На опушку падали косые лучи и ближайшие стволы сосен

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

О П.И.ЧАЙКОВСКОМ. ПО К.ПАУСТОВСКОМУ.

Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор.
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русскойприроды. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.
Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырогоблеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.
Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?
С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.
На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновыестволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.
И наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.
Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошёл к дому.
Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.
Он играл. Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы.
Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней.
- Играет? – спросил Василий. – Прекратить, говоришь, нельзя?
- Никак! – ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. – Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимович, святое дело.

***
русский писатель К.Паустовский
Чайковский проснулся прислушиваясь жаворонков.
дом на пригорке озеро любимое место Рудым Яром

***
дорога волнение гостинице в Риме вспоминать по просеке иван-чай березовым мелколесьем мост в корабельный бор
тяжело билось сердце наилучшим выражением русской природы побывав любимая тема о лирической силе этой лесной стороны потоками звуков

***
случилось капала роса столько сырого блеска поразил свет новые пласты света раньше не замечал с неба прямыми потоками кудрявыми вершины леса косые лучи стволы сосен мягкого золотистого оттенка сосновые стволы отбрасывают свет золотистого розоватого тона ива ольха освещены снизу голубоватым отблеском воды

***
обласкан светом разнообразие и сила освещения состояние чудо нельзя терять за рояль никого не пускать

***
добивался ясности мелодии понятна мила леснику из соседней помещичьей усадьбы
прекратить нельзя слуга усмехнулся на необразованность лесника музыку сочиняет святое дело

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Константин Георгиевич Паустовский

© Паустовский К. Г., наследники, 1936–1966

© Поляков Д. В., иллюстрации, 2015

Мещерская сторона - i_001.jpg

С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек. Этого, конечно, не случилось. Наоборот, мне кажется, что жизнь была небогата событиями и прошла слишком быстро.

Но так кажется лишь до тех пор, пока не начнешь вспоминать. Одно воспоминание вытягивает за собой другое, потом третье, четвертое. Возникает непрерывная цепь воспоминаний, и вот оказывается, что жизнь была разнообразнее, чем ты думал.

Прежде чем рассказать вкратце свою биографию, я хочу остановиться на одном своем стремлении. Оно появилось в зрелом возрасте и с каждым годом делается сильнее. Сводится оно к тому, чтобы, насколько возможно, приблизить свое нынешнее душевное состояние к той свежести мыслей и чувств, какая была характерна для дней моей юности.

Я не пытаюсь возвратить молодость – это, конечно, невозможно, – но все же пытаюсь проверять своей молодостью каждый день теперешней жизни.

Молодость для меня существует как судья моих сегодняшних мыслей и дел.

С возрастом, говорят, приходит опыт. Он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время.

Родился я в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. До сих пор Гранатный переулок осеняют, говоря несколько старомодным языком, те же столетние липы, какие я помню еще в детстве.

Очевидно, из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.

После Москвы он служил во Пскове, в Вильно и, наконец, более или менее прочно осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге.

Отец происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось, около Белой Церкви.

Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник.

Учился я в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых гуманитарных наук – русской словесности, истории и психологии.

Лучшим временем – порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей – была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополей и розовых свечах старых каштанов.

В такие вёсны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два-три стихотворения в день.

Это были очень нарядные и, конечно, плохие стихи. Но они приучили меня к любви к русскому слову и к мелодичности русского языка.

Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и учение.

Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством.

С тех пор решение стать писателем завладело мной так крепко, что я начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

В 1912 году я окончил гимназию, два года пробыл в Киевском университете и работал и зиму и лето все тем же репетитором, вернее, домашним учителем.

К тому времени я уже довольно много поездил по стране (у отца были бесплатные железнодорожные билеты).

Я был в Польше (в Варшаве, Вильно и Белостоке), в Крыму, на Кавказе, в Брянских лесах, в Одессе, в Полесье и Москве. Туда после смерти отца переехала моя мать и жила там с моим братом – студентом университета Шанявского. В Киеве я остался один.

В 1914 году я перевелся в Московский университет и переехал в Москву.

Началась Первая мировая война. Меня как младшего сына в семье в армию по тогдашним законам не взяли.

Шла война, и невозможно было сидеть на скучноватых университетских лекциях. Я томился в унылой московской квартире и рвался наружу, в гущу той жизни, которую я только чувствовал рядом, около себя, но еще так мало знал.

Я воспользовался первой же возможностью вырваться из скудного своего домашнего обихода и поступил вожатым на московский трамвай. Но продержался я в вожатых недолго: вскоре меня разжаловали в кондукторы за то, что я разбил автомобиль с молоком знаменитой в то время молочной фирмы Бландова.

494. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Наблюдал я с восхищением начало потока. На одном холме стоя­ло дерево очень высокая ёлка. Капли дождя собирались с ветвей на ствол укрупнялись перескакивали на изгибах ствола и часто поп.ха-ли в густых светло(зелёных) лишайниках одевающих ствол. В самом низу дерево было изогнуто и капли из(под) лишайников тут брали прямую линию (в)низ в спокойную лужу с пузырями. Кроме этого и прямо с веток падали разные капли (по)разному звучали.

На моих глазах маленькое озеро под деревом прорв. ло поток под снегом понёсся к дороге ставшей теперь плотиной. Новорождё. ый поток был такой силы что дорогу (плотину) прорв. ло и вода помча­лась (в)низ (по)сорочьему царству к реч. ке. Олына. ик у берега реч. ки был затоплен с каждой ветки в заводь падали капли и давали множество пузырей. И все эти пузыри медленно двигаясь по заводи к потоку вдруг там срывались и неслись по реке вместе с пеной.

В тумане то и дело показывались пролетая какие(то) птич. ки но я (не)мог определить какие это. Птич. ки (на)лету пищ. ли но за гу­лом реки я не мог понять их писка. Они садились (в)дали на труп. у

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

стоявших возле реки деревьев. Туда я направился узнать какие это к нам гости так рано пожаловали из тёплых краёв.

Так вот раздумывал я сегодня я пропущу зябликов а завтра пропу­щу хорошего живого человека и он погибнет без моего внимания. Я понял что в этой моей отвлечённости было начало какого(то) ос­новного болыи. го заблуждения.

1. Озаглавьте текст.

2. Укажите роль абзаца в тексте.

3. Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Дайте схему этого предложения.

ЛИТ 495 . Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Вы­ делите грамматические основы предложений, охарактеризуйте их, объясните постановку знаков препинания.

Бе. со. ица. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

Сей дли. ый выводок, сей поезд журавли. ый,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавли. ый клин в чужие рубежи, — На головах царей божестве. ая пена, — Куда плывёте вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море чёрное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

(О. Мандельштам)

1. Укажите в тексте союзные слова. Какую синтаксическую функцию они выполняют?

. I 2. Определите стилистическую окраску выделенных слов, подберите к
___ I ним синонимы, определите часть речи.

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

3. Какие средства выразительности встречаются в первой строфе?

4. Найдите в тексте односоставные предложения, укажите их типы.

ЛИТ 496. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки пре­ пинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСКУССТВЕ

Весь материал накоплс.ый писателем внутри себя можно разд. лить по способу его приобр. тения на три части.

Вторая часть опыт повседневно накапливаемый писателем про­фессионалом когда его глаз уже выб. рает из океана действительно­сти не всё подряд но то что нужно для профессии и работы.

Искусство как поиски алмазов. Ищут сто человек а находит один;

но этот один никогда не нашёл бы алмаза если бы радом не искало

(По В. Солоухину)

497. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препина­ния. Сформулируйте правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи. Сделайте синтаксический разбор предложений. Составьте их схемы.

1. Солнце начало припекать ноги разгорячились от ходьбы и мы приглядывали место где бы искупаться. (Сол.) 2. На опушку падали косые лучи и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка ка­кой бывает у тонкой сосновой дощечки освещенной сзади свечой.

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

498. Прочитайте текст, спишите, вставляя буквы и знаки препинания и раскрывая скобки. Определите стиль текста и укажите его особенности (лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические). Укажите языковые средства, с помощью которых автор описывает лебедя.

Лебедь по своей величине силе красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей вод. ной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег с блестящими прозрачными (не)большими глазами с чёрным носом и чёрными лапами с дли. ой гибкой и кра­сивой шеей, он (не)выразимо пр. красен когда спокойно плывёт между зелёных камышей по (тёмно)синей гладкой поверхности воды. Но и все его движения исполнены прелести: начнёт ли он пить и за­черпнув носом воды поднимет голову вверх и вытянет шею; начнёт ли купаться нырять и плескаться своими могучими крыльями далеко разбрасывая брызги воды скатывающейся с его пушистого тела; нач­нёт ли потом охорашиваться легко и свободно закинув дугой назад свою белоснежную шею поправляя и чистя носом на спине боках и в хвосте смятые или замара. ые перья; распустит ли крыло по воздуху как будто дли. ый косой парус и начнёт также носом пер. бирать в нём каждое перо проветривая и суша его на солнце всё живописно и великолепно в нём.

Лебеди пр. летают почти всегда попарно; появляются весной до­вольно рано, в начале апреля когда по большей части всё ещё бывает покрыто снегом. Лебеди. ых стай я (не)видывал: в тех местах Орен­бургской губернии где я постоя. о охотился лебеди бывают только пролётом а постоя. о не живут и детей не выводят и для меня появ­ление их не во время пролёта было редкостью.

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

/J0 499. Спишите, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, про-

---- 1 пущенные буквы и расставляя знаки препинания. Озаглавьте текст.

С самого Николина дня установились трескучие декабр. ские мо­розы, особенно с зимних поворотов когда по народному выражению солн. шко пошло на лето а зима на мороз. Стужа р. сла с каждым днём и двадцать девятого декабря ртуть застыла и опустилась в стек­ля. ый шар. Птица мёрзла (на)лету и падала на землю уже окочене­лою. Вода взброшс.ая (в)верх из стакана возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками а снега было очень мало всего на вершок и (не)прикрытая земля промёрзла на три четверти аршина.

Со. нце вставало и л. жилось с огне. ыми ушами и месяц ходил по небу сопровождаемый кресто(образными) лучами; ветер совсем упал и целые вороха хлеба оставались (не)вея. ыми так что и де-ват. ся с ними было (не)куда. С трудом пробивали пешнями и топо­рами проруби на пруду; лёд был толщиною с лишком в аршин, и ког­да доходили до воды то она сжатая тяжёлою ледя. ою корою била как из ф. нтана, и тогда только успокаивалась когда широко затопляла прорубь, так что для чищенья её надобно было подмащивать мостки.

Великолепен был вид зимней природы.

(По С. Аксакову)

Какие изобразительно-выразительные средства использует С. Аксаков для описания зимней природы?

Я был разбужен спозаранку Щелчком оконного стекла. Размокшей каменной баранкой В воде Венеция плыла.

Всё было тихо и однако Во сне я слышал крик и он Подобьем смолкнувшего знака Ещё тревожил небосклон.

Он вис трезубцем Скорпиона Над гладью стихших мандолин И женщиною оскорблённой, Быть может, издан был вдали.

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

Теперь он стих и чёрной вилкой Торчал по черенок во мгле. Большой канал с косой ухмылкой Оглядывался, как беглец.

Туда, голодные, противясь, Шли волны, шлёндая с тоски, И гондолы рубили привязь, Точа о пристань тесаки.

Вдали за лодочной стоянкой В остатках сна рождалась явь. Венеция венецианкой Бросалась с набережных вплавь. (Б. Пастернак)

1. Найдите в тексте стихотворения сравнения и определите способы их выражения.

2. Выпишите из текста предложение с осложнённым нераспространён­ным определением. Какие ещё обособления встречаются в этом предложе­нии? Подчеркните их.

3. Выпишите из текста по два словосочетания на разные виды подчини­тельной связи.

4. Выпишите все наречия, имеющиеся в тексте, выполните их морфем­ный разбор.

КУЛЬТУРА РЕЧИ*

Культура речи (от лат. cultura — возделывание, вы­ ращивание, воспитание) — раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Под культурой речи понимается владение норма­ ми литературного языка в его устной и письменной формах, когда выбор и организация языковых средств позволяют в определённой ситуации обще­ ния и при соблюдении этики общения добиться не­ обходимого эффекта в достижении поставленных задач коммуникации.

Нормы литературного языка — это правила ис­ пользования речевых средств в определённый период развития литературного языка. Нормы обязательны как для устной, так и для письменной речи и охваты­ вают все стороны языка.


Когда вам захочется насладиться потрясающим по своей чистоте, образности и поэтичности русским языком, достаньте с полки томик Паустовского.


Действительно, его язык – как тот самый глоток воздуха, который он может описать, обозрим и осязаем. Из воздуха и света, в прямом смысле слова, брал свое вдохновение композитор Чайковский, а потом, возвращаясь к своему роялю, передавал свое восхищение красочной и богатой палитрой природы языком нот.

В простых, на первый взгляд, словах Константин Георгиевич увековечил тот самый русский дух, которым пропитаны наши леса, реки и озера. Пронзительно изобразил целостность обычного человека с природой, которая его окружает.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву - очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона. И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды. Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Повесть состоит из 22 совсем небольших частей:


Бывают произведения, которые читаешь, чтобы проследить за лихо закрученным сюжетом, или распутать детективную историю или пустить скупую слезу над женским романчиком. Эту же повесть читаешь ради наслаждения. Удовольствия от прекрасного поэтичного русского языка, от образных описаний знакомых всем нам ситуаций и эмоций, от того ощущения теплоты, которое разливается в сердце, "наблюдая" за персонажами, их мыслями и поступками.

Читайте его повести в абсолютной тишине, умоляю вас. Ни музыки, ни фильмов, включенных на фоне, ни болтовни домашних. Тогда, обещаю, вы в полной мере ощутите и сладковатый хвойный запах вековых сосен, и услышите, как тонко и звонко падают алмазные капельки росы, как солнечный свет закатного солнца, отражаясь от деревьев и полевых трав, мягко окутывает вас и возвращает к тому, что поистине ценно и имеет смысл.

Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.

Читайте также: