Почему я выбрал это произведение мальчик у христа на елке

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.

Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.

Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.

По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.

Анализ 2

Критики воспринимают произведение на ура, некоторые называют его настоящим шедевром. С особым трепетом к рассказу относится и сам автор, читателям трагическая история тоже приходится по душе. Это произведение успели выпустить 22 раза в разных изданиях.

Автор учел фактически все характеристики, кроме того, что автор не написал хорошего финала. Достоевский решил, что не стоит приукрашивать серьезную реальность. Он прекрасно знает, что ждало бы мальчика, если бы он не замерз на улице, его бы скорее всего отправили в колонию.

Достоевский специально сгущает краски, он сравнивает подвал с вертелом, там оказалась женщина, которую он изображает мертвой. Она не смогла найти приюта ни себе, ни своему ребенку.

В Рождество все обычно помогают бедным и тем, кто обездолен. Все слои общества придерживаются такой традиции, но мальчик, который замерзает на улице не встречает такого сочувствия и деятельного отношения.

То, что шестилетний мальчик умирает от голода и холода, становится преступлением целого общества. Сюда относится и старуха, которая отказалась от него в подвале, и правоохранительные органы, и продавцы, работающие в кондитерской, а также другой мальчик, который ударил мальчика и даже срывает с его тела картуз.

Никто не знает, где развиваются трагические события, хотя некоторые догадываются, что события получают развитие в колорите Петербурга.

Достоевские делает это намеренно, он также не называет имя мальчика, скрывает его намеренно, чтобы показать, что данные события могут произойти абсолютно с любым человеком, поэтому нужно заботиться обо всех, проявлять сочувствие не только в рождественскую пору, но и круглый год.

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Несколько интересных сочинений

Поведала ходокам о судьбе Савелия Матрена Тимофеевна. Он был дедом ее мужа. У него она часто искала помощи и просила совета. Ему было уже сто лет, жил обособленно в своей горнице

Лето самое прекрасное время года. Вся природа в это время цветет, растет и дает плоды. Насекомые, птицы и животные весь день заняты своими делами. Многие делают запасы на зиму, чтобы с комфортом пережить холода.

На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете , переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц

Я уверен, что чудеса делать можно! Чудо – это что-то хорошее, чего мы не понимаем, то есть не понимаем, как это сделано. Много чего раньше считали чудом, даже молнии, но теперь-то люди понимают их секреты

Автор сочувствует мальчику и жалеет его. В его гибели и страданиях он винит взрослых людей, которые проявили равнодушие и бесчеловечность по отношению к ребенку. Ведь дети очень уязвимы и беззащитны. И взрослые об этом забывать не должны.

Я согласна с позицией писателя.

Дети не должны умирать от холода и голода, от людского равнодушия, как герой рассказа Ф.М. Достоевского. Ведь главное в жизни – это добро и сострадание, именно на них держится наш мир. Поэтому взрослые люди должны оберегать детей, окружать заботой, вниманием и помогать преодолевать им жизненные трудности.

Проблема детских страданий поднималась часто в литературных произведениях.

Данные примеры показывают нам, что каждый человек способен изменить мир и сделать его лучше, добрее и благороднее. Он только должен приложить усилия. Именно так считал Ф.М.Достоевский, утверждая о том, что человек не имеет права проходить мимо несчастий, происходящих рядом с ним, так как он несет ответственность как за свои собственные поступки, так и за любое зло, которое происходит в мире.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Автор исследования - Ольга Гордеева.

У каждого великого писателя должен быть свой рождественский рассказ. Такие были у Диккенса, Чехова, Гоголя, Андерсена и, конечно, у Федора Михайловича тоже есть произведение на рождественскую тематику.

Таким образом, этот рассказ, на первый взгляд, являет собой достаточно предсказуемое (исходя из своей темы) повествование, которое максимально честно, открыто и пугающе раскрывает реалии жизни детей, лишенных любви, защиты и помощи даже в рождественские праздники. Однако, в данной небольшой работе я предлагаю предпринять попытку углубленного прочтения этого произведения, с целью раскрыть его потенциал в большей степени.

Поговорим о 2 главе. Опять первые предложения этой главы буквально заставляют нас анализировать их по словам, потому слова прелюбопытнейшие. Мы помним, что в 1 главе (предисловии) автор сообщил нам, что герой его рассказа- явление социальное, т.е. подробно сам описал тот социальный феномен, к которому это явление принадлежит. И что он делает в начале 2 главы?

Таким образом, по прочтении вышепроцитированного отрывка рассказа, читатель остается словно бы в недоумении. С одной стороны- автор сочинил историю мальчика, с другой- автору мерещится, что эта история случилась в реальности. Спросим себя – зачем Достоевский так играет с текстом? По мере исследования мы постараемся ответить на этот вопрос. А пока обратим внимание на последнее предложение из цитаты – мальчику на момент действия рассказа Достоевского не 7 лет (как тому, о встречах с которым он писал в 1 главе), а 6 или менее, т.е. до достижения 7 лет (возраст, имеющий важный символизм) ребенок должен словно бы пройти еще какой-то путь.

Далее нам рассказывают о том, в каким страшных обстоятельствах оказался мальчик и о том, что умерла его мать.

Воющая при покойниках собака – известная народная примета, которая всегда обладает каким-то особенно мрачным колоритом. Достоевский использует ее здесь, как выразительную художественную и символическую деталь.
Следующие строки, формально относящиеся к характеристике Петербурга, на самом деле несут еще одну функцию – они говорят нам, что мальчик попал в место, в котором еще ни разу не бывал.

Формально мальчик еще жив, но он уже начал переход в иной мир, он уже стоит как бы на пороге двух миров, о чем нам будут говорить детали его восприятия окружающей действительности. Достоевский вводит в рассказ элемент не мистический, но духовный. Фактическое описание мытарств мальчика перед смертью (горизонтальная линия) сочетается с описанием его духовных мытарств (вертикальная линия) и у этих линий в произведении есть точка пересечения – смерть мальчика, как апогей его физических страданий и кульминация его духовного пути, когда он обретает награду за пережитые мучения.

И далее наступает момент перехода, в котором мальчик проходит последние мытарства и попадает в рай, где его уже ждет его мама. На фактическом уровне это показано так, что мальчик замерзает на улице и умирает. Далее он попадает на Христову ёлку, где среди таких же, как он (брошенных и умерших детей) празднует Рождество.

А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.


Оглавление

  • Биография Ф. М. Достоевского (1821 – 1881)
  • Мальчик у Христа на ёлке
  • Преступление и наказание

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Достоевский за 30 минут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Мальчик у Христа на ёлке

Краткий пересказ и анализ произведения

Эта елка великолепнее, чем та первая, которую он видел, выйдя на улицу.

— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

Полный текст произведения

…и в рот мне водку скверную

Безжалостно вливал…

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однакоже, всё факты.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

Читайте также: