Художественная обработка кости и дерева

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. В Древней Греции из слоновой кости делали великолепные статуи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами. С X века стали популярны поделки с геометрическими узорами, изображениями растений и животных.

Бивень мамонта — это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву.

Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня. Эскизов на бумаге не делают, а на самом куске помечают части будущей фигурки. Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет. Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.

Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.

Первоначально кость обезжиривается и отбеливается; потом ее распиливают на куски или пластины и определяют форму предмета. Из соображений прочности будущего изделия кость пилят на пластины вдоль слоев, а не поперек: такой распил не позволяет кости коробиться при изменении температуры или влажности.

Распиловка заключается в раскрое сырья на крупные составные части с исключением трещин и прочего брака. Распиловка кости может производиться вручную и механическим способом.

Шлифование заключается в выравнивании поверхности изделия и снятия царапин. Производится оно шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически.

Отбеливание - операция заключительной отделки изделий перед полированием. Назначение отбеливания состоит в устранении различны дефектов естественной окраски материала: желтизны, пятен и т.д.

Склеивание - способ получения неразъемных соединений с помощью клея. В последнее время склеивание стало широко применяться в художественной обработки кости. Наиболее традиционно использование клея при креплении фурнитуры, оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия.

Полирование - операция окончательной отделки изделия применяется для придания поверхности изделия блеска. Полирование изделий производится вручную и на полировальных станках.

Для создания из кости объемной вещи мастер изготавливал на токарном станке первоначальную болванку по форме и размерам подходящую для будущего изделия.

Обработка костяной поверхности проводилась различными лобзиками, пилками, сверлами, дрелями и другими специальными инструментами. Прежде чем приступить к резьбе художник делал на кости или костяной пластине эскизный рисунок будущего изделия или узора. Рисунок наносился карандашом или же процарапывался.

Наиболее простой для исполнения была гладкая резьба. По предварительно нанесенному рисунку мастер постепенно углублял фон; рельеф мог быть различной высоты -- от почти плоского до выпуклого с дополнительными накладными деталями, которые крепились на костяных шипах..

Более трудной по технике исполнения была объемная резьба - работа над трехмерными

фигурами прикладного и декоративного (костяная скульптура) назначения.

Кроме резьбы для создания изделий из кости использовалась гравировка, нередко - с подцветкой (краска плотно входила в углубленный штрих, создавая контрастный по отношению к цвету кости рисунок). Для большей декоративности изделий в XVIII-XIX веках отдельные костяные пластины окрашивались природными красителями - шафраном (желтый цвет), листьями щавеля (от красно-коричневого до черного цвета), корой ольхи, ягодами черники (коричневый и серый цвета), мареной или спелой бузиной (красный цвет) и др.

Особенно любили расписывать яркими красками пластины костяных вееров. Для протравы кости краской создавали кислую среду, для чего использовали ягодный морс, уксус, водку или квасцы В XIX веке для окраски кости стали использовать анилиновые

краски. В особы случаях кость золотили, а также декорировали драгоценными камнями. Конструктивные детали, такие как металлические скрепы, гвозди, накладки, крепившие костяные пластинки на деревянную основу, также превращались мастерами в дополнительные декоративные элементы.

Художественная резьба по кости - это не просто умелое применение технических знаний для обработки ценного материала, каким является моржовая, мамонтовая или слоновая кость. Художественная резьба - это искусство: костяная пластина или объемный кусок клыка превращаются волей мастера в законченное произведение, где каждая линия, каждый штрих точно положены на свое место, где общее нераздельно дополняется частностями, одно неотделимо от другого. Резьба по кости - это искусство художника, хорошо понимающего законы пластического мастерства. Точное определение объема вещи с учетом ее функционального назначения как бы предопределяется дополнительной разработкой поверхности в графической или пластической манере. Гравировка, подцветка, сквозная или рельефная резьба являются неотторжимым дополнением целостного художественного образа вещи.

Большое мастерство, достигнутое резчиками по кости, лучшие образцы которого мы любим и ценим как национальное, художественное достояние, явилось результатом многовекового процесса развития. От простейших утилитарных предметов до гармоничньгх по форме и орнаментации произведений декоративно-прикладного искусства - таков путь развития художественной резьбы по кости. Сила эмоционального воздействия лучших произведений этого искусства в том, что в ник вложены не только труд и талант одного человека - исполнителя данной вещи, но навыки и таланты многих поколений, многих безымянных творцов, чьи достижения подучили достойных восприемников в лице косторезов последующего времени.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., 16 л. ил.

Дополнительная:

1.1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2.Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Кто из русских царей увлекался косторезным искусством?
  2. Что такое – цевка?
  3. Известные материалы для косторезного искусства.
  4. С каким привозным материалом работают русские косторезы?
  5. Технологические приемы первоначальной обработки кости.
  6. Технологические приемы окончательная обработка кости.
  7. Виды художественной обработки кости.
  8. Прославленные центры косторезного искусства.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить реферат на тему художественная обработка кости:

  1. Древнейшее искусство обработки кости.
  2. Холмогорский промысел.
  3. Тобольский промысел.
  4. Художественные изделия Чукотки.
  5. Художественные изделия Якутии.
  6. Художественная обработка рога.
  7. Художественная обработка слоновой кости.
  8. Трон Ивана III, выполненный греческими мастерами в XV веке.

В силу своей профессии мы интересуемся мировой скульптурой, в частности, скульптурой из кости. Однако интернет-сайты заполнены исключительно однообразными перепечатками о резных костяных изделиях Русского Севера, а между тем Россия не была монополистом и лидером этого вида искусства, хотя именно такое впечатление может сложиться у зрителя, заинтересовавшегося художественной костью. В предлагаемой вашему вниманию статье вы ознакомитесь с основными сведениями о видах кости, с кратким обзором мировой художественной резьбы по кости, ее традициями и темами, и серией иллюстрирующих текст фотографий. Основная часть обзора создана по материалам Metropolitan Museum, British Museum, фото с сайта музеев, также использовались материалы авторов.

Виды кости для резьбы

Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость . Вот основные ее виды.

1. Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.)

2. Трубчатая берцовая кость крупных копытных - цевка (верблюд, корова, лошадь)

3. Бивень (мамонт или слон)

Рынок кости в Африке, бивни мамонта, внизу — клык моржа, рог нарвала Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, - например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!

Рынок кости в Африке, бивни мамонта, внизу — клык моржа, рог нарвала Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, - например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!

Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта . Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.

Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок. Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.

История

Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.

Европа

Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента .

Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости.

Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.

Алексашенко, Н.А. Резная кость Усть-Полуя: взгляд трасолога / Н. А. Алексашенко // Научный вестник. Обдория: история, культура, современность. — 2005. — Вып. 4 (35). — С. 9-18.

Алексашенко, Н.А. Усть-Полуй: техника художественной резьбы по кости / Н. А. Алексашенко // Уральский исторический вестник. — 2006. — № 14. — С. 105-117.

Баландин, В.М. Резьба по кости = Bone carving : [альбом] / Владимир Баландин ; [пер. на англ.: Ю. Горина, В. Минеев]. — Петрозаводск : Скандинавия, 2006. — 103 с. : цв. ил., портр.; 30 см.

Бронштейн, М.М. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки = Bone carving in Uelen. The folk art of of Chukchi Peninsula / М. М. Бронштейн, И. Л. Карахан, Ю. А. Широков; Департамент культуры, молодежи, спорта и информац. политики Чукот. авт. округа, Гос. музей искусства народов Востока. — М. : Святигор, 2002. — 97, [2] с. : ил., портр.; 30 см.; ISBN 5-93189-004-1

Быстрова, Е.В. Холмогорская резьба по кости последней четверти ХХ века. Возрожденные традиции / Е. В. Быстрова. — М. : ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2005. — 193 с. : ил.; 21 см.

Валов, А.А. Тобольская резная кость : [Альбом] / [А. А. Валов; ред. Ю. А. Дорохов, А. П. Горюн]. — Свердловск : Средн.-Урал. кн. изд., 1987. — 191 с., [5] л. ил. : ил.; 27 см.

Василенко, В.М. Северная резная кость : (Холмогоры, Тобольск, Чукотия) / В. М. Василенко ; Под ред. проф. Н. Н. Соболева ; Упр. промысл. кооперации при Совете министров РСФСР. Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти. — Москва : КОИЗ, 1947 (Центр. тип. им. Ворошилова). — 107 с. : ил.; 21 см.

Давыдов, И. Тобольские косторезы. — Тюмень : Кн. изд-во, 1954. — 72 с. : ил.; 22 см.

Иванов, В.Х. Якутская резьба по кости. — Москва : Наука, 1979. — 111 с. : ил.; 21 см.

Иванов, В.Х. Якутская резьба по кости : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения : (17.00.05). — Москва : [б. и.], 1979. — 18 с.

Карисалов, М.Ю. Резная кость. Творения русских мастеров XVIII-XIX веков / М.Ю. Карисалов, И.Н. Уханова. — М. : МГОМЗ, 2013.

Крюкова, И.А. Доклад о художественной направленности современной холмогорской резьбы по кости / Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти Роспромсовета. — Москва : [б. и.], 1958. — 19 с.; 22 см.

Крюкова, И.А. Русская народная резьба по кости. — Москва : КОИЗ, 1956. — 119 с. : ил.; 22 см. — (Художественные промыслы РСФСР/ Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти Роспромсовета).

Крюкова, И.А. Русская резьба по кости. — [Москва] : КОИЗ, 1959. — 23 с., 11 л. ил.; 17 см. — (Художественные промыслы РСФСР).

Крюкова, И.А. Русская резьба по кости. — [2-е изд.]. — [Москва] : КОИЗ, 1960. — 23 с., 11 л. ил.; 16 см. — (Художественные промыслы РСФСР)

Кубе, А.Н. Резная кость : Очерк А. Н. Кубе / Гос. Эрмитаж. — Ленинград : Б. и., 1924 (Рос. гос. акад. тип.). — 22 с., 1 л. ил.; 24 см.

Митлянская, Т.Б. Искусство резьбы и гравировки по кости береговых чукчей и азиатских эскимосов : (Сов. период) : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (170000; 170005) / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. Кафедра истории русского и сов. искусства. — [Б. м.] : [б. и.], 1974. — 24 с.

диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.05. — Москва, 1974. — 232 с. : Прил. (25 с.)

Митлянская, Т.Б. Холмогорская резная кость / Т. Б. Митлянская. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1991. — 94,[3] с., [16] л. ил. : ил.; 20 см.; ISBN 5-85560-256-7 : 35 к.

Народное искусство Чукотки : резьба по кости : каталог выставки / [Союз художников РСФСР и др. ; авт. вступ. ст. Т. Б. Митлянская ; сост. И. Л. Карахан, Т. Б. Митлянская]. — Москва : Советский художник, 1977. — [90] с. : ил., портр.; 17 см.

Овсянников, Ю.М. Перо Жар-птицы : Невыдуманные рассказы о том, как возникли и обрели всемирную славу русские нар. промыслы резьбы по дереву и кости, миниатюрной скульптуры из глины, красочных лаковых изделий; как талантливые умельцы, сберегая вековые традиции, создают произведения, украшающие наш быт. — [Москва] : [Сов. Россия], [1963]. — 191 с. : ил.; 20х23 см.

Орлова, Е.П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость / Акад. наук СССР. Сиб. отд-ние. — Новосибирск : [б. и.], 1964. — 111 с. : ил.; 27 см.

Парфен Парфенович Черникович : [Резьба по кости] : Выст. произведений : Каталог / [Авт. вступ. ст. и сост. Н. В. Тарановская]. — Л. : Художник РСФСР, 1991. — 16,[1] с., [16] л. ил. : ил.; 27 см.

Резная кость : каталог / сост. А. Н. Кубе ; Государственный Эрмитаж. — Ленинград : Государственная академическая типография, 1925. — 63 с., 7 л. ил.; 24 см. — (Государственный Эрмитаж).

Резная кость [Текст] : каталог выставки из фондов Отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа / Гос. Эрмитаж ; [сост. Р. С. Миносьян]. — Ленинград : [б. и.], 1981. — 27, [1] с.; 21 см.

Резьба по кости. — Москва : [б. и.], 1949. — 11 с.; 29 см. — (Б-чка по прикладному искусству для самодеятельных художников/ Всесоюз. дом нар. творчества им. Н. К. Крупской; Вып. 4)

Рехачев, М.В. Холмогорская резьба по кости / М. Рехачев. — [Архангельск] : Арханг. обл. гос. изд-во, 1949 (тип. им. Склепина). — 95 с., 5, LXII л. ил.; 23 см.

Роганов, Г.Н. Техника резьбы по дереву и кости. — [Москва] : КОИЗ, 1941. — 192 с. : ил.; 21 см.

Русская резная кость : [Альбом] / [Авт. вступ. статьи и сост. Т. Б. Митлянская] ; Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти Госместпрома РСФСР. — Москва : Госместпромиздат, 1961. — 15 с., 40 л. ил.; 27 см.

Русская резная кость : [Альбом] / Авт. текста [и сост.] М. А. Ильин. — Москва : Советский художник, 1960. — 86 с. : ил.; 30 см.

Русская резная кость, конец XVII-XX вв. : Каталог / Гос. музей этнографии народов СССР; [О. А. Кондратьева]. — Л. : Гос. музей этнографии народов СССР, 1987. — 94,[1] с. : ил.; 22 см.

Русский музей. Косторез Яков Серяков. — СПб. : Palace Editions, 2018.

Савицкий, И. Я. Ямальская резьба по кости / И. Я. Савицкий // Культурные инициативы: материалы 51 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей (Челябинск, 4 апреля 2019 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2019. — C. 121-123. — [3] с.

Свионтковская-Воронова, Л.И. Резная кость изъ собранiя П. И. Щукина / Текст и описание Л. И. Свионтковской-Вороновой ; Рос. ист. музей. — Москва : Рос. ист. музей, 1923. — 52 с.; 31 см.

Свионтковская-Воронова, Л.И. Резная кость из собрания П. И. Щукина : [Альбом]. — Москва : [s. n.], 1923. — 67 с. текста, 48 л. ил. : ил.; см.

Свионтковская-Воронова, Л.И. Резьба на кости / Л. Свионтковская-Воронова. — Москва : [Гос. изд-во], 1924. — 31 с., 9 л. ил. : ил.; 13 см. — (Русское декоративное искусство/ Под ред. В. А. Никольского; Вып. 9).

Северорусская резная кость XVIII — начала XIX века / [Авт. альбома И. Н. Уханова]. — Ленинград : Советский художник, [1969]. — [112] с. : ил.; 18 см.

Современная чукотско-эскимосская резная кость : [Альбом]. — Магадан : Кн. изд-во, 1967. — 22 с., 12 л. ил. : ил.; 22 см.

Стругова, О.Б. Русская резная кость XVIII – XIX веков из коллекции семьи Карисаловых. Каталог выставки. — М. : ИД Руденцовых, 2018.

Тобольская резная кость : каталог / Упр. культуры Тюменского облисполкома, Обл. картинная галерея ; [авт. вступ. ст. и сост. Черепанова Н. А.]. — Тюмень : [б. и.], 1974. — 62, [2] с. : ил.; 16 см.

Уханова, И.Н. Народное декаративно-прикладное искусство городов и посадов русского севера конца XVII-XIX веков / И. Н. Уханова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. — 306, [5] с. : ил. — ISBN 5-86007-251-1 : Б. ц.

Уханова, И.Н. Резьба по кости в России XVIII — XIX веков. — Л. : Художник РСФСР, 1981. — 240 с., ил.

Уханова, И.Н. Русская художественная резная кость XVIII — начала XIX в. в собрании Эрмитажа. — Ленинград : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1960. — 38 с. : ил.; 17 см.

Уханова, И.Н. Севернорусская резная кость XVII-XIX веков. — СПб. : Эрмитаж, 2005.

Уханова, И.Н. Северорусская резная кость. XVIII — начала XIX в. : [Альбом]. — [Ленинград] : [Сов. художник], [1969]. — [105] с. : ил.; 18 см. На обороте тит. л. авт.: И. Н. Уханова.

Уханова, И.Н. Художественная резьба по кости северо-русских мастеров XVIII-начала XIX вв. : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Ин-т им. И. Е. Репина. — Ленинград : [б. и.], 1963. — 10 с.; 22 см.

Филипп Дмитриевич Ермаков, 1904-1985 : Резьба по дереву и кости : Кат. [выст. / Сост. Е. О. Шевченко; Авт. статей Л. С. Яралова и др.]. — М. : Сов. художник, 1988. — [31] с. : ил., цв. ил.; 22 см.; ISBN 5-269-00242-6 : 35 к.

Холмогорская резьба по кости конца XVII-XX веков : [Выст. из собр. музеев страны]. Кат. выст. / [Сост. и общ. ред. Тарановской Н. В.; Вступ. статьи Ухановой И. Н., Тарановской Н. В.]. — Л. : ГРМ, 1984. — 104 с. : 20 л. ил., цв. ил.; 22 см. В надзаг.: Гос. Рус. музей, Арханг. обл. музей изобразит. искусств

Художественное наследие Якутии. Коллекция резной кости в собрании Национального художественного музея Республики Саха(Якутия): альбом-каталог / [авт. сост.: А.Л. Габышева; науч. ред. Г.А. Неустроева]. – Якутск: Агенство CIP НБР Саха, 2008. – 252 с.

Художники Якутии : графика, резьба по кости : каталог / Союз художников РСФСР, Якутское отд-ние Союза художников РСФСР. — Москва : [б. и.], 1968. — 29 с. : ил.; 22 см.

Юбилейная выставка произведений художников Архангельской области, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции : живопись, скульптура, графика, резьба по кости : [каталог] / Упр. культуры облисполкома, Архангельское отд-ние Союза художников СССР ; [сост. С. Г. Григорьев]. — Архангельск : [б. и.], 1957. — 25, [3] с., [12] л. ил.; 17 см.

Якунина, Л.И. Якутская резная кость / Якут. респ. музей изобразит. искусств. — Якутск : Якуткнигоиздат, 1957. — 80 с. : ил.; 22 см.

Якутская кость : [Альбом / Авт. текста и сост. В.Х. Иванов]. — Ленинград : Художник РСФСР, 1978. — 134 с. : цв. ил.; 22 см.

Чудо из

1. Холмогоры в Архангельской области – ажурная и рельефная резьба предметов быта и украшений;

2. Тобольск в Западной Сибири – миниатюрная скульптура из кости, изображающая людей и природу края;

3. Чукотка – скульптура животных и гравировка по кости на бытовые темы.

Морж

Костяные кружева

Уникальность холмогорской резьбы по кости связана с тем, что несмотря на свою красоту, декоративность и изящество, большинство изделий, созданных косторезами, – это предметы, имеющие конкретное практическое применение. Народные умельцы создавали из кости ларцы, табакерки, гребни, шкатулки, настольные туалетные комоды, игольники, кубки, вазы и даже мебель. Северные мастера по художественной обработке кости могли выполнить всё - от женского гребня до иконы, от мундштука до портрета императора.

Коробка для рукоделия

Коробка для рукоделия. XVIII в. Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл.

Гребни

Гребень свадебный "Александр Македонский и индийский царь". Архангельская губерния. 1760–1780-е гг.

Особым спросом костяные изделия пользовались в XVIII веке, они были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России. Русские цари почитали это старинное искусство. Пётр I не только покровительствовал холмогорским мастерам-резчикам, снабжал их образцами западного косторезного искусства, но и сам пробовал свои силы в этом ремесле. Изделия из кости пользовались большой популярностью у высшего дворянства. Ими украшались дома, их вручали важным особам в качестве памятных подарков и наград. В Оружейной палате в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге можно увидеть работы холмогорских косторезов, которыми пользовались русские правители. Известно, например, что Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Шахматы холмогорского резчика Осипа Дудина были приобретены для великого князя Павла Петровича.

К концу XIX века в аристократической среде мода на костяные изделия постепенно проходит, а для других слоёв населения большинство этих изделий были слишком дороги. Чтобы иметь доход, мастера были вынуждены отказаться от крупных, дорогих и сложных в исполнении уникальных предметов. Зато на поток было поставлено изготовление более дешёвых небольших бытовых предметов, которые могли себе позволить мелкие дворяне и чиновники, разночинцы. Сегодня, путешествуя по России, даже в небольших музеях и музеях-усадьбах, имеющих историко-бытовую экспозицию XIX века, можно увидеть мундштуки, ножи для бумаги, дамские веера, брошки, маленькие коробочки, табакерки, рукоятки к зонтам и тростям, созданные северными косторезами. Негативно на промысел повлияло и то, что к концу XIX века резко сократилась добыча моржа в северных морях. Власти не заботились о сохранении косторезных традиций. Всё это привело к тому, что художественная обработка кости на Архангельском Севере почти перестала существовать. Холмогорские крестьяне, заботясь о благополучии своих детей и понимая, что косторезное ремесло их не прокормит, отказывались обучать их резному делу.

О необходимости сохранения косторезного искусства в Холмогорах впервые заговорили ещё в конце XIX века. В 1885 году при Ломоносовском училище был открыт класс резьбы по кости. Но финансовые и организационные проблемы привели к тому, что в 1900 году класс был закрыт. За пятнадцать лет своего существования он не возродил косторезный промысел, но воспитал несколько талантливых резчиков.

С приходом советской власти интерес к народному творчеству усилился и даже получил государственную поддержку. В 1929 году в Ломоносове был организован Холмогорский учебный пункт художественной резьбы по кости, реорганизованный в 1930 году в профессионально-техническую школу имени М.В. Ломоносова. Интересно, что благодаря этой школе художественной обработке кости впервые стали обучать не только юношей, но и девушек. Программа обучения предусматривала как теоретические занятия (история скульптуры и лепки, композиция, технология обработки кости), так и практическое обучение технике резьбы. Окончившие курс могли продолжить работу в организованной в 1933 году Холмогорской косторезной артели. С конца 30-х годов XX века холмогорская резьба по кости становится визитной карточкой декоративно-прикладного искусства СССР. Работы мастеров Холмогорской фабрики художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова неоднократно побеждали на всероссийских и международных конкурсах, пополняли музейные коллекции. Испытав серьёзные трудности в 90-е годы, фабрика продолжает работать и сегодня. Мастерам удалось сохранить уникальные традиции народного промысла. Сегодня в Холмогорах создают массовые изделия на продажу (серьги, броши, бусы, подвески, сувениры) и уникальные выставочные тематические произведения декоративно-прикладного искусства.

Ожерелье

Украшения холмогорских резчиков на прилавках магазинов Архангельска. Фото Загоскиной Е.Б.

Современные резные изделия.jpg

В холмогорской резьбе по кости мастера используют разные техники: ажурную резьбу, рельефную резьбу, цветную гравировку и окраску пластин. Выбор техники зависит от вида, цвета, формы, размера кости, а также от сюжета, задуманного автором. В зависимости от формы и размера изделия кость может склеиваться, прикрепляться к деревянной основе клеем или маленькими гвоздиками. В своей работе мастера используют токарные станки и бормашины. Именно борами различных размеров и формы создаётся ажурный костяной орнамент. Например, в XVII – XVIII веках при создании ларца, настольного комода или шкатулки кость распиливали на тонкие пластины, окрашивали их в зелёный или коричневый цвет и наклеивали на деревянную основу. Нарядность ларцам и шкатулкам придавали ажурные и резные вставки, белая кость могла украшаться цветной гравировкой. Для особой декоративности мастера под белую ажурную резьбу подкладывали цветную фольгу, благодаря чему изделие получало более богатый и праздничный вид. К концу XVIII века перестают окрашивать кость и орнаменты становятся менее яркими, а в начале XX века цветность уходит вообще, перестают использовать фольгу. Мастера в одной работе могут удивительно гармонично сочетать разные техники обработки кости: ажурную резьбу, рельеф и цветную гравировку.

Бюро-секретер

Бюро-секретер. XVIII в. Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл, ажурная резьба, цветная гравировка, окрас, оклейка, обивка.

Северные резчики одинаково любили орнаменты и сюжетные композиции. Орнаменты помогают мастеру передать движение: порывы ветра, снежную бурю, морские волны, гнущиеся ветви деревьев. Рельефные изображения северных животных и птиц, портреты исторических лиц и святых вплетались в ажурный растительный узор. Дополняя сюжетные изображения, орнаменты создают настроение, помогают раскрыть смысл творческого замысла художника. Во второй половине XIX века популярными у холмогорских резчиков становятся сюжеты быта ненцев: чумы, оленьи упряжки, собаки, сцены охоты. В работах мастеров советского периода, помимо традиционных сюжетов, в окружении ажурного костяного кружева появились изображения символов новой жизни: трактора, самолёты, танки и поезда, московские высотки. Народные мастера во все времена в поиске сюжетов обращались к природе, истории, литературе и окружающей их реальности. Выбор сюжета мог зависеть от господствующего художественного стиля, практического назначения изделия и творческого воображения художника. Композиционно работы северорусских косторезов отличаются, по мнению Н.Д. Буторина, симметричностью, ритмичностью, ощущением движения, взаимодействием орнамента и сюжета.

Ваза

В каждом веке костарезного искусства были свои выдающиеся мастера. Осип Христофорович Дудин (1714 -1785), уроженец деревни Денисовка, был крупнейшим мастером XVIII века. Его изделиями пользовались члены императорской семьи. Резные кружки его работы с портретами русских князей и царей представлены в экспозициях Оружейной палаты и Эрмитажа. В творчестве О.Х. Дудина резьба по кости перестала быть просто ремеслом, а стала настоящим искусством.

Кубки с императорскими портретами.jpg

Мастерская Дудина О.Х. Кубок с портретом императрицы Елизаветы, Санкт-Петербург,1759-1760. Бивень мамонта. Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Фёдоровны и императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург, 1776. Бивень мамонта.

Особую роль в культуре Русского Севера сыграла семья косторезов Шубных. Братья Шубные с детства занимались резьбой по кости, и если Яков остался на родине, то Федот, подобно своему знаменитому земляку, ушёл с рыбным обозом из Холмогор в Петербург. При содействии М.В. Ломоносов поступил в Императорскую Академию художеств. Закончив её, Федот Иванович Шубин (1740–1805) продолжил обучение в Италии и Франции. Он был избран почётным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрёл всероссийскую известность как выдающийся скульптор, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и знаменитых людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, И. И. Шувалова.

Николай Степанович Верещагин (1770 - 1813) – знаменитый мастер-косторез, на творчество которого оказал влияние классицизм. Изделия Верещагина более торжественны и графичны, орнаменты более строгие. Н.С. Верещагин - один из первых, кто стал украшать свои произведения резной скульптурой, в том числе и миниатюрными копиями знаменитых памятников: Петра I работы Фальконе и М.В. Ломоносова работы Мартоса.

Мастерская Верещагина

Известными мастерами XIX века были соломбальские резчики Доронины, семьи Бобрецовых и Лопаткиных из Холмогорского уезда. В советский период традиции холмогорской художественной резьбы по кости сохраняли В.П.Гурьев, Г.Е.Петровский, М.И.Перепелкин, В.Т.Узиков, М.Д.Раков, М.А. Христофоров, П.П.Черникович, А.Е.Штанг, А.В.Леонтьева, А.С. Гурьев, Н.Д.Буторин, Г.Ф.Осипов и многие другие.

Икона

19 января 2018 года в селе Ломоносове в Холмогорском районе Архангельской области открылось новое здание художественного профессионального училища №27 имени Н.Д. Буторина, рассчитанное на 40 учащихся. Для демонстрации работ выпускников при училище создан музей. Открытие нового современного здания позволяет надеяться, что у старинного промысла художественной обработки кости есть будущее.

Виртуозное мастерство северных косторезов и сегодня не кажется устаревшим. Холмогорским мастерам удалось не только сохранить народные традиции, но и привнести в старинный промысел новые идеи и приёмы. Преемственность традиций, творческий подход и любовь к своему делу - залог дальнейшего развития этого красивого северного промысла.

Автор: Е.Ю. Колебакина, к.и.н., доцент кафедры культурологи и религиоведения ВШСГНиМК, САФУ им. М.В.Ломоносова.

1. Буторин Н.Д. Жизнь в любимом деле. – Архангельск, 2011.

2. Быстрова Е. Холмогорская резьба по кости // Народное творчество. 2007. № 3. С. 60-65.

Читайте также: