Гниение дерева это физическое или химическое явление
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект урока физ хим явл на конкурс.doc
ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
- сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.
- закрепление навыка проведение и анализа лабораторных экспериментов, вырабатывать навык работать с реактивами, оборудованием .
- развитие представления о взаимосвязи школьных предметов и окружающий жизни
Задачи урока:
а) Образовательные
- наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
- проводить химический эксперимент;
- объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
Воспитательные
- воспитание умения обращаться с химическими реактивами, посудой; соблюдать правила ТБ
- воспитание культуры взаимоотношений при работе в парах
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся
- совершенствовать умения учащихся наблюдать при выполнения опытов и делать выводы
Тип урока: комбинированный ( словесно – наглядно – практический).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
- словесно – наглядно – практический
Оборудование: пробирки, спички, , спиртовка, вода, сода, серная кислота, раствор хлорида меди( II ), раствор гидроксида натрия, уксус.
Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое осень? Какие в это время года происходят изменения?
Учащиеся описывают явления осени, рассказывают какие изменения происходят в это время года.
Учитель: Правильно, таким образом, осень – это явление, при котором происходят различные изменения.
Учитель: Ребята, давайте вспомни определение нашего предмета: Химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и дадим им объяснения.
Презинтация слайд № 2-12. Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев, образование тумана, пожар в лесу, таяние льда, коррозия металлов, квашение капусты. Попробуйте объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.
Презентация слайд №13 : Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. ( Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь ).
Перейдем к экспериментальной работе.
Опыт 1. Плавание парафина.
Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.
Вывод: Это _____________явление.
Перейдем к экспериментальной работе.
Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод.
Опыт 2. Испарение воды.
Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.
Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________
Вывод: Это _________________ явление.
На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим? (Слайд №16)
Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.
К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту (уксусную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение ….
Вывод. Это __________________________явление.
Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.
Возьмите пробирку и прилейте в нее голубой раствор хлорида меди( II ),) затем добавьте бесцветный раствор гидроксида натрия. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________
Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций .
Учитель: Ребята, давайте выделим признаки химической реакции.
Учащиеся называют признаки химической реакции, учитель записывает их на доске.
Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят изменения, которые делятся на физические и химические .
Как вы считаете, можно отличить физическое явление от химического?
Химическими называют такие явления, при которых происходит превращения одних веществ в другие.
Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.
Давайте теперь попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.
Содержание опыта
Наблюдения, сопровождающие опыт
Вывод о явлении
Горение бенгальского огня
Плавление свечи
Образование наплыва на свече
Почернение сахара и увеличение его объёма (подъём за счёт выделяемого газа)
Фильтрование рас твора глины
Глина на фильтре, фильтрат бесцветный прозрачный
Взаимодей ствие раствора медного купороса с раствором щелочи
Образование осадка голубого цвета
Признаки химических реакций.
- Изменение цвета
- Появление запаха
- Выделение газа
- Образование осадка
- Излучение цвета
- Выделение или поглощение теплоты.
Какие из перечисленных явлений следует отнести к химическим?
- Образование облаков
- Подгорание пищи
- Засахаривания варенья
- Прокисание молока
- Протухание куриного яица
- Образование снежинок
- Горение бензина
- Испарение духов.
Вернувшись домой после урока химии ученик подумал: «Как много вокруг химических явлений!
В чем ошибся ученик?
II. Задания для закрепления
№2. Посмотрите видео-эксперимент "Взаимодействие соды с соляной кислотой" Какое явление вы наблюдали? Почему?
Читайте также: