Мезенская роспись по дереву технология

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Проблема приобщения детей к духовным ценностям человечества остается значимой на современном этапе развития общества. Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды, является художественный образ, который доступен пониманию и детьми дошкольного возраста.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской, пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Для своих детей я разработала две игры по мезенской росписи.

Роспись бутылочной тыквы

Роспись бутылочной тыквы В своем блоге я уже рассказывала о тыкве-лагенарии. Другие названия: бутылочная тыква, горлянка. Бутылочная тыква-лагенария, была завезена.

Роспись деревянных ложек

Роспись деревянных ложек Я уже как-то рассказывала и показывала, как можно украсить деревянные ложки. В прошлый раз это были старенькие, не раскрашенные деревянные.

Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области "Детский.

Проектная технология Перед образовательными учреждениями государство поставило ясную и важную задачу: подготовить любознательное и активное молодое поколение.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Педагог: Шпилько Е.О.

КУРСК 2016г

Возникновение промысла.

Особенности производства.

Роспись изделия.

Приложения.

Цель исследования:

Изучить историю возникновения промысла, особенности, выполнение мезенской росписи

Задачи исследования:

-выявить особенности мезенской росписи

-изучить цветовую гамму мезенской росписи

-рассмотреть технологию росписи

-освоить приёмы мезенской росписи

-научиться расписывать деревянные изделия

Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

А на изнаночной стороне художник , строго сохраняя уровни, мог сделать надписи , например: “Кого люблю – тому дарю”. Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.

Кстати, росписью занимались только мужчины , передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Мезенская роспись

Одним из удивительных промыслов северных народов по праву можно назвать мезенскую роспись. Необычные рисунки отображают в себе трудовую деятельность местных жителей, флору и фауну региона, природные явления. Каждый элемент замысловатого узора имеет собственную символику и значение. Уникальные предметы быта, расписанные черно-красным орнаментом, еще в прошлом веке сопровождали человека, от рождения до глубокой старости.

История возникновения

Мезенская (палащельская) роспись — древнейший русский художественный промысел, который позволяет в деталях изобразить все географические особенности северных регионов. Местные жители вложили в каждый символ скрытый смысл. Некоторые элементы живописи сразу просматриваются: распознать солнце, воду или лошадь в замысловатых орнаментах просто, а угадать, что означает тот или иной рисунок, гораздо сложнее. Чтобы понять, о чем хочет рассказать народ в красноречивой картине, нужно научиться читать символику.

Свои истоки этот тип росписи по дереву берет еще в начале XIX столетия. Несколько веков назад побережье реки Мезень, что протекает в Архангельском крае, населяли древние народы. Их жизнь была тесно связана с природой, и им приходилось бороться с различными проявлениями непогоды. В лесу они добывали себе пищу, охотились на птиц и мелких пушных зверьков. Полноводная река стала для местных жителей неиссякаемым источником рыбы. В земледелии людям помогали лошади и олени.

Тонкости мезенской росписи

Свою благодарность природе, ее ресурсам, различные переживания, чувства и верования мезенские мастера изображали на предметах быта. Для каждого образа, погодного явления, животного был придуман собственный символ. Таким образом, простая совокупность художественных элементов превращалась в настоящую книгу, которую можно было прочитать, познакомившись поближе со значением каждой детали орнамента.

Свое название роспись получила в честь речки Мезени. Родиной необычного искусства считается небольшое селение Палащелье, первые упоминания о котором встречаются в 1906 году. Удивительно то, что в самой Мезени не занимались таким промыслом. Именно поэтому второе название мезенской росписи — палащельская (в честь села, где впервые зародилось искусство).

Предметы быта

Издревле жители северных регионов украшали замысловатым рисунком предметы быта. Вначале люди расписывали только деревянные изделия. Сейчас усовершенствованная технология использования красок позволяет наносить красочный многозначный орнамент на предметы, выполненные из стекла, глины, керамики и других материалов. Наиболее часто элементы мезенской росписи можно увидеть:

  • на прядильных станках, утонченных прялках и лукошках;
  • на тарелках, чашках, горшочках и прочей посуде;
  • на шкатулках, статуэтках и других предметах интерьера.

Как расписать дерево в стиле мезенской росписи

В прошлом веке символичные рисунки можно было увидеть на мебели, фасадах домов, деревянных калитках, лавочках. Местные красавицы покупали яркие украшения с необычными изображениями или расписывали их собственноручно.

Нанесение охранительных орнаментов не было простой данью традиции. Предметы быта украшались мезенской росписью с целью защиты дома от духов. Считалось, что такие узоры способны противостоять злым силам, поэтому различные элементы наносились на кухонную утварь, мебель, хранилища с зернами, сундуки с дорогостоящей одеждой и шкатулки с украшениями.

Техника нанесения рисунка

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

Как расписывают дерево

Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.

Элементы росписи и их символика

Узоры мезенской росписи

Солярные знаки и природные явления, которые символизируют неземное происхождение, погоду, блага земли, воды и т. д.

Помимо этого, стоит отметить многоярусность изображений. Такая техника мезенской росписи говорит о шаманском мировоззрении древних народов.

Распространенные узоры

Ярусы в палащельской росписи разделяются между собой разнообразными полосами, волнами, повторяющимися точками и зигзагообразными рисунками. Конечно, это не простое украшение и заполнение пространства. Каждый завиток что-то значит. Вот несколько распространенных узоров, встречающихся на предметах быта, расписанных мезенскими мастерами:

Техника мезенской росписи

Земля, которая изображается в виде горизонтальных полосок. Такой рисунок может означать как небесную, так и земную твердь. Распознать символ можно по его расположению. В многочисленных легендах сибирских народов упоминается о происхождении человека из праха, грязи и глины, поэтому земля в росписи символизирует материнство, плодородие, хлеб. Почва, пропитанная водой, имеет вид ровной и волнообразной линии, горы изображаются треугольниками, распаханное поле — перечеркнутым ромбом, а засеянное — геометрической фигурой с маленькими кружочками внутри.

Особенности мезенской росписи

К числу распространенных символов также можно отнести солнце, которое напоминает по своей геометрии свастику. Небесное светило возводилось предками современных сибиряков в ранг божества. Его изображали в виде кругов, крестообразных рисунков и коловоротов. Роспись дополнялась перьями птиц или цветочными лепестками, что говорило о благополучии. Особое место в символике палащельской росписи занимает луна, которая обозначает загадочную силу, покровительницу всех женщин. Изображение полной луны дополняется крестиком.

Животный и растительный мир

Не менее значимыми образами являются животные, птицы, растения, без которых невозможно представить жизнь северных народов России. Сосновые леса и хвойные деревья изображаются в древней живописи как ветви со штрихами. Небольшие раздвоенные завитки символизируют корни растений или молодые ростки.

Изображения животных часто несут в себе скрытый смысл, а не просто демонстрируют разнообразие местной фауны:

Как расписать дерево в стиле мезенской росписи

Древние мастера не использовали в своих рисунках множество цветов. Игра контрастов заключалась лишь в использовании красных и черных красок. Благодаря такому минимализму получалось лаконичное и символичное изображение, говорящее о вечном противостоянии добра и зла.

Старинное ремесло живо до сих пор, жители северных регионов России продолжают расписывать предметы быта уникальными узорами. Такое изделие способно стать не только гармоничным украшением дома, дизайн которого выполнен в традиционном стиле, но и настоящим оберегом. Мифический смысл, заложенный в изображениях искусных мезенских мастеров, неоднократно подтверждался фактами из жизни народа, изложенными в древних писаниях.

folk art - applied crafts

Мезенская роспись – тип народной росписи домашней утвари, сложившийся в низовьях реки Мезень Архангельской области и описанный к началу XIX века. Основными особенностями росписи является архаичность изобразительности, использование красного и черного цветов, трехчастное деление сюжета.

Не многоцветная, условная, она несет отпечаток суровых природных реалий края. Вместе с тем, она обращает на себя внимание глубинным народным пониманием мира в сюжетах, которые раскрываются инвариантными слоями смысловых трактовок для каждого зрителя согласно его эрудированности. Так один и тот же сюжет разворачивается для обывателя лежащим на поверхности визуального освоения сюжетом аграрно-охотничьего цикла, но в этом же сюжете религиовед, этнограф или археолог может прочесть скрывающийся миф, отражающий языческие представления о мироустройстве.

Для увлекательного времяпрепровождения, расширения кругозора и раскрытия в себе новых граней творчества автор на страницах сайта предлагает выполнить декоративную разделочную доску в подарок или для собственной кухни.

Воссоздавая определенную народную традицию того или иного промысла мы обязаны руководствоваться конкретными определяющими ее параметрами: традиционный набор изделий; традиционные материалы; традиционные сюжеты. Если один из этих параметров изменяется, то о традиции говорить не приходится. Такое новое явление уместнее называть стилизацией.

Росписью декорировалась любая домашняя утварь от посуды, прялок, коробов и туесов, до сундуков и предметов мебели.

Роспись традиционно исполнялась на неокрашенной, негрунтованной поверхности дерева или бересты, сохраняя природную фактуру основы. Поэтому предлагается купить в хозяйственном магазине неокрашенную разделочную доску, чтобы на ней была видна фактура дерева.

Необходимо сразу оговориться о красящих материалах. Вряд ли кто в домашних условиях в единичном производстве станет в наше время растирать природные земли и сажи для изготовления экологических красителей, или пропитывать древесину льняным маслом и пропаривать её на водяной бане, пока дерево не перестанет впитывать масло, а потом полировать доску. Пищевых красителей и лаков, подходящих для художественных работ в домашних условиях в продаже нет.

Поэтому наиболее удобным вариантом декорирования в описанных условиях будет проклеивание, роспись и лачение только одной – не пищевой – стороны изделия, чтобы вторую можно было использовать в бытовых целях. Иными словами, не следует декорировать посуду со стороны соприкосновения с едой. Либо декорировать полностью, но использовать только в декоративных целях, чтобы не производить механических повреждений или нагревания. Иначе, орудуя ножом, вилкой и ложкой вы, неминуемо, будете разбивать лак и краску, получая мелко дисперсионные частички химических материалов в пищу.

Для окраски же декоративных изделий подходят любые кроющие (непрозрачные) художественные краски от гуаши до масла. На основе опыта можно порекомендовать темперу. Она дает бархатистую поверхность как гуашь, быстро сохнет и не размывается в дальнейшем лаком, потому что на поверхности красящего слоя образуется водонепроницаемая пленка. Для закрепления рисунка в старину изделие вновь покрывалось яйцом, а ныне хорошо подходит любой лак от столярного до художественного.

В области сюжетов основой росписи служит орнамент с повторяющимся рапором, который отражает цикличность жизненных и природных процессов на разных уровнях миропонимания. По структуре построения орнамент встречается во всех трех существующих вариантах: полосе (линейный, ленточный), круге (лучевой), модульной сетке (шпалерный). Во многом это обусловлено формой декорируемого объекта, но не обязательно. По изобразительным элементам орнамент комбинированный.

Важнейшей составляющей комбинации являются зооморфные изображения в основном оленей, лосей, коней и региональных птиц (рис. 1 – 2).


Рис. 1. Изображение коней, лосей и оленей в мезенской росписи


Рис. 2. Изображение птиц в мезенской росписи

Также составляющей комбинации являются геометрические элементы, предстающие зрителю символами или знаками солнца, луны, стихий, растительности и т. д. (рис. 3– 4).


Рис. 3. Знаки космоса и неба


Рис. 4. Знаки огня в мезенской росписи

Фитоморфные (растительные) элементы в комбинации также представлены широко (рис. 5 – 7).


Рис. 5. Знаки земли в мезенской росписи


Рис. 6. Знаки земли в мезенской росписи (окончание)


Рис. 7. Варианты орнаментов для всех частей трехчастной композиции

С другой стороны, можно относиться к явлению трехчастного деления в росписи как к реалиям экосистемы: земле, ее обитателям и небу. В этом вся прелесть росписи, которая раскрывается зрителю в соответствии с его эрудицией.

Вместе с тем, следует отметить тот факт, что народные мастера никогда не изображали ничего просто так. Авторитетные ученые, сошлемся, например, на М. В. Алпатова и А. П. Окладникова, уверенны в том, что изображения в древнем мире были подчинены требованиям определенного религиозного культа [1, 6]. Это и наскальные изображения, и скульптуры, и вышивка с росписью домашней утвари. В частности, на бытовых предметах, по представлениям древних народов, четко определенные знаки, нанесенные на конкретное место во взаимосвязи с функцией объекта, рассматривались как обереги, дарители необходимых свойств или усилители уже имеющихся, магниты, притягивающие определенные явления. Этот феномен охватывал все области жизни язычников не только в плане носителей магических изображений, но и саму жизнедеятельность человека и применялся в аграрной, бытовой, свадебной, охотничьей и военной магиях. Из этого можно сделать смелый вывод о том, что все современное искусство выросло из культа. Автор предполагает, что только во вторую очередь эти изображения стали связываться с украшательной функцией.

В нашей росписи мы нарисуем сверху вниз небесные линии и знаки с ниспадающими водными линиями справа налево, как бы приходящие к нам (отталкиваясь в рассуждениях от заложенной с детства идеи читать слева на право и рассматривать лист также),а также улетающих слева направо птиц (рис. 9). Всё это повествует зрителю о наступлении дождливого осеннего периода в природе. Центральный сюжет изображает лосей: самок по бокам и самца по середине. Об их половой принадлежности зритель должны понять, анализируя геометрические знаки под туловищами животных. Во-первых ярко бросается в глаза узнаваемый мужской символ в виде прямой линии с перпендикулярным знаком бесконечности в виде фаллоса и двух яичек. Мыслиться, что и яички выполнены не случайно спиралью, потому что в них жидкость (семя) и потому что оно даёт жизнь. Во-вторых обращают на себя внимание ромбы, как знак вспаханного и готового к принятию семян поля, который в данном случае можно интерпретировать как знак плодородия и готовности к выращиванию чего-либо. Вместе с тем спирали зачастую также относятся к женским символам или символам женского плодородия. Этот сюжет связывается исследователями с мотивом осеннего гона. Ниже идет стандартная для народного творчества графическая интерпретация земли в виде квадратной сетки. Причем, в квадратах мы видим опять же водные линии и знаки растений, но направленные вниз. Это мы интерпретируем как наполненную дождевой водой землю и увядающие растения на ней. Таким образом по сюжету росписи можно говорить о аграрно-охотничий тематике, по которой передавались знания о смене времен года, о размножении лосей и об особенностях охоты во время гона на лося. В то же время, на сакральном плане росписи явно прослеживаются представления о мире древних людей. Отражая трехчастное представление о мире. А изобразительные элементы подобны древнему способу не только письма, но и шифрования магических представлений о двигающих жизнь энергиях, сокрытых в понимании семантики лося как символа дождя или вызывающего дождь, разрезающего небесную твердь своими рогами… Однако у многих народов России лось еще и располагается рядом с Солнцем. Он же символ здоровья, храбрости, сил, жизни и иных, которые еще требуют систематизации в научном понимании символа. Эти различные и важные значения животного вытекают из роли лося и оленя в поддержании жизни первобытных охотничьих племен. Также место коня на небе. Коня как Солнца, скачущего над Землей или коней небесной колесницы Ярилы, а птиц как душ предков [7, 8].

Перед началом работы предлагаем выполнить подготовительные упражнения, а затем и эскиз росписи.

folk art - applied crafts

Рис. 8. Последовательность выполнения элементов росписи

Рис. 9. Вариант композиции для мезенской росписи

folk art - applied crafts

Рис. 10. Варианты композиции для мезенской росписиэлементов росписи

Перед росписью древесину необходимо проклеить яичным белком, желатином или клеем ПВА, чтобы забить поры волокон дерева, по которым, в противном случае, может растечься краска.

Далее кистью с охрой красной разметить местоположения тел будущих животных, птиц и сетку будущего орнамента.

Тонкой круглой кистью дорисовать графичными линиями дорисовать красный подмалёвок до узнаваемых элементов.

После высыхания залакировать изображения для длительного хранения.


Рис. 11. Пример выполнения мезенской росписи

folk art - applied crafts

Рис. 12. Фото выполненного изделия

Рубрики: Идеи для вас Теги: дпи, мезенская роспись, народная роспись, народное искусство

Читайте также: