Описание подвала в рассказе мальчик у христа на елке

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эстетическое воспитание учащихся Развить навыки сочувствия и милосердия.

ВложениеРазмер
проблемы добра и милосердия в рассказе 38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

Учитель русского языка и литературы:

Демченко Анастасия Геннадьевна

  1. Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;

2. Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихся;

3. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся;

4. Развить навыки сочувствия и милосердия.

Ход урока:

Оргмомент.

Звезды зажглись в таинственной мгле…

Ангелы сходят с небес.

Дети, Младенец-Христос на земле-

Чудо свершилось чудес!

Будет конец преступленью и злу,

Верой зажгитесь сердца!

Бог, среди нас, поклоняйтесь Ему,

Каждый год, после новогодних каникул, у нас проходит рождественская неделя.

7 января мы встретили самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Этот праздник особенно любим нами. А сейчас идет святочная неделя, люди славят Христа песнями, ходят в гости, дарят подарки, веселятся.

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время совершения добрых дел.

В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню

Рождество – это дни всеобщей любви и добра.

Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.

Ученики: Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

В жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

То же самое мы встречаем с вами на страницах рассказа, с которым вы знакомились дома. Назовите его.

Учитель: Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса? Над какими проблемами мы будем сегодня размышлять? И вместе сформулируем тему урока.

УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов.

Слайд 6 Учитель: В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.

Действие в святочном рассказе происходит как раз в дни, когда под Новый год и Рождество, всем хочется верить в добрые чудеса. Это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей.

Слайд 7 В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа: “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”.

Запишем в тетрадях:

Жанровые особенности святочного рассказа.

– хронологическая приуроченность;
– наличие элемента чудесного;
– наличие рассказчика;
– наличие среди героев ребёнка;
– наличие нравственного урока, морали;
– у рассказа счастливый финал.

Запишем определение.
Слайд 9

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

2. Анализ рассказа, групповая форма работы

2. Слово учителя перед чтением рассказа.

Рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, написанный в 1876 году, стал классическим рождественским рассказом, он не раз переиздавался в сборниках святочных рассказов и породил множество подражаний. Ф.М.Достоевский – взрослый писатель, но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Автор с болью в сердце писал о детских страданиях, он хотел разбудить совесть каждого человека, призвать нас к состраданию униженным и обездоленным.

Ученик: (События происходят на кануне Рождества)

Слайд 10 Пересказ учениками по плану

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.
2.Мальчик в городе.

Учитель: В начале нашего рассказа мы видим подвал, где на тонкой подстилке покоится мертвая мать мальчика. Все куда-то разбрелись, остались мертвые, умирающие. В центре города, готовящегося праздновать Рождество, -грязный подвал. Мертвая мать, ребенок, которому холодно и голодно. И для всех празднующих Рождество, а мальчик лишний- мешающий празднику.
3.Чудо за большим стеклом.
4.Смело отворил дверь и вошел.
5.Копеечка выкатилась и зазвенела.
6.Куколки в окне.
7.Обидели.
8.Чужой двор.
9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.
10."Христова ёлка".

Работа с тестом:

Учитель: Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".
Учитель: А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

УЧЕНИК : Я думаю, автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.

УЧЕНИК : Достоевскому важно, как мне кажется, дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.
Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе. (Анализ композиции, ее изобразительно)

Учитель: В данном рассказе обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

Учитель: Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

УЧЕНИК: Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.

УЧИТЕЛЬ: Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…
УЧЕНИК : Знакомство с героем рассказа
УЧИТЕЛЬ: Развитие действия…
УЧЕНИК: Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.
УЧИТЕЛЬ: Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод…
УЧЕНИК: Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.
УЧИТЕЛЬ: Это кульминация рассказа. А развязка?
УЧЕНИК: Мальчик умирает.

Слайд 11Учитель : Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя

( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
"маленького" роста, и возраст- "лет семь", и одежда — "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать".

Учитель : Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид.

По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

УЧЕНИК: В моем представлении этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.

Слайд 12 Учитель: И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой.

Ученики: ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

Учитель: Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?

УЧЕНИК : Чувство брезгливости, безысходности, тупика.

УЧИТЕЛЬ: В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так…

Слайд 13 ( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

Куклы в рассказе противопоставляются мертвым душам людей.

. Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

УЧЕНИК: Мне кажется, чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.

Но он, остается по ту сторону праздника.

Он способен радоваться счастью другого человека, несмотря на барьеры (стекло) и социальное положение.

УЧЕНИК: Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.

УЧИТЕЛЬ : Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".
Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? (запись)

Слайд 14 УЧЕНИК: "Вспомнил, заплакал, побежал".

УЧИТЕЛЬ : Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

Отчуждение ребенка от того, что ложно наполнять его жизнь: радость, счастье, - мы видим ненормальное, бесчеловечное, преступное отношение людей.

Слайд 15 Учитель : Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.

УЧЕНИК: "Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

УЧЕНИК : "Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.

Учитель: Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

УЧЕНИК: Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.

Учитель: Вспомните, во что был одет мальчик?

УЧЕНИК: В халатик.

УЧИТЕЛЬ: Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

Учитель : Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

УЧЕНИК : Мне кажется, Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы.

УЧЕНИК : А я думаю, что эта копеечка ему была не нужна.

УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел.

Слайд 16 запись И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

Учитель: Охарактеризуйте мир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту, учимся исследовать, находить детали.

Учитель: Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как

Слайд 18 Ученики : (зачитывают цитаты из текста)

- Полицмейстер отвернулись (безразличие);

- Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);

- Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).

Учитель : Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться?

Ученики : Нет, он еще больше замерзает. ХОЛОДНО!

- Не мог согнуть красные пальчики

Учитель : Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.

Мальчик остался в этом мире?

Ученики: Нет, убегает. Маленький ребенок уже не в силах бороться.

Учитель: Что происходит потом?

Ученики: Засыпает на улице.

Учитель : Что он видит? Какой эпизод является самым ярким в рассказе?

Слайд 20 Христова ёлка – это кульминация рассказа.

Учитель: Зачем Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает праздник для умерших детей?

(Если на Земной ёлке мальчик встречается с бездушием эгоизмом, то на ёлке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле.- семью, дом, где его любят. «О, какой свет! Какая ёлка!! Нигде еще, он не видел таких деревьев!. Все сияет кругом все куколки – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все кружатся около него, все целует го..

На ёлке собраны дети, которые покинули наш мир, не успев вырасти. Автор говорит о том, что они замёрзли или задохнулись, погибли от голода. Тут же находятся и их матери.

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

Никто не оказал помощи не проявил сострадания даже в дни Рождества , в дни милосердия, доброты и всепрощения. В этом мире страдают даже дети- а виной всему равнодушие общества.


Учитель: Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?


УЧЕНИК : Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.


УЧИТЕЛЬ :. Писатель наглядно показывает – мы в своей повседневной жизни оказываемся так же жестоки и неотзывчивы. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы он никогда не забывал, что рядом с его сытой и благополучной жизнью есть другая- голод, страдания, унижения.

Учитель: Можно ли финал рассказа назвать счастливым?

Слайд 22 Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа – счастливый, а если нет – другое дело.. Веришь или нет — вот что главное.

Учитель Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?

УЧЕНИК : По-моему, милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу ("тихому голосу").

(Запись) Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности.
Слайд Актуален ли рассказ в наше время?

Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.
С праздником Рождества!!

УЧИТЕЛЬ: Бог никогда не исчезает, но если человек что-то неправильно делает, грешит, он сам как бы отдаляется от Бога, перестает чувствовать Его присутствие. Может мы перестали видеть Его, потому, что сделали что-нибудь дурное? Заглянем в себя, постараемся найти конкретный поступок, за который нам было стыдно. Не будем говорить о этом вслух, но каждый пусть даст обещание больше не делать этого. Когда мы совершаем какой-нибудь поступок добрый или отказываемся принять участие в плохом поступке, мы приближаемся к Господу.

Мальчик у христа на елке автор

Краткие содержания

История написания

Достоевский приступил к написанию рассказа 30 декабря 1875 года. Незадолго до этого он пережил события, вдохновившие его на создание произведения:

  • 26 декабря 1875 года — ёлка и детский бал в Петербургском клубе художников, где писатель побывал со своей дочерью Любой;
  • 27 декабря — посещение вместе с А. Ф. Кони колонии для малолетних преступников, возглавляемой писателем П. А. Ровинским;
  • в эти же предновогодние дни произошло несколько случайных встреч на улицах Петербурга с нищим мальчиком, просившим милостыню.

Эта история принадлежала к числу любимых произведений автора. Он не раз публично читал её на многих литературных вечерах.

Краткое содержание

 рассказ достоевского мальчик у христа на елке

Когда такие бродяжки подрастают, их сбывают на фабрику, но всё заработанное они вновь должны приносить халатникам, которые это пропивают. Такие дети рано становятся преступниками и воришками.

Рассказчик сам сочиняет одну историю про несчастного ребёнка, но ему кажется, что подобный случай мог произойти на самом деле. В ужасный мороз мальчик лет шести просыпается в холодном подвале. Ему очень хочется есть, он пытается разбудить свою маму, но она, недавно захворавшая и лежащая на тонкой подстилке, умерла. Мальчик ещё не понимает, что такое смерть. Его удивляет недвижимое и холодное лицо матери.

Затем ребёнок выходит на улицу. Он видит яркие огни, людей, кареты, но его беспокоит только одно — сильный голод. Мимо проходит блюститель порядка, но отворачивается, не желая видеть нищету.

Мальчик останавливается у окна, за которым видит красивую ёлку, играющих детей, танцующую девочку. В другом окне виднеются четыре богатые барыни, которые угощают пирогами любого, кто войдёт. Мальчик тоже решается зайти, но одна барыня суёт ему копеечку и выгоняет. Но он теряет монетку, поскольку её не могут удержать замёрзшие пальчики. В третьем окне он видит красивых куколок, совсем как живых. Но тут какой-то большой мальчишка бьёт его по голове и отбирает картуз, после чего ему приходится убегать.

Рассказ мальчик у христа на елке

Ребёнок прячется за дровами на одном из дворов, скорчившись и спрятав ручки за пазуху. Вдруг ему становится хорошо и тепло.

В реальности же он умирает, замёрзнув во дворе. Утром дворники находят его трупик, разыскивают и его мёртвую мать, с которой он, возможно, действительно увиделся на небесах.

План для пересказа

 у христа на елке краткое содержание

Устный пересказ помогает лучше понять смысл произведения.

Образ главного героя

Главный герой произведения — мальчик лет шести. Он был одет в какой-то халатик и картуз. Как и многие дети, он привязан к своей маме и любит её. В рассказе упоминается, что его мать вместе с ним приехала сюда из какого-то маленького города и вскоре захворала.

Мальчик у христа на елке достоевский

Мальчик искренний, наивный, впечатлительный, непосредственный и весёлый: он тоже хочет веселиться и танцевать вместе с детьми за оконным стеклом, смеётся при виде куколок, но вспоминает о том, как заледенели его пальцы, как он хочет есть.

Невозможность утолить базовые потребности мешает ему наслаждаться духовными красотами. Лишь у Христа на ёлке, когда ему становится тепло и хорошо, он может в полной мере отдаться радости.

В рассказе не упоминается имя героя. Его безликость намекает на масштаб проблем, затронутых в произведении, и говорит, что таких нищих детей, мёрзнущих на улице, на свете может быть очень много.

Жанр и композиция

Основными признаками рождественского рассказа являются:

Мальчик у христа на елке кратко

  • описание чудесного события, изменившего жизнь героя к лучшему;
  • присутствие среди героев маленького ребёнка как символа новорождённого Иисуса;
  • время действия — Рождество или Святки;
  • счастливый финал.

Впрочем, в какой-то мере для самого мальчика конец действительно счастливый: он избавился от мучений и невзгод, холода и голода, был счастлив и увидел на небесах свою маму. Возможно, если бы он не умер, впоследствии его ожидала бы судьба малолетнего преступника.

Мальчик у христа на елке краткое содержание

Композиционно рассказ полностью построен на контрастах. Холодный и сырой подвал с мёртвой женщиной сменяется на городские улицы с красками огней, богатство и красота которых поражают детское воображение. Но очень скоро мальчик понимает, что от всего этого он отделён прочным стеклом. Куклы в витринах более живые, чем проходящие мимо люди с чёрствой душой.

Затем вновь контраст: ёлка у Христа, где мальчик чувствует себя своим, рядом такие же дети, Христос добр и отзывчив, а мать улыбается.

В этом произведении бедность противопоставляется богатству, а человеческое равнодушие и холодность — детской искренности и доброте.

Проблемы, основная мысль и идея

Произведение затрагивает проблемы бедности, социального неравенства, вопросы человеческого равнодушия и чёрствости. Пока все люди радовались празднованию Рождества, маленький мальчик страдал от голода и холода, не получая и крупицы тепла и сочувствия. В его трагической гибели в какой-то мере виноваты все персонажи: и блюститель порядка, отвернувшийся от него, и барыни, выгнавшие его из своего дома, и большой мальчишка, грубо отнявший у него картуз. Никто не замечал его горя либо не хотел замечать, нарочно закрывая глаза на недостатки этого мира в лице нищих.

В читательский дневник можно записать главную мысль: необходимо быть милосердным и сострадательным, внимательным к близким и даже к простым прохожим.

Мальчик у христа на елке краткое

Незначительная доброта способна спасти жизнь. К примеру, если бы барыня позволила мальчику немного погреться в тёплом доме и угостила его пирожком, ему стало бы намного лучше. Но она всего лишь дала ему копейку, да и то не из жалости, а лишь бы он ушёл поскорее, чтобы не портил идеальную картину её дома своим видом.

Кроме того, идея произведения заключается в демонстрации несправедливости жестокого мира. Ни в чём не повинные дети часто становятся заложниками ситуации и жертвами грехов своих родителей, бросающих их на произвол судьбы.

Автор пишет во вступлении к рассказу: хоть он и сочинил эту историю, ему мерещится, что где-то это на самом деле случилось.

Он предоставляет читателю аргументы, что подобные истории — это не выдумка, а грустная реальность, в которую придётся поверить, чтобы, возможно, постараться как-то изменить её.

3563818_1421227793_illyustraciyakrasskazufedoradostoevskogo (500x700, 157Kb)

Моя новая статья из рождественского цикла "Рождественская лестница" - "Мальчик у Христа на ёлке" о святочном рассказе Достоевского.

До сих пор я считаю, что его короткая проза не менее великолепна, нежели романистика. Ее читаешь с таким наслаждением и упоением, сопереживая героям и даже слыша интонацию писателя. И в ней есть все идеи, которые Федор Михайлович развивал в своих романах. Поражает евангельская простота и удивительное человеколюбие, льющееся со страниц его рассказов и повестей.

Конечно, не мог Достоевский пройти мимо жанра святочных рассказов. Традиция святочного или рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была обусловлена их происхождением — они родились в недрах карнавальных религиозных представлений. Из мистерии в рождественский рассказ перешла как символика, так и организация пространства (ад — земля — рай). Передалась из мистерий особая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего через все испытания и перерождаясь в конце. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо.

В начале рождественского рассказа создается образ разоренного вертепа. Вертеп - кукольная пещера, представляющая собой сцену Рождества Христова. Мать мертва, а младенец голоден и ему холодно. И для всех, празднующих Рождество Того, Кто так наглядно воображается в мальчике, он лишний и мешающий празднику. Достоевский наглядно показывает - ничего не изменилось, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, прошли века, а люди все также жестоки, неотзывчивы, неблагодарны, как и во времена Христа.

Бродя по городу, мальчик заглядывает в окна, в одном он видит, как девочка танцует с мальчиком, в другом — четырех барынь, которые дают пироги каждому, кто придет. Мальчик тоже вошел к ним в дом. Одна из барынь спешно сует ему копеечку, и сама открывает дверь. Перепуганный мальчик роняет монетку и бежит прочь.

Он натыкается на толпу людей, смотрящих кукольное представление, которое ему очень нравится. Но вскоре его бьет мальчик постарше. Ребенок вынужден бежать прочь. Забежав в подворотню, он устраивается за дровами. Ему становиться тепло и хорошо. Мальчик слышит голос, приглашающий на ёлку. Он видит великолепную ёлку и множество радостных мальчиков и девочек. Он сам радуется и веселится, находясь рядом с ними. Это такие же дети как он, погибшие в раннем возрасте по различным причинам.

В рассказе праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому мальчику становится одиноко и страшно. Автор противопоставляет сказочную ёлку у Христа земной. Если на земной ёлке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на ёлке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле - семью, дом, где его любят. А утром замерзшего мальчика и его мать находят дворники…

Удивительной силы достигает Достоевский в своем рассказе. Благодаря этому писатель хотел, чтобы в каждом человеке пробудилась совесть и милосердие, чтобы люди на своих земных ёлках увидели и дали место обездоленным и страдающим детям. И тогда чудо, не свершившееся в рождественский сочельник в рассказе, могло бы стать реальностью в нашей жизни.

Смысл произведения

Смысл книги

Исследователи творчества писателя считают, что сюжет произведения автору навеяли сразу несколько событий. А именно полный счастья детский новогодний утренник, навевающее уныние посещение детской колонии и, наконец, случайно увиденный на улице нищий мальчик. Разительный контраст между веселым праздником и безысходностью нищеты лежит в основе данного произведения.

В первой части рассказа мальчик не упоминается. В ней Достоевский рассказывает о детях-побирушках, которых родители отправляют просить милостыню. Заработанные маленьким нищенкой гроши взрослые тут же пропивают.

Во второй части появляется главный персонаж. Достоевский умышленно не дает ему имени. Это абстрактный мальчик, коих в России того времени было без счета. В город из деревни приезжает женщина с ребенком. Не найдя себе пристанища, она оказывается в подвале, набитом подобными ей нищими и бездомными людьми. Здесь можно увидеть намек на пещеру, в которой родился младенец Христос. Мать умирает. Ее маленький сын остается один. Идти ему некуда.

Мальчик выходит на улицу. Перед ним огромный город, по всем признакам Петербург. Ночь перед Рождеством, во всех окнах свет, отовсюду доносятся радостные крики. Но бедному ребенку не до праздника. Возможно, он даже не понимает, что происходит. Мальчик очень замерз, поскольку на улице стоит трескучий мороз, к тому же бедняга чрезвычайно голоден.

Мальчик побрел по расцвеченной украшениями улице. За окном он увидел большую разукрашенную елку, вокруг которой бегали красивые веселые дети. Мальчик залюбовался невиданной доселе красотой. Но холод привел его в чувство. Малыш увидел в окне стол с пирогами. У стола сидели дамы и давали по куску пирога всем подходящим. Мальчик хотел зайти внутрь, но на пороге его остановили, дали копеечку и выставили вон. Пальцы ребенка так замерзли, что он смог удержать монетку – она выпала из рук и куда-то закатилась. На минуту мальчик остановился послушать старого скрипача. Ему даже стало весело. Но тут к нему подскочил злой подросток, сорвал с мальчика картузик, а самого его толкнул на землю. Бедняга забежал в какой-то двор и спрятался за поленницей.

Через какое-то время мальчик почувствовал, что ему становится хорошо. Перед ним возникла большая нарядная елка, вокруг которой веселились дети. Иногда они подбегали к мальчику и целовали его. Живая мама наблюдала за этим и улыбалась. Наконец, мальчик спросил у детей, кто они такие? Оказалось, что это ангелы, которые были детьми и умерли, так и не став взрослыми. В ночь перед рождеством Христос приглашает их на елку вместе с мамами.

…Наутро дворники нашли замерзшее тело маленького мальчика. Он уже живет другой счастливой жизнью, но не в этом мире.

Достоевский не собирался писать традиционный святочный рассказ. В свое произведение он хотел вложить мысль о неравенстве в обществе. Поэтому, намеренно используя в повествовании уменьшительно-ласкательные слова, он создает контраст между сверкающей слащавой рождественской оболочкой жизни и ее суровой изнанкой. Трагический финал рассказа показывает безысходность существования людей, выброшенных из колеи жизни.

Читайте также: