Немудрено дерево срубить а мудрено лес вырастить

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Викторина проходит в форме игры по разным станциям. На каждой станции ребята выполняют задания различной сложности и направленности. Все задания направлены на повторение материала по окружающему миру (растения, животные, насекомые и другое)

Оценить 53 0

Внеклассное мероприятие

Экологическая игра викторина

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

– Каждая команда по очереди внимательно слушает свой вопрос.(по 3 вопроса по очереди. Если не отвечают, то отвечают другие команды и балл присуждается им. За каждый правильный ответ 1 очко)

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Самое сладкое дерево (липа)

Разноцветные грибы (сыроежки)

Название какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)

Дерево - символ нашей Родины (береза)

Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА.(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).1 очко за каждое правильное слово


Ведущий.Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки).

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Самая большая хищная рыба (акула)

Какая птица выводит птенцов зимой?

Животное, которое носит своего детеныша в сумке (кенгуру)

Что случается с пчелой, когда она ужалит (погибает)

Хищная большая полосатая кошка (тигр)

Кто спит вниз головой (летучая мышь)

Тело рыбы покрыто …(чешуей)

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка)

Самое крупное млекопитающее животное (кит)

Какая самая большая птица в мире (страус)

Тело птиц покрыто…(перьями)

Самый быстрый зверь (гепард)

Когда еж не колется (когда только родиться)

Птица размером с пчелу (колибри)

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

Очень дружные ребята
У пенька живут. (Опята).

Где хвоинок многовато,
Поджидают нас. (Маслята).

Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …(волнушки)

Золотистые . -
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.(лисички)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)

Смотрит свысока –
ручки в бока.
Красива и важна –
да никому не нужна.(поганка)

Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным…
(сморчок)

Этот гриб почти домашний,
Он растет в подвале нашем,
Вкусный из него бульон,
Это белый … ( шампиньон)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный. (груздь)

Если кто-то сверху топнет,
Этот гриб со вздохом лопнет,
Задымится в тот же миг.
Значит, это… (дождевик)

И зимой нам пригодится,
Вырастает он в теплице.
Не грибок, а неженка,
Это наша…
(Вешенка)

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

– Вспомните правила друзей природы ? (записывают правила, потом зачитывают их)).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

А вот этот тест поможет вам узнать какие вы Знатоки природы!

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл);

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов).

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормлю птенца (3 балла);,

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов);

в) буду наблюдать издали (1 балл).

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов);

б) не пойду (1 балл).

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

а) взял(а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 балл);

б) отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов);

в) закопал(а) бы в землю (3 балла).

5. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?

а) почти все знаю (3 балла);

б) кое-что знаю, но хотел(а) бы знать больше (1 балл);

в) охранять природу должны ученые, а не я (5 баллов).

А теперь - итоги теста. Сложите очки вместе. По сумме определите, к какой из трех групп юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если результат не понравится. Лучше задумайтесь.

Группа № 1 - те, кто набрал от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете ее охранять. Но главное - не останавливайтесь, стремитесь узнать побольше.

Группа №2 - те, кто набрал от 12 до 18 баллов. Вы, безусловно, кое-что знаете о природе и хотели бы ей помочь. Но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми. И вы с вашей огромной энергией сможете принести пользу.

Группа № 3 - те, кто набрал от 19 до 25 баллов. Вы, наверное, любите природу. Это хорошо. Но вы так мало о ней знаете! Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных.

Ведущий:Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от природы, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц. Только тогда Земля останется такой как на ваших рисунках. Давайте же стараться жить так, чтобы природа вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Подведение итогов и награждение детей по номинациям



«Грибок к грибку –

«И у березки слезки текут,

«Не мудрено дерево срубить,

«Срубить дерево – пять минут,

«Покорми птиц зимой,

«Грибок к грибку –

«И у березки слезки текут,

«Не мудрено дерево срубить,

«Срубить дерево – пять минут,

«Покорми птиц зимой,

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормлю птенца

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели

в) буду наблюдать издали

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

а) взял(а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик

б) отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился

в) закопал(а) бы в землю

5. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?

а) почти все знаю

б) кое-что знаю, но хотел(а) бы знать больше

в) охранять природу должны ученые, а не я

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормлю птенца

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели

в) буду наблюдать издали

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

Любовь к природе и живым существам можно сравнить с лакмусовой бумажкой: она безошибочно покажет, какое сердце у человека — живет в нем добро или зло. Доброта — великая сила, без доброты нет человека. А жестокость рождается очень легко. И особенно легко отравить ею душу человека, когда он мал и еще не успел ничего испытать в жизни.

Вот почему так важно на уроках в школе изучать пословицы о любви к природе и бережном отношении к ней, о защите окружающей среды. Таких пословиц и поговорок в копилке народной мудрости не так много, потому что в прежние времена быт людей был гораздо теснее связан с природой, чем сейчас. Крестьяне, колхозники работали в поле, добывали пропитание в лесу, в водоемах. Но во все времена важно одно: природу надо ценить и беречь. Природа — наш дом.


Пословицы о защите природы

Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.

Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.
Вся природа красуется весною.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро сеять — добро и пожинать.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
Не деньги богатство — бережливость да разум.
И к худу и к добру приучают смолоду.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
Каков сад, таковы и яблоки.
Сад красен оградой, а лоза — виноградом.
У хорошего садовода хороший сад.
Хорош садовник — крупен крыжовник.
Не красна жизнь днями, а красна делами.
Иной живет — только хлеб жует, спит — небо коптит.
Живи смирнее, так всем будет милее.
Жесток нрав не будет прав.
Доброе дело без награды не останется.
Про доброе дело ласточка пела.
Доброе дело – и словно солнышко пригрело.
Что посеешь, то и пожнешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Доброе семя — добрый и всход.
Защитная лесная полоса – наша гордость и краса.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Бережёного Бог бережёт.
Бережливость – лучшее богатство.
Беречь, как зеницу ока.
Природную красоту мылом не смоешь.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Своя земля и в горсти мила.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Рощи да леса — всему краю краса.
Зелёная ограда — живая отрада.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.
Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
В сосновом лесу — молиться, в берёзовом — веселиться.

Береги природу! Пословицы

Пословицы о том, что необходимо беречь природу:

Безо времени лес губить – не из чего будет избу срубить.

Возле леса жить — голодному не быть.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
Лес по дереву не плачет, а по поросли сохнет.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Не все стриги, что растет.
Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
Одна искра целый лес сжигает.
Растение — земли украшение.
Сгубить легко, да душе каково?
Скажешь — не воротишь; напишешь — не сотрёшь; отрубишь — не приставишь.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубили деревья — прощай птицы.
Срубленное дерево вновь не вырастет.
Так тебе и заплакал лес по топорищу.
Аист на крыше — мир в доме.
Бор свели, а соловушка по гнезду плачет.
Был бы лес, а соловьи прилетят.
Гнездо разорять — себя убивать.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.
Срубили кусты — прощай, птицы.
Умей охотится, умей и о дичи заботиться.
Волга — всем рекам мать.

Земля кормит людей…

Земля кормит людей, как мать детей.

Родная земля – колыбель, чужая – дырявое корыто.
Родная земля лучше чужбины, полной серебра и золота.
Родной куст и зайцу дорог.
Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет.
Без хозяина земля — круглая сирота.
Земля ласку любит.
Землю потом поливай, землю грудью защищай.
Матушка-земля — кормилица твоя.
Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.
Земля врагу — могила, а нам — защита.
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
Земля — кормилица, а и та есть просит.
Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Земелька черная, а белый хлеб родит.
Земля заботу любит.
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Землю не обижай — овес сажай.
Землю уважай, она дает урожай.
Цветы что дети, уход любят.
Где цветок, там и медок.

Пословицы о любви к природе

С родной земли — умри, не сходи.

Своя земля и в горсти мила.
Нашему народу Родина всего дороже.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Всякая птица свое гнездо любит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Каждому свой край сладок.
На родной сторонке и камешек знаком.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родной край – сердцу рай.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Без любви к человеку нет любви к Родине.
Береги землю любимую, как мать, родимую.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
Только тому почёт будет, кто родину не словом, а делом любит.
Где сосна взросла, там она и красна.
Родина любимая – мать, родимая.
И полынь на своем корню растет.
И собака свою сторону знает.
Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Землю уважай, она дает урожай.
Волга — всем рекам мать.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль".

Цели:

· продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

· познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;

· произвести анализ произведения.

Задачи:

Познавательные:

· продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

· продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие:

· развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас;

· развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

· воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: презентация, портрет С. В. Михалкова, книги С. В. Михалкова , учебник.

I . Орг. момент. 1 слайд

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

- Ребята, сегодня на урок к нам в гости пришла ёлочка, на протяжении все урока она будет с нами. А в конце урока мы её с вами нарядим.

II . Работа над развитием речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика.

- Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение "Снежинки".

- Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.

- Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.

Второе упражнение " Ветерок".

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

- Хорошо, выполним речевую разминку - подготовим голос к работе. Наша задача произносить звуки чётко.

2. Речевая разминка.

Ок – ок - ок - падает снежок.

Ип - ип - ип - слышу снега скрип.

Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.

- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

- А теперь прочтите громко и весело.

- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

III .Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:

- Что у вас получилось? (Михалков.)

- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:

- Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.

Какие задачи мы перед собой поставим, когда знакомимся с новым произведением?

- Познакомимся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль"

- Будем учиться безошибочно, выразительно читать.

- Будем отвечать на вопросы и находить ответы в тексте.

- Будем думать, делать выводы, анализировать.

IV . Работа над темой урока

1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.

5 слайд

- А сейчас Витя нам расскажет немного о жизни С.В. Михалкова.

С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.

В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.

С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.

Его книги мы знаем и любим с самого детства.

- Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?

2. Игра "Угадай-ка".

1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
("А что у вас?")

2. Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".)

3. Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк? ("Три поросёнка)".)

Первичное восприятие

4 . Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль".

- Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно "Новогодняя быль". Как вы думаете о чём пойдет речь в произведении? Когда будет происходить события ?

Работа со словарём

- Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”

- Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.

- У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Во время первого чтения постарайтесь понять, о чём эта быль, представить себя среди героев, стать участником событий. Кто главные герои? К какому жанру относится это произведение?

Проверка качества первичного восприятия.

- К какому жанру относится это произведение? (сказка-быль: рассказ о происшествии, случаи имевшим место в действительности.) Почему? (волшебство, добро побеждает зло)

- Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

- Что вам понравилось в этой истории?

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

- Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.

- Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

Физкультминутка "Елочки-пенечки". 6 слайд

V . Закрепление изученного.

1.Чтение "Про себя".

Прочитайте трудные слова – по слогам, плавно, затем – целыми словами (хором).


8 слайд. Когда будете читать, обратите внимание, в тексте будут встречаться незнакомые слова.

Копошились
В беспокойстве
Сознание

Текст читают дети про себя.

- Как вы думаете, что они обозначают?
(Дети быстро отыскивают их в тексте и читают предложение)

Копошились – возиться с чем-нибудь. (с. 203)
В беспокойстве – лишённая спокойствия.(с. 204)
Сознание – ясное понимание чего-нибудь. (с. 206)

Выборочное чтение , анализ произведения.


- Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)

- Чувствовала ли себя Ёлочка одинокой? Докажите словами из текста. С.203

- Что же заставило Елочку забеспокоиться?

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Куда, недолго думая, села Сорока?

- Дотроньтесь до своей макушки.

- Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки. Чтение ёлочка Киртянова, сорока Назаров Д.

- Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку? (ёлочка - добрая, тихая, вежливая, доверчивая; сорока - болтливая, назойливая)

- Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой? Прочитайте. С.204

- Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? (до тридцать первого декабря)

- Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте. С.206

- Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста: “Он даже не заметил,…”.

- Что вы можете сказать об этом леснике? (добрый)

- Что увидела ёлочка, когда очнулась? Прочитайте. С.206

- Какие чувства испытала Ёлочка?

- Какой подарок лесничий сделал Елочке? (игрушки, жизнь – самый лучший подарок)

- Кто радовался вместе с Ёлочкой?

Работа над содержанием в группах.

- Берись дружно – не будет грузно. Следуя этой пословице, трудную работу сделаем дружно, в группах.

Расположить события по порядку.

Росла ёлочка.

Ёлочка не чувствовала себя одинокой.
Прилетела незнакомая сорока.
Ёлочка потеряла сознание.
На ветвях висели цветные стеклянные шары.
Каждый Новый год она вспоминает своё детство.

На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?


1. Добро помни, а зло забывай.

2. Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить. ( Срубить дерево секунда, вырастить потребуются года, много усилий, чтобы дерево не погибло).
3. Мороз не велик, да стоять не велит.

Давайте представим, что вы оказались в заповеднике. Какой знак вы бы нарисовали для тех, кто хочет рубить в нём деревья. Нарисуйте эти знаки и покажите.

- Ребята, что мы получили? (план нашей сказки)

- Когда он нам пригодится? (когда будем пересказывать)

- Пересказ по этому плану вы подготовите дома. (1 группа попробует пересказать от лица ёлочки)

- Ребята, знаете ли вы, что история, с которой мы сегодня познакомились, была написана С.Михалковым ещё и в стихах. Послушайте её. (Читает Тимофеев И., Горбунов А.

В снегу стояла ёлочка –

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Горят в её ветвях.

Какой нарядный вид!

При этом без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка.

Кто спас, кто разодел её?

- Какой вариант истории вам больше понравился?

- Ребята, а суть в этой истории одна, определит нам её 2 группа пословицей.

Защита 2 группа

- 9 слайд. Человек, который делает добрые дела, чувствует себя счастливым

“Спешите делать добрые дела”.

- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице. Читают: Радченко В., Назаров Д., Киртянова А.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

И. Токмакова. Живи, ёлочка!

Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!

Маша Толстолыткина

Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных.

Защита 3 группы

- Хорошие слова сказал М.Пришвин об охране природы. Послушайте их и постарайтесь закончить их. «Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные забавные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу, значит охранять…(Родину). Охраняя наши леса, мы охраняем Родину. 10 слайд.

Какие задачи мы перед собой ставили в начале урока?

- Познакомились с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль"

- Учились безошибочно, выразительно читать.

- Отвечали на вопросы и находили ответы в тексте.

- Ребята, а сейчас давайте украсим нашу ёлочку..

Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте на ёлку бантик.

Безо медли лес гробить не из чего будет избу срубить.
Возле леса жить - голодному не быть.
Дуб и граб от малого топора падают.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Искру туши до пожара, отведи неудачу до удара.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
Лес по дереву не плачет, а по поросли высыхает.
Много леса - не губи, малюсенько леса - береги, нет леса - посади.
Мужчина сосну рубит, а по грибам щепа лупит.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Не все стриги, что вырастает.
Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Один человек оставляет в лесу след, сто человек тропу, тыща пустыню.
Одна искра целый лес сжигает.
Растение - земли украшение.
Сгубить просто, да душе каково?
Скажешь не воротишь; напишешь не сотрёшь; отрубишь не приставишь.
Срубить дерево 5 минут, вырастить 100 лет.
Так для тебя и заплакал лес по топорищу.

Лес по дереву не вопит, а по поросли высыхает.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
Срубить дерево пять минут, вырастить сто лет.
Мужчина сосну рубит, а по грибам щепа лупит.
Бор свели, а соловушка по гнезду вопит.
Так для тебя и зарыдал лес по топорищу.
Дуб и граб от малого топора падают.
Не сложно срубить, мудрено вырастить.
Один человек оставляет в лесу след, 100 человек тропу, тысяча пустыню.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Одна искра целый лес спаливает.
Безо медли лес губить не из чего будет избу срубить.
Умей охотится, умей и о дичи беспокоиться.
Не плюй в колодец, понадобится воды напиться.

Проблема

Природа в жизни человека

Отношение автора к проблеме

Человек не может существовать без природы. Природа даёт ему всё необходимое для жизни: воздух, воду, пищу. К сожалению, люди всё чаще стали об этом забывать, заняв позицию потребителя. Они ради собственного блага уничтожают окружающую природу, позабыв, что именно она даёт им возможность жить. Ранее человек думал, что природные ресурсы неисчерпаемые и их можно брать, сколько душе угодно, но это оказалось не так. Самая главная задача человечества – заботиться о своём доме, сохранить окружающий мир в пригодном для жизни состоянии.

Аргументы

  1. Несмотря на технический и промышленный прогресс человек над природой не властен.
  2. Человек не способен остановить естественные процессы в земной коре, провоцирующие землетрясения и цунами, разрушающие города.
  3. Ярким примером пренебрежительного отношения человечества к природе является глобальное потепление.
  4. Вырубка лесов провоцирует загрязнение атмосфера и насыщение воздуха углекислым газом.
  5. Чем больше человек воздействует на природу, тем активнее она ему отвечает.
  6. В античной философии человек не противопоставлялся природе, а был с ней одним целым.
  7. Смотреть на природу нужно не с позиции потребителя, а с точки зрения благодарного партнёра.
  8. Люди огораживают себя от природы бетонными и кирпичными зданиями, машинами и электроникой.
  9. Для того чтобы дышать чистым воздухом, пить свежую воду и есть экологически чистые продукты, необходимо приложить усилия к сохранению окружающей среды.
  10. Природа живая, она требует заботы и любви.

Красивая, натуральная, дивная, суровая, богатая, щедрая, безмолвная, бесподобная, истинная, искусственная, могучая, равнодушная, бесхитростная, изумительная, потрясающая, прелестная, замечательная, нерукотворная, рукотворная, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, сибирская, нетронутая, девственная, райская, земная, цветущая, благодатная, первобытная, современная, символическая, женственная, безжалостная, экзотическая, символическая, чувственная, величественная, электромагнитная, органическая, неорганическая, всемогущая, щедрая, нерукотворная, нетронутая, задумчивая, девственная, изумительная, безликая, родная, экзотическая, восхитительная, великолепная, чарующая, неземная, всепобеждающая, изнурённая, обновлённая, благодарная, завораживающая, таинственная, послушная, дикая, уникальная, неживая, двойственная, окружающая, первозданная, сокровенная, первобытная, величественная, благодатная, естественная, весенняя, неповторимая, бессмертная.

Авторитетный, благородный, выдающийся, героический, исключительный, исторический, колоритный, независимый, неповторимый, обаятельный, одаренный, оригинальный, привлекательный, самобытный, светлый, свободолюбивы , творческий, яркий, бесстыдный, гнусный, криминальный, мерзкий, непривлекательный, низменный, ничтожный, омерзительный, отвратительный, подозрительный, подлый, преступный, притворный, противный, скользкий, сомнительный, темный, честолюбивый, эксцентрический, активный, беспокойная, бесстрашный, богатый, бодрый, боевой, взбалмошный, властный, властолюбивый, волевой, восприимчивый, впечатлительный, гибкий, глубокий, горячий, деспотичный, жизнерадостный, загадочный, запутанный, исключительный, крепкий, могучий, мощный, мужественны, настойчивый, независимый, неистовый, необузданный, непонятный, несгибаемый, неугомонный, неукротимый, неуравновешенный, неутомимый, общительный, одаренный, оптимистический, отзывчивый, разносторонний, редкий, решительный, русский, самостоятельный, свободный, сдержанный, славянский, сильный, сложный, смелый, стойкий, страстный, сумасбродный, твердый, темпераментный, требовательный, упрямый, чувствительный, экстравагантный, эмоциональный, энергичный, безвольный, гнилой, замкнутый, инертный, ленивый, малодушный, мечтательный, мягкий, необщительный, неэмоциональный, мелочный, неиспорченный, нечестный, низменный, отзывчивый, открытый, первобытный, подлый, простосердечный, прямой, прямолинейный, святой, себялюбивый, склочный, тщеславный, черствый, честный, гениальный, избранный, изысканный, изящный, одаренный.

Мир, первооснова, сущность, свойство, натура, окружающая среда.

Особа, индивидуум, фигура, субъект, лицо, создание, мужчина, женщина, особь, личность, существо, лицо, персона, вид, индивид.

Примеры из художественной литературы

  1. Природа в творчестве Ф.И. Тютчева.

Ф.И. Тютчев – это русский поэт, который воспевал в своей поэзии образ природы, как живое существо, наделённое чувствами и человеческими качествами. Единство природы и человека прослеживается во всём его творчестве. Природа, изображённая в лирике Тютчева, разносторонняя и многогранная, она находится в постоянном движении и смене явлений. Таким образом, автор показывает процесс, присущий всему живому и самому течению жизни. Фёдору Ивановичу удаётся описать все картины природы простыми словами.

Одной из самых главных тем описания природы в лирике Тютчева является тема ночи. Ночь пронизана философским смыслом, в это время суток становится возможным проникнуть в тайные уголки человеческой сущности. Ночная природа обладает необыкновенной красотой и величественностью, она наполнена загадками и тайнами, непостижимыми разуму человека. Ф.И. Тютчев пытался познать истину бытия, и в своих стихотворениях хотел передать личные размышления, для того чтобы люди отвлеклись от земных забот, и задумались о чём-то более важном, духовном. Насущные проблемы, затмевающие человеческий взор, для поэта представляются второстепенными и совершенно бессмысленными. Больше всего его беспокоит оторванность человека от природы, Тютчев очень тонко чувствует её и умеет подобрать нужные слова для описания природной красоты. Его поэзия возвышенна и неповторима, она призывает к познанию самого себя, природы и невидимой нити, связующей всё в единое целое.

Примеры из жизни

Народная мудрость

Афоризмы

Читайте также: