигранностью и симметричностью, но в ней нет самого главного творческого компонента - полёта души мастера.

Резьба по дереву - древнейшее искусство, которым, наверное, одним из первых овладел человек. Дерево является наиболее лёгким и простым для обработки материалом по сравнению с камнем или металлом. Дерево - это "живой" и теплый материал для резьбы, который привлекал людей многие века и до сих пор изделия из дерева пользуются большой популярностью среди людей, ценящих его тепло и красоту.

Когда появилась самая первая резьба по дереву сказать сложно. К примеру, в гробнице Тутанхамона было найдено много резных изделий из дерева. На Руси резьбу применяли для создания деревянных идолов, предметов обихода, позднее для оформления рамок икон, украшения фасада барских домов, интерьеров дворцов.

Декоративная отделка общественных зданий (театров, концертных залов, музеев, клубов, кафе и многих других), предметы быта, а также отреставрированные произведения древних мастеров - все это результаты труда резчиков по дереву. Резчик работает в бригаде или индивидуально, в зависимости от вида изготавливаемого изделия. Профессия имеет 1-6 разряды.

  • художественные и оформительские комбинаты,
  • предприятия народно-художественных промыслов,
  • организации, изготавливающие мебель,
  • реставрационные мастерские.

В ряде случаев резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву.

  1. Подбирает древесину.
  2. Наносит на заготовку рисунок.
  3. С помощью специальных инструментов выполняет резьбу.
  4. Шлифует и грунтует изделие.
  5. Для предохранения дерева от воздействия внешней среды покрывает изделие отделочными материалами (лаком, воском, морилкой и др.).
  6. Использует ручные и электрофицированные инструменты (ножи, стаместки, элетрорубанки, деревообрабатывающие станки и др.).

Тактильная чувствительность пальцев рук, зрительно-двигательная координация, точный глазомер, наглядно-образное мышление, пространственные представления, творческое воображение, настойчивость, усидчивость, художественный вкус.

Знания и умения

Хорошая подготовка по черчению и рисованию.

Нужно знать правила техники безопасности при работе с режущими и электрическими инструментами, их назначение, основные породы и свойства древесины.

Резьба по дереву - одно из наиболее популярных художественных ремесел. Издревле люди украшали
резьбой по дереву свои жилища, предметы труда и быта. И на севере, где человека окружали громадные леса, где все постройки и почти все предметы обихода делались из дерева, и на юге нашей страны, где деревьев было немного, в городах и деревнях - почти везде люди занимались резьбой по дереву.

Но вот беда - резное дерево даже при очень бережном хранении порой разрушается. А для многих таких произведений просто невозможно создать благоприятных условий. Огромное их число было уничтожено или повреждено в периоды стихийных бедствий и войн. Возвратить людям утраченную красоту могут современные мастера - резчики по дереву. Другое направление их деятельности - выполнение декоративных работ для предприятий торговли и общественного питания, Дворцов бракосочетания и клубов, театров, концертных залов, музеев и т.д.

Эти мастера трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией старинных зданий, вещей.

Чаще всего резчик по дереву работает за верстаком, устроенным так же, как и столярный верстак. Работа производится стоя или сидя. Для фиксирования крупных изделий при их обработке могут применяться различные приспособления. В ряде случаев резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву.

Резьба производится главным образом при помощи различных стамесок. Прямые стамески в основном нужны для зачистки фона в рельефной резьбе, но могут потребоваться и в других случаях. Стамески с прямым, скошенным под углом 60-70° в конечной части полотном называются резаками и используются при неглубокой резьбе геометрического орнамента. Полукруглые стамески делятся на отлогие, средние и крутые. Форма полукруглой стамески определяется радиусом изгиба полотна и шириной полотна по прямой линии. У отлогих стамесок радиус изгиба полотна примерно вдвое больше его ширины, у средних - равен ширине полотна, и у крутых - вдвое меньше ширины.

Другой вид стамесок - царазики; по своей форме они очень похожи на узкие полукруглые стамески, но в поперечном разрезе кроме крутого изгиба полотна имеют как бы стенки. Царазики служат для прорезки жилок.

Для прорезки линий и жилок служат V-образные стамески. Угол образуется резко перегнутым по длине полотном, каждая из сторон которого равна 5-15 мм.

Клюкарзы - это любые стамески с очень коротким полотном и длинной, изогнутой около полотна шейкой. Они применяются для выполнения глубокой барельефной резьбы.

От правильного подбора стамесок зависит качество и быстрота выполнения работы. Некоторые резчики, бережно собирающие инструмент, располагают несколькими сотнями самых разнообразных стамесок.

Многое в работе резчика зависит и от подбора материала. Дерево очень разнообразно по своим свойствам.

Познакомимся с хранящейся при мастерской древесиной. Обратим внимание на толстый обрубок какого-то светлого, не имеющего заметной текстуры дерева. Проведем ногтем по его поверхности. Дерево настолько мягкое, что на нем ясно обозначился отчетливый след от ногтя. Это липа, - пожалуй, наиболее часто используемое резчиками дерево. Древесина липы легко и чисто режется. Выполненные из нее произведения мало подвержены растрескиванию и короблению. Рядом с липой - огромный комель желтовато-бурого дерева с крупной, ярко выраженной текстурой. Перед нами дуб - твердое, очень долговечное дерево, приобретающее со временем красивый темный тон.

Случайно мы ударили по какому-то стволу, который ответил нам ясным, отчетливым звуком. Значит, мы нашли клен. Он имеет светлую, чуть желтовато-розовую плотную древесину. Работая с кленом, резчику приходится прикладывать значительные физические усилия, но зато этот материал передает тончайшие движения инструмента.

Дальше мы увидели широкие доски дерева ярко выраженного красноватого оттенка. Это красное дерево (махагони). Оно хорошо режется, но требует осторожности, так как при небрежной работе какая-то часть изображения может отколоться. А вот и другое, чуть красноватое дерево. Оказывается, такой вид имеет древесина ольхи; она очень мягкая, хорошо режется, мало коробится. Ольху можно полировать и, окрасив, имитировать красное или черное дерево. Рядом с ольхой - брусок коричневатого дерева. Это орех. Для резчика орех - благодатный материал: он хорошо режется во всех направлениях, редко скалывается, передает самую тонкую резьбу.

Затем резчик обращается к рельефу орнамента. Стамеску он держит в правой руке, а пальцы левой руки кладет на ее лезвие на расстоянии 2-3 см от режущего конца, нажимая ими во время работы на поверхность стамески. При обыкновенных срезах он просто проталкивает лезвие вперед; при изогнутых же срезах, помимо поступательного движения, производится еще и боковое движение. А изгиб составляет третье по направлению движение. Эти три различных движения слагаются в одно и применяются одновременно; такое суммированное непрерывное движение и дает изогнутый срез.

Чтобы каждый срез был отчетлив, резчик аккуратно удаляет дерево, не оставляя задирин. Для достижения этого он следит за направлением волокон дерева в том месте, где режет; продольное оно или поперечное. При резании вдоль волокон или несколько наискось всякое дерево режется лучше, с меньшею склонностью к заершиванию. Направление, в котором дерево режется более гладко, резчик определяет сразу, по результатам нескольких срезов. Если окажется, что дерево склонно заершиваться, то мастер режет его с противоположной стороны, используя левую руку вместо правой, а если резать в обратном направлении ему неудобно, переворачивает изделие на верстаке.

Пока общее моделирование листа не закончено, резчик не сглаживает поверхность. Завершая работу, он приступает к удалению следов от инструмента. Это он делает при помощи стамески, наклонив ее под углом 45°.

Работа резчика требует высокой точности движений. Ему необходимо чувствовать силу сопротивления дерева, давление инструмента и направление его движения. Хорошо сформированные двигательные навыки, высоко координированные движения рук - основа умеренной, артистичной работы.

Точное различение пространственного расположения элементов резьбы, направления, ширины и длины линий, обрабатываемых в данный момент, определение пропорций и рисунка выполняемых деталей, высокий уровень пространственных представлений, развитое образное мышление и хороший эстетический вкус позволяют резчику воплощать художественные представления в материале.

Формированию образа будущего изделия способствует выполнение предварительных эскизов в глине или пластилине, набросков на бумаге. Многие резчики хорошо владеют рисунком и лепкой. Успехи в этих занятиях могут явиться одной из предпосылок выбора данной профессии.

При резьбе по дереву необходимо постоянно учитывать особенности материала и формы изделия. Поэтому резчику нужно уметь сосредоточивать внимание. На выполнение произведений резьбы по дереву затрачивается много труда. Настойчивость и усидчивость, эмоциональная стабильность, умение целиком отдаваться самому процессу резьбы и работать спокойно, без суеты также необходимы будущему резчику.

Еще одной предпосылкой является способность переносить довольно значительное физическое напряжение, которое может быть связано с выполнением ряда видов резьбы. Поэтому не следует рекомендовать выбор этой профессии людям с выраженными сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Получить специальность резчика по дереву можно в среднем профессионально-техническом училище № 61. Принимаются преимущественно юноши. Дальнейшей школой могут стать Художественное училище имени В.А. Серова, Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Читайте также: