Описание картины шишкина сосна на валааме

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Виртуоз лесных пейзажей Иван Шишкин оставил после себя большое наследие картин, которые известны на весь мир. Мало кто останется равнодушным при изучении целых историй, которые повествует нам художник через свои живописные работы. Его картины тиражируют, украшают ими дома, покупают на аукционах и завороженно рассматривают в музеях. На популярность его работ мы посмотрим с разных сторон: изучим картины, за которые живописец получил высокие награды, рассмотрим самые дорогие картины с точки зрения аукционных продаж и самые популярные работы.

Картины, удостоенные наград

Самые дорогие картины Шишкина

Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.

Самые популярные картины Шишкина

Любопытно, что картину художник писал не один, а с другом К. Савицким, который был хорошим анималистом и нуждался в деньгах. Так как Шишкин специализировался на пейзажах, а не на изображении животных, он создал эскиз медведей и передал эту часть работы Савицкому. Последний со своей задачей успешно справился и заслуженно был указан как соавтор картины. Однако Павел Третьяков, заказавший эту работу, не на шутку рассердился, получив полотно с двумя подписями вместо одной подписи именитого профессора и академика Шишкина. Недолго думая, он стер фамилию Савицкого, из-за чего произведение приписывалось только Шишкину. Основатель Третьяковской галереи посчитал, что по замыслу и исполнению эта картина полностью соответствует творческой манере именно Шишкина.

Завершив работу над сюжетом, Шишкин представил картину на выставке передвижников. Глубокую работу заметили не только коллеги и критики, но и Павел Третьяков. Понимая, что имеет дело с очередным шедевром, меценат немедленно купил его для своей знаменитой коллекции.

Эта работа многим известна по иллюстрации к одноименному стихотворению Лермонтова про одинокую сосну. В 1891 году исполнялось 50 лет с года гибели великого поэта, и Петр Кончаловский задумал выпустить собрание его сочинений с иллюстрациями. В подготовке этих иллюстраций участвовали многие маститые художники, например М. Врубель и В. Серов. Среди них был и Иван Шишкин.

У многих художников прошлого, очарованных Валаамом, при всей их ярко-индивидуальной манере прослеживается общее стремление — скупыми изобразительно-выразительными средствами передать аскетическую красоту тех мест, где требуется внутреннее напряжение, чтобы выстоять, укрепиться, чтобы потом возрасти, как крепкое дерево. Видимо, сама природа, общее настроение Валаама направляет на глубокие философские размышления.

Место радости и надежды: Валаам глазами художников нашего времени

Интересно, что современные художники воспринимают сегодняшний Валаам более радостно, празднично, чем их дореволюционные предшественники, хотя, конечно, величие места они тоже подчеркивают. Многие из них застали в сознательном возрасте советское время, когда большинство храмов и монастырей были закрыты, и потому воспринимают как огромную ценность самую возможность приехать туда, где есть жизнь, где звучит молитва и в храмах совершается литургия…

343.jpg

01.05.2015

Пешеходные прогулки по Валааму – это покой и одиночество, размышление и постижение истин, прикосновение к вечности. Сколько лет этим древним северным скалам? Освещаемые солнцем и поливаемые дождем, они дряхлеют, разрушаются, и вот уже трещины, первые вестники старости, проникают в гранитную плоть некогда могучих телес.

Как отдаленный гул многоголосого эха слышится в картине звучание вечности, её первоначальный стихийный зов.

Мощное творческое зерно художника ярко проявляется в летнем валаамском пейзаже, наполняющем зрителя энергией природных сил и завораживающем, словно словом откровения, запечатленной красотой реального мира.

Под кровом крон деревьев

В глубине леса

Прогулки по Валааму, его лесным зарослям – наслаждение для Шишкина необычайное. Отсюда – наполненность счастьем почти всех его работ валаамского цикла.

Торжество и величие жизни

Графические работы художника богаты и изящны. Отсутствие цветовой гаммы позволило сосредоточиться на выявлении формы, красоте её линий. Утонченность в передаче света и тени удивительна. Игра листвы, рельефность древесных стволов, поросшие мхом огромные валуны – всё это передано с жизненной правдивостью и непосредственностью.

В сложной системе взаимно поддерживаемой жизни, образующей пространство рисунка, мощно звучит основной мотив, часто слышимый в картинах И.И. Шишкина – торжество и величие жизни.

Счастье лесных прогулок

Vid-na-ostrove-Valaame_-1860--e.jpg

Хорошо вдвоем!

В.А. Бондаренко – ученик И.И. Шишкина. Он окончил Одесскую рисовальную школу, затем учился в Академии художеств (с 1890 года) у И.И. Шишкина, потом у А.И. Куинджи. В 1897 году получил звание классного художника третьей степени.

Иван Иванович Шишкин трогательно заботился о своих питомцах. Он много хлопотал о выделении гипса для Валаамской школы живописи, равно как и о выделении стипендии своему ученику. Он пишет письмо за письмом в Общество поощрения художников.

«Петербург 16 декабря 1895 года

Господину секретарю Общества поощрения художников Николаю Петровичу Собко

На Валааме бывали И. Шишкин, А. Куинджи, Ф. Васильев, А. Гине, Н. Рерих, М. Клодт и десятки других художников. В одной статье даже не получится показать и рассказать обо всех. Но я выбрала самые яркие, известные и важные для истории живописи работы и имена.

Сейчас уже многие бывали на Валааме - это место удивительной красоты, которое влюбляет в себя. И если кто-то не любит Валаам, значит он там просто не бывал. Раз за разом люди возвращаются на остров, чтобы вновь подышать валаамским воздухом, прикоснуться его святыням, пропитаться атмосферой.

Но Валаам еще с середины 19 века вдохновлял художников своей северной, суровой и сложной природой. И дело не только во вдохновении, но и в том, что он стал для русских живописцев школой и сыграл роль в формировании пейзажного жанра как такового.

Валаам и русский пейзаж

Как сказал один исследователь, "природа, пейзаж, Валаам - почти синонимы". И как только русские художники начинают отходить от идеализации природы, и в моду входит плэнер , валаамские виды вызывают все больший интерес.

В середине 19 века пейзажным классом в Императорской Академии Художеств руководил Максим Воробьев , студенты которого выезжали в пригороды Петербурга, уезжали летом к себе на родину писать русские поля и луга или отправлялись изображать сложную и суровую природу Ладожского озера на острова Коневец или Валаам. Впоследствии поездки на Валаам станут чуть ли не обязательным этапом учебного процесса.

Большую роль сыграл игумен Валаамского монастыря - отец Дамаскин , который переписывался с образованнейшими людьми своего времени в том числе с профессором Академии Художеств Ф. Иогансоном. Интересна личность игумена Дамаскина: будучи практически необразованным, он мог делать тонкие замечания относительно живописи, имел прекрасный вкус, а любимым его художником и другом стал Иван Шишкин. Во многом благодаря игумену Дамаскину Валаам и стал своеобразным "натурным классом" Академии Художеств .

А для художников Валаам с его суровыми скалами, частыми штормами, строгой северной природой становился не только школой, но трамплином на творческом пути, важной ступенью карьерной лестницы. За валаамские виды художники получали медали и входили тем самым в число признанных мастеров.

Сама поездка на Валаам для многих была долгожданной, молодые живописцы возвращались сюда по несколько раз. На острове они проводили все летние каникулы. По договоренности, одну работу они должны были оставить в дар монастырю, что помогло собрать в последствии богатую коллекцию живописи, которая хранится сейчас в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

А если говорить о русской живописи в целом, то благодаря валаамской природе русский пейзаж перерождается : становится реалистичным, глубоким, уходит от мечтательного флера итальянских влияний. Это был новый этап в развитии пейзажной живописи. Валаам учил внимательному отношению к природе.

Способствовала такому перерождению пейзажного жанра и сама валаамская природа: дикая, трудная, разнообразная. "Валаам живописен в высшей степени!" - восхищался Шишкин. Особым удовольствием было для художников погружение в валаамские чащи, лицезрение деревьев, выросших из скал, крутых обрывов, ладожских ветров. Как испытывающие влияние живописи романтизма, художники влюблялись в Валаам.

Знаменитые художники на Валааме

Десятки мастеров побывали на острове, известные и забытые, гении и заурядные. Все они сделали вклад в историю живописи и в историю Валаама, запечатлели виды, некоторые из которых не дошли до наших дней.

Одним из первых прибывших на остров был Иван Давыдов . Когда мы смотрим на его "Вид Валаамского монастыря с юго-западной стороны", то еще улавливаем влияние Италии. Посмотрите, какая мягкая листва, поэтичность, да и сама композиция как будто перенесена с римских улиц. Только виднеются на горизонте не древние развалины, а главки монастырских церквей.

А вскоре в 1858 году приезжает Иван Шишкин . Приезд на остров станет для художника решающим в карьере. С широко открытыми глазами художник впитывал, что видел, переносил это на полотна и сразу создавал шедевры, поражавшие учителей.

Читайте также: