Не сади дерева корнем кверху смысл

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Лабиринт материального мира сравнивается здесь с баньяновым деревом. Тот, кто поглощен кармической деятельностью, может вечно странствовать по его ветвям, перебираясь с одной на другую, затем на третью и т.д. Дерево материального мира поистине бесконечно, и тот, кто привязан к нему, лишен возможности обрести освобождение. Ведические гимны, помогающие живому существу возвыситься, называют листьями этого дерева. Корни этого дерева растут вверх, ибо их начало на планете Брахмы, высшей планете материальной вселенной. Тот, кто постиг это вечное дерево иллюзии, получает возможность покинуть его.

Этот метод, который поможет нам выбраться из лабиринта материальной жизни, нужно хорошо понять. В предшествующих главах говорилось, что есть много путей, ведущих к освобождению. Но все главы вплоть до тринадцатой убеждали нас в том, что самым лучшим из них является преданное служение Верховному Господу. В основе преданного служения лежат отрешенность от материальной деятельности и привязанность к трансцендентному служению Господу. Процесс избавления от привязанности к материальному миру описан в начале данной главы. Корень дерева материальной жизни находится наверху. Это значит, что он берет начало в совокупной материальной энергии (прадхане) и оттуда спускается на высшую планету материальной вселенной. С этой планеты начинается вся вселенная с ее многочисленными ответвлениями, какими являются различные планетные системы. Плоды, растущие на дереве материальной жизни, - это результаты деятельности живых существ, а именно религиозность, экономическое процветание, чувственные наслаждения и освобождение.

В материальном мире мы не видели дерева, растущего корнями вверх, а ветвями вниз, и тем не менее такие деревья существуют. Их можно увидеть на берегу водоема. Растущие там деревья отражаются в воде, и ветви их кажутся устремленными вниз, а корни - вверх. Иными словами, дерево материального мира - это не более чем отражение настоящего дерева, дерева духовного мира. Дерево духовного мира отражается в воде желания так же, как дерево на берегу водоема отражается на поверхности воды. Желание - это изначальная причина всего, что мы видим здесь в свете материального бытия, который отражает духовный свет. Тот, кто хочет вырваться из плена материального существования, должен очень тщательно, систематически изучить природу дерева этого мира. Только тогда ему удастся порвать с ним все связи.

ТЕКСТ 2

адхаш чордхвам прасритас тасйа шакха
гуна-правриддха вишайа-правалах
адхаш ча муланй анусантатани
карманубандхини манушйа-локе

адхах - вниз; ча - и; урдхвам - вверх; прасритах - простирающиеся; тасйа - его; шакхах - ветви; гуна - гунами материальной природы; правриддхах - питаемые; вишайа - объекты чувств; правалах - побеги; адхах - вниз; ча - и; мулани - корни; анусантатани - распространяющиеся; карма - с деятельностью; анубандхини - связанные; манушйа-локе - в мире людей.

Ветви этого дерева растут вверх и вниз, питаемые тремя гунами материальной природы. Его побеги - это объекты чувств. У этого дерева есть также корни, растущие вниз и связанные с кармической деятельностью в мире людей.

КОММЕНТAРИЙ: В данном стихе Кришна продолжает описывать баньяновое дерево. В его нижней части находятся все живые существа разнообразных видов и форм: люди, животные, лошади, коровы, собаки, кошки и т.д. Все они занимают нижние ветви баньянового дерева, а на его верхних ветвях располагаются живые существа более высокого уровня: полубоги, гандхарвы и многие другие. Как обыкновенное дерево питается водой, так и дерево материальной жизни питают три гуны материальной природы. Можно видеть, как земля из-за недостатка воды превращается в пустыню, и наоборот, напоенная водой, покрывается пышной растительностью. Aналогичным образом, в тех местах, где преобладают определенные гуны природы, появляются соответствующие им виды жизни.

Побеги этого дерева - это объекты чувств. В зависимости от влияния материальных гун живые существа получают различные органы чувств, с помощью которых они могут наслаждаться разнообразными объектами чувств. Концы ветвей баньянового дерева - это органы чувств: уши, нос, глаза и т.д., которые хотят наслаждаться различными объектами чувств. A его побеги - объекты чувств: звук, форма, касание и т.д. Его воздушные корни - это различные проявления привязанности и неприязни, порожденные страданиями и наслаждениями, которые нам довелось испытать. Склонности к благочестивой и греховной деятельности - это вторичные корни, растущие во всех направлениях. Главный корень этого дерева находится на Брахмалоке, а все прочие корни - на планетах, населенных людьми. Насладившись результатами благочестивой деятельности на высших планетах материальной вселенной, живое существо возвращается на Землю и начинает вновь заниматься кармической деятельностью, чтобы снова подняться на высшие планеты. Нашу планету, населенную людьми, называют поэтому полем деятельности.

ТЕКСТЫ 3 - 4

на рупам асйеха татхопалабхйате
нанто на чадир на ча сампратиштха
ашваттхам энам су-вирудха-мулам
асанга-шастрена дридхена чхиттва

татах падам тат паримаргитавйам
йасмин гата на нивартанти бхуйах
там эва чадйам пурушам прападйе
йатах правриттих прасрита пурани

на - не; рупам - форма; асйа - этого (дерева); иха - здесь (в этом мире); татха - также; упалабхйате - воспринимается; на - ни; антах - конец; на - ни; ча - также; адих - начало; на - ни; ча - и; сампратиштха - основание; ашваттхам - дерево баньян; энам - это; су-вирудха - крепко удерживаемые; мулам - то, корни которого; асанга-шастрена - топором отрешенности; дридхена - прочным; чхиттва - срубив; татах - потом; падам - место; тат - то; паримаргитавйам - которое следует найти; йасмин - в которое; гатах - ушедшие; на - не; нивартанти - возвращаются; бхуйах - вновь; там - к Нему; эва - непременно; ча - также; адйам - к изначальному; пурушам - к Личности Бога; прападйе - предаюсь; йатах - от которого; правриттих - начало; прасрита - простирающееся; пурани - древнее.

Истинную форму этого дерева невозможно увидеть в материальном мире. Никто не знает, где его конец, где начало и где основание. Но, вооружившись топором отрешенности, мы должны разом срубить это дерево, пустившее глубокие корни. Затем нужно найти то место, откуда мы уже никогда не вернемся в материальный мир, и предаться Верховному Господу, стоящему у истоков всего сущего с незапамятных времен.

ТЕКСТ 5

нирмана-моха джита-санга-доша
адхйатма-нитйа винивритта-камах
двандваир вимуктах сукха-духкха-самджнаир
гаччхантй амудхах падам авйайам тат

них - без; мана - гордыни; мохах - те, чьи иллюзии; джита - побеждены; санга - общения; дошах - в ком изъяны; адхйатма - в духовном знании; нитйах - те, кто вечно; винивритта - не связаны; камах - те, кто вожделением; двандваих - противоположностями; вимуктах - освобожденные; сукха-духкха - счастьем и горем; самджнаих - теми, что называют; гаччханти - приходит; амудхах - тот, кого нельзя ввести в заблуждение; падам - в обитель; авйайам - вечную; тат - ту.

Тот, кто избавился от гордыни, освободился от иллюзии и порвал все ложные связи, кто познал вечность, покончил с материальным вожделением, кто, свободный от влияния двойственности, остается невозмутимым и в счастье, и в горе и кто знает, как предаться Верховной Личности Бога, достигает этого вечного царства.

КОММЕНТAРИЙ: Здесь очень хорошо описано, как человек постепенно предается Господу. Прежде всего необходимо избавиться от опьяняющего воздействия гордыни. Обусловленная душа, возомнившая себя повелителем материальной природы, гордится собой, поэтому ей очень трудно предаться Верховной Личности Бога. Постигая истинное знание, человек должен понять, что властелином материальной природы является не он, а Верховный Господь. Свобода от иллюзий, порожденных гордыней, - это первое условие, которое необходимо выполнить, чтобы предаться Господу. Тот, кто всегда ожидает почестей в материальном мире, никогда не сможет покориться Верховной Личности. Гордость порождена иллюзией: человек приходит сюда на короткий срок, а затем уходит, но тем не менее по глупости своей он считает себя хозяином мира. Тем самым он только создает ненужные сложности и навлекает на себя бесчисленные беды. Весь мир пребывает в этой иллюзии. Люди считают землю, на которой живут, своей собственностью и, пребывая в этом заблуждении, делят ее между собой. Прежде всего необходимо избавиться от ошибочного представления о том, что этот мир принадлежит людям. Когда человек перестает мнить себя собственником, он разрывает все иллюзорные связи, порожденные привязанностью к семье, окружению и своей стране. Все эти ложные формы общения только привязывают его к материальному миру. Миновав этот этап, человек должен усвоить духовное знание. Ему надлежит понять, чтоџ действительно принадлежит ему, а чтоџ нет. A научившись видеть вещи в истинном свете, он освобождается от влияния материальной двойственности и перестает различать счастье и горе, удовольствие и боль. Так постепенно он обретает совершенное знание и вместе с ним способность предаться Верховной Личности Бога.

ТЕКСТ 6

на тад бхасайате сурйо
на шашанко на паваках
йад гатва на нивартанте
тад дхама парамам мама

на - не; тат - ту; бхасайате - освещает; сурйах - солнце; на - не; шашанках - луна; на - не; паваках - огонь (электричество); йат - в которую; гатва - придя; на - не; нивартанте - возвращаются; тат дхама - та обитель; парамам - высшая; мама - Моя.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

II . Прочитайте пословицы. Понимаете ли вы их смысл? Почему корню придается такое важное значение?

Сначала дерево пускает корни, а потом уже начинает расти вверх.

Начни с корня, доберешься и до вершины.

Корень учения горек, а плод сладок.

От доброго корня добрая и отрасль.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без корня и полынь не растет.

Не сади дерева корнем кверху.

Сосна на корню красна.

Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее :
корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова.

О каких значениях КОРНЯ идёт речь?

Таким образом, дети выходят на два понятия – ботаническое и грамматическое.

III . Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.

Каждой паре предлагаются листы с информацией : словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Словарь С.И. Ожегова

Корен ь – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).
4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.
5. В математике: математический квадратный корень.

Словарь В.И. Даля

Корень –1. Подземная часть всякого растения.
2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.
3.Мой корень – родина.
4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.
5.Математический корень.

  • Подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания воды. Корень лопуха.
  • Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, ногтя. Корень зуба.
  • Начало, источник чего-либо. Корень зла.
  • В математике: число, которое при возведении его в степень, даёт исходное число. Корень из четырёх.
  • В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.

Диагностика (степень личного приращения знаний)

Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

IV . Формулировка темы урока учащимися

Чему будет посвящен урок?

- теме КОРЕНЬ СЛОВА
Является ли эта тема новой?

Создание проблемной ситуации (образовательной задачи):

Работая в парах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов

Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал.

В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)

Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)

Рассмотрим другую группу слов.

Ведьма, ведать, вежливый, разведчик

Беда, победа, бедный

Достаточно ли нам знания лексического значения, для определения родства?

Какая проблема возникает?

Не можем определить родство.


- Каковы же тогда цели нашей работы?


V. Целеполагание. Сформулируйте цели:

Научиться находить корень, определять родственные слова

Зачем нужно уметь находить корень слова?

-Чтобы находить проверочные слова.

Зачем быть грамотным?

VI . Определение корня и однокоренных слов . Актуализация знаний

– Вспомните, какое определение корня вы давали в 5 классе ?

Учащиеся вспоминают, что такое корень, лексическое значение слова.

VII. Тренировочные упражнения на определения корня, подбора однокоренных слов.

А теперь давайте поиграем.

Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ. А ответы мы будем рисовать.

Учащиеся называют слова и рисуют обозначаемые ими предметы на

Снег, снежинка, снеговик, снежок, снегоход, снегурочка, подснежник, снегопад, снегоступы, снегирь.

Работа в парах с раздаточным материалом

Задание . Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор

СЛАЙД 6

На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы.

Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность.

Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову

Почему в этих предложениях очень важно правильно написать корень?

(Потому что иначе изменяется смысл)

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо полечить:
Заставить правила учить.

Как оно связано с нашей темой? За счет чего создаётся смешной (комический) эффект?

VIII. Физкультминутка (здоровьесбережение )

Используя этимологические словари и знания лексического значения слова, установите, являются ли родственными слова :

ведьма – проведал, вежливый, совесть, совет

Учащиеся находят слова в словаре и узнают, что все слова в каждой строке являются родственными.

вода – водяной – водитель - подводник
узнать – узко – узенький – поуже

Ложь – положить – сложу - приложить

Проверка выполненной работы.

X Практическое применение материала.

Прочитайте поздравление, написанное учеником для своей мамы. Обрадуется ли мама такой открытке?

"Радная мама! Некому тебя полоскать. Еще и я подою плохой пример брату. Я хочу, чтобы ты была счастлива, не пережевала за нас, постоянно развевалась. Я стану хорошим, обещаю."

Исправьте ошибки в тексте открытки.

Напишите красивое поздравление для своей мамы, бабушки, сестры, учительницы, в честь праздника 8 марта. Сначала напишите его в тетради, проверьте себя, возможна взаимопроверка.

Ребята подписывают открытки.


ХI. Рефлексия – осознание пройденного пути.

- Ребята скажите, а какие цели мы ставили на сегодняшний урок?

- Научиться правильно, выбирать и обозначать корень слова, чтобы подбирать проверочные слова, которые помогут правильному написанию гласных и согласных в корне.

- Хорошо, а как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

- Да, теперь мы можем различать однокоренные слова и формы одного того же слова.

-А какие виды работы показались вам наиболее интересными и почему?

Рефлексия "Смайлики" Прикрепите смайлик, передающий ваше настроение.

Гнев истребления - острейшая секира, готовая поразить весь мир. Но если секира уже лежит, то почему не рубит? А если не собиралась рубить, то почему лежит? Потому что деревья обладают разумом и могут либо приносить добрый плод, либо нет; чтобы, видя секиру, лежащую у своих корней, они устрашились своего искоренения и дали плод. Ведь хотя дурной человек не исправляется и страхом, но добрый погибнет, если не будет иметь страха. Следовательно, хотя в дурных людях угроза гнева не действует, она отделяет добрых от злых. И заметь, что не говорится, что секира лежит для ветвей, чтобы, когда их отрубят, выросли новые, но для корней, чтобы исторгнуть их окончательно. Почему? Потому что пока этот мир был порочен и весь лежал во зле, он не приходил к концу, грешники карались, но окончательно не были погублены. Это происходило по двум причинам. Во-первых, людям подобало быть в мире, хотя они и были нечестивы, поскольку и сам мир был нечестив. А во-вторых, пока сохранялся мир, была надежда, что, может быть, от рода неправедных родятся праведные. Ныне же, когда этот мир уже идет к концу, а тот святой уже близко, грешники не караются, а обращаются, по двум причинам: во- первых, уже нельзя ждать когда-либо рождения праведных от родов неправедных; а во-вторых, не подобает, чтобы в том святом мире люди были бы не святы, как написано: Ибо святые будут населять землю, а нечестивые изгонятся из нее ( Пс. 37:2 ) .

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10-11 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня

Проповедь слова Евангельского, которое есть меч обоюдоострый, называется секирой согласно слову пророка Иеремии, который сравнивает слово Господне с секирой, разрубающей скалу ( Иер. 46 ) .

я не достоин понести обувь Его

В другом Евангелии говорится: У Которого я недостоин развязать ремень обуви ( Лк. 3:16 ) . – Здесь показывается смирение, там - таинство, потому что Христос есть жених, а Иоанн не заслуживает того, чтобы развязать ремень обуви Жениха, чтобы дом Его не был назван, по закону Моисея и примеру Руфи, домом разутого ( Втор. 25:9-10 ; Руф. 4:7-9 ) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Уже и секира при корне дерев лежит

Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями – каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну.

всякое дерево, хотя бы оно от Авраама происходило, не приносящее доброго плода

Евфимий Зигабен

Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо

Секира – это евангельское отсечение, которое отсекает бесплодных в добродетели и вере иудеев от закона, и, однако, не искореняет. Корень их есть закон, к которому вместо них прививаются уверовавшие, а деревья – израильтяне. Устрашив их тем, что они отпадут от рода Авраама, если не будут внимательны, еще более увеличивает страх. Не только, говорит, вы отпадете от этого рода, но, как неисцелимые, будете скоро отсечены от этой жизни и получите наказание в будущей. Секирой он назвал образно смерть; дровами – людей, корнем – жизнь, а огнем – огонь геенны. Некоторые под корнем разумеют самого Авраама, под деревьями – иудеев, происшедших от него, а под топором – Христа, Который должен их отсечь, как остающихся бесплодными для евангельской веры, а принять уверовавших из язычников. Итак, устрашив их надменность и смягчив их крепкие сердца страхом отпадения от рода Авраама, отсечением огнем, затем с большим достоинством вводит речь о Христе, чтобы они бежали навстречу Ему, когда Он явится.

Еп. Михаил (Лузин)

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Лопухин А.П.

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

( Лк. 3:9 ) . Можно спросить: почему не сказано — при деревьях, а при корнях их? Чтобы сильнее выразить мысль и осуждение. Топор лежит при самом корне, т.е. на поверхности земли близ самого корня. Дерево, срубленное до корня, теряет всю свою жизнеспособность. Под топором можно разуметь всякое орудие, которым срубают деревья. Образ теперь, вместо камней, другой: не вполне сухое дерево, но такое, которое не приносит плода, и притом хорошего.

Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь: букв. и так всякое… дерево срубается и в огонь бросается.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

В Палестине деревья большею частию плодовые (фруктовые). Как деревья вырастил Господь с тем, чтобы они приносили плоды, так и людей создал и возрастил Он для того, чтобы они приносили плоды добродетели. У деревьев есть врожденная Богом сила и способность приносить плоды – иначе Бог и не стал бы требовать от них плодов, и люди имеют способность делать добрые дела – иначе Бог и не обязывал бы нас к добродетели. Деревья, принося плоды, достигают цели своего существования, а не принося их, уклоняются от нее и потому делаются и для других негодными, и сами по себе вялыми и безжизненными; так же и люди. Делая добрые дела, они достигают цели своего бытия, а не делая их или творя только худые дела, они и для Бога делаются негодными плевелами, и сами по себе – вялы и безжизненны по душе и даже по телу, так что никуда не годятся, как только в землю или в огонь.

Дневник. Том I. 1856.

Часто секира при корени самого древа лежит, то есть при сердце моем, и готова посечь меня: часто я чувствую смерть в самом сердце моем – в самом исходище моей жизни, и это при каждом грехе. Возмездие за грех – смерть ( Рим. 6,23 ) прежде в сердце, а потом уже и в теле.

Прп. Агафон Египетский

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Прп. Исидор Пелусиот

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Иоанн, видя бесплодность произволения Иудеев, уподобил их бесплодным деревьям, сказав, что при корени их лежит секира, то есть скорое и решительное отделение, производимое Евангелием, которым всяко древо, еже не творит плода добра, бывает посекаемо, а не вырывается с корнем, потому что оставляется природное свойство корней, то есть закон, и к нему прививается народ новый.

Свт. Иларий Пиктавийский

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Секира, [лежащая] при корнях деревьев, указывает на преимущественное право власти Христа. Посечение и сожжение бесплодных деревьев обозначает истребление пагубного вероломства, которому уготован судный огонь.

Свт. Иоанн Златоуст

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Свт. Кирилл Александрийский

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Свт. Хроматий Аквилейский

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Несомненно, под этой секирой подразумевается сила божественного слова, поскольку Господь говорит через пророка Иеремию: Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? ( Иер. 23:29 ) . Это та секира, которая у самых корней внутренней веры в лесу рода человеческого всегда угрожает суровостью Божьего суда, которая обрекает вечному пламени бесплодные деревья, то есть бесплодных людей, не отягощенных никаким плодом веры.

Троицкие листки

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь


Де́рево (лат. árbor ) (в качестве ботанического термина используется во множественном числе — дере́вья), а также, в более узком смысле деревяни́стые или древесные расте́ния — одна из главных и самых крупных жизненных форм растений. Дерево имеет отчётливо выраженный многолетний одревесневший ствол, сохраняющийся в течение всей его жизни. Это — главная ось дерева, вокруг которой развивается крона второстепенных ветвей (за исключением пальм, которые не дают боковых веток).

Любое дерево состоит из корня, ствола и кроны. По типу листвы различают хвойные и лиственные, вечнозелёные и листопадные деревья. Иногда бывают деревья безлистные (таков случай многих кактусов). По месту произрастания деревья могут быть тропическими, субтропическими, северными, тундровыми, болотными, горными, этот список можно продолжать. По своему значению (или применению) деревья бывают также плодовыми, ценными (с точки зрения древесины), корабельными. Большое пространство, густо поросшее деревьями, называется лесом.

Содержание

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узна́ете их.

Природа дерева такова, что оно любит металл, следуя справедливости.
Чувства металла таковы, что, проявляя гуманность и нежность, в дерево он влюблён.
Так друг друга они втягивают, друг друга поглощают, родство обретая;
Тогда становится ясно, что мужчина понёс во чреве. [1] :277

Много есть на свете прекрасных деревьев, и много прекрасного есть в каждом дереве для человека, у которого есть орган для чувства прекрасного. В сфере этой деревенской красоты не забудьте бука. Красота бука совсем оригинальная. Она почти вся в стволе, в пне.

У таких вероисповедников всякое дерево в заповедных рощах, поваленное бурей, считается признаком несчастья для ближайшего окольного люда. Деревья в них с нависшими ягелями, украшающими их наподобие висячих бород, тоже попали, в качестве избранников, в религиозный культ и воспламенили воображение сказочников. Подобного рода деревьями, покрытыми до самой вершины мхом, и в самом деле оживляющими угрюмые хвойные леса, придавая им в то же время внушительный вид долговечности и обилия — украшаются жилища и владения богов и их избранников и любимцев – храбрых и могучих богатырей. Той же участи удостоилась в особенности ель, вообще стоя́щая, по своим внутренним качествам, ниже сосны, но наружным видом выражающая высшую степень строгости, спокойствия и торжественности. Впрочем, среди православного русского люда место ели, по необъяснимым причинам, и едва ли не по простой случайности, заступили другие деревья и преимущественно сосна. Практическому великорусскому племени пришлись по вкусу сухие сосновые боры, как наиболее удобные места для жительства. Поэтому и выбор священных деревьев, естественным образом, стал падать на сосны. От постройки часовен с постановкою в них образов зависело то обстоятельство, что известные участки сосновых лесов становились через то священными, в смысле недозволенных к вырубке, обязательных к охранению, заповедных. От явлений св. икон (исключительно Богоматери) на ветвях, или у корней деревьев, подобно Костромской, Федоровской и Курской Коренной, самые деревья признавались святыми, но уже не в охранительном смысле заповедных, а таких, из которых сооружались престолы алтарей, созидаемые на местах явлений. В южной части Череповецкого уезда обращает на себя внимание обилие таких сосновых рощ, где часовни являются показателями полного запрещения вырубок, и в трёх волостях заповедь эта усилена ещё тем, что здесь не дозволяются хороводы и всякие сходки для каких-либо весёлых развлечений. За срубленное дерево, или осквернение чем-нибудь всей рощи предполагается скорое и несомненное возмездие, в виде слепоты и иных болезней, и даже смерти. [4]

Всё, что есть в нас еврейского, дано нам Палестиной; всё остальное, что в нас имеется, не есть еврейское. Еврейство и Палестина — одно и то же. Там мы родились как нация и там созрели. И когда буря выбросила нас из Палестины, мы не могли расти дальше, как не может расти дальше дерево, вырванное из земли.

Даст ли дерево хороший урожай? Хорошо ли плоды раскинуты по ветвям? Хорошо ли висит зелёный плод, сопротивляется ли он ветру и встряхиванию дерева? Какое сопротивление он оказывает болезням и гниению? Это лишь некоторые из многих вопросов, которые я должен поставить и на которые плод должен хорошо ответить, иначе он не выдерживает экзамена. Вопрос за вопросом, проба за пробой, опыт за опытом — принятие, условное согласие, сомнение, отказ — плод должен удовлетворять не одному и не двум, а целому десятку, пятидесяти, сотне требований; если этого нет, то он выходит из соревнования. И не следует думать, что это работа на два-три года. Я уже двенадцать лет работал над одной нектариной, которая, как я надеюсь, лишь в этом году будет настолько крупной, что я смогу её выпустить в свет. [5]

Растут деревья-гиганты, существуют деревья-чудеса. То секвойя величиной чуть ли не с Эйфелеву башню, так, что человек у ее подножия кажется муравьем, то священный фикус, у которого двести стволов, а крона одна, то эвкалипт, постоянно меняющий кожу, то магнолия, производящая огромные, из тончайшего белого фарфора цветы, а там разные пальмы, дынные, хлебные, кофейные, хинные, коричные, камфарные, каучуковые, пробковые, красные, железные, черные, ореховые, винные, гранатовые, благословенно-добрые и смертельно-ядовитые деревья. Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво ― одно цветами, другое листвой, третье осанкой и ростом, четвертое цветом ствола, коры. Есть деревья красно-бурые и серые, черные и зеленые, узловатые и гладкие, мохнатые и голые. Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и еще непривычен для глаз, смотревших до сих пор на черную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всем зеленом царстве нет подобного дерева, оно одно. Нельзя сказать, что единственное качество ― белизна. С давних пор у этого дерева большая дружба с человеком. [6]

Прежде всякого взгляда, прежде всего видимого и невидимого, в человеческом мире существует нечто главное. То, что отпечатано заранее на живой ткани и затем вырезано перочинным ножичком на морщинистой коре сознания. Согласно этой картине, дерево ― это прежде всего ― структура и форма, отпечатанная в самых глубоких слоях. Я повторяю: высеченная структура и форма. Высеченная на стенках черепа человеческого ― форма и структура (сознания) дерева, в тех редчайших случаях, когда оно есть. Но это ещё бы полбеды. Остаётся ещё и самое главное. дерево. То, которое упирается своими корнями в подстилку, а жёсткими ветвями на ветру этого неприветливого мира царапает ― мякоть свода. Однако о нём, об этом главном я скажу немного позже. ― Вон там, за тем чёрным поворотом. [7]

Ветви. Корни. Ствол. Структура и форма. Один в два, два в четыре, четыре в небо.
Дерево не то, что снаружи, а что внутри.
Вот в чём главное место дерева в сознании, в редчайших случаях, когда оно есть. Для тех, кто понимает. [7]

Кое-где лежат по лесу огромные стволы, сначала высохших, потом подгнивших у корня и, наконец, сломленных бурею дубов, лип, берез и осин. При своем падении они согнули и поломали молодые соседние деревья, которые, несмотря на свое уродство, продолжают расти и зеленеть, живописно искривясь набок, протянувшись по земле или скорчась в дугу. Трупы лесных великанов, тлея внутри, долго сохраняют наружный вид; кора их обрастает мохом и даже травою; мне нередко случалось второпях вскочить на такой древесный труп и ― провалиться ногами до земли сквозь его внутренность: облако гнилой пыли, похожей на пыль сухого дождевика, обхватывало меня на несколько секунд… [9]

От усталости он начал было дремать, как вдруг его разбудил страшный рёв приближавшагося быка. Увидев в стороне несколько деревьев, робкий молодой датчанин пустился наутёк и стал взбираться на одно из них. Но каково было изумление его, когда он услышал, что дерево начало испускать нежные, но высокие звуки, подобные крикам раздражённой женщины. Но то-ли было ещё, когда дерево оттолкнуло его, ловко влепив ему полновесную пощечину. Ошеломлённый, он упал и, казалось, готов был испустить дух. Со всех сторон послышались глухие вопли и безчисленное множество деревьев и кустарников приближается к Ниэлю Климу и окружает его. Не понимая их языка, он очень хорошо однако ж понял, что они находятся в сильнейшем негодовании, причина которого была очень проста.
Планета Назар, находящаяся в центре того мира, в который он вступил, обитаема Деревьями. По роковой случайности, Дерево, на которое он хотел было взобраться, спасаясь от быка, оказалось супругою правителя соседняго города. Беда была-бы не велика, будь это обыкновенная женщина; но в настоящем случае преступление усиливалось званием оскорблённой. Взобраться на матрону такого звания — дело не шуточное, в особенности у народа, гордящагося чистотою своих нравов. И так, нашего путешественника арестовали и отвели в город.
Деревья-люди не выше нас ростом. Они не имеют корней, а только две чрезвычайно короткия ноги, отчего и двигаются они черепашьим ходом. Вскоре мы увидим, на высоту каких почестей человеческия ноги вознесли Николая Климиуса, или Ниэля Клима.
Вообще Деревья не отличаются быстрым соображением, так что Ниэля Клима признали невиновным только несколько месяцев спустя после его ареста.

― Эге, это я знаю! Хорошо знаю, как дерево говорит… Дерево, хлопче, тоже боится… Вот осина, проклятое дерево, все что-то лопочет, ― и ветру нет, а она трясется. Сосна на бору в ясный день играет-звенит, а чуть подымется ветер, она загудит и застонет. Это еще ничего… А ты вот слушай теперь. Я хоть глазами плохо вижу, а ухом слышу: дуб зашумел, дуба уже трогает на поляне… Это к буре. Действительно, куча невысоких коряжистых дубов, стоявших посредине поляны и защищенных высокою стеною бора, помахивала крепкими ветвями, и от них несся глухой шум, легко отличаемый от гулкого звона сосен. А вот, все равно, как и теперь: сначала сосна застонет на бору… То звенит, а то стонать начнет: о́- ох-хо-о… о́- хо-о! ― и затихнет, а потом опять, потом опять, да чаще, да жалостнее. Эге, потому что много ее повалит хозяин ночью. [11]

Лён. Это не реклама. Я не служу в Льноцентре. Сейчас меня интересует больше осмол. Подсечка деревьев насмерть. Это способ добывания скипидара. С точки зрения дерева ― это ритуальное убийство. Так вот, лён. Лён, если бы он имел голос, кричал при обработке. Его дергают из земли, взяв за голову. С корнем. Сеют его густо, чтобы угнетал себя и рос чахлым и неветвистым. Лён нуждается в угнетении. Его дергают. [12]

Бывает, какое-нибудь дерево заденут нечаянно, сдерут с него кору, а то по стволу и топором ударят, и к пораненному месту тут же сразу начинает поступать смола. Дерево само ее гонит, само лечит себя… Даже если и совсем его спилят… То есть когда уж один пенек останется… Не все, может, знают, как старые эти пни корчуют… И из живицы той, что бежит по живой сосне ― может, видели, бывают такие желобки и стрелы вырезаны на соснах? ― и из нее тоже камфару получить можно. Живица оживляет… Даже когда человеку вовсе плохо, ему делают укол камфары, и сердце начинает работать. [15]

Если где-то в лесу погибает от старости одно дерево, оно, прежде чем умереть, отдаёт на ветер столько семян, и столько новых деревьев вырастает вокруг на земле, близко и далеко, что старому дереву, особенно рододендрону, ― а ведь рододендрон, Вета Аркадьевна, это, наверное, огромное дерево с листьями величиной с небольшой таз, ― умирать не обидно. И дереву безразлично, оно растёт там, на серебристом холме, или новое, выросшее из его семени. Нет, дереву не обидно. И траве, и собаке, и дождю. [16]

Дерево стало валиться, а он по чистой случайности оказался в тот момент на той стороне, куда заваливалось, сокрушая всё вокруг, это поверженное дерево-гигант. Все закричали в голос: ― Берегись! Эмрайин оцепенел от неожиданности, и было уже поздно: треща, громыхая рвущейся кроной, обрушивая и опрокидывая само небо, вырывая кусок зелёного лесного потолка вверху, дерево медленно и неумолимо падало на него. И он подумал в то мгновение лишь об одном, что Кириск ― тогда он был малышом и единственным ребёнком, Псулк ещё не родилась, ― он подумал тогда, в те считанные секунды, на пороге неминуемой смерти, подумал только об этом, и ни о чём другом он не успел подумать, что сын ― это то, что будет им после него. Дерево рухнуло рядом, с грозным гулом, обдав его волной листьев и пыли. И тут все облегчённо вскричали. [17]

Кроме того, Гениалиссимус представляет собой как бы могучее дерево, выросшее из отживших своё побегов. Как дерево влагу, Гениалиссимус впитал в себя и переработал всё лучшее, что было создано предварительной литературой, после чего потребность в последней совершенно отпала. [18]

Единого зелёного цвета и в помине нет. Чуть ли не каждое дерево зелено по-своему. [19]

Листья желтеют, опадают, потом вырастают новые. Впрочем, разве мы знаем, ― возможно, когда лист желтеет и падает, дерево тоже страдает. Или когда лист проедает гусеница. Почему мы так уж уверены, что дереву не больно? [19]

Интересно наблюдать, как возникает и растёт от репетиции к репетиции нечто живое. Похоже на то, как в начале мая внезапно появляются на ветках зелёные листочки. Кажется невероятным, что дерево за два-три дня преобразуется до неузнаваемости. Вдруг что-то запестрело, удесятерилось, ещё размножилось, и дом напротив уже не виден. [19]


Кипарис-древо — всем древам отец.
Почему кипарис всем древам отец?
Потому кипарис всем древам отец, —
На нем распят был сам Исус Христос,
То Небесной Царь.
Мать Божья плакала Богородица,
А плакун-травой утиралася,
Потому плакун-трава всем травам мати.

А уж котора из нимф препроводит лета довольны,
В новый вид хотя превратится, и деревом будет,
Вверьх и ветви она вознесет, опушившись листами,
Дубом ли станет та, иль лавром, ― то умножать ей
Ты сама повели сей лес. [20]

Увидя, что топор Крестьянин нёс,
«Голубчик, — Деревцо сказало молодое, —
Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес.

Философ Гераклит, наплакавшись досы́та,
Сидел под деревом и, видя Демокрита,
Который шёл и хохотал,
О боги, боги! ― закричал. [21]

И деревцо с моей любовью
Погибло, чтобы вновь не цвесть.
Я жизнь его купил бы кровью, —
Но как переменить, что есть?

На древе человечества высоком
Ты лучшим был его листом, [комм. 2]
Воспитанный его чистейшим соком,
Развит чистейшим солнечным лучом!

От родного дерева
Ветер оторвал;
Пусть теперь несёт меня,
Куда хочет, вал.
Я и не противлюся:
Мне чего искать?
Уж с родимым деревом
Не срастись опять! [22]

Все деревья зазвучали,
Гнёзда все запели вместе, —
Кто ж, однако, капельмейстер
В этом девственном оркестре?

Вырастает дума, словно дерево,
Вроет в сердце корни глубокие,
По поднебесью ветвями раскинется,
Задрожит, зашумит тучей листиев. [23]

Ты дерево взрастил, но не вкусил плода;
Изящный вкус сорвёт плод знанья и труда. [24]

Было, детки, было времечко,
Было… было… и прошло!
А посаженное семечко
Стройным деревом взросло! [25]

Это не дерево, нет, это храм,
Это молельня лесная.
Струйно смолистый дрожит фимиам,
Душу к молитвам склоняя.

Наш Сад есть единое Древо,
С многолиственным сонмом ветвей.
Его насадила лучистая Ева,
В веках и веках непорочная Дева.

Развесистое древо
Сияет среди Рая.
Глядит Адам и Ева,
Глядят они, вздыхая.

Весенний ливень, ливень ранний
Над парком шумно пролился,
И воздух стал благоуханней,
И освеженней древеса.
Какая нега в ветке каждой!
Как все до малого стебля,
О, как одной любовной жаждой
Трепещут люди и земля.
Как дев, горящих, но несмелых,
Сжимают юноши сильней
На влажном мху, между дебелых
Дождем намоченных корней. [26]

Деревья спутали свои ветки
Пальцы родимых тел
Бьются в клетке снеговые птицы
Зимний удел.

Пред деревом я нем:
Его зелёный голос
Звучит и шепчет всем
Чей тонок день, как волос. [27]

И душа пред миром стоит загадкой.
Кротко солнце льётся в листву сквозную ―
И, склонясь за деревом, ― я украдкой
Землю целую. [28]

Осень. Деревья в аллее — как воины.
Каждое дерево пахнет по-своему.
Войско Господне.

Два дерева хотят друг к другу.
Два дерева. Напротив дом мой.
Деревья старые. Дом старый.
Я молода, а то б, пожалуй,
Чужих деревьев не жалела.

Деревья! К вам иду! Спастись
От рёва рыночного!
Вашими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

А когда сломаюсь над простором,
Многошумной бурей помяни, ―
Всё же рос я деревом, в котором
Ты качала грозовые дни. [29]

Я говорил, что женщина это почти что человек,
она дерево.
Что же теперь делать.
Я закурю, я посижу, я подумаю.
Мне всё чаще и чаще кажется странным,
что время ещё движется,
что оно ещё дышит.
Неужели время сильнее смерти,
возможно что мы черти.
Прощай дорогая лиственница Наташа.
Восходит солнце мощное как свет.
Я больше ничего не понимаю. [30]

Всех раньше на рассвете
С Росою грозно встал
Над деревом столетий
Мгновения металл. [31]

И хоть вокруг ни сошки нету,
От печки той одной ― нет-нет,
Повеет деревом согретым,
Прокопченным за много лет. [32]

Без ветра деревья не качаются. — Башкирская пословица

Дерево не отнимает своей тени даже у того, кто пришёл срубить его. — Древнеиндийская пословица

Большое дерево сильный ветер любит. — Грузинская пословица

Когда ешь плоды, помни о том, кто посадил дерево. — Вьетнамская пословица

Поделитесь цитатами в социальных сетях:
VK • Facebook • Twitter • LiveJournal

Читайте также: