Описание деревьев и кустарников в школьном дворе

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Деятельность педагогического состава направлена на то, чтобы школьник развивался гармонично и полноценно. Для достижения цели педагоги задействуют множество инструментов, один из которых — благоустройство пришкольной территорий. Образ красивого школьного двора заряжает школьника положительными эмоциями, располагает к процессу обучения

Цель мероприятий по благоустройству заключается в том, чтобы досуг школьников на переменах был безопасным и комфортным. Меры, направленные на благоустройство школьного двора, решают следующие задачи:

  • Расширение функционала участка;
  • Создание школьникам безопасных условий;
  • Стимулирование ребят на получение знаний, участие в соревнованиях;
  • Улучшение экологической обстановки в районе, где учатся дети.

На школьном участке обязательно присутствие крупных насаждений, позволяющих учащимся скрываться от прямых солнечных лучей в прохладе. Это особенно важно в дни, когда температура воздуха повышается

В случае если такие посадки невозможны, их заменяют крытыми беседками, верандами. Возле спортивных площадок организуются специальные навесы, защищающие от ультрафиолета

Для разделения участка на зоны используют мощеные дорожки, живые изгороди, препятствующие проникновению посторонних звуков, пыли, обеспечивающие микроклимат

Все объекты хорошо освещаются в целях безопасности детей. Покрытия участков выполняются из специальных материалов, не позволяющих детям скользить, падать, запинаться

  • Исследовать тип почвы, ее состав, рельеф, близость грунтовых вод;
  • Выявить розу ветров, освещенность участка для того, чтобы продумать расположение функциональных зон.

Законодательством установлено, что на одного ученика должно приходиться примерно 30−40 кв.м. земли. Исходя из этого, площадь земельного участка должна быть:

  • Для начальной школы от 0,5 до 1 га;
  • Для средней — от 1 до 2 га.
  • Быть сухим;
  • Возвышаться над местностью или иметь склон, позволяющий стекать дождевым водам;
  • Быть изолированным от магистралей, шумных улиц;
  • Грунтовые воды должны залегать глубоко, так как в противном случае школа будет сырой, начнет появляться плесень.
  • СП 2.4.2.2821−10 — перечень санитарных норм, на которые следует опираться при организации учебного процесса;
  • СП 251.1 325 800.2016 — перечень правил, которых необходимо придерживаться при возведении зданий школ;
  • СП 118.13 330.2012 — положения о зданиях общественного пользования;
  • СП 42.13 330.2016 — перечень правил планировки зданий, застройки населенных пунктов.

Прежде чем приступать к реализации благоустройства школьного двора, необходимо произвести инспекцию всех деревьев, растущих на участке. Их нужно подрезать или даже вырубать для безопасности школьников. На эти действия требуется специальное разрешение

Лучше всего проводить данные работы в периоды, когда школа наиболее разгружена. Хорошо подойдет период осенних или весенних каникул. Кроме того, в межсезонье растения и кустарники лучше всего приживаются

Дети оценят, если благоустройство школьной территории будет выполнено по мотивам сказок

К работе по благоустройству можно привлечь самих школьников. Для этого рационально объявить творческий конкурс. Желающие принять участие представят свои работы, отражающие их дизайнерские способности и идеи. Лучшую работу по результатам конкурса воплощают в жизнь. Можно согласовать проведение конкурса на межрайонном или городском уровне

Окончательная программа согласовывается и утверждается управлением образования, ориентируясь на календарный план работ, смету расходов

Озеленение школьной территории

Пришкольное озеленение – важная и незаменимая часть создания благоприятной среды для здоровья и разностороннего развития школьников: эстетического, культурного, экологического. Это также форма оздоровления пришкольной территории и возможность создания безопасной образовательной среды.

Как правильно озеленить школу — Профессор Шукуров

Озеленение имеет особо важное значение для населенных пунктов Центральной Азии и, в том числе Кыргызстана, поскольку в условиях резко-континентального климата благоприятные условия существования человека формируются зелеными насаждениями не вне, а внутри населенных пунктов. Растения обеспечивают тень, сокращают запыленность, убивают болезнетворные организмы, насыщают ароматами воздух, создают эстетически привлекательную среду.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики предписывают, что зеленые насаждения должны занимать не менее 50% школьной территории.

Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади территории.

Школьный сад – простое решение озеленения территории - фото

- В зависимости от школы и от ее потребностей, вернее ее учеников, учителей и родителей, зависит функция сада.

Где-то нужно место для прогулок, где-то для отдыха, где-то нет площадок для активного отдыха (здесь я не имею ввиду стандартный набор малых архитектурных форм, а нечто иное, что будет будоражить фантазию учеников и развивать мышление), кто-то хочет иметь огород, как с практической точки зрения, так и как часть образовательного процесса, кому-то нужно место для проведения уроков на открытом воздухе, кто-то из учителей вышел за рамки школы и в своей деятельности хочет быть не только теоретиком, но и практиком, и в этом случае сад может этому способствовать.

Перечислять функции и задачи можно долго, все зависит от запроса, потребностей и, конечно, возможностей. И при этом нет одинаковых школ, то есть невозможно создать один проект и его растиражировать так, чтоб он работал на разных людей.

Анастасия Сорокина

По моему опыту мне довольно часто попадаются сады, не только школьные, но и детсадовские, где учителя/воспитатели хотят привить детям любовь к природе, к своему труду, да и вообще показать банально откуда берется клубника и как растет огурец или лук (условно), что если сорвать цветок, то в этом году его можно уже не увидеть.

- Вспомним советские времена и сравним с тем, что сейчас, - что изменилось в школьном саду.

- Времена изменились, потребности изменились, темп жизни настолько быстрый, школьники настолько загружены, не только уроками, но и информационным потоком, что даже иной раз и на улицу не выходят, не говоря уже о том, чтобы что-то там разглядеть или сделать.

У меня есть в памяти образ советского школьного сада, но думаю, что скорее он был утилитарный, заполненный плодовыми насаждениями, сиренью и повсеместно используемыми многолетними растениями. И кстати, это очень интересная тема для опроса и, опять же, для анализа. А каким помнят школьные сады наши родители, бабушки и дедушки?

- Расскажите о Вашем опыте работы со школами по озеленению. Как часто обращаются, в чем главные проблемы, как их можно решать.

Обращаются, к сожалению, редко или после первого разговора, когда описываю перечень необходимой информации и документации, пропадают.

И в этой школе, к моему огромному сожалению, нет осознания того, что надо что-то менять, их и так все устраивает, либо изначально руководство в этом не заинтересовано. И это самый худший, на мой взгляд, объект, где никто ничего не хочет.

А вот другой пример, когда у школы есть желание поменять то, что уже приелось, некрасиво и существующие растения уже не выглядят презентабельно, болеют и т.д. И в таком случае, когда уже есть какие-то насаждения проект с нуля не нужен, а нужна реконструкция.

- Самые лучшие растения для школьного сада - это?

Но если говорить обобщенно, то это НЕ колючие растения, НЕ ядовитые, БЕЗ ягод или со съедобными, НЕ лекарственные растения.

К примеру, был у меня объект, территория детского сада, где была высажена изгородь из кизильника блестящего. Да, он практически универсален и очень часто используется в городе, да и вообще в озеленении. Но воспитатели жаловались, что дети едят ягоды! За всеми не уследишь, поэтому я бы не рекомендовала его к посадке в детских учреждениях.

- Примерная схема разбивки участка (на словах) – какие растения, где разместить.

- Во-первых, мы закрываем периметр. Нет, не для того, чтобы спрятаться, а чтобы уменьшить уровень шума, пыли и создать фон для посадок переднего плана.

Причем, в зависимости от выбранной стилистики, это не обязательно должна быть ровная монопосадка растений одного вида. Это могут быть крупномерные деревья, плавно переходящие в высокие кустарники. То есть, чтобы получилась некая волна. Это могут быть липы, ели, сосны, облепиха (оговорка: она колючая, но для фона, к которому нет доступа у детей, подойдет), лещина, клены, рябины, ивы, березы…Если обобщенно, то деревья нашей полосы, то, что растет повсеместно. НО. Обязательно нужно учитывать световой режим, состав и вид почв, а также водный режим.

К примеру, если посадить клен в низину, где постоянно скапливается вода, то корневая система у него может сгнить или же он будет постоянно болеть или повреждаться вредителями. Другой пример: оживленная трасса, где постоянно пыль и выхлопы, а вы сажаете сосну, которая от оседающей пыли просто погибнет.

Для среднего яруса, перед деревьями можно посадить высокие кустарники (до 3-5 м): пузыреплодник калинолистный, дерен сибирский и отпрысковый, ирга, декоративные яблони кустовой формы, сирени.

В нижний ярус (до 2 м высотой) подойдут рябинник, спиреи, гортензии, смородина, форзиция.

На переднем плане могут располагаться цветники или просто группы из многолетних растений.

Хочу заметить, что это не обязательно должно быть 4-5 ярусов, их может быть и 2, а можно и смиксовать. Где-то плотный массив из 3-4 ярусов, а затем он уходит в один, например, средний ярус. Вариаций много!

Для создания более комфортной среды и построения композиции (если позволяет пространство) можно размещать группы из растений у дорожно-тропиночной сети, на пути следования (эффект прохождения через заросли), делать акцентную композицию на газоне ( не 1 куст, а композиция или группа), посадить солитер (эффектный, яркий, декоративный или с ярко выраженной структурой ветвей кустарник или дерево) на повороте дорожки.

В парадной зоне, зоне входа и массового скопления людей, как правило, размещают цветники или миксбордеры (цветник с использованием древесных растений), подобрав растения так, чтобы они были максимально декоративны в период интенсивного использования указанной зоны.

И опять же…они не обязательно должны там быть, это не панацея.

- Ландшафтные хитрости – истории из жизни.

- В первую очередь, если речь идет о проектной работе, то работать с тем, что есть!

Очень часто мне встречаются примеры, когда клиенты, покупая лесной участок, изначально теневой, хотят там лужайку и газон, или узкие длинные участки, и хотят их увеличить, расширить.

На лесных участках хозяева часто не замечает того покрова, который там уже есть, он сформирован природой. Так вот первая хитрость заключается в том, чтоб его рассмотреть, использовать, а может даже и приумножить. И никакого газона в лесу. Только на открытых пространствах!

Третья хитрость! У меня есть некоторые объекты, владельцы которых не готовы в виду ограниченного бюджета закупать большое количество многолетних растений-наполнителей. И иногда можно использовать те растения, которые уже есть на участке, как сорняки. Но, если мы объединим их в группу, в лужайку, то получим необходимый эффект.

- С точки зрения ухода – каким должен быть школьный сад и какие работы могут выполнять сами ребята, а когда надо приглашать специалиста.

- В школьном саду не должно быть точечных посадок на газоне, чтобы не тратить время на обкос каждого экземпляра.

Самый подходящий вариант - это плотная посадка и компоновка растений в массивы или группы, чтобы там вообще не нужно было косить. Уплотненная посадка конечно увеличивает количество посадочного материала на момент закладки сада, но нужна для более быстрого разрастания и закрытия поверхности почвы. Таким образом мы минимизируем количество сорняков в посадках и соответственно избавляемся от прополки.

Примыкания к дорожкам, площадкам, малым архитектурным формам должны быть сделаны так, чтобы покос осуществлялся одним проходом газонокосилки и не требовал дополнительной, ручной, обработки. То есть эти примыкания могут иметь бордюр вровень с газоном или борт, оформлены уголком или аналогами, соответствующими стилистике.

Это, пожалуй, основные и важные моменты, которые часто отсутствуют на школьных территориях.

Рассмотрю 2 варианта участия детей в уходе за садом, если:

1) Дети умеют пользоваться инструментом, на практических занятиях их обучают правильной обрезке, показывают различия между декоративными и сорными растениями и т.д.

В этом случае они могут без привлечения специалиста обрезать деревья, кустарники, пропалывать цветники при необходимости, обрезать многолетние растения на зиму или весной.

2) Дети редко или разово (например, на субботник) выходят в сад и им дают только локальную работу.

По факту это получается только сгребание листвы или вычесывание газона. Без навыков и знаний дети могут в весенний или осенний период провести тотальную обрезку многолетних растений (отмершей части).

школьный сад

Все остальные работы должны выполняться специалистом.

Специалист при любых вариантах нужен для обрезки крупномерных деревьев, для формирования правильной кроны лиственных деревьев, анализа состояния насаждений, формирующей (в первые годы после посадки, если материал не сформирован в питомнике) обрезке кустарников в живой изгороди или в блоках.

Мне видится идеальным сотрудничество специалистов ландшафтной отрасли со школой в виде проведения уроков для учеников, где можно обучать и рассказывать как о самой профессии, так и о правильном уходе за существующим садом, посадке растений и т.д.

Буквально недавно у меня был опыт проведения урока в рамках профориентации с учениками 8 класса. Ребята слушали весь урок внимательно и даже по его окончании задали несколько вопросов. Это была в основном теоретическая часть, которую обязательно нужно закреплять на практике!

- Какой инвентарь нужен для школьного сада (удобрения).

На данный момент это тема достаточно спорная и мнений по этому поводу много. Потому что некоторый опад не всегда здоровый, а если говорить о городе, то еще и с содержанием вредных веществ, пыли и т.д. Но в школьных садах ситуация, как правило, получше, чем у оживленных трасс.

Недавно я ходила на субботник в школу к детям. Так как меня там уже знают, то моим инструментом стал секатор. Что я могу сказать… Это не инструмент для работы, он затуплен, срезы рвет, и работа с ним занимает в разы больше времени.

Я считаю, что в школах должен быть качественный инструмент: секаторы, грабли, метлы, сучкорезы, садовые пилы, садовые ножницы (при необходимости).

Помимо того, что через сады мы прививаем у детей любовь к природе и прекрасному, мы можем научить их и обращаться правильно с инструментом в школе. Я думаю, это важно! Когда ребенок дорожит не только своим имуществом, расположенным в пределах его дома, но и казенным.

И здесь хочу добавить, как аргумент, экономическую составляющую. Какие затраты несет школа при покупке некачественного инструмента и как часто должна его покупать по сравнению с качественным, который служит дольше?

Из опыта…секатор из сетевого супермаркета (в пределах 100 рублей) при работе в коттеджном поселке, при больших объемах, сломался за 1 рабочий день. Профессиональный секатор, да он в 30 раз дороже, служит мне уже 3-й год!

- Есть ли программы по школьным садам и конкурсы?

- Насколько мне известно есть!

Однажды я даже была членом жюри по оценке цветников, сделанных детьми из однолетних растений. Лицей имени Веры Волошиной в Наро-Фоминском районе, территорией которого я занимаюсь уже около двух лет, ежегодно отправляет свои работы, проекты, связанные с пришкольной территорией, на конкурсы.

Также есть сейчас фонды, которые помогают школам в реализации их проектов. Но главным условием участия в любых конкурсах и программах конечно на первом месте стоит желание школы изменить свой уклад и свою территорию к лучшему!

(Автор текста и фото: Анастасия Сорокина, профессиональный ландшафтный дизайнер).

Доклад

Авторский доклад "Озеленение пришкольного участка" очень актуальна в настоящее время, так как этот год - Год экологии. В докладе есть все необходимые этапы для научно-практического исследования. А также Вы найдете анкету-опрос, результаты исследования, а также опыты проведенные лично нами по этой теме.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Благоустройство школьного двора

Назарова Аля, ученица 11 класса

Никифорова А.В., учитель начальных классов

I. Основная часть.

1.1. Зелёные насаждения и их роль в современном мире 7-8

1.2. Роль зеленых насаждений в защите от шума 9

1.3. Роль эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы 10-11

II. Практическая часть 12-14

III .Заключение 15-16

Список использованной литературы 17

Каждый уголок нашего села имеет свою историю. Так и наша школа имеет свою значимую для нас историю.

Школьный двор - это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме того она является и местом проведения свободного времени школьников. В 2011г. у нас построили новую школу. Стало очевидно - надо благоустроить, озеленить двор школы, т.к. одной из важных особенностей расположения нашего заведения является то, что оно находится в центре села.

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица. Одним из таких является наш проект благоустройства школьной территории. Творческий подход к идее - наиболее важный аспект в данных проектах. Работа нашего проекта касается не только самого школьного двора, но и прилегающей к нему территорий. “Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор — это лицо школы”. Исходя из этого мы сделали вывод, что вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Но делать эту работу предстоит, прежде всего, самим ученикам.

Вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Но делать эту работу предстоит, прежде всего, самим ученикам. Новизна нашего проекта заключается в том, что именно благоустройством нашего школьного двора с точки зрения ландшафтного дизайна никто не занимался.

Создание эстетически красивого, приятного, функционального и привлекательного пространства возле школы, может быть социальным началом благоустройства села;

Познакомиться с общественным мнением и на его основе создать дизайн-проект по благоустройству школьного участка в функциональную, приятную, комфортную и красивую мини-экозону для отдыха.

Главные задачи проекта:

- Изучить специальную литературу;

- Обосновать актуальность проблемы преобразования школьного участка;

- Сделать оценку проекта школьного участка и условий практической его реализации;

- Привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школьного двора;

- Познакомить и внедрить школьникам практические способы и методы благоустройства территории;

- Формировать у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения населения с. Бярийе. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у учащихся, бережного отношения к своему селу, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Поэтому в нашей школе сложилась система нравственного и трудового воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, на территории располагается пришкольный участок, место для новой спортивной площадки и 2-х квартирное общежитие, которое пустует.

Этапы реализации проекта:

- Подготовительный этап: Мотивация, целеполагание проекта (март- апрель 2016г.)

Проектировочный этап: Построение ориентировочной схемы деятельности (май – сентябрь 2016г.)

- Практический этап: Реализация проекта (октябрь – февраль 2017г.)

- Аналитико-коррекционный этап: Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

-Заключительный этап: Сопоставление действительных и желаемых результатов работы

Методы исследования проекта

Анализ литературы и электронных источников;

Беседа с учителем биологии, географии, черчения, математики; Практический опыт;

Анализ и описание результатов.

I. Основная часть

1.1 Зелёные насаждения и их роль в современном мире

Правительство любой страны старается заботиться о внешнем виде своей территории (город, село), об его окружающей среде. А социально значимые объекты о внешнем виде территорий, дворов. Поэтому главной проблемой и задачей является озеленение близ лежащих территорий. Цветочные и зеленые насаждения, опрятные дворы и участки не только украшают, но и дают своё экологическое воздействие.

Главные функции зеленых насаждений:

1. Санитарно - гигиеническая.

Обязательными требованиями к системе озеленения - равномерность и непрерывность. Основными же элементами системы озеленения - это озелененные территории жилых и промышленных районов, парков, набережные, бульвары, скверы, защитные зоны. Так же и в селах, где работают и живут люди.

Зеленые насаждения улучшают микроклимат территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и т.д. Это может быть достигнуто при сохранении естественных зеленых массивов в жилых зонах.

Человек не оторван от природы: он как бы растворен в ней, поэтому и работает, и отдыхает интереснее продуктивнее.

Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько не, обходимо для дыхания трёх человек. За один теплый солнечный день гектар

леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.

С 1 кв.м земли и травы испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. Зеленая трава задерживает заносимую ветром пыль, обладает фитонцидным (уничтожающим микробы) действием и легко дышится. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных - около 100 тонн. Также известно, что деревья эффективные средства борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта. Защитные функции растений зависят от степени их чувствительности к различным загрязняющим веществам.

Так же растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза, кислород, углеводы и другие органические вещества.

К санитарно-гигиеническим свойствам растений относится их способность выделять особые летучие органические соединения, называемые фитонцидами, которые убивают болезнетворные бактерии или задерживают их развитие. Из древесно-кустарниковых пород, обладающих антибактериальными свойствами, положительно влияющими на состояние воздушной среды, следует назвать ель, березу бородавчатую, дуб, иву, черемуху и сосну. Фитонцидной активностью обладают и травянистые растения - цветы и лианы. На интенсивность выделения растениями фитонцидов влияют сезонность, стадии вегетации, почвенно-климатические условия, время суток. Максимальную антибактериальную активность большинство растений проявляют в летний период. Поэтому некоторые из них можно использовать в качестве лечебного материала.

Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение ландшафтному или свободному стилю проектирования.

1.2. Роль зеленых насаждений в защите от шума

Шум не только травмирует, но и угнетают психику, разрушает здоровье, снижая физические и умственные способности человека.

Исследования показали, что характер нарушений функций человеческого организма, вызываемый шумом, идентичен нарушениям при действии на него некоторых ядовитых препаратов.

Различные породы растений характеризуется разной способностью защиты от шума. По данным венгерских исследователей, хвойные породы (ель и сосна) по сравнению с лиственными породами (древесные и кустарниковые) лучше регулируют шумовой режим. Исследования показали, что лиственные породы способны поглощать до 25 % звуковой энергии, а 74 % её отражать и рассеивать. Наилучшим в этом отношении являются из хвойных пород ель, пихта; из лиственных - липа, граб и другие.

Шумозащитная функция в определенной степени зависит от приемов озеленения. Однорядная посадка деревьев с живой изгородью йз кустарника шириной в 10 метров снижает уровень шума. Высокий эффект защиты от шума достигается при размещении зеленых насаждений вблизи источников и шума и одновременно защищаемого объекта.

Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают углекислый газ. Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями.

1.3.Роль эстетически и экологически привлекательного

пространства возле школы

Школьный двор - это часть образовательной среды, в которой

протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме того она является и местом проведения свободного времени школьников. Школьный двор - это территория детства, и очень важно, в каком окружении пройдут важные периоды в жизни детей. Благоустроенная школьная территория - это место, где можно было бы реализовать все свои способности, желания и интересы.

Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто

высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский проект, выполненный с учётом многих факторов. Мы все любим и ценим природу, ее красоту и свежий воздух. Многие любят проводить как можно больше времени на природе. Дизайн ландшафта — это искусство, и, так же как и любой вид искусства в нем есть свои правила и нюансы.

Ландшафтное озеленение — это комплекс различных работ, позволяющих улучшить экологическое состояние растений, благодаря чему они будут еще долго радовать вас своими яркими цветами, и создать

атмосферу благоприятную для человека.

Лучший способ привести участок в порядок — посадка деревьев. Правильная посадка деревьев способствуют увеличению содержания кислорода на участке, задерживанию пыли и значительному уменьшению

шума. Мы понимаем, что ландшафтный дизайн должен полностью отвечать всем потребностям в комфорте и красоте, ведь отдых на школьном дворе должен приносить спокойствие и эстетическое удовольствие каждый день. Озеленение и благоустройство территории начинается с проектирования и подбора соответствующего посадочного материала.

Цветы - это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Цветники служат прекрасным украшением. Учитываются их особенности - высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты.

Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков.

Современный проект по благоустройству школьного двора заключается в асфальтировании участка цветочными аллеями вокруг него. Профессионально выполненная работа по реализации данного проекта приводит к тому, что школа становится современным и привлекательным учебным заведением.

II . Практическая часть

Сложно научить чувству прекрасного исключительно в рамках школьного урока. Вот если ежедневно встречает каждого ученика уютный и необычный школьный дворик, оформленный к тому же своими силами .

Создать благоприятную атмосферу для учащихся и их учителей - чрезвычайно благородная задача. Она посильна только дружному коллективу. Обстановку и атмосферу в школьном доме творят не деньги, а люди. Конечно, без помощи взрослых нам не обойтись. Поэтому к данной работе мы привлекали родителей. Тот, кто недооценивает свои способности и собственную индивидуальность, проходит мимо возможности украсить свой быт, улучшить условия жизни и работы. Занимаясь обустройством школьного двора, мы остались самими собой, не отказались от своего “я”, подошли к проекту творчески. Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали каким образом можно сдвинуть с мертвой точки эту проблему.

Почему-то школы в большинстве своем, часто выглядят как фабрики: серо, монотонно, без фантазии. Сама школа, её помещения, школьный двор, должны дарить богатство впечатлений, поддерживать чувство свободы, вызывать ощущение теплоты и приветливости..

Работа велась поэтапно:

- Подготовительный этап: Мотивация, целеполагание проекта (апрель - май 2016 г.)

- Проектировочный этап: Построение ориентировочной схемы деятельности (июнь - сентябрь 2016 г.)

- Практический этап: Реализация проекта (октябрь - февраль 2017г.)

- Аналитико-корррекционный этап: Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений (март - апрель 2017г.)

- Заключительный этап: Сопоставление действительных и желаемых результатов работы (май 2017г.)

Этот проект мы начали осуществлять весной 2016 года. В подготовительных и проектировочных этапах работа велась с учителями биологии, географии и математики совместно. Работая с учителем географии (И.И. Егоров), мы собрали некоторые информации и материалы по объекту. Работая с учителями биологии (Атастырова Е.В.) и математики (М.Т. Арсентьева) мы запланировали примерный дизайн школьного участка, рассмотрели и выбрали подходящие для нашей почвы и климата виды и формы растений и цветов. (Приложение 1)

1 зона - игровая с аллеей выпускников (игровая площадка для школьников);

2- я зона - проведения торжественных мероприятий (площадка с необходимым оборудованием)

3- я зона - зона отдыха с водоемом;

Атастырова Е.В. и Арсентьева М.Т. являются одним из тех людей, кто поддержали нашу идею и помогают в воплощении проекта.

А также в подготовительном этапе провели анкету-опрос для учащихся и учителей, т.к. они являются частыми и тесными людьми в жизни школы (Приложение 2).

- Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?

- Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?

На этот вопрос ответили:

- Что хотелось бы изменить?

Внешний вид клумб и деревьев устраивает - 8 человек (20%);

Внешний вид клумб и деревьев не устраивает - 32 человек (80%).

- Чего не хватает на нашем участке?

34 человека (85%) - считают необходимым сделать спортивную площадку и зону отдыха (релаксации);

6 человек (15%) - считают, что школе необходима аллея славы выпускников.

- Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?

40 человек (100%) - считают, что внешний вид площадки можно изменить силами учащихся, учителей и родителей без особых затрат.

- Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

34 человек (87,5%) считают, что это работа учащихся и учителей;

5 человек (12,5%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.

Практический этап самый сложный этап проекта. Этот этап для нас еще не закончен, но уже ведутся первые работы по благоустройству школьного двора:

Во-первых, одним из главных принципов школьного ландшафтного дизайна является использование подручных материалов. В ход идет все: камни, автомобильные покрышки, старые тазы, ванны, кастрюли, жесть, фанера, дерево и др. Исходя из этого, летом мы провели опыт, построили водоем из подручных материалов около частного дома для того, чтобы изучить искусственные водоемы для реализации его в проекте. Результат нас удовлетворил, и нам захотелось воплотить идею в жизнь. (Приложение 3)

Во-вторых, осенью этого года мы посадили деревья (ель), как живую изгородь по периметру двора.

В-третьих, каждый год мы сажаем различные виды цветов на клумбах. Нами сделаны только первые шаги по реализации нашего проекта и уже есть результаты.

III . Заключение

Наш проект задуман для всех детей, в первую очередь для учащихся школы. Осуществление проекта имеет большую ценность для учителей, родителей и всех жителей нашего наслега.

Почему? В первую очередь, потому что наша школа становится красивым общественно значимым местом в селе, привлекает многообразием цветочно-декоративных культур, одним словом, уютной зоной отдыха.

Во-вторых, наша школа постоянно привлекает внимание прохожих.

Благодаря нашим стараниям школа превратится в прекрасную сказку, созданную своими руками.

В следующем году мы постараемся обновить территорию: сделать что-то интересное и необычное.

В процессе выполнения проекта были достигнуты следующие результаты:

- Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

- Создание условий для возможней организации процесса совместной работы, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

- Приобщение к ЗОЖ как важной составляющей экологической культуры.

- Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

- Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представления им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения и самовыражения.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания младших школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными. Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям, делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе. Мы уверены, что психологию человека можно изменить красотой.

Конечно, у нас еще недостаточно опыта, дизайнерских навыков, мы занимаемся благоустройством без финансовых вложений, хотя, как известно любое благоустройство требует финансовых затрат.

Читайте также: