Магические свойства дерева липы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агапкина Т.А.

Статья посвящена символике и ритуальным функциям липы в традиционной культуре славянских народов. С одной стороны, липа выполняет ряд культовых функций и считается священным деревом , а с другой символизирует слабость и недолговечность.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Агапкина Т.А.

Т. А. Агапкина (Москва)

Символика деревьев в традиционной культуре славян: липа

Статья посвящена символике и ритуальным функциям липы в традиционной культуре славянских народов. С одной стороны, липа выполняет ряд культовых функций и считается священным деревом, а с другой — символизирует слабость и недолговечность. Ключевые слова: символика, дерево, липа, функции, культ, фольклор.

Липа — род деревьев и крупных кустарников (Tilia), произрастающих на территории всех стран Славии. О липе имеются главки в сводных трудах по славянской этноботанике П. Соботки, К. Мошинь-ского, В. Чайкановича и др.; из специальных работ укажем на известную статью Б. Шулека, посвященную почитанию липы в Южной Славии, заметкку о лексемах с корнем лип- в русских диалектах, а также на статью М. Малохи о символике липы и калины1.

Наряду с дубом липа чаще других деревьев выполняла культовые функции и считалась святым деревом, особенно у южных славян. Большие старые липы сажали вблизи церквей, монастырей и мечетей, или же, наоборот, там, где росли старые липы, ставили церкви или кресты. Б. Шулек обратил внимание на то, что, когда вблизи какой-нибудь церкви не росли старые липы, эта церковь оказывалась новой. О старой чудотворной липе (которая некогда росла в Славонии, близ Черника), называвшейся Kazoticeva lipa, упоминается в Житии епископа Августина (начало XIV в.). Под такими старыми деревьями устраивали суды, проводили праздники и собрания жителей; там

останавливался крестный ход во время религиозных процессий, двигавшихся по полям, там читали Евангелие и организовывали трапезы; под старыми липами люди собирались перед богослужениями и т. д.2

Согласно известию XVII в., оставленному неким духовным лицом, посетившим окрестности Пожеги в Славонии в 1629-1630 гг., к почитаемой в этих местах святой липе и мусульмане и христиане приходили на первой неделе девятого месяца года; они приносили дары и свечи и священник служил молебен. Эту липу считали чудотворной, к ней обращались с просьбами, целовали дерево и кланялись ему как святыне, веря, что она поможет тем, кто приносил ей жертвы и давал обеты7. К. Мошиньский увидел в дате, к которой был приурочен обычай (первая неделя девятого месяца), указание на канун празднования Рождества Богородицы (отмечаемого 8/21 сентября), что, по его мнению, объясняет тот факт, что в фольклорной традиции липа оказалась связана именно с культом Богородицы. В доказательство такой связи он указал на то, что, например, в Лукувском повете (ныне Мазовец-кое воеводство) местные жители именно потому считали липу святым деревом, поскольку в ней якобы живет Богородица. В подтверждение этому обычно рассказывали предание о бедной падчерице, которой мачеха позволяла носить лишь свиной кожух; падчерица молилась о помощи под липой; в ответ на ее молитвы из дерева вышла Богородица и, сжалившись, отдала падчерице свою одежду8.

Культовые функции липы нашли применение и в семейных обрядах. В Герцеговине венчание в прошлом заключалось в троекратном обходе места, где совершалось богомолье, во время которого над го-

ловой молодоженов держали липовую ветвь9. В Боснии и некоторых других местах липы сажали на кладбищах10.

Почитание липы и ее участие в культовых практиках известны также в других регионах Славии. В Польше каплички (вырезанные из дерева часовенки с фигурками святых) часто располагали в тени

12 " дотворные иконы , ср. рус. диал. липопоклонник «человек, входящий

в особую [какую?] религиозную секту. Липопоклонники совершали

нее] (поляки обл. Мазовше)18. Лемки считали, что дома на Русальной неделе украшали липой именно потому, что липа спрятала Богороди-цу19. Во-вторых, липа принимает косвенное участие в крестных муках Христа. Словенские легенды рассказывают, что крест Распятия был сделан из липы, что, впрочем, не помешало этому дереву сохранить позитивное к себе отношение, поскольку Богородица нашла под ней пристанище во время своего бегства20. И наконец, в легендах третьей группы (у поляков, словаков, белорусов) именно липа чаще других деревьев и кустарников связывалась с местами чудесного явления Богородицы и святых. В преданиях и легендах Богородица появляется, живет или отдыхает на липе, когда сходит с небес на землю21, и именно она наказывает человека, причинившего вред этому дереву22.

В сюжетах легенд и преданий липа сополагается с другими природными объектами, имеющими высокий статус. Прежде всего это относится к пчеле, которая воспринимается у славян как божья тварь23, хотя соотнесенность липы с пчелой имеет вполне рациональное объяснение, поскольку во многих регионах липа является едва ли не основным медоносом. Белорусы Гродненщины считали, что, осаживая рой, надо сначала протереть улей липовыми веточками, а затем свить из них венок и положить на дно улья, чтобы и пчелы вились24. У кашубов засвидетельствован обычай сажать липы около придорожных крестов с распятием, чтобы пчелы собирались и своим жужжанием славили Бога25. Примечательна чешская легенда, которая связывает липу, пчелу и сюжет о бегстве в Египет. Согласно легенде, во время этого путешествия Святое семейство сопровождали рои пчел, чтобы защитить их от солдат Ирода. Пчелы, безусловно, погибли бы, так как в пустыне, по которой они бежали, не было никакой цветущей зелени. Однако Христос позаботился об их пропитании, и в пустыне неожиданно выросла липа и появился колодец. Люди освежились водой, а пчелы подкрепились липовым нектаром. На обратном пути пчелы встретили солдат Ирода и сильно покусали их26.

около дома при рождении в семье первенца29 и т. д.

Почти повсеместно считалось, что в липу не бьет молния, и тем не менее в Словении липы, растущие около церквей, служили своего рода громоотводами. Объясняли это тем, что некогда липа якобы попросила Бога, чтобы он направлял молнии в нее, а не в церкви, которые строили рядом с ней; поэтому липу называли охранительницей церквей и находящихся в ней людей. Эта способность липы, а также ее иные полезные свойства (целебная сила, медоносность, мягкость древесины и т. д.) рассматривались словенцами как результат ее благословения свыше. Известны легенды, в которых в ответ на готовность липы служить громоотводом для церкви Бог награждает липу всеми названными качествами, а также морозостойкостью, способностью быстро восстанавливаться после попадания в нее молнии и мн. др.30

Согласно историческим преданиям, несправедливо осужденный или оклеветанный человек, желая доказать, что был невиновен, сажал где-нибудь в землю липу вверх корнями и вниз ветвями; в доказательство его невиновности липа пускала ветви и листья прямо из своих корней. Подобные липы якобы имелись в Чехии, Моравии и Германии еще в конце XIX в.31

который хотел надругаться над ней; липа, простоявшая на вершине горы долгое время и пользовавшаяся почитанием местных жителей, вызывала недовольство местного священника, который попытался срубить ее, но был ослеплен брызнувшей из дерева кровью40.

По наблюдениям К. Мошиньского, надежным средством для обезвреживания вампиров, водяных и других демонов, были липовое лыко,

Древесину липы отличает особая мягкость, легкость в обработке, поэтому в быту из нее изготавливали предметы домашней утвари, церковного обихода, а также использовали в строительстве (из

Тот факт, что в фольклоре эпитет липовый получал значение 'недолговечный, слабый, бедный', может быть одновременно поставлен в связь со вторым словарным значением сущ. липа — 'о чем-то поддель-

Как отмечают авторы современного словаря русского арго, на рубеже Х1Х-ХХ вв., во время интенсивного заимствования германизмов, вместо русских лексем липовый, липковый стали активно употребляться соответствующие заимствования из немецкого типа линковый; они же обращают внимание, что в современном арго активно используются лексемы с корнем лип- типа липовать 'лгать', 'бояться' и т. д.70

Некоторое время назад в рамках проекта, посвященного расшифровке надписей-граффити из Новгородского Софийского собора, исследователями была заново прочитана надпись № 199, фактически представляющая собой заклинательный текст. Вот вариант ее последнего прочтения:

Голоде-железньчь, камлн[е]и пьрьси, медлнаА. голова, лип(о)ва челюсть, зоуб[е] ахидьне. Вороже, бесе, сотона, тать, м[ы]тарь, Июдо безаконьнаА

Оу, л [т]е Дан(и)ле, б[р]атие!

2 Suljek B. Zasto Slaveni postuju lipu. S. 159-167; Frankovic M. Kult drveta u zivotu i obicajima stanovnistva sjeveroistocne Bosne // Zbornik ra-

3 Ловешки край. Материална и духовна култура. София, 1999. С. 314.

4 Крстева А. Народната медицина во Железник // Македонски фолклор. 1987. Год. XX. № 39-40. С. 120.

5 Kuret N. Praznicno leto Slovencev. Starosvetne sege in navade od pomladi do zime. Celje, 1965. D. 1: Pomlad. S. 307.

6 Тро]ановип С. Ватра у обича]има и животу српског народа. Бео-град, 1930. C. 75, 79-81.

7 Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. S. 533.

9 Ча]жновип В. Речник. С. 167.

10 FrankovicM. Kult drveta. S. 254.

11 Grajnert J. Drzewa podaniowe // Tygodnik illustrowany. 1863. T. 8. № 220; Niebrzegowska S. Przestrach od przestrachu: Rosliny v ludowych przekazach ustnych. Lublin, 2000. S. 114.

12 Красностав Волынской обл. (Полесский архив Института славяноведения РАН).

13 Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин. Л., 1981. Т. 17. С. 57.

14 Лилек Е. Вjерске старине из Босне и Херцеговине // Гласник Земалског музеjа Босне и Херцеговине у Сараjеву. Сараjево. 1894. Св. 6. С. 372.

15 Полацш этнаграфiчны зборшк. Вып. 2: Народная проза беларусау Падзвшня. Ч. 1 / уклад. У А. Лобача. Наваполацк, 2011. № 598, 599.

16 Андреевка Черниговской обл. (Полесский архив.).

17 РомановЕ.Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 5. C. 185, № 106, Могилевский у.

18 Archiwum katedry etnologii i antropologii kulturowej Uniwersytetu Warszawskiego, O/31.

19 Reinfuss R. Sladami Lemków. Warszawa, 1990. S. 84.

20 4ajrnHoeuh В. Речник. С. 165, 166.

21 Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. S. 529; Niebrzegowska S. Przestrach od przestrachu. S. 86.

22 Karwicka T. Zakazy zwi^zane z drzewami i motywuj^ce je wierze-nia // Etnografia Polska. Wroclaw; Warszawa; Kraków; Gdansk, 1973. T. 17. Z. 1. S. 132-133.

23 Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 448.

24 Federowski M. Lud Bialoruski na Rusi Litewskiej. Materaly do etno-grafii slowianskiej. Krakow, 1897. T. 1. № 2101.

25 Perszon J. Na Jastra Wielki Post i okres wielkanocny w wejherow-skiem. Luzino, 1992. S. 58.

26 KostalJ. Rostlinstvo v podani prostomrodnim. Velké Mezifici, 1902. S. 289.

27 Vinscak T. Vjerovanja o drvecu. S. 71.

28 Филиповик М. Живот и обичаjи народни у Височку Нахщи // Српски етнографски зборник. Београд, 1949. Кн. 61. C. 200.

29 Vinscak T. Vjerovanja o drvecu. S. 71.

30 Rasla je jelka do neba. Zgodbe iz nasega ljudskega herbarija / Ur. Z. Smitek, M. Kropej, R. Dapit. Radovljica, 2012. S. 42-43.

31 Sobotka P. Rostlinstvo a jeho vyznam. S. 97.

32 Husek J. Hranice mezi zemi Moravsko-slezskou a Slovenskem: Studie etnograficka. Praha, 1932. S. 266.

33 Kuret N. Praznicno leto Slovencev. Starosvetne sege in navade od pomladi do zime. Celje, 1967. D. 2. S. 26, 27.

34 Олбин Черниговской обл. (Полесский архив. ).

35 Ловешки край. С. 315.

36 Лилек Е. Вjерске старине из Босне и Херцеговине. С. 372.

37 FilipoviCM. Prilozi etnoloskom poznavanju severoistocne Bosne. Sarajevo, 1969. S. 110.

38 Biegeleisen H. U kolebki. Przed oltarzem. Nad mogil^. Lwow, 1929. S. 454.

39 Morcinek G. Uroda Beskidu Sl^skiego // Wierchy. 1931. Rocz. 9. S. 22.

40 Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 284-285.

41 Wysoczanski Wi. Jçzykowy obraz swiata w porownanich zleksykali-zowanych. Na materiale wybranych jçzykow. Wroclaw, 2006. S. 118.

42 Беларуси фальклор. Мiнск, 2014. Вып. 1. C. 285.

43 Куединские былички. Мифологические рассказы русских Куе-динского района Пермской области в конце XIX — ХХ в. / Сост. А. В. Черных. Пермь, 2004. С. 62, 69.

44 Мифологические рассказы и поверья Нижегородского Поволжья / Сост. К. Е. Корепова, Н. Б. Храмова, Ю. М. Шеваренкова. СПб., 2007. № 115, 218, 220, 221, 224.

45 Куединские былички. С. 91, 95.

46 Подюков И. А., Белявин А. М., Крыласова Н. Б., Хоробрых С. В., Антипов Д. А. Усольские древности. Традиционная культура русских конца XIX — XX в. Усолье, 2004. С. 159.

47 Бузин В. С. Рождение, вступление в брак и смерть в традиционной южнорусской обрядности (Липецкая, Тамбовская, Пензенская области). Материалы и исследования. СПб., 2015. С. 619.

48 Российский этнографический музей. Архив. Ф. 1. Оп. 7 (Тени-шевский архив). Д. 1446. Л. 16.

49 Moszynski К. Кикига ludowa Slowian. S. 529-530.

50 Gustawicz В. Podania, ргаеБ^у, gadki i nazwy ludowe w dziedzinie przyrody. Cz. 2 // 2Ы6г wiadomosci do antropologii krajowej. Krak6w, 1882. Т. 6. S. 299-300.

51 Ко$Ш J. Rostlinstvo V podam pшstonaшdmm. S. 290.

53 Криничная Н. А. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины и поверья Русского Севера. М., 2011. № 2, Пудожский у.

55 Гура А. В. Символика животных. С. 160.

56 Соболевский А. И. Великорусские народные песни. СПб., 1898. Т. 4. № 559.

57 К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края / Науч. ред. И. А. Подюков. СПб., 2014. С. 52.

58 Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 1: Календарные обряды и песни / Отв. ред. О. А. Пашина. С. 657.

59 FilipoviCМ. Рп^. S. 79.

60 Гласник Земалског музеjа Босне и Херцеговине у Сараjеву. Сараjево, 1899. Св. 3. С. 714.

61 Босанска вила. Сараjево, 1887. Год 2, св. 1. С. 7.

62 См.: Сикимик Б. Ъаво и jалова жена // Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999. С. 424.

63 Словарь современного русского литературного языка. М.; Л., 1957. Т. 6. С. 242, 244.

66 Попов В. М. Словарь воровского и арестантского языка. Киев, 1912. S. V. Липовый.

67 Словарь русских народных говоров. Т. 17. С. 56.

68 Словник украшсько! мови. Кив, 1973. Т. 4. С. 487-488.

69 Словарь русских народных говоров. Т. 17. С. 57.

70 Грачев М. А., Мокиенко В. М. Русский жаргон. Историко-этимо-логический словарь. М., 2009. С. 173-174.

71 Гиппиус А. А., Михеев С. М. О подготовке Свода надписей-граффити Новгородского Софийского собора // Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики. XV Международный съезд славистов. М., 2013. С. 167-168.

73 Фридрих И. Д. Фольклор русских крестьян Яунлатгальского уезда. Кн. 1: Песни детские, хороводные, беседные, обрядовые, заговоры и духовные стихи. Рига, 1936. № 630.

74 Фольклор старообрядцев Литвы. Т. 2: Народная мифология. Поверья. Бытовая магия / Издание подготовил Ю. Новиков. Вильнюс, 2009. № 846.

75 Заговоры и молитвы из коллекции Корниловых / Подготовка текстов и комментарии А. В. Пигина // Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков. М., 2002. С. 245-246, Олонецкая губ.

The article is dedicated to the symbolic and ritual functions of trees in Slavic traditional culture. On the one hand, linden has several cult functions and is considered a sacred tree. On the other hand, it symbolizes weakness and short lifespan, and thus is connected to some negative meanings and motifs.

Рецепты, заклинания, травы, зелья, амулеты, ароматы и праздники.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Магия липы


Липа известна нам как источник душистых соцветий, чай с которыми отлично помогает от простуды. Помимо лечебных свойств у липы, однако, есть и магические, причем использовать можно не только цветки, но и листья, кору, древесину.

Липа является защитным деревом. Для этих целей ее можно посадить в своем саду или повесить над дверью липовую ветку. В обережные мешочки добавляют липовую кору; кроме того, древесина липы - отличный материал для амулетов, прежде всего, охраняющих семейный очаг от бурь и невзгод, а также - для талисманов счастья и защитных оберегов. Шкатулка или баночка из липового дерева - великолепное место для хранения ваших украшений, памятных подарков; в липовой "упаковке" любая вещь обретет благотворные свойства и избавится от наносного негатива.

Подушки, набитые смесью лавандового и липового цвета, используют для обеспечения спокойного и крепкого сна. Листья липы можно добавлять в подушки, призванные обеспечить любовь, бессмертие, счастье и благополучие своему владельцу.

Имеет липа и качества, позволяющие использовать ее части в любовной магии. Если вы хотите, чтоб ваш партнер чувствовал себя рядом с вами защищенно и уверенно, чувствовал уют и тепло, то липа - очень подходящий ингредиент для афродизиака или любовного напитка, а также мешочка для ванн с приворотными свойствами. Однако бурной страсти, неудержимого влечения липа возбудить не способна.

Магические свойства Липы

Липу считали самым светлым деревом. С ее помощью избавлялись от болезней. Все человеческие недуги оставались на этом дереве в виде наростов. Липовыми прутьями скотину бить нельзя было, иначе помрет.

По древнегреческой легенде, титан Крон явился на свидание к океаниде Филере, но был застигнут своей женой. Чтобы скрыть свое преступление, неверный супруг принял облик коня. Позднее, как положено, у Филеры родилось дитя — кентавр Хирон. Мать в ужасе взмолилась богам о помощи и они превратили ее в липу. А Хирон, как известно, стал добрым и мудрым существом, философом и целителем.

В русском народном творчестве прекрасная Липа связана любовью и Дубом и Кленом.

Липа — одно из немногих расте­ний на земле, которое содержит фитогормоны, т.е. вещества, близ­кие к женским половым гормонам. Может быть, поэтому цвет липы об­ладает омолаживаю­щим действием.

В старину липой лечили женские опухоли (фибромиомы). Для этого собирали липу только на самом молодом месяце (это всего 1-2 дня), затем цвет уже не будет обладать противоопухоле­вым эффектом. Вообще напарлипы и чай с ней невероятно полезны и необходимы в любое время года.

В народе существует примета: засохла липа в саду — к худу. Объяснение здесь простое: конечно, плохо лишиться дерева, которое и лечило, и обувало (вспомним лапти из липового лыка).


Обратите внимание на дату своего рождения. Если вы родились с 11.03 по 20.03 или с 13.09 по 23.09, то по гороскопу друидов, липа это ваше дерево.

из липы

Издавна известно, что любое дерево наделено определенными свойствами. Магические особенности липы направлены на защиту семьи и дома. Также липовая древесина влияет на активность, творческий потенциал человека, направляет его по нужному жизненному пути, где не будет преград, болезней. Мощную силу обретает оберег из липы своими руками – он делает женщину очаровательной, привлекает к ней мужчин.

Оберег из липы своими руками

Созданию любовного талисмана лучше посвятить пятый день недели, в который растет луна. Можно выбрать в пятницу любой промежуток рекомендованного времени: 5.00 -6.00, 11.00 — 12.00, 16.00 — 17.00, 22.00 — 23.00

Сила липового оберега из липы тоже увеличится с помощью подзарядки от энергии растущей луны. Надо амулет подержать под сиянием ночного светила в пятницу, когда зайдет солнце.

Оберег из липы

Правила изготовления

Как сделать оберег из липы и сохранить сделанный липовый амулет надолго в действии?

Поначалу требуется решить, для чего предназначен оберег. Затем для его получения выбирается крепкое здоровое дерево, которое по энергетике совпадает с энергетикой будущего обладателя амулета.

  1. В мыслях у дерева спрашивается разрешение забрать у него стебель. Перед уходом возле липы непременно кладутся несколько монеток, кусочек хлеб либо горсть крупы.
  2. По возвращении домой ветка остается в покое несколько недель. За это время она привыкнет к жилью, впитает его энергетику.
  3. По истечению времени от ветки отпиливается кружок. На нем с одной стороны вырезается остроконечным ножом либо скальпелем нужный символ. Можно из ветки выпилить также крестик, овал, квадрат, треугольник.
  4. Затем в амулете делается отверстие, сквозь которое продевается кожаный шнурок.
  5. Поверхность липового оберега покрывается разогретым пчелиным воском либо лаком. Это защитит деревянный талисман от пыли, грязи, сохранит его начальный облик.

Внимание: Нанесение какого-либо символа на липовый талисман не является обязательным. Он имеет силу и без выпиленного на нем символа.

Оберег из липы на кожаном шнурке

Для ношения личного липового оберега более подходит кожаный шнурок. Мягкий и гладкий, он выглядит естественно и эстетично в тандеме с деревом, не подвержен разламыванию при сгибании. У человека при касании к его коже тесемка оставляет приятное ощущение.

Но важнее то, что шнурок из кожи обеспечивает прочную связь обладателя амулета с природой. Цвет же кожаного шнурка на липовом обереге чаще имеет коричневую тональность. Вешают талисман также на белой тесьме из кожи.

Такой оберег особенно помогает Овнам, Весам, Водолеям, так как по гороскопу друидов липа – дерево этих знаков зодиака.

Оберег из липы от сглаза и порчи

Мощнейшей силой обладает липовый амулет, на котором изображена руна. Если требуется оберег из липы для защиты от порчи и сглаза, а также зависти, лучшим представителем рунического письма для талисмана служит Альгиз. Она из всех рун наделена самыми сильными защитными свойствами. Подобный амулет поможет владельцу быть всегда в безопасности.

  • Руна Альгиз имеет изображение в виде тонкого ствола растения с тремя веточками без листьев вверху. Рисунок на оберег из липы нанести просто, для этого не нужны наклонности к рисованию
  • Руна Иса выглядит, как английская буква I. Этот знак тоже отведет от обладателя липового оберега порчу и сглаз.
  • Руна Тейваз напоминает схематично нарисованную стрелу. Она успешно отбросит негативные посылы от человека и вернет тому, кто их направил.
  • Руна Турисаз – это треугольник, присоединенный посередине к вертикальной линии. Он убережет хозяина от сплетен, интриг.

Внимание: Гравировка либо выжигание этих рун на липовом обереге не вызовет сложностей. А сделанный своими руками амулет обретет значительную мощь в сравнении с экземплярами из магазина.

Очистка и подзарядка оберега из липы

Периодически надо очищать и заряжать такой талисман, чтобы сохранить надолго его магическое действие. Проводить ритуал следует в спокойной обстановке, в одиночестве с использованием энергий 4-х стихий.

Огонь зажженной белой свечи очистит оберег, если пронести его через пламя, а свечу сразу же выбросить. Солнечные лучи чистят легко воспламеняющийся амулет. Изделие в ясный солнечный день помещают на открытом воздухе (во дворе, на обратной стороне балконного подоконника, т. п.), держат там до захода светила.

Землей (сухой) надо засыпать толстым слоем амулет вечером, оставить до утра. Если есть возможность, достаточно положить оберег на землю и обложить каменными фрагментами.

Воздух для очистки используется ясным днем. Выйдя на улицу, нужно стать лицом на восток, поднять руки с амулетом и постоять 30 сек. Необходимо проделать обряд с поочередным поворотом на юг, запад и север.

Вода для промывки оберега используется чистая из-под крана либо родниковая. Контакт с влагой навредит необработанной покрытием поверхности талисмана. Тогда достаточно обрызгать оберег дождевой водой и просушить.

Оберег из дерева липы, самостоятельно изготовленный, обладает обширными возможностями. Надо только правильно его выполнить, придерживаясь изложенной инструкции.

Читайте также: