Подготовка к рождественской елке

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024


Наступила зима, а значит, вскоре начнётся рождественский сезон. Праздник Рождества очень популярен и отмечается миллионами людей во всём мире. Особенно нежно и с трепетом относятся к этому празднику дети. И, начиная с 3 лет, ребёнку вполне можно начать рассказывать о Рождестве и его истории: откуда оно появилось и почему мы его отмечаем.

Содержание:

Что такое Рождество?

Рождество – это ежегодный праздник, который отмечают православные христиане всего мира 7 января в честь рождения сына Божьего Иисуса Христа, спасителя людей.

Однако не все христиане в мире празднуют Рождество в этот день. Католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря по григорианскому календарю. А Армянская церковь отмечает его 6 января. И хотя в христианстве этот праздник считается днём рождения Иисуса Христа, точная дата его рождения неизвестна.

История Рождества Христова для детей

рождество христово для детей

Отличным помощником родителям в объяснении происхождения и значения Рождества станет детская Библия. Согласно писанию, Иисус был сыном Марии. Перед его рождением Бог послал к ней ангела, который сообщил, что скоро она родит необычного ребёнка — Сына Божьего. Мария забеременела от святого духа, а праведный Иосиф, с которым она была обручена, решил тайно отпустить её. Однако во сне к нему пришёл ангел и попросил принять Марию, ибо младенец её — сын Божий и ему суждено спасти людей от грехов.

На небе той ночью в честь рождения Богомладенца появилась звезда. Восточные мудрецы — волхвы — увидев светило, поняли, что произошло чудо. Следуя на её свет, они нашли младенца и преподнесли ему и его матери дары: золото, ладан и смирну. А когда Иисус вырос, он проповедовал людям о царствии божьем и спас их от грехов.

Рождество — идеальное время объединить и укрепить семейные отношения, примириться с близкими, а также отпустить все обиды. Люди в этот день встречаются, делятся хорошими воспоминаниями и дарят подарки, как символ своей любви. В православный праздник важно помогать даже незнакомым людям — тем, кто нуждается в поддержке и заботе. Этот день вдохновляет людей во всём мире на добрые начинания.

Пост перед Рождеством

про рождество для детей

За 40 дней до Рождества верующие обычно соблюдают пост: не используют в пищу мясные продукты, яйца, сладости и молоко. Постящиеся в свой рацион включают блюда из рыбы, каши без масла, супы, тушёные овощи. Но самое важное в пост — очистить душу и мысли от обид и злых помыслов: не ссориться, не обижать других и не думать о негативе.

Сочельник

Сочельник — это вечер в канун Рождества. В этот день совершаются последние приготовления перед столь важным днём в христианской культуре. В преддверии большого праздника в церкви проводятся богослужения в полночь. В Сочельник также стараются есть обычную еду. И даже если ваша семья не придерживается поста, то хотя бы в этот день желательно употреблять постную пищу.

Традиции праздника

Празднование Рождества связано со множеством традиций, которые уходят своими корнями глубоко в прошлое. И хотя бурный поток истории в прошлом веке в нашей стране уничтожил многие из них, сейчас они возрождаются. Последние несколько десятилетий многие стали проявлять большой интерес к своей истории, культуре, традициям своего рода. Помимо того, что это важная связь поколений, рождественские традиции, определённо, сделают ваш праздник ярким и незабываемым — о таком празднике ваши дети будут вспоминать с теплотой и трепетом.

Колядки

католическое рождество

Колядки — это обрядовые песни, которые пели наши предки. Первые колядки не несли религиозный подтекст. Изначально все они были языческими и связаны с культом плодородия. Колядой звали богиню, которая покровительствовала богатому урожаю. Короткие незамысловатые песенки пели желая хорошего урожая, ведь жизнь наших предков раньше напрямую зависела от этого. С приходом христианства языческие традиции были переосмыслены. Колядки сохранили своё название, но стали частью традиции восхвалять Рождение Христа.

В старину колядовала преимущественно молодёжь и детвора. Они ходили группами от двора ко двору и пели колядки, а хозяева должны были отблагодарить их различными вкусностями. Радушные хозяева считали, что чем больше у них колядующих, тем счастливее и богаче будет жизнь в будущем году. Конечно, в наши дни мало кто соблюдает эту традицию, но это такой заряд позитива и веселья, что на вооружение можно взять несколько текстов и напевать с детьми:

Так повелось на белом свете
Уж много лет подряд
В такой волшебный, добрый вечер
С небес к нам ангелы летят.
Они несут добро, надежду,
Благословенье в каждый дом
Всех с новым годом поздравляют
И с благодатным Рождеством!

Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку:
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное мороженое,
Сладкое пирожное.
Мы и сами будем есть,
И друг друга угощать,
А хозяйку, ах хозяйку
Добрым словом вспоминать!

Мы сегодня в доме вашем
В вашу честь споём и спляшем!
Всех зовём на наши святки!
Ждут вас игры и загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех!
Шуток хватит здесь на всех!

Рождественский ужин

рождество история праздника

Рождество полагается отмечать дома с близкими людьми. На праздничный ужин семья собирается за столом.

Поскольку с первой звездой в Рождество заканчивается долгий пост, стол в этот праздник должен быть богатым и разнообразным. Кутья подаётся уже с шоколадом/мёдом, сухофруктами и маслом. Также в обязательное меню входят сытные салаты, сладкая выпечка, и, конечно, главное традиционное блюдо — запечённый гусь или утка.

Отдельное внимание нужно уделить сладостям. И побаловать маленьких сладкоежек самыми вкусными лакомствами. А приготовить их можно вместе, ведь на кухне вам может составить компанию не только подросток, но и старательный дошкольник и даже 3-летний малыш. Вместе можно испечь рождественское фигурное печенье или создать пряничный домик. Для последнего можно купить готовый комплект или выпечь его детали самостоятельно — в любом случае и взрослым, и детям понравится процесс создания такого съедобного шедевра.

Подробнее в видео:

Ёлка и украшение дома

Деревья, остающиеся зелёными круглый год, всегда имели особое значение для людей. Яркая еловая хвоя зимой напоминает людям о надежде и вечной жизни. Наряжать же ёлку стали сравнительно недавно. Такая традиция в нашей стране появилась немногим больше 100 лет назад. И хотя сейчас мы, прежде всего, украшаем праздничное деревце перед Новым годом, раньше этот обычай был полностью посвящён Рождеству.

Наряжая ёлку с детьми, можно рассказать им о смысле каждого элемента декора: ангелочки, огоньки, венки, колокольчики, звёзды — каждая деталь символизирует удивительные и важные рождественские вещи и события. Также можно предложить детям самим создать ёлочные игрушки и красочные украшения.

Колокольчики

Колокольчики, пожалуй, один из главных символов Рождества. В колокола звонили веками, чтобы объявить о большом церковном празднике. Они означают рождение Христа, когда ангелы с неба возвестили об этом событии.

Праздничный свет

праздник рождества для детей

Традиционно к Рождеству дом и ёлку украшают светлыми праздничными огнями. В прошлом до появления электричества использовались свечи, а поскольку они могли загореться в любой момент, в комнате с ёлкой всегда держали ведро с водой.

Звезда

Главное украшение любого рождественского дерева – остроконечная звезда – символизирует Вифлеемскую звезду, оповестившую о рождении Иисуса.

Вертеп

Модель Вифлеемской пещеры ставится в Рождество на почётное место. Вертеп можно купить или сделать самим вместе с детьми. Для основы подойдёт ящик/коробка, а сено для настила на полу в зимние праздники удачно заменят еловые веточки. Сами фигурки можно приобрести готовыми или создать самостоятельно из картона, солёного теста, папье-маше или глины. Сверху вертеп украшают звездой из фольги или золотой бумаги, которую желательно подсветить изнутри искусственным огоньком.

Почерпнуть вдохновение можно в видео ниже.

Другие поделки для детей на Рождество

Помимо главного символа Рождества, предлагаем вам сделать с детьми рождественские поделки. Например, создать самим настоящую пушистую снежинку достаточно просто. Подробная видеоинструкция ниже:

А здесь вы найдете множество примеров простых поделок с детьми:

Другой неотъемлемый атрибут Рождества Христова – венок. Как его сделать, смотрите в наглядной инструкции:

Идея атмосферного рождественского светильники, для созданию уюта в доме:

И, конечно, какое же Рождество без ангела? О том, как его сделать, смотрите подробно в мастер-классе:

Святки

Святками в народе называется двухнедельный период с Рождества до Крещения – с 7 по 17 января. Это причудливая смесь языческих обрядов и православия. В святочные дни молодёжь традиционно колядовала, а потом собиралась вечером отведать собранных угощений, повеселиться и погадать. Ворожили в основном на женихов и на количество будущих детей.

Как отметить праздник: развлечения для семей с детьми

Провести праздничный день лучше с семьей: обменяться подарками, сделать с детьми рождественскую поделку, отведать праздничный ужин, приготовленный вместе с близкими людьми, а после приёма пищи собраться за просмотром доброго фильма или развлечь родных забавными играми!

Подарки на Рождество

праздник рождество христово для детей

На Рождество, как правило, принято дарить символичные и приятные подарки. Это должно быть что-то особенное, что напомнит о вашей доброте и любви:

Свечи

Один из главных атрибутов Рождества. Это символ веры и теплоты.

Рождественские сладости

В последнее время к нам пришло много лакомств из западной культуры: имбирное печенье, пряничные домики и леденцы. Если же вам ближе русские традиции, то можно испечь сладкие пироги или сделать засахаренные фрукты. При возможности и желании, такие подарки идеально приготовить своими руками.

Сувениры

Это могут быть колокольчики или элементы декора для украшения дома на Рождество, композиция из еловых веточек, съедобный букет или фоторамка рождественской тематики. Выбор подобных сувениров в наши дни безграничен.

Символы веры

Библия и духовные книги, иконы или фигурки ангелов — здесь важно знать, как относится к Рождеству и вере человек, которому вы хотите преподнести подарок.

Тёплые уютные вещи, связанные или сшитые своими руками

Свитер, пушистый шарф или тёплые носки порадуют как мужчин, так и женщин.

Детские подарки

Особое внимание и тепло хочется уделить в Рождество детям. Малышам подойдут развивающие игрушки, детям постарше — наборы для творчества и рукоделия, настольные игры или милые вещицы как, например, стеклянный шар с рождественским мотивом и музыкой.

Поздравительная открытка

В эпоху социальных сетей настоящие почтовые карточки с добрыми пожеланиями, написанными собственноручно, — прекрасный способ передать частичку своего тепла другому.

Рождественские развлечения

Независимо от возраста, проведите рождественское время весело: санки, коньки, лыжи – каждый член семьи может выбрать что-то своё. Менее активным, а также маленьким детям предложите слепить снеговика или настоящую ледяную крепость. В любом случае наслаждение от совместного досуга на свежем воздухе гарантировано!

После праздничного ужина можно повеселиться всей семьей. Приготовьте ваши любимые настольные игры, конкурсы, шарады.

Предлагаем несколько увлекательных и весёлых игр, которые идеально подойдут для Рождественского вечера и придутся по вкусу и взрослым, и детям.

12 месяцев

рождество христово

Каждый участник загадывает месяц и изображает его: в рисунке или пантомимой. Остальные пытаются угадать месяц и показанные события.

Поиск сюрпризов

В комнате, где проходит праздник и стоит ёлка, прячутся маленькие приятности: сувениры, конфеты, пряники, шишки, орешки, игрушки. Участники отправляются на поиски сокровищ. Выигрывает тот, кто соберёт больше предметов.

Снежный ком

Если у вас маленькие дети, с ними после рождественского застолья можно почитать Библию, заняться чем-то творческим. С детьми постарше можно спланировать ночь семейных рождественских игр, посетить службу в церкви, поколядовать, погулять по городу среди рождественских огней. Смысл в том, чтобы быть в такой момент с семьей и близкими людьми, а не с гаджетами.

Рождественские фильмы для всей семьи

фильмы про рождество

Скоротать морозный зимний вечер после весёлого дня и сплотить семью поможет просмотр доброго рождественского фильма. Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку кинолент, которые вас точно не разочаруют:

История о маленькой девочке, которая мечтает свести маму с одиноким юристом. В этом ей будем помогать Санта Клаус, правда, не тот, который с оленями и бубенцами дарит радость на Рождество, а переодетый актер, оказавшийся за действие фильма и у психиатра, и на скамье подсудимых. Чем всё это обернётся и поверит ли маленькая, но очень скептичная девочка, в чудеса?

семейные фильмы про рождество

Рождественская сказка о мальчике по имени Гус, который стащил ключи от машины своего отца. Обычная мелкая шалость повлекла за собой страшные последствия для многих людей. На помощь мальчугану приходит волшебник Энтони, да вот беда – он не помнит даже, как его самого зовут.

фильмы про рождество для детей

Захватывающий сюжет раскрывает глубокие христианские смыслы. Кинолента, как и сами произведения Льюиса, рассчитана на детей, которые уже знакомы с Писанием и способны соотнести сюжет фильма с первоисточником.

Книги для детей о Рождестве

Мы подобрали для наших читателей несколько книг, которые смело могут претендовать на звание любимых произведений детей всех возрастов:

поделки на рождество для детей

Рассказ, полный доброты и веры в Человека. В таинственную рождественскую ночь к детям дровосека Тильтилю и Митиль приходит фея и просит их помощи – найти синюю птицу, которая поможет вылечить ее тяжелобольную внучку. Брат и сестра отправляются на поиски загадочной птицы, в результате чего оказываются в странн воспоминаний, где их ждут необычные встречи и приключения.

история рождества для детей

Знаменитая история вечно недовольного монстра Гринча, которого раздражают весёлые люди. В преддверии праздника, зелёный отшельник решает украсть рождественские подарки, отобрав у людей радость. Однако в итоге злодей понимает, что счастье совсем не в подарках…

краткая история рождества

Давным-давно в Швеции на Рождество была добрая традиция оставлять гномам, живущим в доме (сродни русских домовых), тарелку каши. Если семья оставит маленьких соседей ни с чем, то накличет на себя неприятности. Увы, в последнее время люди стали забывать об этом обычае. И папа-гном в преддверии Рождества всерьёз обеспокоен тем, что хозяева дома оставят его семью на праздник без сытного обеда. О том, что предпримет маленькое, но очень находчивое семейство, вы узнаете, прочитав эту книгу.

Время исполнения желаний


Испокон веков считается, что в Рождество небеса можно попросить о чём-то сокровенном и это непременно сбудется. Главное, чтобы желание было добрым и светлым. В истории есть немало случаев, когда в Сочельник и Рождество люди исцелялись от тяжёлой болезни, а самые сокровенные желания исполнялись.

Поэтому необходимо рассказывать детям про праздник Рождество Христово, о рождественском чуде, чтобы они учились с ранних лет совершать добрые дела и верить в чудеса, ведь с верой в лучшее не страшны никакие невзгоды.


Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, неувядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год. Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.

Интересно, что Православная Церковь забыла о своем некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресной школе мы водим вокруг ёлки хороводы и поем песни.

Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.

Христиане жили без елок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках (как, в прочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если ёлка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка для нас – символ вечной жизни, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич ("Мое милое детство"), М.Толмачева ("Как жила Тася"), монахиня Варвара ("Рождество Христово - Детство золотое"), А.Федоров-Давыдов ("Вместо Рождественской елки") и многие другие. Всем известно и предание о первой рождественской елке.

Тем не менее, можно прекрасно отпраздновать Рождество и без ёлки, и без Деда Мороза. Главное, не забывать, ради Кого мы собрались, Чье Рождество празднуем.

Святки. История праздника. История и значение Рождественской елки. Звезда на елке

Святки, или святые дни, это дни с 25 декабря до 5 января (по ст. ст.), то есть от Рождества до Крещения. В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения особенно праздничны, отменяется пост в среду и пятницу.

Раньше даже после Крещения Руси святость этих дней в народе долго нарушалась разными суеверными языческими обычаями: гаданием, скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы, медведями, свиньями и всякой нечистью, что возбраняется христианской Церковью. Наиболее распространенным среди этих обрядов была коляда, получившая свое название от латинского calendae (у древних римлян в эти дни проводили календы – праздник, отличавшийся особым весельем, чтобы, по поверью, таким прошел и весь год, отсюда происходит и слово календарь).

Постепенно колядование превратилось в народное празднование Рождества Христова. Колядовали на Руси так. По домам от хаты к хате ходили группы славильщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла на шесте восьмиконечную Вифлеемскую звезду, сделанную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Их сопровождал мехоноша, несший мешок для сбора даров. Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки.

Содержание колядок было очень разнообразным, но объединяло их одно: радостное возвещение о Рождении Спасителя и пожелание хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки, за которые колядующие благодарили особыми припевками. Скупым пели пожелания обратного содержания. После обхода села славильщики собирались в заранее намеченной избе, все собранные дары делились между участниками и устраивался общий веселый праздник, часть собранного давали сиротам и бедным.

Веселию дней святок повод дает сама природа заметным увеличением продолжительности светлого времени после зимнего солнцестояния. Народная пословица: "На коляду дня прибыло на куриную ступню" (на полчаса).

С первой четверти XIX века городское население России стало также устанавливать на Рождество елки и устраивать на святках детские Рождественские праздники. Именно от святок происходит сохранившаяся поныне традиция двенадцатидневных рождественских школьных каникул. В дореволюционные времена они так и шли – от Рождества до Крещения. Ныне – начинаются с 1 января по новому стилю, с новогодья, но совершенно без какой-либо логики длятся те же двенадцать дней. И елка, перестав быть рождественской, всё еще привязана, как пленница у чужеземных оккупантов, к 1 января. Напомним же об исходной елочной традиции.

Как у нас появилась елка

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря. Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые домашние советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста. А теперь на этом фоне вспомним о православном значении Рождественской елки.

Символическое значение Рождественской елки

Символическое значение Рождественской елки. Вифлеемская звезда на елке

История говорит нам, что обычай ставить украшенную елку в это время года ведет свое начало со времен язычества. По воззрениям древних язычников, украшенное плодами и светильниками дерево в это время года, соответствующее времени наших святок, служит символом поворота солнца на лето, когда заметно увеличивается продолжительность дня и мы знаем, что под живительным действием солнечных лучей вскоре всё в природе после мертвенной зимней спячки вновь оживет и расцветет, чтобы дать плоды, питающие нас. Устройство елки именно в это время года было издавна приветом возрождающемуся солнцу, дарящему людям жизнь.

Вероятно, и в нынешнее время для нехристиан и атеистов устройство елки имеет подобное символическое значение – ибо как раз на Новый год принято желать "нового счастья", "исполнения всех желаний", "успехов в работе", материального благосостояния и т.п. Сохранилось даже языческое дохристианское поверье, что встреча Нового года имеет роковое значение для всего годового периода: мол, как встретишь Новый год – так его и проведешь; поэтому непременно надо праздновать как можно веселее, сытнее и разгульнее.

Но для православного человека всё, сотворенное Богом и само мiроздание, имеет более глубокий смысл: у нас елка – не чувственный привет солнцу и его земным дарам, а выражение благодарности Творцу этого солнца, Творцу мiра и человека за Его духовные дары: "Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!". Такими словами в Рождественском песнопении мы благодарим воплотившегося Сына Божия за то, что Он пришел оживить, воскресить, обновить всю тварь и венец творения – всех людей, открыв им путь к вечной жизни. То есть у нас всё должно твориться во славу Божию, включая все наши празднования.

Поэтому и Рождественская елка выбрана у христиан таким символ жизни и безсмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. По этой же причине, как известно, ельником устилают при похоронах путь умерших к месту последнего упокоения в надежде воскресения и жизни вечной. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и безсмертия, Который рожден Пресвятой Девой Марией и благостью Которого мы имеем возможность перейти в нетленную жизнь в дарованном нам вечном Царствии Небесном.

Елка напоминает нам также о состоянии рода человеческого до Христа. За грех непослушания Богу Адам и Ева лишились блаженства в раю, где находилось древо жизни, имевшее силу предохранять от болезней и смерти человека, питавшегося его плодами. После изгнания из рая прародителей наших у входа в него был поставлен херувим с огненным мечом, преграждая смертным изгнанникам доступ к древу жизни. И так продолжалось до пришествия Христа, отверзшего людям двери в рай.

Это благодеяние Христа так воспевается Церковью в рождественском песнопении: "Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе [возвещая совершившееся таинство] средостение градежа [стена, служившая преградой] разрушися, пламенное оружие плещи дает [обращает в тыл, удалено], и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от него же произгнан бых преслушания ради" (Стихира на "Господи воззвах"). Вот о чем напоминает и проповедует нам вечнозеленая елка.

А восьмиконечная звезда, которой мы увенчиваем это древо, означает ту звезду, которую волхвы видели на Востоке и которая привела их ко Христу, чтобы поклониться Ему – Солнцу Правды. Подарки же, раздаваемые у елки, напоминают, с одной стороны, о дарах волхвов, принесенных Царю Христу, а с другой стороны, – "обилия благодати и дара праведности", которых нас удостаивает Спаситель, чтобы мы могли избегнуть смерти для жизни вечной (Рим. 5:17).

Использована: "Православная Русь" (Джорданвиль, 1981, № 24).
М.Н.

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Святки

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Святки

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Святки

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Святки

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских, 25.12.2013 (7.1.2014)

6 января, день накануне православного Рождества Христова, отмечен в календаре особо. Не зря у него два имени: в быту 6 января чаще называют Рождественский сочельник, в Церкви - Навечерие Рождества Христова. Слово "навечерие" означает вечер накануне праздника, а бытовое название - "сочельник" - произошло от названия блюда из вареной пшеницы (или риса) с медом, которое в этот день для многих православных верующих становится единственной незатейливой пищей. Единственной, поскольку Рождественский сочельник - последний, самый строгий день Рождественского поста.

Рождественская елка, 1911 г. Фото: Альберт Шевалье Тайлер (1862 – 1925 гг.)

В народе существовала традиция: в Сочельник до первой звезды не есть. Логика проста: когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, на Востоке зажглась новая звезда - об этом рассказывает Евангелие от Матфея. Вот верующие и старались не есть, поститься до того момента, как на небосклоне не взойдет первая звезда. "В Сочельник, под Рождество, - читаем у Ивана Шмелева, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему. А будто - дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях…" Кутьей Шмелев называет сочиво, взвар - это крепкий отвар из чернослива, груши и сушеных абрикосов - они же "шепталы". Но главное в этом описании стола Рождественского сочельника - понимание, что наш пост - это наша жертва, наше приношение родившемуся Иисусу: сам не поем, а Богомладенцу эту пищу в ясли поставлю. Пост - это всегда приношение нашей любви Богу. Но, подчеркну, не есть до первой звезды было благочестивой традицией самого народа, церковный устав таких строгих предписаний не делал.

К Рождеству готовились заранее, Рождественский сочельник - апофеоз подготовки: в домах уже витало ожидание чуда, царила атмосфера любви, радости и тайны. Раньше, в отсутствии гаджетов и ТВ, эту атмосферу умели создавать. И неудивительно, что воспоминания о семейной подготовке к Рождеству, сам праздник, запечатлелись в памяти мемуаристов так живо и ярко.

"Елку украшали всей семьей. С утра в Сочельник на рояле, на столах и креслах, на подоконниках и даже прямо на полу появлялись легкие картонные коробки с гнездышками внутри, где в опилках, в стружках, в шелковой бумаге, в вате ютились райские птички, деды-морозы, девки-чернавки, яркие разноцветные стеклянные игрушки… причудливый, фантастический мир детского счастья, такой хрупкий и такой прекрасный, такой волшебно нереальный и в то же время теперь, через многие годы, кажущийся единственно реальным из всего, что было когда-то в жизни", - вспоминала в конце 80-х поэтесса Елизавета Рачинская. Ровесница века, пережившая все его потрясения и сохранившая на всю жизнь память о "светлом чуде семейного праздника".

Подготовка начиналась с Рождественской елки и похода на елочный базар. "Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче, - рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев. - Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки. как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. А снег повалит - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Морозная Россия, а. тепло!".

Фото: Владимир Яцина/ТАСС

К выбору Рождественской елки, к ее украшению было принято относиться серьезно. Вот что читаем у Анны Григорьевны Достоевской: "Федор Михайлович, чрезвычайно нежный отец, постоянно думал, чем бы потешить своих деток. Особенно он заботился об устройстве елки: непременно требовал, чтобы я покупала большую и ветвистую, сам украшал ее (украшения переходили из года в год), влезал на табуреты, вставляя верхние свечки и утверждая "звезду" на вершине".

Украшение лесной красавицы - целый ритуал. В одних семьях к изготовлению игрушек и развешиванию их на пушистых лапах-ветвях привлекали детей. В других елку наряжали взрослые, при закрытых дверях, стараясь сделать так, чтобы до Рождества дети ее не увидели. Анастасия Цветаева делилась: "Взрослые прятали от нас, детей, елку ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть". А вот в автобиографической повести Алексея Толстого "Детство Никиты" встречаем другую традицию.

"В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола".

Вчитайтесь, с каким живым чувством вспоминает это изготовление игрушек старшая дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая: "По вечерам мы все собирались вокруг круглого стола под лампой и принимались за работу… Мама приносила большой мешок с грецкими орехами, распущенный в какой-нибудь посудине вишневый клей …, и каждому из нас давалось по кисточке и по тетрадочке с тоненькими, трепетавшими от всякого движения воздуха, золотыми и серебряными листочками.


Кисточками мы обмазывали грецкий орех, потом клали его на золотую бумажку и осторожно, едва касаясь его пальцами, прикрепляли бумажку к ореху. Готовые орехи клались на блюдо и потом, когда они высыхали, к ним булавкой прикалывалась розовая ленточка в виде петли так, чтобы на эту петлю вешать орех на елку. Это была самая трудная работа: надо было найти в орехе то место, в которое свободно входила бы булавка, и надо было ее всю всунуть в орех. Часто булавка гнулась, не войдя в орех до головки, часто кололись пальцы, иногда плохо захватывалась ленточка и, не выдерживая тяжести ореха, выщипывалась и обрывалась".

Ну, разве не удивительно, с какой ясностью всплывают в памяти мемуаристов эти детские ощущения пальцев от прикосновения к шершавому ореху, который золотили более чем полстолетья назад. И отчего, через десятилетия, губы помнят ласковое прикосновение легких, тончайших лепестков золотой бумаги, которые ты, ребенок, отдуваешь, чтобы взять очередной. Просто воспоминания детства? Нет, атмосфера тайны, чуда и любви! Рождество!

"При украшении елки соблюдались раз и навсегда принятые порядки, - читаем в книге Елизаветы Рачинской "Калейдоскоп жизни". - В глубине, ближе к стволу, вешались сначала крымские яблочки, просвечивавшие сквозь темную хвою своими розовыми бочками; потом шли орехи, которые никогда не допускались выше середины дерева. Ствол и крестовина, покрытая ватой с блестками, опутывались золотыми и серебряными бумажными цепями и цепями из цветных леденцов. Внизу же вешались шоколадные фигурки зверей, птиц, детей и чудные печатные пряники с картинками, незабываемо вкусные, без которых не обходилось ни одно Рождество. Чем выше, тем елка становилась наряднее и ярче. На кончиках ветвей повисали блестящие стеклянные шары, покачивались, распустив хвосты, райские птицы; подняв паруса, куда-то в неведомую даль по зеленым хвойным волнам плыли сказочные корабли, летели ангелы, прижимая к груди миниатюрные елочки, веселые колокольчики на самом верху, вблизи лучистой Вифлеемской звезды, казалось, вот-вот зазвенят хрустальным праздничным звоном, а серебряные пушистые цепи и дрожащий, струящийся "дождь", наброшенный, как сверкающая сетка, поверх всего этого великолепия, превращали елку в какое-то сказочное видение, от которого трудно было оторвать глаз".

Фото: REUTERS

Украшения и подарки на елке - в память о дарах волхвов, которые те принесли родившемуся Христу. Звезда на вершине - символ Вифлеемской звезды. Горящие свечи - как наши души, горящие верой и любовью.

Готовили в сочельник и Рождественский стол. В России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста - слово "разговение", знакомое нам по русской классике. Так вот, разговлялись после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения.

Обязательным блюдом Рождественского стола была свинина - дома побогаче готовили поросенка целиком. В народе считали: велено свинину есть на Рождество в наказание! Иисусу Младенцу не давала спать в яслях - хрюкала. Потому и называется - свинья! В домах побогаче фаршировали птицу, пекли особые пряники в форме козы или коровы - козули - символ животных, которые в хлеву своим дыханием согревали Младенца Христа.

Подарки к Рождеству - отдельная история. Готовили их, конечно, не в сам сочельник, раньше. Но в Сочельник приготовления завершали и прятали под елкой, у крестовины, под белой простыней. Анастасия Цветаева вспоминает "золотые обрезы книг в тяжелых, с золотом, переплетах, с картинками, от которых щемило сердце" - фолианты дарили им с сестрой. А вот что рассказывает сын Льва Толстого Илья: "Запас наших игрушек пополнялся раз в год, на елке… В сочельник вдоль стены ставились столики с подарками: цветная почтовая бумага, сургуч, пенал, это почти всегда дарилось всем… Огромная кукла, "закрывающая глаза"… Детская кухня, кастрюлечки, сковороды, тарелки и вилки, медведь на колесиках, качающий головой и мычащий, заводные машинки, разные всадники на лошадях, мышки, паровики и чего-чего только нам не дарили".


Дети тоже готовили подарки, сделанные своими руками, дарили их родителям, детям победнее, которых приглашали в дом на Рождество.

В Сочельник к вечеру "бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь - звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон - другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро. Такого не услышишь, нет…

Фото: пресс-служба Мариинского театра

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, - мороз и не щиплет. Выйдешь - певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы - белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… - и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови Свет Разума…

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет" (Иван Шмелев "Лето Господне").

Читайте также: