Обработка методики три дерева

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Затем психолог спрашивает, кем из членов семьи испытуемого могли бы быть эти деревья.
Уже из самого расположения деревьев на рисунке можно извлечь много информации. Кто из членов семьи присутствует на рисунке, а кто в него не попал? На каком месте находится автор рисунка? На первом месте находится обычно тот, кто принимает решения в семье, несет больше ответственности. На центральном месте находится самый важный член семьи.

Дерева именно три, потому что триада подсознательно связана с родительской семьей: я, мама и папа. Бывает, что ребенок вытесняет кого-то, и на рисунке оказывается два человека, а иногда и четыре.

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева". В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz . В России работа по адаптации и развитию методики "три дерева" в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками проводилась Я. Л. Обуховым.[12]

Соотношение членов семьи с деревьями

Цвет, выбранный для подписи чл. семьи

Самое большое дерево

Самое маленькое дерево

Самое молодое дерево

Самое старое дерево

Самое красивое дерево

Что нужно сделать для деревьев

Я - леденцовое дерево; Мама и д. Рома - денежное дерево; сестра и бабушка- любовное дерево

Зеленый- для всех ч. с.

денеж.д.-полить;любовное д.- огородить

Во взаимоотнош. Полины с семьей не хватает понимания и теплоты, П.немного отстраняется от родных. По цв.факторам:в итальное начало, рост , надежда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.

Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ на просьбу об изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями. Чаще всего объекты — это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей (рис.1). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.

Инструкция по проведению теста предполагает, что в ходе предварительной беседы ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка - один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.

Цвет (позитивное и негативное значение цвета) КРАСНЫЙ любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение красный агрессия, ненависть, опасность. СИНИЙ разум, дисциплина, порядок, верность синий безумие, иррациональность ЖЕЛТЫЙ открытость, активность, свобода, слава, сила желтый ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред ОРАНЖЕВЫЙ зрелость личности, радость, энергия, сила оранжевый вытесняет другие цвета, страсть борьбы и войны ЗЕЛЕНЫЙ витальное начало, рост, надежда зеленый яд, болезнь, незрелость ФИОЛЕТОВЫЙ равновесие, мистика, колдовские чары, сокровенное знание, покаяние фиолетовый внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия КОРИЧНЕВЫЙ материнство, плодородие, земля коричневый грязь, гной, кал ЧЕРНЫЙ достоинство, торжественность черный смерть, траур, грех БЕЛЫЙ чистота, гармония белый привидение, траур СЕРЫЙ неясность, туман, депрессия

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.

Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога: - Какое дерево самое большое? - Какое дерево самое маленькое? - Какое дерево самое молодое? - Какое дерево самое старое? - Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на "высокое дерево" отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к "более маленькому дереву" воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о "более молодом дереве", а лишь затем о "более старом".

Вопросы "Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево самое красивое?" специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не обязательно "самое красивое" дерево.

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?" В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо." Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие то отношения.

Характеристика методики

Автор методики

Тест был предоставлен психологом из Швейцарии Корбузом, но был модифицирован психотерапевтом из Германии Эддой Клессманн. Изменения коснулись процесса тестирования.

По мнению Клессмана, ребенок очень украшает образ своих родителей. По этой причине рисунки не отражают общую картину взаимоотношений ребенка с семьей. В своей работе и исследованиях Эдда основывалась на принципе символ-драмы. В ее работах использовалось воображение для визуального изображения бессознательных фантазий и желаний.

Цель методики

  • получить результаты с большим количеством информации,
  • определить причину конфликтов,
  • вероятность их появления,
  • подобрать наиболее подходящий путь преодоления конфликтов внутри семьи и налаживания семейных отношений.
  • самостоятельность ребенка,
  • его роли в семье,
  • его идентичности,
  • раскрытие эмоций, доминирующих в его жизни.

Чаще всего этот тест применяют в детских домах и приемных семьях, чтобы сделать диагностику личности ребенка. Поскольку в таких ситуациях у ребенка травмируется психика.

Инструкция проведения теста

Этап 1. Беседа.

В ходе данного этапа производится предварительная беседа с ребенком. Психолог спрашивает у него про:

  • Семью;
  • Имена членов семьи;
  • Их возраст;
  • Работу родителей;
  • Учебу других членов семьи;
  • Место их проживания.

Этап 2. Рисунок

На втором этапе психолог просит, чтобы ребенок нарисовал на листе бумаги А4 любые 3 дерева. Во время процесса рисования, психолог может вести беседу с родителями в другой комнате так, чтобы ребенок ничего не слышал.

После завершения, психолог должен сказать приятные слова о рисунке ребенка, похвалить его за то, что он справился с этой нелегкой работой. Поскольку поддержка для ребенка – это один из самых важных моментов этой методики.

Этап 3. Подпись рисунка

На третьем этапе психолог просит ребенка:

  • Дать имя для каждого дерева;
  • Подписать их цветными карандашами, которые по мнению ребенка, больше всех подходят к конкретному дереву.

Это нужно для того, чтобы в дальнейшем сделать полный анализ рисунка. Поскольку для этого нужны: основной цвет фона, цвет надписи, оттенки отдельных предметов рисунка.


Этап 4. Разговор с обследуемым

На четвертом этапе исследователю необходимо задавать вопросы таким образом, чтобы ответы были максимально откровенными. Для этого психолог задает сначала комфортные для ребенка вопросы и далее, постепенно выходит на неприятные. Примерный их перечень:

  • Какое имя у каждого дерева?
  • Какое дерево из всех больше нравится?
  • Почему предпочитаете именно это дерево?
  • Как считаешь, какое из этих деревьев старше?
  • Какое из них ты считаешь самым красивым?
  • Какое самое уродливое? И почему?
  • Почему одно дерево у тебя изогнуто? И т.д.

Проективная методика “Три дерева”: интерпретация

Рассмотрение композиции

Выбор количества деревьев для этого метода отнюдь не случаен. Хотя ребенок не получает прямой ссылки на отношение рисунка к своей семье, он подсознательно изображает себя и свое окружение в семье. Следовательно, три дерева – это сам ребенок и его родители. Если деревьев меньше, ребенок подсознательно вырывает кого-то из семьи. Предупреждающий знак – вычеркивание себя при раздаче деревьев родственникам.

Как правило, сначала рисуется дерево человека со значительной ответственностью, причем дерево самого влиятельного члена семьи является самым большим. Самое маленькое деревце следует связать с самим ребенком.

Наиболее благоприятно трактуется изображение, на котором все деревья одного вида расположены близко друг к другу. Это признак крепкой семьи.

Интерпретация цветов


Анализ беседы и поведения

Методика не может четко интерпретировать эти моменты. Профессионализм психолога играет важную роль при рассмотрении реакций и действий ребенка. На это качество организатор должен опираться при составлении заключения о проделанной работе.

Если ребенок хочет быть садовником и каким-то образом хочет изменить свои деревья, это означает, что он желает что-то изменить в своих семейных отношениях. Кроме того, ему может не хватать общения с родителями или другими членами семьи.

Алексей Мосин – практикующий психолог, клинический психолог, член ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии.

В своем вебинаре Алексей подробно рассказывает про методику. А именно вы узнаете:

  • Историю;
  • Область применения;
  • Алгоритм применения;
  • Анализ рисунков;
  • Интерпретацию результатов.

Про данный тест психолог говорит на 54:00 минуте.

Заключение

Читайте также: