Какие деревья растут на могиле базарова

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ"

Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе "Отцы и дети", прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву.

Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои "Отцов и детей" зооморфны. Например, Николая Петровича Базаров прямо называет божьей коровкой, а Фенечка — кошечка во сне Базарова. А что же сам Базаров? Его уже труднее сопоставить с каким-либо животным. Возможно, он сам сопоставляет себя с лягушкой, считая, что все люди все равно что лягушка. Говоря о Базарове, нужно сказать, что он, наверное, единственный герой, у которого есть талисманы. И здесь показывает свое влияние природа, к которой Базаров относится равнодушно, даже с цинизмом: "Природа не храм, а мастерская, и человек — в ней работник". А ведь именно природа дала ему один из его талисманов — осину. Но осина дерево очень необычное, она забирает энергию, и на нем даже вешали преступников. Почему же именно осина стала талисманом Базарова? Возможно, потому что Базаров и сам похож на осину. В разговоре с ним многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Наверное, это и стало причиной того, что Аркадий Кирсанов последовал за Базаровым, хотя в душе не был нигилистом. Но в то же время есть версия о том, что из осины был сделан крест Христа, то есть в осине присутствует положительное начало. И, безусловно, нельзя отрицать положительные качества Базарова как человека умного и достаточно образованного. Базаров — лягушка, а ведь только она может обращаться к Богу.

Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовой презрительно отзывался о женщинах, говорил, что свободно мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, — дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины.

Еще один яркий персонаж "Отцов и детей" — это Павел Петрович Кирсанов. И если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович — это лес. Лес состоит из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти — нет. Павел Петрович — человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает понимать Базарова, ведь лягушка — талисман Базарова. У Базарова с Павлом Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка живет в лесу. И еще Базаров — это и червь, и орел и Павел Петрович — и апостол Павел, и "маленький".

Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей Одинцовой. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал. Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там.

В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу.

И в переломном моменте романа — дуэли — тоже присутствует мотив дерева: дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэлянтов, и никто не догадался о том, что же на самом деле произошло между Базаровым и Павлом Петровичем.

Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался, зачем он жил, нужен ли он России? Любовь и природа победили его холодность и равнодушие, и над его могилой мы видим две прекрасные елки, посаженные заботливыми рукам! его родителей.

Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.

отцы и дети роль пейзажа в романе

Первое описание природы встречается во время поездки главных героев в Марьино. Этим Тургенев показывает, что творится в дворянских имениях. Ведь проблемы были не только в Кирсановских деревнях, но и по всей России. Мужики выглядели исхудалыми и потрепанными, коровы — отощавшими, они жадно щипали траву. Посреди красного дня встал призрак белой и безотрадной зимы с метелями и снегами. Жизнь бедного крестьянина автор ассоциирует с бесконечной и безрадостной зимой.

отцы и дети краткое содержание по главам

Иван Сергеевич Тургенев поистине считается мастером пейзажных зарисовок. Известный писатель создавал удивительные картины природы в своих произведениях. Тургенев считается бесспорным классиком мировой литературы, поскольку он писал на важные и актуальные темы.

Описание природы является не просто фоном произведения. Это также способ передачи переживаний героев и атмосферы событий. Пейзаж имеет важное смысловые значение, так как выражает авторскую точку зрения на обстоятельства, в которых оказались персонажи.

С первым пейзажем читатель знакомится, когда автор повествует о поездке Евгения Базарова, Аркадия и Николая в Марьино. Природа здесь олицетворяет обстановку в имении Кирсановых. Также пейзаж символизирует те насущные проблемы, с которыми столкнулась Россия в эпоху отмены крепостного права.

Пейзаж в начале романа ассоциируется с нищетой и бедностью: голые деревья и серая земля. Такое описание природы связано со старым укладом жизни помещиков:

Однако за таким скучным описанием природы следует другое, повествующее о надежде и красоте:

С приходом весны и тепла у персонажей появляется надежда на лучшее, на перемены. Автор показывает, как весной у персонажей произведения возникают светлые мысли о счастье и о будущем.

Пейзаж, главным образом, отражает психологию героев. Заслуга Тургегева в том, что он наделил персонажей невероятной гармонией с природой, способностью сочувствовать и сопереживать каждому природному явлению. Ведь состояние природы в романе — это отражение души и настроения героев. Так, прекрасное описание имения Кирсановых автор сопоставляет с внутренним состоянием Николая Петровича. Пейзаж наполнен зелёными красками, олицетворяющими молодость и спокойствие. Именно так Тургенев изобразил пробуждение самого Николая Петровича. А подстриженные кусты и деревья символизируют неинтересную, однообразную жизнь Анны Сергеевны.

Пейзажные зарисовки также отражают психологию души героев. Например, ясное солнце или дождь говорят о радости или грусти.

Можно утверждать, что главную функцию описание природы выполняет в последней главе произведения. Ведь здесь природа показывает несостоятельность теории нигилизма Базарова. Всё происходит согласно законам природы: теории погибают, и только природа способна жить вечно.

СочиненияИтоговое сочинение: Кого можно назвать белой вороной?

СочиненияСимволы в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение

Вспомогательные приемы

отцы и дети цитаты


Во второй главе Аркадий знакомит отца со своим другом. И представляет Евгения Базарова как простого человека, с которым можно обращаться, не церемонясь и не стесняясь.

В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятельное значение, но композиционно подчиненные основной идее романа. пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

Мастерская

А вот сад Одинцовой с ровными аллеями, стрижеными елочками и высаженной оранжереей создает впечатления искусственности жизни, для нее она однообразна и размерена.

Базаров в разговоре с ней сравнивает людей с деревьями. И сам вспоминает о детстве и об осине на краю ямы. Это дерево стало его двойником — гордым, одиноким и очень озлобленным. В общем, можно сразу невооруженным глазом заметить, что все герои романа проверяются их отношением к природе. И ведь не зря Базарова так потянуло к Одинцовой, как оказалось, у них много общего.

отцы и дети описание природы

Образ дороги

создание отцы и дети

Природа

отцы и дети пейзаж в 3 главе

Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира

Все структурные особенности в нем построены на основе приема антитезы, что символизирует название романа. В параллельном сопоставлении картин войны и мира участвует также и природа. При описании охоты, сельских пейзажей автор создает великолепные мечтательные образы, наполненные солнцем, светом, мерцающей росой и искрами костра. Однако как изменяется природа, созданная пером Толстого в моменты описания боевых действий. Хмурое небо, затянутое тучами, мрачная погода и неприветливая атмосфера отражают весь трагизм войны, обрушившейся на Россию.

Тест по произведению

Покой и вдохновение

Одинцова практически равнодушна к природе, как и Базаров, она гуляет по саду только потому, что это для нее привычное дело. А вот для Николая Петровича природа является источником вдохновения. Катерина и Аркадий — молодые и беззаботные, они буквально по-детски влюблены в нее. Хоть Аркадий и пытается это всячески скрыть, но истина слишком очевидна.

Шесть пейзажей а романе И.С. Тургенева Отцы и дети

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.

Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.

И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы.”

И. С. Тургенев мастерски использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.

Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует её. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг отвечает:”Пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь.”

Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется

Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.

Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.

Трудный, внутренний процесс познания истинной любви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 6896 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

… его жизнелюбия и талантливости, всего того, что составляло, по мнению Тургенева, русский народный характер, нашли свое отражение в “Записках охотника”. “Записки охотника” послужили Тургеневу замечательной писательской школой. Описывая крестьян, их отношения и собственные охотничьи путешествия, Тургенев оттачивает два главных своих писательских таланта — психолога и пейзажиста. Уже здесь он …

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.

Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.

И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы.”

И. С. Тургенев мастерски использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.

Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует её. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг отвечает:”Пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь.”

Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется

Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.

Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.

Трудный, внутренний процесс познания истинной любви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 6896
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Статья посвящена проблеме воскресения мертвых в религиозной культуре человечества. Представлен религиозный взгляд по рассматриваемому вопросу.

Литература:
Тургенев И. С. Отцы и дети. М., Астрель, 2005 г. – 240 с.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Том 1. Сад во время зимы. М., Православное издательство, 1993 г. – 572 с.
Волков П. В. Потомки Адама.- М.-СПб.-Новосибирск: Общество святителя Василия Великого, Православная Гимназия во имя Преп. Сергия Радонежского, 2003.- 207.
Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. – 144 с.

Описание могилы Базарова

1 ответ

Оценка: 3.8 ( 5 голосов)

  • 1. Смысл смерти Базарова
  • 2. Испытание Базарова смертью
  • 3. Почему Тургенев приводит к смерти Базарова?
  • 4. Болезнь и смерть Базарова кратко
  • 5. Происхождение Базарова (цитаты из текста)
  • 6. Почему смерть Базарова это подвиг?
  • 7. Взгляды Базарова, цитаты из текста (таблица)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Какие деревья растут на могиле базарова


Деревья на кладбище

Образ дерева, стоящего на могиле, знаком нам ещё из народных сказаний и древних мифов. У многих других народов есть мифы о деревьях, выросших на могилах возлюбленных, или отмечающие место смерти выдающегося человека.

В последние века таким историям стали придавать философское значение, утверждая, что дерево, растущее в месте последнего упокоения, символизирует жизнь, происходящую из смерти. Уже относительно недавно появилась технология, буквально воплощающая этот принцип в жизнь: так называемые биоурны используют тело человека как материал, удобряющие дерево. В качестве положительной стороны этого способа захоронения называют не только красивый образ, но и решение проблемы нехватки мест под кладбища в постоянно расширяющихся крупных городах.

К сожалению, в России биоурны ещё не распространились. Но уже сейчас множество людей хотело бы почтить своих близких, отметить их могилу каким-то многолетним растением. Итак, что нужно, чтобы посадить дерево на кладбище?

Дерево на кладбище: значение разных пород

У кельтов со смертью ассоциировался тис. Причина тому в яде, содержащемся в плодах этого дерева: ягоды тиса были одним из излюбленных способов самоубийства в этой культуре, например, среди воинов, опасавшихся попадания в плен. Связь тиса и смерти сохранилась в изменённом виде и много веков спустя, когда кельтское язычество забылось, да и сами кельты в основном растворились среди других народов. До сих пор на территории Англии, Франции и Испании тис – это повсеместное дерево на кладбищах.

Славяне издавна связывали со смертью ёлку: кладбища часто устраивали в еловых лесах, и до сих пор сохранятся традиция забрасывать лапами хвойного дерева дорогу позади похоронной процессии. Иногда елку также специально сажали на месте захоронения.

Другое дерево, которым отмечали место последнего упокоения в древности – дуб. Если предполагать, что у этого обычаи было какое-то значение, оно, скорее всего, противоположно смыслу, заложенному в тис. Дуб выступал как максимально живое дерево с глубокими корнями и мощной кроной, которое соединяло подземный мир мёртвых и небеса. Впрочем, никаких текстов, подтверждающих это, у нас нет, и всё, на что мы может опираться, это гипотезы, которые выстраивают учёные на основании значения дуба в мифах.

Биологические соображения: какое дерево выбрать на кладбище?

Мощная корневая система дуба, клёна, рябины и некоторых других деревьев рискует с годами обернуться проблемой, особенно если корни залезут на соседнюю могилу. А это вполне реальная перспектива, учитывая маленькое расстояние между местами захоронений на многих крупных кладбищах. По этой же причине стоит осторожно высаживать высокие деревья, способные закрыть свет для других растений на соседних участках.

Особенными проблемами чревата осина. Дело в том, что это дерево разрастается, как грибница – гигантская корневая система даёт новые и новые побеги. Зачастую осиновая роща – это, фактически, единый организм, который потенциально может захватить всё кладбище. Впрочем, скорее всего, администрация срубит его раньше.

Юридические соображения: разрешено ли садить дерево на кладбище?

Легальных ограничений по поводу того, что можно сажать, а что нет, не так уж много. Конечно, каждое конкретное кладбище может выдвигать собственные требования, зависящие от изменения экологической ситуации, почвы и влажности в той или иной местности. Базовый документ, на который они опираются – Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (№ МДС 13-2.2000).

В вопросе высадки деревьев непосредственно среди могил на первое место выходят соображения проветривания и инсуляции. Излишне плотная высадка деревьев создаёт риск того, что воздух будет застаиваться, а на кладбище, особенно большом, это чревато неприятным запахом и другими, более серьёзными проблемами. Соответственно, ограничения высадки деревьев имеют строго количественный характер – плотность посадок на 1 га не должна превышать 170-250 штук.

Возможно, вам будет интересно:

Символическое значение смерти Базарова.

• у идей нигилизма нет будущего;

• пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;

• Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.

Композиционная роль эпилога – авторский взгляд на будущее России:

• упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;

• жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

• судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

• судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

• описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.

Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов.Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.

Дуэль Базарова и Павла Петровича.За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.

Смерть Базарова. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.

Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.

В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.

Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.

В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.

Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

Какие деревья растут на могиле базарова

Ответ оставил Гость

В тексте только раз упоминается имя. А затем только слова, указывающие на родство ( муж, жена, сын, родители) Сей факт о том, что без семьи невозможна жизнь и любовь во всех ее проявлениях.
Человек- ничто перед мирозданием. Он не исключение, а часть природы. Не стоит критиковать, а лучше – подружиться со всеми и честно служить людям. Семья – это семь ” я ” , а в ней и любовь к родителям, к детям, к женщине.

Читайте также: