Описание елки в художественном стиле

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

"Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, – говорила, обращаясь к маслине, пальма.
— Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
— Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
— И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? – прибавила маслина. – Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом. " И т. д. "Предание о рождественской елке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самой лучшей новогодней традицией я считаю украшение праздничной ёлки. Самой лучшей новогодней традицией я считаю украшение праздничной ёлки. Самой лучшей новогодней традицией я считаю украшение праздничной ёлки.

Самой лучшей новогодней традицией я считаю украшение праздничной ёлки. В этом году мы поставили дома живую, пахнущую хвоей, лесную красавицу. С её появлением в доме воцарилась праздничная атмосфера и настроение.

Наша ёлочка была высотой чуть выше полутора метров, с раскидистыми пушистыми ветвями, она наполнила комнату волшебством и ароматом праздника. Устанавливали мы ель в специальную подставку, а ствол обязательно помещали в ведро с мокрым песком. Вот когда дерево устойчиво расположилось на своем месте, мы приступили к его украшению.

Игрушки, целый год незаметно пролежавшие на дальних полках кладовки, вновь извлекаются на свет. На хвойные веточки так интересно вешать елочные игрушки. Еще немного, и на деревце закачаются золоченые стеклянные сосульки, большие и маленькие расписные шары, повиснут нити разноцветных бус. Гирлянды крохотных лампочек обовьют новогоднюю ёлку сверху донизу. Когда они замигают, то будет казаться, что по веткам бегут ручейки света. Окутанная мишурой ель, сверкающая огнями гирлянд, вся в поблескивающих игрушках - прекрасна и удивительна! Но это еще не все. Под елью можно увидеть фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Без них не обходится новогоднее торжество.

В новогоднюю ночь наша елочка переливалась всеми цветами. Лампочки гирлянды мигали, отражаясь в шариках, мишура тихо шуршала. Без новогодней елки не было праздника. Именно она является символом Нового Года!

Перед праздничным представлением сотрудники Дома Культуры вешают на ветки ели орехи, шоколадные медальки в золотистых обёртках и оранжевые мандарины. От них ёлочный аромат становится ещё слаще. Голова кружится от радостного предвкушения праздничного события.

У ёлки крепкий толстый ствол. Её ставят в ведро с водой или влажным песком, чтобы дерево прослужило дольше. Под елью всегда можно увидеть необычные подарки: книги, блестящие коробки конфет, пряники в шуршащих пакетах, румяные деревянные матрёшки, шкатулки ручной работы, игрушечные сказочные герои и конечно Дед Мороз со Снегурочкой из пластика.

Интересная работа, рассматривается история ели как рождественского дерева, символическое значение образа ели в европейских сказках (Андерсен "Девочка со спичками", "Ель", Гофман "Щелкунчик" и значение образа ели в святочном рассказе Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке".

ВложениеРазмер
научная работа о значении образа ели в культуре 129.5 КБ
simvol_eli.ppt 738.5 КБ

Предварительный просмотр:

VIII городской конкурс реферативно-исследовательских работ

Символическое значение ели:

мифы, рождественские сказки,

Автор: Нестерова Ксения,

5 класс, МБОУ СОШ №105

Бирюкова Юлия Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

§1. Образ дерева в русской культуре ……………………………………………..

§2.1. Смысл и символика ели в русских обычаях и традициях………………

§2.2. История ели как символа Рождества………………………………………

§3. Образ ели в елочных сказках и святочных рассказах ………………………

Актуальность работы. С самого раннего детства ель вызывает у нас необыкновенное отношение: с ней связан волшебный праздник Новый год, образ ее обыгрывается в загадках и сказках, она радует зеленью зимой и притягивает удивительным запахом во время весеннего пробуждения. Нарядная и живая, она очаровывает нас, колючая и сухая – пугает. Почему же именно ель вызывает столь противоречивое отношение?

Цель данной работы: изучить символическое значение образа ели в литературе и культуре.

  • познакомиться с историей олицетворения дерева в мировой мифологии;
  • изучить смысл образа дерева в русской культуре;
  • описать изменение смысла и символа ели в русских обычаях и традициях;
  • проследить историю ели как рождественского дерева;
  • проанализировать образ Елки в сказках и святочных рассказах.

Объектом исследования являются сказки Г.Х.Андерсена, Т.Гофмана, рассказы Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – образ ели, елки.

Культовое отношение к деревьям обычно связывалось с определенным праздничным сезоном. У европейских народов во время рождественского сезона издавна использовалось рождественское (или святочное) полено (обрубки стволов ели и бука), которое зажигали в первый день Рождества, и оно понемногу сгорало в течение двенадцати дней праздника. Согласно верованию, бережное хранение кусочка рождественского полена защищало дом от огня и молнии, обеспечивало семье обилие зерна и помогало скотине легко выносить потомство. Как же из этого рождественского полена появился новогодний символ? Почему во многих странах на Рождество принято наряжать именно елочку? Каким смыслом и значением наделена ель в литературе? Эти вопросы волнуют нас в данной работе.

§1. Образ дерева в русской культуре

У восточных славян особо почитаемым деревом стала береза. Предпочтение, отдаваемое березе, объясняется ее широким распространением на территории Среднерусской равнины, а также тем, что дерево это распускается весной раньше других, и воспринималось как средоточие животворных сил, символ возрождения. Весенние обряды были связаны с березой.

Таким образом, дерево является основой мироустройства и миропорядка. Для всех народов характерно почитание деревьев. В зависимости от климатических условий и традиций возникал культ дерева определенной породы. Славяне почитали березу – символ весны, пробуждения, возрождения жизни.

§2.1. Смысл и символика ели в русских обычаях и традициях

В тени косматой ели,
Над шумною рекой,

Качает черт качели
Мохнатою рукой.

Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закрепленный за елью в русском сознании, отразился в поэзии. Ф. И. Тютчев писал в 1830 году:

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и нетели

Их тощая зелень,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

С конца XIX века неожиданно возрастала популярность ели, вдруг соединились два противоположных символических значения ели: исконно-русский и усвоенный с Запада. Постепенно в сознании русских ель крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева.

§2.2. История ели как символа Рождества

§3. Образ ели в елочных сказках и святочных рассказах

Главная героиня – семилетняя Мари. Она сумела разглядеть в Щелкунчике благородное, страдающее сердце, и смогла полюбить его таким, каким он есть. Ведь изначально Щелкунчика девочке подарил ее крестный Дроссельмайер – в виде игрушки, смешной и нелепой. Фантастический сюжет сказки продолжается тем, что Щелкунчик оказывается племянником Дроссельмайера, и ему необходимо победить Мышиного короля для того, чтобы вернуть себе человеческий облик. Главный герой оживает и просит Мари достать ему меч. Победа Щелкунчику дается нелегко, но с помощью смелой Мари ему удается обезвредить короля мышей, у которого было семь голов. Затем герои сказки попадают в волшебный город, который полон удивительных вещей и явлений: лимонадная река, апельсиновое дерево, миндальные ворота и леденцовые ворота. Но сказочный сон Мари заканчивается. Казалось бы, все эти удивительные приключения всего лишь приснились маленькой девочке. Но через некоторое время приезжает молодой человек из города Нюрнберга и благодарит отважную Мари за то, что она помогла ему избавиться от деревянной оболочки. Проходит еще время, и он увозит Мари с собой, чтобы жениться на ней. Мари покоряет читателя благородством, добротой, чистотой души, искренней верой в чудо. А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Волшебство и счастливый финал возможен в канун Нового года. Елка становится символом чуда, границей между мирами: реальным и фантастическим, явью и сном.

В конце XIX века в сознании русских людей ель стала символом рождественского торжества, празднования Нового года. Начало этому было положено еще Петром I, который издал указ от 20 декабря 1699 года, где давались рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу хвоей. Ель стала декорацией, необходимым атрибутом праздника. А символом Рождества в России ель стала в начале XIX столетия. Это связано с приездом немцев в Петербург. Они привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи, обряды и ритуалы, тщательно сохраняли их и поддерживали. Окончательно образ Ели как символа чуда, праздника и волшебства был утвержден в литературе: рождественских сказках Т. Гофмана, Г.Х.Андерсена, святочных рассказах Ф.М.Достоевского.

Теперь, когда мы будем наряжать елку к Новогоднему празднику, мы пожелаем добра и счастья всем людям, захотим быть лучше, искреннее и чище, снова будем верить в детство, мечты и чудеса.

Читайте также: