Обработка дерева у башкир

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

В зеленых реках Башкортостана отражаются густые липы, высокие
вязы и родственные им ильмы. Башкирские народные мастера
использовали их древесину не только для строительства жилищ и орудий
труда, они умели и умеют угадывать какая в стволе дерева таится
красота. Из березового капа вещи получаются золотистыми - коробки для
хранения чая, вбирающие в себя его аромат, табачные трубки,
игольницы, сосуды для национальных напитков. Из вяза и ильма посуда
получается темного цвета с узором волнистым, напоминающем далекие
горы и караванный путь. Сочетая темный вяз и светлый капо-корень,
башкирские умельцы вырезают шахматные доски и фигуры. А еще они
владеют той же технологией росписи по дереву, что и их поволжские
соседи, хохломские мастера. Только башкирская роспись узнается по ее
орнаменту - она строится на соединениях геометрических элементов,
традиционных для башкирского народного искусства, - и излюбленных
сочетаниях цветов.

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое
место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и
древесных материалов.

Изделия из дерева широко использовались в быту башкир. Такие его
свойства, как плохая теплопроводность, легкость обработки,
доступность, позволяли делать из него широкий круг предметов — от
ложек, ковшей, до прялок, хомутов, сёдел и др. Изделия украшались
тотемным знаком башкир в виде кольца с вырезанной фигуркой
животного, резьбой и др.

Сайт Школьная Мастерская

Резьба по дереву

Трудно представить сельскую жизнь без использования дерева. Издавна в скотоводческо-земледельческом быту башкир наряду с животноводческим сырьем и металлами древесина находила применение. Древесные материалы шли на строительство жилищ и подсобных помещений, на производство орудий труда, утвари, средств передвижения, посуды Изготавливались вещи практического назначения. Вместе с тем многие из них (лодки-долбленки, сложного устройства луки, ткацкие челноки, кумысная и трапезная посуда) по завершенности силуэта, продуманности конструкции, тщательности отделки представляли собой подлинные произведения искусства. Присущее человеку чувство слаженности, гармонии, стремление к образности, выразительности сказывалось во всем, что создавалось руками подлинных мастеров. Совершенная форма изделий отрабатывалась творческим опытом десятков поколений.

Художественная обработка дерева - одна из традиционных форм народного искусства башкир - в поле зрения исследователей попала поздно. До XIX века ни в научной, ни в публицистической литературе не было определенных сведений о резьбе по дереву у башкир. И только с XIX века участники экспедиций, изучающие башкирские племена начали привозить различную резную посуду, седла, луки, гребни, лотки и другие.

С давних времен изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жиз­ни: дома, мебель, посуда, игрушки, мосты, сани, телеги, лодки и многое другое. Резьба явилась одним из самых ранних способов украшений из древесины.

Ремёсла (һөнәр), традиц. занятия, основанные на ручном способе произ-ва. У башкир виды и характерные особенности Р. были обусловлены природно-климатич. особенностями Башкортостана, традиц. формами хозяйства (бортничество, земледелие, скотоводство и др.), бытовым укладом, ист.-культ. традициями и обычаями.

К муж. Р. относились изготовление традиционных средств передвижения, разл. хоз. и бытовых предметов с использованием древесного сырья, плетение из лыка. Мастера по обработке металлов занимались произ-вом предметов вооружения, земледельческих орудий труда, охотничьего и рыболовного инвентаря (см. Охота, Рыболовство), домашней утвари и др. Среди башкир имелись опытные мастера по обработке железа (тимерсе), серебра (көмөшсө) и др.; были известны разл. способы плавки, ковки, литья, при ювелирной обработке металла применялись серебрение, чернение, чеканка, насечка, гравировка и др. (см. Металл художественный). Использовали в осн. местное сырьё (см. Прииски и рудники), ювелирные изделия изготавливали также из старинных серебр. монет (см. Деньги). Ведение хозяйства, основу к-рого составляло кочевое скотоводство (см. Кочевничество), способствовало широкому распространению кожевенного дела: применялись разл. способы обработки и декорирования кожи (см. Кожа художественная), выделки мехов, изготовления кожаной утвари, предметов конского снаряжения. Мастера по обработке камня в осн. занимались произ-вом жерновов, молотильных камней (см. Мельница).

Жен. Р. являлись вязание, ковроделие, кошмоделие, сукноделие, ткачество, изготовление предметов костюма башкирского, украшений традиционных, головных уборов (кашмау, тюбетейки), обуви (ката, сарык, ситек) и др. Особым видом Р. было оформление свадебных костюмов. Изделия украшали аппликацией, вышивкой, орнаментом, лоскутной мозаикой.

В соотв. с особенностями х-ва разл. этнографических групп башкир в юж. и юго-вост. районах Башкортостана наиб. распространение получили Р. по обработке кожи, изготовлению войлока художественного, тканых изделий из шерсти, в т.ч. шалей, паласов на основе лоскутной мозаики, сукноделие, ковроделие; у зауральских башкир — берестяной утвари и изделий из кожи и шерсти; в горных — деревянной утвари, орнаментир. паласов и войлоков, металлообработка; в сев. — плетение из лыка, коры, мочала, деревообработка, вязание, вышивка, узорное ткачество; у иргизо-камеликских башкир — тамбурная вышивка, вязание, изготовление орнаментир. ковров.

Со снижением объёмов скотоводства и введением запрета башкирам заниматься кузнечным делом и произ-вом изделий из металла (см. Указы от 11 февраля 1736) значение нек-рых видов Р. в х-ве башкир начинает уменьшаться. Развитие промышленности ускорило этот процесс, изделия ремесл. произ-ва постепенно вытеснялись фабрично-заводской продукцией. В конце 19 — нач. 20 вв. появляются бондарное, токарное, столярное и др. Р., на основе нек-рых из них впоследствии развилось кустарное производство.

В кон. 50-х гг. 20 в. в Башкортостане возобновляется проведение нац. праздников (сабантуй, каргатуй и др.), что способствовало возрождению в сел. местности ковроделия, сукноделия, ткачества, пуховязания, изготовления разл. утвари для использования в праздничных ритуалах. Со 2-й пол. 20 в. создаются пр-тия худ. промыслов и худ. мастерские (см. Декоративно-прикладное искусство).



История

Состояние

Нарядно и празднично выглядят художественные изделия с росписью по дереву, выполненные из особого природного материала – липы. Продолжая традиции башкирских мастеров, художники расписывают по дереву шкатулки, футляры, посуду, мебель и многое другое.

Лаковая живопись используется в оформлении предметов сувенирно-подарочного назначения: шкатулок, панно, тарелок. В основу используемых сюжетов положены народные предания, сказки и национальные традиции башкирского народа. Художники умело сочетают тончайший золотистый орнамент с изысканно-прозрачной вязью рисунка, создавая настоящие шедевры.

Яркая, многообразная вышивка – тамбур, гладь, ажурное ришелье - используется в изделиях из хлопка и льна: скатертей, салфеток, полотенец, постельного белья. Также художественная вышивка применяется в украшении элементов одежды: костюмов, головных уборов, различных аксессуаров. Вышивка придает изделиям оригинальность, индивидуальность и особый неповторимый шарм.

Знаменитое и древнейшее мастерство – ручное ткачество. Ткачество – чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс, в результате которого рождаются долговечные и ценные изделия. Для изготовления ковров используют хлопчатобумажную, шерстяную и полушерстяную пряжу. Башкирские мастера создают изделия, пронизанные теплом натуральных нитей, душевностью и глубиной традиций предков: ковры, домашний текстиль, подушки и многое другое.

Впечатления

Читайте также: