Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать урожай

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

1. Тестовые вопросы-30

2. Вопросы в форме викторины-30

3. Вопросы на согласие-несогласие-30

4. Вопросы для развёрнутого ответа-10

Всего 100 вопросов.

Тематическая олимпиада по ботанике

для учащихся 6 классов

Какой цветок называется мужским? А) пестичный; Б) обоеполый;

В) сростнолепестный; Г) тычиночный.

Как называются главные части цветка? А) лепестки и чашелистики;

Б) чашечка и венчик; В) цветоножка и цветоложе; Г) тычинки и пестики.

Из какой части пестика развивается плод? А) из завязи пестика;

Б) из столбика пестика; В) из рыльца пестика; Г) из всего вышеперечисленного.

Из чего развивается кожура семени? А) из стенки семязачатка;

Б) из всего семязачатка; В) из стенки завязи; Г) из всей завязи.

Какие клетки находятся в пыльцевом зерне? А) генеративная и вегетативная;

Б) две вегетативных и генеративная; В) две генеративных; Г) две вегетативных.

Как называется женская часть цветка? А) черпак; Б) пестик;

В) шумовка; Г) половник.

Как называется расширенная часть цветоножки? А) пестик; Б) тычинка;

В) лепесток; Г) цветоложе.

Какого цвета обычно бывает чашечка цветка? А) красного; Б) зелёного;

В) серо-буро-малинового; Г) синего.

Если чашелистика чашечки срослись, то цветок называют: А) раздельнолистным; Б) раздельнолепестным; В) спайнолистным; Г) спайнолепестным.

Как называются цветки без околоцветника? А) одетые; Б) раздетые;

В) голые; Г) бедные.

Как называется околоцветник, который имеет и чашечку и венчик?

А) простой; Б) сложный; В) двойной; Г) одинарный.

Как называется все вместе тычинки одного цветка? А) сборище;

Б) синдикат; В) андроцей; Г) гинецей.

Цветки с тычинками и пестиками называются: А) обоеполыми; Б) однополыми;

В) мужскими; Г) женскими.

Пыльцевая трубка после опыления развивается из: А) генеративной клетки;

Б) из всего пыльцевого зерна; В) из двух спермиев: Г) вегетативной клетки.

Зародышевый мешок в завязи пестика состоит из: А) 3 клеток; Б) 10 клеток;

В) 4 клеток Г) 7 клеток.

Все пестики одного цветка называются:

А) сборище; Б) синдикат; В) андроцей; Г) гинецей.

Из какой части пестика цветка развивается околоплодник плода?

А) из семязачатка; Б) из стенки семязачатка; В) из всей завязи; Г) из стенки завязи.

Какой набор хромосом имеют клетки зародышевого мешка - антиподы и синергиды?

А) одинарный; Б) двойной; В) тройной; Г) нет верного ответа.

Насекомоопыляемые цветки имеют: А) слабый аромат; Б) мало пыльцы;

В) неяркие цветки; Г) яркие цветки.

Околоцветник называется простым, если он образован: А) чашелистиками;

Б) лепестками; В) листочками; Г) чашелистиками и лепестками.

Части цветка, привлекающие насекомых: А) венчик; Б) нектарники;

В) тычинки; Г) все ответы верны.

Зародышевый мешок формируется: А) на чашелистиках; Б) на лепестках;

В) внутри пыльника тычинки; Г) внутри семязачатка.

Верхняя часть пестика называется: А) мордочка; Б) рыльце;

В) личико; Г) харюшка.

Яйцеклетки находятся в: А) в зародышевом кульке; Б) зародышевом пакетике;

В) зародышевом мешке; Г) зародышевой сумке.

Процесс двойного оплодотворения у цветковых растений впервые описал:

А) Чистяков; Б) Горожанкин; В) Навашин; Г) Стразбургер.

Цветок с правильной формой называется: А) симметричным; Б) асимметричным;

В) спайнолистный; Г) раздельнолепестный.

У большинства цветков в первую очередь замечаешь чашечку: А) чашечку;

Б) тычинку; В) пестик; Г) венчик.

Какое растение имеет самый крупный цветок? А) лотос; Б) раффлезия;

В) кувшинка; Г) хризантема.

Что находится внутри завязи пестика? А) семяпочка; Б) тычинки;

В) пестики; Г) пыльца.

Что находится внутри пыльцевого зерна? А) диплоидная яйцеклетка; Б) гаплоидная яйцеклетка: В) генеративная и вегетативная клетки; Г) клетки-антиподы

Задание №2. Ответьте кратко на поставленные вопросы.

Какой цветок изображён на гербе Японии?

Какой цветок назван в честь английской королевы?

Какой цветок является священным в индуизме? (На его фоне бог-Брахма).

Какой цветок в Европе является цветком городской бедноты?

Какой цветок является признаком засорения полей?

Какой цветок считается символом России?

Какой цветок считается цветком гибели, смерти на о. Ява, растёт возле вулканов?

Из какого цветка на Кавказе получают краску для ковров?

Какой цветок является символом Голландии?

Какой цветок был самым почитаемым в древнем Риме?

Какой цветок самый большой в мире, пахнет тухлым мясом?

Какие цветки по времени больше всех цветут?

Какие вещества придают цвет цветкам?

У какого растения самые маленькие цветки?

Какие деревья в России цветут позднее всех (в середине лета)?

Какие растения не имеют тела (корня, стебля, листьев), а имеют только цветок?

Как переводится слово (название цветка) Нарцисс?

Что в хлебе родится, а в еду не годится?

Название, какого цветка совпадает с названием конфетки?

Как из цветков стал эмблемой революционеров?

Из какого цветка по Римскому преданию, вырос Марс-бог войны?

Именем, какого цветка во Франции в первое воскресение мая называют праздник?

Из каких цветков в Болгарии варят варенье?

Какое цветочное название получила война в Англии в 1455-1485годах?

Имя, какого цветка носит десятилетний юбилей супружеской жизни?

Какой цветок имеет всего один лепесток?

Какой цветок символизирует Англию?

На гербе, какой страны изображён цветок клевера?

Простой околоцветник свойственен цветкам тюльпана и крапивы.

У гороха неправильный цветок

У кукурузы цветки однополые.

У яблони и вишни цветки насекомоопыляемые.

У цветков яблони и вишни простой околоцветник.

Цветки картофеля и колокольчика имеют спайнолистную (сростнолистную) чашечку.

У ржи и пшеницы цветки обоеполые.

У тополя и ивы имеются и мужские и женские цветки.

У редьки и капусты цветки свободнолепестные, с раздельнолистной чашечкой.

У ивы цветки голые.

У пшеницы, фасоли и картофеля цветки самоопыляемые.

У вишни в цветке завязь верхняя.

У яблони и груши завязь в цветках нижняя

Пестик состоит только из завязи и столбика

Цветки всех растений обоеполые.

Цветок-это орган семенного размножения.

Цветки подорожника собраны в соцветие початок.

Буквенная и цифровая запись строения цветка называется формулой цветка.

Белый цвет лепестков цветков обусловлен большим количеством межклетников.

Графическое изображение частей цветка называется диаграммой.

Перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка называется оплодотворением.

Зародыш семени развивается из оплодотворён. центральной диплоидной яйцеклетки

Пустоцвет - это неопылённый цветок, из которого не будет развиваться плод.

У самоопыляющихся цветков пыльники тычинок находятся выше рыльцев пестиков.

Цветок морошки имеет 5 лепестков.

Околоцветник защищает тычинки и пестики от неблагоприятной температуры, дождя

В генеративной клетке пыльцевого зерна образуется один спермий.

На одном тополе могут находиться либо женские цветки, либо мужские.

Цветочный побег развивается из вегетативной почки.

Морковь и капуста зацветают только на второй год жизни.

Задания №4. Ответьте на следующие вопросы.

Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками (ландыш, майник)?

Почему редко встречаются растения с чисто красными цветками?

Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай?

С чем может быть связана очень продолжительное цветение растений?

Чем отличаются насекомоопыляемые цветки от ветроопыляемых?

Зачем необходимо эфирное масло цветам?

Какое значение имеет цвет пыльцы (жёлтый у сливы, красный у лилии и др.)?

Какие вещества входят в состав пыльцевого зерна?

В Австралию завезли клевер. Клевер не давал плодов. Почему? Как решили проблему?

Из чего в процессе эволюции образовались такие части цветка как-тычинки, пестики, лепестки?

Цветение плодово-ягодных культур. Полезные советы

25.05.2018

Фаза цветения плодово-ягодных культур – очень ответственный период для получения будущего урожая. В это время садоводы должны неукоснительно соблюдать основные правила по уходу за цветущими растениями, чтобы не навредить им.

Известно, что во время цветения недопустимо проведение каких-либо работ, связанных с обрезкой деревьев (кустарников) или формированием их кроны. Также строго не рекомендуется применение на растениях или вблизи них препаратов, содержащих ядохимикаты, т. к. они могут стать причиной гибели полезных насекомых-опылителей, а также негативно повлиять на экологическую чистоту продукции.


Первоочередными задачами садоводов в период цветения являются : защита растений от возможного действия низких температур, предупреждение их заболеваний, стимулирование опыления культур путем привлечения насекомых-медоносов, регулирование цветения, обеспечение минеральным питанием и оптимальным водным режимом, применение некоторых мер, помогающих более активному плодообразованию и пр.


Цветение плодовых и ягодных культур происходит преимущественно в мае, когда велика возможность появления поздневесенних возвратных заморозков. Раньше всех в фазу цветения вступают крыжовник и смородина, после них наступает очередь абрикосы, сливы, вишни, яблони, груши. Малина зацветает лишь в июне, поэтому меньше всего подвергается риску обморожения.

Груша

Для кустов смородины в период от начала бутонизации и до конца цветения, а также спустя две недели после его завершения очень важно отсутствие весенних заморозков, которые могут резко снизить урожайность. Если же избежать их невозможно, то следует обильно полить каждое растение (не менее 2–3 ведер воды под каждый куст) и тщательно накрыть укрывным материалом (спанбонд, лутрасил, агротекс и др.), надежно закрепив его на случай сильного ветра.


Хорошее опыление культур во время цветения – одно из условий получения высоких урожаев. Наиболее удачный вариант решения этой задачи – расположенная поблизости пасека. Но такая возможность представляется не всегда. Поэтому для привлечения насекомых-опылителей, главным образом пчел, практикуется распыление на цветущие кусты или деревья раствора, приготовленного из 10 л воды и 3-х столовых ложек меда.

Опрыскивание проводят в самом начале цветения, а затем через 6–7 дней его повторяют. Неплохой результат дает посадка в междурядьях плодово-ягодных насаждений растений-медоносов, обладающих сильным ароматом (укроп, фенхель, тмин, бораго и др.).

Уход за садом

Повысить количество и качество будущего урожая плодово-ягодных культур можно с помощью подкормок гуматом калия. Первый раз растения подкармливают во время цветения, а второй – во время завязывания ягод и плодов.

Недостаток бора и молибдена в питании плодово-ягодных культур также может стать причиной плохого плодообразования, поэтому самый действенный метод заключается во внекорневых подкормках растений препаратами, в составе которых присутствуют эти элементы.

Приготовить борсодержащий раствор в домашних условиях также не составит труда. Для этого достаточно тщательно растворить в 10 л воды 10 г порошка (один пакет) борной кислоты. Опрыскивание проводится дважды: в самом начале цветения, по нераскрывшимся бутонам, а затем при его завершении, когда осыпаются лепестки. Допустима и однократная подкормка, которую проводят только на начальном этапе цветения, использую двойную дозу бора (20 г борной кислоты на 10 л воды).

Опрыскивание деревьев

Для получения хороших урожаев косточковые виды во время цветения гораздо больше нуждаются в продуктивном опылении, чем семечковые. Поэтому опрыскивать их можно лишь после завершения фазы цветения. Но именно на цветущих деревьях активизируются наиболее вредные насекомые.

Бороться с ними можно абсолютно безвредным способом, применяя коллоидную серу и известь. Достаточно развести в ведре воды (10 л) по 100 г каждого препарата, а затем процедить и распылить жидкость на деревья, чтобы обезопасить растения от повреждений.


Такие плодовые деревья, как яблоня и груша, отличаются, как правило, образованием чрезмерного количества цветов, из которых вполне достаточно 5–10%, чтобы обеспечить хороший урожай. Поэтому при обильном цветении яблонь важно провести реальную оценку возможностей растения.

Если дерево еще совсем молодое, то большой урожай скажется на качестве плодов. Обычно в таких случаях яблоки вырастают мелкими и невкусными. К тому же истощенная большим количеством плодов яблоня не сможет полноценно плодоносить в следующем году. Даже у вполне взрослых и крепких деревьев будет нелишним провести корректировку будущего урожая. С этой целью на 3-й – 4-й день цветения деревья опрыскивают раствором, приготовленным по одному из нижеперечисленных рецептов.


1. 1–3%-ный раствор кальцинированной соды: в 10 л воды растворить 100–300 г Na2 CO3


2. 0,5–1,5%-ный раствор хлорамина: в 10 л воды растворить 50–150 г NH2 Cl


В результате такой обработки яблони количество плодов на ней значительно уменьшится, но качество их будет гораздо выше.

Цветение ягодных культур

Если же цветение деревьев не очень обильное, то стимулировать образование завязи можно путем опрыскивания цветов водным раствором борной кислоты (1–1,5 г H3 BO3 на 10 л воды). Этот способ поможет увеличить плодообразование у растения почти в два раза.


Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество – 16 баллов.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания:

2. Примерами хищных растений являются:

а) вороний глаз, ландыш;

б) ромашка, колокольчик;

г) пузырчатка, росянка.

3. Известно, что европейские кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Чем это обусловлено?

а) отсутствием инстинкта заботы о потомстве;

б) отсутствием инстинкта гнездостроения;

в) питанием грубым ядовитым кормом, непригодным для выкармливания птенцов.

4. Из списка видов хвойных деревьев, произрастающих на территории Нижегородской области, выберите редкий вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области, особой охране для которого подлежат ключевые местообитания:

а) сосна обыкновенная;

б) ель европейская;

в) лиственница сибирская;

г) пихта сибирская.

5. Специальная книга, ведущаяся в каждом заповеднике и отражающая состояние и многолетнюю динамику всех наблюдаемых на его территории природных процессов и явлений, называется:

а) календарь природы;

б) красная книга;

в) летопись природы.

6. Из списка врановых птиц выберите вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области:

7. На растительный организм влияет:

а) только неживая природа;

б) только другие живые организмы;

в) живая и неживая природа;

г) только человек.

8. Аквариум, населенный водными организмами, представляет собой:

а) экологическую нишу;

б) искусственную экосистему;

в) фрагмент биогеоценоза.

9. Кислые почвы характерны для экосистем:

в) пойменного луга;

г) суходольного луга.

10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

а) заметны насекомым;

б) заметны людям;

г) растут на плодородной почве.

11. Среди видов птиц, помещенных в Красную книгу Нижегородской области, исчезнувшим в настоящее время является:

12. В болотах какого типа эдификатором являются сфагновые мхи:

13. Отношения между щукой и окунем – это пример:

а) межвидовой конкуренции;

б) межвидовой взаимопомощи;

г) внутривидовой конкуренции.

14. Из млекопитающих – обитателей Нижегородской области в зимний сон или спячку НЕ впадает:

б) бурый медведь;

г) енотовидная собака.

15. Искусственное (случайное или целенаправленное) переселение вида в новую экосистему называют:

16. Готовыми органическими веществами питаются:

а) зеленые растения;

17. Отличительной особенностью безобидной ящерицы – ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является:

а) наличие конечностей;

б) отсутствие конечностей;

в) наличие мигательной перепонки;

г) отсутствие мигательной перепонки.

18. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:

а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;

б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;

в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;

г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.

19. Смена растительного сообщества происходит под влиянием:

а) смены времен года;

б) изменения климата;

в) неодновременного развития растений;

г) деятельности человека.

20. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:

а) живые организмы;

б) дышат, питаются, растут, размножаются;

в) выделяют кислород;

г) образуют на свету органические вещества.

21. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это:

а) антропогенные факторы среды;

б) биотические факторы среды;

в) абиотические факторы среды;

г) техногенные факторы среды.

22. Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

23. Совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?

24. Парой хищник-жертва могут являться:

а) росянка и комар;

б) гриб – трутовик и береза;

в) актиния и рак – отшельник;

г) тля и муравей.

25. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) национальные парки;

в) памятники природы;

26. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами;

б) паразитами и хозяевами;

в) видами, использующими одни и те же ресурсы;

г) особями одного вида;

д) живыми организмами и факторами неживой среды.

27. Самая высокая трава в мире:

28. Основная масса живого вещества сосредоточена:

в) в озерах и водохранилищах;

г) в реках и ручьях.

29. Скорпион в состоянии опасности, например, в случае пожара впадает в особое состояние и выглядит мертвым. Такое состояние называется:

30. Под влиянием травоядных грызунов видовое разнообразие травянистой растительности суходольных лугов:

в) не изменяется.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 30 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Школьный этап.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

Тип задания

Количество баллов

Правильный ответ – 1 балл

ошибочный ответ – 0 баллов

1.Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:

2.Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:

а) окраска тела имеет приспособленный характер;

б) холодная вода содержит много кислорода;

в) эти реки содержат много пищи для рыб;

г) холодная вода препятствует размножению других рыб;

д) в таких реках бывает много моллюсков.

3.Как называют характеристику максимального размножения и увеличения численности данного вида:

б) биотический потенциал;

г) популяционный гомеостаз.

4.Родиной ондатры является Северная Америка. В 1927 была завезена в Россию, где успешно прижилась и широко расселилась. Такой завоз называется:

5.Какие из перечисленных загрязнителей воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека:

а) сернистый газ;

б) оксиды свинца;

в) серная и азотная кислоты;

г) свинец и другие тяжелые металлы.

6.Нередко различные виды беспозвоночных поселяются в норах грызунов, находя там для себя благоприятные условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Такое явление называется:

7.Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

в) остается неизменным;

г) подчиняется синусоидному графику.

8.В.И. Вернадский писал, что почва создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами и относил почву к:

а) биогенному веществу;

б) живому веществу;

в) биокосному веществу;

г) косному веществу.

9.Как называют сброс, захоронение отходов в океанах и морях:

10.Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:

б) биологическое загрязнение;

г) химическое загрязнение.

11.При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов:

г) 110 – 120 км/час;

12. Животное – синантроп это:

а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;

б) дикое животное, не боящееся человека;

в) дикое животное, обитающее вблизи человека;

г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.

13. Закон ограничивающего фактора установил:

14. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

15. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов – это:

а) интенсивность фотосинтеза;

б) передача энергии по пищевой цепи;

в) биологическая продуктивность;

г) скорость размножения.

Тип задания

Количество баллов

Правильный ответ – 1 балл

ошибочный ответ – 0 баллов

16. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы_________________________________________________________________________

17. Взаимовыгодные отношения организмов в ходе жизнедеятельности называются

18. Условия жизни, близкие к критическим для выживания точкам, называют

19. Плотность популяции – это

20. Правило передачи энергии в пищевых связях организмами называют правилом

21. Урбанизация страны определяется

Тип задания

Количество баллов

ошибочный ответ – 0 баллов

22. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:

3)селезёнкой и печенью;

Примеры веществ: а) радон; б) иод; в) полоний; г) радий

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

23. Для посадки в городских условиях используют растения со следующими экологическими характеристиками:

1)дымо- и газоустойчивость;

5)неприхотливость и нетребовательность к почве;

6)долгое время жизни.

Представители: а) осина, клёны, тополь; б) лиственницы, сосна, дуб, бузина, сирень; в) снежноягодник, дёрен белый, сосна, берёза; г) сосна, пихта, клён татарский, берёза; д) вяз, чубушник, дёрен белый, вишня; е) боярышник, жимолость.

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

24. Внешнее физическое (шум, выхлопы) воздействие на человека разных видов городского транспорта:

Качество транспорта с точки зрения сохранения здоровья: а) самый экологичный; б) вполне экологичный; в) экологичный, но уступает другим; г) неэкологичный.

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

25. Задача с комментированным ответом

Задание: впишите обоснованный ответ

Часть экологии, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, структуру и закономерности взаимодействия общества с природной средой, стали именовать социальной экологией. Барри Коммонер образно сформулировал четыре социально-экономических закона. В них он обобщил основные биоэкологические положения и природопользовательский опыт человечества. Сформулируйте эти законы и дайте каждому из них обоснование

АРГУМЕНТИРОВАННО ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ Максимальное количество баллов - 12

законов (от 0 до 4 баллов, по 1 баллу за каждый закон)

Пояснения к содержанию законов ( от 0 до 2 баллов)

Ключи по экологии

I. Выберите правильные суждения:

II. Расшифруйте следующие термины:

  1. Экосистема – группа организмов в совокупности с факторами неживой природы.
  2. Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов живых существ.
  3. Паразитизм – форма межвидовых отношений – сожительство разных организмов, один из которых является паразитом, а другой хозяином.
  4. Эфемероиды – многолетние травянистые растения, для которых характерно осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут рано весной. Летом надземные побеги полностью отмирают. Остаются лишь подземные запасающие органы с почками – луковицы, клубни, корневища.
  5. Бентос - совокупность организмов, всю жизнь или большую ее часть обитающих на дне водоемов, в их грунте и на грунте.

теоретического тура школьного этапа Всероссийской

олимпиады школьников по экологии

Ответы к тестовым задачам по экологии для 9-10-11 класса

Тип задания, № вопроса

I тип задания 1.

Максимальное количество баллов - 15

II тип задания 16.

Положительного влияния на живые организмы

число особей на единицу территории

процентом населения, живущего в городах

Максимальное количество баллов - 6

III тип задания 22.

1)д; 2) е; 3) г; 4) а; 5) в; 6) б.

1) в; 2) а; 3) г; 4) б.

Максимальное количество баллов - 14

IV тип задания 25.

Максимальное количество баллов – 12

Итого:

Максимальное количество баллов - 47

Ответ к задаче с комментированным ответом для 10 класса

Он указывает на существование в природе нашей планеты сложнейшей системы взаимодействий и говорит о недопустимости необдуманных вмешательств в экосистемы.

Обращает внимание на одну из причин экологического кризиса – чрезмерное накопление отходов, многие из которых являются чуждыми природе и потому не перерабатываются в ней естественным путём, этот закон указывает на создание новых, безотходных технологий.

Он говорит о том, что, не зная законов и явлений живой природы, нельзя её улучшать и преобразовывать. Это чревато гибельными для жизни и человека последствиями.

Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно. Всё, что было извлечено из неё человеческим трудом, должно быть возмещено. Этим четвёртым законом Б. Коммонер как бы замыкает взаимодействие общества и природы. Названные законы не охватывают всех сторон взаимодействия общества и природы, они очень точно выражают стратегию природопользования и деятельности человека.

YouTube
Instagram

Повторное цветение чаще всего наблюдается у представителей семейства розоцветных, куда входят семечковые, косточковые и частично ягодные

Птицам зимой нужна наша помощь



Известно, что в июне — августе (в зависимости от вида растения) верхушечный конус цветково–ростовой или цветковой почки начинает преобразовываться в элементы цветков. В естественных условиях этот процесс обычно длится 250 — 300 дней и заканчивается к ранней весне. Но, как показали исследования, в определенных условиях цветки яблони весь этот путь могут пройти не за 8 — 10 месяцев, а за 60 — 65 дней. Основные условия столь быстрого формирования элементов цветков — повышенная температура и избыток питания.

Причиной повторного цветения деревьев может стать засуха. Если во время цветения наступает сильная сушь, то растение как бы впадает в анабиоз, и его развитие задерживается. Извлеченной из почвы корнями воды хватает только для одной части цветов, которые и развиваются. Если позже, уже в летнее время, сад начинают интенсивно поливать, то цветочные почки пробуждаются от своего невольного сна и распускаются. Если все лето была засуха или сад мало получал влаги, то бывает, что деревья зацветают с осенними дождями.

В августе–сентябре часто происходят резкие температурные перепады. Когда после августовского зноя наступает период относительно холодной (плюс 6 — 12 градусов) и дождливой погоды, а затем температура изменяется (плюс 20 — 24), для растений это большой стресс.



Жимолость в цвету.

В желтых резных бутонах сейчас и жимолость съедобная. В ее внеурочном цветении Татьяна Курлович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник сектора производства ягодной продукции лаборатории интродукции и технологии ягодных растений Центрального ботанического сада НАН Беларуси, не видит ничего необычного. У генеративных почек сортов жимолости слишком короткий период покоя — 45 — 50 дней (для сравнения: у смородины — 90 — 100, у облепихи и шиповника — 100 — 120). Уже в конце августа цветковые почки полностью готовы к распусканию. Вот они, разбуженные теплым осенним солнцем, и просыпаются. Если погода позволит, они могут зацвести и зимой. Были такие годы. Хорошего, конечно, в этом мало. Цветки пропадут и через год повторно не зацветут, потому не спешите их обрывать. Конечно, в следующем году жимолость даст плодов меньше, но они будут крупнее. Считайте, что произошел естественный отбор. При осеннем цветении у жимолости иногда даже завязываются ягоды, которые, разумеется, не вызревают. А верхние междоузлия, расположенные ниже распустившихся цветочных почек, на следующий год отмирают.

Земляника садовая во второй раз обычно зацветает очень редко. Разве только в годы, когда на смену жаркому лету приходит теплая влажная осень. Во время внеурочного цветения растение растрачивает запас питательных веществ, которые необходимы для хорошей зимовки и будущего урожая. А потому, чтобы не ослаблять кусты, все цветоносы лучше удалить.


В третий раз зацветает сирень.

Как правило, вторичное цветение груш, яблонь и других плодовых культур не бывает массовым: распускаются лишь единичные соцветия. Небольшое количество летне–осенних цветков ни на будущем урожае, ни на предстоящей перезимовке растений обычно не отражается, если, конечно, зима не окажется экстремально суровой. И тогда из необычного (чем и привлекательного) явления осеннее цветение превратится в опасное. Растение вряд ли сможет к следующему году снова запастись необходимыми для обильного урожая веществами. А это уже ведет к снижению морозостойкости и зимостойкости и повреждению зимними морозами, стало быть, к снижению потенциальной урожайности.

Поэтому по возможности (хотя бы на молодых деревцах) все же лучше заранее оборвать наметившиеся соцветия до их полного распускания, чтобы на образование таких несвоевременных цветков дерево не расходовало зря те ресурсы, которые были отложены на следующую весну.

В разные годы в различных регионах Беларуси биологи наблюдали повторное цветение яблони, груши, сливы, вишни, рябины, боярышника, ирги, черемухи, сирени, каштана, акации, одуванчика, багульника, рододендрона и других культур.

В теплую, но пасмурную осень повторное цветение у древесных культур практически не наблюдается.

Как не допустить осеннего цветения?

• Вовремя проводите профилактические обработки против болезней и вредителей.

• Не вносите азотные удобрения во второй половине лета.

• Если погода не очень жаркая и засушливая, исключите полив деревьев во второй половине лета.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте также: