Описание елки елочные украшения чувства и настроение переданные автором

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Сегодня невозможно представить Новый год без елки, а елку – без игрушек. В преддверии праздника магазины предлагают огромный ассортимент елочных игрушек: подобрать украшения в определенном стиле, цветовой гамме, традиционной или оригинальной формы и материала проще простого. А задумывались ли вы, как появились елочные украшения в России и какими они были? Наверняка у кого-то сохранились елочные украшения от бабушек – бусы из стекла, фигурки часов, початков кукурузы или космических кораблей, Дед мороз из папье-маше. Знаете историю их появления?

Предлагаю перенестись в Россию XIX века и проследить историю развития игрушек, вспомнить, или узнать, как наряжали елку наши родители, и какие новогодние тенденции актуальны сегодня.

История появления и развития елочных игрушек в России

Традиция украшать елку накануне Нового года пришла в Россию с русскими немцами. В 30-40-е годы XIX века первыми елочными украшениями были сладости и самодельные игрушки, а также горящие свечи, которые символизировали изобилие. Массово украшать елку игрушками стали во второй половине века.

  • Изначально игрушки завозились из Европы. Но вскоре выпуск наладили и на Руси. Производством елочных украшений высокого качества занялись на стеклодувной фабрике в Круговской волости Клинского уезда. Первые игрушки были выполнены из толстого зеркального стекла. Так появились бусы, шары, сосульки, сферические прожекторы. Кстати, украшать елку стеклянными бусами придумали именно в России.
  • После революции существовал запрет на новогодние праздники, однако, народ продолжал украдкой наряжать елку игрушками, изготовленными кустарным способом. Кстати, самыми дорогими и редкими коллекционными елочными украшениями сегодня считаются игрушки, изготовленные именно в это время.
  • В конце 1935 года традиция праздновать Новый год возобновляется, а с ней и выпуск елочных украшений. В это время очень популярными были фигурки героев детских произведений, такие как Красная Шапочка, Иван Царевич и другие. В этот же период появляются елочные игрушки ручной росписи с восточными мотивами: Алладин, Черномор, Хоттабыч.
  • В военное время елки украшали фигурками военной техники, а также самодельными игрушками и гирляндами из военных погон и бинтов.
  • После войны СССР массово закупал дефицитные наборы елочных украшений из города Лауша, который находился на территории ГДР. Такие наборы обязательно включали верхушку в форме пики, 16 шаров и 5 украшений другой формы. Эти украшения и расцветка шаров менялись каждый год. Некоторые наборы вместо пики включали пятиконечную звезду.

Кстати, именно после запрета на елку, в борьбе с религиозностью, пятиконечная красная звезда заменила на верхушке восьмиконечную вифлеемскую белого или золотого цвета, а фигурки людей, животных, овощей и фруктов – ангелов.

Во все времена Новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Я помню как ждала того момента, когда красавица елка, до поры стоящая на балконе, будет установлена в комнате. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого снега и морозной свежести. Комната сразу преображалась! Она превращалась в сказочный дворец, ждущий когда же его начнут украшать. И вот наступал момент, когда мама доставала из кладовки коробки с елочными игрушками. Они бережно были завернуты, каждая, в мятую газету или укутаны ватой и разложены по коробочкам. Это были самые красивые игрушки, сделаны из тонкого стекла, обсыпаны сверкающим порошком, или раскрашены светящейся в темноте краской.

Лежал в коробке и Дед Мороз! В белой, мягкой шубе. С посохом и мешком. Сделан он был из ваты, специально чем-то обработанной, промазанной клеем и посыпан блестящим порошком, который продавался в пакетиках и назывался "Снежок". Их такого же материала делали и другие игрушки: яблочки, морковки, грибы и конечно же Снегурочку. Еще были игрушки плоские, вырезанные из картона, красиво раскрашены. Много стеклянных бус, звезд и героев любимых сказок. Я очень любила, прежде чем нарядить елку рассматривать их, вспоминать где и когда мы их купили.

Как-то дочка с бабушкой пошли в гости к старенькой соседке. Та затеяла разбор всяческих ненужных вещей, достала с антресолей этого Деда Мороза и бросила его в кучу мусора на выброс. Дочка его достала и сказала, что заберет его домой, потому что он ей очень-очень нужен. Нашему восторгу не было предела – такого дедушки у нас ещё не было!

Мы решили, что одному ему будет грустно и надо срочно искать ему внучку. Несколько недель мы носились по различным блошиным рынкам в поисках нужной Снегурочки и вот, когда уже почти отчаились, она наконец-то нашлась – лежала такая несчастная в коробке с разномастной посудой и битыми пластинками.

clip_image002

Мы сразу поняли – это Она, та самая единственная внучка! Конечно она была куплена и торжественно принесена дедушке. Теперь они не расстаются друг с другом, и жизнь их неторопливо течет среди елочных игрушек – их ровесников. А мы очень благодарны им за то, что они выбрали наш дом, чтобы поселиться в нем, надеемся, на долгие-долгие годы! Вот такая история! Всех с наступающим Новым Годом! (с) Sona. 2. Эти новогодние игрушки подарила мне моя любимая бабушка. Теперь уже она дважды прабабушка, и в январе ей исполняется 80 лет! Все мои новогодние ёлки из детства были украшены этими игрушками…

Самая старая – это птичка, сделанная из ваты, самая патриотичная – шарик с красной звездой, самые сказочные – игрушки на прищепках (веселый клоун, снегурочка в блестящем наряде и совсем не страшная Баба Яга). Ну и конечно, новогодние часики, которые, оказывается, сохранились у многих…

clip_image003

Игрушками этими наша семья очень дорожит, несмотря на то, что со временем они теряют свой блеск. Они из прошлого и хранят дух тех далеких времен. У этих игрушек есть душа! Я до сих пор верю в новогодние чудеса! (c)bel-mama. 3. Полной истории этих игрушек, пожалуй, никто уже и не знает. Помню, как мама наряжала елку, а я смотрела, забравшись с ногами на диван и затаив дыхание, ужасно переживала. Ведь если тонкая нить оборвется, игрушка превратиться в мириаду разноцветных осколков. Но нить, на моей памяти, никогда не рвалась.

С тех пор прошло уже немало времени. Прохладную хвою с запахом смолы вытеснила из дома синтетическая соперница. А пестрым пластмассовым шарам уже давно не страшно никакое падение. Но в кладовке, под ворохом всей этой праздничной мишуры, до сих пор хранится и заветная коробка со старыми игрушками.

С большим трудом мы раскрыли его (замки были не исправны) и… о чудо! Там, обложенные папиросной бумажкой, лежало несколько елочных игрушек! Оказалось, эти игрушки она купила в Москве, когда ездила на какие-то курсы по учебе.

clip_image005

Стеклянные игрушки по тем временам были роскошью, особенно у нас, на далеком севере. Соседи по дому приходили, что бы полюбоваться на них! Когда бабушкины детки были маленькими елочные игрушки занимали свое место на елке. Но последние пятьдесят лет они тихонько лежали в чемодане на самой высокой полке. А сейчас мы повесили их на свою елку! (c)sabirova 6. В нашей квартире сохранились 2 вещи, которые перешли к нам от бабушки: это игрушка и зеркало. Для меня обе эти вещи необычайно красивы и ценны. По соседству с бабушкиным домом находился дом ее старшей подруги, которой она помогала по хозяйству. И будучи уже в ослабленном состоянии за доброту и поддержку подруга еще при жизни подарила моей бабушке несколько милых своему сердцу вещей.

clip_image007

Новогодняя игрушка на вид кажется громоздкой, но внутри она полая, хрупкая и состоит из 2-х склеянных частей. До меня она сохранились уже в распавшемся виде с потрепанной тесемкой. Я когда-то заменила веревочку и соединила обе части воедино На передней части игрушки имеется место для какого-то изображения, о наличии которого родители уже не помнят. (c)telef. 7. Для меня и моей семьи главным украшением новогодней елки уже на протяжении многих лет стали бусы. Эти бусы остались мне в наследство от дедушки и бабушки, которые умерли когда мне было около 7 лет.

clip_image008

Они были куплены моей бабушкой, когда моему отцу не было еще 10 лет, а ему сейчас уже 53 года, так что это еще и самая старая вещь в нашем доме. Я уверенная, что мои дети также бережно будут хранить эти бусы как и я. (c)Oksi10. 8. Мои бабушка с дедушкой живут в Украине. Бываю я у них редко.. может раз в 3 года и обычно летом. Но однажды решил сделать новогодний подарок и приехать к ним к празднику. Когда я увидел эту игрушку на елке, то просто не мог сдержать своих эмоций. Даже не думал, что и наших вождей когда-то успели запечатлеть на игрушках!

На одном шаре красовалось сразу 3 личности: Владимир Ильич, Иосиф Виссарионович и Леонид Ильич. Т.к. я преподаю в школе историю, то сразу начал выпрашивать эту игрушку у стариков, делая упор на то, что елка в классе истории обязательно должна быть наполнена историей..

Я считала, что мой костюм самый красивый, но после подведения итогов конкурса мой наряд остался незамеченным. Я очень расстроилась. Моя учительница это заметила. Она сняла со школьной ёлки две новогодние игрушки: маленький желтый чайничек и девочку в костюме цветка и отдала их мне, сказав, что у меня очень красивый костюм. Я обрадовалась и была очень счастлива и довольна, настроение сразу поднялось.

Мама воспитывала ее одна и особенно не баловала, и поэтому у нее было мало игрушек. Конечно, я с ней делилась своими игрушками, отдавала их насовсем, менялась . Но вот эти: 2 фонарика, матрешка и цыпленок на прищепках, она мне не отдавала и даже не хотела меняться! Как я их хотела!

Каждый Новый год Света вешала их на свою елку, а я приходила и с восхищением смотреть на них. Они были блестящие, со временем игрушки потемнели и поблекли, но тогда, в детстве, они были очень красивыми! Через несколько лет, мы учились уже в старших классах, подружка принесла мне их на Новый год и отдала.

clip_image018

Что удивительно, никто из многочисленных родственников не покупает на бабушкину елку современные игрушки, все хотят видеть именно эти: необычные, потертые, пережившие вместе с большой бабушкиной семьей разные события.Эта Снегурочка осталась уже без Деда Мороза, но в окружении похожих на нее игрушек.. (c) Lol. 17. Эти три шарики представляются мне наиболее старыми из тех елочных игрушек, которые сохранились в нашей семье. Хотя, если честно, я не знаю, сколько им лет. Сделаны шарики из папье-маше и состоят из двух половинок.

Половинки можно разъединить и положить внутрь какой-нибудь небольшой предмет. Эти шарики я помню всю свою жизнь, они всегда висели на бабушкиной елке, и мы с братом наперегонки искали их на елке, чтобы побыстрее раскрыть и найти внутри что-нибудь интересное (обычно это были конфеты).

clip_image019

Увы, бабушки уже нет на свете и я не догадалась вовремя спросить, откуда же взялись эти шарики. Я помню только, что они немецкие. Сейчас шарики немного потрескались, их несколько раз приходилось склеивать, но они по-прежнему украшают елку, и теперь уже моя дочка ищет внутри что-нибудь интересненькое. (c) davele. 18. Когда то, это был набор пряников с оленями. Олени в темноте светятся , прошло 35 лет остался один, последний. Бережем его! (c)13tata777. 19. Я очень горжусь, что у меня в коллекции есть такие игрушки, я их очень берегу, но, тем не менее, пользуюсь ими – каждый год вывешиваю на свою ёлку, потому что такую красоту грех прятать в бархатной коробочке!

И что меня особенно радует – очень хорошо сохранились замечательные картонные украшения – тиснёные, на перламутровой бумаге. Мне они нравились больше всех, потому что их можно было долго рассматривать, обводить на бумаге карандашом, и ещё (самое главное) – их невозможно было разбить!

С этими картонными игрушками у меня связана особая забавная история – однажды, когда я была маленькая, родители решили устроить мне сюрприз – поставили и украсили ёлку на свой вкус нарядными дутыми шарами и стеклянными сказочными персонажами, пока я спала. Но утром я расплакалась, не увидев на ёлке своих любимых картонных рыбок, курочек и особенно – любимого парусника!

Родители растерялись и не могли понять, что же они такого сделали и чем довели до слёз своего ребёнка! Потом, конечно, мы вместе вешали на ёлку мои любимые фигурки – и после этого всё сразу встало на свои места! Воспоминания детства – вот что хранят эти картонные, простые, но очень милые моему сердцу украшения. (c) Liubashka. 20. Это всегда самая моя любимая игрушка на новогодней елке еще с детства, когда мне очень хотелось иметь собаку. Наверное ей лет даже больше, чем моей бабушке. Как она появилась у нас я, к сожалению, не знаю, а моя бабушка уже не помнит. Хранится она очень бережно и всегда ее вешают на самое видное место. (c) anka-bk. 21. Эта игрушка висит на нашей елке каждый год, с самого раннего моего детства! И каждый год я с приятной ностальгией и даже, тем самым детским ощущением сказки, вешаю ее на елку, сажусь рядом и глядя на нее вспоминаю удивительные сказки которые мне рассказывали родители от имени этого забавного старичка-лесовичка! (c) Prelest2008. 22. Эта игрушка безумно дорога мне и всей моей семье! Дело в том, что эту игрушку мой дедушка подарил моей маме. Тогда мои мама и папа только встречались они решили встретить Новый Год вместе!

Наряжая елку, папа уронил эту роскошную игрушку и она вдребезги разбилась…. Следующий день папа провел в поисках такого же украшения и нашел!

Мама очень обрадовалась, а дедушке они ничего не сказали! С тех пор эта игрушка висит на каждой нашей елке! Мама говорит, что этот хрустальный цветок распустился вместе с их с папой любовью! (c) Liniq. 23. Эти коньки передавались из поколения в поколение каждой женщине в моей семье. Мой пра-пра и еще много раз “пра” дедушка привез их из Финляндии, привязал к ним обручальное кольцо и сделала моей пра-пра и еще несколько раз “пра” бабушке предложение! Вот такая маленькая и поучительная история! (c) HelloKitty. 24. Эта игрушка досталась мне от моей прабабушки.она изготавливала ее из подручных средств. Так как раньше не было ничего. Это после войны было. Конечно мы ее немножко отреставрировали. Так как это великая память. И хоть сейчас есть тысячи современных игрушек в магазинах, а для меня ценнее этой нет! Игрушке уже почти век! (c) aleksawest. 25. Некоторое время назад в моду вошли шарики с бантиками и мама решила выкинуть все старые игрушки. Еле спасла, но дома осталось всего несколько штук таких, их выкладываю на ваш суд.

В детстве у нас с сестрой была любимая забава на новый год: одна загадывала какую-нибудь игрушку, а вторая задавала наводящие вопросы о ней и пыталась отгадать какую игрушку задумала…

clip_image028

Но каждый раз, на Новый год она достаёт из большой шкатулки этот букетик и вешает его на ёлку. Она смотрит на меня, и мы улыбаемся друг другу. (c) ladyspeed. 27. Эту сладкую новогоднюю игрушку мне подарила крестная 11 лет назад! На улице стоял жуткий холод и мы с крестной возвращались из парка, где катались на ледяных горках и лепили снеговиков!

Наряжать елку – это предпраздничный процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки… А когда вы станете наряжать симпатичное, зеленое, колючее деревце – подержите в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть подольше… Ведь каждая новогодняя игрушка – это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой в из них скрыта своя тайна…

Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Елку наряжаем, Вешаем игрушки, Шарики, хлопушки… Скоро Дед Мороз придет, Нам подарки принесет - Яблоки, конфеты… Дед Мороз, ну где ты?!

Остается лишь нарядить елочку старыми советскими игрушками, включить "Иронию Судьбы" и на секунду вспомнить о своем детстве.

Автор: Володина Светлана Витальевна

Организация: МБДОУ Детский сад №1

Населенный пункт: г. Каменка

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

- Социально- коммуникативное развитие (восприятие художественной литературы)

- Речевое развитие (звуковая культура)

- Художественно- эстетическое развитие (аппликация)

- Физическое развитие (пальчиковая игра)

Виды детской деятельности:

Познавательная, игровая, социально- коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель:

развивать нравственное качество - желание помогать и радоваться доброму делу.

Задачи:

Планируемые результаты:

- Эмоционально воспринимают сказку.

- Активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

- Доброжелательно относятся друг к другу и к героям сказки.

Предварительная работа:

Беседа о зиме, о лесе.

Рассматривание открыток и иллюстраций с изображением новогодней елки.

Отгадывание загадок о зиме, елочке.

Экспериментирование красками на палитре.

Наблюдения за снегом, рассматривание снежинок, льдинок.

Работа с семьей.

Предложить мамам и бабушкам изготовить из подручного материала новогоднюю игрушку, поделку.

Словарная работа:

Материал:

кукла-ангелок, бой часов, искусственная елочка, набор елочных игрушек, 3 коробки разные по размеру и цвету, игрушки: зайчик, лисичка, кукла-папа, клей, кисточки, салфетки, подносы, шарики из папье – маше, фартуки, контейнеры с материалом

/ манкой, ватой, мишурой, скорлупой/.

Ход НОД.

I. Вводная часть.

Дети стоят в кругу.

Педагог показывает им игрушку-ангела, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают друг другу ангелочка со словами:

Педагог подводит итог:

- Этот маленький ангелочек помог вам сказать много доброго и хорошего.

- Давайте же с большим вниманием относиться друг к другу.

- Слышите, часы стучат,

В сказку нас позвать хотят.

На носочках мы пойдем,

В гости к сказке попадем.

Воспитатель просит детей присесть на ковер и послушать сказочную историю.

3. Театрализованная деятельность

Воспитатель:

- На лесной опушке жила-была ёлочка. Вокруг елочки не было ни одного деревца и даже кустика. Ей было очень одиноко.

Загрустила ёлочка, ведь ей так хотелось иметь друзей.

Как-то раз, пробегал мимо зайчик. Увидела его елочка и сказала:

Посмотрел внимательно на нее зайчик и ответил:

Подошла она поближе к елочке, посмотрела на нее и сказала:

И вот однажды, шел по лесу папа, остановился около ёлочки, осмотрел он её со всех сторон и говорит:

Решила елочка тоже загадать желание.

- Хочу, услышать о себе много добрых слов.

- Хочу, чтобы у меня был красивый наряд.

- Хочу иметь много друзей.

Пришла зима, выпал снег и засыпал елочку.

Воспитатель обращает внимание детей на это явление, тем самым привлекает детей к елке, которая стоит вдалеке. Дети подходят к елке.

Воспитатель:

- Снег в лесу засыпал елку,

Спрятал елку от ребят.

Ну-ка, елочка, проснись!

На морозе распрямись!

Как нам елку разбудить?

- Как вы думаете, что же делать? Давайте вместе ее разбудим с помощью добрых слов.

Дети встают вокруг елки и по очереди называют прилагательные, характеризующие елку.

Елочка - зеленая, яркая, красивая, стройная, колючая, душистая, пушистая, смолистая, маленькая, густая, снежная, зимняя.

Воспитатель: (елочка мигает огоньками).

- Смотрите, елочка радуется, потому что услышала много хороших и добрых слов. Ребята, мне кажется, одно желание елочки исполнилось.

- Ой, огоньки погасли.

- Ребята, елочка снова загрустила, что-то не так. Как же помочь елочке, снова стать веселой? Надо чтобы исполнилось еще одно ее желание. А какое?

Воспитатель:

- Малыши, а чем украшают елочку? /игрушками/

- Где же нам взять игрушки для елки? / купить, сделать, принести из дома/

- В чем хранятся елочные игрушки? /в коробках/

-Посмотрите, сколько коробок! Давайте откроем их и узнаем, что в них лежит?

Воспитатель и дети ищут среди коробок ту, в которой лежат елочные игрушки. Открывают каждую.

- В первой красивой коробке - ничего нет, она - пустая.

- А вот в этой маленькой коробочке, что может лежать?

- Ребята, а вот эта, какая-то пыльная, старая коробка. Про нее все давно забыли.

- Давайте, заглянем и узнаем, что внутри.

Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики. Открывает коробку и показывает детям содержимое.

В коробке лежат елочные украшения, принесенные из дома детьми. Воспитатель вынимает по одной и показывает детям.

- Какая необычная игрушка. Чья эта игрушка?

- Как называется эта игрушка?

- Из чего она сделана?

Каждый ребенок рассказывает об игрушке своей семьи.

- Повесь, пожалуйста, ее на елку.

Воспитатель:

- Какая теперь стала елочка? / нарядная, праздничная, новогодняя/.

- Это непростые игрушки, они, дети, немного старинные. Старинные – значит, они были сделаны очень давно.

- Ваши мамы и папы их берегли, не ломали, потому что им их подарили родители: мама, папа, бабушка, дедушка.

(На елочке снова загораются огоньки).

- Мы с вами снова порадовали елочку и выполнили ее желание.

Воспитатель:

- Ребята, скажите на елочке много игрушек или мало? /мало/

- Я с вами согласна, что мало. Нашей елочке хотелось быть, какой?

- Нарядной, яркой, красивой.

- Что будем делать? В нашей коробке больше нет игрушек. /сделать самим /

- Для этого приглашаю вас в мастерскую елочных игрушек.

- Подходите к столам, выбирайте игрушку и украсьте его так, как вам хочется.

Воспитатель берет шарик и показывает детям, что нужно делать.

  • Я беру шарик на ниточке.
  • Опускаю его в лоточек с клеем и промачиваю со всех сторон, помогая кисточкой.
  • Вынимаю намазанный шар и опускаю его в контейнер с ватой и приклеиваю со всех сторон.
  • Теперь достаю украшенный шарик и аккуратно вешаю его на елочку.

- Я это сделала со своим шариком, а вы сделайте то же самое со своим.

Дети под музыку украшают шарики: манкой, ватой, мишурой, скорлупой.

- Какие чудесные получились шарики для елочки.

Необыкновенные, разные, красивые.

А главное, что их мы сделали сами.

С мальчишками, девчонками повесили шары.

Мы тоже ведь волшебники, эй, елочка, смотри!

(На елочке снова загораются и мигают огоньки).

Воспитатель:

- Мы с вами снова помогли елочке, и исполнилось ее желание – иметь красивый наряд.

8. Пожелания детей.

Воспитатель:

- Чтобы вы, ребята, пожелали елочке, друг другу. /быть всегда такой красивой/

9. Настроение Елочки.

Ведущий:

- Малыши, мы с вами разбудили елочку и украсили ее.

- Какое у елочки настроение? /веселое, радостное, праздничное/

- Давайте возьмемся за руки мы теперь - друзья!

- Огоньки на елочке весело сверкают и приглашают нас в хоровод.

11. Подарки для детей под елкой.

Список литературы:

// Ровесник. – 2009. - N 8. - С. 14-15.

  1. Кривошеина А. Новогодняя елка // Человек без границ. - 2010. - N 1. - С. 30-33.
  2. Логинов Д. На родине рождественской елки: об истории рождественской елки и елочных украшений // Смена. – 2005. - N 12. - С. 170-172.
  3. Ляукина М. Елочные игрушки // Семья и школа. – 2001. - N 11 / 12. - С. 70-73.
  4. Ляукина М. Новогоднее. Снежинки из стекляруса // Семья и школа. – 2003. - N 4. - С. 44-45.
  5. Мокроусова И. Н. Мастерская Деда Мороза // Школа и производство. – 2004. - N 7. - С. 30-33.
  6. Некрасова М. "Сколько на елочке шариков цветных" : Старинный промысел елочных украшений : в России // Юный художник. – 2002. - N 11. - С. 6-9.
  7. Новогодние игрушки // Костёр. - 2009. - N 1. - С. 21.
  8. О елочных украшениях // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 6. - С. 2.
  9. Романов С. Праздник нашего детства: елочные игрушки // Дошкольное воспитание. – 2001. - N 12. - С. 84-86.

17.Украшения и игрушки к Новому году // Дошкольная педагогика. - 2007. - N 7. - С. 56-59.

18.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

А вот елка, украшенная по традиции,

самыми разными игрушками,

уютнее, волшебнее, и каждая игрушка

может рассказать свою историю или сказку.

Как у Андерсена.

Актуальность проекта:

Проект направлен на расширение знаний детей о предметном мире.

Участники проекта: родители, дети, педагог.

Цель проекта:

  • Приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям;
  • развитие художественно-эстетического отношения к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений.

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.

2. Развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.

3. Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и коллекционировании новогодних игрушек.

Прогнозируемый результат :

1. Создание коллекции новогодних игрушек, изготовленных совместно с родителями дома своими руками.

2. Рассказы детей об изготовлении игрушек в семье.

3. Украшение детьми новогодней елки своими игрушками.

4. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса.

Время осуществления проекта: декабрь - январь месяц.

Этапы реализации проекта.

1. Концептуальный:

- обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.

2. Подготовительный:

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- создание развивающей среды;

- подбор игр и оборудования.

3. Формирующий:

- деятельность в соответствии с календарно - тематическим планированием.

4. Итоговый:

- формировать представления детей о новогодней игрушке;

- развивать речевые умения;

- познакомить детей и родителей с историей новогодней игрушки;

- расширить знания родителей о традиции новогодней елки и важности знакомства

Перспективный план

1 неделя

Задачи:

  • Познакомить с разными видами елочных игрушек.
  • Показать старинные и современные елочные игрушки.
  • Организовать выставку новогодних игрушек, принесенных из дома.

Совместная деятельность

Художественная литература:

Родители

Предложить участвовать в организации выставки елочных игрушек - старинных и современных.

2 неделя

Задачи:

  • Вызвать интерес к изготовлению елочных игрушек.
  • Стимулировать детей к решению проблемы, из чего можно сделать елочные игрушки, чтобы украсить елку.

Совместная деятельность

Дидактические игры математического содержания:

НОД

Художественная литература:

3 неделя

Задачи:

  • Показать способы выполнения елочных игрушек из разных материалов.

Совместная деятельность

Дидактические игры математического содержания:

НОД

Рисование

Родители

4 неделя

Задачи:

  • Поддержание эмоционально-положительного отношения к теме проекта.
  • Оказывать помощь детям в выполнении работы.

Совместная деятельность

Раскрашивание раскрасок (елка, елочные игрушки).

Обводки и штриховка игрушек.

Родители

5 неделя

Задачи:

  • Развивать творческие способности родителей в продуктивной деятельности.

Родители

6 неделя

Задачи:

  • Обеспечить возможность продемонстрировать результаты совместного творчества родителей и детей в изготовлении елочных игрушек.

Совместная деятельность

Хороводные игры вокруг елки украшенной детьми игрушками собственного изготовления.

Рассказы детей об изготовлении игрушек в семье.

Рассматривание елочных игрушек, изготовленных детьми со своими родителями.

Украшение детьми новогодней елки своими игрушками.

Рассматривание и обследование елочных игрушек.

Рассматривание иллюстраций, открыток по теме «Как люди украшают

НОД

Музыка

Новогодние песни, хороводы вокруг елки. Загадки об игрушках.

Вывод:

В ходе проведенного проекта дети расширили представления об истории возникновения ёлочной игрушки, совершенствовали свои творческие умения и навыки, познакомились со свойствами некоторых материалов, обогатили опыт исследовательских действий.

Возле пещеры, где родился маленький Иисус, росли олива, пальма и ель. Олива и пальма подарили младенцу плоды, а ель стыдливо стояла в сторонке, боясь испортить праздник. Действительно, что она могла подарить. Колючие иголки, липкую смолу, твердые шишки? Заплакала елка смолой… И тогда на огорченное дерево с неба посыпались звезды.

И произошло чудо. Прекрасная, как сказка, ель подошла к младенцу, и он, пораженный ее великолепием, радостно улыбнулся. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

Так и появилась зеленая сверкающая красавица для праздника, символизирующая неразрывную связь земли с небесами, то есть людей с Богом. Но это красивая легенда.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, которые жили в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно они вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников.

Чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями. Вечнозеленая елка издавна символизировала саму жизнь.

Ель считается символом вечности. Природа может замирать и расцветать, но ель, как и жизнь, вечна. В любое время года она остается зеленой, олицетворяет собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.

Так получилось, что обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Новогодняя елка пришла в Россию из Германии в начале XIXвека благодаря немцам, жившим в Санкт - Петербурге. Немцы первыми показали русским дворянам, что ёлку надо подвешивать вверх ногами (или корешком) к потолку. О том, когда символ Нового года решили спустить с потолка на землю, история умалчивает.

Великолепное убранство лесной красавицы тоже имеет свою историю. Самый ранний её наряд состоял из свечей и лакомств — яблок, орехов, конфет, пряников. А значит, был одновременно и угощением для детей. Ёлка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

О новогодней мишуре тоже существует легенда. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были о бедны, и ей приходилось много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как символ именно новогодних праздников.

Где бы ни родилась традиция ставить хвойное дерево, вряд ли она плоха. Ели или пихты, рождественские или новогодние – это самый замечательный и непременный атрибут праздника, его настроение и душа!

Но не стоит ставить в своих домах натуральные ели и сосны. Срубленные красавицы порадуют вас в течение нескольких дней и будут выброшены на улицу, как ненужные вещи, мусор. Ведь можно поменять их на искусственные ёлочки, которые будут радовать вас в течение многих лет.

А сколько лет надо расти ели, чтобы её можно было с пользой применить? 100-120 лет.

Вывод:

Ель считается символом вечности. В любое время года она остается зеленой, несёт с собой бессмертие, вечную молодость, верность, долголетие. Долгое время люди верили, что в ветвях вечнозеленых деревьев живут духи. Не только хорошие, но и злые, которым нужно делать подарки, чтобы задобрить их. Украсив плодами и угощениями елку, люди были уверены, что в дом не проникнет и не навредит им никакая нечистая сила, ни злые духи. Этот обряд пришел к нам из далеких веков. Сейчас о злых силах давно забыли, а основное назначение украшенной елки – радовать ребятишек и взрослых. Поэтому в России ель считается символом Нового года.

Сегодня невозможно представить Новый год без елки, а елку – без игрушек. В преддверии праздника магазины предлагают огромный ассортимент елочных игрушек: подобрать украшения в определенном стиле, цветовой гамме, традиционной или оригинальной формы и материала проще простого. А задумывались ли вы, как появились елочные украшения в России и какими они были? Наверняка у кого-то сохранились елочные украшения от бабушек – бусы из стекла, фигурки часов, початков кукурузы или космических кораблей, Дед мороз из папье-маше. Знаете историю их появления?

Предлагаю перенестись в Россию XIX века и проследить историю развития игрушек, вспомнить, или узнать, как наряжали елку наши родители, и какие новогодние тенденции актуальны сегодня.

История появления и развития елочных игрушек в России

Традиция украшать елку накануне Нового года пришла в Россию с русскими немцами. В 30-40-е годы XIX века первыми елочными украшениями были сладости и самодельные игрушки, а также горящие свечи, которые символизировали изобилие. Массово украшать елку игрушками стали во второй половине века.

  • Изначально игрушки завозились из Европы. Но вскоре выпуск наладили и на Руси. Производством елочных украшений высокого качества занялись на стеклодувной фабрике в Круговской волости Клинского уезда. Первые игрушки были выполнены из толстого зеркального стекла. Так появились бусы, шары, сосульки, сферические прожекторы. Кстати, украшать елку стеклянными бусами придумали именно в России.
  • После революции существовал запрет на новогодние праздники, однако, народ продолжал украдкой наряжать елку игрушками, изготовленными кустарным способом. Кстати, самыми дорогими и редкими коллекционными елочными украшениями сегодня считаются игрушки, изготовленные именно в это время.
  • В конце 1935 года традиция праздновать Новый год возобновляется, а с ней и выпуск елочных украшений. В это время очень популярными были фигурки героев детских произведений, такие как Красная Шапочка, Иван Царевич и другие. В этот же период появляются елочные игрушки ручной росписи с восточными мотивами: Алладин, Черномор, Хоттабыч.
  • В военное время елки украшали фигурками военной техники, а также самодельными игрушками и гирляндами из военных погон и бинтов.
  • После войны СССР массово закупал дефицитные наборы елочных украшений из города Лауша, который находился на территории ГДР. Такие наборы обязательно включали верхушку в форме пики, 16 шаров и 5 украшений другой формы. Эти украшения и расцветка шаров менялись каждый год. Некоторые наборы вместо пики включали пятиконечную звезду.

Кстати, именно после запрета на елку, в борьбе с религиозностью, пятиконечная красная звезда заменила на верхушке восьмиконечную вифлеемскую белого или золотого цвета, а фигурки людей, животных, овощей и фруктов – ангелов.

Читайте также: