Гниение дерева это физическое или химическое явление

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока физ хим явл на конкурс.doc

ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

- сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.

- закрепление навыка проведение и анализа лабораторных экспериментов, вырабатывать навык работать с реактивами, оборудованием .

- развитие представления о взаимосвязи школьных предметов и окружающий жизни

Задачи урока:
а) Образовательные

- наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

- проводить химический эксперимент;

- объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Воспитательные

- воспитание умения обращаться с химическими реактивами, посудой; соблюдать правила ТБ

- воспитание культуры взаимоотношений при работе в парах

- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся

- совершенствовать умения учащихся наблюдать при выполнения опытов и делать выводы

Тип урока: комбинированный ( словесно – наглядно – практический).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

- словесно – наглядно – практический

Оборудование: пробирки, спички, , спиртовка, вода, сода, серная кислота, раствор хлорида меди( II ), раствор гидроксида натрия, уксус.

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое осень? Какие в это время года происходят изменения?

Учащиеся описывают явления осени, рассказывают какие изменения происходят в это время года.

Учитель: Правильно, таким образом, осень – это явление, при котором происходят различные изменения.

Учитель: Ребята, давайте вспомни определение нашего предмета: Химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и дадим им объяснения.

Презинтация слайд № 2-12. Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев, образование тумана, пожар в лесу, таяние льда, коррозия металлов, квашение капусты. Попробуйте объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.

Презентация слайд №13 : Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. ( Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь ).

Перейдем к экспериментальной работе.

Опыт 1. Плавание парафина.

Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.

Вывод: Это _____________явление.

Перейдем к экспериментальной работе.

Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод.

Опыт 2. Испарение воды.

Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.

Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________

Вывод: Это _________________ явление.

На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим? (Слайд №16)

Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.

К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту (уксусную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение ….

Вывод. Это __________________________явление.

Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.

Возьмите пробирку и прилейте в нее голубой раствор хлорида меди( II ),) затем добавьте бесцветный раствор гидроксида натрия. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________

Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций .

Учитель: Ребята, давайте выделим признаки химической реакции.

Учащиеся называют признаки химической реакции, учитель записывает их на доске.

Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят изменения, которые делятся на физические и химические .

Как вы считаете, можно отличить физическое явление от химического?

Химическими называют такие явления, при которых происходит превращения одних веществ в другие.

Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.

Давайте теперь попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

Горение бенгальского огня





Плавление свечи

Образование наплыва на свече

Почернение сахара и увеличение его объёма (подъём за счёт выделяемого газа)

Фильтрование рас твора глины


Глина на фильтре, фильтрат бесцветный прозрачный

Взаимодей ствие раствора медного купороса с раствором щелочи

Образование осадка голубого цвета

Признаки химических реакций.

  1. Изменение цвета
  2. Появление запаха
  3. Выделение газа
  4. Образование осадка
  5. Излучение цвета
  6. Выделение или поглощение теплоты.

Какие из перечисленных явлений следует отнести к химическим?

  1. Образование облаков
  2. Подгорание пищи
  3. Засахаривания варенья
  4. Прокисание молока
  5. Протухание куриного яица
  6. Образование снежинок
  7. Горение бензина
  8. Испарение духов.

Вернувшись домой после урока химии ученик подумал: «Как много вокруг химических явлений!

В чем ошибся ученик?

II. Задания для закрепления

№2. Посмотрите видео-эксперимент "Взаимодействие соды с соляной кислотой" Какое явление вы наблюдали? Почему?

Читайте также: