Описание дерева в литературе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Предлагаю собрать в данную подборку книги, в названии которых упоминаются деревья.

Дебютный роман Лены Элтанг "Побег куманики" вошел в шорт-лист премии Андрея Белого и "Национального бестселлера", а критики назвали его "лучшим русским романом последних лет". Новая книга - виртуозная игра в детектив, на радость ценителям изящной словесности. Тайна ведьминого пансиона, дыхание Ирландского залива, причудливые легенды Уэльса, история любви, проходящей путь от страсти к ненависти, загадка смерти, которой, может статься, и не было, - это книга-обманка, герои которой столь мастерски меняют маски и путают следы, что разгадать тайну прошлого для них не менее важно, чем понять смысл настоящего.

Дебютный роман Лены Элтанг "Побег куманики" вошел в шорт-лист премии Андрея Белого и "Национального бестселлера", а критики назвали его "лучшим русским романом последних лет".…

Старик Оттавиано посадил вишневое дерево, которое стало лучшим другом его внуку. И так появилась на свет история о необычном дедушке, который умел слушать растения и верил, что "человек не умирает, пока вишневые деревья продолжают жить для него". Книга "Мой дедушка был вишней" вошла в список выдающихся книг для детей "Белые вороны", составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой. Она отмечена премиями в Италии, Германии и Франции, а автор ее, Анджела Нанетти, была номинирована на главную премию в детской литературе - премию Г.X.Андерсена.

Старик Оттавиано посадил вишневое дерево, которое стало лучшим другом его внуку. И так появилась на свет история о необычном дедушке, который умел слушать растения и верил, что…

"Вишнёвый сад" - лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре.

"Вишнёвый сад" - лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном…

ISBN: 5-17-015187-X, 5-82195-0841-6
Год издания:2002
Издательство: АСТ
Серия:Любимые книги девочек
Язык:Русский

Новая школа. Это всегда так страшно! И вместе с тем захватывающе интересно! Ведь это значит - новые друзья и новые впечатления. Да просто новая жизнь, в которой есть все - и первое, еще робкое, чувство влюбленности, и разочарования, и радость от маленьких школьных побед и открытий, которые делает для себя главная героиня повести Даша Плетнева.

Новая школа. Это всегда так страшно! И вместе с тем захватывающе интересно! Ведь это значит - новые друзья и новые впечатления. Да просто новая жизнь, в которой есть все - и…

В том включены две наиболее известные книги Всеволода Овчинникова, удостоенные Государственной премии: "Ветка сакуры" (рассказ о том, что за люди японцы, дополненный 30 лет спустя) и "Корни дуба" (впечатления и размышления об Англии и англичанах). Опубликованные впервые в журнале "Новый мир", они имели большой успех, в том числе в Японии и Англии.

В том включены две наиболее известные книги Всеволода Овчинникова, удостоенные Государственной премии: "Ветка сакуры" (рассказ о том, что за люди японцы, дополненный 30 лет…

В книге журналиста-международника Всеволода Овчинникова "Корни дуба" воссоздается портрет англичан, прослеживаются отличительные черты их национального характера; выявляются классовые, социальные корни характерных для общества обычаев и привычек, моральных норм и правил поведения.

В книге журналиста-международника Всеволода Овчинникова "Корни дуба" воссоздается портрет англичан, прослеживаются отличительные черты их национального характера; выявляются…

В восточной Англии, в графстве Суффолк стоит усадьба, называемая Кастингхэм-холл. Прямо рядом с домом растёт могучий древний ясень, его ветви практически касаются стен. Этому дереву уже по меньшей мере 200 лет.

В восточной Англии, в графстве Суффолк стоит усадьба, называемая Кастингхэм-холл. Прямо рядом с домом растёт могучий древний ясень, его ветви практически касаются стен. Этому…

Какая девчонка не мечтает попасть на самый настоящий бал? Аня тоже мечтала. Но не просто так - ведь ее танцевальная студия приехала на летние сборы в приморский лагерь. И скоро состоится главное событие смены - знаменитый БАЛ ПОД ПАЛЬМАМИ. Но пригласят на него только лучшие пары. К сожалению, партнер Ани далек от совершенства, а потому ни один танец у них не получается как надо… Девчонка уже почти потеряла надежду выступить на балу, когда в студии появился новый парень. Симпатичный, уверенный в себе, классный танцор! Вот только у него есть своя партнерша. Так что они просто идеальная пара. Или это только так кажется.

Какая девчонка не мечтает попасть на самый настоящий бал? Аня тоже мечтала. Но не просто так - ведь ее танцевальная студия приехала на летние сборы в приморский лагерь. И скоро…

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Образовательная: познакомить учащихся с описанием деревьев в русской поэзии, поэтами, углубить знания учащихся об образах растений в литературе, определить их символику.

2. Развивающая: формировать умение анализировать произведение, сравнивать, делать выводы; развивать умение публично выступать, участвовать в обсуждении, развивать творческое мышление учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать стремление к гармонии с природой, желание решать, по возможности, экологические проблемы, содействовать сплочению ученического коллектива, прививать любовь к окружающему нас миру природы, воспитывать бережное отношение к природе через выразительное чтение и содержание текста.

Тип урока: объяснение новой темы.

Форма урока: работа в творческих группах.

Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративно-наглядный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Поделить класс на группы по 4 человек ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

Организация работы с группами

1. Дети садятся за столы по группам

1 группа Дуб ( биолог, лингвист, актер, литературовед, )

2 группа Тополь ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

3 группа Баобаб ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

4 группа Сирень ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

5 группа Береза ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

2. На столе у каждого лежит текст произведения, бумага для заполнения кластера:

Ученики знакомятся с текстом произведения, вопросами, данными в таблице.

Цель урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с описанием деревьев в русской поэзии, поэтами, углубить знания учащихся об образах растений в литературе, определить их символику.

2. Развивающая: формировать умение анализировать произведение, сравнивать, делать выводы; развивать умение публично выступать, участвовать в обсуждении, развивать творческое мышление учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать стремление к гармонии с природой, желание решать, по возможности, экологические проблемы, содействовать сплочению ученического коллектива, прививать любовь к окружающему нас миру природы, воспитывать бережное отношение к природе через выразительное чтение и содержание текста.

Тип урока: объяснение новой темы.

Форма урока: работа в творческих группах.

Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративно-наглядный.

1. Организационный момент..

2. Поделить класс на группы по 4 человек ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

Организация работы с группами

1. Дети садятся за столы по группам

1 группа Дуб ( биолог, лингвист, актер, литературовед, )

2 группа Тополь ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

3 группа Баобаб ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

4 группа Сирень ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

5 группа Береза ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

2. На столе у каждого лежит текст произведения, бумага для заполнения кластера:

Ученики знакомятся с текстом произведения, вопросами, данными в таблице.

Флора -ФЛО́РА -ы; ж.Растительный мир, совокупность всех видов растений какой-л. местности или геологического периода. ( из словаря)

3.Перегруппировка

1 стол – биологи, 2 стол – литературоведы, 3 стол – актеры, 4 стол – лингвисты. На новых местах каждый эксперт изучает свой вопрос

1 стол биологи. Материал для ознакомления. Дуб.

Чтение биологической справки: Береза — род листопадных деревьев и кустарников семейства березовые. Общее число видов — около ста или немного больше. Многие части березы используются в хозяйстве: древесина, кора, береста, березовый сок. Почки и листья применяются в медицине. Большинство видов берез — деревья высотой 30 — 45 м. Листья березы по краю зубчатые.

Чтение легенды: Африканская легенда гласит, что творец посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость. Тогда творец пересадил его на склон Лунных гор, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, бог вырастил его и кинул на сухую африканскую землю. С тех пор баобаб и растет вверх корнями.

Чтение биологической справки: Сире́нь - род кустарников, принадлежащий семейству маслиновые . Род включает около десяти видов, распространённых в диком состоянии в Юго-Восточной Европе и в Азии. Единого мнения о классификации рода пока не существует. По данным различных источников, род включает от 22 до 36 видов. Все виды сирени отличаются красивыми цветами, почему их и разводят в садах. Особенно сильно распространена сирень обыкновенная— роскошный кустарник, чрезвычайно выносливый, который отлично растёт на открытом воздухе как на юге, так и на севере Европы и украшает весной сады крупными соцветиями своих душистых цветов.

Чтение легенды . Существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга.
Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирени присоединилась белая.

2 стол литературоведы

Материал для ознакомления.

Григорьев Аполлон Александрович, критик, поэт.

Родился в1822 г. в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета (1842 г.).

Олжа́с Ома́рович Сулейме́нов ( 1936)— поэт, писатель-литературовед, народный писатель.

Кушнер Александр Семенович (р. 1936) - поэт, живет в Петербурге. Закончил филологический факультет Государственного Педагогического института им. Герцена. Десять лет преподавал в школе русский язык и литературу Выпустил сборники стихов "Ночная музыка", "На сумрачной звезде".

Есенин Сергей Александрович (1895- 1925 гг.) Русский поэт.

3 стол актеры

Первые шаги к актерству начинаются с обучения того, как выразительно читать стихи.

Памятка выразительного чтения стихотворения
1.Не забудь сообщить автора и название стихотворения.
2. Постарайся понять содержание и настроение стихотворения. Стихотворение нужно почувствовать, проникнуться им, прожить его. Представьте картины, которые бы помогли вам запомнить последовательность изложения мысли.
2. Обрати внимание на знаки препинания. Делай паузы.

4 стол лингвисты

Памятка анализа стихотворения

Тема (о чем стихотворение?)

Какие чувства выражены в стихотворении?

Найдите средства художественной выразительности:

- эпитеты (художественные определения – золотая осень)

- метафоры (пример: горит сердце)

- сравнения (союзы как, словно, будто, пример: мои стихи, как ручьи)

- олицетворение - это присвоение неживому признаков живых существ. Например: уставшая природа; солнце улыбается.

1 группа Дуб.

Аллегория. В этом стихотворении Фет прибегает к аллегории, сравнивая самого себя со старым дубом. Он точно так же, как и старый дуб, одинок, хотя и находится постоянно среди людей.

Сравнение. Фет сравнивает образ дуба с образом могучего витязя, который только с виду был старый, но был полон сил и не остывал душой. Дуб – это вечное хранилище силы, мужества и упорства, и оно никогда не исчезнет.

Олицетворение. Незабудки – образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память – с другой стороны. Незабудки уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между ними – веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под его защитой они чувствуют себя уверенней.

2 группа Тополь.

Тема: поэт открыл читателю поэтический образ тополя, отметив его отличительные черты - высокий рост, подтянутость, возвышенность.

Эпитеты: серебряный тополь, беззаботно-кудрявая голова, широкая тень, божья роса

Метафоры: роса поит тебя, главой поднялся высоко, небеса глядят.

Олицетворение: ты приветствуешь день, молись ночным небесам.

Аллегория А. А. Григорьев изобразил дерево как равное себе существо. И автору, и тополю тяжело приходится в жизни, силы ветра пытаются склонить и погнуть тополь, но он свеж и здоров, весело шелестит листвой. У тополя можно научиться стойкости, терпению.

3 группа БАОБАБ

Тема: Баобаб, обитающий в серой степи (саванне), - символ серости и закостенелости. Баобаб имеет громадный внешний облик, поэтому его называют слоном флоры, он опустошает все вокруг себя, не давая произрастать всему живому вокруг себя.

Эпитеты: бетономастный баобаб, опустошитель, упырь земной

Метафоры: вокруг все убил, маскируется под пыль

Олицетворение: полон жизни, дерзок, смел.

Сравнение: водокачка, слон флоры

4 группа Береза

Тема: Нежная зеленая крона и ствол березы делают ее похожей на девушку, заглядевшуюся в пруд, как в зеркало. Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина – обращение в начале стихотворения. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его берёзкой. Она нравится ему, напоминает девушку. Лирический герой задаёт вопросы берёзке, а она отвечает ему, рассказывая об окружающем мире. И в вопросах, и в ответах природа живёт. В композиции Есенин прибегает к форме кольца: в начале стихотворения задаёт вопрос – в конце получает ответ. Берёзка объясняет, почему загляделась в пруд – загрустила об уходящем лете, вспомнила о близкой осени.

Эпитеты: тонкая березка, зеленая прическа, девическая грудь.

Олицетворение: шепчет ветер, звенит песок.

Сравнение: косы-ветви

5 группа Сирень

Белоствольная берёза славится не только своей красотой, но и пользой, которую она даёт человеку.

В лечебных целях люди применяют почки берёзы, молодые листья, берёзовый дёготь и сок. Почки собирают в марте- апреле, листья- ранним утром.

Издавна известно, что применение берёзового веника в парной бане оказывает великую пользу для здоровья человека. Попарившийся с веничком, сразу ощущает прилив бодрости и сил. А знахари говорят, что берёзовым веником в парной можно снимать все виды порчи.

Берёза очень широко применяется в народной медицине. Отваром почек берёзы можно изгнать паразитов из организма человека, помочь при некоторых болезнях мочеполовой системы, желудочных расстройствах, кожных заболеваниях. А берёзовый дёготь с молоком пьют при заболеваниях лёгких.

Всем хорошо известно, что у берёзы есть очень вкусный сок. Людям всегда хочется его попробовать. Летом они видят берёзку, делают в стволе дырочку, и берёзка плачет своим соком. Набрав сока, люди уходят, а дерево засыхает и становится годным только на дрова.

Грамотные и опытные люди набирают сок не так. Они делают в стволе берёзы надрез, выпускают сок, а затем перематывают ранку деревца тряпочкой, чтобы берёза не засохла. После этого дерево выздоравливает, а на следующий год можно заново набирать берёзовый сок из этого же дерева.

Роль березы в произведениях писателей и художников

Место и роль берёзы в произведениях русских художников и поэтов

Берёза — красивейшее дерево русских равнин. Она хороша и ранней весной, когда распускаются её клейкие листочки, и летом, щедрая на тень, с шумящей густой листвой, и осенью, вся золотая, и зимой в инее, излучающая свет вокруг. Поэты любуются её нарядом и видят в ней живое существо.

Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. Один из таких образов находим в стихотворениях Сергея Есенина. Уже первые стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою — колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого леса, “метелица ковром шелковым стелется”, и голодным воробушкам под вихри снежные снится весна. Есенин представлял себя частью природы, верил в то, что мы должны быть родными природе и вместе с природой. Вспомним его стихотворение о берёзе:

Белая берёза

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахрамой. Мне белее снега Омыл грехи Христос, Спас меня от ада, Многих горьких слёз. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запечатлено и его образ в звуках и запахах.

Мы много говорим о людях, спасших Отечество от злых врагов, положивших жизни за других. А для меня таким героем является береза. Каждый день по дороге в школу, возле дома я встречаю это дерево. Это наша память, наша история. Белая береза – это душа России.

Печальная берёза…

Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, — И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.

Острою секирой ранена береза

Острою секирой ранена береза, По коре сребристой покатились слезы; Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету, Будешь красоваться, листьями убрана… Лишь больное сердце не залечит раны!

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в земном дереве. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.

Кружились белые березки

Кружились белые березки, Платки, гармонь и огоньки, И пели девочки-подростки На берегу своей реки. И только я здесь был не дома, Я песню узнавал едва. Звучали как-то по-иному Совсем знакомые слова.

Гармонь играла с перебором, Ходил по кругу хоровод, А по реке в огнях, как город, Бежал красавец пароход. Веселый и разнообразный, По всей реке, по всей стране Один большой справлялся праздник, И петь о нем хотелось мне. Петь, что от края и до края, Во все концы, во все края, Ты вся моя и вся родная, Большая Родина моя

Берёза в жизни русских художников играет немало важную роль.

Шишкин не облагораживал природу. Природа — сама благородство. Именно она может возвысить человека, посредством воспроизведения ее в искусстве. В этом всегда был заключен творческий принцип живописца родной природы.

Березки бесконечно рады жизни, и нам даже кажется, что они весело улыбаются солнцу и траве. Все вокруг цветет, излучая чувство радости, причастности к энергии жизни. Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем, леса, под сенью шумящих зеленью берез.

Как поистине великие художники, у которых неиссякаемый запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в неторопливую, эпическую и привольную песнь живой природе, гимн красоте Родины.

Вот так простое русское дерево стало символом нашей страны. Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человек. Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что в основе русского национального характера лежит глубинная связь жителя страны с окружающей его природой. Дмитрии Сергеевич, подчёркивая европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы, рассматривал природу национальной России, прежде всего, в ее взаимодействии с духовными исканиями народа, с религиозным опытом русского православия.

Наверное, ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими веткам: усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дерев. Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей родины. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радости свет. И быть ей на наших просторах вечно. Потому что вечен наш народ, вечна земля.

Поэты и писатели всегда будут прославлять в своих произведениях простое русское дерево – берёзу.












Художественно-выразительные средства

анализ

Любуясь родной природой, чтобы выразить к ней всю свою любовь и восхищение Есенин использует различные художественно-выразительные средства:

Такое использование художественно-выразительных средств позволяет подчеркнуть прекрасный образ березы, ее значительность для всего русского народа. Кульминация всего произведения достигается уже в третьей строфе, где каждое словосочетание содержит какое-то выразительное средство. Но критики творчества Есенина обращают внимание на вторую строку этого стихотворения, где указывается и ограничивается пространство самого поэта. Именно поэтому образ березы такой близкий, понятный и родной.

Это стихотворение вошло в самый первый цикл есенинской лирики, который написан специально для детей и носит воспитательный характер. Это стихотворение призывает и учит детей любить и восхищаться родной природой, замечать её малейшие изменения и быть самому частью этого большого и прекрасного мира. Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского произведения, которое по содержанию глубокое, а по объему небольшое. Деление на строфы в этом произведении нарушает обычное традиционное построение поэтических текстов, но за глубоким его содержанием читатель этого даже не замечает. Параллельная рифмовка делает его легко читаемым.

Стилистика и синтаксис стихотворного есенинского творения прост, что позволяет легко понять его содержание любому читателю. В нем нет нагромождения согласных или гласных звуков, нет никаких фонетических особенностей, которые бы затрудняли понимание этого стихотворения. Это позволяет добиться того, что даже детям младшего возраста сюжет этого стихотворения понятен. Поэт использует для своего текста двухсложный размер. Так, весь текст написан хореем, что делает его простым для запоминания.

Над тобой цветут сирени
И шумят листы березы,
Каплет с них роса, как слезы,
На могильные ступени
В час, когда ночные тени
От лучей дневных бегут.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают сле
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад.

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Образ березы как желанного дерева на кладбище – постоянен в фольклоре и в русской литературе, поэтому его можно определить как этнопоэтическую константу.

Итак, береза на кладбище – этнонопоэтическая константа, реализуемая в творчестве разных авторов. Поэты, стихи которых мы цитировали в статье, принадлежат разным поколениям, у каждого свой неповторимый творческий путь и свои эстетические открытия, однако образные основы их художественного видения во многом схожи. Это можно объяснить лишь традицией, сложившейся в веках, наличием особого кода национального мышления.

Милые русскому сердцу белоствольные березки шумят над могилами дорогих матерей, шумят над павшими в боях воинами, будто желают рассказать что-то важное и таинственное. Смерти нет. Есть два мира – живых и мертвых, настоящего и прошлого, сливающихся воедино в этом вечном печальном шелесте.

1. Виноградова Л.Н., Усачева В.В. Береза // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого. М., 1995. Т.1

2. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов, 1980.

3. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958.

4. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М., 2002. С. 83
5. Дьякова А.В. Наши любимые соотечественники-эмигранты // Певец святой Руси Сергей Бехтеев: жизнь и творчество. СПб., 2008. С. 13

6. Гацак В.М. Северные этнопоэтические константы // Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Материалы республиканской школы-семинара (10 – 13 ноября 1998 г.) / Отв. ред. Н.В. Дранникова, Ю.А. Новиков. Архангельск, 2000. Вып. 2. С. 136.
7. Голованов И. А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX – XXI вв.). Челябинск, 2009.

Читайте также: