Какие деревья посадил отец базарова в саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Приглашают пить чай. Василий Иванович хочет посоветоваться с сыном относительно одного из больных.

Молодые люди по дороге заезжают к Анне Сергеевне, где их встречают крайне холодно. Спустя несколько часов Аркадий и Базаров уезжают.

В имении Кирсановых им рады. Хозяйственные дела Николая Петровича не ладятся, и поэтому Аркадий готов ему помочь. Базаров проводит опыты над лягушками. От Николая Петровича Аркадию становится известно, что между покойной матерью Анны Сергеевны Одинцовой и его матерью существовала переписка. Он просит отца отдать сохранившиеся письма. Не проходит и десяти дней, как Аркадий отправляется один в имение Одинцовых и встречает Катю, которая приглашает его в сад. Вместе с девушкой они приходят к Анне Сергеевне, которая на сей раз оказывает гостю радушный прием.

Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе - все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе “Отцы и дети”, прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, - дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву.

Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои “Отцов и детей” зооморфны. Например, Николая Петровича Базаров прямо называет божьей коровкой, а Фенечка - кошечка во сне Базарова. А что же сам Базаров? Его уже труднее сопоставить с каким-либо животным. Возможно, он сам сопоставляет себя с лягушкой, считая, что все люди все равно что лягушка. Говоря о Базарове, нужно сказать, что он, наверное, единственный герой, у которого есть талисманы. И здесь показывает свое влияние природа, к которой Базаров от

носится равнодушно, даже с цинизмом: “Природа не храм, а мастерская, и человек - в ней работник”. А ведь именно природа дала ему один из его талисманов - осину. Но осина дерево очень необычное, она забирает энергию, и на нем даже вешали преступников. Почему же именно осина стала талисманом Базарова? Возможно, потому что Базаров и сам похож на осину. В разговоре с ним многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Наверное, это и стало причиной того, что Аркадий Кирсанов последовал за Базаровым, хотя в душе не был нигилистом. Но в то же время есть версия о том, что из осины был сделан крест Христа, то есть в осине присутствует положительное начало. И, безусловно, нельзя отрицать положительные качества Базарова как человека умного и достаточно образованного. Базаров - лягушка, а ведь только она может обращаться к Богу.

Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовой презрительно отзывался о женщинах, говорил, что свободно мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, - дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины.

Еще один яркий персонаж “Отцов и детей” - это Павел Петрович Кирсанов. И если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович - это лес. Лес состоит из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти - нет. Павел Петрович - человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает понимать Базарова, ведь лягушка - талисман Базарова. У Базарова с Павлом Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка живет в лесу. И еще Базаров - это и червь, и орел и Павел Петрович - и апостол Павел, и “маленький”.

Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей одинцое)й. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал. Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там.

В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу.

И в переломном моменте романа - дуэли - тоже пpиcyтcтвyeт мотив дерева: дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэ лянтов, и никто не догадался о том, что же на самом деле произо шло между Базаровым и Павлом Петровичем.

Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался, зачем он жил, нужен ли он России? Любовь i природа победили его холодность и равнодушие, и над его могило! мы видим две прекрасные елки, посаженные заботливыми рукам! его родителей.

Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.

Природа в романе служит и для характеристики героев. Николай Петрович – человек не совсем хозяйственный, но душевный, романтичный. Описывая имение Кирсановых, автор говорит, что хозяин разбил сад, но деревца приживались плохо, в выкопанных прудах набралось мало воды, а в колодцах она была солоноватой. Самым замечательным местом была беседка, вокруг которой разрослись сирень и акация. Это указывает на то, что Николай Петрович мало приспособлен для хозяйственной деятельности, его больше привлекает духовное, поэтому беседка – место отдыха, чаепитий и задушевных бесед – выглядит ярким пятном на фоне скудного пейзажа имения. Писатель не раз подчеркивает, что Николай Петрович любит природу, в ней он находит успокоение для своей души и мыслей, барин умеет наблюдать и замечать всю красоту и прелесть окружающего мира. Он человек сентиментальный и мечтательный. После спора Павла Петровича и Базарова Николай Петрович выходит в сад, размышляет об отношениях с сыном и любуется природой. Вокруг виднелись неподвижные поля, солнце уже заходило, и его лучи будто в последний раз хотели поласкать рощу, летали ласточки, пчелы жужжали в кустах сирени. И глядя на всю эту красоту, Николай Петрович не соглашался с Базаровым, который утверждал, что природа не храм, а мастерская. В этом и сам автор, и читатель солидарны с Николаем Петровичем.

Пейзаж характеризует не только Кирсанова, но и Анну Сергеевну Одинцову. В ее саду читатель видит желтую каменную церковь под зеленой крышей, белые колонны с фресками над входом, смуглого воина в шишаке, господский дом в Александровском стиле, выкрашенный желтой краской, белые колонны, фронтон дома с гербом. С обеих сторон господского дома росли темные деревья и ровные ряды стриженых елок. От этой картины веет искусственностью и театральностью, в ней нет ничего живого, точно так же, как нет никаких живых чувств у Анны Сергеевны. Она строга и холодна, ее жизнь катится, будто по рельсам, и менять маршрут своей судьбы и пустить в свое сердце какие-то новые эмоции она не желает. Дороже всего на свете для нее спокойствие, поэтому Одинцова остается равнодушной к чувствам Базарова. Любовь одаривает Евгения удивительной способностью смотреть на природу другими глазами, видеть то, что было скрыто от его глаз до этого. Он оказывается не таким черствым и рациональным, каким казался до этого: с возлюбленной он чувствует, как темным небом глядит в комнату мягкая ночь, как свежий запах чистого воздуха врывается в раскрытое окно, за которым слабо шумят деревья.

Итак, природа в романе играет огромную роль: она отражает взгляды как самого писателя, так и героев произведения, характеризует персонажей, описывает их душевные переживания и психологическое состояние.

Наиболее подробно Василий Иванович описывается в главах 20 — 21 произведения.

Цитатная характеристика:

Возраст

Василию Ивановичу — 61 год, то есть он родился в 1797–1798 году:

Происхождение

Отец Базарова выходец из простого народа. В отличии от свей жены, Арины Власьевны, он не является потомственным дворянином:

Василий Иванович является скромным человеком:

Профессия

В прошлом Василий Иванович служил военным лекарем, и судя по всему служил в дивизии генерала Кирсанова — дедушки Аркадия Кирсанова:

— А отец его где живет? — В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.
— Тэ-тэ-тэ-тэ… То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Кажется, был.
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! — Павел Петрович повел усами.
— Глава XXI. Из разговора Кирсановых

За время службы он много где побывал и многое видел:

Василий Иванович получил орден Святого Владимира за помощь в борьбе с чумой, вероятно во время вспышек заболеваний 1829 или 1837 года в Одессе:

Находясь в отставке Василий Иванович управляет имением жены, занимается садом и бесплатно лечит бедных крестьян:

Бедняки благодарят его за помощь и расплачиваются чем могут, но, по-видимому, плата эта крайне несущественна:

Но возраст дает о себе знать, и Василию Ивановичу уже сложно справляться с лекарской работой:

Финансовое положение

Родители Евгения Базарова живут небогато и просто, но это скорее не от бедности, а от армейского аскетизма:

Он уважает труд и считает, что во всем нужно полагаться на себя. Себя Базаров-старший сравнивает с древнеримским полководцем Квинкцием Цинциннатом, отошедшим от службы и обеспечивающим себя за счет огорода:

Он является прогрессивным хозяином. Так, еще до отмены крепостного права, он перевел крестьян с барщины на оброк — то есть, с принудительных работ, на выплату налога:

Характеристика

Василий Иванович — набожный человек:

Он любит свою супругу, с которой прожил всю свою жизнь:

Старик Базаров любит философствовать из знаком с античными философами:

«На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца: оно приличествует пустыннику. А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием. "
— Глава XXI

О молодости Василия Ивановича почти ничего неизвестно, но в разговоре он обмолвился, что имел страсть к картам, и поплатился за это:

Отношения с сыном

Василий Базаров любит и гордится своим сыном Евгением, и ничего не жалел для его воспитания:

Базаров также говорит, что любит родителей:

— Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.
— Ты их любишь, Евгений?
— Люблю, Аркадий!
— Они тебя так любят!
— Глава XXI

Но так как Евгений не любит проявления чувств, отец старается сдерживать свои эмоции:

Василий Иванович ничего не жалеет для своего сына:

Он дает сыну полную свободу:

К колкостям сына Василий Иванович относится снисходительно:

Евегений уважает родителей, и считает их хорошими людьми, особенно отца:

Внешность

Василий Иванович Базаров был человеком высокого роста и худощавым:

«Василий Иванович засмеялся и сел. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире, и он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою-то небрежною неподвижностию. "
— Глава XX

По прибытию в родительский дом, Евгений отмечает, что за три года которые он провел в Петербурге, его отец сильно поседел:

Из-за того что Василий Иванович курит трубку, его зубы потемнели и стали черными:

Одевается Василий Иванович по деревенски просто и небрежно:

Читайте также: