Обработка дерева в старину

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Дерево не шлифовали. Работали раньше ручным инструментом, который, если хорошо наточен, оставляет довольно чистую поверхность. А финишную доводку производили циклями. Также использовалась стертая в порошок, пемза. Ей доводили поверхность до высокого качества, потом выдували. Те остатки порошка пемзы, что оставались в порах, становились невидимыми даже под прозрачным лаком.

По сути дела, шлифовальные листы это абразив (песок) накленный на ткань или бумагу. По всей вероятности когда наждачной бумаги не существовало, использовали песок в качестве абразива. Можно даже предположить, что использовали песок разной фракции, по аналогии как сейчас есть наждак разной зернистости.

В древности первое время использовались природные абразивы - например, осколки горных пород, речной песок, истёртую пемзу. Абразивный материал располагали между плитой, на которой шлифовали и инструментом. Чуть позже стали использовать мокрую шлифовку, когда перед работой плиту обильно поливали влагой. Ещё позже появились "портативные" точильные инструменты -. Читать далее


xc3GEmJj7BU (604x453, 270Kb)

u2THXteShBk (320x225, 58Kb)

( очень хорошо для дерева ) Льняное масло -это классический метод с использованием натуральных препаратов для обработки таких типов древесины как берёза с целью достижения долговечной, прочной и влагоустойчивой поверхности. возможны варианты:


1. Сырое льняное масло, неразбавленная масленная олифа. пример применения : Рукоятку ножа ( или иное изделие) нужно на несколько дней поместить в льняное масло. Для этого нож можно поместить в банку с накручиваюшейся крышкой с тонкой щелью для клинка, которая после помещения в него ножа должно быть герметично закупоренна.

Когда деревесина черена пропитается насквозь, ее необходимо обтереть гладкой сухой ветошью.

После этого несколько недель дать полностью просохнуть. При испарении масла происходит окисление и плимеризация поверхности, которая по истечению некоторого времени становится прочной и упругой.

2. Разбавленное на 50 % скипидаром льняное масло. Жидкость, приготовленная из льняного масла настоящего природного терпентина ( не применять заменители!) в пропорции 1 к 1. При помощи терпентина время просушки дерева и окисления масла сокращается. Применение: (см. 1). Срок просушки составляет 1-2 недели.

3. Льняное масло с дёгтем. Добавка 50 % дёгтя придаёт дереву красно-коричневый оттенок. (применять см. 1) Использовать только натуральный дёготь, после применения остатки масла тщательно обтереть мягкой и гладкой ветошью. !

BZJjzeX5bCk (320x240, 20Kb)

При пользовании льняным маслом существует опасность самовозгорания тряпок, пропитанных льняным раствором. Поэтому выбрасывать с особой осторожностью, что-бы не привести к возгоранию!

* ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ МОЖНО ВОЩИТЬ, вот один из рецептов лака: ЛАК. СОСТАВ:

канифоль - 25ч

скипидар 50ч (части указанны по весу) .

Канифоль и воск измельчить и расплавить, перемешать, затем снять c огня и влить скипидар, тщательно перемешать.

Рецепты покрытий различные и здесь можно и нужно пробовать различные составы.

Ещё способ такого народного лака - канифоль, растворённая в скипидаре.

Рубленый сруб не нуждается в обработке. Оцилиндрованное бревно обрабатывается для предотвращения растрескивания, гниения и потемнения.

* НЕСКОЛЬКО СТАРИННЫХ РЕЦЕПТОВ ДЕШЕВЫХ И ПРОЧНЫХ КРАСОК ДЛЯ ДЕРЕВЯННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ: - ТВОРОЖНО-ИЗВЕСТКОВАЯ:

Равные количества свежего творога и гашеной извести тщательно разминают. Образуется белая, быстро сохнущая жидкость. Ее необходимо употреблять в дело в тот же день, потому что она быстро портится. К этому составу можно примешивать охру и некоторые другие краски. При этом необходимо употреблять как можно меньше воды, так как она отрицательно влияет на прочность.

Краска сохнет очень быстро и не оставляет ни малейшего запаха. Поэтому можно покрывать поверхность двумя слоями в один день. Для придания окраске большей прочности, после нанесения двух слоев ее полируют кусками грубого сукна. -

КРАХМАЛЬНО-МАЛЯРНАЯ:

Из 10 весовых частей пшеничного крахмала, залитого холодной водой, получают состав, по консистенции напоминающий густую сметану. Постоянно помешивая, добавляют кипяток до образования состава желаемой густоты.

Для большей прочности к теплому клейстеру можно добавить 1 часть квасцов или буры.

Для приготовления краски в еще горячий клейстер добавляют цинковые белила и любую цветную краску, растительную или минеральную.

Затем растворяют в воде хлористый цинк и добавляют к нему небольшое количество винно-каменной кислоты. Перед употреблением смешивают с этим раствором первую смесь. Количество материала и пропорции большого значения не имеют.

FbEzrr2TNtM (320x213, 52Kb)

Краска наносится обычным способом. Она малогорюча, не боится сырости и холодной воды, но горячей водой с мылом может быть смыта.

- КАРТОФЕЛЬНАЯ КРАСКА:

Берут 1 килограмм картофеля и варят его. Очищают от кожуры, пока он еще горяч, заливают 4 большими кружками воды.

После этого надлежит размять все в кашу и протереть сквозь сито, чтобы не осталось комков.

Добавить 1,5 килограмма мела в порошке, который предварительно разводят в 4 кружках воды.

dq1WEgAoIJk (200x219, 45Kb)

В результате получится около 8 кружек сероватой прочной хорошо кроющей и очень дешевой краски. Все эти краски опробованы и дают отличные результаты.

* ОБРАБОТКА ДЕРЕВЯННЫХ (и т.п.) ИЗДЕЛИЙ:

1. Для того, чтобы деревянное изделие не растрескивалось и не крошилось на кусочки, его вываривали в течение 1-2 часов в растворе зольной щёлочи.

После этого - высушивали, и, если требовалось, продолжали обработку более тонких деталей.

ЗОЛЬНАЯ ЩЕЛОЧЬ

- это стародавний рецепт наших предков, использовавшийся и для стирки тканных изделий, и для обработки деревянных изделий.

Делается щёлочь просто - сжигаются дрова (лучше всего - берёза) до состояния белого пепла (золы).

Пепел (зола) заливается водой, в которую, в ходе вымачивания, переходят все щелочные группы веществ.

После этого осадок можно использовать на удобрения для почвы (он не опасен для растений, поскольку не содержит "мыла"), а воду - для стирки или для обработки древесных изделий.

2. В крепком ОТВАРе измельчённой ДУБОВОЙ КОРЫ

наши предки либо кипятили (пару часов), либо вымачивали (сутки) изделия не только из дерева, но и всякие плетёные - из лыка, льна, конопли, тростника.

_FqmTXlqzEk (200x150, 21Kb)

Дубильные вещества укрепляли изделие настолько, что, например, канаты и веревки, повышали свою прочность на порядок. ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ)br />

Железные кованые ножи с костяными рукоятками. Неревский конец, Новгород. XII – XIII вв. ГИМ.

Железные кованые ножи с костяными рукоятками. Неревский конец, Новгород. XII – XIII вв. ГИМ.

Основным же материалом на Руси было дерево. Из него стро­или дома, оборонительные стены, мосты; его применяли при изготовлении средств передвижения (сани, волокуши, лыжи, лодки и суда), многочисленных бытовых вещей, начиная от мебели и кончая столовой посудой и предме­тами туалета. Мастерам были хорошо известны особенности разных древесных пород. Так, на строительные нужды упо­треблялись в основном хвойные, на производство предметов быта шли лиственные. Иногда работали с привозной древе­синой: двусторонние гребни делались из самшита, для ико­нок использовали дорогой кипарис.

Инструмент для обработки древесины был разнообразным и в большинстве своём в ходу до сих пор. Правда, глав­ным был топор. Им рубили брёвна и кололи доски. Брёвна никогда не опиливали, так как пила нарушает структуру дерева, и оно быстрее гниёт. Дома и церкви покрывали леме­хом — русской черепицей, сделанной чаще всего из сосно­вой коры. Пила, всевозможные резцы, токарный станок использовались при выполнения мелких бытовых предметов. Многие из них украшалась резьбой: детали домов (налич­ники, карнизы, балясины), мебель, посуда, гребни, ложки, рукояти ножей, копылы саней, доски кораблей и уключины для вёсел. Иногда дерево покрывали краской, но она плохо сохраняется. Вырезали и мелкие, но весьма выразительные фигурки человекоподобных существ и животных.

Декор, использовавшийся в резьбе по дереву, чаще всего пред­ставлял собой циркульный, спиралевидный и волютообразный орнамент. Таким же орнаментом украшали изделия из кости. Не исключено, что резчики умели работать с обоими видами материалов. Но хорошо известны и изображения мифологических существ (драконы, русалки), скульптурные головки хищных птиц, выполненные очень живо. Многочис­ленные находки деревянных и костяных орнаментированных бытовых предметов дают представление о художественной культуре средневековых русских городов, которая, вливаясь в русло архитектуры и живописи того времени, создавала яркий образ Руси домонгольской эпохи.

Конечно, люди не только работали, но и развлекались. В древних городах найдены музыкальные инструменты (гусли, гудки, варганы, трещотки), многочисленные костяные шашки, шахматные фигурки из кости и дерева, игральные кости, бабки и кожаные мячи, костяные коньки. Известны также детские игрушки из дерева и глины: куклы, коники, мечи, кинжалы, луки и стрелы, свистульки, фигурки животных.

как-состарить-дерево

Всем привет! Чтобы придать деревянным элементам особый шарм, их можно видоизменить. Сегодня расскажу, как состарить дерево, и что для этого потребуется.

Способы не сложные. Их можно применить своими руками в домашних условиях. Плюс есть множество наглядных видео, где показаны разные методы и техники.

Искусственно состаренное дерево подходит для решений в стиле лофт, прованс, скандинавских направлений и пр. Текстура становится необычной. Плюс ряд методов придают материалу дополнительную прочность и стойкость к разным воздействиям.

Можно добиться состаривания с сохранением природного цвета, либо создать иной оттенок. Если есть ненужная доска, потренируйтесь на ней. Фанеру тоже некоторые используют. Но эффект обработки в сравнении с натуральной древесиной будет разным.

как состарить

Актуальные методы

Рассмотрим 10 вариантов того, как состарить дерево.

Постараюсь пройтись по каждому пункту коротко, но чтобы были понятными все этапы и действия.

Состарить дерево можно с помощью:

  • воска;
  • морилки;
  • браширования;
  • метода прованс;
  • сухих кистей;
  • полоскания;
  • уксуса;
  • соды;
  • огня;
  • метода патинирования.

Если готовы, мы начнем.

Сами решайте, что будете обрабатывать. Это может быть стол, двери, оконные рамы, фасадные элементы, а также садовые качели или беседка.

Но будет справедливо сказать, что в основном состаривание используют для мебели. Как внутренней, так и садовой.

обжиг

Обжиг

Начнем с обработки обжигом.

Здесь особых подробностей не будет. Все дело в том, что про обжиг дерева уже есть подробный материал на нашем сайте.

Напомню лишь, что суть заключается в использовании паяльной лампы, либо газовой горелки.

Обработка проводится до появления обугленного слоя. А затем зола удаляется. Эффект обжига и состаривания одновременно.

Браширование

Используется только для деревьев с крупноволокнистой структурой. Это дуб, лиственница, ель, венге. А вот тик, береза, вишня, а также ольха не подойдут.

Из расходников потребуется металлическая жесткая щетка, абразивная щетка или наждачка, а также масло или лак.

Процесс выглядит так:

  • смочить дерево водой, чтобы не было пыли;
  • пройтись щеткой из металла вдоль волокон;
  • это позволит убрать мягкие волокна, но не затронуть твердые;
  • щеткой создать рельефность;
  • абразивом зачистить от дефектов и шероховатостей;
  • нанести слой лака, воска или масла;
  • дождаться высыхания.

Чтобы эффект был более впечатляющим, используйте покраску в 2 цвета. Бороздки будут светлее, а рельефные элементы темнее. То есть нижний слой белой краской, а верхний серой, коричневой или черной.

браширование

Патинирование

Метод окрашивания. Потребуется поработать акриловой краской, либо другой. Нужна краска 2 разных тонов на ваш выбор. Также возьмите жесткую губку или мелкозернистую наждачку. На финише все покрывается лаком.

  • обработайте дерево шкуркой, либо болгаркой, если древесина с большими дефектами;
  • нанесите слой краски нужного тона;
  • дождитесь высыхания;
  • нанесите следующий слой, но светлым тоном;
  • подождите, чтобы высохло;
  • верхний слой обработайте жесткой губкой или наждачкой;
  • при обработке добейтесь того, чтобы нижний слой краски выступал.

И в завершении 1-2 слоя лака.

патинирование

С помощью воска можно создать эффект, словно верхний слой краски разрушается.

Для этого нужно взять краску 2-3 цветов, воск, тряпку, лак и наждачку с мелким зерном. В качестве воска подойдет обычная свеча.

Далее приступаем к работе:

  • обработайте материал наждачкой;
  • выберите основной цвет (чаще берут самый темный из 2-3 оттенков);
  • нанесите краску широкими и неровными мазками;
  • дождитесь высыхания;
  • сильно надавливая свечой, натрите те места, где будут эффекты старины;
  • теперь нанесите светлый тон краски;
  • тряпкой протрите участки, где был воск.

В итоге местами краска отпадет. Создастся эффект старого и обшарпанного дерева.

Можно оставить так. Или повторить процедуру с 3 тоном краски.

Под конец, как обычно, прозрачный лак.

воском

Морилкой

Еще вариант, как состарить дерево. Для этого нужна морилка.

Это специальная пропитка, которая обладает защитными свойствами, а также красящими веществами. Можно сделать так, словно дерево состарилось на несколько десятков лет.

Тонировка морилкой может применяться как самостоятельный метод, а также в сочетании с другими техниками.

Вам потребуется набор из:

  • водной морилки;
  • морилки на основе уайт-спирита;
  • мягкой губки;
  • античного воска;
  • грунтовки по дереву.

Античный воск натуральный. В него входит 3 вида воска. А именно минеральный, растительный, а также животный. Отлично подходит для деревообработки. Восстанавливает и защищает.

Работа выполняется так:

  • наносится слой водной морилки;
  • мягкой губкой смывается пропитка, но не трогают края и углы для придания рельефности;
  • покрытие высыхает;
  • наносится слой морилки на растворителе (сохнет минимум 12 часов);
  • далее слой грунтовки, чтобы все трещины заполнились;
  • опять высыхание;
  • кистью наносится слой воска.

Эффект потрясающий. Но это не последний способ, как состарить дерево.

морилкой

Сухая кисть

Простой и недорогой метод. Используется для мебели и деревянных предметов без рельефности.

Из инструментов нужна водная краска, а также жесткая сухая кисть. Даже старая засохшая кисточка сгодится.

Суть в том, чтобы макнуть кисть в небольшое количество краски, а затем начать водить инструментом в разные стороны. Делайте это хаотично. Дождитесь высыхания.

Создается вид, словно материал поцарапать.

Либо можно сделать иначе. Нанести на всю поверхность базовую краску ровным слоем. Затем во второй цвет макнуть кисточку, и хорошо вытереть ее ветошью. Должна стать почти сухой. Затем небрежные мазки по поверхности. Появляется эффект обшарпанности.

кистью сухой

Прованс

Интересный метод. В нем участвует кисть, краска, а также шпатель или скребок.

  • нанести слой краски;
  • пока еще поверхность липкая, скребком или шпателем убрать слой в некоторых местах;
  • после высыхания протрите мягкой тряпкой;
  • отшлифуйте древесину.

Чтобы эффект был естественным, липкий слой лучше убирать в уголках.

Полоскание

Следующий вариант, как состарить дерево. Полоскание — это простой, но эффективный метод.

Из расходников нужно взять кисточки, краску, воду и тряпки.

Смысл вот в чем:

  • покрасить дерево в подходящей цвет;
  • не ждать полного высыхания;
  • смочить тряпку в воде;
  • удалить часть слоя;
  • дождаться высыхания.

Уксус

Далее будем состаривать химическим способом. Потребуется уксусный раствор, а также металлическая вата. Как вариант, просто измельчите металлическую губку.

Полезный совет. Перед обработкой уксусом, натрите дерево крепким черным чаем. За счет реакции с уксусом получается изумительный результат.

А как состарить дерево? По такому алгоритму:

  • надеть перчатки и накрошить вату;
  • залить ее уксусом;
  • через несколько минут раствор потемнеет;
  • через несколько часов можно использовать;
  • смочить чаем и подождать высыхания;
  • распределить уксусно-ватный раствор.

Процедуру с уксусом можно повторить еще 2-3 раза, чтобы создать более насыщенный тон. После полного высыхания обработайте лаком.

уксусом

Работать предстоит пищевой содой. Важно заметить, что обработка содой подходит для твердых пород темного цвета. Такая древесина содержит в себе много танинов.

Сода будет вытягивать танины и осветлять поверхность. Так появляется эффект состаривания.

Обработку древесины проводить не нужно. Если был слой лака или краски, их следует снять.

В работе используется вода, сода, кисти, тряпки и металлические щетки.

Суть метода в следующем:

  • высыпать соду, и залить равным количеством воды для получения густой массы;
  • кистью нанести на дерево толстый слой раствора;
  • оставить на солнце сохнуть минимум 6 часов;
  • щеткой удалить остатки раствора, при этом сильно надавливая на инструмент;
  • влажной чистой тряпкой протереть поверхность.

После высыхания увидите результат. Если не устраивает, то повторите еще 2-3 раза.

содой состаривание

Вместо итогов

Есть множество способов того, как состарить дерево. Выбирайте тот, который нравится больше.

То, что получается на фото, не всегда соответствует реальной практике состаривания.

Потому лучше провести несколько пробных обработок. Так вы будете видеть эффект.

Приходилось ли состаривать дерево? Какой метод использовали? Насколько получилось? Что посоветуете новичкам?

А у меня все. Спасибо за внимание!

Подписываемся, оставляем комментарии, задаем вопросы, а также рассказываем о проекте друзьям!

Читайте также: