Почему на лугу не растут деревья

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

1) Опишите луг по фотографии.

Луг — это пространство, заросшее травами. На нём почти нет деревьев, зато там много трав и цветов. Из-за этого здесь всегда много насекомых, там гнездятся и охотятся птиц, плодятся грызуны.

2) Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа-определителя.

На лугу можно встретить травы, относящиеся к разным семействам. Например, тысячелистник относится к семейству сложноцветных. Мышиный горошек является представителем бобовых растений. Нивяник — представитель семейства сложноцветных, а мятлик, тимофеевка и лисохвост — злаки.

3) С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

Животный мир луга богат и разнообразен. На лугах водятся самые разные насекомые — бабочки, кузнечики, шмели, мухи, жуки. Здесь можно встретить птиц, которые питаются насекомыми или злаками — трясогузка, коростель, перепел. Водятся здесь земноводные, мелкие грызуны, дождевые черви.

По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.

Пример экологических связей на лугу для 4 класса

Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.

Трава является основным производителем, её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня

На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные звери.

Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.

4) По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на лугах вашего края.

Для Московской области характерно присутствие следующих многолетних трав: пырей, мятлик, горицвет, лисохвост, лютик, клевер, мышиный горошек, нивяник, пижма.

Животные лугов Московской области: стрекоза, бабочка, жук, кузнечик, муравей, шмель, крот, мышь, уж, жаба, жаворонок, перепел, трясогузка.

На лугах области растут грибы: опёнок луговой, негнеючник, говорушка.

5) Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания на лугу для 4 класса

  • Мятлик — мышь полёвка — уж — орёл.
  • Клевер — бабочка — трясогузка.
  • Лисохвост — жаворонок — лунь.
  • Мышиный горошек — кузнечик — жаба.

Модель питания лугового сообщества

6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.

Характеристика сообщества луга для 4 класса

  1. Название — луговое сообщество.
  2. Организмы сообщества: травы, насекомые, птицы, земноводные, млекопитающие, черви.
  3. Экологические связи: солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям. Растения служат кормом для насекомых, птиц, млекопитающих. Насекомыми питаются земноводные и птицы. Черви рыхлят землю и измельчают сухие травы. Микроорганизмы перерабатывают органические вещества в минеральные соли.
  4. Луг — прекрасное место для отдыха. Но человек использует их для пастбищ, для сенокоса.
  5. Влияние человека негативное — почвы лугов истощаются, погибают и исчезают различные растения и животные.
  6. Охрана: соблюдать правила поведения, многие животные и растения лугов внесены в Красную книгу.

Обсудим!

1) Сравните лес и луг.

Лес — это природное сообщество, образованное деревьями. Луг — природное сообщество, образованное травами.

2) Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?

Неправильное поведение человека на лугу: срывать цветы, топтать и жечь траву, ловить бабочек, разорять гнёзда шмелей.

Правильное поведение человека на лугу: любоваться красотой цветов, насекомыми, слушать звуки луга, фотографировать, дышать луговым воздухом.

Многие животные и растения луга внесены в Красную книгу. По вине человека они могут погибнуть, что нарушит экологические связи.

Использование лугов под пастбища также нарушает экологическое равновесие, ведь скот выедает травы, и лишает корма других обитателей.

3) Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните причину.

Косилка должна двигаться от центра к краям, чтобы мелкие животные, обитатели луга могли убежать. Ведь если косилка станет двигаться к центру, то и животные будут бежать к центру, а оттуда им уже некуда деваться, и многие погибнут.

Проверь себя

1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?

Сходства: Производителями в них являются растения, к их особенностям приспосабливаются другие живые организмы. Это природные сообщества, сложное единство живой и неживой природы.

Различия: растениями леса являются преимущественно деревья, а луга — травы.

2. Какие организмы составляют луговое сообщество?

Насекомые, птицы, грызуны, земноводные, черви.

3. Как нужно вести себя на лугу?

Нельзя топтать и жечь травы, рвать цветы, бегать и пугать обитателей, ловить бабочек, других насекомых, разорять гнёзда шмелей.

1. В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом-определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми — опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту.

Я наблюдала за тем, как опыляют луговые цветы два вида бабочек — Голубянка-Икар и Зорька.

Голубянка-Икар более мелкая бабочка, и она успевала за минуту побывать на пяти цветках.

Зорька — более крупная бабочка и она предпочитала медленно ползать по цветку. За минуту Зорька побывала на двух цветках.

А также я смотрела, как шмель опыляет клевер. Шмель довольно быстро покидает выбранный цветок и перелетает на соседний. За минуту шмель побывал на шести — семи цветках.

Поджигать сухую траву нельзя, потому что:

  1. Не лови бабочек и стрекоз.
  2. Не убивай насекомых, не дави гусениц, жуков, кузнечиков.
  3. Не разоряй гнезда птиц и шмелей
  4. Не рви луговые цветы.
  5. Не жги сухую траву.
  6. Не оставляй за собой мусор.

На следующем уроке

Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

У воды я часто встречала камыш, тростник, ряску, осоку, кувшинку. Эти растения живут либо в сильно увлажнённой почве, либо прямо на воде.

Из животных в воде встречаются лягушки, комары, личинки стрекоз, пиявки, улитки, слизни, различные птицы, ондатры, бобры.

Интересно наблюдать за жизнью бобров. Они строят плотины, чтобы поднять уровень водоёма, и хатки, в которых живут целыми семьями.

  • Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
  • Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети oбо всём хотят знать на свете.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Проверка домашнего задания. - Послушайте стихотворение и скажите, о чём идёт речь. Шуми, шуми, зелёный дом! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой… И. Никитин- Что это за дом? (Лес) (Слайд)- Сколько в нём этажей? (3)- Я предлагаю написать вам на листочках графический диктант. Запишите +, если утверждение верное и -, если неправильное. Взяли в руки карандаш, ставим + или -.

1. Самый верхний ярус леса образован деревьями. (да)

2. Средний ярус – это мхи и лишайники. (нет)

3. Все животные леса делятся на 4 группы питания. (да)

4. На дереве обитают кроты и землеройки. (нет)

5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (да)

6. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (нет)7. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (нет)

8 Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. (да)

9. Гриб мухомор - самый лучший помощник растениям. (да)

10. Плоды всех кустарников употребляют в пищу. (нет) (Слайд)

Самопроверка. Внимание на доску. (Слайд) Поднимите руки у кого так, как на доске:+ - +- + - - + - + -

Игра “Деревья, кустарники, травы”. Деревья-мальчики, кустарники-девочки.

Сосна,кислица, бересклет, дуб, брусника, лиственница, черника,ландыш,шиповник,осина, орешник, калина, лещина.

- Что важно для лесного сообщества ? (Очень важно, чтобы в лесу не нарушался круговорот веществ, а для этого необходимо экологическое равновесие. )

3. Изучение нового материала. Введение в тему. Сейчас я вам прочитаю стих, а вы подумайте, какова же тема нашего урока?

Нынче удались цветы повсюду;
Да и травы всюду по колено.
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться,
Вот раскрылся лютик милый,
А на, холм, где расцвела ромашка,
Вышел клевер в розовой рубашке.

Учитель: О чём это стихотворение? (О цветах. )

Учитель: Где мы можем увидеть такое обилие цветов?

Дети: Все эти цветы растут на лугах. (Слайд)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников. . . )

Учитель: Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Луг-участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели). (Слайд)

Учитель:Какова же тема нашего урока? (Луг)

Учитель: Итак, тема нашего урока “Луг - природное сообщество”. (Слайд)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка, Лютик едкий, клевер – кашка! Что ещё? Гвоздика. Смолка, Колокольчик, хвощ – как ёлка. А ещё? Кошачьи лапки,Одуванчиковы шапки,Подорожник, васильки, Грамофончики – вьюнки, Ещё много разных травок, У тропинок, у канавок. И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик …)

- Что объединяет эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности, любят свет и тепло. Большинство растений - цветы)

- Как вы думаете, где располагаются луга?

(Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем , поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. )

- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Учитель: Есть травянистые растения на лугу, которые называются кормовые.

Учитель: Это какие, ребята, как вы думаете? (растения, которые любят и едят животные)

Учитель: Это мятлик, (Слайд). Колоски мятлика образуют метёлку, клевер луговой (Слайд)/мышиный горошек. (Слайд) Мышиный горошек растёт, цепляясь за другие растения, и горошины у него маленькие. / (Слайд), / (Слайд), /тимофеевка,лисохвост. (Слайд)

Учитель: Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной.

Почему ,как вы думаете? Есть на лугу и ядовитые растения.

Например, на лугу растет очень много разных лютиков. (Слайд) Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.

-За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание. Поэтому , если вы будете на лугу, не рвите их, не берите в рот.

Учитель: На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, белых. (Слайд)

Учитель: Многие из этих растений являются лекарственными. Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, как они называются.

1. Я скромный луговой цветок. Синеглазый …василёк. (Слайд)

2. Эх, звоночек, синий цвет С языком , а звону нет. (колокольчик ) (Слайд)

3. На зелёной хрупкой ножкеВырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) (Слайд)

4. -Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная) (Слайд)

Ромашка - царица разнотравья. Растение, которое мы называем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник, он внесён в Красную Книгу, а у ромашки совсем другие листья.

5. -Какое луговое растение поможет при болезни желудка? (тысячелистник) (Слайд)

6. - Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой) (Слайд)

7. - Растёт лекарство под ногами

Прошу вас, убедитесь сами. Кладём на ссадину листочек, И ссадина не кровоточит. И можно снова в путь-дорогу. Ведь их у нас так много! - Что за растение? (Подорожник.) (Слайд)

Учитель: На лугах растут и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевик. (Слайд)

- С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга.

-Учитель: - Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга?

Дети: Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.

Учитель: Травоядными или хищными? (Большинство животных - травоядные. )

Учитель: - Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность. . . ).

Учитель:- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков. . . ).

Учитель: - Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений. . . ).

Учитель: Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается. . . ).

Учитель. Поиграем в игру “Узнай меня”

Какое животное могло бы о себе так сказать?

1. - Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (пчела)

Что про неё вы знаете?. Если пчела ужалит, то умрёт сама. Пчёл трогать нельзя. Пчела живет короткую жизнь – чуть больше месяца.

2. - Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (бабочка)-Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, она занесена в Красную книгу РФ. адмирал, аполлон, зорька, (Слайд) /лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. (Слайд). Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений. Но гусеницы многих бабочек , например махаона и адмирала доставляют много хлопот . отличаются большой прожорливостью . едят всю траву подряд. -Как вы думаете, кого нужно опасаться бабочкам и их гусеницам? (Птиц). -И не только птиц! Я прочитаю “Страшный рассказ”, а вы определите о ком речь.

3. А вот на травинку опустилась бабочка, не заметила его среди травы. Вдруг прыжок, и бабочка схвачена передними ногами, даже пошевелиться не может - ноги у него сильные. Вот он уже работает челюстями. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. На самых передних ножках у него 2 крошечные дырочки. Оказывается это уши. Ими он и слышит. Про него говорят: - “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. Кто это?. . . (кузнечик) (Слайд)

-На лугу живёт скрипач,- Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать)

4. -Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (муха) (Слайд)

- Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза) (Слайд) - Что про неё вы знаете? (Стрекоза – полезное насекомое. Это воздушные хищники – они на лету схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за своим любимым лакомством – мухой – способна пролететь за 1 час до 100 км, причем за тот же час может проглотить целых 10 мух.) Физминутка.

Давайте выйдем все на луг. Как много трав, смотри вокруг!Вот бабочка вспорхнула И крыльями взмахнула. А вот кузнечик скок – скок. Давай понюхаем цветок.

- Составьте цепь питания (растение – бабочка – кузнечик – птица)-Давайте вспомним, с чего начинается цепь питания? (С растения, травоядного животного, хищника. )

- Продолжаем знакомиться с животными луга.

5. Точка, точка, Два крючочка – Это лапки жука. Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка,Гончарова Любовь Александровна 220-692-996

В чёрных крапинках бока. Я подую на жука – Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдет. - Кто это? (Божья коровка) (Слайд)

6. Продолжаем знакомиться с животными луга. -Лечу – говорю, сяду – молчу. (оса) ) (Слайд) :

7. Чёрен да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (жук) ) (Слайд) :

8. На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. (Слайд)

Давайте о них прочитаем на с. 186 8. - Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (шмель) ) (Слайд) :

- Как одним словом назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые)Учитель: А как вы думаете, живут ли на лугу пресмыкающиеся, которые питаются ими? (Жабы и лягушки травяные ; земноводные :ящерицы и змеи) (Слайд):

А представьте себе, что на этом лугу развелось много жителей:Маленького роста, с длинными хвостами, В серой шубке, с острыми зубами … (мышами) (Слайд) Мелкими грызунами.

Что может случиться со шмелями? (Они могут совсем погибнуть, т. к. мыши уничтожат всех личинок. . .). Аптицы питаются насекомыми? (да)

Учитель. Вот эти птицы , насекомые для которых являются основной пищей:перепелка, трясогузка ,коростель. . ( Слайд)

- Давайте прочитаем о них на. 186-187Вопросы по прочитанному:-Кто является основной пищей для луговых птиц? (Насекомые)

- Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда? (На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников. . .).

- А где устраивают гнёзда птицы луга? (На земле среди травы)

Работа в Р. т. с. 61 з7. -В луговой почве много …червей. (Слайд) Ими тоже питаются луговые птицы.

Вывод:Видите,какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают в тоже время опыляют растения . Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц было не слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Сообща) Поэтому, как можно назвать луг? (Природное сообщество) А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью “Луг и человек”. с. 187-188

Сформулируйте правила правильного поведения на лугу, соответствующие этим знакам?

Работа в Р. т. на с. 62 з.

9 Подведение итогов.

10 Выставление оценок.

Д/З с. 185-188 чит. Ответить на вопросы.

Отгадайте загадку: Что не сеяно родится? (Трава)

Наша доска зеленого цвета и немного похожа на траву, на луг. У вас на столах лежат цветки. Если вы отлично запомнили обитателей луга, возьмите цветок красного цвета, если не очень-синего, если вообще ничего не запомнили-жёлтого. Прикрепите их на доску.

Вопрос по биологии:

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 15.03.2015 04:39
  • Биология
  • remove_red_eye 4058
  • thumb_up 45
Ответы и объяснения 1

Это все варианты, просто правильный ответ: на лугах косят траву. А попутно выкашивают всходы деревьев. Травы на месте покоса восстанавливаются быстро, а деревья - нет.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Луг представляет собой сообщество живых организмов, которые приспособлены к жизни на открытом пространстве.

Травы — главные растения луга. Травы на лугу, как деревья в лесу, растут ярусами. Верхний ярус — это светолюбивые растения с высокими прямыми стеблями. Это тимофеевка, василёк луговой, колокольчик, тысячелистник. Второй ярус занимают растения, у которых стебель значительно ниже — это клевер, мятлик. Они приспособились развиваться в тени. Третий ярус составляют мхи.

На лугу не живут крупные животные — им негде прятаться. Но здесь много различных мелких животных. На лугу огромное количество насекомых. Здесь водятся пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи, кобылки, кузнечики, муравьи.

Кузнечик.jpg
Пчела.jpg
Цветочная муха.jpg

На лугу можно встретить жаб и ящериц, которые питаются насекомыми. Водятся здесь и птицы. Трясогузка, коростель, перепел также охотятся на насекомых. Хищные птицы — канюк, пустельга, лунь — охотятся на мышей, полёвок и мелких птиц. Луговые птицы строят себе гнёзда прямо на земле.

На лугах встречаются также грибы. В дождливую погоду появляются дождевики и шампиньоны, а также луговые опята. В почве живут черви, насекомые и их личинки, а также огромное количество бактерий. Без них почва луга не была бы такой плодородной.

Жизнь обитателей луга зависит от неживой природы. Растениям и животным луга нужны свет, вода и воздух.

Живые организмы, обитающие в сообществе луга, включены в единый круговорот веществ. С помощью энергии Солнца из углекислого газа, воды и минеральных солей растения создают питательные вещества, которые затем используются в пищу животными. Грибы и бактерии разрушают растительные и животные остатки и превращают их в воду, углекислый газ и минеральные соли.

Луга украшают нашу природу. По лугу приятно пройтись в тёплый летний день, приятно полюбоваться яркими цветами и насекомыми, услышать жужжание пчёл и стрекотание кузнечиков.

Луга имеют важное хозяйственное значение. На них растут кормовые травы. Поэтому на лугах пасутся домашние животные и заготавливают сено.

Читайте также: