Обработка скульптуры из дерева

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Мастер-скульптор должен учитывать размер скульптурного изображения, соотнесенный с возможностью его утилитарного (если о таковом вообще идет речь) использования, расположения в системе взаимосвязей между предметами окружающего пространства, определить его точное местонахождение, а главное — соизмерить его с заготовкой древесины, т. к. скульптура должна максимально уложиться в масштабе заготовки. Всякие добавления и наращивания возможны в самых исключительных случаях или когда это наращивание не скрывается, а умышленно подчеркивается для достижения большей выразительности композиционного и художественного замысла. Поэтому приступать к работе следует лишь тогда, когда до мельчайших деталей будет ясен весь замысел, в том числе форма, размер, техника обработки.

Набор инструментов для выполнения скульптуры малых форм состоит из полукруглых стамесок в количестве 7 — 8 шт. шириной от 1,5 — 4 см и специального ножа с широким полотном, скошенным под углом 30° (своего рода косяка), применяемого для отделочных операций.

Для скульптурных работ (резной миниатюры) используют древесину разных пород: липу, осину, ольху, клен, березу, грушу. Но начинающему резчику лучше всего воспользоваться липой, древесина которой пластична, однородна по текстуре и цвету и хорошо поддается скульптурной обработке. Древесину следует выбирать прямослойную, без пороков. При использовании в работе осины последнюю перед работой рекомендуют предварительно запарить, чтобы этим придать ей большую мягкость. После запарки осиновый брус (чурак) помещают для просушки на проветриваемый сухой чердак (но только не на прямой солнечный свет), где выдерживают сутки или чуть более, после чего отпиливают торцевые края заготовок, на которых обязательно появятся трещины, в размер заготовок с припуском на обработку.

Сущность скульптурного видения и мышления заключается в том, чтобы в цельном куске древесины (полене, бруске, кругляшке, чурке), пусть даже не вполне прямом, а с некоторым изгибом или изъяном, увидеть как будто заключенную в прозрачную оболочку, повторяющую очертания вашего куска древесины, ту самую скульптуру, которую вы, отчетливо видя ее в этом куске дерева, вырежете, высвободите из плена лишнего, заключающего ее в себе дерева, которое поддастся вашему резцу и как шелуха спадет.

Каждый раз скульптор ставит перед собой задачу — удалить лишние слои дерева, чтобы извлечь наружу заключенную в куске дерева задуманную скульптурную композицию. Чем меньше этих слоев придется удалять, тем легче и скорее появится задуманный вами образ. А вот если удалять придется много, то тут или вы ошиблись в композиции, или для нее нужен был кусок древесины другой конфигурации.

Заметим также, что все высокие цилиндры с небольшим диаметром пригодны для стоящих человеческих фигур. Обрубки с большим диаметром хороши для более объемных фигур, например для бюстов. Для фигур сидящих зверей и хищных птиц выбираются также высокие куски дерева.

Стволы деревьев в процессе роста, бывает, плавно и ритмично изгибаются, образуя при этом впадины и выпуклости. Глядя на такие стволы, можно сказать, что в них застыло живое пластичное движение. Вот в них-то отлично и укладываются композиции с пластикой подобного движения.

Учтите такое простое правило: куски древесины, пред­назначенные для скульптуры, представляют собой монолитные, компактные массы, значит, и вписывать в них нужно также компактные композиции. Старайтесь во время ваяния (искусство скульптуры из твердого материала называется ваянием) не разрывать компактную массу древесины глубокими выемками и дробить ее на отдельные куски, а тем более прорезать насквозь толщу дерева. Старайтесь избегать чрезмерно усложненных композиций с расчлененным сложным силуэтом, так как они будут чуждыми художественному образу дерева и его скульптурной сущности. Лучше будет, если для таких композиций вы подберете другой материал.

Перед разметкой, как и в любой работе с материалом, необходимо подготовить рисунок будущего изделия. Сначала делается зарисовка с натуры, первое живое впечатление. После этого нужно прорисовать задуманную эскизную композицию, согласовываясь со свойствами дерева (или там кости, камня и т. п.), прорисовать с разных сторон — с профилей, с лицевой и с оборотной стороны. Изображать активное, импульсивное движение в дереве — безнадежная и неблагодарная задача. Его структура не для этого. Зато вы можете (и это будет верно не только для дерева) изобразить готовность к немедленному переходу из состояния покоя к стремительному движению, так называемое скрытое, потенциальное движение. При проработке рисунка старайтесь передать объем и расположение композиции в пространстве. Не ограничивайтесь одним вариантом рисунков композиции, приучите себя выбирать решение из нескольких разработок.

Итак, вы справились с рисунком и выбрали композицию. Как перевести ее на заготовку? Самое простое и самое, как нам кажется, верное решение — пойти от силуэта, которым может быть обрисован любой объем.

к небольшого размера, соответствующий вашей композиции, который легко можно держать в одной руке.


Этапы выполнения скульптурной работы:
а — нахождение силуэта в трек ракурсах; б — вписывание силуэта в курок дерева; в — работа в материале:
1 — основная разметка; 2 — обруб основных форм; 3 — проработка рельефа деталей скульптуры

Выбранный вами для задуманной композиции кусок дерева прочно устанавливается на верстаке в точно вертикальном положении. Теперь, отойдя от верстака на некоторое расстояние (в зависимости от размера будущего изваяния), поступаете следующим образом: эскиз-слепок берете в левую руку и, держа его перед глазами, смотрите через него на заготовку так, чтобы силуэт эскиза вписался в контуры заготовки. Если расстояние от ваших глаз до заготовки равно вашей вытянутой руке, то вы, не сходя с места, угольком отчерчиваете нужный вам силуэт, т.е. отмечаете то, что должно быть удалено при первой, черновой обрубке. Ну а если композиция задумана большого размера, то с разметкой придется несколько повозиться. Кстати, старайтесь при такой разметке отмечать сразу удаление дерева на всю толщину, а не только местные порубки. То же делаете, повернув заготовку на 90° или (при тяжелой заготовке) обойдя ее на тот же угол. Излишне говорить, что разметку производят с припуском на точную обработку.

Таким образом, вы получаете разметку силуэтов будущего изваяния. Теперь слово резцу. Лишнюю древесину с прямых участков срубают топором, не допуская сколов и зарубов в пределах контура рисунка. С вогнутых участков древесину снимают с помощью полукруглых стамесок, следя за направлением волокон и также не допуская сколов и зарубов. Особая опасность скола древесины возникает при резании дерева поперек волокна с помощью киянки на выходе стамески к противоположной стенке заготовки. Избежать скола можно только путем встречного резания этого участка. После выполнения операции черновой вырубки приступают к проработке основных скульптурных форм.

Проработка скульптурной формы производится постепенно — сначала крупными стамесками, а затем более мелкими. Срезать древесину следует осторожно, мелкими резами, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон. При этом имейте в виду, что вы всегда должны иметь запас материала, как для вырезания общей формы, так и для обработки деталей, для создания нужной фактуры, а также для отделки изделия.

При подготовке материала к резьбе может оказаться, что размер заготовки меньше размера скульптуры. В этом случае прибегают к наращиванию заготовки, приклеиванию кусков сухой древесины той же породы, подобранной по цвету, текстуре, и направлению волокон. Соединяемые плоскости должны быть тщательно простроганы и прифугованы так, чтобы между соединяемыми участками не было щели. Для склеивания применяют столярный или казеиновый клей. Намазанный клеем кусок прижимают к основной заготовке с помощью струбцин или прибивают деревянными коническими шпильками в заранее высверленные отверстия. Склеенную заготовку выдерживают два-три дня до начала резьбы.

Резьба станковой скульптуры, особенно портрета, — сложная художественная и техническая задача. Резчик-исполнитель должен владеть художественной композицией, приемами резьбы, знать и чувствовать при этом материал. Работа в дереве может быть начата скульптором или мастером-резчиком только после выполнения проекта в глине и дальнейшего перевода его в гипс.


Копирование (перевод в материал скульптуры с помощью крестовины и подвижной иглы):

Можно использовать для заделки мелких изъянов шпатлевку такого состава: 3 вес. части мела тонкого помола сеяного + 1 вес. часть олифы + 1/4 вес. часть 20% клеевого раствора + 1/2 вес. часть пигмента сухого или масляной краски. Эту смесь тщательно размешивают и перетирают в фарфоровой ступке или на мраморной доске шпателем. Перед шпатлеванием дефектные места (трещины, заколы, задиры) смачивают натуральной олифой и просушивают в течение 6-8 часов. По окончании шпатлевания скульптуру просушивают в течение 2 суток, после чего нрошпатлеванные места шлифуют мелкозернистой шкуркой. При значительной усадке шпатлевки шпатлевание повторяют еще раз.

Есть еще один способ предохранения светлого дерева от загрязнения — протирать его поверхность тончайшим слоем воска (2 части воска сплавляются с 1 частью олифы).

Читайте также: